Научная статья на тему 'Расширение экономического сотрудничества между Северо-Востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком России'

Расширение экономического сотрудничества между Северо-Востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
687
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ши Чуньян

Статья посвящена рассмотрению нового аспекта русско-китайских отношений дальнейшее углубление экономического сотрудничества на региональном уровне между Россией и Китаем. Китайские эксперты предлагают орудие программа объединенного развития этих двух пограничных районов: Дальний Восток России и Сибири и северо-восточного Китая. Автор исследует условия региональной торговли и многообещающие области сотрудничества и даёт хорошую оценку совместного развития этих двух пограничных районов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ши Чуньян

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The expansion of economic cooperation between North East China, Siberia and the Far East of Russia

The article is devoted to consideration of a new aspect of the Russian-Chinese relations the further deepening of economic cooperation at the regional level between Russia and China. Chinese experts propose the implement a program of joint development of the two border regions: Far East of Russia and Siberia and northeast China. The author examines the condition of regional trade and promising areas of cooperation in detail and receives a good rating of the cooperative development of the two border regions.

Текст научной работы на тему «Расширение экономического сотрудничества между Северо-Востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком России»

РАСШИРЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО

СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СЕВЕРО-ВОСТОКОМ КИТАЯ, СИБИРЬЮ И ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ РОССИИ*

Ши Чуньян, научный сотрудник Института мировой экономики Академии общественных наук провинции Ляонин

Реализация стратегии старых промышленных баз Северо-Восточного Китая и программа развития Дальнего Востока выведут на новый уровень китайско-российское экономическое сотрудничество, которое будет иметь новые перспективы. Расширение межрегионального экономического сотрудничества и обмена между Северо-Востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком—это достигнутый в течение последних нескольких лет консенсус между лидерами и правительствами России и Китая. В ноябре 2007 г. принимавший участие в церемонии закрытия «года Китая в России» премьер Вэнь Цзябао внёс предложение об «укреплении координации политики развития старых промышленных баз Северо-Востока Китая и открытости Сибири и Дальнего Востока России». Соединение и сочетание мероприятий двух стратегий—развития Северо-Востока России и «открытости» восточной части России может стимулировать региональное экономическое сотрудничество приграничных российских и китайских регионов. Расширение экономического сотрудничества между Северо-Востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком на основании принципа взаимодополняемости будет иметь важное значение для социально-экономического развития двух регионов.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ШАНС РАСШИРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СЕВЕРО-ВОСТОКОМ КИТАЯ, СИБИРЬЮ И ДАЛЬНИМ ВОСТОКОМ РОССИИ

Современный период —самый благоприятный в истории российско-китайских отношений: по мере углубления добрососедских отношений и стратегического партнёрства развивается экономическое сотрудничество между двумя странами. Обозревая процесс развития российско-китайских отношений, можно констатировать, что постоянно углубляются двусторонние и внешнеполитические отношения, расширяются юридическая база, каналы связей, растёт степень взаимного доверия сферы и области сотрудничества. В 1992 г. российская и китайская стороны объявили о «дружественных отношениях между странами»; в 1996 г. стороны объявили о «создании между КНР и РФ равноправных, доверительных, партнёрских отношений стратегического взаимодействия, ориентированных на XXI в.»1

16 июля 2001 г. во время официального визита Цзян Цзэминя в Россию руководителями двух стран был подписан «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республи-

* Перевод Г.В. Кондратенко.

кой», согласно которому в соответствии с юридическими принципами и нормами «Договаривающиеся Стороны на долгосрочной основе всесторонне развивают отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнёрства и стратегического взаимодействия». Суть содержания первой статьи Договора —мирное сосуществование и дружба, передаваемая из поколения в поколение—выражает изменения, происходящие в российско-китайских отношениях, и означает их переход на новый этап.

