Научная статья на тему 'Распространение и вредоносность бактериальных болезней лесных пород в России'

Распространение и вредоносность бактериальных болезней лесных пород в России Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
631
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКТЕРИАЛЬНЫЕ БОЛЕЗНИ / BACTERIAL DISEASES / ЛЕСНЫЕ ПОРОДЫ / ФИТОПАТОГЕННЫЕ БАКТЕРИИ / PHYTOPATHOGENIC BACTERIA / ВРЕДОНОСНОСТЬ / HARMFULNESS / WOOD BREEDS

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Черпаков В. В.

Краткий обзор изученности, географического распространения и вредоносности бактериальных болезней видов хвойных и лиственных пород в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Distribution and harmfulness of bacterial diseases of forest species in Russia

A brief overview of the study, geographic distribution and harmfulness of bacterial diseases of species of coniferous and deciduous breeds in Russia.

Текст научной работы на тему «Распространение и вредоносность бактериальных болезней лесных пород в России»

УДК 632.3

Распространение и вредоносность бактериальных болезней лесных пород в России

В.В. ЧЕРПАКОВ, доцент

Академии маркетинга и социально-информационных технологий e-mail: [email protected]

Бактериальные болезни лесных пород играют существенную роль в патологии леса. Доказана их причастность к массовомуусыханию хвой-но-таежных лесов, в частности, ельников, на Северо-Западе России, усыханию и гибели дубрав, ильмовых пород в их ареалах, распаду и усыханию лесополос Западной Сибири, массовому отмиранию сеянцев и саженцев в лесных питомниках [8].

В фитобактериологическом аспекте лесные породы являются ре-зерваторами инфекционного начала фитопатогенных бактерий, поражающих одновременно с лесными также и культурные древесные и травянистые растения.

На древесных породах в мире описано несколько десятков бактериозов с разной степенью вредоносности, которые вызывают бактерии из родов: Pseudomonas, Xanthomonas, Enterobacter, Erwinia, Agrobacterium, Brenneria, Xylella, Rhizobium, Cory-nebacterium, Bacillus, Clostridium. Бактериозы в равной мере поражают лесные породы в естественных древостоях, лесных культурах, лесополосах, парковых насаждениях, скверах, городских посадках, садах. Растения-хозяева представлены хвойными и лиственными деревьями, кустарниками, кустарничками и лианами разных видов, форм, сортов. В числе поражаемых таксонов главные лесообразователи России, дикие плодово-ягодные породы и их культурные формы, интродуценты,

основные виды, используемые в зеленом строительстве - сосна, ель, пихта, лиственница, псевдотсуга, криптомерия, можжевельник, тис, дуб, бук, ясень, ильмовые, липа, клен, орех, каштан, тополь, ольха, граб, береза, ива, рябина, айлант, бархат, орешник, конский каштан, эвкалипт, боярышник, груша, яблоня, айва, черешня, вишня, алыча, абрикос, мушмула, ирга, арония, сирень, кизильник, акация, альбиция, гледичия, псевдоакация, лох, олеандр, самшит, рододендрон и др.

В СССР на лесных породах до 1960-х гг. был выявлен только бактериальный рак тополя (Pseudomonas rimaefaciens), распространенный в Воронежской, Ленинградской, Куйбышевской, Оренбургской, Минской, Западно-Казахстанской областях. В 1963 г. А.Л. Щербин-Парфе-ненко впервые описал на многих видах хвойных и лиственных пород на Северном Кавказе чрезвычайно вредоносное заболевание - бактериальную водянку (Erwinia multivora) и другие бактериозы (Erwinia lignifilla, Xanthomonas quercus, Bacterium sp.) в естественных насаждениях, лесных культурах, на сеянцах и саженцах в питомниках. Им были выявлены бактериальная зараженность семян, желудей, шишек, почвы и роль насекомых в переносе бактериальной инфекции.

В продолжение его работ нами была изучена бактериальная водянка на сосне, пихте кавказской, ильмовых, дубе, ясене, айланте и других породах и одновременно на лесных породах в 1976 г. впервые описана новая болезнь - бактериальный ожог лиственных и хвойных пород (бук, дуб, граб, ильмовые, ясень,

айлант, береза, рябина, ива, лох, ка-тальпа, альбиция, гледичия, орех, каштан, сосна, пихта, ель и др.). Бактериоз имел некоторые отличия от бактериального ожога плодовых, в частности, поражение ксилемы имело выраженный сосудисто-паренхиматозный характер. Поражение лесных пород бактериальной водянкой и бактериальным ожогом было выявлено нами в различных регионах России - Северный и Западный Кавказ, Западная Сибирь, Приморский край [8].

