Научная статья на тему 'Распространённость нецензурной лексики у школьников'

Распространённость нецензурной лексики у школьников Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2143
205
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЦЕНЗУРНАЯ ЛЕКСИКА / УРОВЕНЬ ИНФОРМИРОВАННОСТИ / СТЕПЕНЬ РАСПРОСТРАНЁННОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / UNCENSORED LEXIS / LEVEL OF AWARENESS / PREVALENCE LEVEL / SOCIAL ADVERTISEMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ковалёва Алла Владимировна

В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на изучение степени распространённости нецензурной лексики среди учащихся старших классов, определение отношения к использованию нецензурной лексики в различных жизненных ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Prevalence of Uncensored Lexis among High School Students

The article shows the results of sociological research aimed to the investigation of the prevalence of uncensored lexis among high school students, the attitude of uncensored lexis usage in different situations.

Текст научной работы на тему «Распространённость нецензурной лексики у школьников»

УДК 316.42 ББК 60.54

А. В. Ковалёва г. Горно-Алтайск, Россия

Распространённость нецензурной лексики у школьников

В статье представлены результаты социологического исследования, направленного на изучение степени распространённости нецензурной лексики среди учащихся старших классов, определение отношения к использованию нецензурной лексики в различных жизненных ситуациях.

Ключевые слова: нецензурная лексика, уровень информированности, степень распространённости, социальная реклама.

A. V. Kovaljova Gorno-Altaisk, Russia

The Prevalence of Uncensored Lexis among High School Students

The article shows the results of sociological research aimed to the investigation of the prevalence of uncensored lexis among high school students, the attitude of uncensored lexis usage in different situations.

Keywords: uncensored lexis, level of awareness, prevalence level, social advertisement.

Не секрет, что употребление нецензурной лексики является довольно распространенным явлением в нашей жизни, однако её использование в общественных местах не только оскорбляет присутствующих, но и, согласно российскому законодательству, является правонарушением. В целях изучения степени распространенности нецензурной лексики среди школьников г. Барнаула и определения отношения к ней было проведено социологическое исследование. Задачи исследования были сформулированы следующим образом:

• выявление представлений старшеклассников об основных составляющих жизненного успеха;

• выявление мнений старшеклассников по поводу приемлемости употребления нецензурной лексики в разных жизненных ситуациях;

• оценка частоты употребления нецензурной лексики в обыденной речи;

• определение уровня информированности старшеклассников по поводу административной и уголовной ответственности за использование нецензурной лексики.

В качестве метода сбора информации использован анкетный опрос, который проводился в школах пяти районов города Барнаула: Центральном, Железнодорожном, Индустриальном, Ленинском и Октябрьском). В каждом из указанных районов были отобраны по две средних общеобразовательных школы и по одной школе типа «гимназия» или «лицей». В каждом учебном заведении опрашивались учащиеся двух произвольно выбранных классов среди 10-х и 11-х (в выборке представлены 50 % десятиклассников и 50 % одиннадцатиклассников), всего в опросе приняли участие 557 школьников.

Основные блоки вопросов, содержащихся в анкете, направлены на:

• выявление отношения подростков и осмысление ими понятия нецензурной лексики, брани;

• оценку ими интенсивности, частоты употребления гражданами мата в общественных местах, в семье и т. д.;

• выяснение знания законодательства в данной области;

© Ковалёва А. В., 2011

• выявление мнений подростков по поводу приемлемости, адекватности употребления мата в разных жизненных ситуациях;

• получение общих сведений о респонденте: пол, возраст, материальное положение и тип семьи и др.

Общая характеристика опрошенных

В опросе приняли участие 44 % мальчиков и 56 % девочек 10-х и 11-х классов школ г. Барнаула.

Типы семьи. Основная доля - старшеклассники, живущие в полных семьях (64 %); вторая группа - ребята из неполных семей, проживающих без отца (26 %). Оставшиеся 10 % - учащиеся, проживающие в неполных семьях без матери и без родителей (проживающие в детдомах, с опекунами или дальними родственниками).

Количество детей в семье. Согласно полученным данным, наши респонденты живут в семье с одним ребенком - 44 %; в семье с двумя детьми - 46%; в семье с тремя детьми - 6,5 % и в семье с количеством детей более 3 - 3,5 %. При этом 25,5 % респондентов являются старшими детьми в своей семье; 26,5 % - младшими по отношению к своим братьям и сестрам; 3,2 % - средними детьми в семье.

Оценки материального положения семьи характеризуются следующим образом: 50,2 % респондентов заявили, что относят свою семью к среднеобеспеченной (на покупку дорогих вещей приходится копить деньги); 37 % считают, что их семья живет достаточно обеспеченно и может покупать дорогие вещи (мебель, технику); 7,7 % утверждают, что живут очень обеспеченно, ни в чем себе не отказывая. Отнесли свою семью к малообеспеченным, а также к совсем бедным (когда денег не хватает на питание) 1,6 % и 1,2 % респондентов соответственно. Следует отметить, что при ответе на вопрос о материальном положении семьи зафиксирована небольшая доля отказов или разных форм уклонения от ответа.