В октябре 2004 г. во время официального визита в Китай президента Путина китайская и российская стороны в совместном заявлении объявили о ратификации «Плана действий по реализации положений Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой (2005—2008 гг.)». Этот документ стал символом практического перехода рос -сийско-китайских отношений на новый этап. Сегодня двусторонние отношения достигли высокого уровня политического доверия. Обе стороны создали механизм межведомственных консультаций, что заложило прочную политическую основу для развития двустороннего торгово-экономического сотрудничества. В ближайшие годы устойчивость стратегического партнёрства между двумя странами будет стимулировать непрерывный рост торгово-экономических отношений. Уже сейчас российско-китайское торгово-экономическое сотрудничество вышло на новый этап стабильного роста. В 2007 г. объём российско-китайской торговли достиг наивысшего уровня и составил 48 млрд. 165 млн. дол. США (прирост к уровню 2006 г. 44,3%). Кроме того, постоянно расширяются сферы экономического сотрудничества, увеличиваются масштабы торговли, углубляется сотрудничество в таких сферах, как энергетика, наука и техника, связь, финансы, транспорт. К 2010 г. объём торговли между Россией и Китаем должен быть не менее 60—80 млрд. дол. США2.

Успешное проведение «национальных годов» в России и Китае укрепило взаимопонимание и дружбу между народами, и это выводит торгово-экономическое сотрудничество на более высокий уровень.

Проведение «года России» в Китае в 2006 г. и «года Китая» в России в 2007 г. сохранит сотрудничество и партнёрство, укрепит дружбу и взаимопонимание между народами Китая и России. Таково глубинное значение деятельности по проведению «национальных годов», в результате чего контакты между Китаем и Россией на всех уровнях становятся всё более тесными3.

Многочисленные встречи руководителей двух стран на высшем уровне значительно увеличивают взаимопонимание и доверие, придают огромный импульс развитию двусторонних связей. В торгово-экономической сфере в рамках «национальных годов» состоялись российско-китайский экономический форум по торговле и промышленности, российская и китайская национальные выставки, 11-я сессия С.-Петербургского международного экономического форума, 4-е заседание российско-китайской комиссии по поощрению прямых инвестиций, крупномасштабные мероприятия практического сотрудничества в сфере торговли, инвестиций, энергетики, научно-технического сотрудничества. За эти годы обе стороны подписали сотни совместных соглашений и контрактов на общую сумму более 10 млрд. дол. США. В рамках «национальных годов» проводились фестивали российской и китайской культуры, «туры российско-китайской дружбы», «неделя Москвы» в Пекине, «неделя Санкт-Петербурга» в Шанхае—все эти мероприятия позволили поближе познакомиться с жемчужинами культур России и Китая и закрепить в сердцах людей идею о «дружбе, передаваемой из поколения в поколение». Особенно активно в рамках мероприятий «национальных годов» развивались обмен и сотрудничество между региональными правительствами и предприятиями. Региональные правительства, особенно администрации

и предпринимательские круги соседних регионов, установили тесные торговоэкономические отношения в таких сферах, как инвестиции, туризм, перевозка грузов, приграничная торговля, народная торговля и охрана окружающей среды. Сотрудничество в этих областях стало самой активной «точкой роста» двусторонних торгово-экономических отношений.

В феврале 2007 г. в России была обнародована стратегия развития дальневосточного региона, и 2 августа президент Путин официально утвердил «Программу развития Дальнего Востока и Забайкалья», одновременно Госсовет КНР официально утвердил «План развития Северо-Востока». В настоящее время достигнуто единое мнение о необходимости общего развития восточной части России и Северо-Востока Китая. Сибирь и Дальний Восток России и Северо-Восток Китая имеют протяжённую границу, это даёт новые возможности для совместной деятельности. Планы развития стали источником общих интересов Китая и России. Утверждённый Госсоветом КНР «План развития Северо-Востока» необходим для расширения открытости региона и укрепления сотрудничества с российским Дальним Востоком по уже достигнутым договорённостям. Документ предусматривает создание в приграничных портовых городах зон экономического сотрудничества, торговли, экспортной переработки*, трансграничных приграничных зон. «План» способствует расширению сотрудничества в сферах энергетики, поставок сырья, полезных ископаемых и др., созданию экспортных баз и сотрудничеству с Россией в области науки и техники, усилению потенциала портовых коммуникаций и созданию приграничных пунктов пропуска на российском направлении от Суйфэньхэ (пров. Хэйлунцзян) до Владивостока, а также модернизации железнодорожного погранперехо-да Камышовая (Приморский край), созданного в связи со строительством новой железной дороги Зарубино —Хуньчунь4.

