Научная статья на тему 'Радикальный исламизм в Алжире'

Радикальный исламизм в Алжире Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
331
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Долгов Б.

"Ближний Восток и современность", М., 2002 г., вып.15, с.6476.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Радикальный исламизм в Алжире»

Б.Долгов,

историк

РАДИКАЛЬНЫЙ ИСЛАМИЗМ В АЛЖИРЕ

Прошло три года после принятия в 1999 г. по инициативе президента Абд аль-Азиза Бутефлики Закона о восстановлении гражданского согласия в алжирском обществе. За это время уровень вооруженного противостояния радикальной исламистской оппозиции с силами правопорядка существенно снизился. Тем не менее об искоренении терроризма говорить еще рано. Более того, в период с февраля по апрель 2002 г., как утверждает алжирская газета "Либертэ", прослеживалась тенденция к усилению вооруженного экстремизма. За это время жертвами только 15 взрывов, устроенных террористами в различных районах Алжира, стали более 50 человек . Активность исламистских боевиков отмечалась в алжирской столице, а также в районе населенных пунктов Тиарет, Ксар Шеллаль и Сукур, где в результате их атак было убито несколько десятков мирных жителей. Радикальные исламистские силы, продолжающие проводить террористические акции, представлены, в основном, двумя группировками — Вооруженными исламскими группами (ВИГ) и Салафитской группой для проповеди и борьбы (СГПБ). Наиболее многочисленные и хорошо организованные ВИГ контролируют территории в районе г. Блида, к западу от столицы, а также области на западе и востоке Алжира в районе Орана, Аннабы и Жижели. Отряды СГПБ дислоцируются в основном в горных районах Кабилии. Кроме того, существует еще отделившаяся от СГПБ и действующая самостоятельно группа под командованием эмира Абд ар-Раззака, орудующая в районе г. Тебесса, недалеко от тунисской границы. Возросшая активность непримиримой исламистской оппозиции в определенной степени объяснялась стремлением ее лидеров доказать свою способность к дальнейшему вооруженному противостоянию с властями. Особенно, если принять во внимание то обстоятельство, что последним террористическим акциям исламистских боевиков предшествовали успешные действия сил правопорядка против ВИГ и СГПБ, в результате которых исламисты понесли существенные потери.

Наиболее впечатляющей операцией алжирских спецслужб стало уничтожение в течение февраля и марта 2002 г. двух полевых командиров (эмиров) ВИГ Мухтара Бен Мухтара и Аль-Мизана, а также

самого руководителя (национального эмира) ВИГ, печально известного Антара Зуабри. Причем, по некоторым сведениям, при его ликвидации алжирские спецслужбы сумели использовать борьбу за лидерство и личную вражду между Антаром Зуабри и эмиром СГПБ Ха-саном Хаттабом, который стремился объединить под своим командованием все силы непримиримой исламистской оппозиции. Антар Зу-абри возглавил ВИГ в 1996 г. и стал пятым по счету его национальным эмиром (все предыдущие лидеры ВИГ последовательно уничтожались алжирскими спецслужбами) с момента образования ВИГ в 1992 г.

В тот период в начале 90-х годов в Алжире произошла демократизация государственно-политической системы, на которую вынуждены были пойти власти, пытаясь таким образом выбраться из системного кризиса, переживавшегося алжирским обществом в конце 80-х годов. На волне демократизации и в результате широкого распространения исламистской идеологии, заполнявшей своеобразный идейно-политический вакуум, образовавшийся после отказа правящего режима от "социалистической ориентации", в первом туре парламентских выборов в 1991 г. одержал убедительную победу Исламский фронт спасения (ИФС)1). Этой самой массовой и влиятельной в то время политической партии достаточно было завоевать во втором туре выборов только 28 депутатских мест, чтобы иметь абсолютное большинство в парламенте, что позволяло ИФС изменить Конституцию и достичь своей программной цели — провозгласить в Алжире исламскую республику. Легитимному приходу к власти исламистов помешало вмешательство военных, традиционно, с момента завоевания Алжиром независимости, обладавших решающим влиянием на государственную политику.

