Научная статья на тему 'Рассмотрение особенностей организации правовой работы в образовательных организациях МВД России. Обмен опытом организации и осуществления правовой работы в образовательных организациях МВД России'

Рассмотрение особенностей организации правовой работы в образовательных организациях МВД России. Обмен опытом организации и осуществления правовой работы в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
485
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кононов Анатолий Михайлович

Основное внимание в выступлении уделено вопросам, возникающим в ходе деятельности юридических служб в образовательных организациях системы МВД России. На основе анализа положительного опыта отдельных подразделений определены эффективные формы организации правовой работы в системе ведомственного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кононов Анатолий Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Рассмотрение особенностей организации правовой работы в образовательных организациях МВД России. Обмен опытом организации и осуществления правовой работы в образовательных организациях МВД России»

трудников правовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» в 2014 году.

Большое спасибо хотелось бы выразить образовательным организациям, принявшим и обеспечившим проведение на высоком организационном уровне конкурсные испытания второго этапа конкурса «Лучший по профессии».

К сожалению, приказом МВД России от 21 октября 2005 г. № 850

«Об утверждении Положения о конкурсах профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» не предусмотрено участие сотрудников образовательных организаций в таких конкурсах, но, учитывая огромное желание образовательных организаций участвовать в них, мы будем работать над этой проблемой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Минюст России, Следственный комитет Российской Федерации, ФСБ России, ФСИН России, Федеральная служба судебных приставов Российской Федерации, Федеральная таможенная служба Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

© Авдейко А. Г.

УДК 340

А. Н. КОНОНОВ, заместитель начальника Договорно-правового департамента МВД России - начальник организационного управления, доктор юридических наук, профессор, полковник внутренней службы (г. Москва)

РАССМОТРЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ. ОБМЕН ОПЫТОМ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВОВОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

1. Прежде чем перейти к рассмотрению вопроса организации правовой работы в образовательных организациях МВД России, считаю необходимым вернуться к вопросу определения понятия, цели и принципов правовой работы, присущих всем ее субъектам, независимо от отраслевой принадлежности.

До сих пор в нормативных источниках нет официально закрепленного термина «правовая работа». В целом по результатам рассмотрения его трактовок в различной юридической литературе можно сформулировать общее определение понятия правовая работа, выраженная в практической деятельности уполномоченных лиц по созданию и применению правовых средств для дос-

>

<ч а а и и

ч

«

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

1

£

а «

и

тижения заданных целей - экономических, социальных и иных.

Данное определение отражает, во-первых, содержательную часть правовой работы и, во-вторых, иллюстрирует сферы ее ведения:

а) содержание правовой работы образуют действия, точнее, комплексы действий, направленные на создание и практическое применение правовых средств для достижения заданных целей;

б) правовая работа может вестись в различных сферах общественной жизни. Данный вывод обусловлен закрепленным в статье 1 Конституции Российской Федерации положением о том, что Россия является правовым государством.

Следует отметить, что субъектом правовой работы является сама коммерческая или некоммерческая организация, а не юридическая служба соответствующей организации. Юридическая ^ служба имеет другой статус - исполнителя мероприятий правовой работы.

2 Структурные подразделения ор-<ч

а ганизации, ее руководители и сотрудни-| ки являются организаторами и исполнись телями мероприятий правовой работы в ^ соответствии с заданной им компетен-^ цией.

Ц Как показывает практика, введе-

Л> ние правовой работы требует вовлече-

| ния в ее процесс большого числа испол-

^ нителей, так как ни руководитель орга-

^ низации, ни юридическая служба само-

| стоятельно выполнить необходимый

^ комплекс мероприятий правовой работы

а не в состоянии. -с

Привлечение к выполнению ме-| роприятий правовой работы большого § числа исполнителей предопределяет на-^ личие в данной работе не только правового, но и организационно-^ управленческого компонента, по-а скольку труд исполнителей необходимо § организовывать (объединить, коорди-^ нировать и поддерживать в таком состоянии). Рациональная организация

взаимодействия разных исполнителей обеспечивает достижение высоких конечных результатов правовой работы.

