влияние факторов риска на артериальное давление КУРБАНОВ А.Ч.1, КАРИМОВА Ф.А.2, ТАБАРОВ А.3, РАДЖАБЗОДА М.Э.3 1ТГМУ; 2ГКБ-2; 3РКЦК, г. Душанбе. Таджикистан
Введение (цели/задачи). Изучить, в какой степени снижение массы тела может рассматриваться как показатель эффективности профилактических мероприятий, направленных на снижение уровня холестерина в крови и нарушение толерантности к глюкозе.
Материал и методы. Использовались данные обследования 239 мужчин в возрасте 40-59 лет проходивших диспансерное наблюдений в клинике «Сино» города Душанбе с 2014 по 2017 год. У обследуемых, при наличии повышенных уровней риска ИБС, проводились профилактические мероприятия и ежегодное повторное обследование. Во время первичного и повторных обследований среди других показателей регистрировались масса тела (МТ) и рост, систолическое (АДс) и диастоли-ческое (АДд), содержание холестерина в сыворотке крови (ХС) и глюкозы через час после нагрузки 75 г глюкозы, для исключения зависимости МТ от роста пациента использовался индекс массы тела (ИМТ).
Результаты. Полученные при обследовании данные показывают линейную зависимость от ИМТ порядка 22-23 кг/м2 как АДс, так и АДд. Увеличение ИМТ на 1 кг/м2 соответствует повышению АДс на 1,9 мм рт.ст., АДд - на 1,3 мм рт.ст. (или при среднем росте соответственно о,65 и 0,44 мм рт.ст. на 1 кг МТ). При определении содержания
ХС четкая связь наблюдается только при ИМТ до 28 кг/м2, а при больших значениях ИМТ она отсутствует (то есть ХС при изменении ИМТ на 1 кг/м2 соответствует изменению содержания ХС примерно на 0,096 ммоль/л, или 1,9 мг %). Зависимость содержания глюкозы после нагрузки от ИМТ составляет в среднем 0,178 ммоль/л. Эти данные свидетельствуют о наличии четкой зависимости между изучаемыми факторами риска и ИМТ. Для изучения зависимости динамики риска от изменений МТ использовались результаты, полученные у повторно обследуемых лиц через год после первичного обследования (108). Исследования показали такую же картину, что и при первичном исследовании. Среднее изменение АДс составило 1,8 мм рт.ст., АДд - 1,3 мм рт.ст., содержание ХС 0,140 ммоль/л., глюкозы - 0,078 ммоль/л.
Заключение. Таким образом, при изменении МТ по данным повторного, с интервалом в один год, обследования одних и тех же лиц сохраняется примерно такая же зависимость АД и ИМТ, как и при статическом ее рассмотрении по данным одномоментного изучения. Полученные количественные оценки связей между АД, содержанием ХС и глюкозы, с одной стороны, МТ и ее временными изменениями - с другой, открывают возможности прогнозировать изменения уровней факторов риска по динамике МТ при оценке здоровья населения.
распространенность нарушений липидного обмена у вич-инфицированной
популяции в возрасте 20-69 лет
МАКСУМОВА Д.К., САЛАХИДДИНОВ З.С., КОДИРОВ Д.А., ВАЛИЕВА М.Ю.
Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан. Узбекистан
Довольно длительное время не уделялось должного внимания коррекции нарушений липид-ного обмена как одного из основных факторов риска (ФР) развития терапевтического континуума. Однако, начиная с 70-х годов ХХ века число исследований, особенно эпидемиологических, по изучению дислипопротеидемии (ДЛП) и ее профилактики резко увеличилось. Результаты крупных эпидемиологических исследований, таких как Фре-мингемское, MONICA, Seven Country Study, MRFIT, убедительно свидетельствуют о большой роли в развитии сердечно-сосудистых заболеваний (ССЗ) и кардиоваскулярной смерти именно нарушений липидного обмена.
Цель исследования. Изучить распространенность нарушений липидного обмена у ВИЧ-инфицированной популяции в возрасте 20-69 лет.
Материал и методы. Обследована репрезентативная выборка из ВИЧ-инфицированного населения г. Андижана в возрасте от 20 до 69 лет в количестве 507 человек. Исследование было проведено совместно с Андижанским областным центром по профилактике и борьбе со СПИДом среди 263 женщин и 244 мужчин.
Результаты и выводы. Отмечено, что нарушение липидного обмена у ВИЧ-инфицированного населения встречается довольно с высокой частотой (63,7 %). Липидные нарушения с большей распространенностью обнаруживаются у ВИЧи муж-
чин (71,3 %), чем у ВИЧи женщин (55,8 %), Р < 0,05. Повышенные уровни общего холестерина (ОХС), триглицеридов (ТГ) и холестерин липопротеидов низкой плотности (ХСЛПНП) у женщин и мужчин наблюдаются со следующей частотой соответственно: по 22,1 и 26,6 0% (Р > 0,05), по 17,9 и 23,8 0% (Р > 0,05), по 16,1 и 20,9 о% (Р > 0,05).
