Финансы региона
РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФИНАНСОВОЙ ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АГРАРНОЙ СФЕРЕ
о. Б. БиГдАй, кандидат экономических наук, доцент, ректор Северо-Кавказского гуманитарно-технического института
Недостаточная государственная финансовая поддержка предпринимательства в аграрной сфере, как показывает анализ приводит к росту хозяйственных затрат, связанных с производством и реализацией товарной продукции. В результате проведения протекционистской политики по отношению к индивидуальным сельхозтоваропроизводителям — мелким и средним крестьянским (фермерским) хозяйствам, в отраслях растениеводства, животноводства и птицеводства развивается сырьевой способ организации производства. В то же время укрупнение предпринимательских структур, смежных с сельским хозяйством, способствует трансформации подразделений сельскохозяйственного машиностроения, перерабатывающей промышленности и торговли в монопольные формирования. Попавшее в их окружение коллективное предпринимательство в сельском хозяйстве оказывается неподготовленным к самоокупаемости, что обусловливает рост трансформационных и трансакционных издержек сельскохозяйственных организаций.
При этом определяющими факторами, влияющими на увеличение затрат хозяйств коллективно-долевой формы собственности, могут считаться: замедление роста производства продовольственных товаров, связанного как с их переориентацией на интенсивные технологии, так и с сокращением платежеспособного спроса покупателей; возрастание стоимости материально-технических ресурсов, потребляемых производителями продукции сельского хозяйства; увеличение потерь растениеводческого, животноводческого и птицеводческого сырья из-за отсутствия в аграрной сфере необходимой перерабатывающей базы.
В условиях несовершенной конкуренции недофинансирование сельскохозяйственных организаций со стороны государства ведет к возрастанию натуральных потерь. Поэтому развитие коллективного предпринимательства в сельском хозяйстве должно обеспечиваться за счет перераспределения основных расходов федерального бюджета в пользу предпринимательских структур, эффективно хозяйствующих в аграрной сфере.
Следует отметить, что распределение денежных средств по регионам Российской Федерации пока обеспечивает преимущественную поддержку фермерскому хозяйствованию вне зависимости от выхода конечного продукта. В результате несогласованности действий органов исполнительной власти на местах с центром по формам и объемам финансирования сельскохозяйственного производства, происходит асимметричное развитие индивидуального и коллективного предпринимательства в сельском хозяйстве.
В соответствии с Законом РФ «О федеральном бюджете на 2007 год», из государственного бюджета на поддержку отдельных программ и мероприятий в сельском хозяйстве должны выделяться ресурсы для краткосрочного кредитования сезонных затрат и залога аграрной продукции. Порядок использования бюджетных ресурсов для финансовой поддержки коллективного предпринимательства в сельском хозяйстве в данном нормативном акте не оговаривается. Несмотря на то, что органы исполнительной власти обязаны оказывать содействие различным предпринимательским структурам через санацию убыточных и финансовую поддержку платежеспособных хозяйств, график поступления привлеченных ресурсов к ним, как правило, не
выдерживается. Предусмотренные бюджетами регионов производственные затраты крестьянских (фермерских) хозяйств также не обеспечиваются финансированием в полном объеме (табл. 1).
Их сопоставительная оценка указывает на непропорциональное распределение денежных ресурсов для организаций, осуществляющих материально-техническое обеспечение сельского хозяйства, и хозяйств коллективно-долевой формы собственности. Если на пополнение оборотных средств предприятиям по производству машин и оборудования для сельского хозяйства Ставропольского края в 2005 г. было выделено 30 000 тыс. руб., то субъекты коллективного предпринимательства в сельском хозяйстве тогда получили лишь 15 081 тыс. руб. или в 2 раза меньше.
Такой подход не учитывает необходимости преимущественной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций, функционирующих в несовершенной рыночной среде. Более того, такой порядок распределения бюджетных средств не ограничивает монопольного положения предприятий сельскохозяйственного машиностроения на рынке средств производства.
В результате, углубляющийся диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности ускоряет увеличение издержек коллективного предпринимательства в аграрной сфере. Предприятия, производящие для сельского хозяйства машины и оборудование, определяют ориентировочные цены на них, исходя из своих издержек и не учитывают роста трансакционных затрат сельхозтоваропроизводителей.
Индексы средних цен реализации основных продуктов растениеводства в Российской Федерации за период с 2001 по 2005 г. (табл. 2) снизились
на 1,9 %. Однако индексы цен производителей промышленной продукции, используемой в данной отрасли (в нашем примере по дизельному топливу) возросли на 18,7 %.
