Scientific Journal Impact Factor
ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ В ТВОРЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ АЛИШЕРА НАВОИ
Саидова Камола Усканбаевна Старший преподаватель филиала ФГБОУВО «Астраханский государственный технический университет»
kamola. u. saidova@gmail. com Аннотация: В данной статье осуществлено исследование философских аспектов воспитания в творческом наследии Алишера Навои. В работах мыслителя отводится отдельное внимание понимаю личности, воспитанию в ней высоких морально-нравственных качеств, роли семьи и социума в процессе развития индивидуума.
Ключевые слова: Алишер Навои, навоиведение, духовность, мораль, нравственность, личность, семья, общество.
PHILOSOPHICAL ASPECTS OF UPBRINGING IN THE WORKS OF
ALISHER NAVOI Saidova Kamola Uskanbaevna Senior Teacher of the Branch of Astrakhan State Technical University
kamola. u.saidova@gmail. com Abstract: This article examines the philosophical aspects of upbringing in the creative heritage of Alisher Navoi. In the works of the thinker, special attention is paid to the understanding of the individual, the upbringing of high moral qualities in it, the role of the family and society in the process of individual development.
Key words: Alisher Navoi, Navoi science, spirituality, morality, ethics, personality, family, society.
Богатое классическое наследие всемирно известных поэтов и писателей является неотъемлемой составной частью многообразной современной культуры. При этом произведения, созданные в Средние века, по праву должны занимать своё достойное место в мировой литературе, продолжая служить делу в духовно-нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения.
Наступивший 2021 год ознаменован 580-летием со дня рождения одного из величайших поэтов, имя которому Алишер Навои (1441-1501). Президентом Республики Узбекистан, Ш.М.Мирзиёевым, отмечается, что «в последние годы проводится масштабная работа по глубокому изучению уникального, многогранного творческого наследия Алишера Навои, широкой популяризации произведений поэта в нашей стране и за рубежом и увековечению его памяти»
ВВЕДЕНИЕ
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 3
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
[1]. В связи с данным положением, главой нашего государства подчёркивается, что «важно наладить системное приобщение молодёжи к творчеству Хазрата Навои» [2], в произведениях которого обозначен глубочайший философский смысл, с отражением проблемы воспитания и высоких моральных ценностей, закладываемых уже в семейных отношениях.
Востоковед Е.Э. Бертельс провозглашал, что «творчество Навои не является музейным экспонатом, не куском истории. Оно живёт и будет жить и дальше. Мы изучаем его, однако изучили пока ещё далеко не достаточно. И дело чести узбекского народа - свято чтить память своего великого сына и неустанно изучать его творения» [3; с. 204], которые, безусловно, являются и величайшим кладезем всеобщей мировой культуры.
ЛИТЕРАТУРА И МЕТОДЫ
Современное навоиведение представлено работами таких видных ученых, как Х.Сулаймонов, И.Султан, В.Захидов, А.Каюмов, А.Хайитметов, С.Ганиева, И.Хаккулов, Х.Кудратиллаев и других. Кроме того, значительное влияние на изучение творческого наследия Алишера Навои оказали труды востоковеда Е.Бертельса, А.Боровкова, С.Малова и пр. Интерес к творчеству Навои проявляют ученые США, Японии, Кореи, Индии и других стран. В данном исследовании были применены такие методы, как анализ, системный подход, обобщение и т.д.
ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
Навои очень высоко оценивал роль семейных отношений, ведь благополучие общества, как правило, зависит от покоя и дружественной обстановки в семье, где находят себе первое воспитание все имеющиеся людские интересы. Именно семья представляет собой маленький, уникальный мир, призывающий к деятельности все силы, с особым вниманием на воспитательное влияние родителей:
«И честь семьи — твоя, во-первых, честь, Коль у тебя семья и дети есть.
Ты породил детей, но должен знать, Как с малых лет им воспитанье дать...
Ты должен хорошо детей наречь, Чтоб их потом насмешкам не обречь.
Вторая цель твоя на том пути —
Достойного учителя найти» [5; с. 85].
Следовательно, воспитание положительных качеств личности, как полагал Навои, должно ложиться на плечи не только семьи, но и быть зависимо
Scientific Journal Impact Factor
от достойных учителей и наставников. Данное положение всегда актуально, ведь общеизвестно, что:
«Воспитание даже одного ребёнка могучего мужа измучит; совершает подвиг учитель, который сразу множество детей воспитывает и учит» [7; с. 25].
Таким образом, Навои в своих произведениях неустанно превозносит мысль о важности воспитания, воспевая ценность не только родительской заботы, но и особого внимания со стороны учителей. И придавая серьёзное значение вопросам воспитания детей и улучшению нравов, произведения Навои глубоко гуманистичны. Кроме того, поэт являлся противником принуждающих методов воспитания, как в самой семье, так и в школе, при этом осуждая телесные наказания.
