Бюллетень Брянского отделения РБО, 2013. № 1(1). С. 56-59.
Bulletin of Bryansk dpt. of RBS, 2013.
N 1(1). P. 56-59.
БИОГЕОГРАФИЯ И ЛАНДШАФТОВЕДЕНИЕ
УДК 911.52
РАСТИТЕЛЬНОСТЬ ОПОЛИЙ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РОССИИ
The vegetation of the opolyes of the Central Russia
© Л.М. Ахромеев L.M. Akhromeev
ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университет им. акад. И.Г. Петровского», кафедра географии и земельного кадастра.
241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14. Тел.: +7(4832)666733, e-mail: [email protected]
Аннотация. В статье дается общая характеристика растительности опольских ландшафтов Центральной России Отмечена большая роль растительного покрова в качестве индикатора антропогенной трансформации ландшафтов.
Ключевые слова: растительный покров, ландшафты, ополья, Центральная Россия.
Abstract. In the paper the characteristic of the vegetation of opolyes landscapes of the Central Russia is done. The big role of the vegetation cover as an indicator of antropogenous transformation of landscapes is marked.
Keywords: vegetation cover, landscapes, opolyes, Central Russia.
Растительность - наиболее чувствительный компонент ландшафтогенеза ополий. Её динамические изменения непосредственно участвуют в подготовке смены структуры ландшафта. В опольях динамические изменения растительности были связаны в основном с катастрофическим сведением лесов и распашкой территории. А это не замедлило сказаться на всех других компонентах ландшафта: ухудшился водный режим территории, обмелели реки, активизировался рост оврагов, усилилась водная и ветровая эрозия почв.
Естественная растительность ополий практически не сохранилась, большая часть их территорий распахана и занята посевами сельскохозяйственных культур. Однако геоботаники считают, что в прошлом ополья, как и большая часть северной лесостепи, были покрыты широколиственными лесами, преимущественно дубовыми и липово-дубовыми.
В настоящее время на территориях ополий имеются лишь небольшие участки лесов. Чаще всего это березовые, березово-осиновые, березово-дубовые и липово-дубовые рощи; иногда с примесью ели европейской и сосны обыкновенной. Леса произрастают преимущественно по склонам долин, балок и оврагов, редко поднимаясь на водоразделы. Значительные лесные массивы сохранились только во Владимирском (Ледневский лес, лес у д. Ключи, лес у с. Небылое) и Подольско-Коломенском опольях.
Основными лесообразующими породами в лесах ополий являются дуб черешчатый, липа мелколистная, береза бородавчатая, осина, вяз. В подлеске широко распространены лещина обыкновенная, крушина ломкая, бузина красная, жимолость лесная, бересклеты бородавчатый и европейский, рябина обыкновенная. В травяном покрове встречаются широколиственные элементы: сныть обыкновенная, копытень европейский, звездчатки дубравная и лесная и другие. Здесь же произрастают вейник наземный, щучка дернистая, трясунка средняя, душистый колосок, осоки черная, вздутая и волосистая, черноголовка обыкновенная, марьянник дубравный, земляника лесная, колокольчик раскидистый, зверобой продырявленный.
По долинам небольших рек и ручьев довольно часто встречаются черноольшаники, состоящие из ольхи черной (клейкой) и зарослей ивняка.
Наряду с остатками естественной древесной растительности в опольях встречаются фрагменты лесокультурных ландшафтов. Однако их удельный вес в процентах к общей об-лесенности ополий невелик. В основном ведутся посадки сосны обыкновенной, в редких случаях - дуба черешчатого и других широколиственных пород.
Заметно оживляют сельскохозяйственный ландшафт ополий узкие ленты полезащитных лесных полос. Наибольшее распространение они получили в южных опольях Центральной России. Лесополосы в основном имеют продуваемую и ажурную конструкции. Древесными породами в них служат береза бородавчатая, клен татарский, тополь белый, липа мелколистная и дуб черешчатый; местами - сосна и ель. Кустарниковый ярус представлен бузиной красной, акацией желтой и рябиной обыкновенной. Лесополосы ополий являются в основном ветроломными. Они препятствуют также сносу снега в овраги и балки, задерживают его на полях, снижают ветровую эрозию почв. Придорожные и противоэрозионные лесные полосы в опольях имеют ограниченное распространение. В Брянской области ведутся работы по улучшению полезащитных функций лесонасаждений ополий ценными интроду-центами (Рубцов, 1991).
Значительная часть нераспаханной территории ополий занята суходольными лугами. П.Д. Ярошенко и Э.А. Юрова (1970) для Владимирского ополья отмечают, что большая часть суходольных лугов на водоразделах носит остепненный характер. Эти луга считаются зональными для лесостепи (Семенова-Тянь-Шанская, 1966), а следовательно, и для Владимирского ополья - лесостепного острова (Юрова, 1971).