Президент Шадли Бенджедид под нажимом армейского руководства вынужден был уйти в отставку, предварительно распустив

1) Исламский фронт спасения (ИФС) был создан в Алжире в марте 1989 г. и, по заявлению его лидера Аббаси Мадани, насчитывал в 1991 г. 3 млн. членов. ИФС располагал эффективной "партийной структурой, основу которой составляли комитеты кварталов (ляджна аль-хэй), формировавшиеся, как правило, при местных мечетях. Таким образом, ИФС к 1991 г. мог контролировать около 9 тыс. мечетей из их общего числа в Алжире, составлявшего 11 тыс. Кроме того, под эгидой ИФС были сформированы молодежная организация "Молодые мусульмане" (фитьян муслимун) и "Исламский профсоюз труда" (никаба ислямийя ли-ль-амаль).

парламент. Власть в Алжире перешла к Высшему государственному совету (ВГС), который отменил второй тур парламентских выборов, ввел в стране в феврале 1992 г. чрезвычайное положение, запретил ИФС, обвинив его руководство в "призыве к мятежу, и приступил к массовым арестам его активистов. На силовые действия властей исламистские боевики ответили развертыванием террористических актов, которые совершались в этот период экстремистскими группировками, провозгласившими джихад единственной формой борьбы за создание исламского государства. Именно к ним перешла инициатива в противостоянии с властями после запрета ИФС и ареста его руководителей. Основу этой радикальной исламистской оппозиции составляли бывшие участники Вооруженного алжирского исламского движения (ВАИД) Мустафы Буяли2) и алжирские "муджахеды-афганцы" (алжирские ветераны гражданской войны в Афганистане), число которых составляло примерно 3 тыс. человек. Впоследствии они составили ядро салафитского1) движения, структурировавшегося в октябре 1992 г. в вышеупомянутые Вооруженные исламские группы (ВИГ), наиболее радикальную исламистскую организацию.

Наряду с салафитами в ВИГ входили приверженцы других фундаменталистских течений, таких, как кутбисты (последователи Сейида Кутба) и такфиристы — их название происходит от египетской исламистской организации "Ат-такфир валь-хиджра" (Искупление и хиджра), обвинявших в отступничестве от подлинного ислама (куфр аль-муджтама') всех членов алжирского общества за исключением своих сторонников. Доминирующее положение в ВИГ занимали салафиты, и соответственно их первым эмиром стал лидер

2) Вооруженное алжирское исламское движение (ВАИД) было создано бывшим членом ФНО Мустафой Буяли в 1979 г., который вышел из него из-за несогласия с политикой социалистической ориентации, проводившейся в тот период руководством ФНО. Мустафа Буяли и его соратники были последователями египетского идеолога исламского фундаментализма Сейида Кутба (1906- 1966) и провозглашали своей целью создание в Алжире исламского государства путем вооруженной борьбы (джихада) с правящим режимом. В 1987 г. ВАИД была разгромлена алжирскими силами правопорядка, а сам Мустафа Буяли погиб в одном из столкновений с правительственными войсками.

1) Салафиты (салаф - предок, предшественник) - общее название мусульманских религиозных деятелей, которые в различные периоды истории ислама выступали с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины,

"праведных предков" (аль-асляф ас-салихун).

"муджахедов-салафитов" Абд аль-Хакк Лайада. В интервью, опубликованном в марте 1993 г. в издающемся в Стокгольме журнале "Аш-Шахада" (Свидетельство веры), Абд аль-Хакк Лайада заявлял об "исторической преемственности, воспринятой ВИГ от муджахидов движения Мустафы Буяли и афганского джихада". В том же интервью он утверждал, что "западное общество находится в состоянии полной духовной деградации и эра доминирования белого человека завершилась". При этом Абд аль-Хакк Лайада цитировал произведения Б.Рассела и книгу О.Шпенглера "Закат Европы".

