Научная статья на тему 'Распространённость признаков астении среди студентов медицинского вуза'

Распространённость признаков астении среди студентов медицинского вуза Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
516
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТЕНИЯ / АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ / СТУДЕНТЫ / РАСПРОСТРАНЕННОСТЬ / ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ / ПРОФИЛАКТИКА / ЛЕЧЕНИЕ / ASTHENIA / ASTHENIC SYNDROME / STUDENTS / PREVALENCE / AWARENESS / PROPHYLAXIS / TREATMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чёрная Н. А., Поплавская О. В., Филонский Г. О., Ковалев В. А.

В работе поставлена задача выявить признаки астении, оценить ее распространенность среди студентов, зависимость работоспособности от общего психоэмоционального состояния. Выявлено, что признаки астении наблюдаются у 97 % студентов, признают наличие у себя симптомов данного расстройства 59 %, при этом только 29 % считают, что нуждаются в помощи специалистов (медикаментозное лечение, психологическая, психотерапевтическая помощь). Количество студентов, пытающихся купировать у себя признаки астении самостоятельно, составляет 34 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Чёрная Н. А., Поплавская О. В., Филонский Г. О., Ковалев В. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREVALENCE OF ASTHENIA AMONG MEDICAL STUDENTS

The article describes the prevalence of asthenia among medical students and highlights the relationship between students' academic performance and their psycho-emotional status. The study found that the signs of asthenia were present in 97% of students, while 59% of students recognized the presence of asthenic symptoms, with only 29% seeking medical help. The number of students who tried to treat asthenia by themselves was 34%.

Текст научной работы на тему «Распространённость признаков астении среди студентов медицинского вуза»

Н. А. Чёрная, О. В. Поплавская, Г. О. Филонский, В. А. Ковалев

Волгоградский государственный медицинский университет, кафедра психиатрии, наркологии и психотерапии с курсом психиатрии, психиатрии-наркологии ФУВ

РАСПРОСТРАНЁННОСТЬ ПРИЗНАКОВ АСТЕНИИ СРЕДИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

УДК 616.8-009.17:378.661

В работе поставлена задача выявить признаки астении, оценить ее распространенность среди студентов, зависимость работоспособности от общего психоэмоционального состояния. Выявлено, что признаки астении наблюдаются у 97 % студентов, признают наличие у себя симптомов данного расстройства 59 %, при этом только 29 % считают, что нуждаются в помощи специалистов (медикаментозное лечение, психологическая, психотерапевтическая помощь). Количество студентов, пытающихся купировать у себя признаки астении самостоятельно, составляет 34 %.

Ключевые слова: астения, астенический синдром, студенты, распространенность,

осведомленность, профилактика, лечение.

N. A. Chernaya, O. V. Poplavskaya, G. O. Filonskiy, V. A. Kovalev PREVALENCE OF ASTHENIA AMONG MEDICAL STUDENTS

The article describes the prevalence of asthenia among medical students and highlights the relationship between students' academic performance and their psycho-emotional status. The study found that the signs of asthenia were present in 97% of students, while 59% of students recognized the presence of asthenic symptoms, with only 29% seeking medical help. The number of students who tried to treat asthenia by themselves was 34%.

Key words: asthenia, asthenic syndrome, students, prevalence, awareness, prophylaxis, treatment.

Астения (астенический синдром) - постепенно развивающееся психопатологическое расстройство, проявляющееся повышенной физической и/или психической утомляемостью со снижением уровня активности (дефицит бодрости, энергии, мотивации), нарушениями сна, эмоциональной лабильностью, снижением работоспособности, повышенной раздражительностью (или же вялостью), вегетативными нарушениями.

Астенические расстройства отличаются структурным полиморфизмом и всегда ухудшают качество жизни, снижают физическую и умственную работоспособность, появляется потребность в дополнительном отдыхе, снижается объем и эффективность деятельности [2, 3]. Стоит отметить, что важную роль в патогенезе астении играют мотивационные расстройства, которые, в свою очередь, проявляются снижением двигательной активности, интереса и, как следствие, малоподвижным образом жизни, а также непереносимостью любых нагрузок.

