Научная статья на тему 'Расширение трансграничного сотрудничества на основе модели участия иностранных компаний в госзакупках'

Расширение трансграничного сотрудничества на основе модели участия иностранных компаний в госзакупках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
463
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ТРАНСГРАНИЧНЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТОРГИ / ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ / ИНОСТРАННЫЕ ПОСТАВЩИКИ / ЭЛЕКТРОННЫЕ АУКЦИОНЫ / МЕХАНИЗМЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / CROSS-BORDER COOPERATION / CROSS-BORDER ELECTRONIC AUCTION / EURASIAN CUSTOMS UNION / FOREIGN SUPPLIERS / ELECTRONIC AUCTIONS / MECHANISMS / INTEGRATION / INNOVATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Валерий Викторович, Григ Инесса Игоревна

В статье рассматриваются основные тренды трансграничного сотрудничества, как структурного элемента государственной экономической политики страны, в рамках которого все участники ориентированы на поиск гибкого режима трансграничных экономических отношений. Проведен анализ международных и отечественных механизмов госзакупок, доказывающий, что механизм электронных торгов позволяет существенно расширить возможности участия иностранных поставщиков. Авторами предложена модель организации участия российских и иностранных компаний в госзакупках в форме электронных аукционов, базирующаяся на четырех интеграционных управленческих механизмах, позволяющих создать комфортные условия расширения трансграничного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Валерий Викторович, Григ Инесса Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expansion of cross-border cooperation on the basis of a model of participation of foreigncompanies in public procurement

The article considers the main trends of cross-border cooperation as a structural element of the state economic policy of the country within which all participants are focused on the search of a flexible mode of cross-border economic relations. The presented analysis of the international and domestic mechanisms in public procurement proves that the mechanism of electronic auctions allows to expand significantly the possibilities of foreign suppliers participation. The authors propose a model to organize participation of Russian and foreign companies in public procurement in the form of electronic auctions, which is based on four integration administrative mechanisms allowing to create comfortable conditions for cross-border cooperation expansion.

Текст научной работы на тему «Расширение трансграничного сотрудничества на основе модели участия иностранных компаний в госзакупках»

Расширение трансграничного сотрудничества на основе модели участия иностранных компаний в госзакупках

В.В. Иванов, И.И. Григ

УДК 339.9 ББК 65.5 И-200

Трансграничное сотрудничество является важным мировым трендом внешнеэкономической деятельности. Так, в странах Европейского союза (ЕС) данный вид интеграции рассматривается как перспективный инструмент по ускорению развития периферийных территорий, расположенных на границах национальных государств1. Основными механизмами в ЕС в рамках такого сотрудничества выступают: механизм поддержки трансграничного сотрудничества регионов (еврорегинов) ЕС, механизм финансирования региональной политики, учитывающий факторы территориального управления экономическим развитием, механизм оптимизации закупок для государственных нужд при минимизации расходов, механизм обеспечения равных условий конкуренции при заключении контракта. В настоящее время действующие экономические санкции ограничивают взаимовыгодное сотрудничество между Россией и странами ЕС, что обуславливает в российских внешнеэкономических связях восстановление и рост внешнеторговых отношений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Переориентирование российской экономики на восток и на усиление ЕврАзЭС - это комплексная и долгосрочная программа, которая направлена на расширение трансграничного сотрудничества. Для решения поставленной задачи необходимо сформировать равные условия конкуренции на общем экономическом пространстве, в том числе через механизмы государственных закупок. Так, например, возможное решение по применению технологии вариативного снижения размера обеспечения заявки не более 25% от начальной (максимальной) цены контракта, может привести к повышению конкуренции и обеспечению равнодоступных торгов как отечественных поставщиков, так и иностранных. Формирование экономически оправданного либерального от-

1 Федоров Г.М., Корнеевец В. С.Трансграничная регионализация в условиях глобализации : электрон. журн. 2010. №°4.С.3. URL: http:// cyberieninka.m/artide/n/transgranichme-sotmdmchestvo-kak-mstru-ment-regionalnogo-marketinga-v-baltiyskom-regione#ixzz3G5doKFFq

^ 46

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

ношения к участникам торгов будет способствовать расширению трансграничного сотрудничества, развитию интеграционных программ, нацеленных на производственную кооперацию и рост национальной экономики.

