Научная статья на тему 'Распространенность оккультных убеждений среди работников психиатрической службы и ее пользователей (результаты медико-социологического исследования)'

Распространенность оккультных убеждений среди работников психиатрической службы и ее пользователей (результаты медико-социологического исследования) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
399
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОККУЛЬТИЗМ / OCCULTISM / КОЛДОВСТВО / WITCHCRAFT / МАГИЯ / MAGIC / ЯСНОВИДЕНИЕ / CLAIRVOYANCE / ПОРЧА / СГЛАЗ / EVIL EYE / ВРАЧИ-ПСИХИАТРЫ / PSYCHIATRISTS / МЕДИЦИНСКИЕ СЕСТРЫ / NURSES / МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ / ШИЗОФРЕНИЯ / SCHIZOPHRENIA / EVIL CURSE / PARAMEDICAL PERSONNEL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Руженков Виктор Александрович, Севастьянов Олег Владимирович

На основе социологического опроса 909 респондентов (врачи-психиатры 73, медицинские сестры 158 и младший медицинский персонал 119 человек, пользователи психиатрической помощи -больные шизофренией в состоянии ремиссии 303 человека и группа сравнения: представители населения 256 респондентов) установлено, что оккультные убеждения среди специалистов, оказывающих психиатрическую помощь, распространены в диапазоне от 16,4% среди врачей-психиатров до 40,5% среди среднего и 38,7% младшего медицинского персонала. Оккультные убеждения разделяют почти половина (48,8%) пользователей психиатрической помощи, а среди населения 34%. По степени глубины оккультные убеждения разделены на 3 типа: архаично-мистический, конформный и реалистичный. Рассматриваются факторы риска формирования оккультных убеждений и обсуждаются вопросы их профилактики среди специалистов, оказывающих психиатрическую помощь, и ее пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Руженков Виктор Александрович, Севастьянов Олег Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The prevalence of occult beliefs among mental health professionals and psychiatric patients (outcomes of a medico-sociological study)

A survey of 909 respondents which included psychiatrists 73, nursing personnel 158 and medical attendants 119 people, 303 mental health care users schizophrenic patients in remission and a comparison group: a representative sample of the population 256 respondents) revealed that occult beliefs are widespread among mental health care providers ranging from 16.4 percent among psychiatrists, up to 40.5 percent among medium level medical personnel and 38.7 percent among paramedical personnel. Occult beliefs are shared by almost half (48,8%) of users

Текст научной работы на тему «Распространенность оккультных убеждений среди работников психиатрической службы и ее пользователей (результаты медико-социологического исследования)»

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

© В.А. Руженков, О.В. Севостьянов, 2014 УДК 616.89-051

Для корреспонденции

Руженков Виктор Александрович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»

Адрес: 308015, г. Белгород, ул. Победы, д. 85 Телефон: (910) 363-06-96 E-mail: ruzhenkov@bsu.edu.ru

В.А. Руженков, О.В. Севостьянов

Распространенность оккультных убеждений среди работников психиатрической службы и ее пользователей (результаты медико-социологического исследования)

ГБОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» Belgorod State National Research University

Ф

На основе социологического опроса 909респондентов (врачи-психиатры - 73, медицинские сестры - 158 и младший медицинский персонал - 119 человек, пользователи психиатрической помощи -больные шизофренией в состоянии ремиссии 303 человека и группа сравнения: представители населения - 256респондентов) установлено, что оккультные убеждения среди специалистов, оказывающих психиатрическую помощь, распространены в диапазоне от 16,4% среди врачей-психиатров до 40,5% среди среднего и 38,7% младшего медицинского персонала. Оккультные убеждения разделяют почти половина (48,8%) пользователей психиатрической помощи, а среди населения - 34%. По степени глубины оккультные убеждения разделены на 3 типа: архаично-мистический, конформный и реалистичный. Рассматриваются факторы риска формирования оккультных убеждений и обсуждаются вопросы их профилактики среди специалистов, оказывающих психиатрическую помощь, и ее пользователей.

