Ашуров Б.Ш.1, Шаропова Н.Б.2 ©
1 2
Доцент; студент, Навоийский государственный педагогический институт (Узбекистан)
МОРАЛЬНАЯ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СИЛА ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
В статье исследуются вопросы моральной и интеллектуальной сила человека по произведениям великого мыслителя Востока Алишера Навои. Человек - носитель божественной разумности (мирового разума), в сердце его заключена искра тайны божественного бытия. Блогодаря этому он является уникальным творением мироиздания, способным постигать смысл собственного бытия и бытия своего Творца.
Ключевые слова: сила человека, мораль, интеллект.
Keywords: manpower, morale, intelligence.
Творчество А. Навои по своему идейно-теоретическому содержанию имеет сложный характер. Несомненнаи идейно-теоретическая связь поэта с общественно-политеческой и философской мыслью Востока, с традициями Фараби, Ибн Сины и др. поэтому внем органически сочетаются фольклорное, философско-моральное и научно-теоретическое начала с мастерством художника, что было характерно для всей средневековой философской поэзии. Среди ее лучших представителей можно назвать Юсуфа Хас Хаджиба, Ахмада Югнаки, Саади Ширазии, Низами Ганджави, Абдурахмана Джами и многих их современников и последователей.
Гуманистические идеи поэта имеют глубокие корни в традициях и социокультурных ценностях народов Центральной Азии, в богатом духовном наследии письменной литературы и общественно- философской мысли. Проблемой человека и совершенствования условий его жизни занимались как представители религиозной науки - мусульманской законоведы и теологии, так и представители светской науки.
Широкое развитие получили нравственная философия и различные социальнополитические учения, целью которых было воспитание нравственной личности, решение реальных вопросов государственного устройства, разработка идеальных моделей общественной организации, подготовка образованных граждан, способныхк управлению государственными делами.
В сфере общественно-философской мысли были разработаны вполне оргинальные системы. Большое развитие получили социально-этические науки, которым придавались важное значение как практическим наукам о воспитании и государственном управлении. Не случайно в средние века неоднакратно переводили на арабский язык Аристотеля, Платона и других мыслителей античности.
Аллах, будучи вечным и бесконечным, всегда и повсюду, постоянно проявляется в какой-либо картине мира. Его внешнее выражение - добро (хайри мутлак) и справедливость (адли мутлак). Он обнаруживается в таких качествах как красоты (нигар, хусн, джама), любовь, величие (джалл), совершенство (камал), которые поэт истолковывает в духе учения тасаввуфа.
На основе принципа эманации мира из божества, Навои подходит к вопросу о богопознании, утверждая, что разуме, его можно познат непосредственно чувствами, созерцая окружающий мир, ибо он отражается во всей окружающей нас природе:
Как сокровище скрыт он, и суть его тайна,
Блещет в зеркале мира красы его тайна.
И когда он явить себя миру решил,
Он заметил своим блеском сияние светил.
© Ашуров Б.Ш., Шаропова Н.Б., 2015 г.
Пред его совершенством бессилен и разум,
Ведь рассудок не может постичь его разом.
Однако постижение бога посредством созерцания его творений в природе Навои не рассматривает как пассивный процесс самоуглубления или отшельничество, а видит в нем активное начало, включающее в себя знание окружающего мира и непрерывный поиск на этом пути.
Человек - носитель божественной разумности (мирового разума), в сердце его заключена искра тайны божественного бытия. Блогодаря этому он является уникальным творением мироиздания, способным постигать смысл собственного бытия и бытия своего Творца. Это он постигает в процессе созерцания и познания окружающий мир, его красоту. Красота есть тайна мироздания и жизни, а любовь - средство ее постижения. В постижении этой тайны проявляется и духовная сущность человека: «Человек - совершенство, достойное твоего удивительного слова, он же - выразитель твоих сокровенных тайн. Его душу ты сблизил с частицей сокровенности, а тело его ты сделал талисманом для той сокровенности». Лишь человек способен осмыслить собственное бытие и познать тайны творения:
Знай же мудрость творца четырех этих сил:
На земле человека создать он решил.
Сделал он человека вершиной творенья,
Нет в созданьях земных человеку сравненья.
Силу знания в сердце его заключил он,
И в тайник тот свое существо заключил он.
Сердце человека - хранилище творческой (божественной) сущности, посредством осознания которой человек можетобрести свою подлинную сущность. Навои выражает это в форме художественных образов: в сердце человека заключена сущность мира, оно - соловей, влюбленный в розу, оно - и светильник: «Сердце является соловьем в саду сокровенности, оно украшает своим сиянием чистоту святилща. Благоухание рая заключено в нем, сияние луча светильника истины тоже в нем».
По Навои моральная и интеллектуальная сила человека - главное орудие, возвышающее его над всеми другими живыми существами. Человек без нравственных устоев - существо неизменное: «Мораль является драгоценной одеждой человека». Она украшает его духовный мир и выступает высшим критерием в оценки человека: «Лишь тот достоин носить звание человека, кто чист собой и смотрит на мр чистым взором».
Для Навои мораль не просто совокупность абстрактных понятий о добре и зле, о справедливости и несправедливости, их теоретическом усвоении, а практическая мудрость, предполагающая соединение нравственных добродетелей и использование их в своих поступках. Отсюда основное назначение морали - повсдневное приобщение к добродетелям, умение воздержаться от пороков. Суть нравственной жизни - непреорывая борьба добродетели с пороком, стремление к духовному совершенствованию путем преодоления своих страстей и дурных наклонностей.
Литература
1. А. Навоий. Сочинения в 10 томах. Т.:1970, том Х С. С.67-126