Трансграничное сотрудничество - это структурный элемент государственной экономической политики страны, в рамках которого все участники ориентированы на поиск гибкого режима трансграничных экономических отношений. Объем рынка трансграничных государственных закупок ЕС по состоянию на 2012 год оценивается в более чем 2 трлн евро2. При этом в Европе существует около 300 систем электронных закупок, достигших высокой производительности, надежности и безопасности. Несмотря на это, системы не являются легкодоступными для иностранных пользователей, которым необходимо использовать специальные инструменты для конкретной страны, чтобы получить к ним доступ. В настоящее время единый рынок электронных закупок ЕС сталкивается с двумя барьерами: отсутствием трансграничного взаимодействия и сложности использования интерфейса.

Объем государственных закупок на территории стран Единого экономического пространства (ЕЭП) и Таможенного союза (ТС) в 2012 году составил порядка 270 млрд долларов США3. При этом за 2011-2013 годы объем рынка госзакупок государств-членов ТС и ЕЭП приблизился к 300 млрд долларов США, в том числе Беларусь - 2%, Казахстан - 5%, Россия - 93%4. По российским оценкам, планируемый объем от трансграничного сотрудничества в рамках ЕЭП в 2015 году составит около 400 млрд долларов5. Рост госзакупок будет осуществляться за счет доли использования интеграционных и инновационных технологий.

Согласно статистике, по результатам участия российских поставщиков в госзакупках Республики Беларусь заключены контракты на общую сумму около 900 млн рублей 6. При этом низкая доля участия Белоруссии и Казахстана в российских госзакупках обусловлена следующими факторами: законы Белоруссии и Казахстана не предоставляют необходимой возможности беспрепятственно применять сертификаты электронной цифровой подписи (ЭЦП) для других стран; нерешенность вопросов, связанных с обеспечением безопасности сервиса доверенной третьей

2 Chantal H. Delivering savings for Europe: moving to full e-procurement for all public purchases by 2016.// European Commission - Press release.2012. URL: http://ec.europa.eu/internal_ market/publicprocurement/e-procurement/index_en.htm (дата обращения 05.12.2014)

3 Пономарев В., Лысенко А. Особенности регулирования правительственных закупок в соглашениях о свободной торговле: электрон. журн. 2014. №7. С.21. URL:http://www.ictsd. org/sites/default/files/review/Mosty_October4.pdf (дата обращения 15.10.2014)

4 Козловская Т. Участие в государственных и муниципальных закупках на территории стран Единого экономического пространства (Беларусь, Казахстан, Россия). 2014.С.13 URL: http://www.minsk2014-conference.ru/common/upload/pr9.pdf (дата обращения 12.11.2014)

5 Цит. по: Мансуров Т. Дополнительный прирост ВВП стран ТС. URL: http://ziwa.org/kz/ Cluster.aspx?uid=2010051515&id=2 (дата обращения 04.07.2014)

6 Симонов Д. С опорой на закон: электрон. журн. 2014. Вып. 6. URL:. http://www.mos-cowtorgi.ru/archive/2014-06/files/assets/basic-html/page33.html (дата обращения 25.06.2014)

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

47 Q

стороны; лингвистический барьер, связанный с публикациями лотов закупок на национальном языке страны предоставляющей свою площадку.

Анализ показал, что существующие барьеры проведения трансграничных торгов в ЕС и стран ЕврАзЭС идентичны. При этом стремительное развитие информационных технологий ставит перед участниками госзакупок вопрос о безбарьерной трансграничной электронной торговле, в частности, доступности государственных закупок организациям и предприятиям других стран. Несмотря на то, что в рамках Таможенного союза данная проблема решается на взаимных межгосударственных договоренностях, а в странах ЕС создаются специально направленные проекты по решению указанных проблем, все еще остается ряд нерешенных вопросов, требующих детальной проработки. Важнейшей задачей является необходимость оптимизации внутренней системы государственных закупок, а также структуры госзакупок в пределах Единого экономического пространства на основе обмена опытом с партнерами из стран ЕС и государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Экономические выгоды такого партнерства приведут к увеличению масштабов трансграничной торговли. Для расширения трансграничного сотрудничества требуются и единые управленческие механизмы.

Авторами был проведен анализ лучших практик проведения государственных закупок в различных странах.

