Петр Васильевич Михайловский
Доктор экономических наук, профессор, декан факультета менеджмента и международных экономических отношений Уральского государственного экономического
РАСШИРЕНИЕ ЭКСПОРТА НАУКОЕМКОЙ ПРОДУКЦИИ
В РЕГИОНЕ
Структурные изменения в российском экспорте должны быть направлены на увеличение доли продукции, производимой в секторах экономики, обладающих не только реальной, но и потенциальной конкурентоспособностью. По мнению отечественных и зарубежных специалистов, в XXI веке приоритетным станет развитие мирового рынка наукоемкой продукции. Роль и значение каждого государства в мировой экономике и политике будут определяться тем, насколько оно владеет высокими технологиями. При этом национальная безопасность и независимость государств станут неотделимыми от уровня их технологического развития.
Как показывает мировая практика, в развитых странах доля наукоемкой (инновационной) продукции составляет более половины экспорта. В России этот показатель крайне низкий. Парадоксальность ситуации заключается в том, что при относительно низкой эффективности работы отечественный наукоемкий сектор промышленности обладает конкурентоспособным инновационным потенциалом. Так, в России в настоящее время работают примерно 12% ученых мира, а доля экспорта наукоемкой продукции на мировом рынке составляет 0,3%, тогда как доля семи высокоразвитых стран, обладающих
46 макротехнологиями, - 80-90% (США - 36%, Япония - 30%, ФРГ - 16%). Россия обладает экспортным потенциалом в области ядерных технологий, спецхимии и новых материалов, энергетических машин, технологий добычи, транспортировки и переработки нефти и газа. Доведение до мирового уровня еще 10-12 макротехнологий, из 70 утвержденных в мире, позволило бы России обеспечить в ближайшем будущем 10-15% мирового рынка наукоемкой продукции. При этом страна поставляет на мировой рынок продукцию и технологии, созданные за счет научно-технического задела 1970-1980-х годов.
До последнего времени российский наукоемкий экспорт официально был объектом жесткой дискриминации в международной торговле. Сейчас на международном высокотехнологическом рынке созданы благоприятные условия для равноправного партнерства индустриальных стран и России.
Такая ситуация требует, в первую очередь, определения приоритетных направлений развития отечественных наукоемких экспортоориентированных производств, а также формирования современной экспортной политики в области стимулирования, регулирования и поддержки разработки, производства и реализации высоких технологий на мировом рынке.
Крупнейшим промышленным и научно-технологическим центром России является Свердловская область. Здесь имеются значительные фундаментальные и технологические заделы, уникальная научнопроизводственная база и высококвалифицированные кадры, т.е. все необходимые условия для того, чтобы обеспечить экономический рост на основе научно-технического прогресса и интеллектуализации основных факторов производства. В то же время ориентация инновационного потенциала на реализацию научных достижений в производстве крайне слабая. Анализ внешнеэкономической деятельности наукоемкого промышленного комплекса Свердловской области свидетельствует, что объем и качество экспортных поставок не вполне соответствуют его потенциальным возможностям. Накопившееся в течение последних лет отставание в развитии промышленности Свердловской области по многим показателям от уровня общероссийских имеет в своей основе не низкий уровень исследований и разработок, а слабую инфраструктуру инновационной деятельности, отсутствие мотивации товаропроизводителей к реализации новшеств как способа конкурентной борьбы. Это приводит к невостребованности потенциала прикладной науки и техники на внутреннем и мировом рынках.
Удельный вес наукоемкой продукции в общем объеме отгруженной инновационно активными предприятиями Свердловской области до 2000 г. имел четкую тенденцию к снижению. В 2000 г. благодаря активно проводимой органами государственной власти инновационной политике, а также притоку инвестиций на территорию за счет экспорта сырья он возрос до 12,7% (с 2,1% в 1998 г.) (рис. 1).
