Научная статья на тему 'Расширение торгово-экономических связей между Пензенской областью и Республикой Казахстан как основа динамичного развития внешнеэкономической деятельности региона'

Расширение торгово-экономических связей между Пензенской областью и Республикой Казахстан как основа динамичного развития внешнеэкономической деятельности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
173
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расширение торгово-экономических связей между Пензенской областью и Республикой Казахстан как основа динамичного развития внешнеэкономической деятельности региона»

Фёклин И.Г., Калошин В.В. РАСШИРЕНИЕ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ МЕЖДУ ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТЬЮ И РЕСПУБЛИКОЙ КАЗАХСТАН КАК ОСНОВА ДИНАМИЧНОГО РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕГИОНА

Развитие современных многосторонних отношений в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ) происходит в условиях нестабильности отношений и противоречия интересов отдельных стран-членов СНГ. Это заставляет искать иные пути взаимовыгодного сотрудничества, в том числе и на двусторонней основе.

Для России на протяжении длительного периода основными экономическими и политическими союзниками остаются Республика Беларусь и Республика Казахстан.

Значимость Казахстана определяется стратегическими направлениями развития, как отдельно наших стран, так и всего региона СНГ в целом.

Сотрудничество России и Казахстана строится, прежде всего, на основе взаимовыгодных торговоэкономических отношений. Россия - крупнейший импортер казахстанской продукции. В то же время, Казахстан - один из крупнейших рынков сбыта отечественной машиностроительной, металлургической, строительной и продовольственной продукции.

Важным фактором двусторонних экономических отношений продолжают оставаться связи регионов обоих государств, в основе которых лежат традиционно сложившиеся схемы производственной кооперации.

Разнообразие товарной номенклатуры российского экспорта в Казахстан позволяет успешно осуществлять внешнеэкономическую деятельность не только регионам, богатым природно-сырьевыми ресурсами, но и субъектам, лишенным таковых, и специализирующимся на выпуске готовых изделий и продукции переработки.

К таким регионам следует отнести Пензенскую область РФ.

Предприятия Пензенской области работают на экспортно-ориентированное производство высокотехнологичных машин и оборудования, изделий металло- и деревообработки, фармацевтической продукции, а также товаров других обрабатывающих секторов экономики.

Тем не менее, несмотря на наличие позитивных тенденций в развитии региональной экономики, Пензенская область не относится к той немногочисленной группе субъектов РФ, на территории которых сконцентрирован основной промышленный и экспортный потенциал. Удельный вес региона в общем внешнеторговом обороте Приволжского Федерального округа (ПФО) по-прежнему невелик и за 2006 год составил лишь 0,53%

(0,47% в 2005 году) по экспорту - 0,37 % (0,26 % в 2005 году) и по импорту - 1,28 % (1,51% в 2005 го-

ду).

Отставание Пензенской области от ведущих регионов ПФО обусловлено рядом объективных геополитических и экономических факторов. К таким геополитическим факторам можно отнести: размеры региона, численность населения, отсутствие промышленных запасов сырьевых ресурсов; к экономическим: отставание в мощностях промышленной инфраструктуры, ограниченное число субъектов ВЭД, ориентированность на внутренние рынки.

По итогам 2 0 0 6 года в регионе внешнеэкономическую деятельность осуществляли 22 8 юридических и 3 0 физических лиц (индивидуальных предпринимателей), что идентично показателю прошлого года (25 9 участников). В то же время число участников ВЭД в ведущих регионах ПФО значительно больше, их количество имеет тенденцию к росту: Оренбургская область - 3024 (в 2005 году 2706), Нижегородская область - 1962

(1844 в 2005 году), Саратовская область - 1393 (1051 в 2005 году) участников.

Внешнеторговый оборот Пензенской области на протяжении семилетнего периода с 1999 по 2006 годы неизменно возрастает (лишь в 2005 году было зафиксировано незначительное снижение), и впервые, по итогам прошлого года превысил показатель 19 9 6 года. Однако, если в 1996 г. основу товарооборота составлял импорт, то по итогам 2006 г. достигнуто значительное положительное сальдо торгового баланса, что, естественно, свидетельствует о позитивных теденциях в развитии экспортного потенциала области.