2. Организация правовой работы предполагает необходимость уяснения целей данной работы.

В этой связи напомню, что еще пунктом 2 Общих положений о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 г. № 467 (ред. от 01.12.1987, с изм. от 27.12.2000), было определено, что основной целью правовой работы было принято считать укрепление законности.

И здесь следует отметить, что в отличие от коммерческих организаций, для которых экономические (хозяйственные) результаты правовой работы имеют ведущее значение, для органов внутренних дел укрепление законности в их деятельности по-прежнему является главной целью.

3. Правовая работа базируется на ряде важных принципов, следование которым способствует достижению цели данной работы. Выделяют правовые и организационные принципы правовой работы.

Правовыми принципами правовой работы считаются:

а) принцип законности (все действия субъектов и исполнителей правовой работы в обязательном порядке должны соответствовать установленным законам и подзаконным нормативным ограничениям, запретам и предписаниям);

б) принцип добросовестности (все действия субъектов правовой работы и применяемые ими правовые средства должны совершаться (использоваться) честно, без намерения обмануть или причинить вред контрагенту, обществу и государству. Данный принцип

нормативно закреплен в качестве основополагающего принципа гражданского законодательства в статье 1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а в статье 10 ГК РФ установлен общий запрет на недобросовестное осуществление гражданских прав);

в) принцип разумности (правовые средства должны применяться таким образом, как их применяло бы в схожей ситуации большинство иных субъектов);

г) принцип сотрудничества (правовая работа как процесс правового взаимодействия субъектов и исполнителей мероприятий правовой работы должна рассматриваться как общий проект, в котором каждая сторона должна сотрудничать с другой стороной проекта);

д) принцип баланса частных и публичных интересов (правовая работа должна вестись таким образом, чтобы обеспечивать баланс частных правовых интересов субъектов правового взаимодействия, а также баланс их личных и публичных интересов общества и государства).

Организационными принципами правовой работы считаются:

а) принцип технологичности (все входящие в содержание правовой работы мероприятия должны быть оптимальным образом упорядочены и сведены в ясный и понятный для исполнителей этих мероприятий алгоритм практических действий. Данный принцип обусловлен отнесением правовой работы к сфере управленческой деятельности);

б) принцип непрерывности (правовая работа должна вестись на постоянной основе, без значительных перерывов во времени);

в) принцип эффективности (правовая работа должна строиться таким образом, чтобы при минимуме затрат на ее осуществление обеспечивать достижение максимальных конечных правовых результатов);

г) принцип инициативности (исполнители правовой работы должны проявлять разумную инициативу и творческий поиск оптимальных управленческих решений в условиях постоянно меняющейся правовой среды).

4. Что касается подходов к определению направлений правовой работы и ее содержания, то следует учесть, что «правовая работа по своему содержанию носит универсальный характер, так как она, охватывая собой все стороны деятельности организаций, одновременно пронизывает все сферы правовой действительности: нормотворчество и правореализацию, анализ практики применения текущего законодательства и правовое воспитание».

Исходя из вышеизложенного, в отличие от коммерческих организаций правовая работа в органах внутренних дел представляет собой комплекс мер нормотворческой, правоприменительной и правовоспитательной направленности, разрабатываемых с использованием правовых средств в целях преду- ^ преждения правонарушений, обеспече- ^ ния законности и правопорядка, укреп- 2 ления служебной (трудовой) дисципли- а ны, защиты прав и законных интересов ^ МВД России, а также сотрудников ор- Сц ганов внутренних дел, военнослужащих ¡^ внутренних войск, федеральных госу- ^ дарственных гражданских служащих и | работников системы МВД России по Ц вопросам их служебной деятельности. |

Содержание правовой работы в « таком узком понимании раскрыто в На- 0 ставлении по организации правовой ра- § боты в системе МВД России, утвер- | жденном приказом МВД России от 5 января 2007 г. № 6 [1].

