Научная статья на тему 'Распространение конституционной мысли среди народов Евразийского пространства до ХХ века'

Распространение конституционной мысли среди народов Евразийского пространства до ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
51
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Матаева М. Х.

В статье раскрываются особенности распространения конституционных идей на территории Евразии. Проанализированы некоторые пра­вовые памятники народов Монголии, Азербайджана, Японии, якутов, кыпчаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространение конституционной мысли среди народов Евразийского пространства до ХХ века»

8. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина. Выбор // Система ценностей современного общества. Сборник материалов X Международной научно-практической конференции 3 марта 2010 г. Часть 2 / Под общ.ред.С.С.Чернова. - Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2010. - С. 210-213.

9. Ивентьев С.И. Духовно-нравственные права и свободы человека и гражданина.Образование // Современность и психолого-педагогические науки. Современность и лингвистические науки. Современность и юриспруденция. Сборник материалов I Всероссийской научно-практической Интернет-конференции / Под общ. ред. В.С. Курчеева и Т.В. Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство «СИБПРИНТ», 2010. - С. 107-112.

10. Ивентьев С.И. Поведение человека с точки зрения прав и свобод человека и гражданина // Норма та девiацiя у правоохороннш дшльносп: кри-мшолопчт дослщження: вип.6 / редкол.: £.Гнатенко та ш.; [гол. ред. канд. фшос. наук В.1. Поклад]; Луган. держ. ун-т внутр. справ iм. Е.О. Ддоренка. -Луганськ: РВВ ЛДУВС ш. Е.О Ддоренка, 2012. - С. 188-195.

11. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека. Свобода творчества // Дискуссия. - 2010. - № 5. - С. 83-86.

12. Неумывакин И.П., Неумывакина Л.С. Вселенная. Земля. Человек. Мифы и реальность. - СПб.: Издательство «ДИЛЯ», 2007. - С. 78-82.

13. Ивентьев С.И. Четвёртое и пятое поколение прав человека // Современность и юриспруденция. Материалы I Всероссийской научно-практической интернет-конференции / Под общ. ред. В.С. Курчеева и Т.В. Сидориной. - Новосибирск: ЦПИ - Издательство СИБПРИНТ, 2010. - С. 83-87.

14. Ткаченко А.А. Аномальное сексуальное поведение. - М., 1997.

РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОЙ МЫСЛИ СРЕДИ НАРОДОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА

ДО ХХ ВЕКА

© Матаева М.Х.*

Казахская финансово-экономическая академия, Республика Казахстан, г. Семей

В статье раскрываются особенности распространения конституционных идей на территории Евразии. Проанализированы некоторые правовые памятники народов Монголии, Азербайджана, Японии, якутов, кыпчаков.

Конституционные идеи и ключевые принципы конституционализма (источник, суверенитет власти, структура общественно-государственного уст-

* Ректор, профессор кафедры СГД и права, доктор юридических наук.

ройства, ограничение государственной власти, в результате компромисса между различными общественными силами, разделение властей, права и свободы человека и гражданина и др.) в истории развития конституционных идей в разных странах имеют общие черты, а развиваются, конкретизируются в национально-своеобразных формах.

На обширной территории Евразии политико-правовая мысль зарождалась, а затем развивалась почти во всех ее концах. Интерес представляют юридические памятники на территории Монголии. Так, об известном письменном законодательном памятнике - Ясы Чингисхана, мы узнаем из «Сборника летописей» Рашид-ад-Дина. После победы над Ван-ханом Чингисхан, созвав великий курултай для своего утверждения на престол, издал эти строгие законы. Фрагменты Ясы содержат нормы административного, уголовного, гражданского права, положения об охоте, особенности быта монголов в период образования империи. За малейшую провинность широко применялась смертная казнь. Другими мерами наказания Ясы называет штраф скотом, удар палкой, плетью, ссылку.

Другими юридическими памятниками монголов, содержащими отдельные элементы конституции, являются «Великое уложение» 1640 года, «Ца-аджин бичиг», «Халха Джирум», которые дошли до наших дней полностью сохраненными и являются самыми крупными из юридических памятников монголов. «Великое уложение» было принято на съезде ойратских и халха-ских князей в 1640 году, созванного с целью урегулирования взаимоотношений между монгольскими князьями и создания условий для объединенной борьбы против маньчжуров. Уложение законодательно оформило не только права и привилегии князей Халхи и Джунгарии, но и правовое положение ламаистской церкви и высших слоев духовенства, как важной составной части монгольского общества. Статьи Уложения сурово наказывали тех, кто препятствовал распространению ламаизма [1, с. 10].

Памятник средневековой Монголии - «Восемнадцать степных законов» были приняты на съездах крупнейших князей Северной Монголии в конце XVI - I трети XVII вв. и являются источником для изучения социально-административного устройства Халхи. Во II половине XVI - первой трети XVII в. Халха именовалась «Семь халхаских кошунов». Хошуны делились на аймаки, границы которых твердо устанавливались. Кроме этого деления существовало традиционное деление на отоки и нутаки. Имеется ряд статей, касающихся отоков [1, с. 69, 79].