Иерархия средств достижения жизненного успеха, по оценкам старшеклассников, складывается следующим образом:

1. Таланты, способности, природные задатки - 64 %.

2. Умение красиво и правильно говорить - 50,8 %.

3. Документы об образовании («корочки») - 50,3 %.

4. Начитанность, широкий кругозор - 46,3 %.

5. Связи, протекция влиятельных людей - 35,7 %.

6. Харизма - 31 %.

7. Законопослушность, умение следовать общественным правилам - 21,9 %.

8. Красивая внешность - 21,5 %.

9. Материальная поддержка со стороны семьи - 18,3 %.

10. Престижная одежда и аксессуары - 12,8 %.

Примечательно, что «знания» как средство достижения жизненного успеха отметили лишь 0,5 % опрошенных. Единичны такие мнения, как «целеустремленность», «интеллект», «свое личное мировоззрение».

Отношение старшеклассников к нецензурной лексике характеризуется следующим образом:

• Скорее плохо - 40 %

• Нормально отношусь - 36,3 %

• Терпеть не могу - 14,2 %

• Мне нравится, в этом что-то есть! -3,4 %

• Скорее хорошо - 1,6 %.

Таким образом, негативное отношение к нецензурной лексике продемонстрировали чуть более половины опрошенных, что является тревожным фактом. Прозвучали такие высказывания, как: «без этого не получается», «в определенном месте, в определенное время выражаться можно», «не обращаю на неё внимания», «нельзя материться в присутствие девушек и детей», «мне вообще не важно, лишь бы человек дифференцировался, исходя из общества», «ненормативной лексикой можно сокра-

щать предложение одним словом», «употребляю каждый день», «хорошо выражает эмоции», «отношусь нормально, но сама не употребляю», «необходим, если собеседник иначе не может понять».

Анализируя различия в ответах по признаку «пол», отметим, что девочки гораздо чаще выражают резко негативное отношение и, наоборот, большее количество мальчиков не просто хорошо относятся к мату, но даже приветствуют его употребление:

Мужской Женский

Терпеть не могу 26,58 % 73,42 %

Скорее плохо 35,87 % 63,68 %

Нормально отношусь 53,96 % 46,04 %

Скорее хорошо 77,78 % 22,22 %

Мне нравится, в этом что-то есть! 68,42 % 31,58 %

Среди мужских ответов зафиксированы такие, как: «Нельзя материться в присутствие девушек и детей»; «Ненормативной лексикой можно заменить предложение одним словом»; «Употребляю каждый день»; «Мат хорошо выражает эмоции». Женские ответы более гибкие, компромиссные: «Отношусь нормально, но сама не употребляю»; «По настроению»; «Мат необходим, если собеседник иначе не может понять». Мальчики также чаще сетуют, что без мата не получается, но при этом главное, чтобы было подходящее время и место.

Согласно полученным данным, наиболее часто нецензурную лексику респонденты слышат/видят:

• На улицах города - 70,7 %

• В местах учебы/работы - 46,3 %

• В своем дворе - 35,4 %

• В Интернете - 30,3%;

• В собственном подъезде - 14,9 %

• По ТВ - 12,9 %

• В собственном доме - 8,6 %

• На эстраде - 5,8 %

• В газетах, журналах - 2,7 %

• В художественной литературе - 2,5 %

• Везде - 1,8 %

• По радио - 1,6 %.

Также говорят о том, что нецензурную лексику слышат от друзей, от любимого человека, в общественном транспорте, в чатах сотового телефона. Анализируя «источники» нецензурной лексики, отметим, что это, в первую очередь, места массовых скоплений населения и средства массовой информации.

По мнению опрошенных, употребление мата - это:

• Неконтролируемая привычка - 45 %

• Признак невежества - 27,1 %

• Русский менталитет - 13,5 %

• Свидетельство тяжелой жизни - 5,4 %

• Выражение протеста - 4,1 %.

Высказываются мнения о том, что употребление мата - это способ выражения мысли, эмоций, «возможность лучше выразиться, вредная привычка», «способ связки слов», «способ самовыражения и самоуверенности», «пытаются казаться крутыми, более взрослыми», «состояние души», «переизбыток негативных эмоций», «признак необразованности», «то, когда человеку нечего сказать», «вся семья пьёт и ругается матом», «деградация личности».

Вместе с тем, девочки больше склонны определять мат как невежество, привычку или свидетельство тяжёлой жизни, а мальчики склонны списывать употребление мата на менталитет:

Мужской Женский

Признак невежества 39,07 % 60,93 %

Неконтролируемая привычка 39,20 % 60,40 %

Свидетельство тяжёлой жизни (нервной, бедной, несчастливой и т. д.) 33,33 % 66,67 %

Русский менталитет 73,33 % 26,67 %

По мнению опрошенных, человек, употребляющий нецензурную лексику (мат), выглядит более взрослым, самостоятельным - 93,2 %; более эпатажным, креативным - 91,2 %; более смелым, вольным - 71,3 %; менее образованным - 71,6 %; менее воспитанным - 83,3 %.