1996 1997 1998 2000
Рис. 1. Доля инновационной продукции в объеме отгруженной предприятиями Свердловской области
Экспортный потенциал предприятий является важным показателем их инновационной активности и конкурентоспособности в условиях рынка. В последние годы в промышленности Свердловской области наблюдается
тенденция к непрерывному снижению объема экспорта новаций, что приводит к потере конкурентных позиций отечественных производителей наукоемкой продукции на мировых рынках. Так, если в 1996 г. 67,7% отгруженной инновационной продукции было экспортировано, в том числе 6,2% инновационно активных предприятий вывозили от 50 до 100% производимых новаций, то в 2000 г. - лишь 8% (см. таблицу).
Доля экспорта отгруженной инновационной продукции предприятиями промышленности Свердловской области, %
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) в отпускных ценах предприятия, без НДС, спецналога и акциза Всего В том числе за пределы Российской Федерации Из графы 3 -в государства-участники СНГ Из графы 3 -в страны дальнего зарубежья
1 2 3 4 5
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) в отпускных ценах предприятия, без НДС, спецналога и акциза
1996 100 20,2 11,4 88,6
1997 100 24,2 15,4 84,6
1998 100 13,1 14,1 85,9
2000 100 22,2 9,3 90,7
Из нее инновационная продукция
1996 100 67,7 0,6 99,4
1997 100 35,4 0,3 99,7
1998 100 9,2 10,8 89,2
2000 100 8,0 35,7 64,3
Среди ориентированных на экспорт наукоемкой продукции отраслей можно выделить машиностроение (50% предприятий отгружают продукцию за рубеж), черную металлургию (33%), нефтехимическую (50%) и пищевую промышленность (20%). Данные предприятия отгружают продукцию преимущественно в страны СНГ (39% инновационно активных предприятий) и Юго-Восточной Азии, США, Канаду (29%).
Основные трудности в реализации инновационного потенциала связаны с нехваткой собственных средств у организаций, ограниченностью бюджетного (в 2000 г. - 0,4% общих затрат на технологические инновации в промышленности Свердловской области) и внебюджетного (2,7%) финансирования, неудовлетворительным состоянием основных производственных фондов (более 50% износа), экспериментальной базы и инфраструктуры научно-техни-ческой деятельности. Прослеживается четкая тенденция увеличения собственных средств предприятий и организаций в структуре затрат на технологические инновации на фоне резкого снижения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации (с 13,7 в 1996 г. до 0,4% в 2000 г.), внебюджетных фондов (с 6,8 до 2,7%), иностранных инвестиций (с 4,8 до 0,7%). Государственные программы развития были ориентированы на поддержание преимущественно предприятий машиностроительного, в том числе оборонно-промышленного, комплекса. Однако мероприятия по регулированию процесса инновационного развития промышленности Свердловской области со стороны областных и федеральных органов государственной власти в условиях ограниченных
бюджетных средств не смогли предотвратить разрушение регионального высокотехнологичного промышленного комплекса.
Отраслью, аккумулирующей инновационные разработки, традиционно является машиностроение, в частности обороннопромышленный комплекс. В оборонно-промышленном комплексе Свердловской области сосредоточен достаточно мощный инновационный потенциал, который, несмотря на значительные потери в ходе проведения экономических реформ, остается надежной основой производства наукоемкой продукции.
Наличие уникальных производственных и кадровых возможностей, прогрессивных промышленных разработок позволили многим оборонным предприятиям области адаптироваться к изменившимся условиям. Большинство оборонных предприятий Свердловской области на протяжении 1999
и 2000 гг. наращивали темпы производства, компенсируя отсутствие государственного оборонного заказа разработкой наукоемких технологий и оборудования для гражданских целей.
