Научная статья на тему 'Рассуждение об инклюзивности русской культуры'

Рассуждение об инклюзивности русской культуры Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
160
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инклюзивность культуры / восточная культура / западная культура / конфликт культур / евразийство / inclusiveness of a culture / the Eastern culture / the Western culture / a conflict of cultures / еurasianism

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тун Даньдань

В мировой культуре разнообразие заключается в инклюзивности важных проявлений культурных особенностей. Русская культура это тип культурной истории, созданный русским народом, определяемый уникальной структурой русского национального самосознания. Русская национальная культура постепенно формируется в обменах и конфликтах между древней славянской культурой и иностранной культурой. В то же время русская культура имеет много противоречивых характеристик; они связаны с противопоставлением Востока и Запада в историческом развитии русского государства. В процессе культурного развития России на протяжении более тысячи лет существовала борьба между двумя культурными факторами Востока и Запада. И из восточного, и из западного опыта Россия извлекала уроки; так что можно сказать, что оба фактора повлияли на формирование русской культуры. В связи с этим можно утверждать, что России присуще евразийство, являющееся комбинацией западных и восточных черт. Иначе говоря, русская культура инклюзивна. В данной статье рассматривается проблема конкуренции между русской культурой и зарубежной культурой. Помимо этого освещается, каким образом происходит переход от конфликта культур к их единству и отражается взгляд российских и китайских исследователей на развитие судьбы российской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DISCUSSION ON THE INCLUSION OF RUSSIAN CULTURE

The diversity of world cultures lies in the inclusiveness of important features. Russian culture is a type of cultural history created by the Russian people, defined by the unique structure of the Russian national identity. Russian national culture is gradually formed in exchanges and conflicts between ancient Slavic culture and foreign culture. At the same time, Russian culture has many contradictory characteristics. They are connected with the opposition of East and West. Throughout the millennial history of Russia there was a struggle between two cultural factors of the East and the West. Russia has learned lessons from the Eastern and Western experience. Both factors influenced the formation of Russian culture. In this regard, it can be argued that Russia is inherent in Eurasianism, which is a combination of Western and Eastern features. In other words, Russian culture is inclusive. This article describes the problem of competition between Russian culture and foreign culture. The article highlights the process of transition from the conflict of cultures to their unity, reflects the view of Russian and Chinese researchers on the fate of Russian culture.

Текст научной работы на тему «Рассуждение об инклюзивности русской культуры»

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL / МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ

РАССУЖДЕНИЕ ОБ ИНКЛЮЗИВНОСТИ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ DISCUSSION ON THE INCLUSION OF RUSSIAN CULTURE

V0L.1 №32010

ISSN: 2686-9675

Тун Даньдань, аспирант Институт философии СПбГУ tun-fengdan@yandex.ru

АННОТАЦИЯ

В мировой культуре разнообразие заключается в инклюзивности важных проявлений культурных особенностей. Русская культура - это тип культурной истории, созданный русским народом, определяемый уникальной структурой русского национального самосознания. Русская национальная культура постепенно формируется в обменах и конфликтах между древней славянской культурой и иностранной культурой. В то же время русская культура имеет много противоречивых характеристик; они связаны с противопоставлением Востока и Запада в историческом развитии русского государства. В процессе культурного развития России на протяжении более тысячи лет существовала борьба между двумя культурными факторами Востока и Запада. И из восточного, и из западного опыта Россия извлекала уроки; так что можно сказать, что оба фактора повлияли на формирование русской культуры. В связи с этим можно утверждать, что России присуще евразийство, являющееся комбинацией западных и восточных черт. Иначе говоря, русская культура инклюзивна.

В данной статье рассматривается проблема конкуренции между русской культурой и зарубежной культурой. Помимо этого освещается, каким образом происходит переход от конфликта культур к их единству и отражается взгляд российских и китайских исследователей на развитие судьбы российской культуры.

Ключевые слова: инклюзивность культуры, восточная культура, западная культура, конфликт культур, евразийство.