Ключевые слова: оккультизм, колдовство, магия, ясновидение, порча, сглаз, врачи-психиатры, медицинские сестры, младший медицинский персонал, шизофрения

A survey of 909 respondents which included psychiatrists - 73, nursing personnel - 158 and medical attendants - 119 people, 303 mental health care users - schizophrenic patients in remission and a comparison group: a representative sample of the population - 256 respondents) revealed that occult beliefs are widespread among mental health care providers ranging from 16.4 percent among psychiatrists, up to 40.5 percent among medium - level medical personnel and 38.7 percent among paramedical personnel. Occult beliefs are shared by almost half (48,8%) of users

26

The prevalence of occult beliefs among mental health professionals and psychiatric patients (outcomes of a medico-sociological study)

V.A. Ruzhenkov, O.V. Sevostyanov

Россиискии психиатрическим журнал № 1, 2014

В.А. Руженков, О.В. Севостьянов

of psychiatric services and among the general population this figure is as high as 34 percent. With regards to the degree of depth the occult beliefs may be divided into three types: archaic- mystical, conformal and realistic. Risk factors for the formation of occult beliefs are highlighted and issues related to the prevention of occult beliefs among mental health care providers and users are discussed.

Key words: occultism, witchcraft, magic, clairvoyance, evil curse, evil eye, psychiatrists, paramedical personnel, nurses, schizophrenia

Архаичные взгляды на сущность психических расстройств и на механизм их возникновения достаточно широко распространены среди населения [5] и лиц с психическими расстройствами [6]. Среди пациентов психиатрической клиники только 15,6% до обращения к психиатрам не посещали представителей оккультной медицины [1]. В литературе [3] идет агрессивная реклама «оккультной психологии», что приводит к распространению влияния и внедрения оккультизма в медицинскую практику [4].

Во многих странах мира оккультизм получил широкое распространение. Так, исследования, проведенные в Австралии, показали, что более половины респондентов (58%) доверяют различным нетрадиционным методикам терапии и считают, что их эффективность доказана временем, особенно при лечении хронических заболеваний [8]. Аналогичная тенденция отмечается и в Индии. Около 45% пациентов доверяют лечение психической патологии психиатрам, остальные обращаются к народным целителям. Основными критериями обращения являются хорошая репутация «народного гуру», легкая доступность таких услуг и малая продолжительность лечения [11]. В некоторых странах Африки правительство инициирует более тесную связь научной и альтернативной медицины [7, 9]. Ситуация осложняется еще и тем, что значительная часть (52%) врачей терапевтического профиля рекомендуют методы нетрадиционной медицины своим пациентам [12].

Ряд авторов отмечают отрицательное влияние использования традиционной терапии в психи-

атрической клинике, особенно при лечении острых психозов [13]. Обращение к знахарям и другим народным специалистам во многом обусловливает задержку оказания квалифицированной психиатрической помощи и утяжеление симптоматики: около 30% пациентов для лечения депрессии и шизофрении прибегают к помощи религиозных целителей, а 20% обращаются к травникам [10]. При этом наиболее частыми причинами психических расстройств опрошенные пациенты считали одержимость злым духом (51,6%) и сглаз (16%).

В связи с этим целью исследования было изучение распространенности и структуры оккультных убеждений среди специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, ее пользователей и среди населения для разработки рекомендаций по повышению уровня медицинской культуры широких слоев населения.

Материал и методы

В течение 2012-2013 гг. нами проведен анонимный анкетный опрос 909 респондентов (табл. 1): медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, больных шизофренией и представителей населения в возрасте от 20 до 65 лет.

Анкета включала 80 вопросов, для удобства анализа распределенных по разделам: социально-демографические данные, структура оккультных убеждений, мнение о пользе или вреде оккультных практик, личное знакомство (обращение) к адептам

Таблица 1. Социальная и гендерная структура респондентов

Респонденты ЛМП ЛЖП Всего

абс. % абс. % абс. %

Врачи-психиатры 25 8,0 48 8,0 73 8,0

Медицинские сестры 18 5,8 140 23,5 158 17,4

Младший медицинский персонал 19 6,1 100 16,8 119 13,1

Больные шизофренией 115 36,9 188 31,5 303 33,3

Представители населения 135 43,2 121 20,2 256 28,2

И т о г о 312 100,0 597 100,0 909 100,0

П р и м е ч а н и е. ЛМП - лица мужского пола; ЛЖП - лица женского пола.

