Лобашёва Алёна Александровна
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕТИ ИСЛАМСКОГО ФРОНТА СПАСЕНИЯ АЛЖИРА В ЕВРОПЕ В 1990-Е
В статье рассматривается деятельность Исламского фронта спасения Алжира во Франции и других европейских странах в 1990-х гг. Автор раскрывает масштаб сети алжирских исламистов в Европе, а также анализирует преемственные и идеологические связи между различными структурами ИФС. Пример деятельности ИФС в Европе представляет особую значимость, поскольку может способствовать более детальному осмыслению феномена исламизма и вытекающего из него исламского терроризма. Многие методы борьбы и линии поведения, использованные алжирскими исламистами в 1990-х годах, повторяются в настоящее время другими более организованными и радикальными движениями, чем объясняется актуальность представленного исследования.
Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/З^СИб^ДО.^т!
Источник
Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики
Тамбов: Грамота, 2016. № 2 (64). C. 96-99. ISSN 1997-292X.
Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html
Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/2/
© Издательство "Грамота"
Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]
10. Измоденова Н. Н. Суеверия как способ жизнедеятельности образованных групп населения // Труды Кольского научного центра РАН. 2013. № 6 (19). С. 20-35.
11. Кринко Е. Ф. Вера и суеверия на фронте и в тылу в условиях военного времени (1941-1945) // Былые годы: российский исторический журнал. 2013. № 3 (29). С. 53-61.
12. Писко К. И. Английские суеверия, связанные с днями недели, и их отражение в пословицах // Вестник Московского государственного областного университета. Сер. Лингвистика. 2009. № 1. С. 92-98.
13. Попов В. Природа и сущность суеверия // Аналитика культурологии. 2010. № 16. С. 278-280.
14. Попов В. С. Суеверия в современной социальной среде (на примере Интернета) // Аналитика культурологии. 2011. № 20. С. 217-219.
15. Ремезов Н. А. Приметы и суеверия советских солдат на войне // Труды молодых ученых Алтайского государственного университета. 2011. № 8. С. 364-365.
16. Яфиа Ю. Д. Х Суеверия, распространенные на территории Ирака в настоящее время // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2005. № 1. С. 139-144.
ROLE OF SUPERSTITIONS AS A SEGMENT OF MASS CONSCIOUSNESS OF THE MODERN RUSSIAN SOCIETY
Lobazova Ol'ga Fedorovna, Doctor in Philosophy, Associate Professor Russian State Social University yashik211@rambler. ru
In the article the peculiarities of the formation and replication of modern superstitions as a traditional and constantly modified segment of the mass consciousness of the Russian society are revealed. The author considers the conditions of modern superstitions development and the spectrum of the roles of superstitions in the modern society, which are conventionally denoted as "insurance policy", "gift for housewarming party", and "chance for creativity". True rationality and pseudo-rationality in superstitions justification are analyzed; conclusions about trends in superstitions development are drawn.
Key words and phrases: modern superstitions; mass consciousness; sociocultural peculiarities; irrational ideas; quasi-religiosity.
УДК 327
Исторические науки и археология
В статье рассматривается деятельность Исламского фронта спасения Алжира во Франции и других европейских странах в 1990-х гг. Автор раскрывает масштаб сети алжирских исламистов в Европе, а также анализирует преемственные и идеологические связи между различными структурами ИФС. Пример деятельности ИФС в Европе представляет особую значимость, поскольку может способствовать более детальному осмыслению феномена исламизма и вытекающего из него исламского терроризма. Многие методы борьбы и линии поведения, использованные алжирскими исламистами в 1990-х годах, повторяются в настоящее время другими более организованными и радикальными движениями, чем объясняется актуальность представленного исследования.
Ключевые слова и фразы: Исламский фронт спасения; исламизм; Франция; Европа; борьба с исламизмом; Алжир; сеть исламистов; международные отношения.
Лобашёва Алёна Александровна
Казанский (Приволжский) федеральный университет alena. lobasheva@gmail. com
РАСПРОСТРАНЕНИЕ СЕТИ ИСЛАМСКОГО ФРОНТА СПАСЕНИЯ АЛЖИРА В ЕВРОПЕ В 1990-Е ГГ.