В настоящее время широкая распространенность астении связана с рядом факторов, среди которых: высокая урбанизация, напряженный ритм жизни, высокие психоэмоциональные нагрузки, что определяет актуаль-

ность изучения проблемы астенических расстройств. Различные проявления астении, встречаются у более половины всех жителей высокоразвитых стран, сопровождая начальные периоды большинства психических и соматических заболеваний [1].

Данная тема актуальна также для студентов, в том числе обучающихся в медицинских вузах, ввиду напряженного ритма жизни, зачастую несогласованной организации труда и отдыха, избытка необходимой для усвоения информации при высокой мотивации, регулярной отчетностью в условиях дефицита времени, а также работы с пациентами в условиях повышенной моральной ответственности. Учитывая психологические особенности студенчества, заключающиеся в пренебрежительном отношении к своему здоровью, необходимо относить их в, своего рода, группу риска развития астении [4, 5, 6].

ЦЕЛЬ РАБОТЫ

1. Оценить распространенность астении и различных её проявлений среди студентов 5-го курса лечебного факультета Волгоградского государственного медицинского университета.

2. Выявить процентный показатель студентов, которые признают у себя наличие при-

знаков астении (учитывая, что к моменту проведения исследования, студенты завершили прохождение цикла «Психиатрия, медицинская психология»), и, таким образом, оценить готовность студентов 5-го курса лечебного факультета самостоятельно определять наличие астенического состояния с учетом полученных на цикле «Психиатрия, медицинская психология» знаний, а также принимать меры к его устранению.

3. Определить процентный показатель среди студентов, самостоятельно пытающихся купировать у себя признаки астении.

4. Выявить зависимость работоспособности от общего психоэмоционального состояния студентов.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

С мая по июнь 2016 г., был проведен добровольный анонимный опрос среди студентов V курса лечебного факультета Волгоградского государственного медицинского университета, в котором приняли участие 134 респондента.

Для выявления признаков астении и ее распространенности использовалась субъективная шкала оценки астении Multidimensional Fatigue Inventory - MFI-20 [7].

Для интерпретации полученных данных, были выделены субшкалы оценки состояния, это такие показатели как общая астения, пониженная активность, снижение мотивации, физическая астения, психическая астения, кроме того вычислялся суммарный балл, в норме результат не должен превышать 2030 баллов, под суммарным результатом, превышающим 30 баллов, можно заподозрить наличие астении.

Также использовался авторский индивидуальный опросник, который направлен на выявление осознания респондентами наличия у них астении.

Уточняющие вопросы давали информацию о психологическом, эмоциональном состоянии студента, количестве сна, готовности к занятиям, а также препаратах, которые они принимают для улучшения состояния, умственных способностей.

Мы выясняли также меры, которые принимают респонденты для избавления от признаков астенического состояния. Для рабочей выборки были отобраны 100 корректно заполненных опросных листов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЯ

1. В ходе исследования было выявлено, что проявления астении наблюдаются у 97 %

опрошенных. В табл. 1 приведены данные о распространенности признаков астении среди студентов V курса лечебного факультета.

Таблица 1

Распространенность признаков астении

Признаки Распространенность, %

Общая астения 98

Пониженная активность 92

Снижение мотивации 87

Физическая астения 83

Психическая астения 84

2. Опрашиваемым нужно было самостоятельно охарактеризовать свое психологическое состояние.

По результатам опросника 71 % респондентов считают, что их психологическое состояние соответствует норме, остальные 29 % считают, что нуждаются в помощи специалистов (медикаментозное лечение, психологическая, психотерапевтическая помощь).

3. Процентный показатель опрашиваемых, признающих у себя наличие признаков астении, составил 59 %, в то время как количество студентов, пытающихся купировать у себя признаки астении, составляет 34 %.

В табл. 2 представлены группы препаратов и их распространенность, используемых респондентами.

Таблица 2

Группы препаратов, используемые студентами для купирования признаков

астении, и их распространенность

Фармакологическая группа Распространенность, %

Метаболические средства (глицин) 18

Ноотропы 17

Витамины 11

БАД (валерьяна, женьшень) 10

Анксиолитики 1

4. Для исследования зависимости между общим психоэмоциональным состоянием и работоспособностью студентов был использован коэффициент корреляции Пирсона. Для определения силы связи полученные данные интерпретировались согласно шкале Чедокка. На основании полученных данных коэффициент корреляции г-Пирсона = 0,6; что говорит о средней силе связи между представленными переменными.