В 1980-х гг. в Средней и Восточной Сибири Т.М. Рыбалко и А.Б. Гукасян обнаружили на хвойных породах ра-ково-язвенное заболевание (Pseudomonas syringae) лиственницы сибирской, сосны обыкновенной, бактериальную водянку (Erwinia nimi-pressuralis) лиственницы, пихты, сосны, кедра; язвенное заболевание (Erwinia quercina pv. rubrifaciens) лиственницы, сосны, пихты, кедра; бактериозы сеянцев и саженцев в питомниках [5].

Перманентная проблема в лесном хозяйстве России - массовый отпад сеянцев в питомниках. В числе ведущих факторов патогенеза выступают в том числе бактериозы. С 1975 г в лесных питомниках Среднего Поволжья развивается бактериоз (Pseudomonas fluorescens), вызывающий отмирание верхушек сеянцев сосны обыкновенной. В 2008 г. он обнаружен в Кировской области одновременно с бактериальным ожогом сеянцев сосны обыкновенной (Pseudomonas syringae в ассоциации с Erwinia herbicola) [4].

В лесных питомниках Средней Сибири И.Д. Городницкой[2] выявлены возбудители бактериозов сеянцев сосны: Pseudomonas fluorescens (усыхание верхушечных почек, основания хвои и стебля); Pseudomonas syringae (ожог хвои и стволиков); Bacillus mycoides, B. mesen-tericus (поражение корневой системы и оснований стебля); Agrobacterium radiobacter (образование опухолей у прикорневой шейки) и другие.

4 Защита и карантин растений № 11, 2015

Вредоносность бактериозов зависит от функциональности растения-хозяина, его тканей и органов. Наибольшей биологической вредоносностью обладают полифаги, поражающие невосстанавливающиеся ткани и органы - корни, камбий, флоэму, хвою, рабочие сосуды ксилемы, что вызывает гибель древесных пород. Сапрофитное развитие бактерий ведет к потерям качества древесины и при хранении, что порождает проявление вторичной вредоносности, не связанной с живым растением. Монокультурные и одно-возрастные насаждения усиливают вредоносность эпифитотий. Новый аспект вредоносности - одновременное проявление бактериями древесных пород патогенности в отношении травянистых растений, грибов, насекомых, теплокровных животных и даже человека.

Наибольшей вредоносностью обладают бактериозы, связанные с массовыми усыханиями лесов. По данным ФГУ «Рослесозащита», в 2009 г. бактериозы были выявлены в 24 регионах на 37,8 тыс. га. Ими были поражены береза, дуб, каштан, тополь, бук, ясень, осина, лиственница, ель, пихта. Наиболее вредоносна сегодня в лесах России бактериальная водянка, которой повсеместно поражены многие виды лесных пород. Наибольшие очаги составили бактериальные поражения березы - 24,7 % от всей площади [3]. С начала 1960-х гг. бактериоз выявляется на видах берез в Краснодарском крае, Республике Адыгея. С 1970-1980-х гг. и по настоящее время поражение и массовая гибель березняков происходят в Брянской, Калужской, Смоленской, Орловской, Пензенской, Свердловской, Челябинской, Курганской, Омской, Новосибирской областях, Алтайском крае, на Алтае, в Татарстане и Башкортостане, а за пределами РФ - в Прибалтике, Белоруссии, Украине, Казахстане. В Пензенской области в 2011 г. погибло 1,5 тыс. га березовых лесов, не считая защитных насаждений и лесополос. В 2012 г. в

Башкортостане было вырублено 1,5 тыс. га березняков. Панфитотия бактериальной водянки березы в России приняла характер экологической катастрофы. В лесополосах Новосибирской области и Алтайского края бактериальной водянкой поражены и в массе отмирают виды тополя и вяз мелколистный, устойчивый к голландской болезни.

В последние два года происходят массовые поражения бактериальной водянкой, усыхание и гибель кедровых лесов с поражением шишек в районе Байкала. Одновременно поражена и пихта сибирская. Повышенная вредоносность бактериоза обусловлена и поражением оре-хопромысловых кедрачей в местах традиционной заготовки кадровых шишек. В Иркутской области в 2012 г. зафиксировано усыхание кедрачей на площади более 3,6 тыс. га, в Бурятии - свыше 20 тыс. га. Поражены кедровники Байкальского биосферного заповедника [1].

В Приморском крае бактериальная водянка нами выявлена на березе, ели аянской, пихте белокорой, ильмовых породах. С этим заболеванием связаны массовые усыхания дубрав в дубравной зоне России, гибель ильмовых пород, приписываемая только голландской болезни, и сосны, приписываемая, в основном, корневой губке и опенку. В перспективе ситуация сложится критически, как это наблюдается сейчас в березняках и кедровниках.

