Борисов Е. А. Распространение криминальной субкультуры АУЕ среди молодежи: ключевые факторы, угрозы, меры противодействия // Вестник Прикамского социального института. 2020. № 1 (85). С. 16-21.
Borisov E. A. Dissemination of the AUE criminal subculture among young people: key factors, threats, measures. Bulletin of Prikamsky Social Institute. 2020. No. 1 (85). Pp. 16-21. (In Russ.)
УДК 343.9
Е. А. Борисов
Экспертный совет по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете Государственной думы по образованию и науке, Москва, Россия
РАСПРОСТРАНЕНИЕ КРИМИНАЛЬНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ АУЕ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ: КЛЮЧЕВЫЕ ФАКТОРЫ, УГРОЗЫ, МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
Борисов Евгений Аркадьевич — руководитель рабочей группы по профилактике распространения молодежных деструктивных субкультур Экспертного совета по развитию гражданского образования и социализации обучающихся при Комитете Государственной думы по образованию и науке; член Координационного совета по профилактике социально-негативных явлений в молодежной среде Федерального агентства по делам молодежи; соискатель кафедры «Уголовное право» Уральского государственного юридического университета.
E-mail: [email protected]
Исходя из имеющейся статистической информации, дается характеристика уголовно-исполнительной системы и проводится анализ криминогенной ситуации в субъектах Российской Федерации. На основе прикладного социологического исследования анализируются причины роста преступности среди несовершеннолетних, изучается влияние криминальной субкультуры на количество преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их участии. Проводится утверждение о необходимости дополнения уголовного законодательства в части введения в Уголовный кодекс Российской Федерации новой статьи 210.2, предусматривающей уголовную ответственность за пропаганду преступной идеологии, в целях нивелирования негативного влияния представителей преступных сообществ на детей и подростков, связанного с пропагандой криминальной идеологии, вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность и ростом криминализации российского общества.
Ключевые слова: уголовно-исполнительная система, криминальная субкультура, АУЕ, преступность, криминализация, идеология.
E. A. Borisov
Expert Council on the Development of Civic Education and Socialization of Students at the State Duma Committee on Education and Science, Moscow, Russia
DISSEMINATION OF THE AUE CRIMINAL SUBCULTURE AMONG YOUNG PEOPLE: KEY FACTORS, THREATS, MEASURES
Borisov Eugene A. — Head of the Working Group on Preventing the Spread of Youth Destructive Subcultures of the Expert Council for the Development of Civil Education and Socialization of Students at the State Duma Committee on Education and Science, Member of the Coordinating Council for the Prevention of Socially-Negative Phenomena in Youth Environment of the Federal Agency for Youth Affairs; Applicant, Department of Criminal Law.
E-mail: [email protected]
Based on the available statistical information, a characteristic of the penal system is given and an analysis of the criminal situation in the constituent entities of the Russian Federation is carried out. On the basis of applied sociological research, the causes of the growth of juvenile delinquency are analyzed, the influence of the criminal subculture on the number of crimes committed by or with the participation of minors is studied. A statement is being made on the need to expand the criminal law in terms of introducing a new article 210.2 in the Criminal Code of the Russian Federation, which provides for criminal liability for the propaganda of criminal ideology, in order to mitigate the negative influence of representatives of criminal communities on children and adolescents associated with the propaganda of criminal ideology, involving minors in criminal activities and increased criminalization of Russian society.
Keywords: penal system, criminal subculture, AUE, crime, criminalization, ideology.
Согласно статистическим данным, опубликованным в Краткой характеристике уголовно-исполнительной системы, размещенной на сайте Федеральной службы исполнения наказаний, по состоянию на 1 апреля 2020 года в учреждениях ФСИН России содержалось 517 028 человек [4].
По данным, представленным в ежегодном докладе Совета Европы о ситуации в пенитенциарных учреждениях от 2 апреля 2019 года, на январь 2018 года Россия традиционно занимала первое место по относительному количеству заключенных — 418,3 заключенных на 100 000 жителей [8].