Для цитирования: Тун Даньдань Рассуждение об инклюзивности русской культуры. Современные востоковедческие исследования. 2019; 1(3): 10-15

ABSTRACT

The diversity of world cultures lies in the inclusive-ness of important features. Russian culture is a type of cultural history created by the Russian people, defined by the unique structure of the Russian national identity. Russian national culture is gradually formed in exchanges and conflicts between ancient Slavic culture and foreign culture. At the same time, Russian culture has many contradictory characteristics. They are connected with the opposition of East and West. Throughout the millennial history of Russia there was a struggle between two cultural factors of the East and the West. Russia has learned lessons from the Eastern and Western experience. Both factors influenced the formation of Russian culture. In this regard, it can be argued that Russia is inherent in Eurasianism, which is a combination of Western and East-em features. In other words, Russian culture is inclusive.

This article describes the problem of competition between Russian culture and foreign culture. The article highlights the process of transition from the conflict of cultures to their unity, reflects the view of Russian and Chinese researchers on the fate of Russian culture.

Key words: inclusiveness of a culture, the Eastern culture, the Western culture, a conflict of cultures, eurasianism.

For citation: Tong Dandan. Reasoning about the inclusiveness of Russian culture. Modern oriental studies. 2019; 1(3): 10-15

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / ТУН ДАНЬДАНЬ,/TUN-FENGDAN@YANDEX.RU/УДК 140

ВВЕДЕНИЕ

Культура носит практический характер и создается, и развивается в социальной практике человека. Разнообразие культуры, в конечном итоге, зависит от разнообразия форм социальной активности человека и характера содержания. Для мировой культуры характерно разнообразие, что является важным проявлением открытого и всеобъемлющего характера культуры. Эта особенность не означает, что инклюзивность одной культуры в другую является абсолютной и бесконечной, а инклюзивность, возникающая между разными культурами, условна и избирательна. В исторической культуре основной контент, отражающий разные интересы и позиции, не только инклюзивен, но также и может содержать в себе конфликт и противоречия. Соответственно, русская культура также характеризуется множеством противоречивых характеристик, что связано с борьбой Востока и Запада в развитии русской истории. В связи с этим русской национальной культуре необходимо найти свое жизненное пространство в условиях конкуренции современных культур. В статье речь идёт о том, как Россия формирует свою уникальную культуру в такой ситуации. Предполагается, что именно благодаря различным культурным формам в России взаимодействие между разными культурами становится возможным. Без разнообразия культурных форм и культурного развития не будет проблем культурного обмена и интеграции, и не будет культурных конфликтов и инклюзивности.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Теоретическим материалом для исследования и написания представленной статьи стали научные публикации отечественных и зарубежных ученых Викторов А.Ш. и Ян Гуаньдай. В качестве методов используется анализ, синтез и абстрагирование.

С 1830 по 1840 гг. с усилением российского самодержавного крепостного кризиса, развитием классовой борьбы, дальнейшим обострением противоречий в интеллектуальной среде, проявлением определенных социально-политических тенденций литературные и философские объединения постепенно все больше обособляются от общества. К примеру, славянская фракция (получившая название "славянофилы") была впервые отделена от русского идеологического круга. Ее учредителями были А. С. Хомяков и И. В. Киреевский. Основная идея кружка заключалась в том, что Россия должна придерживаться своего уникального пути развития. В рамках выстроенной концепции Россия должна была пойти своим собственным особым путем, идеализируя свои уникальные институциональные возможности, прежде всего, сельские коммуны и православную церковь.

Почти одновременно со славянофилами возникло совершенно противоположное по суждениям философское течение, которое именовалось "западники". Оно появилось в «двух пекинских» районах Москвы и Петербурга. Объединение московских западников было образовано в 1841-1842 годах. Согласно «законам» того времени, все те, кто выступали против славянофилов в идеологических дебатах, принадлежали к западникам. Это были П. В. Анненков, В. П. Боткин, К. Д. Кавелин, М. Н. Катков, П. Н. Кудрявцев, Н. X. Кетчер, Е.Ф. Корш, Н. Ф. Павлов [Блохинская, 2007, С. 135]. Западники считали, что Россия должна следовать историческому пути развития западноевропейских стран, поэтому они выступали за осуществление европеизации России: в политической системе они отрицали самодержавный режим монархии, выступали за реализацию западноевропейской модели конституционной монархии и системы коллегиальности, ограничение власти монархии, гарантии свободы слова, проведение судебных процессов и так далее.