Особенностью отношений, регулируемых административным правом, является то, что одним из их участников являлся государственный орган или должностное лицо, обладающее властными полномочиями. Законы регулировали вопросы организации сбора налогов, функции уртонной почтово-ямской службы, права путешествующих на пользование подводами и продовольствием, вопросы определения мест кочевок. За случаи срывов поставок почты предусматривались наказания [1, с. 95].

Источником юридической мысли периода феодализма в Азербайджане (IV в.) являются, дошедшие до нас в каноническом постановлении Алуэн-ского (Агуэнского) собора, созванного в У веке албанским царем Вачаганом в урочище Алуэн (Агуэн) - «Алуэнские каноны». Это единственный памятник раннесредневековой Кавказской Албании, в котором отражены социальные и правовые отношения различных общественных слоев. «Алуэнские каноны» - источник, дающий сведения об албанском обществе, о светской и церковной знати, о правовом положении церковной знати, о формах землевладения, о формах эксплуатации [2, с. 31-33].

Другим памятником средневековой культуры и правовой науки является «Судебник» Мхитара Гоша, составленный в 1184 году по настоянию албанского католикоса. Состоит из 2-х частей, отражает правовое положение и социально-экономическую жизнь Албании X-XП вв. Первая часть Судебника под названием «Верховные каноны» состоит из 124 статей, вторая часть под названием «Светские законы», содержит 130 статей, в основном уголовные и гражданские. Отличительной особенностью Судебника является гуманизм, сочувствие к низшим слоям во время отправления правосудия со стороны судей. Статья 16 гласит: «Если судья будет творить кривду, угождать лицу, осуждать правого, и оправдывать виновного, то не оставлять его больше в судебном звании..., он должен будет лишен этого звания» [2, с. 36].

В XI-XП вв. в Азербайджане право получает широкое развитие, что проявилось в деятельности ряда мыслителей-правоведов. Главное место в политических воззрениях Афзаладдина Хагани Ширвани (1120-1199) занимала критика эпохи, описание бесправия, имущественного неравенства, социальной несправедливости. Основную первопричину тяжелой участи народа он видел в правителях.

Низами Гянджави (1141-1209) - выдающийся мыслитель, политические воззрения которого выражены в поэмах «Соровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Межнун», «Семь красавиц», «Искандернаме». Отдельные политические концепции Низами о государстве, о государственном устройстве, праве, социальной справедливости, правосудии и др. по своей значимости и зрелости в эпоху средневековья возвышаются до уровня политической теории.

Заслуживают внимания идеи о централизованном государстве, путях укрепления власти в центре и на местах, о структуре государственной власти азербайджанского ученого Мунши (1561-1634), получившие развитие в его труде «Тарих-и ала марай-и аббаси» и законах под названием «Джамеи аббас». В них Мунши приводит ряд сведений о государственном устройстве, о порядке назначения высших должностных лиц в государстве. Он пишет: «Основная наша претензия та, что власть находится у его величестве шаха, а его векиль - уполномоченный и доверенный представитель, . не имеет отношения к эти делам и не имеет права самовольно назначать полководцев и доверять судьбу страны своим собственным людям» [2, с. 110].

Дополнительным источником для изучения казахской правовой истории служат кыпчакские письменные памятники, составленные в разных странах Евразии в средние века. Наиболее ценной в этом плане является масштабная по своему объему группа кыпчакских юридических памятников, составленных армянским письмом, которая включает Судебник, Процессуальный кодекс, Уставы профессиональных и общественных организаций, актовые книги духовного и гражданского самоуправления с 1519 по 1689 годы. Среди этих памятников основополагающим является кыпчакско-польская версия армянского Судебника, утвержденного польским королем в 1519 году на латинском языке, а затем переведенный на родной язык львовских армян-кыпчакофонов. Переведенный академиком НАН РК Г. Сапаргалиевым на казахский язык, Судебник состоит из 3-х частей: введения, светских законов и дополнительных статей преимущественно процессуального характера [3, с. 5-7].

До вхождения в состав России якуты не имели писаных законов, общественные отношения регулировались на основе сложившихся обычаев, при этом большое значение имели традиции и обряды, передававшиеся устно. После введения «Устава об управлении инородцев» 1822 года 22 июля по распоряжению генерал-губернатора Восточной Сибири были созданы Временные комитеты, «для инородческих дел». Предварительно в соответствии с пунктом 68 «Устава» были собраны сведения о законах и обычаях инородцев. Для дополнительного сбора информации и их уточнения в губернские города были вызваны депутаты от инородцев «из людей опытных и сведущих» [4, с. 19].

Депутатами был составлен и представлен в Иркутский Временный комитет рукописный текст «О степных законах и обычаях якутов», озаглавленный «Записка о законах и обыкновениях, издревле существовавших у якутов Якутской области и округи» - уникальный историко-правовой документ, составленный самими якутскими родоначальниками специально для подготовки проекта степных законов. Содержание документа свидетельствует о состоянии обычного права якутов, сложившегося к I половине XIX в.

