ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
РАССУЖДЕНИЯ ОБ ИДЕНТИФИКАЦИИ
Е.А. Тюряева,
соискатель кафедры организации оперативно- разыскной деятельности Академии управления МВД России, начальник отделения ЦОРИ ГУ МВД России по г. Москве Научный руководитель: доктор юридических наук,
доцент Е.Н. Яковец. Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебная экспертиза; оперативно-разыскная деятельность.
E-mail: titanik bmail.ru
Аннотация: отождествление личности в деятельности подразделений оперативно-разыскной информации.
Ключевые слова: аналитическая работа, оперативная идентификация, подразделения ОРИ, идентифицируемые объекты
REASONINGS ON IDENTIFICATION
E.A. Tyuryaeva,
the competitor of chair of the organization quick investigation activity of Academy of management of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the chief of office of TsORI GUMinistry of Internal Affairs of Russia across Moscow
Abstract: identification of the personality in activity of divisions of quick and investigation information. Keywords: analytical work, expeditious identification, divisions of OR, identified objects
Понятие «отождествление личности в деятельности подразделений оперативно-разыскной информации органов внутренних дел» следует формулировать, исходя из анализа взаимосвязанных понятий «аналитическая работа в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел», «оперативно-розыскная идентификация», «отождествление личности», «исследование предметов и документов», «оперативная идентификация по изображению лица».
Понятие аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел впервые встречается в докторской диссертации Е.Н. Яковца, где под ней понимается творческая деятельность, связанная с оценкой имеющейся информации и подготовкой на этой основе оптимальных решений. В качестве характерных особенностей этой работы, отличающих ее от других видов анализа в органах внутренних дел, указанным автором выделяется непроцессуальный характер, специфические субъекты, информационная база, цели, задачи, объекты и предмет исследования, а также формы, виды, средства, методы и способы ее осу-ществления1.
Здесь отмечается, что одной из форм аналитической работы является оперативно-розыскная идентификация, определение которой впервые было использовано в докторской диссертации Д.В. Гре-бельского, который в качестве одного из методов ОРД рассматривает оперативно-розыскную идентификацию, осуществляемую в целях выявления лиц, предметов и явлений, представляющих оперативный интерес, путем установления групповой принадлежности или тождества по заранее известным свойствам и признакам, в качестве особого приема в ходе применения такого метода ОРД, как оперативного распознание2. Аналогичный термин применительно к личному сыску употребляет и Б.Я. Наги-ленко3. Однако содержание оперативно-розыскной идентификации у данных авторов сводится лишь к использованию идеальной формы отображения. Единого подхода к сущности оперативно-розыскной идентификации как к процессу, в ходе которого используются все без исключения формы отображения идентификационных признаков, в отмеченных работах не имелось.
Более детальное понятие оперативно-розыскной идентификации было разработано Е.Н. Яковцом в
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
его кандидатской диссертации. Оперативно-розыскная идентификация, по его мнению, — это непроцессуальная деятельность субъектов оперативно-розыскного процесса, направленная на соотнесение данных, получаемых в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий, об идентифицируемых объектах, представляющих интерес для выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, установления причастных к ним лиц, розыска преступников, без вести пропавших граждан и установления личности неопознанных трупов, — со сведениями о характерных устойчивых признаках людей, предметов, животных, трупов, сооружений, помещений, участков местности, явлений и событий, отображаемых в виде следов, мысленных образов, изображений, описаний, разделенных частей предметов, а также данных, содержащихся в информационных массивах, — и установление на этой основе их тождества, различия или групповой принадлежности4.
Данная точка зрения была в свое время была поддержана одним из «патриархов» отечественной теории ОРД — профессором Г.К. Синиловым, который отмечает, что «проведенный анализ... практики применения идентификационного метода в оперативно-розыскной деятельности показал его значительные и разноплановые возможности использования в качестве отраслевого метода предмета науки оперативно-розыскной деятельности»5.