Российский психиатрический журнал № 1, 2014 27

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

оккультных практик, готовность рекомендовать пациентам, родным и близким обращение к практикам оккультизма. Всего изучалось 222 параметра.

Под оккультизмом (от лат.: оооикиз - скрытый) мы понимали обобщенное название учений и традиционных практик, утверждающих, что существуют скрытые и не известные науке силы и явления в человеке и космосе, владение которыми доступно лишь людям с особыми способностями, или посвященным. К оккультизму относят магию, колдовство, экстрасенсорику, а также астрологию, шаманизм и ряд других [2].

Для простоты анализа мы разделили оккультные убеждения на 3 группы: верование в собственно оккультные практики, последствия воздействия на человека с помощью оккультных методов и суеверия. К первым отнесли колдовство, ясновидение, черную магию, астрологический прогноз и управление под гипнозом, ко вторым - порчу, сглаз, зомбирование, предсказание судьбы и родовое проклятие и к третьим - веру в приметы и вещие сны.

В ходе исследования применяли методы медицинской статистики (описательная статистика, критерий х2 с поправкой Йэтса для таблиц сопряженности 2x2 с помощью пакета прикладных статистических программ Statistica 6).

Сравнительный анализ распространенности Ф и структуры оккультных убеждений, а также лич-

ного отношения респондентов к оккультным практикам, мнения об их пользе или вреде, их опыта общения с адептами оккультизма и ряда других факторов проводился между всеми группами респондентов.

Результаты и обсуждение

Сравнительный анализ распространенности убеждений в реальности существования и в силе

оккультных феноменов (табл. 2) показал, что в колдовство больше всех верят больные шизофренией -48,8%, на втором месте - медицинские сестры и младший медицинский персонал - соответственно 40,5 и 38,7% респондентов. Несколько реже в колдовство верят представители населения - 34% и лишь 16,4% врачей-психиатров (р<0,01).

Высокий удельный вес убежденных в ясновидении выявлен среди пациентов - 59,4% опрошенных, далее следуют медицинские сестры - 47,5%, врачи-психиатры - 46,6% и младший медицинский персонал - 45,4%. Меньше всего убежденных в ясновидении среди представителей населения - 43,4%. Такие существенные различия в убеждениях между колдовством и ясновидением, с нашей точки зрения, обусловлены широкой рекламой последнего в средствах массовой информации, да и сам термин «ясновидение» - менее «оккультный» и стигматизирующий, чем «колдовство», и соответственно более приемлем в широком социальном контексте.

В астрологический прогноз больше всех верят больные шизофренией - 41,6%, на втором месте -младший медицинский персонал и медицинские сестры (по 36,1%); реже всех в астрологический прогноз верят представители населения - 27,3% и врачи-психиатры - 26%. В черную магию также верит наибольшее количество больных шизофренией - 42,9%, далее следуют младший медицинский персонал, представители населения и медицинские сестры - соответственно: 39,5; 37,9 и 36,1%. Реже всех в черную магию верят врачи-психиатры -всего 11% (р<0,01).

Подавляющее большинство респондентов во всех группах убеждены, что психикой человека можно управлять с помощью гипноза. Такой точки зрения чаще других придерживаются психически больные (77,2%), население (69,1%), младший медицинский персонал (68,9%) и медицинские сестры (66,5%).

Таблица 2. Распространенность оккультных убеждений среди респондентов

Оккультные феномены Врачи Медицинские сестры Младший медицинский персонал Больные Население

