Научная статья на тему 'Распространение материалов экстремистского характера как злоупотребление свободой слова в СМИ'

Распространение материалов экстремистского характера как злоупотребление свободой слова в СМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
864
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
средства массовой информации / злоупотребление свободой слова / экстремизм / ответственность СМИ / mass media / abuse of the freedom of speech / extremism / mass media responsibility.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Абдуллаев М. Х.

в данной статье автором рассматривается актуальная на сегодняшний день проблематика злоупотребления средствами массовой информации свободой слова в разрезе распространения в СМИ материалов, содержащих экстремистскую информацию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Абдуллаев М. Х.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the author considers actual problem of abuse of the media by the freedom of speech in the context of the distribution of materials containing extremist information.

Текст научной работы на тему «Распространение материалов экстремистского характера как злоупотребление свободой слова в СМИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НА УКИ

РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ ЭКСТРЕМИСТСКОГО ХАРАКТЕРА КАК ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ СВОБОДОЙ СЛОВА В

СМИ

Абдуллаев М.Х., аспирант факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, г. Москва Аннотация: в данной статье автором рассматривается актуальная на сегодняшний день проблематика злоупотребления средствами массовой информации свободой слова в разрезе распространения в СМИ материалов, содержащих экстремистскую информацию.

Ключевые слова: средства массовой информации, злоупотребление свободой слова, экстремизм, ответственность СМИ.

Summary: the author considers actual problem of abuse of the media by the freedom of speech in the context of the distribution of materials containing extremist information.

Keywords: mass media, abuse of the freedom of speech, extremism, mass media responsibility.

Проблематика злоупотребления свободой слова в масс-медиа с начала 2000-х годов становилась предметом научно-теоретического, политического и правового поисков многих ученых, однако до сих пор пределы свободы слова, четкие критерии злоупотребления данной свободой и вопросы ответственности СМИ за делегированное законом право свободно и беспрепятственно получать, передавать и распространять информацию так и не нашли исчерпывающего отражения в российском законодательстве.

Определений понятия «злоупотребление свободой слова» практически нет ни в теоретической литературе, ни в нормативных правовых актах, хотя попытка определить признаки и формы злоупотребления предприняты в ряде федеральных законов. Однако среди имеющихся научных интерпретаций данного понятия следует обратить внимание на определение, сформулированное В.И. Круссом:

«...недобросовестное деяние, направленное на осуществление намерений (целей), противных идее конституционного правопорядка, включая несправедливое (неконституционное) приобретение благ посредством: 1) нарушения конституционных принципов правопользования в их актуальном сочетании; 2) нарушения основных прав и свобод человека и гражданина; 3) деформации (умаления) конституционных ценностей в силу фактического нарушения их актуального конституционного баланса» [5, с. 156].

Подобного же нормативно-правового закрепления термина «злоупотребление правом» пока нет, однако применительно к теме данной публикации можно обратиться к статье 4 («Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации») Федерального закона «О средствах массовой информации», в которой приводятся случаи, когда возможно говорить о злоупотреблении свободой слова в СМИ, однако в область наших интересов входят именно те из них, которые раскрывают правовую регламентацию пресечения распространения экстремизма через масс-медиа, а именно: «...не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний..., для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов.» [4].

В российском законодательстве предусмотрена также и административная ответственность за злоупотребление свободой массовой информации. Так, в статье 13.15. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях приводится аналогичный перечень действий, которые могут расцениваться как злоупотребление свободой слова в СМИ. Например:

- распространение информации о запрещенных или ликвидированных организациях по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», без указания на то, что эти организации ликвидированы или их деятельность запрещена.;

- производство либо выпуск продукции СМИ, содержащей публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, материалы, публично оправдывающие терроризм, или другие материалы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности.» [2].

По мнению некоторых исследователей, у злоупотребления правом на свободу слова есть две формы: правомерная (легальная) и противоправная. «В отличие от противоправных форм правомерные злоупотребления правом причиняют вред неохраняемым законом отношениям и в зависимости от конкретных обстоятельств могут рассматриваться как аморальные или нецелесообразные. Специфической особенностью противоправной формы является то, что злоупотребление правом здесь представляет собой противоправное (запрещенное законом) деяние и за него должна быть предусмотрена юридическая ответственность» [7, с. 81].

Следует отметить, что злоупотребление свободой непосредственно граничит с ответственностью за такое деяние, причем оно может иметь самый разный характер. Если же рассматривать конкретную проблематику злоупотребления свободой слова в СМИ, то ответственность за подобные

действия, как правило, предваряется таким этапом, как предупреждение, которое дает возможность изданиям «исправиться», удалить материал или опубликовать по нему опровержение, не допустить в последующем публикацию материалов подобного рода.