Вступая в XXI век, мир содрогнулся от новых вызовов современности и, прежде всего, международного терроризма, который в настоящее время получил исключительно мусульманское лицо. Исламофобия росла на протяжении последних пятнадцати лет, начиная с взрывов башен в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года до терактов в Париже 13 ноября 2015 года. Феномен международного терроризма становится особой формой международной напряженности, искусственно раздуваемой средствами массовой информации до уровня ис-ламофобии, ксенофобии и антисемитизма, в результате чего региональные проблемы разрастаются до уровня глобальных [4, с. 26] и переходят в столкновения между христианской и мусульманской цивилизациями. Однако этот «вызов XXI века» не так уж и нов и корнями уходит в предыдущий век, особенно это касается Европы, которую не раз сотрясали крупные теракты. Например, Францию, чью столицу волна исламистского террора затронула еще в 1995 году.
Франция оказалась одной из первых стран Европы, встретившихся лицом к лицу с угрозой радикальных исламистов, которые затем выросли в экстремистов и террористов. Тем не менее, с взрывов 1995 года, устроенных Вооруженной исламской группой (ВИГ), Париж стал стратегически важным объектом для террористов.
Вышеупомянутая ВИГ была тесно связана с деятельностью Исламского фронта спасения (ИФС) Алжира, где он появился как главная оппозиционная партия существовавшему однопартийному режиму на волне демократизации страны в конце 1980-х годов. ИФС с успехом прошел этап муниципальных выборов в Алжире и вышел во второй тур парламентских выборов, который был отменен военным путем. Собственно в январе 1992 года в Алжире произошел военный переворот, итогами которого стали отставка действующего президента Бенджедида Шадли, купирование демократических выборов и последующая многолетняя вооруженная борьба с исламистской оппозицией. Нужно отметить, что без вмешательства армии в политический процесс Алжир стал бы исламистским государством, его дальнейшее мирное развитие, так же, как ситуация в средиземноморском регионе, оказалось бы под угрозой. Однако на том этапе развития событий европейские страны, защищая принципы демократии, не были готовы однозначно принять военный режим в Алжире и осознать опасность, исходящую от ИФС. Европа под влиянием Франции, которая как бывшая метрополия имела в вопросе по Алжиру больший вес, заняла двусмысленную и молчаливую позицию.
Отстраненность европейских держав от политического кризиса в Алжире была воспринята алжирскими исламистами как знак в их поддержку, в силу чего основные лидеры и деятели запрещенного в Алжире ИФС направились в Европу. С началом политического кризиса в Алжире Франция столкнулась с волной мигрантов и беженцев, искавших убежище и защиту своих прав на территории бывшей метрополии. Однако, по свидетельствам алжирских беженцев, пересечь границу для простых граждан было очень сложно, тогда как сторонники ИФС попадали в Европу без особых затруднений. Потому, даже лишившись к 1992 году своих идейных вдохновителей и исторических лидеров Абасси Мадани и Али Бенхаджа, ИФС продолжил деятельность за пределами Алжира, культивируя идею создания «исламского правительства в изгнании» под руководством Рабаха Кебира. Основываясь на принципе демократии, можно сказать, что ИФС действительно имел больше легитимности, чем приведенный к власти армией ВГС во главе с Будиафом [1]. После государственного переворота ИФС старался позиционировать себя как политическая партия: «...мы не просили Запад поддерживать наш исламский проект общества, к которому они не имеют отношения, а защитить принципы демократии, которые мы использовали, чтобы прийти к власти» [5, р. 189]. Правительства европейских стран искали возможность установить контакты с представителями алжирского исламистского движения, а исламисты активно создавали свои ячейки в Европе.
Возможность создать представительскую организацию ИФС во Франции появилась с момента его легализации в Алжире. Некоторые лидеры ИФС еще до создания партии работали в Европе, в частности во Франции, налаживая связи с алжирской диаспорой, что в момент кризиса 1990-х гг. сыграло значительную роль. Алжирское братство Франции (АБФ), созданное в 1987 году Джаффаром Эль Хуари, изначально было молодежной организацией, объединявшей алжирских студентов, однако после переворота 1992 года эта организация стала главным представительским органом ИФС [2].
Алжирское братство действовало совместно с Большой парижской мечетью, где доминировали алжирцы и через которую АБФ проводило пропаганду идей исламизма ИФС. Алжирское братство координировало другие исламистские ассоциации в Париже, число сторонников ИФС в которых быстро росло. Только с ноября по декабрь 1992 года количество симпатизирующих ИФС выросло почти в два раза - с 350 до 600 человек, -включало не только алжирцев, но и тунисцев и марокканцев [11]. Через несколько месяцев после создания АБФ похожие структуры под прикрытием различных обществ и мечетей появились во всех крупных городах Франции. Главными задачами Братства были сбор средств и агитация за продолжение вооруженной борьбы в Алжире, в связи с чем оно было включено в список радикальных организаций во Франции. Кроме того, по данным французских спецслужб, ни АБФ, ни ИФС в Алжире не были стеснены в денежных средствах, получая огромный доход от наркотрафика и контрабанды, которую осуществляли молодые магрибинцы [8].