250

200 150 100 50 0

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Рис. 1. Динамика стоимостных объемов внешней торговли Пензенской области в 1996-2005 гг. (млн. долларов США).

По данным таможенной статистики внешней торговли, представленной Приволжским Таможенным управлением, внешнеторговый товарооборот Пензенской области в 2006 году увеличился по сравнению с аналогичным показателем 2005 года на 46,6 млн. долл. США, или на 4 0,6 % и составил 195,6 млн. долларов.

Табл. 1. Динамика стоимостных объемов внешней торговли Пензенской области в 2003-2006 гг.

2003 2004 2005 2006

Млн. долл. Темп прироста, % Млн. долл. Темп прироста, % Млн. долл. Темп прироста, % Млн. долл. Темп прироста, %

Экспорт 48,9 22,9 69,3 41,7 65,1 -6,1 111,7 71,6

Импорт 68,2 -0,3 79,2 16,1 74,0 -6,6 83,9 13,4

ВТО 117,1 8,2 148,5 26,8 139,1 -6,3 195,6 40,6

Сальдо -19,3 48,2 -9,9 -48,7 -8,9 -10,1 27,8 -

Величина экспорта в 2 0 0 6 году составила 111,7 млн. долл., что на 71,6% выше показателя 2 0 05 года. Импорт возрос на 13,4%, с 74,0 млн. долл. в 2005 до 83,9 млн. долл. в 2006 году. Вследствие этого сальдо баланса внешней торговли региона сложилось положительным (впервые за последние 5 лет) и в стоимостном выражении составило 27,8 млн. долларов (-8,9 млн. долл. в 2005 г.), что на фоне общего увеличения показателей экспорта и импорта выглядит серьезным достижением в развитии внешнеторговых отношений.

В 2 0 0 6 году продукция Пензенского региона экспортировалась в 5 6 стран, импортные закупки осуществлялись в 41 стране. Всего же внешнеторговые отношения сложились с 65 странами мира (в 2 0 05 году - с 64 странами).

Основными торговыми партнерами выступили: Республика Беларусь, товарооборот с которой составил 4 5,3 млн. долл., Казахстан (38,4 млн. долл.), Германия (26,6 млн. долл.), Бразилия (22,2 млн. долл.), Украина (19,1 млн. долл.), Турция (11,3 млн. долл.), Италия (9,1 млн. долл.) [табл. 2].

Табл. 2. Основные торговые партнеры Пензенской области в 2005 и 2006 годах.

Страна Экспорт Импорт Доля в общем объеме товарооборота в %

2005 2006 % 2005 2006 % 2005** 2006**

1 Белоруссия 10,9 20,8 190,8 17,5 24,5 140,0 17,0 18,8

2 Казахстан 20,7 38,1 184,1 0,2 0,3 165,0 12,5 15,9

3 Германия 10,9 10,9 100,0 12,6 15,7 124,4 14,0 11,0

4 Бразилия 0,0 0,0 - 26,9 22,2 82,5 16,1 9,2

5 Украина 9,2 11,3 123,0 7,6 7,8 102,6 10,0 7,9

6 Турция 0,0 9,3 - 0,6 2,0 338,3 0,4 4,7

7 Италия 2,6 1,7 66,5 4,6 7,3 159,6 4,3 3,8

8 Иран 0,0 9,0 - 0,0 0,0 - 0,0 3,7

9 Индия 0,0 7,7 - 0,3 0,3 110,0 0,2 3,3

10 Чехия 0,0 0,1 - 0,2 6,1 - 0,1 2,6

11 Узбекистан 3,2 4,2 130,9 0,1 0,3 300,0 2,0 1,9

12 США 1,8 0,7 41,1 3,0 1,8 59,0 2,9 1,0

13 Китай 2,2 0,5 23,6 1,2 1,1 89,2 2,0 0,7

*Данные по Республике Беларусь предоставлены Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области (ПЕНЗАСТАТ).