абс. О/ /О абс. О/ /О абс. О/ /О абс. О/ /О абс. О/ /О

Оккультные практики

Колдовство 12 16,4 64 40,5 46 38,7 148 48,8 87 34,0

Ясновидение 34 46,6 75 47,5 54 45,4 180 59,4 111 43,4

Черная магия 8 11,0 57 36,1 47 39,5 130 42,9 97 37,9

Управление под гипнозом 59 80,8 105 66,5 82 68,9 234 77,2 177 69,1

Астрологический прогноз 19 26,0 57 36,1 43 36,1 126 41,6 70 27,3

Последствия оккультных воздействий

Порча, сглаз 21 28,8 76 48,1 71 59,7 192 63,4 131 51,2

Зомбирование человека 42 57,5 43 27,2 44 37,0 177 58,4 123 48,0

Предсказание судьбы 17 23,3 54 34,2 48 40,3 124 40,9 82 32,0

Родовое проклятие 4 5,5 24 15,2 13 10,9 21 6,9 28 10,9

Суеверия

Приметы 17 23,3 54 34,2 42 35,3 94 31,0 87 34,0

Вещие сны 28 38,4 51 32,3 41 34,5 100 33,0 72 28,1

28 Российский психиатрический журнал № 1, 2014

В.А. Руженков, О.В. Севостьянов

Анализ убежденности в различных вариантах реальных воздействий (порча-сглаз, зомбирова-ние и родовое проклятие) оккультных практик на человека показал следующее: наибольший удельный вес верящих в порчу и сглаз выявлен среди больных шизофренией - 63,4%, младшего медицинского персонала - 59,7% и населения - 51,2%. Значительно реже вера в порчу-сглаз встречается среди медицинских сестер - 48,1% и врачей-психиатров - 28,8% (р<0,01).

Что касается веры в зомбирование, то на первом месте - больные шизофренией - 58,4%. Несколько реже верят в зомбирование представители населения - 48%, младший медицинский персонал и медсестры - соответственно 37 и 27,2% респондентов.

Сравнительный анализ убежденности в возможности родового проклятия показал, что в него верят респонденты всех групп: от 15,2% -среди медицинских сестер; до 5,5% - среди врачей-психиатров (различия статистически не достоверные).

Что касается суеверий, то в приметы верят 35,3% младшего медицинского персонала, 34,2% медицинских сестер и 34% населения. Среди врачей-психиатров в приметы верят 23,3% опрошенных. В вещие сны верят 38,4% врачей-психиатров, несколько реже - младший медицинский персонал (34,5%), больные (33%), медицинские сестры (32,3%) и население (28,1%).

Сравнительный анализ точки зрения респондентов на возможности воздействия на человека колдовства показал, что 31,6% населения убеждены, что с помощью колдовства у человека можно вызвать заболевание; младший медицинский персонал, медицинские сестры и пациенты также разделяют указанную точку зрения - соответственно 26; 24,7 и 24,1%, а среди врачей-психиатров лишь 9,6% (р<0,01).

В том, что управлять психикой другого человека можно с помощью колдовства, убежден почти каждый четвертый (24,7%) врач-психиатр. Среди пациентов, населения, медицинских сестер и младшего медицинского персонала такой точки зрения придерживаются соответственно 21,8; 19,9; 15,8 и 15,1% респондентов.

Существенно реже (6,8% случаев) врачи-психиатры верят в возможность приворота; их точку зрения разделяют и пациенты (8,6%), а остальные респонденты (17,7% - медицинские сестры, 17,6% -младший медицинский персонал и 19,1% - население) полагают такой результат реальным.

Характерно, что не верят в колдовство лишь немногим более половины врачей-психиатров -65,8%; аналогичной точки зрения придерживаются медицинские сестры (56,3%), население (55,1%) и младший медицинский персонал (54,6%).

Сравнительный анализ частоты встречаемости в группах респондентов, полагающих, что

на них воздействовали оккультными методами, показал, что наиболее часто колдовству подвергались, как и следовало ожидать, пациенты (56,8% случаев). Значительно реже испытывали на себе воздействие колдовством медицинские сестры (15,8%), а среди врачей-психиатров только 4,1% разделили данную точку зрения (различия статистически значимы по отношению к пациентам во всех перечисленных случаях р<0,001). В то же время порчу-сглаз на себе ощущали несколько большее количество респондентов из числа медицинского персонала, в том числе и врачей, а также студентов и населения. Среди пациентов подвергалось порче-сглазу меньшее количество, чем колдовству, - 34,3% (%2=29,868; р=0,0001).

Достаточно высок удельный вес «пролеченных» в детстве по инициативе родителей у «бабок» и т.п. Среди пациентов и населения эта цифра составила более 40%, среди младшего медицинского персонала - 34,5%, среди медсестер и врачей соответственно 27,2 и 24,7%.

Обращались по собственной инициативе к адептам оккультизма наибольшее количество (44,9%) больных шизофренией. Врачи-психиатры обращались реже всех опрошенных - только 5,5% (р<0,001); среди остальных респондентов эта цифра составила от 24,7 (медицинские сестры) до 27,7% (население).

