Научная статья на тему 'Рационализация познавательной деятельности учащихся на уроке изучения новых знаний'

Рационализация познавательной деятельности учащихся на уроке изучения новых знаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
127
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / RATIONALIZATION / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / COGNITIVE ACTIVITY / ФАШИЗМ / FASCISM / НАЦИОНАЛ-СОЦИАЛИЗМ • / ФГОС / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / CULTURE APPROACH / СМЫСЛООБРАЗОВАНИЕ / ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ / ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ACTION APPROACH / ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ / GENERAL HISTORY / NATIONAL-SOCIALISM / FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARD (FSES) / SEMANTIC EDUCATION / TELEOLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремеев А.А.

Рационализация познавательной деятельности в ходе представленного урока достигается за счет рационального планирования занятия и отбора учебного материала в соответствии с ведущими модальностями. Рационализация в данном случае обладает смыслообразующей и целеполагающей функцией. В ходе урока учащиеся знакомятся с идеологией германского национал-социализма, её истинной сущностью, историей, на основании представленных материалов формируют ценностное отношение к проблематике занятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationalization of the students’ cognitive activity at the lessons of studying new knowledge

Rationalization of cognitive activity within the introduced lesson is achieved with rational planning the lesson and choosing learning material in accordance with leading modalities. Rationalization in this case has the semantic and target function. During the lesson the students meet with ideology of German National-Socialism, its real essence, history, on base of presented materials they form valuable attitude to the problem of a lesson.

Текст научной работы на тему «Рационализация познавательной деятельности учащихся на уроке изучения новых знаний»

РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

Андрей Александрович Еремеев,

учитель истории и обществознания ГБОУ «Гимназия № 1504» г. Москвы

• рационализация • познавательная деятельность • фашизм • национал-социализм • ФГОС

• культурологический подход • смыслообразование • целеполагание • деятельностный подход • всеобщая история

Достижение результатов предметного обучения, отражённых в ФГОС среднего общего образования по предметам социально-гуманитарного цикла, в частности по «Истории России» и по «Всеобщей истории», невозможно без целенаправленной рациональной деятельности учащихся.1

«Рациональность, — пишет И. Лакатос, — есть то, что соответствует определённым методологическим принципам, нормам и предписаниям»2. Понимаемая в том смысле рациональность предстаёт как смысло-и целенесущая деятельность. То есть учебный материал, с которым учащиеся будут работать во время урока, не должен представлять собой набор исторических фактов, дат, цифр и формулировок, которые подлежат механическому заучиванию и представляются в готовом виде учителем. Учащиеся должны осознавать в процессе самостоятельной работы с материалом, почему они работают именно с этим материалом, должны понимать, для чего знания, которые они получают на уроке, нужны им, и их важность для понимания истории в целом.

1 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [электронный ресурс]// Министерство образования и науки РФ: [минобрнауки.рф] .[2015] URL: ИНр://минобрнауки. рф/документы/543 (дата обращения 5.04.2015)

2 Лакатос И. История науки и ее рациональные реконструкции // Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978, С. 205.

3 Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, 1989 С .268

Применительно к теме урока «Фашистский режим в Германии. Идеология национал-социализма», с точки зрения рационализации, задача может сводиться к поиску ответа на следующий вопрос: почему в стране с высокой культурой, стране с глубокими гуманистическими традициями, в стране Шиллера, Гёте и Канта к власти пришёл, пожалуй, один из самых бесчеловечных политических режимов — нацистский режим? Ответить на него невозможно без анализа экономических, политических, идеологических факторов, их взаимосвязи друг с другом, то есть без опоры на принцип историзма, согласно которому любое историческое явление должно рассматриваться в своём развитии и многообразных взаимосвязях с иными историческими явлениями.

Рационализация познавательной деятельности учащихся на уроках истории связана:

• во-первых, с рациональным планированием деятельности учащихся в рамках урока. Рациональное планирование предполагает выделение главного, существенного, межпредметную координацию учебного материала; повышение роли дедуктивного подхода в сочетании его с индуктивным3. Это означает, что учащиеся уже в начале занятия должны представлять себе, как они будут изучать тему урока, какие логические связи существуют между её элементами, наконец, понимать конечную цель урока, в которой может быть дан ответ на вопрос, сформулированный в начале урока учителем или самими учениками, или же неким

А.А. ЕРЕМЕЕВ. РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИЗУЧЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ

