«Навоиведение» как научная дисциплина, изучающая
культуру Узбекистана
М.Гребенюк, Государственный институт искусств и культуры Узбекистана
Аннотация - Культура Узбекистана многогранна и загадочна. Есть множество способов ее изучения. В данной статье раскрывается один из них - изучение культуры посредством науки «Навоиведение». Раскрыто содержание данной научной дисциплины, методы ее изучение, способы распространения, а также показана практическая ценность ее познания.
Ключевые слова - Алишер Навои, государство, деятельность, дисциплина, жизнь, изучение, история, литература, мир, мыслитель, Навои, Навоиведение, народ, наука, поэт, предмет, произведение, Узбекистан, ученый, язык.
«Navoi science» as a scientific discipline that studies the culture
of Uzbekistan
M.Grebenyuk, Uzbekistan state institute of art and culture
Abstract - Uzbekistan's culture is multifaceted and mysterious. There are many ways to study it. This article reveals one of them is the study of culture through science "Navoi science". The content of this scientific discipline, methods of its study, methods of distribution, and shows the practical value of its knowledge.
Keywords - Alisher Navoi, state, activity, discipline, life, study, history, literature, world, thinker, Navoi, Navoi science, people, science, poet, subject, work, Uzbekistan, scientist, language.
Одним из великих людей, оказавших сильное воздействие на формирование духовности народа, был Алишер Навои. Если назвать этого великого человека святым, то он - самый святой среди святых, если назвать мыслителем, то лучший среди них, если назвать поэтом, то он - султан среди поэтов.
Ислам Каримов
Бесценное историческое, художественное, научное и духовно-культурное наследие оставлено потомкам великим поэтом и мыслителем тюркского народа - Алишером Навои. Интересен тот факт, что Навои являлся не только величайшим поэтом своего времени, он так же занимался языкознанием, изучал философию, являлся автором крупного массива этических и религиозных, духовных и материалистических мыслей, которые и по сей день являются актуальными. Кроме того, научная дисцип-
лина история нашла в произведениях творца неиссякаемый источник информации.
Произведения Навои начали изучаться учеными и мыслителями еще при его жизни, однако в настоящее время их изучение перешло на качественно новый уровень. В свое время неоценимый вклад в исследования произведений поэта внесли ученые не только Азии - родины Навои, но и Европы, в частности России, среди которых можно выделить А.Боровкова, С.Малова, Е.Бертель-са, Н.Болдырева, Н.Иванова. Кроме того, творческим наследием мыслителя заинтересованы ученые Китая, Кореи, Индии, Японии и Америки. Среди соотечественников поэта, большой вклад в Навоиведение внесли такие ученые, как А.Усманов, С.Ганиева, А.Хайит-метов, И.Хаккулов, Х.Кудратиллаев.
Труды выше указанных ученых посвящены жизни и научной деятельности Алишера Навои. В частности, ими исследованы и изучены лингвистические, художественные,
"Опе^а! А|1 and СиКиге" Scientific-Methodical Joumal - (2) I/2020 ISSN 2181-063X
этико-эстетические и культурные взгляды и ценности Навои. Так же исследователями были определены и систематизированы приемы и методы, которыми пользовался поэт.
Накопленные за прошедшие столетия знания, тщательно изученные сведения и факты, мировой опыт в сфере гуманитарных наук послужили основанием для появления научной дисциплины под названием «Навои-ведение» (оригинал «NavoiyshunosHk»).
Научная дисциплина, объектом которой являются Алишер Навои и его творчество, в ряде высших учебных заведений изучается как самостоятельная дисциплина (например, Нукусский государственный педагогический институт имени Ажинияза и Ташкентский государственный университет узбекского языка и литературы имени Алишера Навои), а в некоторых является частью учебной программы таких предметов, как «Литература», «Узбекский язык» и «История».
Как самостоятельная дисциплина, «Навои-ведение» является базовой основой для специальности магистратуры факультетов языкознания вышеуказанных учебных заведений. Основной целью включение предмета в учебный план является изучение жизни и деятельности Навои на основе монографий, брошюр, научных статей, построенных на исследованиях культурологов, филологов и других ученых.
Изучение Навоиведения происходит поэтапно и состоит из отдельных частей, которые в свою очередь имеют подразделения:
1. Введение в дисциплину. Жизнь и деятельность Алишера Навои;
a. Цель и задачи предмета;
b. Период жизни поэта и литературное окружение;
а Роль и литературное наследие Навои в развитии узбекской культуры и литературы.
2. Олицетворение Навои в устном народном творчестве;
a. Олицетворение Навои в узбекском устном народном творчестве;
b. Олицетворение Навои в туркменском устном народном творчестве;
а Олицетворение Навои в таджикском устном народном творчестве.