Еще одним течением, входившим с 1994 по 1995 г. в состав ВИГ, были джазаиристы (название происходит от арабского аль-Джазаир — Алжир). Они считали, что в условиях Алжира для достижения конечной цели — создания исламского государства — можно использовать такие демократические институты, как свободная пресса, всеобщие выборы и многопартийная система. В джазаиристскую группу входили в основном выходцы из западных областей Алжира, многие из которых получили франкоязычное и англоязычное образование. Джазаиристов возглавлял бывший преподаватель алжирского университета Мухаммед Саид, считавшийся одним из наиболее известных представителей исламистской элиты. Ранее джазаиристы входили в ИФС (с июля 1991 г. и вплоть до его запрещения в марте 1992 г.). Причем Мухаммед Саид входил в меджлис ашшуру (Совещательный совет — руководящий орган ИФС) и был заместителем председателя ИФС. Эмиры ВИГ настороженно относились к концепции джазаиристов относительно использования институтов демократии в целях создания исламского государства, определяя такие методы как "кощунственные". Затем эта неприязнь вылилась в открытую вражду, выход джазаиристов из ВИГ, вооруженные столкновения между ними и убийство в ноябре 1995 г. боевиками ВИГ лидера джазаиристов Му-хамеда Саида, обвиненного Джамилем Зитуни, эмиром ВИГ, в попытке организации заговора против него.

Теоретическое обоснование вооруженного джихада, осуществляемого ВИГ, а также пропаганду за рубежом идеологии исламского фундаментализма проводил еженедельник "Аль-Ансар" (Партизаны), издававшийся в Лондоне с июля 1993 г. международным движением "муджахедов-салафитов". Его изданием, в частности, занимались бывшие муджахеды-"афганцы" — сириец Абу Мусаб и палестинец Абу Катада, которые также финансировали публикации ВИГ в других печатных органах. Кроме того, Абу Катада был связан с террористи-

ческой исламистской организацией Усамы бен Ладена "Аль-Каида" и являлся одним из ее муфтиев.

Наряду с ВИГ ИФС, несмотря на дезорганизацию, вызванную арестами лидеров и запретом его деятельности, также располагал своими структурами как в Алжире, так и за его пределами. В 1993 г. в Германии была создана "Исполнительная инстанция ИФС за рубежом" (ИИИР), возглавлявшаяся Рабахом Кабиром, заместителем председателя ИФС. В США базировалась "Парламентская делегация ИФС за рубежом" (ПДИР) во главе с Анваром Хадцамом, членом меджлис аш-шуры ИФС. Позднее, в 1997 г. в Париже был создан "Координационный совет ИФС" (КСИ), которым руководил Ахмед Зауи, также бывший член меджлис аш-шуры ИФС. После сформирования отрядов боевиков ВИГ, ИИИР также решила организовать свои вооруженные группы. Не желая делать этого совместно с ВИГ, ИИИР объявила в 1994 г. о создании "Исламской армии спасения" (ИАС) как вооруженного крыла ИФС. ИАС находилась под командованием двух национальных эмиров — Мадани Мезрага, чьи отряды базировались на востоке страны, и Ахмеда бен Айши, который контролировал западные области Алжира. ИАС начала вести вооружен -ную борьбу с властями в противовес ВИГ. Тем не менее командование ИАС, так же как и лидеры запрещенного ИФС, осуждало наиболее одиозные террористические акции ВИГ, в частности, убийства мирных жителей и иностранцев. Эмиры ВИГ, в свою очередь, резко критиковали руководителей ИФС за то, что те, "отказавшись сразу взять в руки оружие и объявить джихад неверной власти, сами стали неверными". Впоследствии эта вражда перешла в открытые вооруженные столкновения между ВИГ и ИАС. 1 октября 1997 г. ИАС заключила перемирие с властями и ее отряды начали проводить боевые операции против ВИГ совместно с алжирской армией.

Вооруженное противостояние непримиримой исламистской оппозиции с властями продолжалось в своей активной форме с 1992 по 1999 г. За это время свыше 100 тыс. алжирцев погибли, около 400 тыс. человек, в основном представителей интеллигенции, покинули страну, спасаясь от эскалации насилия. Основной вооруженной силой радикальных исламистов являлись ВИГ, которые в этот период предпринимали террористические акции не только против прямых представителей государства, но и против всех тех, кто так или иначе был связан с властями. В числе жертв ВИГ были и интеллигенты-франкофоны, преподаватели вузов, писатели, врачи, журналисты, а

также жители деревень, заподозренные в сотрудничестве с властями, и члены семей участников комитетов самообороны1^ Алжирские силы правопорядка в тот момент оказались не в состоянии подавить волну террора, охватившего страну, хотя и действовали достаточно эффективно. Так, в результате успешной армейской операции в марте 1995 г. было уничтожено сразу 160 полевых командиров ВИГ, собравшихся на совещание в горном районе на востоке Алжира.