Основным принципом государственных закупок в Австралии является адекватность цены. Принципы поощрения конкуренции на рынке, недискриминационной практики закупок, ответственности за решения о покупке соблюдаются с помощью эффективных, действенных, этических и прозрачных процессов осуществления закупок 7.

В Канаде используется механизм оптимальной стоимости, представляющий собой комбинацию цены, технической выгоды и качества, который позволяет сформировать базу оценки контракта для участия в госзакупках и дальнейшего ведения переговоров 8. Наряду с положительными моментами использования рассматриваемых методов следует отметить и ряд общих недостатков, связанных, например, с отсутствием механизма оценки соответствия полученных результатов заявленным задачам.

В Аргентине используется три основных механизма в области госзакупок: механизм объединения закупок несколькими государственными заказчиками, осу-

7 Wood G. Public Procurement 2015. 2014. P.244. URL: http://www.iclg.co.uk/practice-areas/ public-procurement/public-procurement-2015/australia (дата обращения 15.12.2014)

8 Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике. - М. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. 2010. С.19. URL:http://www.dslib.net/ economika-mira/mezMmaradnyj-opyt-povyshemja-jeffektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-i-ego.html (дата обращения 10.10.2013)

^ 48

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

ществление контроля при недостаточном уровне конкурентной процедуры отбора, а также механизм электронных закупок9.

В Бельгии национальным законом о государственных заказах на работы, поставки и услуги предусматривается технология контроля над государственными расходами на всех этапах закупочной деятельности, учитывающий принципы равенства, отсутствия дискриминации, свободной конкуренции, прозрачности, правовой определенности и пропорциональности10.

В Швеции функционирует механизм управления конкуренцией в сфере закупок, который вносит изменения в правила закупок для развития эффективной конкуренции, а также механизм селективного отбора поставщиков11.

В Китае государственные закупки используются для уменьшения зависимости национальных производителей от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Китай жестко регламентирует формы участия иностранных поставщиков в национальной экономике, но одновременно обеспечивает открытость для привлечения компаний зарубежных стран. Политика государственных закупок в Китае использует следующие формы государственных закупок: механизм уменьшения технологической и финансовой зависимости национального производства от иностранных ресурсов и капитала; механизм поддержки поставки национальных товаров на экспорт12.

В Швейцарии закупки регламентированы кантональным, межнациональным и местным законодательством, в котором предусмотрен равный доступ как местных поставщиков, так и иностранных компаний, имеющих режим госзакупок, идентичный швейцарскому13.

Главными целями европейской системы госзакупок выступают: обеспечение равных условий конкуренции при заключении контракта; оптимизация закупок для государственных нужд при минимизации расходов; помощь малым и средним

9 Lorena Schiariti .Argentina: New Procurement Rules For The Federal Public Administration. 2012. URL: http://www.mondaq.com/x/185998/Government+Contracts+Procurement+PPP/Ne w+Procurement+Rules+for+the+Federal+Public+Administration (дата обращения 10.09.2014)

10 Stalzer J. Public Procurement 2015. 2014. P.244. URL: http://www.iclg.co.uk/practice-ar-eas/public-procurement/public-procurement-2015/Belgium (дата обращения 15.12.2014)

11 The Swedish Public Procurement Act - an introduction: E-print, Stockholm.2012. URL: http://www.google.ru/url?url=http://finance-romance.ru/upload/Filer/ENG/Publications/Public_ procurement_intro.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=abChVM2wFMT-ywOmgYHYCg&ved= 0CBoQFjAB&sig2=A5NRTvLZvYwqDb0P-FSzQA&usg=AFQjCNENTIPSwywnSeg90Ll90 4eApfiZgA (дата обращения 24.07.2013)

12 Дёгтев Г.В. Международный опыт государственных закупок// журнал «Современные проблемы науки и образования». 2013.№ 6. URL: http://www.science-education.ru/113-10849 (дата обращения 24.09.2013)

13 Switzerland's Public Procurement system. 2012. URL: http://www.tendersinfo.com/blogs/ switzerlands-public-procurement-system/ (дата обращения 15.09.2013)

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

49 Q

предприятиям в получении правительственных заказов; соблюдение требования публичности; содействие осуществлению честного и открытого бизнеса14.

