вопросы инновационной экономики
Том 11 • Номер 4 • Октябрь-декабрь 2021 ISSN 2222-0372 Russian Journal of Innovation Economics
>
Первое
экономическое издательство
распространение цифровых технологий среди малых и средних форм хозяйствующих субъектов в российской Федерации
Назаренко А.А. 1
1 Российский экономический университет имени ГВ. Плеханова, Москва, Россия
АННОТАЦИЯ:_
Цифровизация крайне важна для всех видов предпринимательских субъектов, но в особенности для малых форм, так как предоставляет инструменты, с помощью которых малые и средние фирмы компенсируют ограничения, обусловленные их относительно небольшим размером. Поскольку в официальной статистике не представлены данные, непосредственно отражающие уровень распространения цифровых технологий среди субъектов МСП, нами предложена альтернативная методика оценки на основе данных об использовании информационных и коммуникационных технологий в распределении организаций по величине численности работников списочного состава. Проведенный анализ показал, что малые и средние предприятия отстают в освоении и внедрении цифровых технологий по сравнению с крупными фирмами. Разрыв увеличивается, когда технологии становятся более сложными (например, разрыв в использовании сети Интернет между малыми и средними и крупными фирмами меньше, чем в использовании CRM-, ERP- и SCM-систем). Затраты на внедрение и использование цифровых технологий также прямо пропорционально увеличиваются с размером фирм. Полученные выводы послужат основой дальнейшей работы по исследованию процесса цифровизации малых и средних форм хозяйствующих субъектов.
ФИНАНСИРОВАНИЕ. Исследование выполнено при финансовой поддержке ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: малые и средние предприятия, цифровизация, цифровая экономика, информационные и коммуникационные технологии, Интернет, программное обеспечение.
The spread of digital technologies in small
and medium-sized enterprises in the Russian Federation
Nazarenko A.A. 1
1 Plekhanov Russian University of Economics, Russia
введение
Цифровизация крайне важна для малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Она является инструментом, помогающим бизнесу преодолевать барьеры, связанные с относительно небольшим размером фирм. Цифровые технологии, такие как анализ больших данных, искусственный интеллект, блокчейн, обеспечивают большую
дифференциацию продуктов, лучшую интеграцию систем цепочки поставок и реализацию новых бизнес-моделей [14] (Leendertse, Schrijvers, Stam, 2020). Цифровизация существенно изменила рыночные условия, сократив эффективный размер фирмы.
В результате цифровой трансформации изменяются условия ведения бизнеса, в которых действует предприятие. Согласно исследованию ОЭСР, посвященному цифровой трансформации МСП, можно выделить 6 внешних компонентов, влияющих на деятельность фирмы, которые качественно изменяются при цифровой трансформации [17] (OECD, 2021). Так, цифровизация позволяет снизить операционные издержки, связанные с рыночной деятельностью, упрощает доступ к информации и сетям коммуникации. Отдельно выделяется политическое управление, которое составляет рамочную среду для остальных компонентов.
Распространение и развитие информационных технологий создает новые возможности доступа МСП к необходимым для развития стратегическим ресурсам [7] (Zemtsov, Mikhailov, 2021). Так, с развитием рынка финансовых технологий финтех-
ABSTRACT:_
Digitalization is extremely important for all types of business entities, but especially for small enterprises, because it provides tools with which small and medium-sized firms compensate for the limitations caused by their relatively small size. Since official statistics do not provide data directly reflecting the level of dissemination of digital technologies among SMEs, the author has proposed an alternative assessment methodology based on data on the application of information and communication technologies in organizations in the distribution by the size of the number of employees on the payroll. The analysis showed that small and medium-sized enterprises lag behind in the development and implementation of digital technologies compared to large firms. The gap increases when technologies become more complex (for example, the gap in the use of the Internet between small and medium-sized and large firms is smaller than in the use of CRM, ERP and SCM systems). The costs of implementing and using digital technologies also increase in direct proportion with the size of firms. The obtained conclusions will serve as the basis for further study of the digitalization process in small and medium-sized enterprises.