Учащиеся демонстрируют следующий

уровень знания того, что нецензурная брань в общественных местах является правонарушением:

• Да, это административное правонарушение - 47,6 %

• Нет, нецензурная брань правонарушением не является - 24,6 %

• Затрудняюсь ответить - 24,2 %

• Да, это уголовное правонарушение - 3 %.

Полученные данные свидетельствуют о том, что примерно половина опрошенных не знает, что использование нецензурной лексики в общественных местах является правонарушением.

Отметим, что за использование нецензурной брани в общественных местах в КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Согласно ч. 1 ст. 20.1 КоАП, «мелкое хулиганство, нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся нецензурной бранью в общественных местах, оскорбительным приставанием к гражданам, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. рублей или административный арест на срок до 15 суток».

Частота употребления нецензурной лексики в семье

• Редко, для этого должны быть очень веские причины - 53,9 %

• Время от времени, в особых ситуациях - 22,8 %

• Я никогда не слышал от членов своей семьи нецензурных слов - 17,8 %

• Постоянно, почти каждый день (жизнь такая!) - 5 %.

Таким образом, более половины опрошенных заявляют, что слышат нецензурную лексику в семье довольно редко.

В рамках исследования выявлялись ситуации, в которых приемлемо/неприемлемо употребление нецензурной лексики. Выделены те ситуации, в которых использование нецензурной лексики, по мнению опрошенных, неприемлемо:

Дома, только с самыми близкими людьми:

• Ни в коем случае - 73,4 %

• Иногда можно - 21,5 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Вполне нормально - 2,3 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 0,9 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 0,7 %.

В общении с младшими по возрасту:

• Ни в коем случае - 78,1 %

• Иногда можно - 12 %

• Вполне нормально - 4,5 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 1,8 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 2 %.

В общении со старшими по возрасту:

• Ни в коем случае - 82,6 %

• Иногда можно - 11,5 %

• Вполне нормально - 3,4 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 1,1 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 0,9 %.

В магазине:

• Ни в коем случае - 75,4 %

• Иногда можно - 16,5 %

• Вполне нормально - 3,8 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 1,4 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 2,3 %.

В общественном транспорте:

• Ни в коем случае - 71,3 %

• Иногда можно - 20,3 %

• Вполне нормально - 3,8 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 1,1 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 2,9 %.

Во дворе, в подъезде с соседями, знакомыми:

• Ни в коем случае - 62,8 %

• Иногда можно - 24,2 %

• Вполне нормально - 7,7 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 2,5 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 2,1%.

В повседневных разговорах для связки слов в предложении:

• Ни в коем случае - 60,9 %

• Иногда можно - 25,8 %

• Вполне нормально - 6,1 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 3,4 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 3,4 %.

Ситуация меняется в сторону допустимости использования нецензурной лексики в том случае, когда «дома собралась компания друзей и приятелей»:

• Ни в коем случае - 21,5 %

• Иногда можно - 50 %

• Вполне нормально - 19 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 4 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 3,4 %.

В общении с ровесниками:

• Ни в коем случае - 24,4 %

• Иногда можно - 45 %

• Вполне нормально - 21,4 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 21,4 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 4,3 %.

В школе, на перемене:

• Ни в коем случае - 44,7 %

• Иногда можно - 35,4 %

• Вполне нормально - 13,5 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 2,9 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 3,2 %.

На отдыхе с друзьями:

• Ни в коем случае - 28,6 %

• Иногда можно -45,2 %

• Вполне нормально - 13,5 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 5,2 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 6,3 %.

На улицах города:

• Ни в коем случае - 42,6 %

• Иногда можно - 39,3 %

• Вполне нормально - 11,5 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 2,5 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 3 %.

В общении с любыми людьми, если ты их не уважаешь:

• Ни в коем случае - 46 %

• Иногда можно - 34,8 %

• Вполне нормально - 10,6 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 3,6 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 4,7 %.

Считают обоснованным использование нецензурной лексики в конфликтной ситуации с целью оскорбить человека:

• Ни в коем случае - 23,9 %

• Иногда можно - 44,2 %

• Вполне нормально - 14,5 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 5,4 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 11,3 %.

Рассказывая друзьям анекдот, смешную историю (для усиления шутливого эффекта):

• Ни в коем случае - 20,8 %

• Иногда можно - 42,4 %

• Вполне нормально - 16,3 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 11,5 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 8,6 %.

Для выражения сверхсильных эмоций, например, большого испуга, расстройства:

• Ни в коем случае - 21,7 %

• Иногда можно - 44,7 %

• Вполне нормально - 17,1 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 6,6 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 9,3 %.

Во время спора (для убедительности):

• Ни в коем случае - 40,9 %

• Иногда можно - 37,7 %

• Вполне нормально - 12,4 %

• Можно употреблять, это даже весело, интересно - 3,2 %

• Не просто можно, даже нужно, без него не обойтись - 5,2 %.

Опираясь на полученные данные, можно разработать комплексную программу профилактики использования нецензурной лексики в общественных местах с применением средств социальной рекламы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рукопись поступила в редакцию 28.03.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.