Научная статья на тему 'Расселение большой Casmerodius albus и малой Egretta garzetta белых цапель на Левобережье Украины'

Расселение большой Casmerodius albus и малой Egretta garzetta белых цапель на Левобережье Украины Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
264
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Гаврись Глеб Георгиевич

Второе издание. Первая публикация: Гаврись Г.Г. 1994. Расселение большой и малой белых цапель на левобережье Украины // Вестн. зоол. 1: 80-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расселение большой Casmerodius albus и малой Egretta garzetta белых цапель на Левобережье Украины»

Песня чернобровой зонотрихии негромкая, трёхсложная, звучит как чистое «зи-си- зиии...». Несмотря на типично овсяночий характер песни, она не похожа на голоса птиц нашей фауны и в природе сразу обращает на себя внимание.

Нелишне заметить, что три встречи чернобровой зонотрихии в районе, посещаемом орнитологами чрезвычайно редко, свидетельствуют о достаточно регулярном появлении этих птиц на территории СССР. Не исключено, что чернобровая овсянка гнездится где-то в центральных частях Чукотского полуострова, во всяком случае, спорадически.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2017, Том 26, Экспресс-выпуск 1455: 2335-2339

Расселение большой Casmerodius albus и малой Egretta garzetta белых цапель на Левобережье Украины

Г.Г.Гаврись

Второе издание. Первая публикация в 1994*

Большая белая цапля Casmerodius albus и малая белая цапля Egretta garzetta в начале XX века были практически полностью истреблены на Украине вследствие моды на украшения из перьев этих птиц. В наше время численность этих цапель быстро восстановилась в прежних местах обитания — низовьях Днепра, Днестра и Дуная (Смогоржев-ский 1979). В Центральной и Северо-Восточной Украине большая и малая белые цапли являлись редкими, залётными видами. Их гнездование носило случайный характер. Известно лишь несколько случаев единичного гнездования в Черкасской, Полтавской и Днепропетровской областях (Гавриленко 1929). Начиная с 1960-х годов происходит расширение ареалов этих видов и продвижение их по Левобережью Украины. Цель настоящей публикации — уточнить современные северозападные границы ареалов большой и малой белых цапель на Украине, а также выделить этапы расселения этих видов и рассмотреть факторы, вызвавшие их распространение по Левобережью за последние десятилетия.

После создания в пойме Днепра каскада из шести крупных водохранилищ начался первый этап расселения большой и малой белых

* Гаврись Г.Г. 1994. Расселение большой и малой белых цапель на левобережье Украины IIВестн. зоол. 1: 80-83.

цапель вверх по каскаду, где они занимали для гнездования подходящие типы островов и побережий. Самым северным пунктом продвижения большой белой цапли явилось Киевское водохранилище. Более 100 пар гнездится к окрестностях села Страхолесье Вышгородского района Киевской области, где птицы населяют рогозово-тростниковые заросли (А.Ю.Микитюк, устн. сообщ.). Малая белая цапля продвинулась только до Каневского водохранилища, где в 1983 году в окрестностях села Процив Бориспольского района Киевской области отмечен случай гнездования одной пары (Фесенко 1984).

Начиная с 1980-х годов наблюдается второй этап распространения этих видов по долинам левых притоков Днепра — Сулы, Псла, Ворсклы. Приток Днепра река Орель, находящаяся южнее, была заселена цаплями раньше, спустя несколько лет после создания Днепродзержин-ского водохранилища и сейчас они гнездятся в устье реки, а также на участках поймы в Зачепиловском и Сахновицком районах Харьковской области (Лисенкий и др. 1980; Ткаченко 1987; Псилевская и др. 1988). В пойме реки Десны, по данным В.Т.Афанасьева, большие белые цапли в количестве 2 пар стали гнездиться в колонии серых цапель Ardea cinerea начиная с 1984 года, и в 1992 году учтено уже 8 гнездящихся пар. Колония находится на участке затопленной поймы в окрестностях хутора Лески Шосткинского района Сумской области, в 35 км от границы с Россией. Это поселение далеко выходит за пределы северо-западной границы ареала большой белой цапли и является самой северной обособленной точкой обитания данного вида. Вероятно, колония образовалась путём продвижения цапель вверх по Десне, где они начали регулярно появляться на летовках с конца 1970-х годов. В поселении возле хутора Лески большие белые цапли занимают центр колонии и гнездятся на кустах лозы и изредка на вербах не выше 4 м от земли, а серые цапли строят гнёзда на высоте от 4 до 8 м. Остальные четыре известные колонии серых цапель в пойме Десны (Афанасьев и др. 1992) располагаются в неподходящих для гнездования больших белых цапель биотопах на высоких тополях, ольхах или соснах, и, возможно, поэтому больших белых цапель в нижнем и среднем течении реки нет.