Уникальное оборудование, новейшие технологии,
диверсифицированное производство, квалифицированный кадровый потенциал сконцентрированы на предприятиях оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Свердловской области. Все это явилось предпосылками к разработке крупных
и перспективных направлений развития наукоемких конкурентоспособных на мировом рынке производств в области экологии, энергосбережения, здравоохранения, утилизации вооружения и военной техники и др. Так, за разработку установки по осушке осадков сточных вод предприятие ГП «Уралсельмаш» получило престижную награду «Золотая пальма» от международной организации Green Peace. На ГП «Уральский электрохимический комбинат» построен первый в России завод каталитических блоков для автомобильных нейтрализаторов выхлопных газов, выпускающий продукцию, конкурентоспособную как на отечественном, так и мировом рынках.
Оборонно-промышленный комплекс является активным участником внешнеэкономической деятельности, осуществляющим научные исследования и производящим конкурентоспособные вооружение и военную технику,
а также наукоемкую продукцию гражданского назначения. Таким образом, в роли торгово-экономического партнера западных стран отечественный ОПК выступает, с одной стороны, как поставщик современного вооружения и военной техники, с другой - как «генератор высоких технологий» для гражданских секторов промышленности.
В настоящее время военно-техническое сотрудничество России нельзя рассматривать как стабильную и эффективную деятельность. До 1989 г. экспорт военной продукции из России составлял в среднем 15 млрд дол. (в эквивалентном пересчете). Начиная с 1989 г. объем экспорта вооружения резко сократился. Период конверсионных преобразований характеризовался также заметным сужением географии сотрудничества: в 1987-1990 гг. СССР
поставлял вооружение и военную технику (ВиВТ) в 31, а в 1991-1999 гг. -только
в 15 стран мира. Вследствие серьезных ошибок, допущенных при реформировании оборонного сектора промышленности и проведении конверсии, возникла опасность потери накопленного конкурентоспособного инновационного потенциала, свертывания ряда научных разработок по перспективным направлениям развития народного хозяйства, утраты ряда технологий, прекращения производства отдельных видов ВиВТ, снижения конкурентоспособности производимых гражданских видов продукции. Это привело к наращиванию отставания России от мирового уровня научнотехнического прогресса.
Основными причинами снижения экспорта военной продукции являлись: изменение внешнеполитических ориентиров, кризисная ситуация в экономике, неприспособленность ранее сложившейся системы торговли оружием к новым условиям, отстраненность производителей ВВТ от их потребителей за рубежом.
Мировой же рынок ВиВТ в современный период характеризуется общей тенденцией к расширению, а также динамичными и интенсивными изменениями его внутренней структуры. Данная тенденция сформировалась под влиянием ряда факторов, таких как усиление борьбы за рынки сбыта в результате снижения удельного веса стран бывшего Союза и укрепления позиций традиционных экспортеров (США, Англии, Германии и др.); снижение значимости политической ориентации стран третьего мира при экспорте вооружений; увеличение геополитической нестабильности; появление на рынке ВиВТ новых стран-покупателей. Эти факторы обусловливают благоприятную конъюнктуру на рынке вооружений на достаточно длительный период, что при эффективной внешней политике обеспечит возможность экспорта российских ВиВТ во всевозрастающих объемах. Для увеличения экспорта продукции отечественных предприятий ОПК есть объективные условия: спрос на рынке оружия; высокие боевые характеристики ряда образцов отечественной военной техники; низкие (по мировым стандартам) цены; возможность создания на предприятиях ОПК конкурентоспособной гражданской продукции.
Обладая развитым оборонным комплексом, ряд производств которого практически не подлежат конверсии, а для реструктуризации других требуются значительные инвестиции, Свердловская область испытывает объективную необходимость в экспорте ВиВТ. К 2000 г. область вышла на третье место в России по экспорту вооружения. Так, если в начале 1990-х годов доля экспорта ВиВТ в товарной продукции предприятий ОПК не превышала
3-6%, то в 1998 г. увеличилась приблизительно до 30%, а по отдельным предприятиям до 50-60%, т.е. на внешнем рынке реализовывалась почти четверть объемов производства ОПК области.