Россия энергично поддерживает заинтересованность Китая в стратегии развития восточной части страны, и российские министерства и ведомства постоянно выражают пожелания по расширению сотрудничества Дальнего Востока и Сибири с Китаем. Восточная часть России богата ресурсами, можно сказать, что «это одна из территорий в мире, которая может достигнуть наилучшего развития, используя сокровищницу природных ресурсов». Здесь сосредоточено 90% всех запасов природного газа России, 70% нефти и угля, сельское хозяйство также обладает рядом сравнительных преимуществ. Всё это может стать сферой сотрудничества между российским Дальним Востоком и Северо-Востоком Китая. В российской «Федеральной целевой программе социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 г.» указано, что если на Дальнем Востоке и в Забайкалье не будут решены инфраструктурные проблемы, то план комплексного экономического развития региона невозможно будет реализовать. Особенно «узким местом» являются отсталая энергетическая и транспортная инфраструктуры.

Согласно плану развития дальневосточного региона необходимо создавать многочисленные инфраструктурные объекты, что, в свою очередь, даст возможность активизации российско-китайского сотрудничества в сферах производства стройматериалов и электроэнергии. Это будет служить мощным стимулом для двустороннего торгово-экономического сотрудничества.

* Структуру китайской торговли специалисты делят на несколько категорий, среди которых одно из главных мест занимает процессинговая торговля. В данном случае речь идёт

о создании зон экспортной переработки для процессинговой торговли—импортирование всей или части сырья и полуфабрикатов, частей и компонентов для их переработки с обязательством экспортировать готовую продукцию после обработки или сборки.

ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СЕВЕРО-ВОСТОКА КИТАЯ, СИБИРИ И ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

В ближайшее время по мере постепенного улучшения российско-китайских торгово-экономических отношений уровень экономического сотрудничества между Северо-Востоком, Сибирью и Дальним Востоком России имеет общую тенденцию к повышению: возрастает объём торговли, развивается инвестиционное сотрудничество. Если рассматривать ситуацию с 2005 г., то торговля провинции Хэйлунцзян с Россией составила 56,8 млрд. дол. США (рост 46,6%), что выше общегосударственного уровня на 11,4%. В целом объём российско-китайской торговли вырос на 37,1%, Амурской области с Китаем — в два раза больше общего уровня российско-китайской торговли, а объём торговли Приморского края выше общегосударственного уровня на 62%. В 2006 г. объём торговли Дальнего Востока России с Китаем вырос на 49,23 млрд. дол., прирост к уровню 2005 г. составил 23%, в том числе импорт вырос на 44%, составив 19,5 млрд. дол. Региональное инвестиционное сотрудничество также развивается достаточно активно. В 2006 г. общая сумма китайских инвестиций в дальневосточный регион и Забайкалье составила 96,6 млн. дол. (рост к уровню 2005 г. почти в 5 раз, а к уровню 2000 г. — 21 раз)5.

Сотрудничество между соседними регионами включает также научно-технические связи, электроэнергетику, сельское хозяйство, лесную промышленность, туризм, финансовый сектор, экспорт рабочей силы и другие сферы. Существенные выгоды принесли мероприятия, проводившиеся в рамках «года России». В 2006 г. во время «года России» провинция Хэйлунцзян провела ряд мероприятий в области туризма и инвестиционного обмена; провинция Ляонин —дни Иркутска в Шэньяне; провинция Цзилинь организовала мероприятия по активизации российско-китайского сотрудничества в сфере культурного туризма; автономный район Внутренняя Монголия провела международный фестиваль туризма, торговли и инвестиционной деятельности.