При этом согласно ежегодному Докладу о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год наблюдается снижение общего числа осужденных: на 5 % в сравнении с предыдущим годом снизилось количество осужденных к реальному сроку (в 2018 году из 685 тысяч обвинительных приговоров 200 тысяч предусматривали лишение свободы, а в 2017 году — 208 тысяч из 725 тысяч обвинительных приговоров), что коррелирует с общим снижением количества осужденных, наблюдающимся в последние 20 лет: в 1999 году количество осужденных превышало 1 млн человек, таким образом, за 20 лет данная цифра сократилась почти в два раза [3].
Обращаясь к информации Международного центра тюремных исследований (ICPS), видим, что по общему числу осужденных в мире Россия опустилась со второго места на четвертое, уступив лидирующие позиции Соединенным Штатам Америки (2 121 600 осужденных), Китаю (1 700 000 осужденных) и Бразилии (773 151 осужденных). При этом по доле осужденных Россия находится на 22-м месте [9].
Ключевым катализатором снижения количества осужденных выступил ряд нормативно-правовых актов, принятых с целью гуманизации уголовно-исполнительной политики Российской Федерации. В 1997 году был утвержден Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. 28 июля 1998 года состоялась передача Уголовно-исполнительной системы от Министерства внутренних дел Российской Федерации в состав Министерства юстиции Российской Федерации.
29 августа 2001 года в соответствии с Постановлением № 636 Правительством Российской Федерации была утверждена Федеральная целевая программа, направленная на реформирование уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации на период с 2002 по 2006 год.
Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» была образована Федеральная служба исполнения наказаний, подведомственная Министерству юстиции Российской Федерации.
В продолжение реформирования уголовно-исполнительной системы Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2006 г. № 540 была утверждена Федеральная целевая программа, целью которой стало развитие уголовно-исполнительной системы на период с 2007 по 2016 год.
В продолжение перехода к международным стандартам исполнения наказаний Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р была утверждена Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, направленная на дальнейшее совершенствование и развитие форм и методов функционирования уголовно-исполнительной системы1.
Согласно информации, представленной пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН России) ИТАР-ТАСС 1 июня 2017 года, за 15 лет число подростков в воспитательных колониях сократилось в 10 раз: по состоянию на 1 января 2002 года в воспитательных колониях содержалось 18,6 тысяч человек, а на 1 мая 2017 года — 1 592 человека [7].
Данная тенденция обусловлена декриминализацией статей Уголовного кодекса Российской Федерации, а также расширением спектра наказаний, не связанных с изоляцией от общества.
Согласно проведенному исследованию наказание в виде лишения свободы в настоящее время несовершеннолетние получают в основном за тяжкие и особо тяжкие преступления.
Ориентируясь на статистические данные, опубликованные на сайте ФСИН России в Краткой характеристике уголовно-исполнительной системы, можно говорить о том, что позитивная динамика в этом вопросе продолжилась: по состоянию на 1 апреля 2020 года в 22 воспитательных колониях для несовершеннолетних находилось 1 100 человек [4].
Декриминализация статей Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — УК РФ) предположительно привела к возникновению (в течение последних четырех лет) устойчивой тенденции снижения:
- количества выявленных несовершеннолетних лиц, совершивших преступления (на 40,07 %) — с 55 993 в 2015 году до 33 554 в 2019 году;
- количества предварительно расследованных преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (на 41,20 %) — с 61 833 в 2015 году до 36 361 в 2019 году;
- количества предварительно расследованных преступлений небольшой тяжести, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (на 50,63 %) — с 17 494 в 2015 году до 8 637 в 2019 году;
- количества предварительно расследованных преступлений средней тяжести, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (на 39,23 %) — с 30 895 в 2015 году до 18 775 в 2019 году;
- и даже количества предварительно расследованных тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (на 37,71 %) — с 11 276 в 2015 году до 7 024 в 2019 году2.
И, как было уже упомянуто выше, тезис о том, что в настоящее время несовершеннолетним назначается наказание в виде лишения свободы преимущественно за совершение тяжких и особо тяжких преступлений как мера воздействия на несовершеннолетних, вставших на преступный путь, подтверждается наличием значительного роста количества предварительно расследованных особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии (на 17,95 %) — с 1 632 в 2016 году до 1 925 в 2019 году (по состоянию на ноябрь 2019 года) [5].
1 О Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.10.2010 № 1772-р (ред. от 23.09.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 43. Ст. 5544.