3. Жизнь и творчество Алишера Навои в XVI-XIX веках;
a. Творчество Навои в словарях и книгах по истории;
b. Переводы с творчества Навои;
а Навоиведение в Европе;
d. Отношение к произведениям Навои.
4. Творчество Навои с конца XIX века до периода обретения Узбекистаном независимости;
a. Начальный этап образования узбекского Навоиведения в начале XX века;
b. Навоиведение в Узбекистане во время Второй мировой войны;
а Навоиведение в Узбекистане в 50-80-е годы;
d. Западное Навоиведение XX века.
5. Навоиведение в Узбекистане в период независимости (конец XX века и XXI век).
Создание Ташкентского государственного университета узбекского языка и литературы имени Алишера Навои по инициативе Ислама Каримова, Первого Президента Узбекистана, стало не только выражением почтения к памяти великого тюркского предка, но и огромным достижением в перспективе дальнейшего развития узбекского языка, национальной духовности, культуры и литературы страны. Кроме того, это послужило своеобразным основополагающим шагом в изучении жизни и творчества Навои не только учеными философами, филологами, историками, но и новым молодым поколением. Студенты университета получили возможность не только изучать Навои по уже существующим материалам, но и создавать новый, свой, путем исследования и систематизирования полученных знаний.
В более масштабном изучении наследия великого поэта и мыслителя важное место занимают основы художественного анализа, теология, в частности суфизм, и основы классической поэтики, древний тюркский и производный от него узбекский языки, проблемы текста и комментариев к нему, подробное изучение произведений класси-
ческой узбекской литературы, искусство чтения на «языке Навои», художественный перевод произведений средних веков.
Наряду с изучением Навоиведения в высших учебных заведениях, данная дисциплина так же имеет место в общеобразовательных учреждениях - школах, профессиональных колледжах и академических лицеях. Однако в этом случае Навоиведение изучается не отдельным курсом, а связывается с рядом других дисциплин. Например, «История Узбекистана», «Узбекская литература» и «Узбекский язык». Основными целями введения Навоиведения в данные дисциплины является приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, ознакомление с историей своего народа и привитие чувства прекрасного.
Ко всему прочему, Навоиведение выходит в народные массы посредством трансляции телепередач на национальных каналах. Например, научно-просветительская телепрограмма «Навоийхонлик» (оригинал «Navoiyxonlik») на канале «Маданият ва маърифат» (оригинал «Madaniyat va ma'rifat»).
Возвращаясь к высшим образовательным учреждениям, нельзя не упомянуть о добровольной и инициативной деятельности преподавателей и студентов. О ней можно судить по количеству научный конференций, семинаров и прочих культурных духовно-просветительских мероприятий, посвященных истории, жизни и деятельности великого Алишера Навои. Одним из ярчайших примеров этому может служить литературно-художественное и духовно-просветительское мероприятие «Великий султан Назме», посвященное 578-летию великого поэта Мира Алишера Навои, которое состоялось 8 февраля 2019 года в Учебном театре Государственного института искусств и культуры Узбекистана.
Кроме того, в Ташкентском государственном университете узбекского языка и литературы имени Алишера Навои образован творческий кружок под названием «Изучаем Навои», основной целью кружка являются обсуждения и свободные беседы
молодого поколения на темы, затронутые поэтом в своих произведениях, об их актуальности и значимости в современном мире.
Еще одними социально-культурными институтами, занимающимися просвещением народа в сфере деятельности поэта Алишера Навои являются Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои и музеи: Государственный литературный музей имени Алишера Навои Академии наук Республики Узбекистан и Государственный музей истории Узбекистана.
Государство в свою очередь всячески поддерживает такие инициативы, начиная еще со временем приобретения независимости. Ярчайшим примером является 1991 год, объявленный годом Алишера Навои.
Нельзя не отметить и то, по всей республике воздвигнуты памятники Навои, символизирующие почтение его мудрости. Алишер Навои по сей день остается почитаем и за пределами своей родины. Наряду с Узбекистаном, поэту воздвигнуты памятники в Бельгии, Германии, Казахстане, России, США, Франции, Японии и многих других странах по всему миру.
Можно назвать немало причин, по которым Алишер Навои считается народным достоянием и заслуживает высокую степень почтения. Основными причинами являются его произведения, через которые новые поколения могут познавать историю, изучать восточную философию, черпать мудрость: «Я, жар души в стихи вдохнув, мечтал, Чтоб мысль мою тем жаром зажигало. И потушить огонь, что жег мне мысль, Живой воды, наверно, было б мало. О, если бы горение души Всегда огонь свой мысли отдавало!». Навои по праву считается первым в истории поэтом, сумевшим отразить всю красоту тюркского языка на письме в своих трудах. Кроме того, Алишер Навои приложил в свое время огромные усилия для формирования духовно-просветительской среды на Востоке. В годы своего правления Навои на собственные средства занимался культурным благоустройством государства,
возводя многочисленные медресе, мечети и библиотеки, так как он считал, что «Милее книги в мире друга нет».
