Научная статья на тему 'Распространение медицинских услуг среди татар-мусульман во второй половине XIX – начале ХХ века'

Распространение медицинских услуг среди татар-мусульман во второй половине XIX – начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
862
261
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНА / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / ГИГИЕНА / ЭПИДЕМИИ / ТАТАРЫ / ИСЛАМ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / MEDICINE / HEALTHCARE / HYGIENE / EPIDEMICS / TATARS / ISLAM / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габдрафикова Лилия Рамилевна

В статье рассматривается роль просветительской работы религиозных служителей и татарской интеллигенции, социальной политики государства в изменении отношения татар-мусульман к научной медицине во второй половине XIX – начале XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dissemination of health services among the Muslim Tatars in the second half of the XIX – early XX century

The attitude of the Muslim Tatars to the medical care transformed throughout the XIX century. The most important factors behind this process were the state social policy, the development of urban medicine, and the enlightenment efforts by the Tatar intelligentsia. This period saw the rising number of hospitals and physicians. The popular attitude to medical care changed significantly.

Текст научной работы на тему «Распространение медицинских услуг среди татар-мусульман во второй половине XIX – начале ХХ века»

ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2012. №3(29)

УДК 94(47).08

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ СРЕДИ ТАТАР-МУСУЛЬМАН ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX - НАЧАЛЕ ХХ ВЕКА

© Л.Р.Габдрафикова

В статье рассматривается роль просветительской работы религиозных служителей и татарской интеллигенции, социальной политики государства в изменении отношения татар-мусульман к научной медицине во второй половине XIX - начале XX века.

Ключевые слова: медицина, здравоохранение, гигиена, эпидемии, татары, ислам, модернизация.

Отношение к собственному здоровью, телу -один из важных показателей развития общества. Знания в области медицины с древнейших времен дополнялись новыми данными, менялись некоторые постулаты, методики лечения, вносились коррективы в соответствии с различными религиозными представлениями о здоровье человека. Например, мусульмане предпочитали многие болезни лечить с помощью сур из Корана. Даже на рубеже XIX - XX вв. татарские типографии выпускали различные молитвенные листки, которые мусульмане носили в миниатюрной кожаной сумочке под одеждой, что, с одной стороны, служило чем-то вроде оберега, с другой - применялось для лечения различных заболеваний. Известно, что мусульманские гипнотизеры на своих сеансах также пользовались различными молитвами. Наряду с научными и религиозными рекомендациями существовала и народная медицина. Особенно была развита фитотерапия.

В России систематизированная медицинская помощь получила широкое распространение лишь в XIX веке. Именно в этом столетии социальная политика стала частью государственной: открывались богадельни и больницы, проводилась работа по борьбе с эпидемиями, хотя первые попытки распространения медицинских знаний среди татар отмечались еще в конце XVIII века. По словам профессора Н.Катанова, в это время издавались различные брошюры по данной тематике, но ими интересовалась лишь незначительная часть населения [1: 175]. Малоимущие социальные слои, составляющие большую часть населения Российской империи, избегали врачей, относились с недоверием как к профилактическим мерам, так и к медицинским учреждениям, предпочитая лечиться народными средствами. Языковой барьер и иная вера лекаря также усугубляли ситуацию и являлись препятствием для татар в получении медицинской помощи. Известно, что во время эпидемий холеры, оспы и иных заболеваний правительство обра-

щалось к Оренбургскому магометанскому духовному собранию с просьбой повлиять на своих прихожан [2]. Выход в 1830-х гг. книги оренбургского муфтия Габдессаляма Габдрахимова «Польза человеческого рода» также был, вероятно, связан с работой, проводившейся в данном направлении [3: 162].

Более позитивный опыт общения с медиками имели лишь представители состоятельных городских семей. Это объяснялось не только уровнем образования, но и высокими доходами семьи. Образ жизни дворянства, чиновничества и купечества значительно отличался от быта простых сельских жителей или бедных горожан. Широкую известность получил практикующий в Казани в начале XIX века врач, профессор Карл Фукс. Он жил в татарской части города и оказывал медицинскую помощь преимущественно богатым семьям. Пациенты доверяли врачу, так как он вел прием на татарском языке. Однако религиозные убеждения не позволяли пациенткам-мусульманкам показывать ему лицо [4: 26]. Безусловно, будь на месте Карла Фукса женщина-врач, да еще и мусульманка, ситуация была бы совсем иной.