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL/МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНДЛ

Западники придавали идеалу решающее значение, выступая за идеи индивидуальной свободы [Купцова, 2010, С. 46].

В истории русской мысли с 19 по 20 вв. противостояние и борьба между западноевропейскими и славянскими объединениями продолжались повсюду. В 1980-х и 1990-х годах спор между Солженицыным и Сахаровым был фактически продолжением спора между славянской и западноевропейской сторонами о двух путях развития в России. Солженицын призывал Россию придерживаться уникального пути, а Сахаров - идти на Запад. Первый придерживался национализма, а второй - либерализма [Викторов, 2004, С. 76]. Поэтому двум российским интеллектуалам сложно было совместить в единую концепцию национализм и либерализм, что неизбежно оказало бы значительное влияние на будущее развитие России.

Противостояние и конфликт между различными культурами — это явление, неизбежное в культурном общении и развитии. Это также неизбежный исторический феномен культурных обменов и интеграции. Инклюзивная культура характеризуется взаимодействием с какой-либо культурой и в своём развитии не является абсолютно закрытой и консервативной. В культурном обмене и развитии этнических культур отрицание культурно инклюзивных взглядов является узко националистическим актом. Материальное производство и духовное производство, материальное общение и духовное общение, осуществляемое людьми в общественной жизни, не являются постоянными и застойными. Изменения и развитие материальной и духовной жизни людей определяют, что культура также должна меняться и развиваться.

Поэтому из спора западников и славянофилов следует, что в русской традиционной культуре и мышлении не хватает инклюзивно-сти и толерантности. Однако в 10-20-е годы

20-го века в России прослеживается тенденция обращения к Евразии. Как и двуглавый орел на российском флаге, страна смотрит на Восток и на Запад. Можно также сказать и о направлении российской мысли, в которой национализм сочетается с либерализмом [Ян Гуаньдай, 2001, С. 54].

В 10-м веке Киевская Русь провозгласила православие государственной религией. Непосредственно соприкоснувшись с наиболее развитой частью европейской цивилизации того времени, Киевская Русь сделала огромный скачок в своем развитии и, что более важно, с тех пор Россия установила прямую связь с европейской цивилизацией [Вдовина, 2013, С. 2319].

Монгольское вторжение в 13-м и 15-м веках сильно разрушило русскую национальную культуру и заблокировало связь между Россией и Западом. В то же время это и сделало русскую общественную жизнь более ориентированной на восток. В эпоху монгольского владычества в России восточная цивилизация оказала сильное влияние на становление культуры и на изменение ментальности народа. Можно заметить, что до формирования современной нации в 15-16 веках Россия уже совмещала в себе элементы как западной культуры, так и восточной [Федуленкова, 2015, С. 106].

В 1920-х годах среди русских эмигрантов на Западе группа ученых, представленная Трубецким, Савицким и др. предложила совместить евразийские идеи с русскими характеристиками. Теория основывалась на особенностях географического расположения страны в Европе и Азии. Его в том числе можно считать предпосылкой для инклюзивности русской многоэтнической культуры. Главная цель данной теории - противостоять безоговорочному подражанию Западу и искать путь национального развития, в сущности, российской коренной цивилизации. В то же время евразийство наследует некоторые идеи славянофилов. Они считали, что, руководствуясь внутренними

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА, / ТУН ДАНЬДАНЬ,/ TUN-FENGDAN@YANDEX.RU/УДК 140

национальными интересами и устоями, страна может добиться наивысшей точки своего развития. Сторонники евразийской концепции подчеркивают, что «Россия — это великое сочетание Востока и Запада. Она — целостный и огромный мир. Русская нация обладает великой властью. Русская нация — это будущее нации». Идея евразийства заключалась в том, что только с помощью сильной страны Россия сможет добиться полного изменения и избавиться от кризиса. Только сохранив свою силу и независимость, Россия сможет сыграть новую культурную и политическую роль в мировой семье [Яо Хай, 2007, С.105].

