Л. К. АТХАТОВ
РАССМОТРЕНИЕ ФИЛОСОФСКО-ОРФИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ АБДУРАХМАНА ДЖАМИ
В этой статье идет речь о философско-орфических концепциях в трудах Абдурахмана Джами и их традиционной классификации. В результате проведенного анализа было исследовано содержание его работ с научной и философской точек зрения и сделаны научные выводы о том, что человек является цветком Вселенной, высшим существом, созданным Богом, отличающимся сознанием и мышлением от других существ во Вселенной.
Ключевые слова: Абдурахман Джами, философско-орфические концепции, человек, ислам, орфизм.
В основе философско-орфических взглядов Абдурахмана Джами лежит человек, его достоинство, самосознание, познание Истины, социальный статус, свобода и интересы. И в его былинах, и в других его произведениях теме человека уделяется особое внимание. Следует отметить, что в его произведениях широко обсуждаются вопросы, связанные с просветлением человечества. В частности, в большинстве его работ непосредственно анализируется и описывается проблема человеческого просветления и орфизма. Во многих его произведениях ряд человеческих благородных качеств и пороков оценивается через искусство сравнения. Наряду с признанием достоинства человека Джами описывает все его хорошие и плохие качества, которые приводят к духовному совершенствованию или деградации, и преподает урок на основе их последствий. В частности, он сравнил и проанализировал противоречивые аспекты милосердия и жадности, вежливости и грубости, застенчивости и непристойности, удовлетворенности и жадности, верности и нечестности, правды и лжи, праведности и заблуждения, справедливости и жестокости. В его работах таким человеческим качествам посвящены отдельные главы, в которых раскрывается содержание орфической идеи.
Историческая психология и социология истории 1/2021142-146 ВО!: 10.30884/Ирх1/2021.01.11
Классификация философско-орфических концепций Джами свидетельствует о том, что моральные качества, служащие самосознанию человека и формированию просветления Истины, являются основной осью его работ. Например, сравнивая щедрость и жадность, он говорит, что неизбежны благодарность за щедрость, заблуждение из-за жадности, удовольствие от доброты, вред и утрата от скупости. В этом смысле мыслитель сравнивает великодушие героя народов Востока Хотам Тоя и алчность Каруна. Он призывает знать предел во всем и основывается на аяте Аллаха «Ешь и пей, но не расточайся». Использует такую метафору: «Щедрые люди не умирают, как Хизр, своим хорошим поведением, полезными и достойными поступками. А жадность сравнивается с тем, что ракушки с жадностью глотают жемчужину, и чтобы достать жемчужину, приходится разрезать им грудь» (Шайх... 2016). Хазрат Джами, размышляя о вежливости и грубости, утверждает, что если вежливость является признаком человеческой мудрости и совершенства, то грубость - это гибель. Используя данную метафору, он говорит: «Из-за своего грохота молния проваливается сквозь землю, из-за громкого пения кеклик попадает в сети охотника, младенец, восхищаясь красивым узором змеи, может тронуть ее, но не знает, что за этой красотой кроется смертельный яд» (Там же).
Джами, размышляя о роли любви в формировании просветления, считает, что смысл человеческой жизни - любовь. По его мнению, если в сердце человека нет чувства любви, то в его жизни нет смысла, такой человек несчастен. Рассуждая о стыдливости (смущении), он говорит, что Нуширавон стал королем справедливого мира вследствие своего смущения и воспитания. Этим он доказывает, что судьба человека во многом зависит от его скромности и нравственности. Сравнивая правду и ложь, он цитирует хадис: «Праведность есть спасение». Только божественное чудо, присущее человечеству, высоко ценит силу слова, особенно магию слова, произнесенного искренне, на языке нашего народа передает бесценную мудрость, унаследованную от Джами (Гребенюк, Ирисме-тов 2019).
Мыслитель говорит, что сердце и душа человека - это дар Божий, который отличает его от других живых существ, и на самом деле все сокровища Вселенной находятся в сердце человека. Аллах признает человека хозяином всей Вселенной, наделив его сердцем и душой. Мыслитель возвышенно описывает человека как «хозяина» души. Джами сказал: «Кааба - это алтарь всего мира, и она не
имеет ценности перед Каабой сердца. Это потому, что Кааба - это место поклонения обычных людей, а душа - место, в котором видна улыбка Создателя. Ибо эта душа ведет человека на самый высокий и самый низкий уровень» (Шайх Му^аммад... 2016).
Джами утверждает, что самое величайшее из всех существ во Вселенной - это человек, что его совершенством и просветлением поражается ум. Но он подчеркивает, что человеку придется много трудиться и пережить много страданий, пока он не приобретет орфизм (ирфон). Джами говорит, что на протяжении своей короткой жизни люди становятся рабами гордыни, ссорятся из-за карьеры, гонятся за властью и не замечают, как пролетела жизнь. Главный вывод этих философско-орфических взглядов состоит в том, что в мире смертных человек становится совершенным через различные трудности, испытания и формирует просветление Истины. Все работы Джами воплощают суть ислама и орфическую философию накшбандизма. В частности, сказания Джами - о том, что если человек осознает свою вину и грехи и встает на путь раскаяния, то Аллах легко отпустит его грехи, даже если они будут велики, как гора. Ибо прежде всего человек должен достичь просветления, поистине признать Аллаха.