ACKNOWLEDGMENTS: The study was carried out with the financial support of the Plekhanov Russian University of Economics.
KEYWORDS: small and medium-sized enterprises, digitalization, digital economy information and communication technologies, Internet, software
JEL Classification: L26, M21, 031, 033, L86 Received: 06.10.2021 / Published: 24.12.2021
© Author(s) / Publication: PRIMEC Publishers
For correspondence: Nazarenko A.A. (nazarenko.alyona@bk.ru)
CITATION:_
Nazarenko A.A. (2021) Rasprostranenie tsifrovyh tekhnologiy sredi malyh i srednikh form khozyayst-vuyuschikh subektov v Rossiyskoy Federatsii [The spread of digital technologies in small and medium-sized enterprises in the Russian Federation]. Voprosy innovatsionnoy ekonomiki. 11. (4). - 1439-1450. doi: 10.18334/vinec. 1 1.4.1 13671
/
/
Институциональная и нормативная база
Условия на рынке
Инфраструктура
\
\
Предпринимательская среда
Доступ к трудовым ресурсам
Доступ к инновационным активам
Стратегические ресурсы ___/
Политическое управление /
Рисунок 1. Компоненты цифровой трансформацриМСП Источник: составлено автором.
компании становятся альтернативой традиционным финансоиым организациям. Процесс найма персонала также стал гораздо проще после появления специализированных цифровых сервисов. Посредством цифровой трансформации расширяется доступ к инновационным активам, таким как сами технологии, данные и т.д., а также снижается важность фивического расстояния дляраспространения инноваций.
Цифровые технологии меняют и институциональную среду. Электронное правительство и онлайн-платформы облегчают для предпринимателей получение государственных услуг в широком спектре областей: от регистрации бизнеса дособлюдения налогового законодательства [11] (аи1гНвпко, 2020).
Тем не менее; исследователи отмечают, что на сегодняшний день в России нет условий для стихийного становления зрелой цифровой экономики, развитие которой во многом основано на цифровой активности предпринимательского сообщества [5] (Ваппоуа, Zemtsov, Тзагеуа, 2020). Малые и средние предириятия иоставляют примерно 73,4% от оЛщего числа зарегистрированных предприятий в России, при этом, по данным Росстата, их вклад в ВВП не столь значителен - лишь 20%, по данным на 2020 год. Цифровая трансформация МСП послужила бы драйвером развития не только данного сектора, но в экон омики Роегии в цело м [10] (Sedova, Магагепко, 20и9).
ОБ АВТОРЕ:_
Назаренко Алена Андреевна, аспирант кафедры национальной и региональной экономики (па7агепко. a1yona0bk.ru)
цитировать СТАТЬЮ:_
Назаренко А.А. Распространение цифровых технологий среди малых и средних форм хозяйствующих субъектов в Российской Федерации // Вопросы инновационной экономики. - 2021. - Том 11. - № 4. -С. 1439-1450. Со1: 10.18334/у|пес. 1 1.4.1 13671
В рамках данной статьи мы сосредоточимся на отборе показателей и проведении первичной оценки уровня распространения информационных технологий среди малых и средних форм хозяйствующих субъектов в России.
Анализ распространения цифровых технологий среди малых и средних форм хозяйствующих субъектов в Российской Федерации
В официальной статистике не представлены данные, непосредственно отражающие уровень распространения цифровых технологий среди субъектов МСП в Российской Федерации. В связи с этим нами были проанализированы данные об использовании информационных и коммуникационных технологий в организациях в распределении по величине численности работников списочного состава, на основании чего сделаны выводы об уровне цифровизации малых и средних форм хозяйствующих субъектов в сравнении со среднероссийским показателем и показателем крупных фирм.
