Научная статья на тему 'РАССУЖДЕНИЯ О ВЕРЕ В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР'

РАССУЖДЕНИЯ О ВЕРЕ В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ВЕРА / МОТИВЫ / ПРОЦЕСС / ЧУВСТВА / ПОДХОД / ОСМЫСЛЕНИЕ / ВЗАИМОСВЯЗЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салахетдинов Фянис Фяритович, Морозова Людмила Борисовна

В статье делается попытка историко-теоретического обзора трудов зарубежных и отечественных ученых разного времени и разных вероисповеданий к изучению взаимосвязи психологии и веры, проблемы веры в психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONING ABOUT FAITH IN PSYCHOLOGY: A HISTORICAL REVIEW

The article makes an attempt at a historical and theoretical review of the works of foreign and domestic scientists of different times and different religions to study the relationship between psychology and faith, the problem of faith in psychology.

Текст научной работы на тему «РАССУЖДЕНИЯ О ВЕРЕ В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР»

Проведение данного мероприятия позволило всем участникам на себе почувствовать дух олимпизма, получить массу положительных эмоций, привить осознанное желание укреплять свое здоровье с помощью физкультуры и спортивных занятий.

Выводы. Таким образом, проводимая работа способствовала обогащению представлений детей о физической культуре и спорте. Был определен комплекс мероприятий, направленных на формирование представлений об Олимпийском движении у детей 6-7 лет, привитие уважения к спорту, олимпизму как культурному наследию человечества.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы обогащения представлений детей о физической культуре и спорте. В работе определено содержание образовательной работы с дошкольниками по данному направлению. В статье представлена тематика и содержание образовательных проектов, позволяющих формировать у дошкольников познавательный интерес к олимпийскому движению, обогащать их двигательный опыт.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, здоровье, физическое воспитание, олимпийское движение, олимпийское образование.

AnMtation. This research is devoted to the study of the problem of enrichment of children's ideas about physical culture and sports. The work defines the content of educational work with preschoolers in this area. The article presents the topic and content of educational projects that allow preschoolers to form a cognitive interest in the Olympic movement, to enrich their motor experience.

Keywords: physical culture, sports, health, physical education, Olympic movement, Olympic education.

Литература:

1. Олимпийское образование дошкольников: метод. Пособие / под ред. С.О. Филипповой, Т.В. Волосниковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 128 с.

2. Родионова О.Н. Обогащение двигательного опыта детей в спортивной группе дошкольной образовательной организации // Семья и личность: проблемы взаимодействия. - 2020. - № 17. - С. 101-107.

3. Тупичкина Е.А. Каким быть олимпийскому образованию старших дошкольников? // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 12. - С. 36-41.

УДК 159.9

РАССУЖДЕНИЯ О ВЕРЕ В ПСИХОЛОГИИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР

магистрант кафедры практической психологии Салахетдинов Фянис Фяритович Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород);

кандидат психологических наук, доцент Морозова Людмила Борисовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

Постановка проблемы. Важным условием бытия любого человека является вера, а потому данный феномен весьма интересен и в сфере научных изысканий.

Термин «вера» означает «связывать» «соединять», «восстанавливать связь» с чем-то очень важным для личности. И по своей сути вера, как ошибочно думают многие, - это процесс, что «работает» и без психологии. В этой связи преимущественно феномен «веры» изучали философы, и долгое время не являлся предметным полем психологии. Термин «психология», тем не менее, трактуется как «наука о душе», а понятие веры «плотно привязано» к духовному состоянию человека [13]. Именно поэтому рассуждения о вере с некоторых пор перестали являться призванием только философов. Связано это с тем, что в духовных традициях есть всё необходимое для того, чтобы человек пришёл от страдания к счастью (это основной мотив всех живых чувствующих существ: «никто не хочет страдать, все хотят быть счастливыми» [9]).

Несмотря на то, что вера больше тяготеет к духовному, в психологической научной и справочной литературе имеются отображения взаимосвязи психологии и веры. Другими словами, вера - это проявление внутреннего мира человека (переживания, чувства, духовный опыт), они же являются проявлением психики, что и делает веру предметом исследования ученых-психологов.