Российское законодательство ставит своими целями повышение эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд на принципах: открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок; единства контрактной системы в сфере закупок; обеспечения свободной конкуренции; принципы подтвержденного профессионализма заказчиков и исполнителей контрактов; стимулирования приобретения инновационных продуктов; ответственности за результативность обеспечения необходимых поставок; эффективности осуществления закупок15.

В соответствие с действующим законодательством Единого экономического пространства ЕвРАзЭС наряду с местными производителями иностранным компаниям разрешено участие в тендерах на право заключения государственных контрактов. Страны Таможенного союза ЕвРАзЭС (Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации и присоединяемые страны после рассмотрения их заявок) должны функционировать на базе однотипных механизмов и на единой инфраструктуре госзакупок. Основными механизмами системы управления госзакупками являются: механизм идентификации и аутентификации участников трансграничных электронных торгов, механизм проверки иностранных ЭЦП доверенной третьей стороной (ДТС). Вместе с тем на сегодняшний день, в проведении трансграничных закупок отсутствует качественное научно-методическое обеспечение функционирования данной системы, что замедляет расширение трансграничного сотрудничества между странами ЕвРАзЭС и эффективное использование бюджетных средств. Поэтому актуальным является разработка и внедрение новых механизмов в сфере участия иностранных компаний в государственных тендерах с целью дальнейшего расширения трансграничного сотрудничества.

Анализ международных и отечественных механизмов госзакупок показал, что основным является механизм электронных закупок, обеспечивающий отсутствие географической привязанности при проведении торгов в электронной форме, что позволяет существенно расширить возможности по участию в торгах иностранных поставщиков 16. Этот тезис подтверждается и проведенными авторами мар-

14 Медякова Е. Автореферат: Институализация государственных инвестиций как фактор модернизации российской экономики». Ростов н/Д.2010. URL: http://hub.sfedu.ru/media/ diss/74438bb8-a353-11e3-a4fd-003048621912/REF_108301a.pdf

15 О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Федеральный закон от 05.04.2013 N° 44-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ). 5-е изд. - М.: ИД «Юриспруденция», 2014. - С. 320.

16 ВТО: Иностранцев впустят в систему госзакупок России.//Rosbalt.m.2011. URL: www. torg94.ru/news.php3?dummy=1&nID=1024. (дата обращения 12.11.2013)

^ 50

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

кетинговыми исследованиями на фокус-группах заказчиков, публикующих извещения о проведении торгов на сайте zakupki.gov.ru. Статистика свидетельствует о том, что Россия опережает европейские страны в части организации трансграничной электронной торговли и является лидером по объему торгов, проведенных в электронной форме, которая по доле всего рынка госзаказа составляет 70-80% и по различным позициям опережает на 5-10%17. Несмотря на то что за последние полтора года общая сумма заключенных контрактов по итогам трансграничных торгов в России превысила 900 млн. рублей, участие иностранных компаний в госзаказе весьма незначительно — на самой крупной российской электронной торговой площадке зарегистрированы всего 29 иностранных поставщиков18,19. Приведенная статистика подтверждает необходимость разработки новых подходов и механизмов привлечения иностранных участников в электронные государственные закупки.

Для решения выявленных в ходе исследований проблем авторами предложена унифицированная платформа для разработки и внедрения механизмов реализации трансграничных торгов, позволяющая использовать лучшие инновационные технологии и потенциал иностранных компаний ЕврАзЭС.

Платформа модели участия иностранных компаний при проведении электронных трансграничных торгов основана на специально разработанных механизмах, использующих широкий спектр научных знаний и информационно-коммуникативных технологий, реализации проведения равнодоступных электронных торгов. Модель, построенная на принципах интеграции, является агрегатором управленческих решений, состоящих из четырех механизмов, каждый из которых нацелен на реализацию отдельной задачи в рамках проведения электронных трансграничных торгов. Механизмы участия иностранных компаний в госзакупках должны быть сформированы на следующих принципах: принцип системности планирования и контроля госзакупок с участием иностранных компаний; принцип поиска, отбора, привлечения и адаптации иностранных компаний до и после проведения торгов; принцип создания комфортных финансовых условий участия; принцип комплексности организации и управления финансовыми потоками. Кроме того, механизмы государственных закупок выступают в роли канала для осуществления стратегических решений в сфере развития экономики, национальной конкурентоспособности и внешнеэкономического сотрудничества стран,

17 Синяева Ю. Иностранцам закрывают лазейку для доступа к госзакупкам. 2014.URL: http://www.rbcdaily.ru/economy/562949990298385 (дата обращения 23.01.2014)

18 Шпаковский В.Трансграничный госзаказ: электрон.журн.// CITIZEN. SELDON. 2014. № 18 .С. 14.