Из анализа сущности оперативно-розыскной идентификации вытекало также, что основными ее видами наряду с исследованием предметов и документов, а также наведением справок является отождествление личности и не имеющее правовой регламентации отождествление предметов, животных, трупов людей, помещений, сооружений и участков местности. Последние два мероприятия осуществляются по мысленным образам человека, изображениям и описаниям6. Эти определения в своей совокупности несколько шире разработанного А.Я. Гинзбургом понятия оперативно-розыскного опознания, под которым данный автор понимает отождествление лиц и предметов, а также их изображений, описаний и аналогов по мысленным образам7.
С другой стороны, понятие отождествления личности, предложенное Е.Н. Яковцом, по своему содержанию уже этого же понятия, приводимого в работах других авторов.
В частности А.Ю. Шумилов рассматривает его как «.установление и идентификацию по индивидуализирующим человека статическим (пальцевым отпечаткам, составу крови и слюны, следам запаха и следам, оставленным на месте происшествия и пр.) и динамическим (походке, жестикуляции, мимике и пр.) признакам, а равно при помощи словесного
портрета (фоторобота) и др. способов, позволяющих с достаточной степенью вероятности опознать индивида, для конкретной задачи ОРД»8.
Практически дословно подобное определение фигурирует и в словаре-справочнике «Оперативно-розыскная деятельность», изданном автором-составителем В.Ю. Голубовским. Правда, в приведенном им определении фигурирует дополнительная фраза: «Отождествление личности по заданию оперативных подразделений органов внутренних дел, как правило, производится специальными лабораториями и оперативно-техническими подразделениями правоохранительных органов или научно-исследовательскими институтами»9.
Аналогичное определение отождествления личности приводят О.А. Вагин, А.П. Исиченко и Г.Х. Шабанов. В их интерпретации данное ОРМ заключается «в негласном опознании и установлении тождества личности по признакам внешности и поведения, оставленным следами и продуктами жизнедеятельности. Это ОРМ, — согласно их точке зрения, — предполагает непроцессуальную идентификацию объекта (лица) по его мысленному образу в сознании опознающего лица, проходящего по делу (свидетеля, потерпевшего), либо лица, заявившего об исчезновении разыскиваемого, или иных лиц, знакомых с опознаваемым. Оно подразумевает и привлечение криминалистических способов его отождествления. Отождествление возможно по идентификации отпечатков пальцев, принадлежности крови, волоса, слюны и другим признакам»10.
Отличную от других точку зрения на сущность отождествления личности высказывают и авторы первого открытого учебника по теории ОРД — «Основ оперативно-розыскной деятельности» под редакцией С.В. Степашина. По их мнению, наряду с тем, что идеальные образы тех или иных лиц (идентифицируемых объектов) могут фиксироваться в памяти очевидцев, эти лица оставляют также различные следы, по которым на основе криминалистических методик можно осуществить идентификацию их личности. В этом случае, по мнению указанных авторов, возможно проведение комплекса мероприятий — отождествления личности и «оперативной идентификации» по следам. Причем, последняя может основываться как на использовании фото- и видеоучетов оперативного подразделения, так и средств оперативной техники, служебно-розыскных собак, иных специальных исследований11. Как видим, под «оперативной идентификацией» в данном случае понимаются те действия, которые Е.Н. Яковец относит к исследованию предметов и документов12. Таким образом, точка зрения последнего и авторов указанного учебника практически совпадают (за исключением терминологического аппарата).
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Актуальные проблемы криминалистики
В ходе анализа всех указанных позиций возникает вывод о том, что для обоснования понятия отождествления личности в деятельности подразделений оперативно-разыскной информации следует в целом согласиться с определениями рассматриваемого ОРД, предложенными А.Ю. Шумиловым, О.А. Вагиным, А.П. Исиченко, Г.Х. Шабановым и В.Ю. Голубовским. Дело в том, что подобное определение предполагает использование для проведения рассматриваемого ОРМ информационной основы, которая в настоящее время как раз и формируется в подразделениях ОРИ ГУ МВД России по г. Москве. Это — оперативно-розыскной учет, предусматривающий получение учетно-регистра-ционных сведений, предназначенных не только для отождествления личности по мысленным образам, изображениям и описаниям, но и по иным данным, предназначенным для исследования экспертами-криминалистами и специалистами в других областях знаний (об этом подробнее будет сказано ниже). В этой связи точка зрения Е.Н. Яковца на сущность отождествления личности, высказанная им более десяти лет назад (еще до появления подразделений оперативно-разыскной информации), — нуждается в определенной корректировке.
