РАССКАЗ «ЗВЕЗДА» И ОПТИМИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ ХВАН СУНВОНА
© Ким О.Г.*
Бурятский государственный университет, г. Улан-Удэ
Данная статья посвящена творчеству Хван Сунвона, в частности здесь приведен анализ рассказа «Звезда».
Российскому читателю о современной южнокорейской литературе известно мало, что в первую очередь связано с тем, что в советское время между СССР и Южной Кореей не было политических, культурных, экономических связей. Ме^ду тем, в двадцатом веке в литературе Южной Кореи произошли значительные изменения: формирование буржуазной литературы (конец XIX в. - начало XX в.), пролетарской литературы (20-е гг.). В годы, предшествовавшие аннексии Кореи Японией в 1910 году и непосредственно после этого, наблюдается расцвет литературы на хангыле, ставшей формой выражения национального самосознания и протеста против иноземных захватчиков. Началом современной корейской литературы считают конец XIX в. - начало XX в., когда возникла буржуазная литература. Жанр романа остается основным в корейской литературе с момента его возникновения в XV веке.
К сожалению, переводов современных корейских произведений в России крайне мало, в частности - произведений Хван Сунвона. Известен перевод его рассказа «Гроза», выполненный А. Ин и К.В. Хазизовой.
Сунвон Хван - один из ярких писателей современной корейской литературы, что признают литературные критики Южной Кореи [2]. Его творчество и жизнь стали объектом исследования многих южнокорейских ученых, среди которых Пак Докку, Ким Чонхве, Ким Енхва, Ю Чонхо и др. [1]. Сунвон Хван родился близ Пхеньяна в 1915 году, учился в Японии, в университете Васеда. После окончания университета он возвращается в Пхеньян, где некоторое время работает учителем в школе. После того, как конфронтации ме^ду югом и севером стали острее, он дабы не видеть военные действия, переезжает на юг, где он в течение нескольких лет меняет одно место жительства на другое, пока в 1953 году он не переезжает и не обосновывается окончательно в Сеуле. Здесь он занимается преподавательской деятельностью, работает в университете Кёнхве на отделении национального языка. Среди его учеников такие писатели, как Чон Санг-гун, Ким Енсон, Чо Хеиль, Хан Сусан, Чон Хосын, Ли Юбом, Ко Вончон, Пак Доккю, Ким Хенген, Ли Хегенг и др. Хван Сунвон ушел из жизни в 2000 году в Сеуле.
* Студент кафедры Филологии стран Дальнего Востока.
Литературоведение
59
В начале своей литературной деятельности он пишет стихотворения и поэмы. В июле 1931 года он публикует поэму - «Моя мечта», в сентябре того же года - «Не бойся, сын». Его первые стихотворные произведения имели большой успех у читателей. Будучи студентом, он начинает писать прозаические произведения. Первый свой рассказ - «Уличные наречия» - публикуется в 1937 году. В 1940 году выходит первый сборник рассказов и новел - «Болото». С этого времени, он окончательно начинает заниматься прозой. После освобождения Кореи он пишет новеллу «Жизнь со звездой», рассказ «Собака деревни Могноми», где изображено корейское общество времен войны 1950 года. Название рассказа «Собака деревни Могноми» стало названием второго сборника рассказов писателя, в который вошли вышеуказанные два рассказа и другие. Корейская война в его творчестве занимает особое место, она и ее последствия стали лейтмотивом ряда его произведений - «Жизнь», «Журавль», «Июньский диалог о матери», «Деревья стоят на обрывистом склоне» и других. Помимо рассказов и новелл Хван Сунвон создает романы, среди них - «Потомки Каина», «Прививка для людей», «Январь», «Сменяющийся гнев», «Игральные кости богов» и другие. По мотивам некоторых его произведений были сняты фильмы, так в 1978 году корейские зрители увидели фильм «Гроза», снятый по мотивам одноименного рассказа.