Первые врачи-татары появились в начале XIX столетия. Военная система управления в Оренбургской губернии (куда входила в начале века и Уфимская губерния) нуждалась в медицинских работниках-мусульманах. Это было необходимо для поддержания здоровья служилых людей из башкир и татар, в том числе и членов их семей. Граф П.П.Сухтелен, военный губернатор Оренбургской губернии, обозначил эту проблему в сообщении от 31 мая 1831 г.: «Особенно встречаются затруднения в явном отвращении иноверцев прибегать к лечебному пособию медиков наших, для которых больные женского пола и вовсе недоступны, следовательно, и преграждение болезни делается невозможным», - отмечал, [5: 12]. В результате его активной деятельности уже в 1830-х гг. в Казанский императорский университет за казенный счет были на-

правлены на учебу четыре подростка. Среди первых студентов-медиков был и будущий просветитель Салихджан Кукляшев. Проучившись полгода на медицинском факультете, он уволился в апреле 1833 г., сославшись на состояние здоровья. Впоследствии, как известно, С.Кукляшев окончил филологический факультет.

Первым врачом из мусульман Оренбургского края стал сын обер-офицера Араслан Субханку-лов, выпускник 1842 г., удостоенный звания лекаря второго отделения. Его определили на службу в башкиро-мещеряцкое войско [5: 24]. В дальнейшем эта практика продолжалась до отмены кантонной системы в Башкирии в 18631865 гг. За это время окончили медицинское отделение Казанского университета десятки мусульман. Среди них были и татары. Но после роспуска войск государственная необходимость в мусульманских врачах отпала, прекратилось и соответствующее финансирование, не было квот при поступлении в университет. Желающим освоить профессию медика, даже при наличии денежных средств, требовалась серьезная подготовка для того, чтобы сдать вступительные экзамены. Контрреформы Александра III, в том числе «циркуляр о кухаркиных детях» 1887 г., наступившие вслед за буржуазными реформами, негативно отразились на уровне образования татарского населения. Детям из простых сословий путь в гимназии и университеты был закрыт, хотя в университеты продолжали поступать представители привилегированных семей.

В 1890-х гг. в Старо-Татарской слободе Казани практиковал врач Мухаметов Измаил Мусич, принимавший больных на Сенной площади в номерах Апанаева [6: 818]. Известен своими популярными медицинскими брошюрами на татарском языке педагог Ибрагим Терегулов, выходец из уфимской дворянской семьи. Казанские татары знали его еще и как лектора, читавшего, к примеру, лекции о различных заразных заболеваниях в Новом клубе [7]. Абубакир Гиреевич Терегулов по предложению профессора А.Н.Ка-зем-Бека в 1913 г. стал ординатором университетской клиники. Кроме того, он принимал больных и в амбулатории Общества пособия бедным мусульманам г. Казани [8: 349]. В 1927 г. этот представитель рода Терегуловых защитил в Казани диссертацию по физиологии. На рубеже XIX - XX вв. учился в Казанском императорском университете и некоторое время работал в Казани врачом уфимец Искандер Кутлубаев, дворянин по происхождению [9].

Однако далеко не всем обучение в университете было доступно. Преобладание среди выпускников медицинских факультетов выходцев из

Уфимской или Оренбургской губерний, вероятно, объясняется как дворянским происхождением большинства студентов, так и сложившимися традициями лояльного отношения к обучению в русских учебных заведениях в этом крае. Безусловно, сыграл свою роль Неплюевский кадетский корпус, функционировавший в Оренбурге с 1825 г., где был специальный «азиатский отдел». У казанских же татар существовали определенные стереотипы по поводу правительственных учебных заведений. Университет воспринимался ими как место, где учеников ожидало неизбежное обрусение. Неслучайно даже в Казанской татарской учительской школе в первое время преобладали учащиеся из соседних губерний, а не из Казанской.