** Данные по товарообороту рассчитаны на основе учета данных ПЕНЗАСТАТ (по Республике Беларусь)

Торговый оборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 37,8%: с 89,8 млн. долл. в 2 0 05 г. до

123,7 млн. долл. в 2006 году. Оборот со странами СНГ увеличился с 49,3 млн. долл. в 2005 г. до 71,9

млн. долл., в 2 0 0 6 г., таким образом, увеличение составило 45,8%, тогда как в 2005 было зафиксировано

снижение объема импорта на 23, 9 %.

В последние годы доля стран ближнего зарубежья во внешнеторговом обороте региона стабилизировалась и составила в 2006 году 37% (35% в 2005). Данную тенденцию следует рассматривать как положительную,

поскольку в торговых отношениях со странами СНГ превалирует экспорт, тогда как со странами дальнего зарубежья - импорт. Таким образом, расширение и укрепление позиций на традиционном для пензенских производителей рынке, каковым и является пространство СНГ, следует считать залогом будущего увеличения объема региональных экспортных поставок.

Прогнозируя укрепление и расширение внешнеэкономических связей Пензенской области на традиционных рынках сбыта региональной продукции, авторы работы, в первую очередь, имеют в виду крупнейших торговых партнеров, среди которых особое место занимает Республика Казахстан.

В конце советского периода в республики Средней Азии и Казахстана поставлялась значительная часть продукции большого числа предприятий области. Однако наиболее активно деловые и торговые отношения

начали развиваться в пореформенный период - начале-середине 90-х годов.

Финансовый кризис 19 98 года, привел к ослаблению торгово-экономических связей и значительному снижению объема экспортно-импортных операций. В то же время падение рублевых позиций после кризиса обеспечило конкурентный запас прочности высокотехнологичным отраслям российской промышленности, что сыграло ключевую роль в восстановлении товарообмена региона с внешнеэкономическими партнерами. Так, товарооборот с Казахстаном за три посткризисных года вырос с 3,6 млн. долл. в 1998 до 11,5 млн. долл. в 2001 году, то есть более чем в 3 раза.

Однако благоприятная экономическая конъюнктура создает лишь предпосылки роста, в то время как реальное укрепление на рынках внешнеторговых партнеров невозможно без исполнения целого комплекса программ по продвижению товаров и развитию торгово-экономического сотрудничества. Это подтвердили результаты 2 0 02 года, когда произошло снижение товарооборота на 35%: с 11,5 до 7,4 млн. долларов. Подобный

спад не мог не вызвать обеспокоенности состоянием экспорта большинства товаропроизводителей, поэтому руководство исполнительной власти области совместно с руководителями предприятий, Пензенской областной ТПП и другими структурами активно включились в работу по продвижению региональной продукции на рынки Казахстана. В результате уже по итогам 2 0 03 года произошло удвоение объемов торговли с 7,4 млн. долл. до 14,3 млн. долл., а по итогам 2004 года повторное удвоение до 28,2 млн. долл., что превысило показатель 1998 года в 7,8 раза.

Произошедшее в 2005 году снижение объемов взаимной торговли на 7,7 млн. долл. (окончание ряда крупных контрактов), стало неким «трамплином» для дальнейшего роста, что и подтвердили фактические показатели 2 0 0 6 года.

В 2006 году общий торговый оборот с Казахстаном увеличился почти в 2 раза (на 183,7%) до 38,4 млн. долларов. Экспорт, традиционно составляющий основу товарооборота, увеличился с 20,7 млн. долл. до 38,1 млн. долл. (рост на 84,1%). Если сравнивать экспортные показатели 2 0 0 6 г. с показателями 2 0 0 4 г., то увеличение составило 3 6,6 %, что является показателем стабильного экономического роста. Импорт вернулся к показателям 2004 г. и составил 0,34 млн. долл. Сальдо товарооборота в 2006 году составило рекордные 37,8 млн. долл. [Приложение № 2].

Сегодня около 10 0 предприятий области поддерживают деловые отношения с казахстанскими партнерами.

