Научная статья на тему 'Рацион питания сельских школьников как фактор формирования адаптационных резервов организма'

Рацион питания сельских школьников как фактор формирования адаптационных резервов организма Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
164
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИОННЫЕ РЕЗЕРВЫ / РАЦИОН ПИТАНИЯ / СЕЛЬСКИЕ ШКОЛЬНИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чистякова Е. С.

В статье приведен анализ исследований рациона школьного питания и адаптационных резервов организма сельских школьников. Установлено, что рацион учащихся всех возрастных групп не соответствует принципам рационального и адекватного питания. Большинство школьников имеют сниженные адаптационные резервы, что, в свою очередь, может быть обусловлено нерациональным питанием, в частности, снижением содержания и нарушением сбалансированности таких нутриентов, как животный белок, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), сложные сахара, а также кальций, магний, витамины группы В.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чистякова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рацион питания сельских школьников как фактор формирования адаптационных резервов организма»

Чистякова Е.С.

Оренбургская государственная медицинская академия E-mail: orgma-fpps@mail.ru

РАЦИОН ПИТАНИЯ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ АДАПТАЦИОННЫХ РЕЗЕРВОВ ОРГАНИЗМА

В статье приведен анализ исследований рациона школьного питания и адаптационных резервов организма сельских школьников. Установлено, что рацион учащихся всех возрастных групп не соответствует принципам рационального и адекватного питания. Большинство школьников имеют сниженные адаптационные резервы, что, в свою очередь, может быть обусловлено нерациональным питанием, в частности, снижением содержания и нарушением сбалансированности таких нутриентов, как животный белок, полиненасыщенные жирные кислоты (ПНЖК), сложные сахара, а также кальций, магний, витамины группы В.

Ключевые слова: адаптационные резервы, рацион питания, сельские школьники.

Адаптационные резервы организма детей и подростков формируются под действием множества факторов, приоритетным из которых является фактор питания. Сбалансированный рацион питания обеспечивает оптимизацию физиологических и биохимических процессов, протекающих в организме, тем самым способствуя поддержанию нормального уровня функционирования отдельных органов и систем, в том числе сердечно-сосудистой и центральной нервной как основных компонентов, обеспечивающих адаптацию ребенка к неблагоприятным факторам окружающей среды.

Целью исследования явилось изучение школьного рациона питания и адаптационных резервов организма учащихся общеобразовательных учреждений Сакмарского района трех возрастных групп (1 группа - 7-11 лет, 2 группа - 12-14 лет, 3 группа - 15-17 лет). Питание было оценено путем анализа 10-дневных меню-раскладок с расчетом энергетической и пищевой ценности рациона с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов (Тутельян В.А., Скурихин И.М., 2007). Результаты анализа были сравнены с нормами физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для данных возрастных групп учащихся [4]. Изучение адаптационных резервов включало анализ уровня функционирования сердечно-сосудистой и центральной нервной систем. Уровень функционирования сердечнососудистой системы был изучен методом вариационной пульсометрии с использованием автоматизированного кардиоритмографического комплекса ORTO Expert [3], с помощью которого были оценены исходный вегетативный тонус и степень напряжения регуляторных систем. Оценка уровня функционирования центральной нервной системы проводилась мето-

дом вариационной хронорефлексометрии по методике Р.М. Мороз с изучением такого показателя, как латентный период простой зрительно-моторной реакции.

При изучении нутриентного состава рациона питания сельских школьников было установлено, что рацион учащихся всех возрастных групп не соответствует принципам рационального и адекватного питания. Принцип количественной характеристики рациона не выполнялся вследствие несоответствия энергетической ценности рекомендуемой норме для всех возрастных групп. Наибольший энергетический дефицит рациона установлен у юношей 3 группы (68,6% от физиологической нормы), наименьший - у девочек 2 группы (86,5% от физиологической нормы). Наряду с энергетическим дефицитом рациона установлен недостаток трех групп эссенциальных нутриентов, составляющих калорийность - белков, жиров и углеводов. При анализе уровня белка в рационе питания сельских школьников установлено, что его дефицит наблюдался во всех возрастных группах, причем у юношей более существенный, чем у девушек. Дефицит белка для детей 7-11 лет составил 21,9%, для мальчиков 12-14 лет и девушек 15-17 лет - 34,4%, для девушек 12-14 лет - 28,7%, для юношей 15-17 лет - 43,5%. При анализе уровня липидов в рационе питания сельских школьников установлен дефицит как общего жира, так и фракции ПНЖК и стеринов. Дефицит общего жира у школьников 1 группы составил 16,0%; 2 группы - 29,2% и 23,7% у мальчиков и девочек соответственно; 3 группы - 39,4% и 29,2% для юношей и девушек соответственно.