Во многом по этой причине, а также из-за сложностей со сдачей гимназического курса и с поступлением в университет, татарские юноши уезжали учиться за границу. Среди татар, обучавшихся в Стамбуле, в начале XX столетия были и те, кто освоил профессию медика. Например, из выпускников казанского медресе «Му-хаммадия», получив дальнейшее османское образование, стали врачами Лебиб Каран, Габдул-бари Кошай, Сибгатулла Девлеткильди, Габдул-хай Идиль. Но все они по разным причинам предпочли после окончания учебы остаться в Стамбуле [10: 89].

Таким образом, к началу XX века врачи-мусульмане в России были большой редкостью. Сравнительный анализ данных о мусульманских выпускниках Казанского университета, приведенных журналистом Исмагилом Рами, показывает, что на медицинском факультете с 1830-х гг. до 1917 г. обучалось примерно 33 человека [11: 329-246], при этом половина из них обучалась до пореформенного периода. Таким образом, количество студентов-медиков после прекращения государственного финансирования сократилось вдвое. Конечно, в начале XX века, особенно после 1905 г., татарские юноши и девушки поступали в высшие учебные заведения и в других городах, но количество их также было незначительным. В связи с этим отношение к врачам-татарам было особое. Благодаря авторитету и популярности среди населения часто они становились общественными деятелями, лидерами различных объединений. Так, яркой фигурой в среде мусульманской политической элиты Оренбурга был врач Зигангир Байбурин. Как и многие активные люди того периода, он стал одним из учредителей мусульманского благотворительного общества в городе, являлся организатором местной мусульманской народной партии, делегатом III мусульманского съезда, состоявшегося в

августе 1906 г. в Нижнем Новгороде. Избирался депутатом III Государственной Думы [12: 130].

Первой женщиной-врачом из татарок считается Разия Кутлуярова. Она родилась в 1866 г. в Касимове. После получения высшего медицинского образования в Петербурге работала некоторое время в земской больнице Касимовского уезда. «Из Петербурга выехала к месту своего служения в Касимов первая женщина-врач Биби-Радыя Кутлуярова. По случаю отъезда первой пионерки среди мусульман на поприще медицины на вокзале для проводов собралась учащаяся мусульманская молодежь», - сообщала газета «Казанский телеграф» в 1893 г. [13]. Ее пример вдохновил многих татарок. «Одиннадцать мусульманок, следуя почину госпожи Разые ханым Кутлуяровой Сулеймановой, изучают в С.-Петербурге медицину, опередив в этом отношении своих турецких, египетских и индийских единоверок», - писал уже Исмаил Гаспринский в газете «Тарджеман» в 1903 г. [14: 96].

С 1904 г. Разия Кутлуярова вела врачебную практику в Оренбурге. В этом городе она не только лечила людей, но и активно участвовала в общественной жизни. Например, именно Разия ханум открыла для татарок подготовительные курсы для поступления в гимназии. В 1917 г. оренбургская общественность организовала торжественное мероприятие, посвященное 25-летию трудовой деятельности Разии Кутлуяровой [11: 145]. В Балканской кампании, а также во время Первой мировой войны уже многие татарские девушки служили медсестрами.

В начале XX века выходцы из слоев мусульманского духовенства стремились получить медицинское образование. Земским врачом в Уфе работал зять муфтия Мухамедьяра Султанова -Сабирзян Васимов [15], выбрал медицинскую стезю также сын авторитетного уфимского имама Хайруллы Усманова, основателя новометод-ного медресе «Усмания» - Габделбарый Усманов, поступивший на медицинский факультет Московского университета после окончания Уфимской мужской гимназии в 1910 г. [16: 171].

Таким образом, медицинское образование к 1917 г. получило широкое распространение среди татарского населения. Эти традиции, заложенные еще в 1830-х гг., вначале проводились по государственной инициативе. Но эта практика претерпела изменения в 1860-х гг., что было также связано с имперской политикой. Однако к этому времени среди населения уже утвердилось положительное отношение к врачебной помощи и созрела необходимость в лекарях из мусульман. Поэтому на медицинский факультет университета татары поступали уже по своей личной

инициативе, без государственной поддержки. Примечательно, что частные лица учреждали свои стипендии. Так, в Казанском университете, благодаря стипендии купца Ахмета Хусаинова, несколько человек получили возможность стать врачами.