В связи с этим необходимо изменить отношение поставщиков материально-вещественных факторов производства к сельхозтоваропроизводителям. Поступающая в сельское хозяйство техника зачастую выходит из строя и восстанавливается ремонтно-техническими предприятиями, взимающими с сельхозтоваропроизводителей значительные денежные средства.
Подразделения сбытовой инфраструктуры, выполняя роль посредников в отношениях между производителями и покупателями, не выступают гарантом эксплуатационной надежности промышленных средств производства. Посреднические звенья нередко реализуют некачественную продукцию, которая из фактора производства превращается в предмет труда сельхозтоваропроизводителей. Тем не менее, независимо от качества машин, поставляемых сельскому хозяйству по схеме лизинговых поставок, посредники получают прибыль. В итоге уменьшаются доходы сельскохозяйственных организаций.
Казалось бы, лизинг должен способствовать повышению предпринимательской активности хозяйств , не располагающих собственными средствами для приобретения автотранспортных агрегатов и промышленного оборудования по переработке аграрного сырья.
Однако по данным Министерства сельского хозяйства Ставропольского края, абсолютное большинство сельскохозяйственных организаций не могут пользоваться услугами финансового лизинга из-за высоких лизинговых платежей. Даже
Таблица 1
Распределение некоторых расходов бюджета Ставропольского края в 2005 г.
Расходы Тыс. руб.
Государственное управление и местное самоуправление 968091
Функционирование законодательных органов государственной власти 89465
Развитие промышленности, энергетики и строительства 40195
Воспроизводство минерально-сырьевой базы 20195
Развитие сельского хозяйства и рыболовства, в том числе: сельскохозяйственного производства 811819 222066
Обеспечение агропромышленного комплекса машиностроительной продукцией на условиях финансового лизинга 30505
Государственная поддержка развития фермерства 3630
Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на пополнение оборотных средств организациям по материально — техническому снабжению, производству машин и оборудования для сельского хозяйства 30000
Субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам на пополнение оборотных средств сельскохозяйственных организаций 15081
Таблица 2
Индексы средних цен реализации основных продуктов растениеводства и цен производителей промышленной продукции в Российской Федерации
Продукция растениеводства и промышленная 2001 г. 2005 г. Темп роста, 2005 к 2001, %
Продукция растениеводства 108 109 95 106 -1,9
Зерновые культуры 104 100 82 102 -1,9
Подсолнечник 103 137 112 105 1,9
Электроэнергия, отпущенная сельхозтоваропроизво-дителям 120 148 135 118 -1,7
Топливо дизельное 107 93 104 127 18,7
Уголь 113 124 112 107 -5,3
Газ естественный 99 153 136 103 4,1
Удобрения минеральные 130 126 114 105 -19,2
Средства защиты растений 110 110 89 106 -3,6
Тракторы пропашные 111 121 126 107 -3,6
Культиваторы 114 130 109 100 -12,3
Прицепы тракторные 111 126 113 106 -4,5
Бороны 108 108 134 103 -4,6
Комбайны зерноуборочные 103 105 126 102 -1,0
Машины зерноочистительные 101 109 143 100 -1,0
Запасные части к сельскохозяйственным машинам 105 108 93 107 1,9
льготный порядок лизингового обеспечения сельхозтоваропроизводителей не дает возможности, по мнению специалистов, обеспечить устойчивое положение хозяйств на внутреннем рынке аграрного сырья и продовольствия.
Поэтому в рамках рационализации государственной финансовой поддержки предпринимательства в сельском хозяйстве правомерно направлять усилия на обновление основных фондов хозяйств, включая развитие их перерабатывающей базы. Достигнутая ступень становления механизма рыночного саморегулирования и экономическая практика пока не обеспечивают ускорения процесса формирования стимулирующей среды для сельскохозяйственных организаций. В условиях сокращения инвестиций государства в сельское хозяйство Российской Федерации особое место следует отвести кредитованию предпринимательства в аграрной сфере. Механизм предоставления кредитов различным субъектам собственности должен основываться на рациональном распределении денежных ресурсов, выделяемых по государственным каналам. Определяя приоритеты кредитования хозяйств, целесообразно учитывать необходимость первоочередной поддержки коллективного предпринимательства для уменьшения трансформационных и трансакционных затрат сельхозтоваропроизводителей.
В силу того, что действующие мощности по производству и переработке аграрного сырья не обеспечивают их полной загрузки, заемные средства правомерно выделять под создание перерабаты-
вающих подразделений в зоне непосредственного производства. В этой связи, может считаться обоснованным использование долгосрочных инвестиций местных коммерческих банков.