В мае 1993 г. вместо арестованного Абд аль-Хакка Лайады эмиром ВИГ стал Джафар аль-Афгани. Он так ж, как и Абд аль-Хакк Лайада, воевал в Афганистане в течение двух лет. Джафар аль-Афгани имел только начальное образование и до того, как стать муджахедом, занимался контрабандой. При нем ВИГ распространили террористические акты на иностранцев и на своих оппонентов из других исламистских движений. До конца 1993 г. на территории Алжира было убито 26 иностранцев (в основном французов), а в ноябре 1993 г. боевиками ВИГ был убит шейх Бу Слимани, известный проповедник и видный деятель умеренной исламистской партии "Хамас", отказавшийся издать фетву, легитимизирующую деятельность ВИГ. В феврале 1994 г. Джафар аль-Афгани был ликвидирован алжирскими спецслужбами. Третьим эмиром ВИГ стал Шериф Гузми, имам и бывший представитель ИФС в г. Вир Кадем (на востоке Алжира). В ВИГ он занимал важный пост председателя Исламской комиссии, а также посещал в качестве представителя ВИГ Пакистан и Афганистан, где встречался с руководителем "Аль-Каиды" Усамой бен Ладеном. Шериф Гузми имел солидное религиозное образование и политический опыт, что отличало его от предшествующих и последующих эмиров ВИГ. Шериф Гузми стремился объединить под своим началом все вооруженные исламистские организации, в том числе и те, которые поддерживали ИФС. В частности, в мае 1994 г. Шериф Гузми заключил с Абд ар-Раззаком Раджамом, главой подпольной "кризисной ячейки ИФС" (созданного на территории Алжира руководящего органа ИФС, перешедшего на нелегальное положение после его запрета властями в 1992 г.), и с Саидом Мехлуфи (также бывшим членом руководства ИФС), одним из основателей экстремистской организации "Движение за исламское государство", соглашение об их вступлении

1) Комитеты самообороны (лиджан ад-дифа') - вооруженные отряды, сформированные властями из жителей районов, подвергавшихся нападению исламистских боевиков.

в ВИГ и формировании объединенного руководящего органа — меджлис аш-шуры. Претворению в жизнь этого соглашения помешала ликвидация Шерифа Гузми алжирской военной контрразведкой в сентябре 1994 г.

Четвертым эмиром ВИГ стал Джамиль Зетуни, сын владельца птицеводческой фермы, имевший среднее франкоязычное образование. В период его руководства ВИГ развернули войну против Франции, перенеся на ее территорию террористическую деятельность, начало которой было положено в декабре 1994 г. захватом в марсель-ском аэропорту самолета со 170 пассажирами. Террористические акты во Франции продолжались до осени 1995 г., наиболее кровавыми из них были взрывы в парижском метро в августе 1995 г., в результате чего погибли семь и были ранены 80 человек. В конце 1995 г. Джа-миль Зетуни опубликовал в исламистских СМИ послание, озаглавленное "Путь, указанный Аллахом" (Хидаят раббиль-алямин). В нем он излагал воспринятую им такфиристскую позицию и утверждал, что "вся умма должна присоединиться к истинным муджахедам ВИГ". Джамиль Зетуни заявлял, что участники других исламистских движений, равно как и алжирские мусульмане, не разделяющие идеологии и целей ВИГ, либо обязаны повиниться, принять салафизм и вступить в ВИГ, либо будут рассматриваться как "неверные и отступники".