Что касается распространения в СМИ, в том числе и в электронных изданиях, материалов, подпадающих под определение «экстремистских» или подтверждающих факт использования масс-медиа для осуществления экстремистской деятельности, то здесь существует такая форма государственного реагирования на факт правонарушения, как предупреждение Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Предупреждение СМИ может быть видом административного наказания, выносимого по решению суда. Для масс-медиа факт вынесения предупреждения грозит определенными последствиями, однако зависит это от того, каким органом и по какому основанию оно было вынесено. Так, предупреждение в рамках статьи 4 Федерального закона «О средствах массовой информации» может грозить изданию серьезными штрафами вплоть до вынесения решения о прекращении деятельности СМИ (в случае, если предупреждение по данной статье Федерального закона «О средствах массовой информации» было вынесено дважды в течение двенадцати месяцев: этот факт является основанием для обращения территориальных органов Роскомнадзора в суд с исковым заявлением о прекращении деятельности СМИ1).

Однако, выносить предупреждения средствам массовой информации уполномочен не только Роскомнадзор, но и органы прокуратуры. При этом примечателен факт того, что согласно статье 4 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» в числе субъектов противодействия экстремизму органы прокуратуры не упоминаются. Зато в последующих статьях (например, статья 11. Ответственность средств массовой информации за распространение экстремистских материалов и осуществление экстремистской деятельности) Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему соответствующие прокуроры наделены отдельными полномочиями по предупреждению, пресечению и устранению фактов осуществления экстремистской деятельности.

И хотя отдельные исследователи, как и некоторые представители органов прокуратуры, считают, что вынесение предупреждений СМИ - это несвойственная для прокуратуры форма реагирования, а в некоторых случаях прокурору приходится подменять органы исполнительной власти, статья 8 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» все-таки устанавливает, что: «в случае распространения через средство массовой информации экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности

1 Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] URL: http://rkn.gov.ru (дата обращения: 12.04.2017 г.).

признаков экстремизма, учредителю и (или) редакции (главному редактору) данного средства массовой информации» выносится письменное предупреждение о недопустимости таких действий в том числе и «...Генеральным прокурором Российской Федерации или подчиненным ему соответствующим прокурором.» [8].

Далее законодатель наделяет органы прокуратуры еще одним полномочием, согласно которому, прокурор вправе в случаях, если имеются основания подозревать о наличии в материалах печатных, аудиовизуальных и электронных СМИ признаков экстремизма внести в федеральный суд по месту нахождения издания заявление или представление об установлении наличия в информационных материалах указанных признаков. В случае положительного решения суда одновременно принимается решение об изъятии (конфискации) нереализованных материалов (например, номеров газеты).

В то же время все чаще слышится голос тех, кто утверждает, что проблемы законодательного регулирования вопросов злоупотребления свободой слова в СМИ граничат с проблемой разграничения ответственности за такие злоупотребления и цензуры, которая запрещена в Российской Федерации. Например, С.А. Куликова считает, что вместо устаревшего, архаичного инструмента как цензура современное государство придумало другие механизмы осуществления контроля за СМИ:

«Институт ограничения свободы массовой информации - один таких правовых механизмов... Перспективными представляются также разработки о совершенствовании юридической ответственности за злоупотребление свободой массовой информации, предложения такого способа решения возникающих конфликтов, как третейский суд, развитие деонтологических форм саморегуляции в деятельности российских СМИ и различных технологий общественного контроля над их деятельностью» [6].

Тем не менее, на сегодняшний день далеко не все издания осознают уровень своей правовой и морально-этической ответственности перед законом и обществом. Проявляется это в том, что отдельные СМИ позволяют себе вольное обращение со словом, опубликование сведений и информации, заведомо содержащих в себе признаки экстремизма или оправдывающие действия экстремистов и террористов, что недопустимо в Российской Федерации по закону.

Поэтому не вызывает удивления, что законодатель ищет новые пути для запретов и противодействия распространению экстремистских материалов, в результате чего страдают и те издания, которые никакого отношения к фактам публикации экстремистских текстов не имеют.

В то же время следует признать, что нормативно-правовая база в сфере противодействия экстремистской деятельности все еще изобилует пробелами, которые, к сожалению, допускают субъективность и

неоднозначные толкования буквы закона при вынесении решений о признании материалов СМИ экстремистскими или решений о прекращении деятельности средств массовой информации. Прежде всего, это касается адекватного и емкого определения терминов «экстремизм» и «экстремистская деятельность», чего пока законодательной власти РФ сделать не удается.

Ввиду этого перед государством стоит задача доработки существующего законодательства в сфере противодействия распространению экстремизма и внесении в него тех изменений и поправок, которых требуют сложившаяся практика и факты объективной реальности.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации. М., 2017.

2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2002 г. № 195-ФЗ (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2016 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. О противодействии экстремистской деятельности: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 ноября 2015 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4. О средствах массовой информации: Федеральный закон от 27 декабря 1991 г. №2124-1 (в ред. Федерального закона от 05 апреля 2016 г.) // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Злоупотребление правом : учеб. пособие / В.И. Крусс. - М.: Норма, 2013.

6. Куликова С.А. Конституционный запрет цензуры в России : монография / под ред. Г.Н. Комковой. - М: Проспект, 2016.

7. Нечевин Д.К., Кирдяшова Е.В., Коневская О.Ю. Свобода слова и печати: российская и зарубежная практика // Евразийский юридический журнал. 2013. №3.

8. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] URL: http://rkn.gov.ru (дата обращения: 12.04.2017 г.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.