Сравнительный анализ точки зрения респондентов на возможность излечения от заболеваний с помощью колдовства показал, что убеждены в этом почти четверть (24,4%) младшего медицинского персонала и пациентов (23,4%). Значительно реже в это верят медицинские сестры (18,4%), население (16%) и реже всех (9,6%) врачи-психиатры. В то же время заговорам доверяют большее количество во всех группах респондентов: от 22,8% среди медицинских сестер до 34,3% больных шизофренией. Обращает на себя внимание тот факт, что в возможность избавления от заболеваний с помощью заговоров верят 24,7% врачей-психиатров.

Характерно, что среди респондентов выявлено значительное число тех, кто готов рекомендовать родным, близким (в том числе и пациентам) обращение по поводу лечения к адептам оккультизма: наибольшей популярностью пользуются «народные целители» - обращение к ним готовы рекомендовать 41% представителей населения и 37,8% -младшего медицинского персонала. Несколько реже такие рекомендации готовы дать больные (32,7%) и врачи-психиатры (16,4%). На втором месте по популярности - экстрасенсы; рекомендации обращения к ним готовы дать от 11 (врачи-психиатры) до 17,2% (представители населения). Несмотря на значительный удельный вес респондентов, доверяющих ясновидящим, лишь незначительное число го-

Ф

Российский психиатрический журнал № 1, 2014

29

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

%

1 - Реалистичный

2 - Конформный

3 - Архаично-мистический

Распределение респондентов в оккультных феноменах

по глубине убежденности

товы рекомендовать обращение к ним за помощью: от 0,6% (медицинские сестры) до 5,3% (больные шизофренией).

Что касается точки зрения респондентов о вреде или пользе при обращении к практикам оккультизма, то большинство полагают, что это нанесет вред здоровью. Больше всех (78,9%) так считают пациенты. Меньше всех такую точку зрения разделяют врачи-психиатры 56,2% (р<0,05). В то же время значительное число респондентов «знают людей, которым эффективно помогли оккультисты: наибольшее количество их среди больных шизофренией - 22,1%, а также среди населения - 17,2%. Данную точку зрения разделяют 15,2% медицинских сестер и 9,6% врачей-психиатров. Характерно, что среди младшего медицинского персонала (28,6%), медицинских сестер (19%) и населения (16,8%) существует точка зрения, согласно которой некоторые заболевания могут излечить только адепты оккультизма.

Что касается вопроса о целесообразности создания специальных учреждений для медицинской практики адептов оккультизма, то популярностью пользуются народные целители (от 6,8% - врачи психиатры до 21,5% - больные шизофренией) и астрологи [от 4,7% (население) до 11,9 (больные шизофренией)]. Меньшей популярностью поль-

зуются экстрасенсы и ясновидящие. Характерно, что категорически против такой практики только 84,9% врачей-психиатров.

Сравнительный анализ степени убежденности респондентов в реальности и действенности оккультных методов по следующим параметрам: количество оккультных практик, в которые верит респондент; убежденность в реальности излечения заболеваний с их помощью, испытанные на себе оккультные воздействия; самостоятельное обращение за помощью к адептам оккультизма и убежденность в пользе оккультных практик; готовность рассчитывать на высшие силы в ситуации кризиса, -позволило выделить 3 типа отношения к оккультным феноменам (см. рисунок).

1. Архаично-мистический тип. Характерна убежденность в наличии высших сил, особых способностей самого оккультиста, приверженность оккультизму (сами обращались за помощью, готовы рекомендовать ее знакомым, близким и пациентам, считают, что от обращения может быть только польза, испытывали на себе эффект оккультных практик, используют «собственные оккультные способности»).

2. Конформный тип. Присуща вера по инерции, следование общественному мнению без детального анализа, при этом с критическим отношением как к механизму действия, так и к возможной пользе и последствиям.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Реалистичный тип. Характерно научное, критическое отношение, анализ возможного механизма действия оккультных практик, не верят в сверхъестественные силы оккультизма, не обращались самостоятельно к его адептам.

Как видно из рисунка, архаично-мистический тип убеждений был присущ младшему медицинскому персоналу (26%), несколько реже (24,1%) - больным шизофренией и населению (20,3%). Существенно реже архаичные убеждения в оккультных практиках встречались у медицинских сестер (16,5%) и у врачей-психиатров (9,6%).

