Научная статья на тему 'Расцвет русской прозы 30-х годов XIX века и основные тенденции в развитии ольфакторной поэтики'

Расцвет русской прозы 30-х годов XIX века и основные тенденции в развитии ольфакторной поэтики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1393
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛЬФАКЦИЯ / ОЛЬФАКТОРНАЯ МОДЕЛЬ / КАРТИНА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА / РУССКАЯ ПРОЗА XIX В / OLFACTION / OLFACTORY MODEL / THE PICTURE OF THE ART WORLD / THE RUSSIAN PROSE OF XIX CENTURY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Зыховская Наталья Львовна

Рассматриваются основные направления ольфактория русской прозы 30- х г г. Х I Х в. Делается вывод о том, что моделирование ольфакторной картины художественных миров отдельных писателей способствует постижению поэтики и глубинных смыслов текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Зыховская Наталья Львовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPERITY OF THE RUSSIAN PROSE OF THE 30-S YEARS OF THE 19 TH CENTURY AND THE MAIN TENDENCIES IN DEVELOPMENT OF OLFACTORY POETICS

The author shows the main trend of olfactory of Russian prose of 30-es of XIX century. The investigation of different olfactory in the fiction of writers helps to realize the principles of their poetics in general.

Текст научной работы на тему «Расцвет русской прозы 30-х годов XIX века и основные тенденции в развитии ольфакторной поэтики»

УДК 821.161.1

Н. Л. Зыховская

РАСЦВЕТ РУССКОЙ ПРОЗЫ 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА И ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОЛЬФАКТОРНОЙ ПОЭТИКИ

Рассматриваются основные направления ольфактория русской прозы 30-х гг. Х1Х в. Делается вывод о том, что моделирование ольфакторной картины художественных миров отдельных писателей способствует постижению поэтики и глубинных смыслов текста.

Ключевые слова: ольфакция, ольфакторная модель, картина художественного мира, русская проза XIX в.

The author shows the main trend of olfactory of Russian prose of 30-es of XIX century. The investigation of different olfactory in the fiction of writers helps to realize the principles of their poetics in general.

Keywords: olfaction, olfactory model, the picture of the art world, the Russian prose of XIX century

На 30-е гг. Х1Х в. приходится расцвет русской прозы [5; 7]. Несомненно, превращение прозы в настоящий тренд времени повлекло за собой целый ряд значимых изменений в самой поэтике художественной литературы: «Язык прозаических произведений не только 20-х, но и начала 30-х годов нередко не имел еще того разнообразия, богатства и выразительности, которыми уже обладал язык поэзии. Поэтому та работа над стилем и языком русской прозы, которая была начата Пушкиным и продолжена Гоголем и другими писателями 20-30-х годов XIX века, имела исключительно большое значение. Необходимо было создать литературный прозаический язык, который вобрал бы в себя все богатство общенародной речи, явился бы нормой для литературной практики. Именно в этом направлении и шла работа писателей 2030-х годов над литературным языком художественной прозы» [9, с. 505-506]. Проза крупных авторов А. Бестужева-Марлинского, М. Загоскина, И. Лажечникова, В. Одоевского,

A. Вельтмана, Ф. Булгарина, Н. Полевого,

B. Даля, Н. Павлова, Н. Греча - это проза именно такого рабочего состояния, когда писатели приступили к созданию подлинного корпуса национальной словесности [8]. Сознавая условность проведения границы по рубежу десятилетий, все же хотелось бы подчеркнуть,

что в течение 30-х гг. ольфакторная картина мира резко расширяется и уплотняется. В этом проявляется общее развитие художественности отечественной словесности [6].

Всего в 109 произведениях 14 авторов-прозаиков мы обнаружили 171 ольфактор-ный фрагмент. Если говорить о 1830-х гг. как о завершении подготовительного этапа отечественного ольфактория, то целесообразно обобщить полученные нами данные в следующей таблице._____________________________

Количество текстов Общее количество фрагментов «Ольфакторная плотность» (отношение текстов, содержащих ольфакторные фрагменты, ко всем текстам этого периода, %)

Период о ь с в И1 р Е у § S3 й ft § ^ с

Древнерусская литература 220 105 184 48

XVIII в. 72 31 126 43

1800-1830 гг. 154 126 236 82

145

Эти сведения позволяют увидеть динамику ольфакторной поэтики. Насыщение прозы ольфакторными фрагментами приближается к максимуму, и именно поэтому 1830-е гг. можно считать началом создания полноценных ольфакторных картин художественного мира. Но для нас значимо рассмотреть этот период как завершающий подготовительный этап.