Это послание послужило своего рода оправданием целой серии убийств исламистских деятелей, не согласных с концепциями ВИГ и резко критиковавших Джамиля Зетуни. Боевиками ВИГ, в частности, были убиты Мухаммед Саид, лидер джазаиристов, Азз эд-Дин Баа, третье лицо в руководстве Движения за исламское государство, Абд ар-Раззак Раджам, руководитель "кризисной ячейки" ИФС и один из старейших исламистских деятелей со времен Мустафы Буяли. Такие действия Джамиля Зетуни вызвали его осуждение многими лидерами исламистского движения и изоляцию ВИГ как в Алжире, так и за рубежом. О прекращении поддержки Джамиля Зетуни заявили издатели еженедельника "Аль-Ансар" Абу Мусаб и Абу Катада, ранее разделявшие концепции ВИГ, глава египетской исламистской организации "Исламские группы" (Джама'ат ислямийя) Айман аз-Завахири и руководители ливийских фундаменталистов — "Вооруженной ливийской группы" (Джама'а либийя мусалляха). Впоследствии Джамиль Зетуни, обвиненный соперничавшими с ним исламистскими лидерами в том, что он стал марионеткой в руках алжирских спецслужб,

внедривших в ВИГ своих агентов, был убит в июле 1996 г. боевиками-джазаиристами.

После гибели Джамиля Зетуни ВИГ возглавил один из его заместителей, вышеупомянутый Антар Зуабри, который вступил в исламистское движение в конце 80-х годов в качестве боевика исламской милиции (структуры, созданной ИФС для охраны своих лидеров и проводимых исламистами массовых мероприятий). Антар Зуабри "прославился" своей патологической жестокостью. Так, в начале 90-х годов, будучи посланным в составе отряда исламской милиции следить за соблюдением исламской морали в район университетских общежитий г. Алжира, он обливал серной кислотой ноги студенток, носивших мини-юбки. Начало руководства Антара Зуабри ВИГ было отмечено новой эскалацией террора. В 1997 г. только за один месяц боевики ВИГ уничтожили около 700 мирных жителей. В 1998 г. начинается борьба за лидерство между Антаром Зуабри и Хасаном Хаттабом, который вышел из ВИГ и создал свою собственную вооруженную группировку, вышеназванную "Салафитскую группу для проповеди и борьбы". Окончивший кораническое медресе, Хасан Хаттаб не скрывал своей неприязни к Антару Зуабри, имевшему сомнительное прошлое мелкого рэкетира, достаточно плохо знавшему Коран и шариат, и презрительно называл его "джахиль" (неграмотный). По некоторым источникам, Хасан Хаттаб пользовался поддержкой Абу Ка-тады и бен Ладена, которые не разделяли экстремистской позиции Антара Зуабри, обвинявшего в "отступничестве от подлинного ислама" всех алжирских мусульман, не приемлющих концепций ВИГ. Развернутый им тотальный террор лишал ВИГ какой-либо поддержки даже тех слоев алжирского общества, которые продолжали исповедовать фундаменталистскую идеологию, а также ее сторонников за пределами Алжира. В отличие от Антара Зуабри Хасан Хаттаб заявлял, что его муджахеды никогда не участвовали в уничтожении мирных жителей и целями их атак являются только военные и службы безопасности, охраняющие "отступивший от ислама коррумпированный режим". Тем не менее алжирские власти подтверждали причастность боевиков Хасана Хаттаба к террористическим актам в марте—апреле 2002 г. в алжирской столице. После уничтожения службой безопасности Антара Зуабри новым эмиром ВИГ стал один из его заместителей Абу Тураб, о чем объявил 12 февраля 2002 г. в своем коммюнике меджлис аш-шура ВИГ. Абу Тураб начинал свою деятельность в исламистском движении как активист ИФС, затем после его

запрета перешел в ВИГ, где стал командиром Зеленой бригады (кати-ба хадра'), "прославившейся" участием в массовых убийствах мирных жителей в районе Митиджа и Блиды в центральных областях Алжира. Абу Тураб подтвердил, что является последователем радикальной концепции своего предшественника, и заявил, что ВИГ будет продолжать "уничтожать врагов подлинного ислама в городах, деревнях и даже в пустыне".