Большая часть медиков-студентов специализировалась на общих вопросах - на терапии. В дальнейшем они работали лекарями в различных войсках среди башкир и татар. Выпускники пореформенного периода становились уже земскими и городскими врачами, некоторые занимались также частной практикой. В начале XX века появляются первые стоматологи-татары. Эту профессию чаще всего выбирали женщины. Несколько человек обучались в Московском психоневрологическом институте.

С 1913 г. в Ново-Татарской слободе начинает практиковать Исмагил-доктор, получивший впоследствии широкую известность в городе. Сын казанского купца Мухамеда-Юсуфа Усманова, он после окончания медресе «Касимия» и реального училища вначале работал ветеринаром, потом учился на медицинском факультете Казанского университета. Молодой доктор работал в университетской клинике и вел частную практику по месту жительства. Его супруга Гульганбар Ижбирдаева была сестрой милосердия. Очевидно, его услугами пользовались жители не только Ново-Татарской слободы, но и из других районов города. Авторитет Исмагила-доктора был настолько велик, что богатые люди к нему шли на прием даже после консультаций с профессорами [17: 253]. Среди его пациентов были Галиасгар Камал, Салих Сайдашев, Карим Тинчурин, Фатих Амирхан и другие [18: 279]. Мусульманское население предпочитало пользоваться услугами врачей-мусульман.

Силу научной медицины часть татарского населения осознала уже во второй половине XIX века. Нередко народная медицина взаимодействовала и с научной, татары активно применяли в быту такие препараты, как мышьяк, сулема, ляпис, йод, медный купорос, горючая сера, соляная и азотная кислота и т.д. [19: 340]. Популярными были также рыбий жир, различные бальзамы, мятные капли. Во второй половине XIX века в некоторых татарских домах существовали отдельные ящики с «аптечными пузырьками» [20].

Писали о пользе научной медицины также Шигабутдин Марджани, Каюм Насыри. В конце XIX века в переводе на тюрки были изданы сочинения известного целителя Авиценны. Все эти пропагандистские меры, конечно, имели некоторый резонанс. Например, по свидетельству медиков, татарские крестьяне, в частности, Казан-

ского уезда, более охотно прибегали к оспопрививанию, чем соседние народности. Например, если в 1867 году марийским крестьянам были сделаны 22 прививки, русским - 599, то татарам

- 812 [21: 71].

Городские татары, особенно богатые, во второй половине XIX века более охотно обращались к русским врачам. Они соглашались на самые различные методики лечения, вплоть до оперативного вмешательства. К примеру, среди казанских татар в 80-90-е гг. особым уважением пользовались врачи Е.И.Карасинская, П.М.Лоскутов и другие специалисты. О популярности медицинской помощи среди татар писал и врач Алексей Сухарев, практиковавший в губернском центре в начале XX века. Единственно, татары стационарному лечению предпочитали амбулаторное, что объясняется особым рационом питания мусульман, их религиозными убеждениями [21: 64].

В конце XIX - начале XX века среди татар, как, впрочем, и в русском обществе, было популярно кумысолечение. Напиток из кобыльего молока считался особенно полезным для больных туберкулезом. Для поправки здоровья отправлялись в Уфимскую, Оренбургскую, Астраханскую губернии, казахские степи. Кроме того, состоятельные татары на лето уезжали дышать морским воздухом в Крым. Для отдыха и лечения выбирали и другие направления. К примеру, писатель Фатых Амирхан надеялся вылечить свой недуг в Самарской губернии, в знаменитом Серноводске - Сергиевских минеральных водах.

Пропагандистская работа мусульманского духовенства, светской интеллигенции, различные публикации на медицинскую тематику оказывали влияние и на политику духовных учебных заведений - медресе. В начале XX века в них начинают уделять больше внимания вопросам гигиены и санитарии. Так, Ризаетдин Фах-реддин в своей книге-наставлении «Шэкертлек эдэплэре» («Правила шакирдов») отдельную

главу посвятил личной гигиене. В казанском медресе «Мухаммадия» был собственный приходящий врач, который принимал учащихся в лазарете при медресе, его визиты оплачивались руководством учебного заведения [22]. В медресе «Галия» в Уфе с целью физического укрепления шакирдов впервые среди мусульманских учебных заведений были организованы уроки физкультуры [23: 335]. В начале XX века некоторые медресе уже на этапе приема на учебу интересовались состоянием здоровья будущих шакирдов. Так, абитуриенты «Расулии» (г. Троицк Оренбургской губернии) в 1913 г. должны были предоставить медицинское свидетельство [24: 27].