НИ.......У.......ИИ1

практическим результатом (таблицей, проектом, эссе и т.п.). Более того, кроме главной цели урока, формулируемой в начале занятия, учащиеся должны ставить себе индивидуальные цели. Для одних знания, полученные на уроке, — средство успешной сдачи экзамена, других интересует эмоциональная сторона полученной информации, третьих уже давно привлекает тема урока, и они после урока продолжат её самостоятельное изучение;

• во-вторых, с рационально подобранным учебным материалом. То есть учебный материал должен быть так подобран учителем, чтобы в ходе занятия учащиеся смогли извлечь из него необходимую информацию, сделать необходимые обобщения и выводы, выстроить связи между элементами темы. Более того, важно чтобы учащиеся могли понять учебный материал вне зависимости от своего уровня способностей и готовности к изучению темы. Это достигается путём использования разноуровневых заданий, которые предлагаются ученику на выбор.

Кроме того, при планировании учебного занятия необходимо учитывать ведущую модальность того или иного этапа урока, а также ведущую модальность урока в целом. Использование культурологического подхода в данном случае способствует лучшему осмыслению учебного материала и усвоения тех ценностей, которые заложены в учебном материале.

Важно, чтобы в сознании учащихся формировалась система изучения истории, и большую роль в этом играет исторический анализ. Обилие исторического материала требует рационального подхода к его изучению, потому целесообразно определить алгоритм или технологию рационального изучения новых знаний на уроках истории:

1. Определить место урока в системе уроков по теме, разделу; оптимальную структуру, предполагая, что на каждом этапе урока при всей его вариативности учащиеся должны добывать новые знания максимально самостоятельно.

2. Определить цель урока (в трёх аспектах), выделить формируемые УУД, конкретизируя их в относительно простых элемен-

тах — общеучебных умениях и навыках. Учитель на уроке изучения новых знаний не является их транслятором, он — организатор, консультант, стимулирующий учебную деятельность учащихся.

3. Учебный материал выстраивается в соответствии с предметными модальностями, в которых вариативно и целостно представлен культурологический состав содержания образования. Материал, подлежащий изучению, должен отличаться разнообразием источниковой формы: фактологический материал, мемуары, высказывания и суждения, статистический материал, требующий статистического анализа, сравнения, обобщения; материалы дискуссий, архивные данные, художественные источники, фотоматериалы и др.

4. Работа с разнообразным содержанием должна иметь главной целью создание целостного представления по теме урока, а значит, результаты каждого этапа должны системно дополнять друг друга. Не только новизна содержания, но и новизна способа деятельности дают возможность вырабатывать умения осуществлять поиск, учиться научному методу.

5. Процесс изучения новых знаний (добывание новых знаний) целесообразно строить, используя индивидуальную, парную, групповую работу, а также привлекать разноуровневые задания или предлагать задания на выбор.

6. Работа с каждым видом заданий должна быть чётко ориентирована на конкретные метапредметные, предметные и личностные результаты, поэтому подведение итогов урока целесообразно связывать с проверкой осмысления и понимания новых знаний, закреплением ведущих идей темы урока относительно его задач.

Специфика урока всеобщей истории в 9-м классе по теме «Фашистский режим в Германии. Идеология национал-социализма» продиктована современной исторической ситуацией, когда некоторые разновидности радикальных идеологий правого толка в силу ряда причин завоёвывают себе сторонников, зачастую в силу неясных представлений о них у последних. Поэтому крайне важно организовать работу на уро-

ке таким образом, чтобы у учащихся сложилось ясное представление о той идеологии, из которой вышли многие современные крайне правые идеологии. Этому будет способствовать разнообразие технологий, методов и приёмов, используемых в течение урока, позволяющее активизировать познавательную деятельность учащихся, а также рациональное планирование и отбор учебного материала, в соответствии с ведущими модальностями.

К моменту изучения темы «Фашистский режим в Германии. Идеология национал-социализма» учащиеся уже обладают представлением о сущности фашистского режима, его основных чертах, причинах возникновения (всё это рассматривалось на уроке, по-свящённом итальянскому фашизму), исторической ситуации, сложившейся в Европе после Первой мировой войны, культурном фоне эпохи, которая может считаться временем серьёзных перемен и мучительным поиском новых путей исторического развития европейских народов.

Тема, несомненно, имеет взаимосвязь с историей нашей страны, поскольку именно русскому народу и народам союзных советских республик, довелось противостоять национал-социализму в открытой борьбе и принести огромную жертву для победы над ним.