2 Данные приводятся по состоянию на ноябрь 2019 года.
Одной из причин роста количества предварительно расследованных особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, наблюдаемого в последние годы, большинством специалистов признается влияние криминальной субкультуры АУЕ («Арестантско-уркаганское единство», «Арестантский уклад един» и т. д.), к числу основных целей относящей вовлечение молодежи в свои ряды, формирование смены за счет подростков: «...лидерами преступного сообщества неоднократно подчеркивается более внимательное и бережное отношение к молодому поколению и в отношении лиц, впервые переступивших порог следственного изолятора. Например, выдержка из "ма-лявы" (орфография и пунктуация сохранены): ".п. 4. Уделяйте максимальное внимание тем, кто заезжает на Централ впервые, доводите, поясняйте молодежи, ведь это Наша смена в будущем и от того как им будет все преподнесено — зависит многое — всегда это помните!"» [1].
Применение наказаний, не связанных с изоляцией от общества, гуманизация уголовно-исполнительного законодательства в отношении несовершеннолетних являются факторами вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Включение молодежи в сферу влияния криминальной субкультуры преследует в том числе достижение корыстных целей — получение материальных ценностей, добытых несовершеннолетними преступным путем в пользу криминальных авторитетов и организованных ими преступных сообществ, включая пополнение так называемой кассы взаимопомощи представителей уголовного мира («общак»). В рамках участия в подобных действиях формируется профессиональная преступность из числа подрастающего поколения, представители которой к моменту достижения возраста уголовной ответственности приобретают устойчивую картину мира с приоритетом в пользу криминальных ценностей.
В рамках научно-исследовательской работы, проведенной учеными ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» в 2018 году, по созданию психологического портрета сторонника деструктивной субкультуры путем анкетирования 1000 обучающихся общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа Свердловской области, Пермского края, Иркутской области, Алтайского края, а также анкетирования 270 осужденных, содержащихся в исправительных колониях для взрослых, отбывающих наказание на территории Свердловской области, Пермского и Алтайского края, и анкетирования 100 осужденных, содержащихся в воспитательных колониях Свердловской области и Пермского края, были выявлены сторонники криминальной субкультуры АУЕ (1,2 % от выборки), большинство из которых происходят из неполных семей с двумя и более детьми (66 %) и имеют явные проблемы с установлением контакта с учителями. В результате исследования ученые пришли к выводу, что в отношении несовершеннолетних лиц, вовлеченных в криминальную субкультуру АУЕ, не проводилась необходимая профилактическая работа со стороны преподавателей и воспитателей, не выполнялись воспитательные функции со стороны родителей или законных представителей. Это привело к тому, что подросток оказался подвержен влиянию со стороны представителей криминальной субкультуры АУЕ. Особо важен тот факт, что у 75 % респондентов, вовлеченных в криминальную субкультуру АУЕ, судимость имеют родители или братья/сестры, что подтверждает наличие «преемственности» в уголовной среде.
Мониторинг социальных сетей в Интернете показал, что в настоящее время около 77 % сообществ социальной сети «ВКонтакте», распространяющих идеологию криминальной субкультуры АУЕ, имеют в своем лексиконе такие слова (и их производные), как «брат», «братство» и т. д.
В настоящее время в информационно-телекоммуникационной сети Интернет насчитывается около 50 тысяч ресурсов, пропагандирующих криминальную субкультуру АУЕ, имеющих суммарную аудиторию свыше одного миллиона человек, около 80 % которых составляют подписчики из числа детей и молодежи в возрасте до 30 лет.
В связи с исследуемой проблематикой хотелось бы обратить внимание еще на одно обстоятельство, оперируя информацией по одному из субъектов Российской Федерации. В опубликованном отчете Прокуратуры Республики Татарстан, содержащем статистические данные о состоянии преступности в Республике Татарстан за январь-март 2020 года, видна тенденция роста числа преступлений в сравнении с аналогичным периодом 2019 года: на 18,74 % — с 11 784 до 13 992, в том числе:
- на 54,12 % выросло количество особо тяжких преступлений (с 571 до 880);
- на 18,76 % выросло количество тяжких преступлений (с 2 553 до 3 032);
- на 18,76 % выросло количество преступлений средней тяжести (с 3 887 до 4 616);
- на 14,48 % выросло количество преступлений небольшой тяжести (с 4 773 до 5 464) [6].