Наиболее реалистическая точка зрения характерна для большинства врачей-психиатров (65,8%), медицинских сестер (56,3%), населения (55,1%) и младшего медицинского персонала (54,6%).

Конформный взгляд на оккультные феномены был присущ более чем 40% пациентов психиатрической клиники, в остальных группах эта цифра составила от 20 до 27,2%.

При изучении вероятности формирования оккультных убеждений (в зависимости от обращения в детском возрасте по инициативе родителей к представителям оккультизма) с помощью критерия х2 для таблиц сопряженности 2x2 с поправкой Йэтса получены следующие результаты:

1. Врачи-психиатры, обращающиеся к адептам оккультизма в детстве с родителями за помощью,

30

Российский психиатрический журнал № 1, 2014

В.А. Руженков, О.В. Севостьянов

в 100% случаев имеют оккультные убеждения -в 6 раз чаще, чем не имеющие такого раннего детского опыта (х2=54,63; р<0,0005). Никто из врачей-психиатров не обращался инициативно за помощью к представителям оккультизма.

2. Медицинские сестры, имеющие опыт лечения в детстве у «бабок» и целителей, также в 100% случаев имеют оккультные убеждения -в 3,2 раза чаще, чем не имеющие такого опыта (х2=53,14; р<0,0005). Они же в 6,4 раза чаще обращаются за помощью самостоятельно во взрослом периоде (х2=35,63; p<0,0005).

3. Аналогично у младшего медицинского персонала, имеющего детский опыт общения с адептами оккультизма, в 81,6% случаев формировались оккультные убеждения - в 2 раза чаще, чем у не обращающихся за помощью в детстве (х2=16,73; p<0,0006). Кроме того, они в 7,5 раза чаще обращаются инициативно за помощью.

4. У больных шизофренией, имеющих детский опыт общения с адептами оккультизма, в 93,8% случаев формировались оккультные убеждения (х2=18,06; p<0,0005), они же в 1,7 раза чаще обращались за помощью инициативно. У не имеющих такого раннего детского опыта оккультные убеждения не формировались.

5. У представителей населения, имеющих детский опыт общения с адептами оккультизма, оккультные убеждения формировались в 100% случаев -в 5,8 раза чаще (х2=203,08, p<0,0005), чем не имеющие раннего детского опыта общения с оккультистами. Кроме того, они в 6 раз чаще они обращались за помощью самостоятельно во взрослом периоде.

Таким образом, в результате исследования установлено, что оккультные убеждения среди специалистов, оказывающих психиатрическую помощь (на примере колдовства), распространены в диапазоне от 16,4% случаев среди врачей-психиатров до 40,5% среди среднего и 38,7% младшего медицинского персонала; среди пользователей психиатрической помощи оккультные убеждения разделяют 48,8%, а среди населения -34%. Высокий удельный вес оккультных верований, не являющихся психопатологическим симптомом, среди специалистов, участвующих в оказании психиатрической помощи, связан

с широким распространением их у населения и отражает оккультизм как культурный феномен генеральной совокупности.

Медико-социальные последствия обращения населения и пациентов психиатрической клиники слабо осознаваемы и малодифференцированы, субъективны и характеризуются континуумом: условная польза-отсутствие результата-вред. Их удельный вес различен в разных социальных группах. Незначительность вреда объясняется упрощением ритуалов оккультных методов и редким использованием трансовых и гипнотических техник, а также состояний измененного сознания.

Готовность медицинских работников (врачей-психиатров, медицинских сестер и младшего медицинского персонала) рекомендовать пациентам лечение у адептов оккультизма может рассматриваться как форма подрыва доверия пациентов к медицине.

У медицинских работников, участвующих в оказании психиатрической помощи, выявлено амбивалентное отношение к оккультным феноменам, связанное, с одной стороны, с социальным принятием оккультизма, с другой - с полученным образованием, отрицающим его: несмотря на достаточно распространенную убежденность в реальности существования и возможностях воздействия на человека, лишь незначительное число респондентов могли бы рекомендовать этот метод родным и близким.

По степени глубины оккультные убеждения можно классифицировать как архаично-мистические, конформные и реалистичные, удельный вес которых различный в разных группах респондентов.