Не вызывает сомнений, что кровопролитное противостояние радикальных исламистов с властями и массированный терроризм как в Алжире, так и за его пределами не могли бы продолжаться столь длительное время, если бы их не поддерживали различные международные исламистские организации, исповедовавшие идеи джихада. Такого рода организации начали создаваться в начале 80-х годов в период существования двухполюсного мира и продолжающейся холодной войны. Они представляли собой различные фонды и ассоциации, формировавшиеся в основном на финансовые средства Саудовской Аравии и США для помощи муджахедам, боровшимся в Афганистане против пытавшегося реализовать социалистическую доктрину правительства Наджибуллы и поддерживавших его советских войск. В ряды муджахедов, борьба которых щедро оплачивалась, вступали, как правило, граждане мусульманских стран. Многие из них были членами экстремистских исламистских группировок, которые также рассчитывали использовать сложившуюся ситуацию для получения финансовой помощи от различных сил, заинтересованных в свержении просоветского режима в Афганистане. В частности, в финансировании исламистских экстремистских группировок в Египте, Алжире и Тунисе, как это установила совместная саудовско-египетская комиссия по борьбе с терроризмом, созданная в 1992 г., участвовали несколько десятков крупных арабских бизнесменов, в том числе Усама бен Ладен.

Семейный клан бен Ладенов, в котором Усама был одним из 25 братьев, обладал огромным состоянием и связями с правящей саудовской династией, которые установились при Мухаммеде бен Ладене, отце Усамы, чья крупнейшая в арабском мире строительная компания ВТР возводила новую королевскую резиденцию и жилища для паломников, совершавших хадж в Мекку. Усама, как и его братья, обучался в университете имени короля Абд аль-Азиза в Джидде вместе с саудовскими принцами и поддерживал с ними дружеские отношения. Мировоззрение Усамы бен Ладена, как убежденного сторон-

ника джихада, во многом сформировалось под влиянием таких его духовных наставников, как Мухаммед Кутб (брат Сейида Кутба) и известный исламистский деятель Абдалла Аззам, один из идеологов афганского джихада. В начале афганской войны Усама бен Ладен сформировал "Исламский фонд спасения", а в 1986 г. финансировал и создавал вместе с Абдаллой Аззамом тренировочные лагеря в Пакистане и Афганистане, через которые прошли тысячи муджахедов, в том числе и алжирских. Среди будущих командиров муджахедов, проходивших военную подготовку в лагерях Усамы бен Ладен, был и небезызвестный Ибн аль-Хаттаб, в будущем один из наиболее известных полевых командиров в Чечне, провозгласивший себя "эмиром арабских муджахедов на Кавказе". Через эти лагеря повстанцы снабжались всем необходимым для ведения боевых действий, включая самое современное вооружение, поступавшее по каналам американских спецслужб.

С 1988 г. Усама бен Ладен начинает формировать свою организацию "Аль-Каида" (база), основой для которой послужила информационная база данных (отсюда и это название), включавшая материалы о руководителях муджахедов, проходивших через его тренировочные лагеря и пункты приема добровольцев (бейт аль-ансар). После окончания войны в Афганистане большинство таких исламистских лидеров вернулось на родину или обосновалось, не без помощи Усамы бен Ладена, в Европе или в США. С ними продолжала поддерживаться связь и им оказывалась финансовая поддержка, в результате чего они могли продолжить джихад уже в другом месте и против других врагов. Среди таких муджахедов, возможно, близких к Усаме бен Ладену1), фигурировали три будущих эмира ВИГ — Абд аль-Хакк Лайада, Шериф Гузми и Джамиль Зетуни. В период руководства ВИГ Джамилем Зетуни (1994—1996) было совершено большинство террористических актов против французских граждан как во Франции, так и на территории Алжира. Сама Франция из-за ее поддержки, оказываемой алжирским властям в их борьбе против террористической деятельности ВИГ, была объявлена "главным врагом ислама на Западе". Французская полиция в ходе операций по обнаружению исполнителей террористических актов задержала несколько

1) В начале 90-х годов Усама бен Ладен, после провозглашения им джихада "против евреев и американцев", был лишен саудовского гражданства, а его семья отказалась поддерживать с ним какие бы то ни было отношения.