Продукция оборонных предприятий области обладает высокой конкурентоспособностью на мировом рынке. Основными экспортерами военной продукции являются такие производственные объединения, как «Уралвагонзавод», «Уралтрансмаш», «Вектор», «Машиностроительный завод
им. М.И. Ка-линина», «Уральский оптико-механический завод», НПО «Автоматика» и целый ряд других предприятий. Именно они определяют стратегические направления разработок и производства вооружений в Российской Федерации,
а также экспорта ВиВТ.
Таким образом, в течение последних лет, несмотря на сокращение оборонного заказа, объем экспорта не снижался, а по отдельным позициям продолжал возрастать. К 2000 г. доля экспорта в объеме производства предприятий ОПК достигла 36%, т.е. продукция оборонного назначения постепенно становится одним из основных элементов структуры экспорта предприятий Свердловской области.
Экспорт вооружений и военной техники для предприятий ОПК области становится важнейшей статьей дохода и средством увеличения конкурентоспособности производства на рынке (рис. 2).
Рис. 2. Сферы влияния процесса увеличения экспорта ВиВТ на состояние экономики территории
Экономическая эффективность экспорта вооружений, по сравнению с экспортом практически любой другой продукции, в силу специфики потребления данного товара существенно выше и по ряду позиций составляет 500% и более, т.е. увеличение поставок ВиВТ на мировой рынок является
наиболее эффективным способом снижения государственных затрат на функционирование и развитие ОПК и одновременно фактором расширения доходных статей бюджетов всех уровней. Увеличение дохода позволяет самим предприятиям, с одной стороны, компенсировать уменьшение оборонного заказа при сохранении научно-технического потенциала, с другой - решать проблемы повышения эффективности своей экономической деятельности.
Объем потенциального внешнего рынка сбыта оборонной продукции предприятий Свердловской области при его активном освоении сможет обеспечить существенную загрузку производственных мощностей регионального ОПК, что создает основу для его нормального функционирования и развития, а следовательно, и для расширения доходных статей бюджета области. Увеличение экспорта ВиВТ не только позволяет сохранить и расширить производство высокотехнологичной продукции на предприятиях ОПК, но и предоставляет им дополнительные финансовые средства, которые могут быть использованы для финансирования конверсионных проектов. Поэтому современная экспортная политика в плане сотрудничества России с зарубежными странами в военно-технической области, осуществляемая с учетом национальных интересов и на сбалансированной основе, может сыграть важную роль в стабилизации экономики региона и ее подъеме.
Несмотря на положительные тенденции развития экспорта ВиВТ в ОПК Свердловской области имеются нерешенные проблемы.
1. Оборонные технологии обладают значительным экспортным потенциалом, однако налицо их стремительное старение. За последние десять лет технологии изготовления самолетов получили Китай, Южная Корея и Тайвань. Интенсивно осваиваются зарубежными странами и танковые технологии. Высокой рентабельностью производства обладают только отрасли-экспортеры военной радио- (21%) и авиационной продукции (63%), электронной оптики (37%).
Резкое сокращение государственных ассигнований на закупку ВиВТ в России объективно требовало перераспределения военного бюджета в пользу НИОКР с целью компенсации количества морально устаревшего вооружения качественно новым. Однако ассигнования на военные НИОКР были значительно сокращены в абсолютной величине и в структуре военного бюджета. В результате были свернуты научно-исследовательские работы по многим перспективным направлениям развития космоса, танко- и судостроения, электроники и пр.
2. Предприятия Свердловской области осуществляют производство как дорогостоящих единичных образцов, так и комплектующих для военной техники. Однако производители комплектующих поставлены в жесткую финансовую зависимость от головных предприятий и несут большие потери. Выход на международный рынок субконтрактов - рынок технических услуг, производства комплектующих и узлов - на сегодняшнем этапе развития высокотехнологичного производства является задачей не менее важной, чем укрепление позиций на соответствующих рынках конечной продукции.