На данный момент российская идеология и культура не консервативны, а открыты. Состояние власти, национальное мировоззрение, основанное на новом многополярном мировом порядке, не идет по пути отрицания или слепого подражания только западной экономике, политической модели и системе ценностей, но и принимает концепцию Востока, считая Азию и Европу одинаково важными. Евразийство, как особое мировоззрение, отличается от других доктрин и поэтому может быть единодушно признано многими политическими группировками в различных сферах российского общества. Евразийство не только соответствует характеристикам многих этнических групп России и различным верованиям, но также помогает сконцентрировать и мобилизовать силу всего общества для развития России, предотвратить разделение национальной культуры и местный сепаратизм и принять во внимание культурную модель, в которой доминирует Запад. Россия стремится к благоприятному развитию [Лю Ин, 2008, С. 68]. Эта инклюзивность в основном проявляется в следующих аспектах: у русских есть как жизненные привычки восточных жителей, так и обычаи западных людей: например, западные жители в основном пьют кофе, а восточные — в основном чай. Русские любят пить кофе и любят чай, чай

и кофе необходимы для развлечения гостей. Судя по традиционным русским обычаям брака, русские заявили, что женятся после свиданий, сватовства, помолвки и свадебной церемонии. Невеста получает выкуп от жениха и, в свою очередь, приносит приданое. Эти черты присущи восточной культуре. При этом венчание проводится в церкви в соответствии с православным ритуалом, и священник организует свадьбу. Так выглядит западная традиция. Поэтому можно утверждать, что русские восприимчивы как к западному, так и к восточному; иногда они очень рациональны, а иногда — эмоциональны [Ян Хуа, 2010, С. 98].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Культуры взаимодействуют друг с другом по причине инклюзивности. Из-за этого разные культуры могут существовать параллельно, учиться друг у друга и усваивать лучшее для собственной цели, заключающейся в оптимизации своей культурной структуры и культурного содержания.

Поэтому было установлено, что в процессе модернизации в России проявляется ориентация как на Восток, так и на Запад В сочетании с исконной славянской культурой данный путь развития, наконец, сформировал исторический феномен интеграции всех этих самодостаточных культур. Россия модернизируется в условиях столкновения и интеграции таких разных западных и восточных цивилизаций. Кроме того, российский народ все больше приобретает свою специфику, набирает жизненные силы, прогрессирует и влияет на восточную и западную цивилизации.

ВЫВОДЫ

Инклюзивность сама по себе подразумевает критику другой культуры и заимствования из неё. В общении культур одна из них стремится к приобретению преимуществ форм иных культур для введения новшеств в свой культурный контент. В культурных обменах

INTERNATIONAL SCIENCE JOURNAL/МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНДЛ

различной природы культурное содержание с большей вероятностью приведет к культурной оппозиции и конфликтам.

Из вышесказанного можно сделать вывод: несмотря на то, что в истории русской культуры был недолгий период культурного отчуждения, Россия своевременно скорректировала свое направление в соответствии с развитием, демонстрируя терпимость к культуре. Русская нация уверена в собственной культуре и никогда не станет «западной» или «восточной». Возможно, только сочетая универсальные ценности восточной и западной культур с традиционными ценностями России, проверенными временем, мы сможем лучше понять Россию и объяснить вчерашнюю, сегодняшнюю и завтрашнюю ситуацию, складывающуюся в стране.

Если бы русская культура не являлась инклюзивной, то в ней не было бы богатых культурных форм и категорий (напр., культура христианства, ислама, культуры 180 национальностей, проживающих на территории России, и т.д.). Обмены и интеграции между различными культурами в России также доказывают, что культура инклюзивна.

Развитие современной науки и техники, а также растущая частота международных обменов делают мир все доступнее, что создает лучшие условия для возможности выносить суждения о вероятном преодолении культурных барьеров в межкультурной коммуникации. Гибкость, открытость к инновациям является необходимым условием для развития и сохранения каждой нации. Поэтому инклюзивность культуры может поглотить превосходство других культур для развития самой культуры и принять дружественное и совместимое отношение к другим культурам. Но бесспорным

фактом является и то, что культурные факторы представителей разных этнических групп будут влиять на общение или даже вызывать конфликты из-за культурных барьеров в процессе взаимного контакта.

Таким образом, понимание культурных факторов каждой страны особенно важно для межкультурного общения. Понимание национальной культуры другого человека и поиск общих позиций, несмотря на имеющиеся различия, являются благоприятными гарантиями для успешного развития межкультурного общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блохинская Л.О. Приобщение к основам русской культуры иностранных учащихся на занятиях по "Истории русской культуры" в ВУЗе К. Л. Михайловой // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2017. № 76. С. 139-142.