Следует отметить, что в прозаических текстах А. С. Пушкина - первого поэта русской литературы - как 20-х, так и 30-х гг. оль-факторная составляющая практически отсутствует; ольфакторий переходит на периферию художественного мышления. Важно также, что мы оказываемся перед констатацией субъективных мотивов обращения к ольфакции в картине художественного мира каждого художника.

Несмотря на повышение плотности оль-фактория в отечественной литературе (увеличение отношения ольфакторных текстов к общему числу произведений этого периода), высокий порог обонятельной чувствительности сохраняется. В то же время значимо, что так или иначе в литературе накапливаются варианты создания ольфакторной картины - пусть спорадически, но создается логика развития отдельных ольфакторных тем.

С этой точки зрения интересна и литература 1830-х гг. в целом. Выделим основные линии ольфактория этого периода.

Традиционно позитивной частью ольфак-тория становится «благоухание» садов [2]. В предшествующие периоды это благоухание все больше отдалялось от своего древнерусского (и библейского) «райского благоухания», что заметно в конкретных фрагментах. Например, в «Латнике» А. Бестужева-Марлинского: «И как я люблю переживать вновь годы этого детства! Весна моя расцветает в памяти чудными цветами, причудливыми цветами - со всем их благовонием, со всею свежестию красок; я наслаждаюсь тогда даже минувшими ужасами...» [1, с. 437].

То, что юность ассоциируется («расцветает в памяти») с благовонными цветами, уже есть указание на значимость ольфактор-ного включения. Усиливающие эпитеты «чудные», «причудливые» дополняют оль-факторную картину - благовоние и свежесть красок оказываются лишь уточнениями этой причудливости. С одной стороны, мы убеждаемся в том, что продолжает развиваться ольфакторная метафорика («благоухание юности»), а с другой - что остается незыблемым принцип умолчания, когда запах лишь обозначен ярким позитивным эпитетом («благовонный») и никак не разъяснен.

Но в целом «благоухающие райские сады» перемещаются из сферы восхищения (метафизического ли - как мы видели в древнерусских текстах, действительного ли - как в описаниях усадеб XVIII в.) в сферу эстетических ловушек для читателя. Подборка таких примеров создает впечатление настоящей ольфакторной тенденции: когда бы речь ни зашла о благоухающих садах, мы обязательно встретим более или менее маркированный подтекст, создающий самые разные ощущения, далекие от блаженного наслаждения и погружения в состояние счастья. Следует назвать эту тенденцию дискредитацией позитивного ольфактория. Именно в 1830-е гг., которые вслед за классическими литературоведческими трудами мы считаем периодом окончательного становления русской прозы как самостоятельного литературного феномена, формируется критическое отношение к предшествующей традиции, выражаемое в таких дискредитационных формах [6; 10].

Следует обратиться и к негативному оль-факторию этого периода. Если в предшествующий, доклассический, период баланс сил на шкале «благовоние - зловоние» был примерно одинаковым, то в литературе первой трети XIX в. очевиден перевес позитивной одорологии. Негативные включения встречаются реже и представляют собой более сгла-

146

женные ольфакторные метафоры и указания, чем в предшествующий период. В литературе 1830-х гг. мы обнаруживаем несколько примеров с эпитетом «смрадный», но по негативной эмоциональной энергии они значительно легче аналогичных случаев употребления в прозе, например, А. Радищева.

Наиболее частотный контекст употребления эпитета «смрадный» - стилизация под старинную речь героев либо романтически пафосный стиль повествователя. Вообще негативный ольфакторий в основном связан именно с темой смерти и преисподней. В «Вечере на Кавказских водах» А. Бестужева-Марлинского находим вполне нейтральные и даже сниженные случаи таких указаний: «Старая дверь скрипела так жалобно, так заунывно, словно оплакивала своего жильца, и лестница, едва озаренная луною, казалось, вела прямо в преисподнюю. К этому же сырые стены пахли могилой, и флюгер, качаясь на ржавом стержне, царапал дядю по сердцу; ему стало жарко и холодно, когда он вспомнил, что это должна быть роковая дубовая комната и на кровати, на которой лежал он, умерла несчастная Бианка!» [1, с. 295].

Можно говорить о том, что негативные ольфакторные включения в литературе этого периода не частотны. Авторы избегают снижения в своих текстах, общая атмосфера литературного процесса выступает здесь своеобразным сдерживающим фактором.

Но в то же время становится все более значимым пласт нейтральных, бытовых оль-факторных включений. Если в древнерусских текстах упоминание запахов во многом было сопряжено с упоминанием божьего и адского, то литература 1830-х гг. открывает возможности описания запахов окружающего мира.