URL http://citizen.seldon.ru/magazine/2014/05/Citizen.Seldon-May-2014.pdf (дата обращения 16.05.2014)

19 Едовина Т..Госзакупкам откроют границы. //Газета «Коммерсантъ».2012. №12. C. 2.

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

51 Q

компании которых участвуют в процессах закупок. Исследования российской и зарубежной конкурентной среды по государственным закупкам показали, что общей целью является привлечение не только лучших отечественных поставщиков, но и иностранных, обладающих оригинальными инновационными технологиями. Поэтому предложенная авторами модель (см. рисунок 1) базируется на взаимном конкурентном проникновении в административные и бизнес-процессы, гарантирующие иностранным партнерам получение маржинальной прибыли, а системе госзакупок в целом получение инновационных технологий. Модель предусматривает и управление синергетическим эффектом применения разработанных механизмов на разных стадиях реализации государственных и муниципальных задач.

Первый механизм сформирован с целью создания комфортных условий участия иностранных компаний в электронных торгах, учитывающий критериальный поиск иностранных компаний по уровню конкурентных преимуществ, предусматривающий выполнение этапа формирования пакета стартовых затрат и получения прибыли при реализации инновационного проекта. Основными оценочными критериями выступают: масштаб компании, уровень качества оказываемых услуг, опыт работы, диверсификация нынешней и будущей клиентской базы. Механизм будет способствовать привлечению лучших компаний - партнеров из ЕвРАзЭС.

Данная цель достигается за счет функционирования инновационной комфортной площадки для трансграничного сотрудничества заказчика и иностранных компаний в условиях высокой конкуренции.

Механизм включает первоначальный критериальный поиск иностранных компаний по оценке уровня конкурентных преимуществ (деловая репутация на внешнем рынке, опыт работы, техническая реализация прошлых проектов, наличие опыта и квалификации специалистов, оценка стартовых затрат, потенциальный дисконтированный годовой размер прибыли от проекта).

Первый механизм включает новый инструмент критериального поиска иностранных компаний по оценке ресурсных возможностей, позволяющий в результате сформировать полностью укомплектованный пакет стартовых затрат, возможных доходов, значимость инновационных эффектов от участия иностранных поставщиков. Шорт-лист будет состоять из лучших отобранных по рекомендованным критериям компаний, за исключением компаний, которые были замечены в совершение противоправных действий и наказаны за участие в преступлениях, коррупционных сделках, взяточничестве, мошенничестве.

^ 52

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

Рисунок 1

Модель участия иностранных компаний при проведении электронных трансграничных торгов

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

53 ^

Второй механизм функционирует с использованием пяти критериальных оценок, позволяющих выявить инновационную привлекательность технологий, оценить профессиональную компетентность, осуществить селективную обработку прямых транзакций, определить и контролировать ликвидность баланса компаний, и социальную значимость проектов. Механизм нацелен на дальнейшую и глубокую аналитику отобранных иностранных поставщиков по ключевым критериям инновационности, социальной значимости, контроля ликвидности баланса и платежеспособности сторон, осуществляя интеграцию с первым механизмом. Тем самым решается проблема отсутствия на рынке госзакупок с участием иностранных компаний четко проработанной системы селективного отбора таких участников и формирования базы иностранных поставщиков. Механизм реализуется на основе подсистемы управления финансовыми потоками с оценкой показателей финансовой устойчивости и рентабельности, используемых для государственных и муниципальных нужд продуктов и услуг. Государственный заказчик получает отсортированный перечень иностранных поставщиков, обладающих лучшими техническими и профессиональными компетенциям, деятельность которых стабильна и направлена на использование инновационных технологий.