В ходе урока, опираясь на учебный материал, учащиеся выделяют отличия национал-социализма от других радикальных политических течений 20-30-х гг., начинают осознавать, на какие реальные идеалы и ценности опиралась идеология национал-социализма (идея реванша за поражение в Первой мировой войне, достижение процветания одного народа за счёт другого, подкреплённая концепцией расового превосходства «арийских» народов над другими), и задумываться, почему для них эти ценности неприемлемы.

Тема урока: Фашистский режим в Германии. Национал-социализм.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследования.

Цель урока во взаимосвязи её аспектов:

1) образовательный аспект: сформировать у учащихся представление о германском национал-социализме, его отличиях от итальянского фашизма, причинах прихода нацистов к власти, месте германского национал-социализма в ряде тоталитарных диктатур первой половины XX века. Познакомиться с историческими источниками, содержащими информацию о национал-социализме;

2) развивающий аспект: продолжить формирование у учащихся общеучебных умений и навыков (наблюдения, слушания, анализа текста, формирования суждений, поиска соответствия; формулирования гипотез; работы с наглядным материалом, составления таблиц и схем), а также специфически-предметных умений и навыков (анализ исторического документа и текста учебника, работа с историческим статистическим материалом, сравнительный анализ и критика исторических источников). Развивать интерес к самостоятельному изучению как истории изучаемого явления, так и истории в целом;

3) воспитательный аспект: формировать осмысленное отношение к ценности жизни, свободы личной и общественной, ответственности, истории и культуре, правде и истине, справедливости. Воспитывать критическое отношение к мнимым и ложным ценностям.

Задачи урока

Задача Решение Формы работы

Узнать причины прихода фашизма к власти в Германии, формирования идеологии национал-социализма Проблемная лекция, работа с текстом, статистическим материалом Фронтальная, в малой группе, индивидуальная

Выявить отличия политики национал-социализма от иных политических режимов. Причины, обусловившие специфику национал-социалистической идеологии Работа с текстом исторического документа В малой группе

Провести дискуссию по проблемным вопросам темы Учебная дискуссия, мозговой штурм Фронтальная, в малой группе

НИ.......У.......ИИ1

Оборудование: мультимедийный проектор, рабочие листы с заданиями, учебник, тетрадь.

Конспект урока удобно составлять в виде таблицы. Параллельно с учебным материалом приводятся ведущие модальности для того или иного этапа урока, а также УУД и ОУУН, используемые и формируемые при выполнении того или иного задания.

I. Организационный момент

Ведущая модальность: ценностная.

Содержание этапа: приветствие. Сообщение цели урока и объяснение принципа работы в малой группе и условий работы с дифференцированными заданиями (задания можно выполнять как совместно, так и самостоятельно, причём выбирать те, которые, на ваш взгляд, более интересны).

Также в начале урока учащимся демонстрируется видеосюжет о нацистских концлагерях, их жертвах, приводится статистика жертв гитлеровского режима и Второй мировой войны. В ходе беседы и обсуждения увиденного формулируются главные вопросы урока: почему национал-социализм стал самым жестоким режимом в Европе 1930-х гг.? Почему он был создан именно в Германии — стране высокой культуры и старинных гуманистических традиций?

II. Актуализация знаний учащихся

Ведущая модальность: знаниевая, сцепленная с субъектно-личностной.

Формируемые УУД: коммуникативные (общение и взаимодействие с партнёрами, организация и планирование, речевые действия как средства регуляции), познавательные (умение давать определение понятиям, делать выводы и заключения, классифицировать, работать с метафорами), регулятивные (контроль, коррекция, личностные), оценочные суждения.

Содержание этапа: в ходе этого этапа учащиеся припоминают то, что им известно об итальянском фашизме, выполняя задания 1-4, распределив задания между участниками каждой группы.

З а д а н и е 1

Выполнить тест:

1. Выберите наиболее правильное суждение. Фашизм — это:

A. Разновидность авторитарного режима, зародившегося в Европе после окончания Первой мировой войны.

Б. Экономическое учение, утверждающее необходимость участия государства в регулировании экономики.

B. Политическая идеология, выступающая за всеобщее равенство и справедливость.

Г. Учение о превосходстве одних людей над другими.

2. Причины установления фашистского режима в Италии:

A. «Красное двухлетие».

Б. Неспособность итальянских социалистов действовать решительно.

B. Стремление итальянского общества к либерализму в политике.

Г. Крупные территориальные приобретения Италии после Первой мировой войны.