Категория субъекта МСП (микропредприятие, малое предприятие и среднее предприятие) определяется на основании критериев, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
Таблица 1
Действующие критерии отнесения хозяйствующих субъектов к МСП в России
Категория субъектов МСП Среднесписочная численность Доход предприятия
Микропредприятие до 15 человек до 120 млн рублей
Малое предприятие до 100 человек до 800 млн рублей
Среднее предприятие от 101 до 250 человек до 2 млрд рублей
Источник: составлено автором по материалам [1, 2].
Таким образом, условно отнесем к малым и средним формам хозяйствующих субъектов предприятия, среднесписочная численность работников которых не превышает 250 человек в соответствии с распределением, представленным в таблице 1.
С целью проведения анализа использования информационных и коммуникационных технологий в организациях, в том числе среди малых и средних форм, нами были выбраны следующие направления:
• использование сети Интернет;
• использование CRM-, ERP-, SCM-систем;
• затраты на внедрение и использование цифровых технологий.
Выбор данных показателей обусловлен тем, что они отражают степень готовности предприятий к развитию в сфере цифровых технологий: использование сети Интернет - необходимая база, платформа цифрового развития; использование CRM-,
82,4-
56,/
2010
84,8
,63,4
2011
_86,9_ /6,6
2012
_88,1_ /9,4
2013
_89,0_ 81,2
2014
88,1 /9,5
2015
_88,7_ 81,8
2016
88,9 83,2
2017
91,1 86,5
2018
91,2 86,6
2019
93,0
2020
Доля организаций, использовавших Интернет - Доля организаций, использующих широкополосный доступ к сети Интернет
Рисунок 2. Доля организаций, использовавших Интернет* / широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе обследованных организаций по Российской Федерации за 2010-2020 гг.,
процентов
* Данные об организациях, использовавших Интернет, за 2020 год отсутствуют. Источник: составлено авторами по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
ERP-, SCM-систем - свидетельство автоматизации процессов. Третий компонент -непосредственные затраты предприятий на внедрение и использование цифровых технологий.
На протяжении периода с 2010 года в России не только стабильно растет использование сети Интернет среди организеций, но и наблюдается постепенный полный переход организаций на широкооолосньой доступ (рис. 2).
Высокоскоростная широкополосная связь является необходимым условием цифровой трансформации МСП [3] (Abdrakhmanova, Vishnevsky, Gokhberg et. а1, 2021). Под широкополосным доступом к сети Интернет в данном случае подразумевается высокоскоростной доступ, обеспечивающий непрерывноеподключение к сети Интернет со скоростью 256 Кбит/с и выше в одном или двух направлениях. Высокая скорость доступа к сети необходима для полноценного использования различных интероет-ресурсов. Кроме того, различия в уроенях скоросеи сказываются на качестве предо -ставляемого клиентам сервиса.
Использование Интернета преобладает в крупных фирмах, нежели в малых и средних (табл. 2). Наибольший разрыв наблюдается в отношении исп ользовани я Интернета в коммерческих целях. (Согласнх исследованию СберИндтсса, соднржащему оценку изменения поведения потребителей в результате пандемии COVID-19, выросла доля покупок, совершаемых онлайн [12] (SberIndex, 2021). Данный тренд сохранился и после частичного снятия ограничений, связанных с пандемитй. Полнестью в онлайн преимущентвенно перешли те, кто и до пандемии периодически участвовал в онлайн-транзакциях. Очевидно, что большинство крупных компаний имеют свой веб-сайт, являющийся не столько каналом продажи, сколько ин струментом позици-онироваеия бренда фирмы. Использование Интернета в коммерчееких целях малым и средним бизнесом зависит в большей степени от необходимости, обуславливаемой
отраслью. Однако поскольку бизнес имеет тенденцию подстраиваться под поведение потребителей, в ближайшие годы стоит ждать роста использования Интернета в коммерческих целях малыми и средними фирмами.