сотен человек, в основном алжирских граждан, проживавших во Франции. На суде обвиняемые отрицали свою принадлежность к ВИГ. Тем не менее многие материалы, собранные следствием, позволяют утверждать, что преступления совершались по приказу эмира ВИГ, а финансирование террористических акций как во Франции, так и в Алжире осуществлялось через исламистские организации в Лондоне. На территории Франции непосредственными исполнителями террористических акций часто выступали молодые люди — дети алжирских эмигрантов. Таковым был убийца шейха Сахрауи, имама парижской мечети в районе Барбес и одного из основателей ИФС, приговоренного ВИГ к смерти за его якобы имевшие место контакты с французскими спецслужбами. У ВИГ, так же как и у ИФС, имелись достаточные связи в многочисленных исламских организациях, легально действовавших во Франции (в 1993 г. их насчитывалось более 2 тыс., и они были объединены в Союз исламских организаций Франции), в которых нередко работали их функционеры. В частности, организацию "Алжирское братство во Франции" (Fraternite-Algerienne de France) создал и с 1990 г. возглавлял Джафар аль-Хуари, член руководства "Исполнительной инстанции ИФС за рубежом", одно время, будучи джазаиристом, примыкавший также к ВИГ.

Наряду с организацией "Аль-Каида", которая существовала нелегально, в европейских странах на легальной основе в середине 90-х годов действовал целый ряд крупных исламистских организаций. Например, свои отделения в Лондоне имели исламистские партии "Хизб ат-тахрир" (Партия освобождения), Исламская лига последователей священного Корана и Сунны и ряд других, которые регулярно проводили сбор средств для "борцов джихада", в том числе и для алжирских ВИГ. Одно из самых крупных и радикальных исламистских движений "Аль-Мухаджирун" (Эмигранты) создал сирийский исламист Омар Бакри, сумевший организовать два крупных митинга под исламистскими лозунгами в Лондоне на стадионе Уэмбли. Омар Бакри собирался также провести в Лондоне в 1996 г. исламистскую конференцию (впоследствии запрещенную властями Великобритании), где ее участники должны были заслушать выступления (в записи) таких известных радикальных исламистских деятелей, как Усама бен Ладен, заместитель председателя алжирского ИФС Али Бенхадж, саудовский исламист экстремистского толка Мухаммед аль-Массари и шейх Омар Абд ар-Рахман, член египетской организации "Джама'ат

ислямийя", отбывавший наказание за причастность к взрыву в Нью-Йоркском Всемирном торговом центре в марте 1993 г.

Лондон в 90-е годы, по определению французского исламоведа Жиля Кепеля, стал "столицей международного исламизма". Сюда эмигрировали, пользуясь достаточно либеральной в тот период процедурой получения въездной визы, многие известные деятели различных исламистских партий и движений. Причем некоторые получили даже статус политического беженца. В частности, в Лондоне пребывали Рашид Ганнуши, идеолог тунисского исламизма и руководитель тунисского "Движения исламской направленности"; Джафар аль-Хуари, один из руководителей алжирской "Исполнительной инстанции ИФС за рубежом"; члены руководства египетских исламистских партий "Джама'ат ислямийя" и "Аль-Джихад"; Мухаммед аль-Масари, лидер саудовской исламистской оппозиции. Кроме того, в Германии получил политическое убежище Рабах Кабир, председатель "Исполнительной инстанции ИФС за рубежом", а в Бельгии — Улд Адда Абд аль-Крим, ответственный за связи с прессой "Исполнительной инстанции ИФС за рубежом". Некоторые исламистские партии и их руководители, находившиеся на положении политических беженцев, получили возможность издавать и распространять свои печатные издания. Среди них такие, как "Аль-Ансар", орган алжирского и международного салафитского движения, "Ле Кри-тэр", еженедельник "Алжирского братства во Франции", регулярно публиковавший "новости джихада" (в настоящее время запрещен французскими властями), ежемесячники "Аль-Хайят" (Жизнь) и "Аль-Кудс аль-арабий" (Арабский Иерусалим). Кроме того, многие зарубежные центры исламистских организаций, в том числе запрещенный алжирскими властями ИФС, имеют собственные »еЬ-страницы в Интернете, которые они используют для пропаганды своих концепций. Так, например, в 1999 г. на интернетовском сайте ИФС появился объемный "Манифест Исламского фронта спасения за справедливость и мир в Алжире", где на 42 страницах проводился собственный анализ экономической и социально-политической ситуации в Алжире и предлагался свой вариант выхода страны из кризиса. Кроме того, излагалась точка зрения ИФС на прерывание выборного процесса в Алжире в январе 1992 г., которое определялось как "государственный переворот, совершенный военно-политической олигархией, озабоченной прежде всего сохранением своих собственных привилегий и поправшей все демократические