Рис. 1. Динамика стоимостных объемов внешней торговли Пензенской области с Республикой Казахстан в 1996-2006 гг. (млн. долларов США).

Доля Казахстана в общем объеме регионального экспорта остается на высоком уровне. Последовательно увеличиваясь в 2002-2004 годах с 17,3% до 40,2%, в 2005 и 2006 гг. доля казахстанского рынка соответственно составляла 31,8% и 34,1% всей пензенской экспортной продукции, что весьма наглядно подтверждает его доминирующее значение для развития экономики региона.

Структурообразующими экспортными группами товаров выступили: машиностроительная продукция, продо-

вольственные товары, продукция химического и нефтехимического комплекса, древесина и изделия из нее, черные и цветные металлы и изделия из них [Приложение № 3].

Машиностроительная продукция - наиболее стабильно увеличивающаяся группа экспортируемых товаров за последние годы. Стоимостные объемы экспорта данной продукции в 2004 г. увеличились на 22,3 %, в 2005 году - на 46,3 %, а в 2006 г. - почти вдвое, или до 20,1 млн. долл., что составило более половины стоимости всего экспорта в республику.

— 2006 00Е ... 2006 Г

2003 2003 | 1— гт-гП П 1 Г -п

2003 ^

|л1

Продовольственные Проц/кция Древеомна и изделия Черные и цв етные Машиностроительная

товары и сырье доя химического и ио нее, в ключа я металлы, иодепи Я № продукция

их производства нефтехимического печатную продукцию них

Рис. 2. Динамика по основным товарным группам экспорта Пензенской области в Республику Казахстан в 2003-2006 гг., (тыс. долларов США).

Рост поставок в 2006 году был достигнут, в основном, за счет увеличения в 1,3 раза экспорта механических машин и оборудования, в 2,3 раза -электрических машин, в 11 раз - наземного транспорта, в 3 раза - приборов и аппаратов.

По итогам 2006 года на Казахстан приходилось 37,4 % общего экспорта машиностроительной продукции региона.

Основными поставщиками данной продукции являются такие предприятия Пензенской области как: ОАО

«СКБТ» - турбокомпрессоры; ОАО «Пензкомпрессормаш» - поршневые и винтовые компрессоры; ОАО «Пензтяж-промарматура» - трубопроводная арматура, ОАО «ГРАЗ» - автомобили специального назначения (бензовозы и другие); ОАО «Пензмаш» - машины для просеивания муки, тестомесильные машины, мельничные комплексы; ФГУП ПО «Старт» и ДГУП «НИКИРЭТ» - охранная сигнализация, метизы, станки и другое оборудование.

Увеличение доли машин, техники и оборудования, как в стоимостных объемах, так и в товарной структуре экспорта чрезвычайно важно, поскольку позволяет извлекать высокий эффект добавочной стоимости и создает предпосылки к расширению деятельности машиностроительных предприятий.

В 2006 году значительно увеличились объемы экспорта продовольственных товаров: с 3,7 млн. долл. в

2005 г. до 6,3 млн. долл. в 2 00 6 году. Таким образом, прирост составил 71,3 %, за аналогичный период прошлого года - 43,4%.

Казахстан - крупнейший потребительский рынок большинства видов продовольственных товаров, экспортированных из Пензенской области. Их основу составляют готовые изделия и продукция. Так в Казахстан вывозится 99% всего экспорта колбасных изделий, 100% мяса и молочных продуктов, более 50% зерновых и 80% мукомольной продукции, около 2 0 % кондитерских изделий.

Ведущие предприятия, работающие в этом секторе экспорта: ОАО МПК «Пензенский» - колбасные изделия, сосиски; ООО «Садко» - кондитерские изделия; ЗАО «Пензенская кондитерская фабрика» - кондитерские изделия; ЗАО АПО «Пензахлебопродукт» - хлебобулочные изделия; ООО «Ледяной дом» - мороженное.