Таблица2
Число организаций, использовавших интернет, в распределении по величине численности работников списочного состава по российской Федерации в целом
в 2019 году
в целях общего характера для взаимодействия с органами гос. управления в коммерческих целях Число обследованных организаций
Ед. % Ед. % Ед. %
Всего 224 141 91% 197914 80% 184 504 75% 246 754
s 50 чел. 152 402 88% 129 828 75% 117984 68% 173 287
51-100 чел. 24 779 97% 23 106 91% 22 437 88% 25 469
101-200 чел. 20 269 98% 19 253 93% 18 840 91% 20 759
201-250 чел. 5 396 98% 5 164 94% 5 028 91% 5 510
251-500 чел. 11 301 98% 10 883 94% 10 646 92% 11 590
501-1 000 чел. 5 983 99% 5 764 95% 5 679 94% 6 071
1 001-5 000 чел. 3 682 99% 3 593 96% 3 571 96% 3 737
5 001-10 000 чел. 236 99% 232 97% 227 95% 238
> 10 000 чел. 93 100% 91 98% 92 99% 93
Источник: составлено авторами по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
Использование Интернета для взаимодействия с органами государственного управления более однородно распространено среди фирм разных размеров, поскольку все больше государственных сервисов получают свои цифровые площадки, а их использование бизнесом позволяет сократить бюрократическую волокиту. Россия занимает 36-е место в Глобальном рейтинге ООН по развитию электронного правительства (EGDI) в 2020 году (из 193) [15] (United Nations, 2020). Большая доступность данных и инструментов их анализа может использоваться не только частными компаниями в коммерческих целях, но и правительствами с целью адаптации своих инструментов и повышения эффективности государственной политики в отношении МСП.
Цифровизация многогранна, что предполагает использование широкого спектра технологий с целью трансформации бизнес-процессов и расширения корпоративных ИТ-возможностей [9] (Loginovsky, Shestakov, Gallai, 2019).
Наибольшее распространение среди представленных на рисунке 3 информационных систем управления в России имеют ERP-системы, которые предоставляют программные инструменты для структуризации и управления внутренними и внешними информационными потоками: от человеческих ресурсов до бухгалтерского учета и
13,8 _■
14,8
5,1 4,1
7.5 5,7
2.6
____ 4,1-4,3-4,4-4,7
11,5 10,8
4,3
0
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020
— Дтля организаций, цсптльзтвовшцх ERP-сцстемы
— Дтяя организаций, цсптяьзтвовших CRM-сцсиемы
— Дтяя трганцзаций, цсптяьзтвавшцх SCM-сцсиемы
Рисунок 3. Доля организаций,использовавших ERP, CRM и SCM-системы, в общем числе
обследованных организаций по Российской Федерации за 2010-2020 гг., процентов Источник: составлено авторами по материалам официтльного сайта Феде°цльной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
продаж (рис. 3). CRM -системы представляют собой программное обеспечение для управления взаимоотношениями с клиентами (как фактическими, так и потенциальными) [6] (Zakharova, Ivanov, Kokoulina et. all, 2021). SCM-системы, в свою очередь, используются для управления цепочками взаимодействия между собственными сотрудниками фирмы и поставщиками. В связи со спецификой использования преимущественно в логистических и производственных процессах данный тип систем имеет наименьшее распространение.
C 2010 по 2019я г. в России наблюдслся роит использования программных систем управления организациями. Подобныв системы повышают эффективность работы организации, поскольку автоматизируют планирование, инвентаризацию, закупки и другие бизнес-функции [13], (Andrews, Nicoletti, Timiliotis, 2018). Причинами снижения показателя в 2020 году могут являться последствия вызванного пандемией COVID-19 падения экономики: сокртщение числа фирм и сокращения внутренних затрат организаций, в т.ч. на лицензионное; программное обеспечетие [8] (Kokorev,
Наблюдается существенный разрыв в использовании программного обеспечения для управления процессами между фирмами в зависимости их размера (табл. 3). Представленное распределение также имеет ярко выраженный экспоненциальный характер, как и в случае с использованием Интернета - ERP-, CRM- и SCM-системы применяются чаще в крупных фирмах, чем в средних и малых. На практике фирмы внедряют подобного рода системы, когда достигают критического размера, что позволяет им справляться со сложностью обработки информационных потоков [4], (Avdeeva, Tsysov, 2020). Малые фирмы зачастую адоптируют под свои нужды такие программные средства, как Excel и Word, что проигрывает в качестве обработки информации и количестве затрачиваемого времени.