Вместе с тем, не могу согласиться в полной мере с В.Ю. Голубовским в той части, что отождествление личности по заданию оперативных подразделений органов внутренних дел наряду с другими службами проводят оперативно-технические подразделения правоохранительных органов. По крайней мере, в моей практике такие случаи не встречались.
Кроме того, не считаю до конца обоснованной и позицию О.А. Вагина, А.П. Исиченко и Г.Х. Шабанова, утверждающих, что отождествление личности заключается «в негласном опознании и установлении тождества личности по признакам внешности и поведения». В данном случае, как свидетельствует опыт работы, могут практиковаться и гласные способы, а также гласные, но зашифрованные иными целями.
Следует полагать также, что современное определение оперативной идентификации по изображению лица, фигурирующее в ведомственных нормативных правовых актах МВД России в качестве одного из оперативно-аналитических мероприятий, также не соответствует потребностям сегодняшней практики, поскольку не охватывает всех возможностей по идентификации личности, которыми располагает на сегодняшний день аналитическая работа.
Таким образом, с учетом сказанного, предлагаю следующее определение отождествления личности в деятельности подразделений оперативно-разыскной информации — это разновидность оператив-
но-розыскной идентификации, сущность которой заключается в эмпирическом и инструментальном изучении мысленных образов, описаний, изображений, следов, веществ (в том числе биологического происхождения), документов с персональными данными (в том числе биометрическими), на предмет установлению наличия или отсутствия их тождества с идентифицируемыми физическими лицами либо групповой принадлежности.
1 См.: Яковец Е.Н. Теоретические основы аналитической работы в сфере оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: дис. ... докт. юрид. наук. — М.: Московский университет МВД России, 2006. С. 25.
2 См.: Гребельский Д.В. Теоретические основы и организационно-правовые проблемы оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел: дис. докт. юрид. наук. — М.: Академия МВД СССР, 1974. С.146-147.
3 См.: Нагиленко Б.Я. Оперативно-поисковая работа аппаратов уголовного розыска и пути ее совершенствования: Автореф. дис. канд. юрид. наук. — М.: Академия МВД России, 1997. С.17.
4 См.: Яковец Е.Н. Оперативно-розыскная идентификация: дис. Канд. юрид. наук. — М.: Академия управления МВД России, 2002. С. 85.
5 Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию: Лекция. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. С. 26.
6 См.: Яковец Е.Н. Оперативно-розыскная идентификация. С. 44-62.
7 См.: Гинзбург А.Я. Опознание в следственной, оперативно-розыскной и экспертной практике: Учебно-практическое пособие / Под ред. Р.С. Белкина. — М.: Академия управления МВД России, 1996. Гл. 4.
8 См.: Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскной словарь: Учебное пособие. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. С. 103; Он же. Оперативно-розыскная деятельность в схемах и определениях: Учебное наглядное пособие. 4-е издание, исправленное и дополненное. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2008. С. 70.
9 Отождествление личности / Оперативно-розыскная деятельность: Словарь-справочник. Автор-составитель В.Ю. Голубов-ский. — М.: ВНИИ МВД России, 2001; СПб.: Издательство «Лань», 2001. С. 117.
10 См.: Вагин О.А., Исиченко А.П., Шабанов Г.Х. Оперативно-розыскные мероприятия и использование их результатов: Учебно-практическое пособие. — М.: Издательский дом Шумиловой И.И., 2006. С.23-24.
11 См.: Основы оперативно-розыскной деятельности / Под ред. С.В. Степашина. — СПб.: Лань, 1999. С. 398-400.
12 См.: Яковец Е.Н. Оперативно-розыскная идентификация. С. 42-58.