Факторами риска формирования оккультных убеждений являются вера в них родителей, а также факт обращения в детском возрасте за помощью к адептам оккультизма. Это способствует формированию оккультных убеждений в различных социальных группах в 80-100% случаев, что в 2-6 раз чаще, чем у не имеющих такого опыта.

В аспекте профилактики распространения оккультных убеждений целесообразны популяризация научных представлений об оккультных феноменах среди широких слоев населения с привлечением средств массовой информации, развитие психотерапии, включение в образовательные стандарты вопросов практической психологии.

Сведения об авторах

Руженков Виктор Александрович - доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой психиатрии, наркологии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет» E-mail: ruzhenkov@bsu.edu.ru

Российский психиатрический журнал № 1, 2014 31

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХИАТРИЧЕСКОМ ПОМОЩИ И ЭПИДЕМИОЛОГИЯ

Севостьянов Олег Владимирович - заочный аспирант кафедры психиатрии, наркологии и клинической психологии ГБОУ ВПО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет», заведующий дневным стационаром № 2 Курского клинического психоневрологического диспансера Е-тэИ: oleg_sevostyanov@inbox.ru

Литература

1. Бачериков А, Петрюк П., Бредня Т. Некоторые вопросы обращаемости психически больных к представителям оккультной медицины // Воик Асофацп психiатрiв Укра-1ни. - 1999. - № 3. - С. 145-151.

2. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.; СПб., 2000.

3. Деянова Н.А., Деянов В.Л. Оккультная психология // Психология. - 2009. - № 17: Сверхсознание, ясновидение и эзотерика в психологическом консультировании. - С. 4-10.

4. Подгаевская Т. Оккультизм в медицине: медицинские и психологические проблемы человека при колдовском воздействии [Электронный ресурс] // Мессианский комитет: познаете истину и истина сделает вас свободными. - 2011. -2 мая. - http://www.messcom.org.ua/2011/05/02/35436/

5. Руженков В.А., Москвитина У.С. Представление о психических расстройствах и отношение к психиатрии населения средней полосы России: на материале Белгор. обл. // Вестн. новых медицинских технологий. - 2010. - Т. XVII, № 1. - С. 74-75.

6. Севостьянов О.В., Руженков В.А., Боева А.В. Оккультные убеждения больных шизофренией: результаты медико-социол. исследования // Научные ведомости БелГУ. Сер. Медицина. Фармация. - 2012. - № 16 (135), вып. 19. -С. 76-78.

7. Barimah K.B. Traditional healers as service providers in Ghana's National Health Insurance Scheme: the wrong way forward? // Glob. Public Health. - 2013. - Vol. 8, N 2. - P. 202-208.

8. Emmerton L, Fejzic J, Tett S.E. Consumers' experiences and values in conventional and alternative medicine paradigms: a problem detection study (PDS) // BMC Complement. Altern. Med. - 2012. - Vol. 12. - Art. 39.

9. Fokunang C.N., Ndikum V., Tabi O.Y. et al. Traditional medicine: past, present and future research and development prospects and integration in the National Health System of Cameroon // Afr. J. Tradit. Complement. Altern. Med. - 2011. - Vol. 8, N 3. -P. 284-295.

10. Girma E., Tesfaye M. Patterns of treatment seeking behavior for mental illnesses in Southwest Ethiopia: a hospital based study [Electronic resource] // BMC Psychiatry. - 2011. - Vol. 11. -P. 138. - Mode of access: http://www.biomedcentral.com/1471-244X/11/138.

11. Mishra N., Nagpal S.S., Chadda R.K., Sood M. Help-seeking behavior of patients with mental health problems visiting a tertiary care center in north India // Indian J. Psychiatry. -2011. - Vol. 53, N 3. - P. 234-238.

12. Roberti di Sarsina P., Iseppato I. Traditional and non-conventional medicines: the socio-anthropological and bioethical paradigms for person-centred medicine, the Italian context // EPMA J. - 2011. - Vol. 2, N 4. - P. 439-449.

13. Sorketti E.A., Zainal N.Z., Habil M.H. The treatment outcome of psychotic disorders by traditional healers in central Sudan // Int. J. Soc. Psychiatry. - 2012. - Vol. 58, N 2. -P. 204-216.

32

Российский психиатрический журнал № 1, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.