3. При заключении контрактов на поставку военной продукции все чаще покупатель предъявляет поставщику офсетные требования, т.е. особого вида плату за рынок (офсет принимается и законодательно разрешен в 80 странах мирах). Для промышленности Свердловской области передача научнотехнических разработок и ведение совместных научно-исследовательских работ в рамках выполнения офсетных обязательств могут быть не только средством укрепления позиций оборонных предприятий на мировом рынке военной продукции, увеличения выручки, но и хорошей рекламой для российской наукоемкой продукции и технологий, что предполагает также дальнейшее международное научно-техническое и технологическое сотрудничество.
По существу, расширение военно-технического сотрудничества является мощной базой самофинансирования тех высоких технологий отечественной индустрии, которые имеют сбыт на внешнем рынке. Однако и продукция гражданского назначения, выпускаемая на предприятиях ОПК, обладает конкурентоспособностью на мировых рынках наукоемкой продукции. Оживление экспорта гражданских наукоемких видов продукции может быть вызвано эффективной реструктуризацией оборонного комплекса и превращения его в «технологическое ядро» современной гражданской промышленности.
Проводимая в настоящих условиях Российская государственная политика в области конверсии военного производства осуществляется в русле общей концепции экономических реформ и исходит из принципов, что «конверсия предполагает сохранение и эффективное использование в новых условиях производственного, кадрового и инновационного потенциала оборонных отраслей путем перепрофилирования производств и создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере экономики, использования его для модернизации и реконструкции экономики, развития экспортной базы и импортозамещения» (Программа реформ российской экономики).
В ОПК Свердловской области произошел значительный рост объемов выпуска гражданской продукции, составив в 2000 г. 179,2% к уровню 1998 г. Однако необходимо отметить, что доля гражданской продукции, выпускаемой с применением высоких технологий, по оценкам экспертов, по-прежнему остается незначительной. Как показали результаты исследования, в 1998 г. доля инновационной продукции, отгруженной предприятиями ОПК Свердловской области, составляла 6,4 (59,4% ее было поставлено на экспорт). Доля экспортной инновационной продукции составляла лишь 3,2% экспорта.
В 2001 г. ситуация изменилась. Резко снизились объем экспорта и его доля в отгруженной продукции. Данная ситуация связана с повышением внутренних цен на производимую продукцию и, как следствие, снижением ценовой конкурентоспособности на мировых рынках.
Критическая ситуация в области развития наукоемкого гражданского производства на предприятиях ОПК области еще более усугубляется разрушением научных организаций. Резкое снижение ассигнований на военные НИОКР привели к сокращению научной базы оборонного комплекса, обладающего большим потенциалом, созданным за многие годы и
ориентированным, наряду с разработкой новых видов вооружений, на проведение исследований по гражданской тематике. Замедлилось внедрение в производство завершенных научно-исследовательских работ (почти треть разработок не внедрены), по отдельным разработкам сроки внедрения составляют 3-4 года.
Обобщая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что инновационный, а следовательно, и наукоемкий внешнеэкономический потенциал Свердловской области сосредоточен преимущественно в ОПК, а его экономическое положение и стратегическое развитие во многом зависят от величины внешнеторговых операций. Поэтому решение проблем увеличения экспорта необходимо начинать с реформирования данного комплекса, создания систем регулирования и стимулирования развития оборонных предприятий, укрепления их позиций на мировом рынке высокотехнологичной продукции военного и гражданского назначения. В условиях отсутствия достаточного платежеспособного спроса на наукоемкие технологии внутри страны целесообразность поддержания экспортной ориентации части научного и производственного потенциала ОПК не вызывает сомнения. Вопросы регулирования экспорта ВиВТ являются прерогативой федеральных органов государственной власти. Региональная политика в области регулирования, стимулирования и поддержки наукоемкого экспорта строится на обеспечении благоприятного климата для создания и распространения экспортоориентированной продукции гражданского назначения. В сфере поддержки наукоемкого экспорта необходимо решить следующие задачи:
сформировать благоприятные экономические условия для создания наукоемких конкурентоспособных производств на базе предприятий ОПК;
исключить конкуренцию российских предприятий между собой на внешнем рынке и сформировать скоординированную ценовую политику в области реализации наукоемкой продукции государственных предприятий;
содействовать расширению международного научно-технического и технологического сотрудничества, кооперации с зарубежными компаниями, в том числе в рамках выполнения офсетных обязательств.