2. Купцова И.А. российская цивилизация, русская культура, культура русской провинции: характеристики и взаимодействие // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2010. № 2 (34). С. 41-47.

3. Викторов А.Ш. Русская культура. Основные тенденции современного развития // Макс Пресс. 2004. С. 75-83.

4. Ян Гуаньдай.

ЖМ / Зарубежная культура и развитие российского политического общества // Форум Северо-Восточной Азии. 2001. № 1. С. 51-55.

5. Вдовина A.A. П.П. Пазолини и русская культура: социальные и духовные причины обращения Пазолини к русской культуре // Издательский Дом "Академия Естествознания". 2013. № 10-10. С. 2318-2321.

6. Федуленкова Т.Н. Русская культура через

ФИЛОСОФИЯ И КУЛЬТУРА / ТУН ДАКЬДАНЬ,/ TUN-FENGDAN@YANDEX.RU/УДК 140

призму храмов (учебный спецкурс на английском языке для иностранцев, изучающих русскую культуру) // Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 12-1. С. 105-106.

7. Яо хай. Русская культура. Институт социальной науки Шанхая. 2007. 375 с.

е. лют<шшш1\ттм№хтт/

Политическая и культурная направленность в российской национальной идентичности // Сибирская академия. 2008. № 35 (3). С. 65-74.

9. ян хуа. ттжш

Щ / Формирование и исполнение русских ближневосточных культурных особенностей // Журнал педагогического государственного университета. Сер. Социально-философский наук. 2010. № 5. С. 90-105.

BIBLIOGRAPHIC REFERENCES:

1. Blohinskaya L.O. Priobshchenie k osnovam russkoj kul'tury inostrannyh uchashchihsya na zanyatiyah po "Istorii russkoj kul'tury" v VUZe K. L. Mihajlovoj // Vestnik Amur-skogo gosudarstvennogo universiteta. Sen Gumanitarnye nauki. 2017. № 76. S. 139-142.

2. Kupcova I.A. rossijskaya civilizaciya, russ-kaya kul'tura, kul'tura russkoj provincii: harakteristiki i vzaimodejstvie // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta kul'tury i iskusstv. 2010. № 2 (34). S. 41-47.

3. Viktorov A.SH. Russkaya kul'tura. Osnovnye tendencii sovremennogo razvitiya // Maks Press. 2004. S. 75-83.

4. YAn Guan'daj.

/ Zarubezhnaya kul'tura i razvitie ros-sijskogo politicheskogo obshchestva // Forum

Severo-Vostochnoj Azii. 2001. № 1. S. 51-55.

5. Vdovina A.A. P.P. Pazolini i russkaya kul'tura: social'nye i duhovnye prichiny obrashcheni-ya Pazolini k russkoj kul'ture // Izdatel'skij Dom "Akademiya Estestvoznaniya". 2013. № 10-10. S. 2318-2321.

6. Fedulenkova T.N. Russkaya kul'tura cherez prizmu hramov (uchebnyj speckurs na an-glijskom yazyke dlya inostrancev, izuchayushchih russkuyu kul'turu) // Mezhdunarodnyj zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2015. № 12-1. S. 105-106.

7. Yao Hai. Russkaya kul'tura. Institut social'noj nauki SHanhaya. 2007. 375 s.

8. uu Yin. шшшткщ^чш^хшн /

Politicheskaya i kul'turnaya napravlennost' v rossijskoj nacional'noj identichnosti // Sibirskaya akademiya. 2008. № 35 (3). S. 65-74.

9. Yan Hua.

Ш / Formirovanie i ispolnenie russkih blizhnevostochnyh kul'turnyh osoben-nostej // Zhurnal pedagogicheskogo gosudarstvennogo universiteta. Ser. Social'no-filosofskij nauk. 2010. № 5. S. 90-105.

INFORMATION ABOUT AUTHOR

Tong Dandan, graduate student

Institute of Philosophy, St. Petersburg State

University

tun-fengdan@yandex.ru

Submission Date: 2019.10.25

Принята к публикации: 25.10.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.