В 1941 году Хван Сунвон пишет рассказ «Звезда». Писатель здесь передает читателю то разочарование, горечь, с которым может столкнуться человек из-за своего эгоизма, концентрации на своих душевных переживаниях, нежелании побороть свою душевную боль, нежелании принимать любовь близких людей. Главный герой произведения страдает от потери самого близкого человека - матери, - и из-за этого он не видит и отвергает чувства тех людей, которые любят его, и стремятся донести до него свои чувства.
Произведение интересно своей композицией. Всё повествование состоит из девяти эпизодов, происходящих в разное время. Временные рамки пять лет, если в начале повествования перед читателем предстает девятилетний мальчик, то в конце он видит четырнадцатилетнего подростка. Отдельные эпизоды передают читателю эмоции главного героя, его мысли, его поступки - и всё это помогает читателю понять душевные переживания героя произведения.
Повествование ведется от третьего лица. Автор не дает героям имена, кроме одного персонажа - бабушки Гвансу.
Сестра разными способами пыталась, если не заменить мать, то дать мальчику хоть частичку любви. В ряде эпизодов читатель видит, то с каким презрением и отвращением отвечает ей мальчик. Например, в эпизоде, где девятилетний мальчик упал с ослика и ушиб ногу. В этот момент его сестра хотела помочь ему подняться, на что он предпочел справиться со всем самостоятельно. В его голове постоянно кружится одна и та же мысль: «сестра не похожа на мать! Сестра не может быть краше матери. Она не достойна матери» [1].
60
СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
Эпизоды буквально пропитаны тоской и болью, которая находится в душе главного героя, тоской по матери. Мальчик идеализирует образ своей матери, и ни одна другая девушка, даже сестра, не может занять ее место. И лишь в конце рассказа читатель видит, что в сознании мальчика происходит переосмысление. Здесь герой узнает о смерти сестры, ночью приходит к тому месту, где пять лет назад зарыл куклу, он пытался найти ее, но не нашел. Мальчик опять, как и несколько лет назад, взобрался на ослика, но при этом он кричал, не «Сестра не похожа на мать!», а «Почему? Почему умерла сестра?» [1]. Глаза наполняются слезами, он смотрит на звездное небо, и видит две звезды, при этом он думает, что даже звезда матери обязательно должна была быть краше звезды сестры.
В рассказе автор задействовал образ звезды. Главный герой не раз смотрит на звезды в поиске самой яркой и самой красивой, которую олицетворяет с покойной матерью. Звезда является символом надежд, чистоты, преданности, стремления к достижению чего-то. В данном рассказе звезда - это символ идеала, мечты и любви. И если днем главный герой занимается суетными делами, то ночью он может погрузиться в мир своих грез и идеалов, и, глядя на звездное небо, вспоминать об умершей матери.
В «Звезде», как и в «Журавле» или «Грозе», читатель может видеть то, что общечеловеческие ценности остаются важными, и Хван Сунвон пытается сохранить в героях их моральные качества. Герои в своих тяжелых ситуациях одерживают победу в моральном плане. Так, например, в «Журавле» два героя - Докчэ и Сонсами, - дружили в детстве, росли в одной деревне, оказываются в противоборствующих лагерях, и жизнь Докчэ зависит от Сонсами, и опускает его, дает ему жизнь. То есть те крепкие дружеские связи, которые завязались в детстве, оказываются сильнее. Так, и в рассказе «Звезда», читатель видит то, как главный герой, который в течение долгого времени держал такой светлый и идеализированный образ матери в сердце, и при этом отвергал и с пренебрежением относился к любящей его сестре, в конце, после ее смерти он осознает, что в действительности он любил ее, и в его душе остается горечь утраты, горечь от того, что когда-то он делал ей плохо, а сейчас у него нет возможности попросить прощение.
Список литературы:
1. £Ц7|. сНж УЛ ЯШ. МШ, 2001.
2. А|-о|Ж [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.so-onone.com.
3. Корейская литература [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.feb-web. ги / ГЕВ/ЫТЕ]\ГС/Е]ЧСУСШРЛе5Ле5-4662.Ь1т.
4. Литература Кореи. [электронный ресурс]. - Режим доступа: www.infokorea.ru/facts/culture/literature.php.