Заключение. Таким образом, полученные данные свидетельствуют, что имеются специфические особенности нарушения липидного обмена у ВИЧ-инфицированных мужчин и женщин. Поэто-
му целесообразен дифференцированный подход при осуществлении лечебно-профилактической помощи ВИЧ-инфицированным. Такие пациенты нуждаются, прежде всего, в увеличении фармакотерапии с учетом степени дисбаланса липидного обмена и естественно, активной вторичной и третичной профилактики в отношении дислипопро-теидемии (ДЛП). По-видимому, ВИЧи пациентам в подобных ситуациях показано безотлагательное назначение статинотерапии для профилактики терапевтического континуума.
сравнительный анализ связи факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний с железодефицитными состояниями в популяции наркоманов
мАмАдАлиЕвА м.л, АРТИКОВА С.Г., МАМАСОЛИЕВ Н.С., КАЛАНДАРОВ Д.М.
Андижанский государственный медицинский институт, г. Андижан. Узбекистан
Цель работы. Изучить сравнительную характеристику степени связи основных факторов риска сердечно-сосудистых заболеваний (ФРССЗ) с же-лезодефицитными состояниями (ЖДС) в популяции наркоманов.
Материал и методы. Для эпидемиологического исследования была сформирована сплошная репрезентативная выборка мужчин и женщин 1549 лет в количестве 589 человек. Для определения ЖДС и ФРССЗ применялись опросные, биохимические, инструментальные и общеклинические методы. Использовался анализ Кокса в версии процедуры SASPROC PHREG, что позволило вычислять Ь-коэффициенты ФР, стандартную ошибку - SEЬ, с2 Вальда и 95 %% ДИ.
Результаты. У больных ЖДС существенно чаще выявляются следующие ФР ССЗ: нарушение характера питания - у 1,7 %% ^ = 0,70), злоупотребление крепкого чая и кофе - у 79,1%% ^ = 0,66), злоупотребление ненаркотическими лекарственными средствами - у 89,3 %% ^ = 0,74), нарушение
режима питания - у 79,7 %% ^ = 0,64), злоупотребление алкоголя - у 85,7 %% ^ = 0,57), стрессовые риск-факторы - у 2 о% ^ = 0,11), низкое потребление овощей и фруктов - у 84,1%% ^ = 0,53), неблагополучный семейный фактор - у 59,0 %% ^ = 0,40), низкая физическая активность - у 79,8 %% ^ = 0,24), курение - у 74,2 о% ^ = 0,22), пониженная масса тела - у 66,8 о% ^ = 0,51), артериальная гипертензия- у 19,2 о% ^ = 0,43), избыточная масса тела - у 8,0 %% ^ = 0,10), гиперхолестеринемия - у 23,1% ^ = 0,15), гипертриглицеридемия - у 18,1%% ^ = 0,12), дисли-попротеидемия - у 15,0 % ^ = 0,35), геликобактер-ная инфекция - у 81,1 % ^ = 0,59), гиперурикемия - у 30,0 %% 0 = 0,44) и МТОЗы - у 68,8 %% 0 = 0,43).
Выводы. Наркофон и ЖДС способствуют про-грессированию неблагополучных эпидемиологических условий в отношении сердечно-сосудистых заболеваний. Эти результаты, безусловно, должны быть использованы в реализации лечебно-профилактических программ в отношении сердечнососудистых заболеваний у наркоманов.
влияние образовательного и семейного статуса на случаи
внезапной смерти (эпидемиологическое исследование)
МАМАСАЛИЕВ НС, ТУйЧИЕВ А.Х., ТУРСУНОВ Х.Х.
Андижанский государственный медицинский институт и АФ РНЦЭМП, г. Андижан. Узбекистан
Цель исследования. Изучение и оценка распространенности случаев внезапной смерти (ВС) среди населения с разными образовательным (ОС) и семейным статусами (СС).
Материал и методы. Материалы (всего 1639 случаев ВС) собраны в течение 6 лет путем ежемесячного регистра «Врачебное свидетельство о
смерти» в отделении ЗАГСа г. Ферганы с верификацией в ЦАБ. У всех умерших анализированы и рассмотрены вопросы влияния ОС и СС на случаи ВС.
Результаты и выводы. Частота случаев ВС разнится в зависимости от ОС. Следует отметить, что в группе умерших пациентов с высшим образованием случаи ВС регистрируются с частотой