Высокий потенциал, с точки зрения создания и распространения экспортоориентированных высоких технологий, имеют региональные программы поддержки наукоемких производств. Однако внедренные ранее региональные механизмы государственного регулирования экспортной деятельности предприятий наукоемкого промышленного комплекса были неэффективны, поскольку не учитывали медленную адаптацию предприятий ОПК к требованиям современной экономики (в силу исторически сложившихся условий), их подавленную инвестиционную активность (из-за нехватки бюджетного финансирования и кризиса платежей). Для преодоления указанных негативных факторов и решения задач по увеличению наукоемкого экспорта необходимо:
сконцентрировать финансовые и научно-технические ресурсы на реализации приоритетных для развития региона проектов;
сформировать новую технологическую и организационную структуру ОПК с целью повышения его наукоемкости, мобильности и снижения издержек в результате обновления номенклатуры производимых изделий;
содействовать интеграции науки, образования и промышленности в новых организационно-экономических формах (научных центрах, технополисах, научных консорциумах и др.);
создать на территории условия для формирования инновационного климата развития, содействовать привлечению и рациональному использованию высокотехнологичных ресурсов, необходимых для осуществления инновационной деятельности;
содействовать интеграции научно-технического потенциала региона в мирохозяйственные связи;
создать благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в исследования и разработки, в том числе путем формирования совместных предприятий и развития международного лизинга технологий.
Для успешного решения задач финансирования исследований и разработок в области создания экспортоориентированной продукции и технологий в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов необходима продуманная региональная инвестиционная политика, включающая:
прямое безвозвратное субсидирование из госбюджета отдельных региональных или отраслевых программ (в мировой практике существуют два направления субсидирования - для поощрения экспорта и для создания производства экспортоориентированной продукции);
государственное и негосударственное страхование экспорта и производства экспортоориентированной продукции;
предоставление государственных гарантий под экспортные кредиты и под кредиты для производства экспортоориентированной продукции.
Как показала практика, развивать все технологии, имеющие первостепенное значение для экономического развития, не под силу любому государству, даже экономически мощному. Вместо поддержки десятков направлений научно-технических исследований необходимо при выборе наукоемких экспортоориентированных проектов для включения в программу придерживаться важнейших региональных приоритетов научнотехнологического развития (корректируемых каждые три года), сопоставляя конкурентоспособность технологии на мировом рынке (соответствие господствующему технологическому укладу или принадлежность к макротехнологиям) и величину возможного интегрального эффекта от ее реализации.
Такой подход к формированию региональных программ повышения экспорта наукоемкой продукции может быть положен в основу современной региональной политики в области развития внешнеэкономической деятельности.
Литература
1. Идрисов А.Б. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиции. М., 1997.
2. Экономика зарубежных стран / Под ред. В.П. Колосова М.: Флинт,
2000.
3. Приоритеты социально-экономического развития регионов: вопросы теории, методологии, практики / Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург, 2000.
4. Региональная стратегия устойчивого социально-экономического роста / Под ред. А.И. Татаркина. Екатеринбург, 1998.
5. Вопросы экономики. 2003. № 7.
6. Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 10.
7. Внешнеэкономический бюллетень. 2003. № 9.