В произведениях 1820-1830-х гг. нет ольфакторного многотемья. Продолжает активно эксплуатироваться тема благоухания садов (цветов), тема могильного смрада (эти темы восходят к древнерусскому ольфакто-рию). Довольно осторожно, пунктирно вводятся запахи кухни. Очень ограничена сама

описательная сторона запахов - авторы избегают развивать возможности описания запахов, ограничиваясь констатацией «вони» -«благоухания». Все это одновременно создает предпосылки для дальнейшего развития ольфактория и становится некоторым препятствием на пути его развития.

Эти наблюдения позволяют последовательно перейти к собственно ольфакторным картинам художественных миров отдельных писателей, и такое моделирование может способствовать постижению поэтики и глубинных смыслов текста [3; 4].

Можно предложить некую идеальную модель (метамодель) ольфактория, учитывающую все возможные структурные элементы, а затем охарактеризовать каждый отдельный вариант конкретного воплощения оль-фактория с точки зрения неполноты, пропусков определенных элементов метамодели, где ольфакторий представляет собой «сетку» ориентиров в мире обоняния и запахов, имеющую пространственно-горизонтальное (охват предметов, имеющих запах, активная/пассивная позиция героя по отношению к миру запахов) и вертикальное (оценка запахов героем/автором по шкале «благовоние - зловоние») измерения.

Таким образом, в сфере горизонтали метамодель предполагает мир, полный запахов и их нюансов, а также способ улавливания этих запахов, их восприятие (и тематическое сегментирование), а в сфере вертикали располагается метафорика смыслов - как трансляция ольфактория на уровни смыслообразования в абсолютно не связанных с физическими запахами сферах, так и прямая оценка принадлежности запахов миру «низа» или «верха» (добра или зла, жизни или смерти). С этой точки зрения вертикаль также может сегментироваться на определенные сферы в связи с тем, что именно оказывается актуально для автора.

Проделанный анализ позволяет вычленить устойчивые сегменты горизонтали: природа (причем функции природы естественной

147

и искусственной - садов - различны), помещение (функционально запах здесь является продолжением характеристики героя либо «участником» конкретной сюжетной ситуации), улица (продолжение помещения в пространственном смысле, не-природа), сам человек (функционально запах является характе-

ристикой), отдельные вещи и предметы. Любой из этих сегментов может оказаться в верхней и нижней части вертикали в конкретном эпизоде; однако в каждой ольфакторной картине мира обнаруживаются тенденции, тяготение к превалированию определенных интерпретаций и оценок.

1. Бестужев-Марлинский, А. А. Сочинения: в 2 т. / А. А. Бестужев-Марлинский. - М., 1981. - Т. 1.

2. Зыховская, Н. Л. Эволюция ольфактория «райского пространства» в литературе XVIII века / Н. Л. Зы-ховская // Вестник Челяб. гос. ун-та. Сер. «Филология. Искусствоведение». - 2012. - Вып. 65. - № 13 (267). - С. 44-48.

3. Риндисбахер, Х. От запаха к слову: Моделирование значений в романе Патрика Зюскинда «Парфюмер» /

Х. Риндисбахер // Ароматы и запахи в культуре: в 2 т. / сост. О. Б. Вайнштейн. - М.: Нов. лит. обозре-

ние, 2003. - Т. 1. - 608 с. ; - Т. 2. - 664 с.; переизд.: 2010.

4. Рогачева, Н. А. Ольфакторное пространство русской поэзии конца XIX - начала XX в.: проблемы поэтики / Н. А. Рогачева. - Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. ун-та, 2010. - 404 с.

5. Русские повести XIX века (20-х - 30-х годов): в 2 т. - М.; Л.: ГИХЛ, 1950. - Т. 1. - 576 с.; Т. 2. - 608 с.

6. Русская романтическая повесть. - М.: Совет. Россия, 1980. - 670 с.

7. Русская романтическая повесть писателей 20-40 годов XIX века. - М.: Пресса, 1992. - 463 с.

8. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века: в 2 т. - М.: Искусство,1974. - Т. 1. - 406 с;

Т. 2. - 647 с.

9. Степанов, Н. Л. Прозаики двадцатых - тридцатых годов [XIX в.] / Н. Л. Степанов // История русской

литературы: в 10 т. - М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1941-1956. - Т. VI.

10. Троицкий, В. Ю. Художественные открытия русской романтической прозы 20-30-х годов XIX в. /

В. Ю. Троицкий. - М.: Наука, 1985. - 279 с.

Сдано 19.03.2013

148

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.