3. «Красное двухлетие». Так называют:

A. Годы участия Италии в Первой мировой войне.

Б. Годы нахождения у власти фашистов.

B. Годы подъёма революционного движения в Италии.

Г. Годы преследований членов левых партий.

4. Причина установления фашистского режима в Италии:

Этап урока Ведущая модальность Общеучебные умения и навыки (ОуУН) Универсальные учебные действия (УУД) Учебный материал

A. Пресечение династии итальянских королей.

Б. Поддержка Муссолини немецкими фашистами.

B. Наступление мирового экономического кризиса.

4. Недовольство населения условиями Версальского договора.

5. «Поход на Рим». Так называют:

1. Военную операцию в ходе Первой мировой войны.

2. Вооружённое восстание бывших фронтовиков.

3. Политику принуждения Италии к вступлению в войну на стороне Антанты.

4. Насильственную смену власти в Королевстве Италия, в результате которой Бенито Муссолини назначен премьер-министром.

З а д а н и е 2

Что объединяет указанные даты: 1919 г., 1922 г., 1924 г. (Даты связаны со становлением фашистского режима в Италии).

З а д а н и е 3

Дополнить схему. В пустых клетках, проставить цифры, соответствующие тому или иному элементу: 1) экономика; 2) социальная сфера; 3) создание массовых организаций; 4) господство одной идеологии;

1 1

Политика

1 г

5) господство крупных корпораций (финансовых и производственных); 6) милитаризм и внешнеполитическая агрессия (экспансионизм); 7) борьба с инакомыслием; 8) подавление личности; 9) союз крупного капитала и государства; 10) запрет нефашистских общественных организаций.

З а д а н и е 4

Какие черты фашизма нашли отражение в следующих высказываниях?

1. Фашизм — это ложь, изрекаемая бандитами (Эрнест Хемингуэй).

2. Сложение реакционных идей с революционными чувствами даёт в результате фашистский тип личности. (Вильгельм Райх).

3. Национальное возрождение, о котором они кричали, похоже на камень. Когда его подымаешь с земли, из-под него выползают гады. Чтобы скрыть свою мерзость, они пользуются громкими словами (Эрих-Мария Ремарк).

4. У меня нет совести! Мою совесть зовут Адольф Гитлер! (Герман Геринг).

III. Изучение нового материала

Ведущая модальность: деятельностная.

Формируемые УУД: коммуникативные (организация и планирование, общение и взаимодействие с партнёрами, способность действовать с учётом позиции другого, уметь согласовывать действия), познавательные (умение работать с метафорами, давать определение понятиям, наблюдать, умение делать выводы и заключения, классифицировать явления, понятия), регулятивные (самоэффективность, контроль, коррекция, оценка).

Содержание этапа:

1. Рассмотрите пункты параграфа учебника, касающиеся фашизма в Германии. Составьте план работы на уроке.

Примерный план:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Причины прихода нацистов к власти.

НИ.......У.......ишш

2. Особенности национал-социализма, отличие от итальянского фашизма.

3. Фашистский режим в Германии.

2. Рассмотрите таблицу 1 и текст статей Версальского договора и опишите положение Германии после войны.

3. Ответьте на вопросы и выполните задания, распределив их между участниками вашей группы.

Вопросы:

1. Охарактеризуйте итоги Первой мировой войны для Германии.

Таблица 1

Численность населения, потери в войне отдельных стран — участниц Первой мировой войны

и их финансовое положение к 1920 г.

Государство Численность населения, млн чел. Потери в войне, млн чел. Гос. долг (внешний и внутренний), в тыс. долл. Гос. кредит (сколько денег страна дала в долг), в тыс. долл.

США 105,7 Около 320 тыс. чел 9 580 920

Англия 48,9 Около 2,5 6 877 329 9 891 853

Франция 40,0 Около 4,5 5 604 812 3 430 821

Италия 37,6 Около 2,1 4 034 481 389 988

Германия 61 Около 8 Около 33 000 000 (репарации по плану Дауэса)

Россия 170 Около 9,5 33 654 123

Версальский мирный договор

Статья 45. В качестве компенсации за разрушение угольных копей на севере Франции и в счёт суммы репараций за военные убытки, причитающейся с Германии, последняя уступает Франции... угольные копи, расположенные в Саарском Бассейне.

Статья 119. Германия отказывается в пользу Главных Союзных и Объединившихся держав от всех своих прав и правооснова-ний на свои заморские владения.

Статья 159. Германские военные силы будут демобилизованы и сокращены.