С разрастанием конфликта в Алжире руководители АБФ начали распространять призывы к вооруженному сопротивлению, что спровоцировало более пристальное внимание к ним со стороны службы безопасности Франции. В 1993 году французские спецслужбы провели операцию «Хризантема», в рамках которой были арестованы некоторые члены представительства ИФС во Франции, в том числе Мусса Крауш, Лабри Беддиаф; Джаффар Эль Хуари был выслан в Буркино Фасо, откуда бежал в Лондон [10].
Однако результаты этой операции оказались малоудовлетворительными, не было открыто ни одного серьезного дела, так как, кроме нескольких спекулянтов оружием и поддельными документами, были найдены только неясные листовки и другие «подрывные документы» ИФС. Таким образом, сеть ИФС оказалась практически не поддающейся обнаружению из-за разобщенности симпатизирующих ИФС исламистов и крайней раздробленности филиалов. После захвата исламистами самолета «Эр Франс» со 170 пассажирами в декабре 1994 года во Франции среди трех млн мусульман из стран Магриба было арестовано 300 исламо-экстремистов, у которых во время обысков нашли много оружия, боеприпасов, агитлитературы и целую типографию [3, с. 233].
Вся сеть алжирских исламистских организаций в Европе координировалась «исполнительной инстанцией ИФС за границей», сформированной в 1993 году. В связи с запрещением деятельности ИФС во Франции, а также нараставшим вниманием к исламистам французских спецслужб, руководство ИФС выразило намерение провозгласить «исламское правительство», базирующееся в Хартуме, Тегеране или одной из европейских столиц. Вскоре эти планы были реализованы, однако определенной штаб-квартиры правительство не получило и действовало через своих членов в разных странах. Председателем был назначен Рабах Кебир, пост вице-председателя поручен Камереддину Кербану, в состав также вошли Анвар Хаддам, Абдалла Анас, Улд Адда Абделькрим и другие видные деятели политического крыла исламистского движения [9].
Представительство ИФС за границей старалось окружить себя всеми атрибутами государственной власти и правительственными структурами.
Несмотря на все попытки членов исламского правительства в изгнании легализовать деятельность и существование ИФС, все его члены оставались под постоянным прицелом алжирской и французской разведок, находя убежище в других европейских странах. Нанося на карту страны, в которых проживали и вели свою деятельность члены исламского правительства, можно представить масштаб алжирской исламистской сети в Европе.
В 1990-е гг. Германия стала одной из главных тыловых баз для исламистов, отсюда шла значительная часть поставок оружия и поддельных документов в Алжир. В Германию выехали и четверо сыновей Аббаси Мадани, двое из которых оказались в тюрьме. Алжирские исламисты также создали Фонд Муафак в Карлсруэ недалеко от франко-германской границы, похожий на Алжирское братство Франции [12, р. 191]. В 1994 году в Германии проживало более 1100 человек, симпатизирующих ИФС, и 200 исламистов, считавшихся опасными. Из Германии поставки оружия в Алжир шли через Францию и Испанию, где регулярно арестовывались машины с боеприпасами [6].
Во многих европейских странах, в частности Франции, Швейцарии, Италии, Бельгии, в 1994-95 гг. при содействии членов ИФС стали появляться небольшие вооруженные группы, сфера деятельности которых сильно варьировалась. Лица, ответственные за создание и руководство этими ячейками, находились под наблюдением, а потому переезжали из страны в страну. Как, например, Джамель Луничи, начавший свою деятельность по снабжению исламистов оружием в Германии, сбежал в 1994 году от преследований в Италию. Луничи часто назывался главным координатором трафика вооружений и поддельных документов для ВИГ [7, р. 94-99].