Третьей по значимости статьей пензенского экспорта в 2006 году стали изделия из древесины, включая бумажную и печатную продукцию. Увеличение стоимостных объемов вывоза товаров данной группы по отношению к показателю 2 00 5 года составило 9 6,5%. Аналогичный сценарий просматривался в 2004 году, когда прирост составил 96,9%, после этого последовало снижение в 2005 г. на 8,7%. Поставка изделий из древесины, включая бумажную продукцию, осуществляется рядом успешно действующих пензенских предприятий: ОАО «Маяк» - бумажно-беловые товары; ЗАО «Дера» - двери деревянные; ОАО «Нижнеломовский фанерный завод «Власть труда» - фанера.

Скачкообразно развивается экспорт в Казахстан изделий из черных и цветных металлов: его стоимостной объем сократился с 13,5 млн. долл. в 2004 г. до 1,6 млн. долл. в 2 00 5 году. В 2 0 0 6 г. объем вывоза составил 2,5 млн. долл., притом, что общий региональный экспорт по данной группе вернулся к показателям 2004 г. Специалисты прогнозируют уровень реальных ежегодных экспортных возможностей для данного рынка в размере 2-3 млн. долл., хотя результаты 2006 г. показали, что возможности региона по продвижению продукции группы изделий из черных металлов на рынки Казахстана, как и на другие зарубежные рынки весьма велики, а, следовательно, вполне логично ожидать роста экспорта товаров данной группы.

Еще одной значимой статьей пензенского экспорта является продукция химической и нефтехимической промышленности, 50% которой составляют фармацевтические товары, 40 % - спички, остальное - изделия из пластмассы и каучука.

В 2 0 0 6 году рост экспорта товаров данной группы составил 27,6 %: с 1,5 млн. долл. до 1,95 млн.

долл., в основном за счет осуществления поставок фармацевтических товаров пензенским предприятием ОАО «Биосинтез» и поставок спичечной продукции ООО «Спичечная фабрика «Победа».

Импорт продукции из Казахстана представлен крайне слабо и по-прежнему его основу составляют шерсть и изделия легкой промышленности.

Следует ли считать результаты 2006 года серьезным прорывом в экспортных отношениях с Казахстаном? С определенными оговорками можно положительно ответить на этот вопрос: за пять последних лет стоимостные объемы экспорта выросли более чем в 5,5 раза. Этот результат - следствие последовательного развития ВЭД Пензенской области, которое основано, с одной стороны, на реальной конкурентоспособности товаров пензенских производителей и, с другой стороны, - на совместно проделанной региональной властью и биз-

нес-сообществом работе по закреплению на перспективном казахстанском рынке. Казахстан является наиболее динамично развивающейся страной среднеазиатского региона, активно внедряющей новые технологии, потребляющей качественные товары и привлекающей инвестиции для дальнейшего роста.

Эти обстоятельства были своевременно отмечены руководством Пензенской области и использованы при формировании площадки для реализации торговых, в первую очередь, экспортных возможностей региона. С момента подписания в 2003 г. Протокола по итогам переговоров между Министерством индустрии и торговли Республики Казахстан и Правительством Пензенской области РФ и на протяжении последующих лет осуществлялась разносторонняя программа, нацеленная на постоянное взаимодействие представителей бизнеса и исполнительных органов власти Пензенской области и Республики Казахстан. Таким образом, накапливался и реализовывался опыт в организации и проведении широкого круга мер: от успешных выставочно-ярморочных и иных мероприятий до открытия торговых домов, торговых представительств, создания предприятий с иностранными инвестициями, использование других форм кооперации.

Очень важно, что схемы, отработанные в Казахстане, уже находят свое применение в работе с торговыми партнерами из других стран ближнего и дальнего зарубежья. Это подтверждают и результаты, достигнутые в ходе деловых визитов губернатора области совместно с руководителями предприятий. и результаты внешнеторговой деятельности по итогам 2006 г.

В ближайшие годы с определенной долей уверенности можно прогнозировать стабильный рост торгового оборота региона с внешними партнерами, среди которых ключевая роль останется за Республикой Казахстан.

Динамика стоимостных показателей объемов внешней торговли Пензенской области в 1996-2006 гг. (млн. долларов США).

