Научная статья на тему 'РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
219
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЛЛЮСТРАЦИИ К СКАЗКАМ / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ДЕТИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ILLUSTRATIONS TO FAIRY TALES / SPATIAL REPRESENTATIONS / CHILDREN OF MIDDLE PRESCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тахтарова Ф.Ш.

В статье раскрыты педагогические возможности иллюстраций к сказкам как средства формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок - пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXAMINING OF ILLUSTRATIONS TO FAIRY TALES AS A MEANS OF FORMING SPATIAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF PRESCHOOL AGE

The article reveals the pedagogical possibilities of illustrations to fairy tales as a means of forming spatial representations in children of middle preschool age. Considering with children any pictures, illustrations in the book, it is necessary to teach them to comprehend the position of each subject and its relationship with other subjects. It allows to reveal the semantic relations connecting objects among themselves. Children need to explain that the main means of expression in book graphics is drawing - spatial characteristics of the image, transmitted through the image of appearance: shape, structure, posture, movement, gesture, facial expressions, revealing the inner essence, the character of the hero, his emotional state through a variety of expressive points, lines, strokes.

Текст научной работы на тему «РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Использованные источники:

1. Агеева, С.И. Обучение с увлечением / С.И. Агеева. - М.: Просвещение, 2012. - 64 с.

2. Бунина, Л. Развиваем логическое мышление / Л. Бунина // Дошкольное воспитание. - 2014. - № 6. - с. 59-62.

3. Богуславская, З.М. Развивающие игры детей дошкольного возраста / З. М. Богуславская. - М.: Дрофа, 2015. - 89 с.

4. Веклерова, Х.М. Формирование логических структур у старших дошкольников / Х.М. Веклерова. - Обнинск: Светоч, 2013. - 87 с.

5. Доценко, Е. В. Психодиагностика детей в дошкольных учреждениях / Е. В. Доценко. - Волгоград: Учитель, 2012. - 297 с.

6. Ермакова, Е. С. Развитие гибкости мышления детей: Дошкольный и младший школьный возраст: Учебно-методическое пособие / Е. С. Ермакова. СПб.: Речь, 2012. - 109 с.

УДК:372.34

Тахтарова Ф.Ш. обучающаяся группы ЗДО-З-5-14 факультета психологии и педагогического образования ГБОУ ВО РК «Крымский инженерно -педагогический университет» РФ, Республика Крым, г. Симферополь РАССМАТРИВАНИЕ ИЛЛЮСТРАЦИЙ К СКАЗКАМ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Аннотация: в статье раскрыты педагогические возможности иллюстраций к сказкам как средства формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста. Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой. Детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок - пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов.

Ключевые слова: иллюстрации к сказкам, пространственные представления, дети среднего дошкольного возраста.

Tahtarova F.Sh., student of the group ZDO-3-5-14 faculty of psychology and pedagogical education GBOUVO RK ""Crimean Engineering and Pedagogical University" Russia, Republic of Crimea, Simferopol EXAMINING OF ILLUSTRATIONS TO FAIRY TALES AS A MEANS OF

FORMING SPATIAL REPRESENTATIONS IN CHILDREN OF

PRESCHOOL AGE

Abstract: the article reveals the pedagogical possibilities of illustrations to fairy tales as a means of forming spatial representations in children of middle preschool age. Considering with children any pictures, illustrations in the book, it is necessary to teach them to comprehend the position of each subject and its relationship with other subjects. It allows to reveal the semantic relations connecting objects among themselves. Children need to explain that the main means of expression in book graphics is drawing - spatial characteristics of the image, transmitted through the image of appearance: shape, structure, posture, movement, gesture, facial expressions, revealing the inner essence, the character of the hero, his emotional state through a variety of expressive points, lines, strokes.

Key words: illustrations to fairy tales, spatial representations, children of middle preschool age.

Раздел «Ориентировка в пространстве» занимает значительное место в математической подготовке детей среднего возраста. Вопросами формирования у детей представлений о пространстве занимались такие известные педагоги - исследователи, как Репина Г.А. [1], Столяр А. А. [2], Тарунтаева Т. В. [3], Щербакова Е. И. [4], Якобсон С. Г. [6] и другие известные педагоги-исследователи.