При изучении уровня потребления ПНЖК и их сбалансированности в рационе установлено, что общий уровень жирных кислот был снижен во всех возрастных периодах как для маль-

чиков, так и для девочек на 51,1%. При этом уровень линолевой кислоты в рационе школьников был в 1,7 раза ниже, а линоленовой - в 1,5 раза ниже рекомендуемой нормы. Дефицит холестерина в рационе сельских школьников составил 37,6% от нормы для всех возрастных групп.

При изучении уровня углеводов, дефицит был выявлен во всех группах, за исключением школьников младшего школьного возраста, на 9,3-28,1%, при этом у юношей дефицит был более выраженным, чем у девушек. Анализируя уровень потребления сельскими школьниками пищевых волокон, выявлено его снижение в среднем на 84,2-99,2%, при этом потребление таких сложных неперевариваемых углеводов, как клетчатка и пектин, было снижено в 1,5 раза по сравнению с нормой.

Помимо нарушения содержания в рационе школьников основных эссенциальных веществ отмечалось несоблюдение принципа сбалансированности во всех возрастных группах. Сбалансированность в рационе между белками, жирами и углеводами составила 1:1,2:6,2 при рекомендуемом соотношении 1:1,1:4,8 для всех возрастных групп.

Уровень потребления кальция среди школьников среднего и старшего возраста - 35,4% от физиологической нормы, а среди 7-11 летних школьников -38,7% соответственно. Дефицит в рационе магния составил 10,6-44,1%. Рацион также был обеднен по такому макроэлементу, как фосфор среди юношей, так и среди девушек (71,177,6% от физиологической нормы).

В рационе питания сельских учащихся соотношение между кальцием и фосфором составило 1:2 при рекомендуемом 1:1, между кальцием и магнием - 1:0,5 при рекомендуемом 1:0,23 для возрастной группы 7-11 лет, 1:0,25 для возрастной группы 12-14 лет и 1:0,33 - 15-17 лет.

Наиболее выраженный дефицит калия установлен среди учащихся 3 группы (54,1% от рекомендуемой нормы). Сниженное потребление натрия и хлоридов установлено во всех возрастных группах и в среднем составило 25,9-57,5% от рекомендуемой нормы соответственно.

Сниженный уровень потребляемого железа в рационе сельских школьников был выявлен во всех возрастных группах, за исключением младших школьников, где уровень железа находился в пределах физиологических норм. В среднем дефицит железа составил 23,2-36,0%.

Уровень потребления цинка составил для детей 1 группы 47,1% от нормы, для 2 и 3 групп -39,2% от нормы для данного возраста. Потреб-

ление йода у сельских школьников было снижено на 60,0-69,6%.

При анализе уровня поступления таких микроэлементов, как медь, селен и хром, установлено их избыточное потребление, что является нарушением принципа количественной характеристики рациона, так как негативные последствия может нести не только дефицит того или иного нутриента, но и его избыток, поскольку это нарушает баланс микроэлементов, что, в свою очередь, влечет за собой отклонения в протекании различных биохимических реакций. Уровень поступления меди превышал физиологическую норму в среднем в 2,2 раза. Избыток потребления селена составил 60,9% и 26,4% для школьников 1 и 2 группы соответственно; среди подростков 3 группы уровень селена находился в пределах физиологической нормы. Уровень поступления хрома превышал физиологическую норму в 2,1 раза.

Поступление с рационом питания сельских учащихся фтора среди детей 7-11 лет было снижено на 53,1%; у 12-14 и 15-17 летних школьников уровень фтора был меньше физиологической нормы на 64,8%.

При анализе витаминной обеспеченности рациона сельских школьников был выявлен дефицит как водорастворимых, так и жирорастворимых витаминов.

Поступление витаминов группы В было ниже рекомендуемых норм во всех возрастных группах. Уровень поступления с рационом тиамина был ниже нормы на 25,0-51,8%, рибофлавина -40,5-60,3%, пантотеновой кислоты -56,2-73,7%, пиридоксина - на 45,3-58,6%, фолиевой кислоты -70,0-85,0%. Потребление с пищей аскорбиновой кислоты сельскими школьниками было ниже физиологической нормы на 13,1-42,0%. Выявлен дефицит ниацина (35,4%, 46,2% и 51,6% у школьников младшего, среднего и старшего школьного возраста соответственно). Поступление биотина составило 23,7%, 19,0% и 9,5% у школьников 1, 2 и 3 групп от норм физиологических потребностей.

Уровень поступления с пищей такого жирорастворимого витамина, как ретинол, был снижен в 2 раза во всех возрастных группах, а дефицит токоферола составил 89,1%, 74,3% и 59,4% от физиологической нормы для детей 1, 2 и 3 групп соответственно.