Остепненные разнотравно-злаковые луга характерны не только для Владимирского ополья, но и для всех других ополий Центральной России. Так, на территориях брянских ополий из степной растительности можно выделить тимофеевку степную, шалфей луговой, костер береговой, скабиозу желтую и др. Появление «степняков» на склонах балок и оврагов в опольях Брянской области А.Д. Булохов (1977, 1991, 2001) связывает с миграцией их по долинам р. Десны и ее притоков с Украины. Однако нельзя не учитывать и то обстоятельство, что распространению степной растительности в опольях способствуют и лессовые покровы, так как они являются непременным компонентом наиболее типичных степных зональных ландшафтов. Лессовые острова ополий так же, как и речные долины, служат проводниками степной растительности в лесную зону. Это позволяет сделать вывод, что остепненные луга ополий существуют в лесной зоне, благодаря наличию островов лессовидных суглинков, не размытых водными потоками московского ледника. Остепненные луга, занимая водоразделы и склоны южной экспозиции долинных и овражно-балочных систем ополий, успешно конкурируют с лесной растительностью, которая к тому же находится на южном пределе своего распространения. Вместе с тем остепненные луга здесь приобрели зональные черты лесной зоны, поэтому они существенно отличаются от остепненных лугов северной лесостепи, которые являются зональными сообществами для лесостепной зоны.
Суходольные луга ополий представлены нормальными, крутосклоновыми, временно переувлажненными и овражно-лощинными суходолами. Их растительность имеет бедный флористический состав и, как правило, угнетена неумеренным выпасом скота. Урожайность сена в суходольных лугах колеблется от 3-5 до 8-12 ц/га. Доминирующими видами являются мятлики луговой и узколистный, овсяницы луговая и красная, полевица тонкая, щучка дернистая, тимофеевка луговая, ежа сборная, кострец безостый, пырей ползучий, душистый колосок, клевер горный и луговой, тысячелистник обыкновенный, манжетка близкая, бед-ренец камнеломка, кульбаба осенняя, подмаренник настоящий, хвощ полевой, пижма обыкновенная, полынь горькая. Из сорного разнотравья чаще всего встречаются осот полевой, крапива двудомная, жерушник земноводный.
По днищам балок сформировались низинные луга. В результате сенокошения и бессистемного выпаса скота из их травостоя выпали ценные злаки, на смену которым пришел сорно-луговой злак - щучка дернистая. Другие злаки сохранились в небольшом количестве: овсяница луговая, кострец безостый, полевица тонкая. Встречаются осоки: острая, пузырчатая, дернистая, черная, заячья. Мезофитное и мезо-ксерофитное разнотравье выступает со-доминантом щучки дернистой: тысячелистник обыкновенный, лапчатка гусиная, подорожник большой, кульбаба осенняя, дербенник иволистник, лабазник вязолистный. Из ядовитых растений встречаются лютики - едкий и ползучий, а из вредных для скота - подмаренник мягкий и щавель кислый.
В поймах рек ополий сформировались краткопоемные луга. Они используются под выпас скота и сенокос. Урожайность пастбищ - 8-12 ц/га сухой поедаемой массы, сенокосов -15-20 ц/га сена. Качество сена хорошее. Травостой краткопоемных лугов состоит из первичной растительности. Крупный злак - овсяница луговая составляет основу злаковой ассоциации. Наряду с ней в небольшом количестве встречаются и другие злаки: тимофеевка луговая, мятлик луговой, полевица тонкая, овсяница красная, ежа сборная. Много содержится бобовых: клеверы луговой и ползучий, люцерны маленькая и серповидная, лядвенец рогатый, горошек мышиный. Из разнотравья наиболее распространены тысячелистник обыкновенный, кульбаба осенняя, лапчатка гусиная, одуванчик лекарственный, манжетка близкая. Единично встречаются ядовитые (лютик едкий, звездчатка злаковидная) и вредные (подмаренник мягкий, подмаренник северный) растения.
Заболоченные луга распространены в более северных опольях - Владимирском и Касимовском. Это в основном хвощово-осоковые и разнотравно-щучковые луга. Используются они слабо, качество корма низкое. Видовой состав этих лугов отличается большим разнообразием осок: острая, пузырчатая, сероватая, дернистая, вздутая. Из злаков можно выделить щучку дернистую, тимофеевку луговую, овсяницу луговую, бекманию обыкновенную. Здесь же растут хвощи приречный, иловатый и болотный, камыш болотный и озерный, калужница болотная, канареечник, лабазник вязолистный, гравилат речной, жерушник земноводный, сабельник болотный.