Еще одной причиной значимости личности Навои в истории являются его патриотические взгляды и гуманистические идеи:
«Себе желая милости Творца, Дай милости народу - от себя. Кто милостив к народу не бывает, Тому и милости Его одна мечта». Одними из последних научных трудов о мыслителе являются «Энциклопедия
Алишера Навои» (оригинал «Alisher Navoiy qomusi») и «Возвращение к Навои» (оригинал («Navoiyga qaytish») Иброхима Хаккула.
Алишер Навои занимался своим творчеством более 500 лет назад, однако его мысли, идеи и философия по сей день волнуют сознание и разум людей по всему миру. Секрет данного феномена заключается в высоком художественном уровне и наивысшей степени мастерства, которые еще на протяжении многих веков будут служить примером для людей искусства и культуры.
Foydalanilgan adabiyotlar
[1] Бердиева, Зухра Шукуровна. Из опыта библиографирования произведений Алишера Навои и литературы о нем, Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития = Modern problems of book culture: main tendencies and prospects: материалы V Международного научного семинара, Минск, 19-20 апреля 2016. - Минск: Центральная науч. б-ка им. Я.Коласа Нац акад. наук Беларуси; Москва: Наука, 2016. - С. 2832.
[2] Историко-культурные взаимосвязи России и Узбекистана: материалы международных научных чтений памяти Алишера Навои / М-во культуры Астраханской обл., Обл. методический центр нар. культуры; [редкол.: А.В.Сызранов (отв. ред.) и др.]. - Астрахань: Обл. методический центр нар. культуры, 2013. - 144 с.; 21 см.; ISBN 978-5-906461-01-8
[3] Навои, Алишер (1441-1501), Афоризмы = Aphorisms = Sinnsprüche = Aphorismes / Алишер Навои; [составитель Хамид Сулейман; перевод С. Иванова и др.]. - Ташкент: Sharq, 2014. - 109 с., [4] л. цв. ил.: портр.; 17 см.; ISBN 978-9943-00-642-3 : 5 000 экз
[4] Творческое наследие Алишера Навои и современность: сборник докладов Международной научно-практической конференции, Москва, 11-13 февраля 2018 г. / Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Институт стран Азии и Африки; [ответственный редактор: Ж.С.Сыздыкова]. - Москва: 4 Принт, 2018. - 238 с.: табл.; 21 см.; ISBN 978-5-6041261-3-4: 100 экз.
[5] Шукурова, Зилола Садыковна. К вопросу о целостности и идентичности переводного текста поэмы «Фархад и Ширин» Алишера Навои / З.С.Шукурова // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума, 31 октября-3 ноября 2016 г. - Челябинск: Челябинский гос. ин-т культуры, 2016. - С. 57-59.
References
[1] Бердиева, Зухра Шукуровна. Из опыта библиографирования произведений Алишера Навои и литературы о нем, Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития = Modern problems of book culture: main tendencies and prospects: материалы V Международного научного семинара, Минск, 19-20 апреля 2016. - Минск: Центральная науч. б-ка им. Я.Коласа Нац акад. наук Беларуси; Москва: Наука, 2016. - С. 2832.
[2] Историко-культурные взаимосвязи России и Узбекистана: материалы международных научных чтений памяти Алишера Навои / М-во культуры Астраханской обл., Обл. методический центр нар. культуры; [редкол.: А.В.Сызранов (отв. ред.) и др.]. - Астрахань: Обл. методический центр нар. культуры, 2013. - 144 с.; 21 см.; ISBN 978-5-906461-01-8
[3] Навои, Алишер (1441-1501), Афоризмы = Aphorisms = Sinnsprüche = Aphorismes / Алишер Навои; [составитель Хамид Сулейман; перевод С. Иванова и др.]. - Ташкент: Sharq, 2014. - 109 с., [4] л. цв. ил.: портр.; 17 см.; ISBN 978-9943-00-642-3 : 5 000 экз
[4] Творческое наследие Алишера Навои и современность: сборник докладов Международной научно-практической конференции, Москва, 11-13 февраля 2018 г. / Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Институт стран Азии и Африки; [ответственный редактор: Ж.С.Сыздыкова]. - Москва: 4 Принт, 2018. - 238 с.: табл.; 21 см.; ISBN 978-5-6041261-3-4: 100 экз.
[5] Шукурова, Зилола Садыковна. К вопросу о целостности и идентичности переводного текста поэмы «Фархад и Ширин» Алишера Навои / З.С.Шукурова // Молодежь в науке и культуре XXI века: материалы Международного научно-творческого форума, 31 октября-3 ноября 2016 г. - Челябинск: Челябинский гос. ин-т культуры, 2016. - С. 57-59.