Правовая работа - самостоятель- | ный вид деятельности, имеющий спе- § цифическую цель - максимальное ис- ^ пользование правовых средств ее субъектами при выполнении возложенных ^ на них полномочий и функций. « При этом важное значение имеют во- § просы компетентности и ответственно-

сти руководителей за состояние правовой работы, выработки критериев оценки эффективности правовой работы и определения возможностей повышения ее качества. И в рамках реализации второго этапа Основных направлений актуальной задачей правовой работы является повышение роли юридической службы как организатора, координатора и ведущего исполнителя правовой работы.

5. В то же время следует не забывать, что методическое руководство правовой работой - это деятельность по обеспечению единообразной и наиболее прогрессивной практики использования правовых средств не только правовыми подразделениями, но и руководителями органов внутренних дел.

Для понимания содержательной стороны рассматриваемой функции необходимо учитывать организационные и методические аспекты руководства.

Организационный аспект управления связан со способами обязываю>

^ щего воздействия и заключается в по-^ становке определенных задач, контроле 3 за их выполнением, материальном, техническом и ином обеспечении. | Сущность же методического ас-

£ пекта в государственном управлении ¡^ состоит в доведении до объекта управ-^ ления наиболее прогрессивных прие-| мов, способов решения поставленных Ц задач.

Ц Методическое руководство пра-

^ вовой работой включает в себя сле-^ дующие основные направления: | анализ состояния правовой рабо-

та ты с целью выявления наиболее акту-,а альных вопросов и выработки способов Ц их разрешения;

| подготовка обзоров передового

ф опыта, практики организации и осуще-^ ствления правовой работы;

разработка и внедрение научно ^ обоснованных и проверенных практика кой форм и методов правовой работы. | 6. И здесь следует отметить, что

для придания основным направлениям

(видам) функционирования правовой работы в системе МВД России, определенным пунктом 2 Наставления, упорядоченности, плановости и системности, следует эффективно использовать такое ее направление как «организационно-правовая работа», которая предназначена, в том числе, решать вопросы профессиональной подготовки сотрудников правовых подразделений и материально-технического обеспечения их деятельности.

Необходимо отметить, что перечень и объем полномочий конкретного правового подразделения по направлению «Организационно-правовая работа» определяется его местом в системе управления органами внутренних дел.

Для правовых подразделений образовательных организаций МВД России в этой части следует отнести:

а) сбор, систематизацию, обобщение, анализ статистической отчетности о состоянии правовой работы и ее предоставление в МВД России;

б) внесение предложений по актуальным вопросам правовой работы и мерах по ее совершенствованию на рассмотрение на оперативных совещаниях (заседаниях Ученого совета);

в) подготовка и направление в структурные подразделения соответствующей образовательной организации МВД России и подчиненные филиалы (при их наличии) информационно-аналитических материалов, характеризующих состояние правовой работы;

г) меры по оптимизации структуры и штатной численности правовых подразделений;

д) кадровое обеспечение деятельности правового подразделения (отбор кандидатов на службу и замещение вакантных должностей в правовом подразделении; осуществление профессиональной подготовки сотрудников правового подразделения (специальная первоначальная подготовка, повышение квалификации, переподготовка, стажировка); закрепление за вновь назначен-

ными сотрудниками наставников из числа наиболее опытных и профессионально подготовленных сотрудников; осуществление комплекса мер по воспитанию личного состава, профилактике нарушений законности и служебной дисциплины);

е) материально-техническое обеспечение деятельности правового подразделения (выявление потребностей в обеспечении средствами связи, вычислительной и организационной техникой, канцелярскими принадлежностями, служебными транспортными средствами, служебными помещениями с автоматизированными рабочими местами, помещениями для организации систематизированного учета и хранения поступающих правовых актов, справочной и иной специальной юридической литературы).