У МСП меньше финансовых ресурсов для освоения цифровых технологий (рис. 4).
2021)
Таблица 3
Число организаций, использовавших ERP-, CRM- и SCM-системы, в распределении по величине численности работников списочного состава по Российской Федерации в целом в 2019 году
Число организаций, имевших Число обследованных организаций
ERP-системы CRM-системы SCM-системы
Ед. % Ед. % Ед. %
Всего 36 462 15% 34 203 14% 16 384 7% 246 754
s 50 чел. 21 609 12% 21 975 13% 19 130 6% 173 287
51-100 чел. 3 649 14% 3 496 14% 1 549 6% 25 469
101-200 чел. 3 513 17% 3 244 16% 1 342 6% 20 759
201-250 чел. 1 100 20% 898 16% 344 6% 5 510
251-500 чел. 2 711 23% 2 051 18% 863 7% 11 590
501-1 000 чел. 1 945 32% 1 312 22% 583 10% 6 071
1 001-5 000 чел. 1 701 46% 1 079 29% 487 13% 3 737
5 001-10 ООО чел. 162 68% 99 42% 52 22% 238
> 10 000 чел. 72 77% 51 55% 34 37% 93
Источник: составлено авторами по материалам официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
< 50 чел.
> 10 000 чел. 51 -100 чел.
12%
9%
5 001 - 10 000 чел.
1 001 - 5 000 чел.
4%
7%
37%
101 - 200 чел.
201 - 250 чел.
501 -1 000 чел.
251 - 500 чел.
Рисунок 4. Затраты на внедрение и использование цифровых технологий в распределении организаций пн величине численности работников списочного состава, впролентах от общего объема затрат по Российской Федерации в целом в 2019 году Источник: составлеио авторами по материалам ефициального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 15.09.2021).
Большая часть совокупных затрат на внедрение и использование цифровых технологий приходится на долю организаций, списочная численность которых находится в интервале от одной до пяти тысяч человек (37%). Это отчасти объясняется распределением данного показателя по видам экономической деятельности: 27,8% - деятельность головных офисов и деятельность по управлению холдинг-компаниями; 21,5% - сектор информационно-коммуникационных технологий; 17,5% - организации, оказывающие финансовые услуги. Разрыв в показателе затрат на внедрение и использование цифровых технологий у относительно малых форм хозяйствующих субъектов по сравнению с крупными фирмами является характерной особенностью для всех направлений затрат по внедрению и использованию цифровых технологий. При этом вне зависимости от размера фирмы от 70 до 85% затрат составляют внутренние затраты. Основу данной категории составляют:
• приобретение машин и оборудования, связанных с цифровыми технологиями, а также их техническое обслуживание (30-40% от общего объема затрат);
• приобретение программного обеспечения, его адаптация и доработка (15-25%);
• оплата услуг электросвязи (10-20%).
Внешние затраты в основном связаны с арендой, адаптацией, технической поддержкой и обновлением программного обеспечения.
Заключение
Таким образом, по сравнению с крупными фирмами малые и средние предприятия отстают в цифровой трансформации. Доля организаций, использующих Интернет, а также ERP-, CRM- и SCM-системы среди малых фирм ниже среднероссийского значения, показатель средних фирм пограничен.