Ускоренно развивается экономическое сотрудничество на уровне правительств регионов, постепенно повышается уровень «парной торговли»*. В ноябре 1997 г. Россия и Китай подписали «Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о принципах сотрудничества между администрациями (правительствами) субъектов Российской Федерации и местными правительствами Китайской Народной Республики». В феврале 1999 г. премьер-министры России и Китая на третьем заседании Комиссии по подготовке регулярных встреч премьеров подписали соглашение о торгово-экономическом сотрудничестве между администрациями ряда российских и китайских регионов. В настоящее время заключены межрегиональные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между 68 российскими и китайскими городами и территориями, в том числе между провинцией Хэйлунцзян и Новосибирской областью, провинцией Цзилинь и Приморским краем, провинцией Ляонин и Башкортостаном. Кроме того, создан механизм

* На региональном уровне сотрудничества КНР реализует так называемую «парную» стратегию, т.е. путём заключения межрегиональных соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве создаются десять российско-китайских региональных пар, так как принятые на высшем уровне соглашения реализуются очень медленно. Среди таких «пар» провинция Хэйлунцзян—Новосибирская область, провинция Цзилинь — Приморский край, провинция Ляонин—Башкортостан, автономный район Внутренняя Монголия — Читинская область и т.д. (прим. переводчика).

совместных заседаний глав соседних приграничных регионов России и Китая. Многие регионы, заключившие друг с другом договоры, достигли внутренних многоотраслевых соглашений: совместное создание районов свободной торговли, торговых зон взаимных рынков и районов совместного освоения; расширение научно-технических связей; проведение выставок товаров и торговых ярмарок; различные формы совместного освоения нефтяных и лесных ресурсов; создана необходимая бизнес-среда в регионах.

Но, несмотря на достижение определённых результатов во многих сферах экономического сотрудничества между Северо-Востоком Китая, Сибирью и Дальним Востоком России, в экономическом сотрудничестве двух стран наблюдается большой разрыв между реальной ситуацией и возможным потенциалом развития и сохраняется ряд актуальных, требующих решения проблем.

ЭФФЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТИ РЕГИОНОВ ДВУХ СТРАН

Если для реализации обоюдного развития Северо-Востока Китая, Сибири и Дальнего Востока России в полной мере использовать принцип экономической взаимодополняемости, то можно достичь целей обоюдного развития и взаимопомощи. С точки зрения возрождения старых промышленных баз Северо-Востока необходимо укрепление научно-технического сотрудничества Северо-Востока Китая с восточными регионами России, имеющими мощный научно-технический потенциал. Сибирское отделение Российской академии наук является знаменитым на весь мир наукоградом. Разработки в области аэрокосмонавтики, оборудования для ядерных силовых установок, топливных силовых установок и т.д. обладают сравнительными преимуществами, многие соответствуют ведущим мировым стандартам. Поэтому укрепление научно-технического сотрудничества с восточными регионами России будет способствовать ускорению последовательной модернизации промышленности, и это является стратегическим выбором для реконструкции старых промышленных баз Северо-Востока Китая. С одной стороны, восточный регион России может предоставить Китаю передовые достижения науки и техники, обеспечив тем самым стимулирование модернизации производства старых промышленных баз Северо-Востока, с другой — Северо-Восток Китая стимулирует внедрение инновационных технологий, модернизацию производства, повысит доступность исследований российских учёных.

Старые промышленные базы Северо-Востока Китая постепенно утрачивают доминирующие позиции в традиционных отраслях экономики из-за длительной чрезмерной эксплуатации ресурсов. В результате лесные, угольные и другие минеральные ресурсы либо были полностью исчерпаны, либо находятся на грани истощения. Выгодность российско-китайского торгово-экономического сотрудничества дополняется многими благоприятными условиями, в том числе и богатыми природными ресурсами России (нефть, природный газ, лесные и минеральные ресурсы). Поэтому процесс активизации деятельности по развитию старых промышленных баз Северо-Востока Китая при активном привлечении российских ресурсов может быть весьма перспективным. Кроме того, возможно развитие обмена в сфере сельского хозяйства и привлечение рабочей силы из Китая в Россию6.