7. Следует отметить, что координация правовой работы в органах внутренних дел - это деятельность, направленная на обеспечение согласованных и эффективных действий всех организаторов и исполнителей мероприятий правовой работы.

Цель координации правовой работы состоит в приведении правовой работы в органах внутренних дел, деятельности их правовых подразделений в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, а также совершенствовании организации правовой работой и повышении эффективности деятельности правовых подразделений с использованием положительного опыта, внедрения новых информационных и телекоммуникационных технологий.

Основными задачами при координации правовой работы являются:

обеспечение соответствия состояния организации и осуществления правовой работы в органах внутренних дел и деятельности их правовых подразделений требованиями нормативных правовых актов, регламентирующих правовую работу;

выявление и внедрение положительного опыта организации и осуществления правовой работы;

внедрение новых информационных и телекоммуникационных технологий в организации и осуществлении правовой работы;

принятие комплексных мер по повышению эффективности организации и осуществления правовой работы в органах внутренних дел, деятельности их правовых подразделений.

8. Составной частью управления процессами правовой работы является учет, заключающийся в сборе и накоплении сведений о результатах правовой работы, отражении этих сведений в соответствующих учетных материалах и информационных системах.

Значение учета результатов правовой работы состоит в том, что он позволяет:

оценить вклад правовой работы в общие результаты оперативно-служебной деятельности органа, организации, подразделения; ^ видеть параметры состояния ^ правовой работы в ее реальном измере- 2

нии; а

а

анализировать эффективность и ^ результативность правовой работы в Оц целом и на отдельных ее участках; ¡^ устанавливать проблемные во- ^ просы в правовой работе и своевремен- | но корректировать ее содержание; Ц обеспечить ритмичность и пла- | номерность правовой работы. « Учеты должны отражать резуль- 0 таты и эффективность правовой работы § в целом и в отношении каждого ее направления - нормотворчества, договорно-правовой, судебно-исковой, инфор- Ц мационно-правовой и т. д. | Равным образом должен учиты- | ваться и вклад организаторов и испол- ^ нителей мероприятий правовой работы ^ в общих ее результатах. ^ Субъектами учета результатов « правовой работы являются все ее участ- § ники: как руководители органов внут-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ренних дел и правовые подразделения, так и иные структурные подразделения (подразделения делопроизводства и режима, штаб, финансовые и тыловые подразделения и т. д.). Обобщенные данные аккумулируются в правовых подразделениях.

Учеты правовой работы могут осуществляться посредством документальной, журнальной и картотечной форм. Имеется статистический учет результатов правовой работы. В настоящее время в учетную деятельность правовых подразделений активно внедряется автоматизированный учет.

Непосредственно в правовом подразделении формируются и ведутся:

- журнал учета исковых заявлений;

- наблюдательное дело за рассмотрением в суде иска, заявления или жалобы, поданных в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства, с участием органа внутренних дел или его должностных лиц;

- журнал учета проектов правовых актов, поступивших на правовую экспертизу (возможно ведение отдельных журналов учета проектов приказов (общего характера) и проектов приказов о наказании);

- журнал учета материалов служебных проверок;

- журнал учета проектов гражданско-правовых договоров (государственных контрактов), конкурсной, аукционной и котировочной документации, соглашений, поступивших на правовую экспертизу;

- журнал регистрации и учета доверенностей;

- журнал учета консультаций, проведенных с сотрудниками, работниками, пенсионерами системы МВД России и членами их семей;

- систематизированная картотека правовых актов - на бумажных носителях или в электронном виде.

>

> ЛИТЕРАТУРА

^ 1. Далее также - «Наставление».

§ © Кононов А. М.

и и

_

и «

а

0 «

и

¥ а -с а

1

о

^

0 «

и

1

£

а «

и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.