Существует сравнительно небольшой разрыв в показателях использования сети Интернет между малыми, средними и крупными фирмами. Наиболее равномерно распространено электронное взаимодействие с государством. Разрыв между фирмами в области внедрения и использования цифровых технологий увеличивается, когда последние становятся более сложными, что показательно на примере использования ERP-, CRM- и SCM-систем. Большая часть затрат на внедрение и использование цифровых технологий также приходится на крупные субъекты предпринимательства, нежели на средние и малые.
Подобный разрыв в освоении цифровых технологий, прямо пропорциональный размеру бизнеса, характерен не только для Российской Федерации, в странах ОЭСР наблюдается схожая картина [17] (OECD, 2021). Тем не менее в малом и среднем бизнесе уже началась и продолжается цифровая трансформация. Исследователи отмечают, что модели диффузии относительно схожи между малыми, средними и крупными фирмами, последние лишь быстрее движутся по кривой [16] (OECD, 2019). Вместе с тем представляет целесообразность использование дифференцированного подхода как при изучении вопроса цифровой трансформации предпринимательского сектора, так и при разработке мер государственной политики по вопросу развития цифровой экономики.
ИСТОЧНИКИ:
1. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ (ред. от 02.07.2021 г.) «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 15.09.2021).
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства». Консультант Плюс. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_196415/ (дата обращения: 15.09.2021).
3. Абдрахманова Г. И., Вишневский К. О., Гохберг Л. М. и др. Индикаторы цифровой экономики: 2021. / статистический сборник. - НИУ ВШЭ, 2021.
4. Авдеева И.Л., Цысов А.С. Современный анализ и перспективы развития цифровых технологий в промышленных экономических системах // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 2 (28). - c. 24-30.
5. Баринова В.А., Земцов С.П., Царева Ю.В. Улучшение делового климата для МСП как ответ на текущий кризис и пандемию коронавируса // Экономическое развитие России. - 2020. - № 7. - c. 54-65.
6. Захарова Т.И., Иванов А.А., Кокоулина О.П., Халиль И.А., Цимбалюк А.А. Сущность концепции управления взаимоотношениями с клиентами (crm-системы) и ее роль в повышении эффективности деятельности в современных организациях // Инновации и инвестиции. - 2021. - № 6. - c. 44-51.
7. Земцов С.П., Михайлов А.А. Тенденции и факторы развития малого и среднего бизнеса в регионах России в период коронакризиса // Экономическое развитие России. - 2021. - № 4. - c. 34-45.
8. Кокорев А.С. Влияние пандемии на малый и средний бизнес // Московский экономический журнал. - 2021. - № 2.
9. Логиновский О.В., Шестаков А.Л., Голлай А.В. Современные информационные технологии и необходимость повышения качества управления организационными и корпоративными структурами // Вестник ЮУрГУ. Серия: Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника. - 2019. - № 3. - c. 116-125.
10. Седова Н.В., Назаренко А.А. Развитие малого и среднего предпринимательства как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Национальные интересы. - 2019. - № 8(377). - c. 1424-1439.
11. Сульженко С.А. Развитие налогового администрирования в условиях цифровиза-ции // Финансовые исследования. - 2020. - № 3(68). - c. 71-81.
12. Потребление после пандемии. СберИндекс. 2021. [Электронный ресурс]. URL: https://sberindex.ru/ru/researches/potreblenie-posle-pandemii-onlain-polzovateli-stali-bolshe-tratit-v-internete-konservatory-ostayutsya-oflain (дата обращения: 10.09.2021).
13. Andrews D., Nicoletti G., Timiliotis C. Going digital: what determines technology diffusion among firms. 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://one.oecd.org/document/ ECO/CPE/WP1(2018)8/en/pdf (дата обращения: 25.09.2021).
14. Leendertse J., Schrijvers M., Stam E. Measure Twice, Cut Once. Entrepreneurial Ecosystem Metrics. - Utrecht University School of Economics Research Institute, 2020.