После формирования вышеуказанного перечня наступает ключевой этап генерации иностранными поставщиками инновационных идей, предложений через систему прямых транзакций на электронной площадке. Данные предложения должны пройти многоступенчатую систему фильтрации, ранжирования, рейтингования и доработки, как самими участниками, так и Государственным заказчиком с возможным привлечением экспертов. На данном этапе прорабатываются основные вопросы по реализации инновационных предложений и идей.

Разработанный механизм предоставляет возможность сотрудничества отечественных и иностранных компаний в рамках одного проекта. Государственный заказчик оценивает перспективность предложений, потенциальные затраты, возможность улучшения их качества и модернизации в будущем временном диапазоне, экономии государственных расходов в контексте бюджетных ограничений.

Третий механизм оптимизирует проведение трансграничных электронных торгов по реализации и внедрению перспективных предложений и инициатив. Он основан на алгоритме оптимального прозрачного ценообразования планируемых сделок, взаимовыгодного продвижения продуктовых линеек на принципах селективности, адекватности и минимизации издержек.

Механизм предусматривает предоставление информации с проведением селективного отбора по анализу рыночных трендов, используемых технологий и инноваций, статистики госзакупок на других электронных площадках. На данном этапе целесообразно также применять механизмы креативной экономики с целью генерации и внедрения креативных знаний, их коммерциализации с последующим

^ 54

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

распространением для выполнения государственных и муниципальных нужд в рамках действующего законодательства. Это также будет способствовать развитию трансграничного сотрудничества в сфере обмена последними инновационными идеями и предложениями в различных сферах жизни города/страны 20

На базе полученной информации госзаказчик располагает всеми необходимыми сведениями для принятия решения по предоставлению поставщику либо налоговых преференций, либо скидки в размере, например, от 4% до 15% от ценового предложения. В рамках данного блока предусмотрен принципиально новый метод поддержки реализации лучших предложений и идей иностранных поставщиков через двустороннее сотрудничество с отечественными поставщиками, поскольку позволяет результативно распределить бюджетные средства и заявленные преференции, в том числе по ускорению достижения необходимых результатов и возможному выходу на методы государственно-частного партнерства.

Четвертый механизм позволяет оптимизировать проведение контроля и финансовой прозрачности трансграничных торгов в инновационной направленности: коммуникативный процесс отбора предложений; бюджетирование системы трансграничных торгов и направления ресурсов; применение автоматизированной системы перерасчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости проекта. Механизм предполагает организацию работ Госзаказчика регулярного получения дополнительных предложений и замечаний со стороны общественного контроля по реализации проектов. Площадка выступает инструментом для контроля качества работы иностранных поставщиков, например, размещение предварительных финансовых, иллюстративных, графических отчетов по выполнению услуг/работ в соответствии с этапом оказания услуг. Такой инструмент, с одной стороны, позволяет Госзаказчику и общественному контролю собрать и обработать представленную информацию о финансовых результатах, рисках на всех этапах выполнения работ, а с другой стороны, мотивировать поставщиков качественно исполнять госконтракт. Данный механизм включает в себя методы финансового контроллинга: 1. Activity Based Budgeting - планирование, основанное на действиях; применяющей систему оценочных показателей при проведении торгов (Balanced scorecard) в части исполнения этапа коммуникативного процесса отбора ценовых предложений (прямых транзакций) на электронной площадке; 2. Activity Based Costing («Функциональная система распределения затрат»21) - постановка учета затрат по видам деятельности госзаказчика, который позволяет управлять

20 Иванов В.В., Григ И.И. Международная практика управления кондоминиумами на основе механизмов креативной экономики. // «Российский внешнеэкономический вестник» №4 - 2013. С.8.

21 Колин Друри. Управленческий и производственный учет. - М.: Юнити-Дана, 2010.C. 735.

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

55 Q

финансовыми операциями на электронной площадке и оценивать их эффективность для Госзаказчика, оценить реальные центры прибыли и при необходимости с учетом функционирования трех предыдущих механизмов функционирования модели скорректировать распределения бюджетных средств в ходе торгов и реализации их результатов. При этом достигается концентрация контрольных действий на оценки финансовой составляющей проведения трансграничных электронных торгов, своевременное выявление отклонений фактических результатов тендеров и принятие оперативных управленческих решений, обеспечивающих нормализацию финансовых потоков на электронной площадке.