Что касается других левых притоков Днепра, то продвижению по их долинам большой и малой белых цапель содействовал ряд таких факторов, как строительство малых гидроэлектростанции. На Суле, Псле и Ворскле создано 23 гидроэлектростанции, из которых в настоящее время работает 19. Благодаря плотинам, в поймах этих рек образовались большие водные пространства с замедленным точением. Обширные мелководные участки, заросшие тростником и рогозом, создали для цапель подходящие кормовые и гнездовые биотопы, которыми они не замедлили воспользоваться. Кроме того, за счёт гидроэлектро-

станции идёт постоянная водная подпитка низин и пойменных болот, что предохраняет от высыхания типичные гнездовые угодья аистооб-разных н существенно снижает фактор беспокойства со стороны человека. Кроме плотин и пойменных болот, продвижению цапель вверх по малым рекам способствует довольно большая сеть отстойников и рыбо-разводных прудов, расположенных зачастую за десятки километров от основного русла, где птицы имеют постоянную кормовую базу.

В большинстве случаев большая и малая белые цапли поселяются в колониях или по периферии колоний серых и рыжих Ardea purpurea цапель, не образуя собственных отдельных поселении, как это наблюдается, например, в устье реки Сулы (окрестности села Лящевка Черкасской области), долине реки Псёл (окрестности села Бондари Полтавской области), в устье Ворсклы (окрестности села Кишеньки Полтавской области).

В процессе приспособления большой белой и малой белой цапель к обитанию в трансформированных экосистемах малых рек выявлен ряд отличий по сравнению с их распространением на водохранилищах Днепровского каскада. Так, в смешанных колониях на Киевском, Днепродзержинском и Кременчугском водохранилищах численность большой белой цапли в 2-10 раз меньше, чем малой белой цапли (Булахов, Мясоедова 1975; Ткаченко 1987; Клестов 1991). В условиях же долин левых притоков Днепра несомненным доминантом является большая белая цапля, которая гораздо интенсивнее продвигается на северо -запад. Так, на Суле большая белая цапля проникла до Роменского района Сумской области - 185 км от устья; на Псле до Гадячского района Полтавской области — 230 км от устья; на Ворскле — до Котелевско-го района Полтавской области — 155 км от устья. Единственная постоянная колония малой белой цапли (до 10 пар) существует в окрестностях села Малая Перещепина Ново-Санжарского района Полтавской области в пойме Ворсклы, в 65 км от устья (Гаврись 1992). В остальных четырёх известных случаях гнездование малых белых цапель носило непостоянный характер и в колонии было не более 2-3 пар, обычно «подселяющихся» в существующие колонии серых, рыжих или больших белых цапель (Голов 1975, наши данные). Единственное отдельное поселение малых белых цапель (1-3 пары), просуществовавшее до 1987 года, известно в окрестностях города Решетиловка Полтавской области, в пойме реки Голтва, в 22 км от места впадения её в реку Псёл (В.П.Бухун, устн. сообщ.).

Различия в первом и втором этапах расселения большой белой и малой белой цапель объясняются, по-видимому, спецификой экологии этих двух видов. E. garzetta, в отличие от других цапель, во время добывания пищи очень подвижна и предпочитает догонять свою добычу. Иногда она создаёт крыльями тень, привлекающую мальков рыб и

успешно на них охотится. При таком типе кормодобывания малой белой цапле необходимы открытые неглубокие участки водоёмов, болот или речных пойм. Обширные мелководные, хорошо прогреваемые песчаные косы водохранилищ Днепровского каскада предоставили для малых цапель отличную кормовую базу, что, в свою очередь, повлияло на скорость их расселения и доминирующую роль в колониях по сравнению с большой белой цаплей.