Алжирские исламисты ИФС и ВИГ активно использовали большую общину своих соотечественников, проживающих в Бельгии, для того чтобы создать тыловую базу и логистические сети. Бельгийская полиция при помощи французских коллег арестовала двенадцать исламистов во главе с Ахмедом Зауи, а также обнаружила в Брюсселе, Вареме и Льеже значительные резервы оружия, средства коммуникации, поддельные документы, материалы пропаганды ИФС и ВИГ. Последующие расследования раскрыли существование сети вооруженных алжирских групп по всей Европе: в Дании, Швеции (Абделькрим Денеш), в Германии, Франции и Италии. Зауи часто ездил в Швейцарию для встреч с Мурадом Дина, который имел доступ к исламистским финансовым структурам в Европе [12, р. 171-173].
Большая часть финансовых средств, получаемых исламистами в разных странах Европы, проходили через швейцарские банки. Таким образом, отделения ИФС в Швейцарии играли одну из самых важных ролей в жизнедеятельности всего алжирского исламистского движения. Здесь основным координирующим лицом выступил физик-атомщик Мурад Дина, который, находясь в контакте с соратниками во Франции и Анваром Хаддамом в США, создал первое общество поддержки алжирским исламистам наподобие «легальной» витрины ИФС. Эта новая организация никоим образом не ассоциировала себя с военным крылом движения, признавая свою связь только с руководством ИФС в изгнании.
Постепенно в Швейцарию стекались основные действующие лица алжирского политического исламистского движения в Европе. Так что после призыва эмира Исламской армии спасения, вооруженного крыла Исламского фронта, Мадани Мерзага пойти на перемирие в 1997 году, именно в Швейцарии была учреждена новая структура ИФС с целью объединить всех противников идеей «национального примирения». 5 октября 1997 года было объявлено о создании Координационного совета Исламского фронта спасения (КС ИФС), считавшегося наследником изначального ИФС.
Для КС ИФС в Швейцарии под руководством Мурада Дина был очень важен альянс с Обществом алжирцев Великобритании (ОАВ), поскольку мог позволить идеологически усилить движение и увеличить количество последователей. ОАВ во главе с генеральным секретарем Абдаллой Аль-Маси в 1997 году заняло позицию, близкую политическому крылу ИФС.
Еще в 1960-е гг. Лондон стал основным европейским центром исламистов, в 1995 году там действовали четыре тысячи исламских ассоциаций, издававших тридцать газет и журналов, включая орган алжирских исламистов «Аль-Аснар» [3, с. 237]. С самого начала конфликта алжирские исламисты активно действовали на территории Великобритании через различные ассоциации и благотворительные организации, созданные для защиты интересов той или иной вооруженной группировки. Лондонское Сити стало финансовой столицей для исламистов, где находились средства большинства мировых исламистских движений, таких как Братья-мусульмане, Джамаат ислами и других.
Члены ИФС также находили поддержку в островном государстве, куда уезжали с 1991 года. Здесь были Мохаммед Дниди, бывший директор еженедельного издания Л1 Balagh, Рашид Рамдан, один из предполагаемых спонсоров ВИГ, а также Камареддин Кербан, названный «афганцем» и исключенный из рядов ИФС за радикализм. В Лондоне был раскрыт штаб алжирских террористов во главе с Абу Фаресом, заочно приговоренным в Алжире к смерти и управлявшим боевиками во Франции, Бельгии и Италии. Члены ИФС сделали из Алжирского общества в Великобритании трибуну для своих высказываний, откуда доносились обвинения французского правительства в поддержке алжирскому режиму и враждебной политике в отношении алжирцев, особенно симпатизирующих ИФС.
Немногочисленные члены политического крыла ИФС часто посещали Мечеть Исламского форума на юге Лондона, строительство и деятельность которой обеспечивались за счет средств, поступающих из Саудовской Аравии. А в Центральной мечети Риджентс-парка и мечети Финсбери-парка был организован сбор средств в поддержку ИФС и ВИГ. Это была лишь малая толика тех финансовых потоков, которые проходили
через Лондон и попадали в руки исламистов. Фонды пополнялись из стран арабского полуострова (Саудовской Аравии, Кувейта, Арабских эмиратов), из мусульманских стран индийского субконтинента (Индии, Пакистана, Бангладеша) и из Ирана, а транзакции происходили через небольшие и неконтролируемые банки стран Латинской Америки или юга Европы.