Нововведение четвертого механизма заключается в возможности применения Государственным заказчиком метода создания портфеля участников торгов под 2-ми номерами через автоматизированную систему перерасчета будущих потоков доходов в единую величину текущей стоимости проекта после подведения итогов электронных торгов.

Таким образом, предложенные механизмы усовершенствованной модели трансграничной площадки позволяют сформировать базу лучших иностранных поставщиков, пул экспертов; привлечь финансовые ресурсы для реализации креативных предложений и идей; повысить уровень осведомленности и доверия среди участников; а также оптимизировать контроль и финансовую прозрачность трансграничных торгов. Внедрение интегрированных механизмов позволит получить значительную экономию бюджетных средств государства за счет расширения трансграничного сотрудничества.

БИБЛИОГРАФИЯ

Федоров Г.М., Корнеевец В. С.Трансграничная регионализация в условиях глобализации: электрон. журн. 2010. №4. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/transgranichnoe-sotrud-nichestvo-kak-instrument-regionalnogo-marketinga-v-baltiyskom-regione#ixzz3G5doKFFq (Fedorov G.M., Korneevec V. S.Transgranichnaja regionalizacija v uslovijah globalizacii: jelek-tron. zhurn. 2010. №4.)

Chantal H. Delivering savings for Europe: moving to full e-procurement for all public purchases by 2016.// European Commission - Press release.2012. URL: http://ec.europa.eu/inter-nal_market/publicprocurement/e-procurement/index_en.htm (дата обращения 05.12.2014)

Пономарев В., Лысенко А. Особенности регулирования правительственных закупок в соглашениях о свободной торговле: электрон. журн. 2014.№7. URL:http://www.ictsd.org/ sites/default/files/review/Mosty_October4.pdf (дата обращения 15.10.2014) (Ponomarev V., Lysenko A. Osobennosti regulirovanija pravitel'stvennyh zakupok v soglashenijah o svobodnoj torgovle: jelektron. zhurn. 2014. №7)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Козловская Т. Участие в государственных и муниципальных закупках на территории стран Единого экономического пространства (Беларусь, Казахстан, Россия). 2014. С.18. URL: http://www.minsk2014-conference.ru/common/upload/pr9.pdf (дата обращения 12.11.2014) (Kozlovskaja T. Uchastie v gosudarstvennyh i municipal'nyh zakupkah na territorii stran Edinogo jekonomicheskogo prostranstva (Belarus', Kazahstan, Rossija). 2014. S.18)

^ 56

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

Цит. по: Мансуров Т. Дополнительный прирост ВВП стран ТС. URL: http://ziwa.org/ kz/Cluster.aspx?uid=2010051515&id=2 (дата обращения 04.07.2014) (Cit. po: Mansurov T. Dopolnitel'nyj prirost VVP stran TS)

Симонов Д. С опорой на закон: электрон. журн. 2014. Вып. 6. URL:. http://www. moscowtorgi.ru/archive/2014-06/files/assets/basic-html/page33.html (дата обращения 25.06.2014) (Simonov D. S oporoj na zakon: jelektron. zhurn. 2014. Vyp. 6)

Wood G. Public Procurement 2015. 2014. P.244. URL: http://www.iclg.co.uk/practice-areas/ public-procurement/public-procurement-2015/australia (дата обращения 15.12.2014)

Ефремова Н.Н. Международный опыт повышения эффективности государственных закупок и его использование в российской практике. - М. Дипломатическая академия Министерства иностранных дел Российской Федерации. 2010. С.19. URL:http://www. dslib.net/economika-mira/mezhdunarodnyj-opyt-povyshenija-jeffektivnosti-gosudarstvennyh-zakupok-i-ego.html (дата обращения 10.10.2013) (Efremova N.N. Mezhdunarodnyj opyt povyshenija jeffektivnosti gosudarstvennyh zakupok i ego ispol'zovanie v rossijskoj praktike. -M. Diplomaticheskaja akademija Ministerstva inostrannyh del Rossijskoj Federacii. 2010. S.19) Lorena Schiariti .Argentina: New Procurement Rules For The Federal Public Administration. 2012. URL: http://www.mondaq.com/x/185998/Government+Contracts+Procurement+PPP/Ne w+Procurement+Rules+for+the+Federal+Public+Administration (дата обращения 10.09.2014) Stalzer J. Public Procurement 2015. 2014. P.244. URL: http://www.iclg.co.uk/practice-areas/ public-procurement/public-procurement-2015/Belgium (дата обращения 15.12.2014)