Изложение основного материал исследования. Говоря о ценностно-смысловом подходе к взаимосвязи веры и психологии, можно встретить различные подходы к исследованию психических явлений: когнитивный, бихевиористский, психоаналитический и другие, различающиеся методологическими основаниями [16].

Родоначальник серьезных психологических исследований сущности веры - американский психолог У. Джеймс, который разделил ее на религиозную и нерелигиозную. Гипотезой ученый считал все, что касалось верований личности. В самом известном его исследовании «Многообразие религиозного опыта» приводятся опытные примеры человеческих переживаний по поводу религиозной веры. В этом труде У. Джеймсом сделан вывод о том, что «особая убежденность относительно религиозных догматов имеет, таким образом, основание в опыте, лежащем в области чувств» [4].

Еще одним известным исследованием американского ученого-психолога является «Воля к вере и другие очерки популярной философии», который посвящен рассуждениям о пользе веры для жизни человека. У. Джеймс, таким образом, установил, что «вера в факт может способствовать возникновению этого факта» [5]. Другими словами, он считал веру феноменом - побуждением к фактическому действию. Позже этот феномен описал отечественный психолог Д.Н. Узнадзе и определи его как «установку». По его определению, «установкой является природное состояние субъекта и относится оно к «бессознательной области психики» [14].

Исследованием веры занимался и известный ученый психолог К. Юнг, который пришел к выводу от том, что вера побуждает человека к фактическому действию через его психологическое состояние, тем самым имея корни в коллективном бессознательном. К таким выводам ученый пришел в процессе изучения религиозных мифов, обрядов таинств и символов, выделив их психологическую составляющую [7]. Похожие

выводы о связи веры и чувствах человека можно встретить и в трудах Г. Оллпорта, который отмечал, что «Вера - это утверждение или уверенность, которые мы испытываем в отношении реальности объекта чувства. Любые позитивные чувства неизбежно влекут за собой какую-то степень веры, и эта вера всегда сопровождается действиями, поскольку то, во что мы верим, мы стремимся осуществить» [11].

К сторонникам ценностно-смыслового подхода к попытке «осмыслить» веру в психологии можно отнести работы таких ученых-психологов, как: В. Франкл, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев, В.П. Зинченко, В.И. Слободчиков. Они были сторонниками экзистенциальной и гуманистической ориентации в психологии, которые считали веру основой для развития убеждений. По мнению Б. С. Братусь «если нет веры, то нет и убеждений...Вера связана со смыслообразованием и является предпосылкой осуществления любой человеческой деятельности» [1]. Отсюда следует вывод, что вера является тем мотивом для человека, который через призму целостного образа будущего, убеждается в реальности и достижимости своих планов.

Среди ученых психологов встречаются и такие, которые пытались «привязать» веру в реальной жизни посредством Бога. Так, Э. Фромм ссылался на Ветхий завет, в котором «вера» (етипа^ означает «стойкость», то есть определенное качество человека, а не содержание веры, этот психолог пытается рассмотреть веру как внутреннее состояние человека» [3]. Ученый проанализировал принципы существования веры в человеке и разделил их на 2 категории: принцип обладания (иметь) и принцип существования (быть). Причем, принципу «быть» не означает веру личности в определенные идеи, а выражает его внутреннюю ориентацию или установку (ки).

Как смысл жизни (идентично принципу бытия у Э. Фромма) веру рассматривал и В. Франкл: «Даже самоубийца верит в смысл — если не жизни, то смерти» [3]. Как видится, человек должен видеть смысл в своих поступках, чтобы вести активную жизнь, а в этом ему помогает вера.

Таким образом, цели в психологии и вере различаются их масштабами: у «первой» - сделать жизнь человека более счастливой; у «второй» - вывести человека за пределы мирского счастья. Цель веры закрывает цели психологии.

В научной литературе прослеживается связь веры и смысла поступков, жизни, то есть вере присуще смыслообразование. Такого мнения придерживался А.Н. Леонтьев, считая, что «личностный смысл порождается отношением мотива (деятельности) к цели (действия)» [15].