При изучении функционального состояния сердечно-сосудистой системы установлено, что у большей части детей имело место напряжение и срыв механизмов адаптации к факторам сре-

Чистякова Е.С.

Рацион питания сельских школьников

ды обитания (25,0%, 29,0%, 46,1% и 50,0%, 38,7%, 30,8% в 1,2 и 3 группах соответственно), тогда как удовлетворительная адаптация наблюдалась лишь у 15,4 - 25,0% школьников. Неудовлетворительная адаптация отмечалась у 7,7 -19,4% учащихся (рисунок 1). Изучение результатов ортостатической пробы показало, что около трети детей в 1, 2 и 3 возрастных группах (25,0%, 19,4% и 28,2% соответственно) имели выраженное снижение функциональных резервов организма при значительном напряжении механизмов адаптации и резкое снижение функциональных резервов организма (50,0%, 38,6% и 30,8% соответственно). Довольно большой процент школьников составили дети со снижением функциональных резервов организма при умеренном напряжении механизмов регуляции (9,7% и 17,9% во 2 и 3 группах соответственно). Достаточные функциональные возможности организма при оптимальном функционировании систем регуляции наблюдались лишь 5,1% школьников 15-17 лет, состояние минимального напряжения - у 25,0%, 3,2% и 7,7%, повышенный расход функциональных резервов организма - у 9,7% и 2,6% (2 и 3 группы соответственно), значительное снижение функциональных резервов - у 19,4% и 7,7% (2 и 3 группы соответственно). При изучении вегетативной регуляции установлено, что у большинства школьников преобладали парасимпатические отделы регуляции (ваготония) (50,0%, 51,6% и 61,6% соответственно). Преобладание симпатических отделов регуляции (симпатикотония) отмечалось у 50,0%, 29,0% и 25,6% соответственно, в то время как смешанный тип регуляции (эйто-ния) наблюдался у 19,4% и 12,8% школьников 2 и 3 групп.

У сельских школьников функциональный уровень нервной системы (ФУС) при физиоло-

гической норме 4,02±0,56 составил 2,3±0,12, 2,58±0,02 и 2,6±0,02 в 1, 2 и 3 группах соответственно; показатель устойчивости нервной реакции (УР) в 1 группе составил 1,48±0,5, во 2 группе УР был равен 1,36±0,05, в 3-й - 1,45±0,07 при физиологической норме 1,27±0,65; уровень функциональных возможностей сформированной функциональной системы (УФВ) в 1, 2 и 3 группах составил 2,26±0,57, 2,53±0,08 и 2,66±0,07 соответственно (физиологическая норма 2,62±0,73).

При изучении уровня функционирования центральной нервной системы школьников было установлено, что в первой группе детей с нормальным уровнем функционирования выявлено не было, во второй группе этот показатель составил 10,7% в третьей - 21,0%. Незначительно сниженный уровень функционирования был отмечен у 50,0%, 59,5% и 50,0% учащихся, а сниженный уровень - у 25,0%, 23,8% и 25,8% 1, 2 и 3 групп соответственно. Среди сельских школьников существенно сниженный уровень функционирования был отмечен у 6,0% школьников 2 группы и 0,8% учащихся третьей группы. Среди сельских учащихся ограниченный уровень функционирования был отмечен у 25,0% школьников 1 группы и 2,4% детей третьей группы.

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о том, что подавляющее большинство детей имеют сниженные адаптационные резервы, что, в свою очередь, может быть обусловлено нерациональным и неадекватным питанием, в частности, снижением содержания и нарушением сбалансированности таких нутриентов, как животный белок, ПНЖК, сложные сахара, а также кальций, магний, витамины группы В. Корректировка рациона питания с учетом выявленных нарушений может рассматриваться как один из путей повышения адаптационных резервов организма сельских школьников.

17.02.2011

Список литературы:

1. Детское питание: Руководство для врачей / Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. - М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2009. - 952 с.: ил.

2. Игишева Л.Н. Комплекс ORTO-EXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Методическое руководство / Л.Н. Игишева, А.Р. Галлеев - Кемерово.: НПП «Живые системы», 2003.- с. 36

3. Маймулов В.Г. Питание и здоровье детей/ В.Г. Маймулов, И.Ш. Якубова, Т.С. Чернякина - СПб: СПбГМА им.Мечни-кова, 2003.- с. 354

4. МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации [Текст]. Введ. 2008-12-18. - 39 с.: ил. - с.34-35.

Сведения об авторе:

Чистякова Е.С., аспирант кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда, Оренбургская государственная медицинская академия 460000, г. Оренбург, ул. Советская, 6, e-mail: orgma-fpps@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.