Таким образом, можно понять, что Исламский фронт, будучи сильной и активной организацией в 1990-х гг., создал разветвленную сеть по всей Европе. Зная, что ИФС был алжирской партией, логично предположить, что он имел связи в бывшей метрополии, но его деятельность не ограничивалась Францией. Алжирские исламисты имели сторонников и последователей практически во всех европейских странах, соответственно, каждая из них находилась под угрозой. При этом правительства некоторых западных государств настаивали на необходимости диалога с умеренными исламистами. Но нужно понимать, что политические или умеренные исламисты и вооруженные исламские группировки были связаны между собой, и те, и другие считали своей целью установление исламского государства в Алжире, шли к этой цели разными путями и готовы были применить все возможные средства. Несмотря на размах деятельности ИФС в Европе, он был изначально оппозиционным исламистским движением одной страны - Алжира, а не международной террористической организацией, как Аль-Каида или Исламское государство.
Некоторые алгоритмы действий исламских радикалов Алжира в Европе в 1990-х гг. можно переложить и на другие конфликты с участием исламистов, как, например, неутихающий кризис на Ближнем Востоке, а точнее - его влияние на безопасность Европы. Опыт борьбы с алжирским исламизмом позволяет нам сделать следующие выводы:
- разрозненность ячеек ИФС и ВИГ в Европе была одновременно и слабой, и сильной стороной исламистов, так как не давала им возможности скооперировать действия, но создавала трудности службам безопасности при обнаружении целостной организации, на что ушли годы работы и многочисленные спецоперации;
- несмотря на большую локализацию алжирских исламистов во Франции, их полноценная деятельность не могла быть организована без связей с идейными сторонниками в других странах Европы, которые не были затронуты терактами, но через которые проходили пути поставок оружия, поддельных документов и финансовых средств;
- целью ИФС была смена государственного устройства в Алжире, соответственно, алжирские исламисты внутри и вне Алжира поддерживали друг друга, переломить ситуацию по борьбе с ними удалось к концу 1990-х гг. путем стабилизации ситуации в Алжире и решительных действий в поддержку алжирского правительства со стороны западных государств.
Представленные выводы основываются на глубоком анализе российских и иностранных источников, некоторые из которых впервые вводятся в научный оборот и могут иметь как теоретическое, так и практическое применение.
Список литературы
1. Бабкин С. Э., Миронова Е. И. Алжир: три года на грани гражданской войны. М. : Институт Африки РАН, 1995.
2. Интервью автора с Мурадом Дина. Париж, апрель 2015.
3. Ланда Р. Г. История Алжира. ХХ век. М.: Институт востоковедения РАН, 1999. 308 с.
4. Савельев В. Н. Международный терроризм в системе глобальных отношений: религиозный аспект // Религиозный экстремизм и фундаментализм: справочное издание / под ред. П. Н. Костылева, В. В. Миронова. М., 2008.
5. Denaud P. Algérie. Le FIS: sa direction parle. L'Harmattan, 1997. 316 p.
6. Encore une filière allemande // El Watan. 1994. 31 aout.
7. Lariège J. Islamistes algériens au coeur de l'Europe. La menace djaz'ariste. P.: Ellipses edition Marketing S.A., 2005. 240 p.
8. Le spectre de réseaux islamistes algériens [Электронный ресурс] // La Dépêche internationale des drogues. 1993. 1 décembre. URL: http://www.voltairenet.org/article5827.html (дата обращения: 12.01.2016).
9. Maghreb confidential. 1992. 15 octobre.
10. Maghreb confidential. 1993. 11 novembre.
11. Raufer X. France: les sous-marins du FIS [Электронный ресурс] // L'Express. 1993. 29 avril. URL: http://www.lexpress.fr/ informations/france-les-sous-marins-du-fis_605311.html (дата обращения: 12.01.2016).
12. Sfeir A. Les réseaux d'Allah. Les filières islamistes en France et en Europe. P.: Plon, 1997. 271 p.
SPREAD OF NETWORK OF THE ISLAMIC SALVATION FRONT OF ALGERIA IN EUROPE IN THE 1990S
Lobasheva Alena Aleksandrovna
Kazan (Volga Region) Federal University alena. lobasheva@gmail. com
The article examines the activity of the Islamic Salvation Front of Algeria in France and other European countries in the 1990s. The author reveals the scale of the network of Algerian Islamists in Europe, and also analyzes successive and ideological connections between various structures of the ISF. The example of the activity of the ISF in Europe is of special significance as it may contribute to more thorough comprehension of the phenomenon of Islamism and Islamic terrorism resulting from it. Many methods of struggle and lines of behavior, which were used by Algerian Islamists in the 1990s, are repeated nowadays by more organized and radical movements, and it explains the topicality of the research.
Key words and phrases: The Islamic Salvation Front; Islamism; France; Europe; struggle with Islamism; Algeria; network of Islamists; international relations.