Философско-орфические взгляды в творчестве Джами вызывали большой интерес и у зарубежных ученых, и этот интерес растет. По случаю дня рождения Алишера Навои на узбекском языке была опубликована статья канадского ученого Гарри Дика «Садовник сада духовности» (Гребенюк, Ирисметов 2019). Этот ученый - поклонник произведений Навои и Джами перевел некоторые из их произведений на английский язык, чтобы передать англоязычным читателям всю их художественную и духовную красоту. Он восхваляет Джами и Навои, называя их «мой поэт» и «садовник духовного сада». По словам Гарри Дика, в условиях резкого снижения духовности на Западе очистка сада от всевозможных сорняков и уход за ним является очень актуальной задачей. По его мнению, в решении этой актуальной проблемы необходимо использовать высокие духовные и орфические воззрения в творчестве Джами и Навои. Высокая духовность творчества Джами и Навои в решении столь актуальной задачи иллюстрируется на примере необходимости использования мистических воззрений (Шайх. 2016).
Анализируя философские и концептуальные основы рациональных и иррациональных аспектов философско-орфических взглядов Абдурахмана Джами, следует сказать, что в его произве-
дениях эти взгляды классифицируются с точки зрения рациональности и иррациональности. Другими словами, орфические взгляды в творчестве мыслителя могут быть проанализированы в пределах человеческого разума и проблемы, а объясненные или переданные с помощью метафоры, они могут попасть в сферу иррациональности. Понимание орфизма - очень сложный процесс, и независимо от того, насколько совершенен человек, он должен быть просветленным, и люди должны быть достойны просветления. В частности, по мнению Джами, просветление, то есть орфизм (ирфон), должен быть надежным средством, ведущим человека к вершине совершенства, и высшей формой познания Истины (Хусейнова 2017). Утверждается, что проводник, то есть предводитель, должен быть совершенным и что он должен быть опытным, смелым и, конечно же, благородным и добрым человеком (Расулов и др. 2016). Говорится, что проводник, несмотря на несравненную мудрость, которой вознаградил его Аллах, должен искренне служить тем, кто желает достичь просветления. Рассматривая теоретические и практические аспекты, связанные с орфизмом, многих эпосов и диванов (произведений) мыслителя, а также других философских трудов, в которых содержатся его наставления, следует сказать, что в них прослеживаются рациональные и иррациональные аспекты фило-софско-орфических взглядов, в которых научно объясняется практическое применение этих взглядов в ходе текущих духовно-просветительских реформ.
Таким образом, следует отметить, что Джами занимает важное место в истории мировой философии и религиозной литературы с его уникальными и бессмертными орфическими идеями. Его философско-орфические взгляды признаны уникальными по своим особенностям, стилю и языку в научно-философских школах Востока и Запада, и в настоящее время, а также в будущем имеют огромную ценность для решения социально-духовных проблем. Творческое наследие Абдурахмана Джами разнообразно и многогранно, и главная обобщающая и формирующая черта его фило-софско-орфических взглядов заключается в том, что они состоят из орфических идей. В идеях, выдвинутых в произведениях мыслителя, приоритет отдан человеку, его природе, познанию Истины и формированию на этой основе просвещения. Осознание своей личности и достижение совершенства - общепризнанный фундаментальный принцип морали.
Литература
Гребенюк, М. В., Ирисметов, Б. М. 2019. Народное образование: современные методы изучения иностранных языков на основе переводов произведений Алишера Навои. В: Гуляев, Г. Ю. (ред.), Педагогические исследования и разработки: сб. статей II Международного научно-исследовательского конкурса, состоявшегося 10 октября 2019 г. в г. Пензе. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», с. 81-85.
Расулов, С. А., Акбарова, М. М., Абдурасулова, Р. Т. 2016. Воспитательные аспекты в произведениях Абдурахмана Джами. Инновации в преподавании: VI Международная научно-практическая конференция в рамках Евразийского сотрудничества, 24.03.2016 - 25.03.2016. иКЬ: ШрБ:// dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/103901.
Хусейнова, А. А. 2017. Философское миропонимания Абдурахмана Джами. Ученый XXI века 4-3(29): 88-91.
Шайх Мухаммад Содик Мухаммад Юсуф Х,адис ва Х,аёт (Ислом ва иймон китоби) 2 жуз "ШЬОЬ - МАЗНЯ" Тош: 2016. 78-б 4. Шарофиддин Рокумий "Тарихи томм" - Т. Маънавият 1998 й 53-55 б.