К числу перспективных форм кредитования предпринимательства в аграрной сфере может быть отнесена гарантия государства во фьючерсном приобретении производимой продукции. Обеспечение реализации аграрного сырья и продовольствия до начала посевных работ станет основополагающим стимулом активизации хозяйственной предприимчивости и инициативы. Представляется актуальным ежегодно определять реальные потребности в продукции аграрной сферы со стороны Министерства сельского хозяйства РФ в целях поставки продуктов на внутренний рынок продовольственных товаров.
Для создания оптимальных условий товарного производства каждый финансовый год правомерно принимать нормативные акты, которые гарантировали бы предоставление кредитов различным субъектам собственности от имени государства под залог фьючерсного урожая. Недостаточный уровень накоплений в аграрной сфере при фиксированной ставке банковского кредита не позволяет эффективно использовать возможности кредитования различных хозяйствующих субъектов. Помимо стимулирования предпринимательской активности и технического перевооружения специализированных формирований трансформация к рынку требует поддержки низкорентабельных структур, вовлекаемых в производство и переработку аграрного сырья.
Таблица 3
Уровень рентабельности (убыточности) хозяйств Ставропольского края от реализации продуктов растениеводства и животноводства, (%)
Виды продуктов 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г.
Продукция растениеводства, всего 11,9 56,6 55,9 47,4 29,2
в том числе:
зерно (включая кукурузу) 7,3 70,5 70,5 55,4 28,3
подсолнечник 31,2 79,3 43,2 79,0 69,1
сахарная свекла -0,5 -9,5 -0,5 5,8 36,2
картофель -11,3 16,4 12,6 -22,6 -11,2
овощи -14,3 15,9 -20,0 -8,1 1,1
Продукция животноводства, всего
в том числе мясо -45,7 - 13,6 -15,5 -10,3 -11,3
крупного рогатого скота -58,1 -23,3 -37,3 -32,1 -31,9
свиней -40,4 - 21,3 -37,6 -8,3 -8,9
овец и коз -45,9 9,3 -6,1 -3,6 3,0
птицы -25,2 -15,3 6,9 7,8 -4,0
Молоко и молочные продукты
(в пересчете на молоко) -32,8 14,3 -0,9 - 2,9 -0,8
Яйца 0 8,4 14,3 2,4 З, 1
Уровень рентабельности основных видов продукции животноводства, реализованных сельскохозяйственными организациями Ставропольского края в 2005 г. (табл. 3), без учета дотаций и компенсаций составил — 11,3 %. С 2002 по 2005 г. произошло снижение уровня рентабельности хозяйств от реализации мяса крупного рогатого скота с — 23,3 до — 31,9 %, а также молока и молочных продуктов с 14,3 до — 0,8 %. Это говорит о том, что процентная ставка по кредитам, предоставляемым государством субъектам хозяйствования в животноводческой отрасли, должна определяться с учетом приведенных стоимостных показателей и изменяться в зависимости от уровня рентабельности продукции аграрного происхождения.
Для обеспечения рационализации государственной финансовой поддержки предпринимательства в аграрной сфере следует изменить и практику налогообложения. Конфискационная политика государства по отношению к коллективным хозяйствам, проводимая через взимание налогов, обеспечивает снижение уровня предпринимательской активности сельскохозяйственных организаций. Как только хозяйства начинают осуществлять переработку аграрного сырья и реализацию продовольственных товаров, они попадают в разряд обязательных плательщиков налогов на прибыль и добавленную стоимость.
Учитывая, что НДС взимается с предпринимательских структур дважды (при покупке сельскохозяйственными организациями материально-вещественных факторов производства и
промышленной переработке аграрного сырья), применение налоговых нормативов способствует сокращению возможностей ведения ими расширенного воспроизводства.
В условиях диспаритета цен на продукты промышленности и сельского хозяйства, а также увеличения темпов роста налоговых платежей, представляется обоснованным освободить от НДС промышленную продукцию, поставляемую хозяйствам различных форм собственности. В силу сложившегося финансового положения субъектов коллективного предпринимательства в аграрной сфере правомерно установить льготный налог на земли сельскохозяйственных организаций, занимающихся переработкой сырого материала. Целесообразно снизить и уровень взимания средств от налога на угодья в федеральный бюджет, если хозяйства размещают на них подразделения по переработке растениеводческого, животноводческого или птицеводческого сырья.
Реформирование налогов в аграрной сфере целесообразно осуществлять в направлении уменьшения их числа, снижения НДС на вводимые в сельское хозяйство ресурсы и налога на прибыль, отмены транспортного налога и повышения таможенных пошлин на продукты питания, ввозимые из-за рубежа. Сокращение количества налогов и снижение налоговых ставок по основным из них являются дополнительными условиями рационализации государственной финансовой поддержки предпринимательства в сельском хозяйстве.