Изучив научные публикации по рассматриваемому предмету исследования, можно сказать, что многими учеными-психологами вера рассматривалась как какая-либо сторона психической действительности - в виде структурной компоненты сознания или личности, чувств, эмоционального состояния, способностей и т.п. При этом, феномен веры в психической реальности как бы ускользает, становясь чем-то размытым и неопределенным с точки зрения поведенческих аспектов. Верой продиктованы изначально, а затем и внутренние поведенческие эффекты, которые психологи объясняют такими понятиями, как «сознание», «установка», «убеждение», «мировоззрение» и т. п. Кроме того, в попытке найти место веры в психологии, психологами были подменены понятия: «душа»-«психика», «человек»-«личность».

Следовательно, психологам необходимо учитывать особенности и ценности людей, которые к ним обращаются, и сегодня одним из актуальных направлений стала мусульманская психология, ведь ислам -вторая по численности верующих религия в нашей стране.

Исламская психология не является новым направлением, а выражает возвращение к ее первоисточникам. Ещё в средние века мусульманские ученые (аль-Кинди, ар-Рази, аль-Балхи, аль-Газали) изучали и описывали состояния души, психики человека [8].

Сама психология как наука сформировалась именно в арабо-мусульманской культуре. Например, в «Каноне медицины» Ибн Сины, известного в Европе под именем Авиценна, являющемся основой современной медицины, 3 главы посвящены психологии, психиатрии. Мусульманский ученый был первым, кто разделил человеческое восприятие на пять внешних и пять внутренних чувств, таких, как интуиция, намерения. Он говорил о науке взаимосвязи души и тела, писал о психосоматических расстройствах человека, впервые разделил человеческое восприятие на 5 внешних и 5 внутренних чувств (интуиция, намерения и другие).

Весьма огромен вклад и средневековых мусульманских ученых в развитие медицины и психологии. Например, знаменитый мусульманский ученый средневековья Абу Зайд аль-Балхи изучал болезни души и тела [10]. В 9-10 вв. им впервые была дана классификация психозам, неврозам и невротическим расстройствам. Исламский учёный, в итоге, определил весь ход развития психологии.

Следует отметить, что первая сеть психитарических клиник была создана в 18 в. в Багдаде. В больницах с пациентами работали и наблюдали их не только медперсонал (доктора и медсестры), но духовные наставники (устазы).

Основоположник исламской психологии среди современных ученых является Малик Бадри - основатель и президент международной ассоциации исламских психологов, берущей своё начало с 70-х годов прошлого века.

Таким образом, ислам наряду с христианством, и даже ранее, стал источником становления науки психологии. Мусульманские ученые считали, что «психология» помогает лучше понимать ислам и жить в соответствии с ним» [8]. Они не разделяли личность и человека, веру и душу, в отличие от христианских исследователей веры и психологии. Авторы статьи соглашаются с большинством выводов исламских исследователей, что инструментом веры является в том числе психология как наука. Если психология занимается изучением личности человека, то исследования должны касаться поведенческих эмоциональных психических процессов, как видимых, так и не видимых аспектов (коим и является вера). Другими словами, мусульманские ученые-психологи считали, что психологические знания должны служить вере.

Авторы статьи согласны с мнением Б.С. Братусь и Н.В. Ининой: «в сложных формах активности человек действует не ради достижения самого по себе предмета потребности, он действует ради целостного образа новой жизни, в которую будет включен этот предмет». [1] То есть все приведенные выше психологи исследовали термин «вера», исходя из своих научных предпочтений, но в целях дополнения теории психологии.

Исходя из выводов отечественных (Н.М. Бехтерева и Н.Х. Валитов) и зарубежных исследователей (М. Эмото и Э. Кугис), можно сделать вывод о том, что вера не есть рудимент в структуре психики человека. Кроме того, К.В. Лох и Д.М. Мелехов понятию «Бог» придают статус «официальной научной категории» [12].

Выводы. Психология, таким образом, выступает неким «мостом» между научным знанием и религией. Психология в целом одновременно не имеет ни в одной из отраслей ни малейшего отношения к вопросам веры как духовного мира человека и одновременно в любой из отраслей психология связана личностью человека, его психикой и духовной сферой.

Изучив специфику отношения ученых-психологов разного времени, как отечественных, так и зарубежных, можно прийти к определенным выводам:

- вера относится к определенному виду психического явления, выражаемого через конкретную реалию внутреннего мира человека;

- изучать веру конкретной личности с точки зрения психологии необходимо в реальных жизненных условиях;

- с точки зрения психологии веру можно исследовать, исходя из постулатов общепризнанных психологических теорий;

- исходя их методов исследования, у веры должны быть поведенческие корреляты и она должна поддаваться изучению при помощи эмпирического познания.