15. E-Government Survey. United Nations. Department of economic and social affairs. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/ egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20 -%20Russian.pdf (дата обращения: 18.09.2021).
16. SME and Entrepreneurship Outlook 2019. - OECD, 2019.
17. The Digital Transformation of SMEs. - OECD, 2021.
REFERENCES:
SME and Entrepreneurship Outlook 2019 (2019). The Digital Transformation of SMEs (2021).
Abdrakhmanova G. I., Vishnevskiy K. O., Gokhberg L. M. i dr. (2021). Indikatory tsifro-
voy ekonomiki: 2021 [Digital Economy Indicators: 2021] (in Russian). Andrews D., Nicoletti G., Timiliotis C. Going digital: what determines technology diffusion among firms. 2018. Retrieved September 25, 2021, from https://one.oecd.org/ document/ECO/CPE/WP1(2018)8/en/pdf Avdeeva I.L., Tsysov A.S. (2020). Sovremennyy analiz i perspektivy razvitiya tsifrovyh tekhnologiy v promyshlennyh ekonomicheskikh sistemakh [Modern analysis and prospects for the development of digital technologies in industrial economic systems]. Estestvenno-gumanitarnye issledovaniya. (2 (28)). 24-30. (in Russian). Barinova V.A., Zemtsov S.P., Tsareva Yu.V. (2020). Uluchshenie delovogo klimata dlya MSP kak otvet na tekushchiy krizis i pandemiyu koronavirusa [Improvement of business climate for SME as a response to the current crisis and coronavirus pandemic]. Russian Economic Developments. (7). 54-65. (in Russian). E-Government SurveyUnited Nations. Department of economic and social affairs. 2020. Retrieved September 18, 2021 , from https://publicadministration.un.org/egovkb/ Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20 Survey%20-%20Russian.pdf Kokorev A.S. (2021). Vliyanie pandemii na malyy i sredniy biznes [Impact of the pandemic on small and medium-sized businesses]. Moscow Economic Journal. (2). (in Russian).
Leendertse J., Schrijvers M., Stam E. (2020). Measure Twice, Cut Once. Entrepreneurial Ecosystem Metrics
Loginovskiy O.V., Shestakov A.L., Gollay A.V. (2019). Sovremennye informatsionnye tekhnologii i neobkhodimost povysheniya kachestva upravleniya organizatsionnymi i korporativnymi strukturami [Modern information technologies and the need to improve the quality of management of organizational and corporate structures]. Vestnik YuUrGU. Seriya: Kompyuternye tekhnologii, upravlenie, radioelektronika. (3). 116-125. (in Russian).
Sedova N.V., Nazarenko A.A. (2019). Razvitie malogo i srednego predprinimatel-stva kak faktor obespecheniya ekonomicheskoy bezopasnosti Rossiyskoy Federatsii [Developing small and medium-sized entrepreneurship as a factor of Russia's economic security]. National interests: priorities and security. (8(377)). 1424-1439. (in Russian).
Sulzhenko S.A. (2020). Razvitie nalogovogo administrirovaniya v usloviyakh tsi-frovizatsii [Development of tax administration under digitalization]. "Finansovye issledovania". (3(68)). 71-81. (in Russian).
Zakharova T.I., Ivanov A.A., Kokoulina O.P., Khalil I.A., Tsimbalyuk A.A. (2021). Sushchnost kontseptsii upravleniya vzaimootnosheniyami s klientami (crm-sistemy) i ee rol v povyshenii effektivnosti deyatelnosti v sovremennyh organizatsiyakh [Crmsystem and its role in improving the efficiency of modern organizations]. Innovation and Investment. (6). 44-51. (in Russian).
Zemtsov S.P., Mikhaylov A.A. (2021). Tendentsii i faktory razvitiya malogo i srednego biznesa v regionakh Rossii v period koronakrizisa [Trends and factors of development of small and medium-sized businesses in Russian regions during corona crisis]. Russian Economic Developments. (4). 34-45. (in Russian).