The Swedish Public Procurement Act - an introduction: E-print, Stockholm.2012. URL: http://www.google.ru/url?url=http://finance-romance.ru/upload/Filer/ENG/Publications/Public_ procurement_intro.pdf&rct=j&q=&esrc=s&sa=U&ei=abChVM2wFMT-ywOmgYHYCg&ved= 0CBoQFjAB&sig2=A5NRTvLZvYwqDb0P-FSzQA&usg=AFQjCNENTlPSwywnSeg9OLl90 4eApfiZgA (дата обращения 24.07.2013)

Дёгтев Г.В. Международный опыт государственных закупок// журнал «Современные проблемы науки и образования». 2013.№ 6. URL: http://www.science-education.ru/113-10849 (дата обращения 24.09.2013) (Djogtev G.V Mezhdunarodnyj opyt gosudarstvennyh zakupok// zhurnal «Sovremennye problemy nauki i obrazovanija». 2013.№ 6)

Switzerland's Public Procurement system. 2012. URL: http://www.tendersinfo.com/blogs/ switzerlands-public-procurement-system/ (дата обращения 15.09.2013)

Медякова Е. Автореферат: Институализация государственных инвестиций как фактор модернизации российской экономики». Ростов н/Д. 2010. URL: http://hub.sfedu.ru/media/ diss/74438bb8-a353-11e3-a4fd-003048621912/REF_108301a.pdf (Medjakova E. Avtoreferat: Institualizacija gosudarstvennyh investicij kak faktor modernizacii rossijskoj jekonomiki». Rostov n/D. 2010)

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 02.07.2013 № 188-ФЗ, от 28.12.2013 № 396-ФЗ). 5-е изд. - М.: ИД «Юриспруденция», 2014. - С. 320 («O kontraktnoj sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlja obespechenija gosudarstvennyh i municipal'nyh nuzhd». Federal'nyj zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ (v redakcii Federal'nyh zakonov ot 02.07.2013 № 188-FZ, ot 28.12.2013 № 396-FZ). 5-e izd. - M.: ID «Jurisprudencija», 2014. - S. 320).

3 - 2015

Российский внешнеэкономический вестник

57 Q

ВТО: Иностранцев впустят в систему госзакупок России.//Rosbalt.ru.2011. URL: www. torg94.ru/news.php3?dummy=1&nID=1024. (дата обращения 12.11.2013) (VTO: Inostrancev vpustjat v sistemu goszakupok Rossii)

Синяева Ю. Иностранцам закрывают лазейку для доступа к госзакупкам. 2014.URL: http://www.rbcdaily.ru/economy/562949990298385 (дата обращения 23.01.2014) (Sinjaeva Ju. Inostrancam zakryvajut lazejku dlja dostupa k goszakupkam. 2014)

Шпаковский В.Трансграничный госзаказ: электрон.журн.// CITIZEN. SELDON. 2014. № 18. С. 14. URL http://citizen.seldon.ru/magazine/2014/05/Citizen.Seldon-May-2014.pdf (дата обращения 16.05.2014) (Shpakovskij V.Transgranichnyj goszakaz: jelektron.zhurn.// CITIZEN. SELDON. 2014. № 18. S. 14)

Едовина Т..Госзакупкам откроют границы. //Газета «Коммерсантъ».2012. №12. C. 2 (Edovina T..Goszakupkam otkrojut granicy. //Gazeta «Kommersant#».2012. №12. C. 2).

Иванов В.В., Григ И.И. Международная практика управления кондоминиумами на основе механизмов креативной экономики. // «Российский внешнеэкономический вестник» №4 - 2013. С.46-53 (Ivanov V.V., Grig I.I. Mezhdunarodnaja praktika upravlenija kondominiumami na osnove mehanizmov kreativnoj jekonomiki. // «Rossijskij vneshnejekonomicheskij vestnik» №4 - 2013. S.46-53).

Колин Друри. Управленческий и производственный учет. - М.: Юнити-Дана, 2010.C. 735 (Kolin Druri. Upravlencheskij i proizvodstvennyj uchet. - M.: Juniti-Dana, 2010.C. 735).

^ 58

Российский внешнеэкономический вестник

3 - 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.