Цель статьи: раскрыть педагогические возможности иллюстраций к сказкам как средства формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Большие возможности для формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста представляет рассматривание иллюстраций к сказкам. Рассматривание книжных иллюстраций - широко используемый метод всестороннего развития детей. Иллюстрация - рисунок, образно раскрывающий литературный текст, подчиненный содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающий книгу, обогащая ее декоративный строй [3].

Сказка является незаменимым материалом для использования ее в качестве содержательной основы ранней ступени обучения. Никакой другой материал не обладает таким обучающим потенциалом, как сказка. Она помогает расширить словарный запас ребенка, также развить связную логическую речь, мышление. Благодаря сказкам речь детей становиться

более эмоциональной, образной, красивой. Волшебные истории способствуют общению, формируют умение задавать вопросы, конструировать слова, предложения и словосочетания, а также ориентироваться во времени и пространстве. Поэтому крайне важным является то, что использование методов работы со сказкой в контексте формирования пространственных представлений дает весьма высокие результаты в плане познавательного развития детей.

Рассматривая с детьми любые картинки, иллюстрации в книге, необходимо учить их осмысливать положение каждого предмета и его взаимоотношения с другими предметами. Это позволяет раскрывать смысловые отношения, связывающие предметы между собой [4].

Сказка представляет собой особый род реальности, который воссоздается автором, рассказчиком, читателем и слушателем и способен в этот момент конструировать жизненные смыслы на эмоциональном, ментальном и ценностном уровне. Действительно, сказка представляет все возможности для приобретения опыта познания, переживания и преобразования окружающей реальности. И ребенок, и взрослый способны благодаря сказке не только менять эту реальность, но и самих себя. Поэтому сказка может быть как индикатором, так и катализатором личностного роста и творческих возможностей.

В среднем возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У ребенка пяти лет возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла [5].

С детьми рассматривают картинки-иллюстрации приемом соотнесения фраз текста с рисунками. Например, перед повторным чтением сказки "Гуси-лебеди" дети пятого года жизни рассматривают картинки в книжке-игрушке (панораме). Работа воспитателя на занятиях по рассматриванию данной книжки-панорамы может состоять в том, что он читает крошечный отрывок (естественно, такой, к которому есть иллюстрация) и просит ребенка показать картинку, соответствующую прочитанному. Но возможен и обратный вариант: педагог показывает картинку и просит ребенка вспомнить, какой момент из сказки здесь изображен.

Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к занятию. Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. Главная задача воспитателя - вызвать интерес и желание рассматривать книжные иллюстрации, узнавать и называть знакомые персонажи и предметы, а также их пространственное расположение. А для этого необходимо подбирать книги с иллюстрациями, на которых главные персонажи изображены крупно, реалистично, высокохудожественно, без лишней штриховки, нарочитой незаконченности [6].

Наиболее доступны в младшей группе иллюстрации к русским народным сказкам. Здесь нет загроможденности, все образы героев четко прорисованы, узнаваемы, главные герои изображены крупно, характерно, что вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, учит видеть красоту цвета и форм.

В средней группе иллюстрации усложняются, становятся более характерными, увеличивается количество изображенных на них героев, прорисовываются детали. Это дает возможность научить детей чувствовать настроение, взаимоотношения персонажей, видеть в иллюстрации некоторые изобразительные средства, сочетание красок, расположение предметов.

В старшей и подготовительной группах рисунок усложняется вслед за текстом, в иллюстрацию включаются и перспектива, и светотень, и более сложное композиционное решение - необычные ракурсы, более детальное изображение привычных и знакомых предметов. Это позволяет подвести детей к пониманию единства содержания (о чем произведение) и некоторых средств выразительности (как изображено), формировать навыки активного и последовательного рассматривания изображенного образа, эмоциональную отзывчивость [1].

Педагогическое руководство, направленное на ознакомление детей не только с содержанием, но и с художественно-выразительными средствами книжной графики, значительно повышает уровень художественного восприятия детей, способствует появлению интереса и желания рассматривать иллюстрации, вызывает эмоциональный отклик на них. Опыт подсказывает, что на занятиях при знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст. После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.

В средней группе продолжается работа по развитию у детей интереса к книжной иллюстрации. Формируется радость от общения с книгой, ожидание встречи с ней, эмоциональный отклик на её содержание, настроение героев, сопереживание им, бережное отношение к книге [2].