Особо следует отметить растительность блюдцеобразных понижений, которая образует здесь несколько растительных поясов. Внешний пояс образован остепненным лугом, состоящим из пырея ползучего, вейника наземного, тимофеевки луговой, полевицы тонкой; богат и разнообразен видовой состав разнотравья. Следующий пояс - древесный. Основными породообразующими видами являются ивы (ломкая, козья, ушастая, пепельная). В некоторых западинах произрастает значительное количество осины, иногда дуба черешчатого, березы бородавчатой. Центральные части западин, как правило, заняты гигро- и гидрофильной растительностью, мало отличающейся от растительности болотистых лугов. Преобладают осоковые ассоциации, местами встречаются камыш озерный и стрелолист обыкновенный. Полный экологический ряд растительности блюдцеобразных понижений более сложен и встречается не во всех западинах, часто происходит выпадение отдельных растительных поясов.
Высокая степень освоенности территорий ополий привела в большинстве случаев к замене естественной растительности культурной, к возникновению антропогенных сельскохозяйственных ландшафтов (Ахромеев, 1986). На обширных водораздельных пространствах ополий, в прошлом занятых остепненными суходольными лугами и широколиственными лесами, широкое распространение получили полевые севообороты. Здесь преобладают поля ржи, ячменя, овса, пшеницы, гречихи, картофеля и кукурузы. В южных опольях (Стародуб-ское, Трубчевское, Присудостьское и Брянское) основные площади заняты под посадки картофеля и посевы ячменя, пшеницы, кукурузы, а в более северных опольях (Владимирское, Касимовское, Подольско-Коломенское) выращивают рожь, ячмень, овес, многолетние травы на сено, а также овощи - капусту и огурцы. Небольшие площади в опольях заняты под коноплю, горох, кормовые корнеплоды. Поля сельскохозяйственных культур средне
засорены. Из сорняков обычными видами являются хвощ полевой, редька дикая, сушеница топяная, ромашка пахучая, пикульник красивый, осот полевой, василек синий.
Для ополий свойственны небольшие участки садов. Сады распространены в основном в пределах склонов и пологовыпуклых водоразделов. В Стародубском и Брянском опольях они представлены посадками крыжовника, малины, черешни, черноплодной рябины, смородины, яблони, иногда сливы, вишни и груши. Большие площади заняты ягодниками (клубникой). В более северном ополье (Владимирском) в садах преобладают вишневые и яблоневые насаждения. Однако большинство садов находится в неудовлетворительном состоянии: деревья и кустарники стареют и подвергаются заболеваниям, борьба с вредителями не ведется, обрезка деревьев не производится; много сухостоя, что во многом снижает их продуктивность.
Вблизи крупных городов ополий (Брянска, Владимира и др.), а также в сельских населенных пунктах получили распространение приусадебные участки и коллективные сады. Здесь, наряду с плодовыми деревьями, выращивают ягодные культуры, овощи и цветы. Доля их в общей структуре культурной растительности постепенно увеличивается.
Таким образом, в настоящее время на территориях ополий, в основном распаханных и занятых сельскохозяйственными культурами, можно еще встретить остатки луговой и болотной растительности, небольших дубовых лесков, а по овражно-балочным системам -пятна вторичных мелколиственных рощ, которые не только подчеркивают внутреннюю структуру ополий, но и их сходство с северной лесостепью.
Список литературы
Ахромеев Л.М. Типы антропогенных ландшафтов ополий и их современная структура // Физическая география и геоморфология. Киев, 1986. № 33. С. 38-43.
Булохов А.Д. Степные элементы во флоре Брянской области // Ботан. журн. 1977. Т. 62. N° 10. С 1505-1511.
Булохов А.Д. Структура растительного покрова ландшафтов ополий и лессовых плато // Брянские ополья: природа и природопользование. М., 1991. С. 31-42.
Булохов А.Д. Травяная растительность Юго-Западного Нечерноземья России. Брянск: Изд-во БГУ, 2001. 296 с.
Рубцов В.И. Улучшение полезащитных и рекреационных функций лесонасаждений ополий ценными интроду-центами // Брянские ополья: природа и природопользование. М., 1991. С. 102-106.
Семенова-Тянь-Шанская A.M. Динамика степной растительности. М.-Л.: Наука, 1966. 169 с.
Юрова Э.А. Растительность Владимирского ополья: автореф. дис. ... канд. биол. наук. М., 1971. 19 с.
Ярошенко П.Д., Юрова Э.А. Об остепненных лугах Владимирского ополья // Бюл. МОИП. Отд. биол. 1970. Т. 57. Вып. 4. С. 80-87.