Статья 198. Военные силы Германии не должны заключать в себе никакой военной или морской авиации.

Статья 231. Союзные и Объединившиеся Правительства заявляют, а Германия признаёт, что Германия и её союзники ответственны за причинение всех потерь и всех убытков, понесённых Союзными и Объединившимися Правительствами и их гражданами вследствие войны, которая была им навязана нападением Германии и её союзников.

2. Почему Версальский договор называли в Германии «национальным унижением»?

3. Почему условия договора для Германии были столь суровыми.

4. Какие последствия для Германии должен был повлечь за собой этот договор?

З а д а н и е 5

1. Рассказ учителя о «пивном путче» 1923 г., о биографии лидера НСДАП Адольфа Гитлера, о создании НСДАП. В ходе рассказа учащиеся делают следующие записи в тетрадь:

а) 1920 г. — создание НСДАП (Лидер: Адольф Гитлер);

б) 1923 г. — «Пивной путч».

2. Работа с текстом программы НСДАП и Доктриной фашизма Муссолини.

З а д а н и е 6

В чём сходства и в чём различия идей, изложенных в этих текстах?

Национал-социализм

Итальянский фашизм

1. Мы требуем объединения всех германцев... в пределах Великой Германии.

2. Гражданином может быть. принадлежащий к германской нации соплеменник. Соплеменником считается. тот, в чьих жилах течёт германская кровь. Ни один еврей. не может быть германским соплеменником.

6. Право определять порядок управления государством и его законы может принадлежать только гражданину.

7. Мы требуем от государства.заботиться о трудовой занятости и жизни собственных граждан.

10. Первым долгом каждого гражданина должен быть созидательный духовный, умственный или физический труд. Деятельность отдельной личности долж-на.быть направленной на всеобщую пользу.

13. Мы требуем национализации всех.промышленных предприятий.

14. Мы требуем участия рабочих и служащих в прибылях крупных предприятий.

18. Мы требуем беспощадной борьбы против тех, кто своей деятельностью наносит вред общественным интересам.

22. Мы требуем.создания народной армии.

23. Мы требуем. борьбы против. политической лжи и её распространения прессой.

Ь) для выпуска негерманских газет требуется специальное разрешение государства. Газеты, которые вредят здоровью общества, необходимо запретить.

24. Мы требуем свободы всех религиозных вероисповеданий в государстве, если они не угрожают его целостности или не оскорбляют нравственных чувств и морали германской расы.

25. Для эффективной реализации этой программы, мы требуем создания в Рейхе сильной центральной государственной власти; безусловной политической власти над всем Рейхом и его организациями центрального Парламента._

.Коммунистической идеологии была противопоставлена новая идеология национального государства, национальной солидарности, национального пафоса. .Для фашизма человек — это индивид, единый с нацией.

.Фашизм желает человека активного, со всей энергией отдающегося действию, мужественно, сознающего предстоящие ему трудности и готового их побороть. .Фашистская концепция государства анти-индивидуалистична; фашизм признаёт индивида, поскольку он совпадает с государством, представляющим универсальное сознание и волю человека в его историческом существовании.

. Вне государства нет индивида, нет и групп (политических партий, обществ, профсоюзов, классов). Поэтому фашизм против социализма, который историческое развитие сводит к борьбе классов и не признаёт государственного единства. .Фашистское государство, высшая и самая мощная форма личности, есть сила, но сила духовная..

.Прежде всего фашизм не верит в возможность и пользу постоянного мира, поскольку в общем дело касается будущего развития человечества, и оставляются в стороне соображения текущей политики. Поэтому он отвергает пацифизм, прикрывающий отказ от борьбы и боязнь жертвы. .После социализма фашизм борется со всем комплексом демократических идеологий, отвергая их или в их теоретических предпосылках, или в их практических применениях и построениях.

В ходе обсуждения материала учащиеся приходят к выводу о том, что главное отличие национал-социализма от фашизма состоит в наличии в первом идеи расового превосходства, антисемитизма.

Далее проводится беседа по вопросам:

1. Были ли в идеологии итальянского фашизма националистические идеи? В чём их отличие от национал-социалистических идей?

2. В чём, по-вашему, состоит идея расового превосходства?

3. Какие цели преследовала реализация идеи расового превосходства?

В процессе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам:

1. Националистические идеи в Германии были более радикальными, чем в Италии.

2. Идея расового превосходства предполагает обоснование деления народов на полноценные («расу господ») и неполноценные («расу рабов»).