Таким образом, авторы статьи пришли к выводу, что среди ученых психологов понятию веры не было присвоено значимого статуса как научной категории, несмотря на то, что к данному понятию могут быть применимы обобщения, касающиеся психики в целом. Но, опираясь на труды как православных, так и исламских ученых, авторы соглашаются с мнением о том, что психология укрепляет «эго», а вера освобождает от «оков эго». Если вспомнить бэкграунд известных психологов, то выяснится, что Фрейд -иудей, Юнг - буддист, Перлз - дзен-буддист и т.д. Психология - это производная от философии, которая является производной от веры. Испытывающим психологические проблемы людям нужна профессиональная психологическая поддержка. Но, если у человека есть работающая духовная практика - это, в какой-то степени, помогает более легко справляться с кризисными ситуациями.

Аннотация. В статье делается попытка историко-теоретического обзора трудов зарубежных и отечественных ученых разного времени и разных вероисповеданий к изучению взаимосвязи психологии и веры, проблемы веры в психологии.

Ключевые слова: психология, вера, мотивы, процесс, чувства, подход, осмысление, взаимосвязь.

AnMtation. The article makes an attempt at a historical and theoretical review of the works of foreign and domestic scientists of different times and different religions to study the relationship between psychology and faith, the problem of faith in psychology.

Keywords: psychology, faith, motives, process, feelings, approach, comprehension, relationship.

Литература:

1. Братусь Б.С., Инина Н.В. Вера как общепсихологический феномен сознания человека // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. - 2011. - №1. URL: https://clck.ru/UHKaA (дата обращения: 07.04.2021).

2. Веселова Е. Психологические аспекты веры. URL: https://clck.ru/UHKdR (дата обращения: 07.04.2021).

3. Двойнин А.М., Данилова Г.И. Феномен веры в предметном поле психологии: методологические проблемы // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2013. - №29 (2). URL: https://clck.ru/UHKcA (дата обращения: 07.04.2021).

4. Двойнин А.М. Проблема веры в психологии: историко-теоретический обзор // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. - 2013. - №30 (3). URL: https://clck.ru/UHKf9 (дата обращения: 07.04.2021).

5. Джеймс У. Воля к вере и другие очерки популярной философии // Джеймс У. Воля к вере. - М., 1997. - С. 66

6. Дубровский Д.И. Вера и знание // Проблема идеального. Субъективная реальность. - М., 2002. -С. 271-310.

7. Казанцева Т.А. Природа и сущность феномена веры. Реалистичность предмета веры // Материалы 11 Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления - 2006» - М., ГУУ. - 2006. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: https://clck.ru/UDTq9 (дата обращения: 07.04.2021).

8. Мурзаев А. Психология и Ислам: противоречие или дополнение. URL: https://clck.ru/UHKhb (дата обращения: 07.04.2021).

9. Михайлович В.М. Вера в психологию как науку // Психология. Журнал ВШЭ. - 2007. - №4. URL: https://clck.ru/UHKjR (дата обращения: 07.04.2021).

10. Надирова Р. Ислам и психология. URL: https://clck.ru/UHKkL (дата обращения: 07.04.2021).

11. Попова М.А. Критика психологической апологии религии (Современная американская психология религии). - М., 1973. - С. 152.

12. Розин В.М. Психология и христианство: автономия, объединение или коммуникация? // Психология. Журнал ВШЭ. - 2007. - №2. URL: https://clck.ru/UHKkt (дата обращения: 07.04.2021).

13. Саратовский С. Религиозная вера в структуре человеческой психики с позиций психологии религии и этнической психологии. URL: https://clck.ru/UHKqH

14. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки // Психология установки. - СПб., 2001. - С. 5-254.

15. Чеснова Е.Н. Современное состояние исследований феномена веры: степень научной разработанности проблемы и особенности типологизаций и классификаций веры // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л.Н. Толстого. - 2012. - №4. URL: https://clck.ru/UHKrx (дата обращения: 07.04.2021).

16. Ясный А. Религия и психология. URL: https://clck.ru/UHKtQ (дата обращения: 07.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.