Становится очевидным, что творческое наследие Навои обладает определённым философским смыслом, где заложена необходимость человека быть справедливым, добрым, честным и открытым к людям:
«Коль честным человека воспитать, не может он кривить душой и лгать» [6; с. 257].
Вследствие чего, воспитание социокультурных ценностей у молодёжи должно определять их образ жизни и общественное поведение на уровне личностных приоритетов.
Навои в своих произведениях неоднократно подчёркивал, что получение знаний является одним из самых необходимых достоинств в процессе воспитании всесторонне развитой личности:
«Как весел духом тот бедняк, что кладом знаний овладел, Ведь все сокровища земли сокровищ знания бедней» [4; с. 216]. «Отступит горьких заблуждений тьма Перед лучом бессмертного ума... Как древо плодоносное, свой век Разумный украшает человек! Коль знаниями овладеет он, Безумье мира одолеет он» [5; с. 200].
Таким образом, Навои демонстрирует, что именно знания являются важнейшим фактором спасения человечества от бездумных поступков и невежества. Однако человеку необходимо обладать особым стремлением и проницательностью в их овладении:
«Ты, мудрый, проницательно гляди И смысл во всех явленьях находи,
Oriental Renaissance: Innovative, R VOLUME 1 | ISSUE 3
educational, natural and social sciences О ISSN 2181-1784
Scientific Journal Impact Factor SJIF 2021: 5.423
.Когда стремленье явит разум твой,— Ты мир чудес откроешь пред собой» [6; с. 153]. Выдвинутые в произведениях идеи призывают людей быть смекалистыми и образованными, при этом получение знаний для каждого человека является делом его чести.
В философско-педагогических наставлениях Навои мы находим и ряд свидетельств о необходимости воспитания вежливости:
«Вежливость старших заставляет младших их благословлять, и это благословение позволяет им жизненные блага доставлять. В силу вежливости старшие по отношению к младшим сочувствие питают, и от этого чувства они никогда не отвыкают. Благодаря вежливости малыши взрослыми кажутся — такими их делает их поведение. Вежливость от неуважения к людям отучает, человека от насмешек и издевательства спасает. Она воспитывает в природе человека человечность, как следствие вежливости в естестве людей появляется человеколюбие» [7; с. 58].
Кроме того, одними из важнейших ценностей в воспитании личности являются верность и совестливость, которые заключаются в благом отношении к людям:
«Сколько величия и блеска у родителей, столько великолепия и сияния у детей. В каждом сердце, в котором есть верность, имеется и совесть, там, где та обитает, и эта бывает.
У кого нет верности, у того нет и совести. У кого нет их обеих, у того нет веры, а у кого нет веры, у него нет и человечности» [7; с. 76]. И, как мы можем понимать, именно человеколюбие и человечность служат основой для благоразумных деяний, стыдливости, добросовестного труда, уважения, что непременно прокладывает дорогу к счастью: «Воспитанье и стыдливость — то свидетельство о вере, Уваженье и покорность дарят счастье в полной мере, Если кто стыдлив, воспитан — счастлив будет он всегда, Перед ним и благодати широко раскрыты двери» [7; с. 94].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Понимание философии жизни, трактуемое Навои в его бессмертных творениях, исполнено реального содержания с целью достижения человеком личной независимости, смысла жизни, а соответственно - истинного счастья.
Несомненно, что ярчайший талант Алишера Навои на протяжении многих столетий призывает читателей ценить всё человеческое в этом мире,
Scientific Journal Impact Factor
стараясь приносить наибольшую пользу для общества. В творческом наследии Навои смогли отразиться одни из наиболее актуальных критериев современной философии. Воспевая и пропагандируя процесс воспитания, поэт обозначает необходимость духовно-нравственного совершенства, призывая людей к гуманности, любви и доброте.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА (REFERENCES)
1. Мирзиёев Ш.М. Постановление Президента Республики Узбекистан о широком праздновании 580-летия со дня рождения великого поэта и мыслителя Алишера Навои. - Ташкент, 19 октября 2020 г., № Ш1-4865.
2. Мирзиёев Ш.М. https://uzsm.uz/ru/press_center/uzb_news/shavkat-mirziyeev-lyubaya-zadacha-kasayushchayasya-budushchego-molodezhi-imeet-pervostepennoe-znache/
3. Бертельс Е.Э. Навои // Избранные труды. Навои и Джами. - М.: Наука, 1965. - 528 с.
4. Навои А. Собрание сочинений в 10 т. / Том 1. Сокровищница мыслей. -Ташкент: Фан, 1968. - 408 с.
5. Навои А. Собрание сочинений в 10 т. / Том 3. Смятение праведных. -Ташкент: Фан, 1968. - 275 с.
6. Навои А. Собрание сочинений в 10 т. / Том 7. Стена Искандара. -Ташкент: Фан, 1968. - 415 с.
7. Навои А. Собрание сочинений в 10 т. / Том 10. Возлюбленный сердец. Суждение о двух языках. - Ташкент: Фан, 1970. - 195 с.