нормы и волеизъявление алжирского народа". Материалы, публикуемые ВИГ, обвиняли алжирские власти в массовых нарушениях прав человека, в частности, в якобы имевших место нападениях спецподразделений алжирской армии на деревни, жители которых поддерживали на парламентских выборах в 1991 г. исламистов, а также в незаконных арестах и пытках заключенных. Впоследствии такого рода материалы передавались в международные правозащитные организации, что создавало своеобразное информационное и идеологическое прикрытие для исламистов.

После известных террористических актов 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке в результате контртеррористической операции в Афганистане была в основном разрушена военная инфраструктура организации "Аль-Каида", а также предприняты меры, препятствующие ее финансированию. Многие европейские страны, в том числе Великобритания, внесли изменения в свои законодательства для пресечения деятельности на их территории радикальных исламистов и привлечения их к судебной ответственности. В частности, были арестованы Абу Катада, один из сподвижников бен Ладена, издававший в Лондоне журнал "Аль-Ансар", Анвар Хадцам, руководитель базировавшейся в США "Парламентской делегации ИФС за рубежом", и несколько членов продолжавшей поддерживать связи с бен Ладеном алжирской Салафитской группы для проповеди и борьбы, находившихся в Голландии.

В Алжире ряды непримиримой исламистской оппозиции значительно поредели после мер, осуществленных на основе Закона о восстановлении гражданского согласия и операций алжирской армии, проведенных в 2000—2001 гг. Их итогом стало уничтожение большого числа боевиков, а также баз снабжения и главного командного пункта ВИГ. Если к концу 1999 г. число муджахедов всех радикальных группировок, представленных ВИГ, Салафитской группой для проповеди и борьбы и вышедшей из нее группой Абд ар-Раззака, оценивалось примерно в 2 тыс. человек, то к 2002 г. оно сократилось, по разным источникам, до 800. Тем не менее наряду с существенным ослаблением радикального исламизма и исламистского движения в целом в Алжире глубинные причины их возникновения сохраняются. Основная из них порождена большим числом нерешенных социально-экономических проблем, затрагивающих значительную часть населения. Наиболее острой из них продолжает оставаться безработица. Так, по данным алжирской прессы, каждый год ряды безработных

пополняют более 160 тыс. молодых алжирцев. Еще одной проблемой алжирского общества становится берберское движение, возникшее весной 2001 г. в районе Кабилии и требующее признания берберской культуры, языка (амазиг) и национальной самоидентификации. Вместе с тем глубинная причина берберского протеста наряду с чисто национальными составляющими коренится в нерешенности все тех же жизненно -важных для населения проблем. В этой связи необходимо отметить, что экономические трудности и снижение жизненного уровня достаточно значительной части населения, как правило, вызывают стихийный протест, который может приобретать различные, даже экстремистские формы.

Это подтверждает и пример Алжира, где системный кризис конца 80-х годов спровоцировал протест неимущих слоев общества, который сумели возглавить исламистские лидеры, создав массовое исламистское движение, радикальные силы которого поставили страну на грань гражданской войны. Низкий уровень жизни и нерешенность насущных экономических проблем порождают социальное возмущение, которое используют в своих целях экстремистские организации, проповедующие террор, в том числе международный. Кроме того, питательной средой международного терроризма является перманентная неурегулированность сложных международных проблем и, в первую очередь, палестино-израильского конфликта. Борьба с международным терроризмом, на наш взгляд, могла быть более успешной, если бы наряду с его военным подавлением международное сообщество приложило максимум усилий для разрешения на справедливой основе конфликтов, где затронуты национально-религиозные интересы различных конфессий, а также для улучшения социально-экономической ситуации в развивающихся странах.

"Ближний Восток и современность", М., 2002г., вып.15, с.64- 76.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.