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Экспорт 61,1 48,2 33,7 32,2 52,4 51,4 39,8 48,9 69,3 65,1 111,7

Импорт 128,4 94,8 55,6 30,1 31,5 52,1 68,4 68,2 79,2 74,0 83,9

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Оборот 189,5 143,0 89,3 62,3 83,9 103,5 108,2 117,1 148,5 139,1 195,6

Сальдо вто -67,3 -46,6 -21,9 2,1 20,9 -0,7 -28,6 -19,3 -9,9 -8,9 27,8

Стоимостные показатели объемов внешней торговли Пензенской области с Республикой Казахстан и их динамика за 1996-2006 гг. (млн. долларов США).

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006

Экспорт 8,7 11,3 2,6 3,2 6,7 10,8 6,9 13,8 27,9 20,7 38,1

Импорт 6,4 2,8 1,0 0,5 0,8 0,7 0,5 0,4 0,3 0,2 0,3

Товарооборот 15,0 14,1 3,6 3,7 7,5 11,5 7,4 14,3 28,2 20,9 38,4

Сальдо 2,3 8,5 1,5 2,7 5,9 10,0 6,4 13,4 6 7 2 6 0 2 37,8

Доля в общем экспорте, % 14,2 23,4 7,6 9,9 12,8 21,0 17,4 28,3 40,2 31,8 34,1

Доля в общем импорте, % 5,0 3,0 1,8 1,8 2,6 1,4 0,7 0,6 0,4 0,2 0,4

Доля в товарообороте % 7,9 9,9 4,0 6,0 9,0 11,1 6,8 12,2 19,0 15,0 19,6

Укрупненная товарная структура экс порта Пензенской области в Республику Казахстан в 2004-2006 гг.

Ч из о ЭД ^ т Наименование товара 2004 год 2005 год 2006 год

Экспорт, тыс. долл. в % Темп роста Экспорт, тыс. долл. в % Темп роста Экспорт, тыс. долл. в % Темл роста %

1 2 3 4 5 7 8 9 11 12 13

1-24 Продовольственные товары и сырье для их производства 2399,1 8,6 100,7 3657 17,6 152,4 6263,4 16,4 171,3

25-27, 68-70 Минерально-сырьевые ресурсы и продукты их переработки 21 0,1 41,0 36,1 0,2 171,9 40,8 0,1 113,0

28-40 Продукция химического и нефтехимического комплекса 1167,7 4,2 90,8 1528,9 7,4 130,9 1950,5 5,1 127,6

44-49 Древесина и изделия из нее, включая печатную продукцию 2936,7 10,5 196,9 2682,6 12,9 91,3 5271,4 13,8 196,5

50-63 Текстильные материалы, изделия из них. Одежда. 142,6 0,5 135,3 184 0,9 129,0 210 0,6 114,1

72-83 Черные и цветные металлы, изделия из них 13464,2 48,3 634,6 1591,7 7,7 11,8 2508,9 6, 6 157,6

84-90 Машиностроительная продукция 7407,3 26,6 122,3 10836,7 52,3 146,3 20070,9 52,7 185,2

91, 92, 94,95 Товары культурнобытового назначения 310,5 1,1 82,3 197,7 1 63,7 1093,4 2,9 в 5 раз

65- 67, 71, 93, 96, 97, 41-43, 64 Прочие товары 9,1 0 54,8 19,3 0,1 212,1 693,1 1,8 в 35 раз

Итого 27858,1 100 200,5 20734,2 100 74,4 38102,4 100,0 183,6

ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бюллетень «Таможенная статистика внешней торговли Пензенской области в 2003-2006 гг.» // Приволжское Таможенное управление. - Н.- Новгород.

2. Областная «Программа развития внешнеэкономической деятельности и экспортного потенциала ской области на 2001-2005 гг.». - утвержденная постановлением Правительства Пензенской области от 20 августа 2001 г.

3. Калошин В.В. Внешнеэкономическая деятельность Пензенской области: географический аспект

деления объемов международной торговли региона // Труды международного симпозиума «Надежность ство'2004». - Пенза 2004.

Пензен-

№314-пП

распре-и каче-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.