Изложенные в «Записке» можно определить как характеризующие устройство общественного самоуправления, являвшиеся основанием для разбирательства в суде родоначальников после принятия Устава 1822 года. Нормы «Записки» отразили состояние общественного самоуправления, существовавшее у якутов до введения «Устава об управлении инородцами» 1822 года и применявшееся до ХХ века. Род, наслег, улус по-прежнему оставались структурными территориальными единицами. Характерной особенностью общественного самоуправления стало расширение круга родоначальниче-ских должностей и привлечение к управлению большого числа «лучших людей», а также узаконение выборности всех должностей [4, с. 29].

Истоки современного конституционного строя Японии коренятся в особенностях ее истории. Здесь только в 70-80-х годах XIX века были осущест-

влены буржуазные преобразования и преодолена внешнеполитическая самоизоляция. При разработке Конституции 1889 года Японии за образец была взята прусская Конституция 1850 года, в результате которой в Японии была утверждена дуалистическая монархия. Двухпалатный парламент наделялся законодательными функциями, верхняя палата по английскому образцу замещалась наследственными пэрами. Император, особа которого обожествлялась, обладал огромными полномочиями. Согласно японской религии - синтоизму («синто» - путь богов) - император (микадо) считался прямым потомком богини солнца - Аматерасу. В полномочия императора входили: верховное главнокомандование вооруженными силами, руководство внешней политикой, решение вопросов войны и мира, назначение и смещение премьер-министра и министров, ответственных не перед парламентом. А перед императором. При императоре состоял совет старейшин - «Генро» и тайный совет из назначенных императором высших сановников. Тайный совет утверждал решения парламента и рекомендовал императору кандидатуры на пост премьера. Большую роль в определении внутренней и внешней политики играло командование вооруженных сил, офицерский корпус, который был проникнут кастовым самурайским духом [5, с. 232].

Уже в годы первой мировой войны японское государство нуждалось в коренном реформировании, прежде всего, в ликвидации таких пережитков феодализма, как всевластие императора, помещичье землевладение, гипертрофированная милитаризация, кастовый самурайский дух и утверждении глубокой демократизации общественной и государственной жизни. Важным шагом в этом направлении должна была стать разработка новой конституции.

Как известно, после поражения во второй мировой войне победители не решились упразднить императорский трон, даже было сохранено царствование императора Хирохито. Смещение, и тем более привлечение к суду как одного из главных военных преступников японского императора - потомка богини солнца, могло бы затронуть глубинные религиозные чувства японцев и привести к непредсказуемым последствиям. Поэтому императора лишь принудили к публичному отрешению от своего божественного происхождения и сильно урезали его роль в государственной жизни. Конституция Японии провозгласила его лишь символом нации, с запретом вмешиваться в государственные дела.

Таким образом, анализ правовых памятников отдельных народов Евразии до начала ХХ века также свидетельствует о том, что в них теоретически некоторые элементы конституционных идей присутствовали. Однако, понятие «конституционализм» с его составными частями, как в мыслях, так и в практической деятельности этих народов (кроме Японии) не присутствовало.

Список литературы:

1. Восемнадцать степных законов: Памятник монгольского права XVI-XVII вв. / Монг. текст, транслитерация монг. текста. Перевод монг. текста,

коммент., исслед-ие А.Д. Насиловой. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2002. - 160 с.

2. Рзаев А.К. Очерки истории политико-правовых учений Азербайджана. - Баку: Азербайджан гос. издат., 1983. - 94 с.

3. Кыпчакско-польская версия Армянского Судебника Мхитара Гоша и армяно-кыпчакский Процессуальный кодекс. Львов, Каменец-Подольский, 1519-1594 / Сост. А.Н. Гаркавец, Г. Сапаргалиев. - Алматы: Дешт-и-Кыпчак, Баур, 2003. - 792 с.

4. Федорова М.М. Памятник обычного права якутов 1824 года. Учебное пособие. - Якутск: изд. Якутск. госунивер-т, 1991 - 87 с.

5. Курицын В.М., Шалягин Д.Д. Опыт становления конституционализма в США, Японии и советской России: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический Проект; Трикста, 2004. - 496 с.

ПРОБЛЕМЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В УСЛОВИЯХ ДЕМОКРАТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА

© Хакимов Р.Р.*

Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза, Республика Казахстан, г. Караганда

Государство управляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важнейшее место занимают законность и правопорядок, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Посредством одной силы этого сделать еще никому не удавалось.

Законы и их соблюдение - древнейший и наиболее цивилизованный способ управления людьми. Сегодня он общепринят во всех развитых демократических странах, в мировом сообществе. Ничего лучшего, более разумного и рационального человечество пока не придумало. Не будь законов, любое общество погрузилось бы во мрак невежества. Законов не было лишь на самых ранних, незрелых стадиях развития истории, когда господствовали простейшие, подчас примитивные формы общежития.

Еще римские юристы провозгласили широко известные и поныне постулаты: «Государством должен править закон», «Закон превыше всего», «Закон выше любой должности», «Закон - единственный бог, которому все должны поклоняться», «Пусть рухнет мир, но восторжествует закон», «Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными», «Закон должен властво-

* Студент. Научный руководитель: Ахметова К.С, старший преподаватель, кандидат юридических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.