При этом данные, полученные с помощью индивидуальных опросных листов, выявили, что у 41 % опрошенных не наблюдается изменений в эмоциональной сфере, в то время как остальные 59 % отмечают изменения в своем

состоянии (раздражительность, плаксивость, агрессия, апатия).

Также 9 % респондентов отметили, что на фоне общих изменений в психоэмоциональной сфере проявились соматические изменения: потливость, покраснение кожных покровов, сердцебиение, с которыми самостоятельно справиться они не могут. Говоря о продолжительности и качестве сна, отмечается, что только 5 % студентов спит более 8 часов, 69 % - 68 часов, 26 % - менее 6 часов в сутки, в то время, как только 11 % характеризуют свой ночной сон, как нормальный (глубокий, без частых пробуждений, с нормальным засыпанием и без явлений дневной сонливости).

Для чистоты полученных данных мы оценили занятость студентов во внеучебное время по двум критериям: рабочая занятость и подготовка к занятиям. В результате 73 % опрошенных не имеют рабочей занятости, а подготовкой к занятиям дома занимаются только 52 %.

Согласно полученным данным, признаки астении встречаются у подавляющего большинства опрошенных (97 %). При этом, только 34 % студентов признали, что самостоятельно пытаются купировать у себя те или иные признаки астении, а 29 % считают, что нуждаются в специализированной помощи.

Также, отмечается низкая осведомленность о признаках астении и методах ее адекватной профилактики и лечения (наиболее оптимальными и щадящими методами терапии астении являются не медикаментозные - психотерапия и физиотерапия [4]). Стоит отметить, что опрос проводился в конце учебного года, в предсессионный период, который, как известно, сопровождается повышенной психоэмоциональной нагрузкой и дефицитом времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании полученных данных о зависимости общего психоэмоционального состояния и работоспособности в учебном процессе,

можно сделать вывод, что проявления астении у обучающихся существенно влияют на общую работоспособность и усвоение учебного материала, что, в свою очередь, влияет на качество подготовки будущих специалистов.

Исходя из вышесказанного, возникает необходимость увеличения осведомленности студентов (как минимум, старших курсов), в частности, во время прохождения цикла «Психиатрия, медицинская психология», об астении в целом, а также, о методах ее лечения и профилактики.

ЛИТЕРАТУРА_

1. Астения - симптом, синдром, болезнь / М. А. Лебедев, С. Ю. Палатов, Г. В. Ковров и др. // Эффективная фармакотерапия. - 2014. - № 1. -С. 30-38.

2. Жернакова Н. И., Лебедев Т. Ю., Лебедев Д. Т. Обучение медицинским специальностям и некоторые аспекты состояния здоровья обучающихся разных курсов // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Медицина. Фармация. - 2015. - Т. 31, № 16 (213). -С. 116-119.

3. Иоанниди Д. А., Поплавская О. В., Левшо-ва О. О. Качество жизни работников психиатрической службы Волгоградской области // Волгоградский научно-медицинский журнал. - 2014. - № 3 (43). - С. 5-8.

4. Оруджев Н. Я., Тараканова Е. А. Современные подходы к терапии астенических состояний // Лекарственный вестник. - 2009. - Т. 5, № 4. - С. 3-9.

5. Рогозина М. А., Подвигин С. Н., Дили-на А. М. О раннем выявлении и терапии астенических расстройств у студентов медицинского вуза // Научно-медицинский вестник Центрального Черноземья. - 2009. - № 35. - С. 217-221.

6. Шакирова И. Н., Дюкова Г. М. Астения -междисциплинарная проблема // Трудный пациент. - 2012. - Т. 10, № 5. - С. 15.

7. The Multidimensional Fatigue Inventory (MFI) psychometric qualities of an instrument to assess fatigue / E. M. Smets, B. Garssen, B. Bonke, et al. // J Psychosom Res. - 1995. - Vol. 39 (3). -P. 315-325.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.