Но часть татарского населения сохраняла скептическое отношение к научной медицине и в начале XX века. «Если покажешься доктору, он упечет сразу в холерный барак, а там дают смертельные лекарства и полуживого-полумертвого человека кладут в гроб», - передает мысли простого народа Уфимской губернии Мажит Гафури в своей статье «Рассуждения неграмотных людей о холере» в газете «Вакыт» от 1910 г. По его словам, татары относятся к холере абсолютно фаталистично: «Если это судьба, даже сам доктор сляжет от болезни» [25: 305]. Философское отношение татар к смерти отмечали и другие авторы [21: 64].

Мусульманские благотворительные общества пытались создать условия для медицинской помощи для неимущих татар. Одной из многочисленных обязанностей Всероссийского мусульманского народного союза «Сыратуль-Муста-ким» было устройство больниц, амбулаторий, содействие при оказании медицинской помощи бедным мусульманам. Это было прописано в проекте устава общества от 1914 г. [26: 253].

В 1902 г. «Общество пособия бедным мусульманам г. Казани» на благотворительный капитал открыло собственную амбулаторию. Здесь больных три раза в неделю бесплатно принимали лучшие врачи Казани. Необходимые лекарства пациентам выдавались бесплатно, за счет общества. Лечебное заведение завоевало широкую популярность в городе, и не только среди татарского населения. Так, только в 1911 году амбулаторию посетили 5060 раз (первично - 2139 человек, вторично - 2921). Из них мусульман было 1956, русских - 183 человека [27: 6]. 22 января 1912 г. данное общество учредило собственный родильный приют, где мусульманки Казани могли рассчитывать на квалифицированное медицинское обслуживание.

Таким образом, развитие здравоохранения является одним из показателей модернизации общества. Благодаря просветительской работе религиозных служителей и светской интеллигенции, социальной политике государства во второй половине XIX - начале XX века изменилось отношение татарского населения к научной медицине и врачам. Особенно часто за помощью медиков обращались богатые мусульманские семьи, прибегая к самым разным мерам, вплоть до оперативного вмешательства. В этот период среди татарского населения получает распространение и профилактика инфекционных заболеваний. В повседневной жизни буржуазных кругов и интеллигенции возникает такое явление, как отдых и лечение на курортах.

Как и все жители Российской империи, татары всегда могли рассчитывать на различную медицинскую помощь: как государственную, так и коммерческую. Это стало возможным, прежде всего, благодаря развитию системы здравоохранения, особенно земской, по всей России. Однако в силу особенностей менталитета большим доверием среди татар пользовались врачи-мусульмане, поэтому подготовка собственных специалистов была острейшей необходимостью. Данный социальный заказ наиболее полно стал выполняться лишь накануне 1917 г.

1. Катанов Н. Поволжские татары в их произведениях и в жизни. Обзор литературной деятельности татар за XIX век // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 2001. - №1/2. - С. 165 -183.

2. Центральный государственный исторический архив Республики Башкортостан. - Ф. И-11. - Оп. 1.

- Д. 97-а. - Л.148-об.

3. Азаматов Д.Д. Оренбургское магометанское духовное собрание в конце XVIП-XIX вв. - Уфа: Гилем, 1999. - 194 с.

4. Фукс К. Казанские татары в статистическом и этнографическом отношениях. - Казань: Фонд ТЯК, 1991. - 210 с.

5. Шукшинцев И.С. Первые врачи из башкир в Оренбургском крае // Труды Оренбургской ученой архивной комиссии. - Оренбург, 1903 г. -Том XI, Выпуск XI. - С. 12 - 28.

6. Загоскин Н.П. Спутник по Казани. Иллюстрированный указатель достопримечательностей и справочная книжка города. - Казань: БОМО «Глобус», 2005. - 848 с.

7. Казанский телеграф. - 1907. - 13 ноября. -№4415.