Распространение цапель на Левобережье Украины.

1 — колонии большой белой цапли Casmerodius albus, 2 — колонии малой белой цапли Egretta garzetta-, 3 — смешанные колонии этих двух видов. Пунктиром обозначена современная северо-западная граница ареала большой белой цапли.

В условиях же пойм малых рек большие белые цапли оказываются более приспособленными к добыванию пищи в существующих кормовых условиях. Кроме того, сказывается также большая пластичность больших белых цапель в выборе мест гнездования Хотя они и предпочитают гнездиться на заломах тростника, были случаи гнездования на кустах лозы и деревьях. Кроме колонии в пойме Десны, такие поселения отмечены в окрестностях села Лобуривка Полтавской области (2 пары; 25 мая 1990) и в устье реки Тагамлык в Полтавской области (15 пар; 30 мая 1990). В последнее время наблюдается тенденция к приспосабливанию больших белых цапель к различным раздражителям

антропогенного характера. Колония из 25-30 пар существует в окрестностях Кременчуга на тростниковом болоте в районе железнодорожной станции «Ракитное», практически между железной дорогой и скоростной автомобильной магистралью. Колония больших белых цапель (1012 пар; 15 июня 1992) в окрестностях села Бондари Полтавской области расположена в 300 м от отстойника-испарителя нефтеперерабатывающего завода, где почвенные воды полностью загрязнены нефтеот-ходами и не используются в пищевых целях населением.

Таким образом, напрашивается вывод о том, что некоторые виды хозяйственной деятельности, особенно гидростроительство, оказали положительное влияние на распространение больших и малых белых цапель на Левобережье в долине Днепра и его притоков. Учитывая увеличение числа искусственных водоёмов (водохранилища и гидроэлектростанции на малых реках, пруды рыборазводных хозяйств и т.п.), а также то обстоятельство, что уже сейчас у большой и малой белых цапель, закрепившихся на Левобережье Украины, выработался ряд поведенческих адаптаций к обитанию и новых условиях, следует ожидать ускорения темпов заселения ими ряда новых районов.

Литератур а

Афанасьев В.Т.. Гиврись Г.Г., Клестов Н.Л. 1992. Орнитофауна Деснянской поймы и её охрана. Киев: 1-60.

Булахов В.Л., Мясоедова О.М. 1975. Колониальные поселения цапель Днепродзер-жинского и Запорожского водохранилищ // Колониальные гнездовья околоводных птиц и их охрана. М.: 27-28. Гавриленко Н.И. 1929. Птицы Полтавщины. Полтава: 1-133.

Гаврись Г.Г. 1992. Редкие гнездящиеся птицы р. Ворскла и тактика их охраны // Материалы 1-й науч.-практ. конф. молодых исследователей-зоологов Украины. Киев: 2-6 (Деп. в УкрИНТЭИ 24.08.92, № 922 - УК. Голов В. А. 1975. Колониальные гнездовья цапель на Полтавщине // Колониальные гнездовья околоводных птиц и их охрана. М.: 31. Есилевския М.А. и др. 1988. О новых орнитологических находках в Северо-Восточной

оконечности Украины // Вестн. Харьков. ун-та 313: 84-85. Клестов Н.Л. 1991. Формирование околоводных орнитокомплексов под влиянием гидростроительства (на примере р. Днепр). Киев: 1-70 (Препр./АП Украины: 91.3). Лисецкий А.С. и др. 1980. Материалы по голенастым птицам Харьковщины // Вестн.

Харьков. ун-та 195: 83-89. Смогоржевский Л.О. 1979. Птицы. Киев: 1-188 (Фауна Украины. Т. 5. Вып. 1). Ткаченко А.А. 1987.Колониальные голенастые птицы Лесостепи Левобережной Украины и их хозяйственное значение. Автореф. дис. ... канд. биол. наук. Харьков: 1-20. Фесенко Г.В. (1984) 2009. Гнездование малой белой цапли Egretta garzetta в Киевской области // Рус. орнитол. журн. 18 (482): 773-774.

Ю ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.