При этом основной рост количества совершенных преступлений произошел в марте 2020 года, что связано с тяжелой экономической ситуацией, вызванной эпидемиологической обстановкой и принятыми мерами по снижению рисков распространения новой коро-навирусной инфекции (2019-nCoV), в том числе в условиях введения режима повышенной готовности.
В рамках проведенного ФГБОУ ВО «Уральский государственный юридический университет» исследования одной из причин популярности криминальной субкультуры АУЕ был назван низкий уровень материального благосостояния опрошенных (уровень достатка семьи 8,3 % респондентов оценили как очень низкий (недостаточно средств на удовлетворение обычных потребностей), 16,6 % — как низкий (не всегда есть средства для удовлетворения обычных потребностей)). В связи с этим, учитывая прогноз развития ситуации в мировой экономике в условиях пандемии коронавируса, опубликованный Международным валютным фондом, согласно которому ожидается сокращение российской экономики на 5,5 % по итогам 2020 года, стоит ожидать роста уровня безработицы, падения реальных доходов граждан и, как следствие, дальнейшего роста числа преступлений [10].
Данная гипотеза подтверждается статистическими наблюдениями предыдущих лет на примере 2015 года: в 2015 году отмечался рекордный скачок (на 12,7 %) количества зарегистрированных преступлений небольшой тяжести, вызванный, по мнению экспертов, глубокой рецессией российской экономики, связанной с введением международных экономических санкций в отношении Российской Федерации в 2014 году [2].
Таким образом, в целях нивелирования негативного влияния представителей преступных сообществ на детей и подростков, связанного с пропагандой криминальной идеологии АУЕ, вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность и ростом криминализации российского общества, в том числе — в контексте экономических прогнозов в условиях пандемии, необходимо рассмотреть возможность дополнения уголовного законодательства в части введения в УК РФ новой статьи 210.2, предусматривающей уголовную ответственность за пропаганду преступной идеологии.
Библиографический список
1. Антонян Е. А., Зубков И. М. Влияние уголовно-преступной среды на распространение криминальной субкультуры в молодежной среде // Проблемы противодействия криминальной субкультуре: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Улан-Удэ, 8 декабря 2017 г.). М.: Юриспруденция, 2018.С. 147-153.
2. Ветров И. Кризис толкает на преступления: статистика МВД России за 2015 год показала рост преступлений [Электронный ресурс] // Газета.т: общественно-политическое интернет-издание. URL: https://www.gazeta.ru/social/2016/01/22/8036075.shtml (дата обращения: 14.05.2020).
3. Ежегодный Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс] // Офиц. сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombudsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018.pdf (дата обращения: 03.05.2020).
4. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы [Электронный ресурс]. URL: http://fsin.su/structure/inspector/iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 16.05.2020).
5. Портал правовой статистики Генеральной Прокуратуры Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://crimestat.ru/offenses_chart (дата обращения: 10.05.2020).
6. Прокуратура Республики Татарстан [Электронный ресурс]: офиц. сайт. URL: https://www.prokrt.ru/upload/iblock/c25/c250afc75ef2d42d10afbb089caaa6be.pdf (дата обращения: 12.05.2020).
7. ФСИН: за 15 лет число подростков в воспитательных колониях сократилось в 10 раз [Электронный ресурс]. URL: https://tass.ru/obschestvo/4299622 (дата обращения: 07.05.2020).
8. Council of Europe Annual Penal Statistics for 2018 // Council of Europe: official-site. URL: https://www.coe.int/en/web/portal/-/europe-s-rate-of-imprisonment-falls-according-to-council-of-europe-survey (дата обращения: 01.05.2020).
9. Highest to Lowest — Prison Population Rate // World Prison Brief: official-site. URL: https://www.prisonstudies.org/highest-to-lowest/prison_population_rate?field_region_taxonomy_tid=All (дата обращения: 05.05.2020).
10. World Economic Outlook, April 2020: The Great Lockdown // International Monetary fund: official-site. URL: https://www.imf.org/en/Publications/WE0/Issues/2020/04/14/weo-april-2020 (дата обращения: 13.05.2020).