8. Адрес-календарь и справочная книга Казанской губернии на 1916 год. - Казань: Типография губернского правления, 1916. - LXVII +880 с. +CXV.

9. Национальный архив РТ (НА РТ). - Ф.1. - Оп. 4.

- Д. 596. - Л. 18 - 19.

10. Тюркоглу И. Взаимоотношения Османской империи с мусульманами Волго-Уральского региона России (1876-1917): по османским архивным материалам // Волго-Уральский регион в имперском пространстве XVIП-XX вв. / под ред. Наганава Норихиро, Усмановой Д.М., Хамамото Мами. -М.: Вост. лит., 2011. - С. 82 - 92.

11. Рэми И., Даутов Р. Эдэби CYЗлек (элекке чор татар эдэбияты hэм мэдэнияте буенча кыскача

белешмэлэр. - Казан: Тат. китап нэшр., 2001. -399 б.

12. Ямаева Л. Мусульманский либерализм как общественно-политическое движение (по материалам Уфимской и Оренбургской губерний). - Уфа: Гилем, 2002. - 300 с.

13. Казанский телеграф.- 1893. - 13 октября. -№176.

14. Исмаил Гаспринский. Историко-документальный сборник /сост. С.Рахимов. - Казань: Жыен, 2006.

- 544 с.

15. НА РТ. - Ф. 1. - Оп. 6. - Д. 518. - Л. 2-об.

16. Ахмерова Ф., Усманова Н. Хайрулла хазрат Усманов и его сыновья // Ватандаш. - 1999. - №3. -С. 170 - 174.

17. Султанбеков Б. Исмагил-доктор // Гасырлар авазы - Эхо веков. - 1997. - №1/2. - С. 252 - 254.

18. Камал Г. «Сез дэ мине илтифатыгыздан ташла-магыз...» // Гасырлар авазы -Эхо веков. - 1996. -№1/2. - С. 279.

19. Татары Среднего Поволжья и Приуралья. - М.: Наука, 1967. - 538 с.

20. НА РТ. - Ф. 139. - Оп. 1. - Д. 196. - Л. 32-об.

21. Сухарев А.А. Казанские татары (уезд Казанский).

Опыт этнографического и медико-антропологического исследования. - СПб.: Типография

П.П.Сойкина, 1904. - 196 с.

22. НА РТ. - Ф. 1. - Оп. 4. - Д. 5482. - Л. 210.

23. Тузбекова Л.С. Медресе «Галия» - высшее мусульманское учебное заведение Башкортостана (1906-1919 гг.) // Медресе Южного Урала и При-уралья: история и современность: Хрестоматия /сост. Т.М. Аминов. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. -С. 316 - 361.

24. Татар-оглу. Школьный вопрос в русском мусульманстве (1910 г.) // Медресе Южного Урала и Приуралья: история и современность: Хрестоматия / сост. Т.М.Аминов. - Уфа: Изд-во БГПУ,

2010. - С. 20 - 27.

25. М.Гафури. Эсэрлэр: дYрт томда. - Казан: Тат. китап нэшр., 1983. - III т.: Проза hэм публицистика (1902-1917). - 392 б.

26. Проект Устава Всероссийского мусульманского народного союза Сыратуль-Мустаким // Особое совещание по мусульманским делам 1914 года: журналы / сост. И.К.Загидуллин. - Казань: Ихлас,

2011. - С.252 - 266.

27. Отчет правления Общества пособия бедным мусульманам г. Казани с состоящими при нем богадельней, детским приютом, амбулаторией и родовспомогательным лечебным заведением за 1911 год. - Казань, 1912. - 87 с.

DISSEMINATION OF HEALTH SERVICES AMONG THE MUSLIM TATARS IN THE SECOND HALF OF THE XIX - EARLY XX CENTURY

L.R.Gabdrafikova

The attitude of the Muslim Tatars to the medical care transformed throughout the XIX century. The most important factors behind this process were the state social policy, the development of urban medicine, and

the enlightenment efforts by the Tatar intelligentsia. This period saw the rising number of hospitals and physicians. The popular attitude to medical care changed significantly.

Key words: medicine, healthcare, hygiene, epidemics, Tatars, Islam, modernization.

Габдрафикова Лилия Рамилевна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им.Ш.Марджани АН РТ.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 25.06.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.