В этом возрасте детям нужно объяснить, что основным средством выразительности в книжной графике является рисунок - пространственная характеристика образа, переданная через изображение внешности: формы, строения, позы, движения, жеста, мимики, раскрывающих внутреннюю сущность, характер героя, его эмоциональное состояние с помощью разнообразных выразительных точек, линий, штрихов. Дети также знакомятся с цветом как средством передачи эмоционального состояния героев, настроения, сезонных и временных изменений в природе.

Внимание детей привлекается и к построению изображения на странице книге: где и как художник рисует главного героя, как рисунок

сопровождает текст, поясняя его. Дети знакомятся с ролью иллюстраций к книге, с тем, кто создает их; узнают о труде художника-иллюстратора. Они высказывают свои суждения и оценки, используя эмоционально-нравственные и эстетические определения. Ознакомление детей 4-5 лет с творчеством художников- иллюстраторов должна проходить по определенной системе.

Так, первое занятие можно посвятить роли иллюстрации в детской книге. Следующее занятие можно посвятить творчеству одного из художников-иллюстраторов. На следующем занятии можно продолжить знакомить детей с творчеством художника-иллюстратора, формируя при этом у детей интерес, эмоциональную отзывчивость и сопереживание художественным образам, желание внимательно рассматривать иллюстрации, радоваться и удивляться интересным и выразительным рисункам художника, сюжету картины. На этом занятии детям предлагается побыть в роли художника - иллюстратора. После выполнения работы устраивается выставка детских работ с обсуждением у кого получилось, как у художника-иллюстратора. В течение учебного года детей среднего возраста можно познакомить с творчеством 2-3 художников- иллюстраторов

[4].

Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей меняются приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.

Рассмотрим некоторые из них:

■ узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?", "Покажи, где кто или что?");

■ соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам...", "Какие слова подходят к этой картинке?");

■ оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?");

- оценка пространственного расположения главных и второстепенных героев, предметов их окружающих;

■ сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению;

■ игра-соревнование - "Кто больше увидит на картинке?";

■ называние персонажа, предмета, его части, указанных воспитателем на картинке (эта работа связывается с "сочинением" по картинке) - покажи, где петушок, дотронься до него пальчиком, где у петушка гребешок;

■ сравнение картинок: на одной петушок клюет зернышки, а на другой поет (покажи картинку, где петушок поет и т.д.);

■ предложить ребенку поставить себя на место того, кто является действующим лицом в картине, ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя;

■ вопросы, устанавливающие связь между содержанием картины и прослушанным текстом, например, при анализе образа героя ("Дядя Степа", С. Михалкова) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя;

■ вопросы, выявляющие отдельные свойства характера персонажа, его поступки, помогающие детям делать несложные выводы, обобщения;

■ знакомство с писателем: демонстрация портрета, рассказ о его творчестве, рассматривание книг, иллюстраций к ним;

■ просмотр диафильмов, кинофильмов, диапозитивов по литературным произведениям (возможен только после знакомства с текстом).

Задача воспитателя - ввести ребенка в созданный художниками мир линий, красок и форм, научить видеть их красоту, понимать их язык.

Таким образом, при правильном руководстве рассматривание иллюстраций к сказкам может стать эффективным средством формирования пространственных представлений у детей среднего дошкольного возраста.

Использованные источники:

1. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольника / Г. А. Репина // Дошкольная педагогика. — М. : Детство-Пресс, 2009. - №4. - С. 71-76.

2. Столяр А. А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / А. А. Столяр. — М. : Просвещение, 1988. -330 с.

3. Тарунтаева Т. В. Развитие элементарных математических представлений у дошкольников / Т. В. Тарунтаева. — М. : Просвещение, 1980. - 64 с.

4. Щербакова Е. И. Теория и методика математического развития дошкольников, Учебное пособие / Е. И. Щербакова. — М. : Издательство Московского психолого-социального института «МОДЭК», 2005. — 189 с.

5. Эльконин Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. — М. : Образовательно-издательский центр «Академия», 2004. - 384 с.

6. Якобсон С. Г. К вопросу о развитии восприятия формы / С. Г. Якобсон. - М. : Просвещение, 1974. - 280 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.