3. Реализация идеи расового превосходства предполагала обоснование необходимости насилия в отношении «неарийских» народов. Характерный для национал-социализма антисемитизм связан с тем, что государство стремилось безвозмездно изъять экономические блага у представителей еврейского народа, попутно обвинив его в той нестабильности, в которой находилось германское общество после поражения в Первой мировой войне.

Эта беседа является одним из ключевых моментов в раскрытии темы урока, поэтому

НИ.......У.......ИИ1

крайне важно правильно организовать обсуждение. Его конкретные формы (фронтальное обсуждение или обсуждение в группах, с представлением выводов) зависят от уровня подготовки учащихся.

З а д а н и е 7

Рассмотрите таблицу 2 и ответьте на вопросы.

Таблица 2

Парламентские выборы в Германии в 1928-1930 гг.

Партия Выборы 1928 г., % Выборы 1930 г., % 1933 г., %

НСДАП 3 18 44

Соц-дем. партия 30 25 18

Ком. партия 10 13 12

Германии

Католическая 12 11 1

партия

Демократическая 5 4 1

партия

С чем связана динамика изменения политических предпочтений населения Германии? Какое событие мирового значения могло повлиять на неё?

Рассказ о приходе НСДАП к власти в Германии, о пожаре рейхстага 1933 г. и последовавшем за ним запрете КПГ, о «ночи длинных ножей».

Вывод. Становление радикального фашистского режима в Германии стало результатом политического и экономического кризиса, начавшегося в Германии по окончанию Первой мировой войны.

IV. Закрепление знаний, умений, навыков, ценностей

Ведущая модальность: знаниевая; дея-тельностная.

Закрепление проводится на основе заданий с дифференцированным уровнем сложности.

З а д а н и е 8

Распределить представленные ниже черты политического режима и исторические факты по 3-м группам: 1) характерные

для всех тоталитарных режимов; 2) характерные для итальянского фашизма; 3) характерные для нацистской Германии.

A. Агрессивная внешняя политика.

Б. Подавление инакомыслия, политический террор.

B. Создание концентрационных лагерей для противников режима.

Г. Культ вождя.

Д. Распространение теории о полноценных и неполноценных людях.

Е. Формальное сохранение парламентской монархии.

Ж. Всеобъемлющий контроль государства и партии над обществом.

З. Заключение особого договора с католической церковью.

И. Расправа с бывшими соратниками во время «ночи длинных ножей».

З а д а н и е 9

A. Почему Гитлер, несмотря на провозглашённую в 25 пунктах защиту прав рабочих, говорил, что «наши предприниматели обязаны своим положением своим способностям. Этот отбор, лишь подтверждающий их принадлежность к высшей расе, даёт им право руководить»?

Б. В программе НСДАП существовал пункт о терпимости ко всем религиям. Также сам Гитлер утверждал, что «нам нужны верующие люди». Он же, однако, говорил и следующее: «Древний мир был таким чистым, светлым и безмятежным, потому что в нём не знали двух великих зол: чумы и христианства». Чем можно объяснить подобные противоречия?

B. Как соотносилась политика режима Гитлера с его высказыванием: «Чем грандиознее ложь, тем легче ей готовы поверить»?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В качестве домашнего задания учащиеся могут взять себе одну из задач и выполнить её в форме эссе, сочинения-рассуждения.

V. Этап рефлексии

ЛИТЕРАТУРА

Ведущая модальность: ценностная; субъ-ектно-личностная.

Формируемые УУД: самоэффективность, контроль, коррекция, оценка.

На этапе рефлексии учащиеся ставят себе оценку по десятибалльной шкале за инициативность, активность, эвристику, оценивают понятность материала, его личностную актуальность, выясняют, удалось ли достигнуть общей цели урока, ставят задачи по дальнейшему изучению темы. □

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) [электронный ресурс]// Министерство образования и науки РФ: [Минобрнауки.рф] [2015].

2. Лакатос И. История науки и её рациональные реконструкции //Структура и развитие науки: Из Бостонских исследований по философии науки. М., 1978.

3. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / Сост. М.Ю. Бабанский. — М.: Педагогика, 1989.

4. Пономарёв М.В. Всеобщая история. Новейшая история. 9 класс. Рабочая тетрадь М.: Дрофа, 2014.

5. Программа «25 пунктов» [электронный ресурс] // Википедия [ru.wikipedia.org] [2015].

6. Муссолини Б. Доктрина фашизма [электронный ресурс] // Новгородский государственный университет [www.novsu. ги] [2015].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.