Активизация процесса открытости внешнему миру старых промышленных баз — это единственный способ развития Северо-Востока Китая, который позволит создать пространство для расширения торговли с Россией, а также откроет новые возможности для увеличения её масштаба. Северо-Восток Китая должен

использовать этот шанс для создания с Россией районов свободной торговли, расширения на российском рынке доли таких товаров, как одежда, текстиль, товары повседневного обихода, бытовая техника, декоративные материалы, средства коммуникации и т.д.

С точки зрения развития Дальнего Востока и Сибири необходимо активное их участие в структурной перестройке и техническом переоборудовании старых промышленных баз Северо-Востока Китая с целью продвижения продукции машиностроения восточной части России на внешние рынки. При развитии старых промышленных баз в провинции Ляонин основное внимание обращено на развитие основных сырьевых отраслей и разработку оборудования для обрабатывающей промышленности. Провинция Цзилинь сосредоточена на развитии автомобильной, нефтехимической и высокотехнологичных отраслей, например оптико-электронные информационные системы. Провинция Хэйлунцзян создаёт крупную базу по изготовлению оборудования, нефтехимической промышленности и шесть электроэнергетических баз на Северо-Востоке. Реформирование и перестройка промышленной структуры требуют замены оборудования для машиностроения, тяжёлой и военной промышленностей, что обеспечивает восточным регионам России пространство и возможности для сотрудничества.

В разработку природных ресурсов восточных регионов России нужно инвестировать много денег, которых у страны недостаточно. А для возрождения старых промышленных баз Северо-Востока Китая необходимы природные ресурсы и электроэнергия. Многие большие и средние предприятия региона имеют возможности инвестирования в Россию с целью освоения её природных ресурсов. Таким образом соседние регионы России и Китая могут найти взаимовыгодный и беспроигрышный способ инвестиционного сотрудничества для совместного освоения природных ресурсов Дальнего Востока.

1 Li Yang. Research on economic cooperation and development of the Dongbei and the boarder regions of Russia // Siberian Studies. 2005. № 3. P. 28.

2 Сюй Чжуансюнь. Чжунэ дунбу дицюй цзыю маоицюй чуанцзян яньцзю (Анализ создания зоны свободной торговли в Китае и на Востоке России) // Эл осы Чжуня дуноу яньцзю. 2007. № 9. С. 37.

3 Ли Фэнлинь: Э кайфан юандун хэ чжунго чжэнсин дунбэй сянфу сянчэн у фуюн вэньти (Ли Фэнлинь: Нерешённые вопросы совместного развития Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая) // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.chma. com.cn/international/txt/2009-04/10/content_17583034.htm

4 Shi Bin. Analysis of Inhibitg factors in Economic Cooperation between Russia Far East and China // Siberian Stadies.

5 Wan In. Trade with the Russian Far East: present situation, developing trend and measure // Siberian Studies. 2006. № 4. P. 14—15.

6 Го Леньчэн. Чжунэ цюйюй цзинцзи хэцзо луцзин таньси (Анализ путей экономического сотрудничества Китая и России) // Дунбэйя танлун. 2007. № 3. С. 46—48.

SUMMARY: The article written by a Chinese researcher Shi Chunyang “The expansion of economic cooperation between North East China, Siberia and the Far East of Russia” is devoted to consideration of a new aspect of the Russian-Chinese relations—the further deepening of economic cooperation at the regional level between Russia and China. Chinese experts propose the implement—a program of joint development of the two border regions: Far East of Russia and Siberia and northeast China. The author examines the condition of regional trade and promising areas of cooperation in detail and receives a good rating of the cooperative development of the two border regions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.