В сельскохозяйственной фитобак-териологии бактериальный ожог плодовых (Е. ату!оуога) - главнейшее по значимости и вредоносности бактериальное заболевание в садах, скверах, городских посадках, плодовых питомниках. Без внимания оставался факт поражения им многих видов лесных пород - боярышника, рябины, кизильника, дикой груши, мушмулы, пираканты -общепризнанных видов-индикаторов. В СССР этот бактериоз был объектом карантина и впервые выявлен в 1989 г. в Армении [6]. С конца 1990-х гг. и по настоящее время

он обнаруживается на Украине, в Латвии, Литве, Эстонии, Белоруссии, Казахстане, Кыргызстане, Узбекистане, России(Калининградская, Саратовская, Самарская, Пензенская, Волгоградская, Воронежская, Белгородская, Тамбовская, Липецкая области, Ставропольский, Краснодарский края, Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария). В 2009 г Россельхознадзор перевел бактериальный ожог из группы «отсутствующие на территории России» в группу «ограниченно распространенные на территории России». Нахождение Erwinia amylovora в насаждениях плодовых в ближнем зарубежье и 13 субъектах РФ несет угрозу распространения очагов на лесных породах в лесах и парках России. Например, в период эпифи-тотии E. amylovora в 2011-2012 гг. в Кыргызстане одновременно были поражены насаждения боярышника туркестанского в составе орехоплодных и дикоплодовых лесов [9], а в Эстонии и Латвии - рябина.

В 2012-2013 гг. в парковых и придорожных насаждениях городов и населенных пунктов Краснодарского края и Адыгеи впервые в РФ нами выявлено массовое поражение и гибель конского каштана от бактериального некроза (Pseudomonas syringae var. aesculi) [7] с типичной симптоматикой («язвенное кровотечение», ожог листьев и др.) для Европы и Индии. В настоящее время бактериоз выявлен также и в Крыму. Это свидетельствует о переходе эпифитотии этого тяжелого заболевания в панфитотию на евразийском континенте. Патовар рекомендован для включения в Сигнальный список ЕОКЗР, однако в России официально не обнаружен, не включен в перечень карантинных объектов, меры по запрету ввоза посевного и посадочного материала Aesculus spp. не предпринимались. В Россию продолжают завозить саженцы из Польши и Германии, а на Украину - из Италии, где свирепствует Pseudomonas syrin-gae var. aesculi.

9. Doolotkeldieva T.D. The situation of Erwinia amylovora in fruit farms and nut forests of Kyrgyzstan [Электронный ресурс] // Kyrgyz-Turkish Manas University, Plant Protection Department, Bishkek city, Kyrgyzstan. URL: htto://www.phytfire.org.

Аннотация. Краткий обзор изученности, географического распространения и вредоносности бактериальных болезней видов хвойных и лиственных пород в России.

Ключевые слова. Бактериальные болезни, лесные породы, фитопатогенные бактерии, вредоносность.

Abstract. A brief overview of the study, geographic distribution and harmfulness of bacterial diseases of species of coniferous and deciduous breeds in Russia.

Keywords. Bacterial diseases, wood breeds, phytopathogenic bacteria, harmfulness.

г. Краснодар

Ввиду слабой изученности и практического отсутствия фитобактери-ологических исследований в лесном хозяйстве России на лесных породах еще не выявлены многие, широко известные за рубежом вредоносные бактериозы, а усыхание и гибель лесных пород продолжают объяс-нятьтрадиционными причинами.

ЛИТЕРАТУРА

1. Воронин В.И., Морозова Т.Н. и др. Бактериальное повреждение кедровых лесов Прибайкалья // Лесное хозяйство, 2013, № 3, с. 39-41.

2. Городницкая И.Д. Эколого-микро-биологическая индикация и биоремеди-ация почв естественных и нарушенных лесных экосистем Сибири. Автореф. дисс. - Красноярск, 2013, 36 с.

3. Обзор санитарного и лесопатологи-ческого состояния лесов на землях лесного фонда Российской Федерации за

2009 г. - Пушкино: ФГУ «Российский центр защиты леса», 2010, 179 с.

4. Прохоров А.В., Погорельский И.П. Характеристика свойств псевдомонад, вызывающих бактериальный ожог хвои и стволиков сеянцев сосны обыкновенной // Лесное хозяйство, 2008, № 4, с. 46-48.

5. Рыбалко Т.Н., ГукасянА.Б. Бактериозы хвойных Сибири. - Новосибирск.: Наука, 1986, 80 с.

6. Черноиванова Г.А., Воронкова Л.В., Коняева О.Н. Бактериальный ожог плодовых в Армении // Защита и карантин растений, 1993, № 2, с. 38.

7. Черпаков В.В. О бактериальном поражении Pseudomonas syringae var. aesculi конского каштана в Российской Федерации // Актуальные проблемы лесного комплекса, 2013, вып. 36, с. 72-80.

8. Черпаков В.В. Бактериальные болезни лесных пород в патологии леса // Известия Санкт-Петерургской лесотехнической академии, 2012, вып. 200, с. 292-303.

Наш юбиляр

Есть много благородных профессий — учитель, врач, строитель, но особенно почетна на селе профессия агронома, которая дает людям основу всей жизни — хлеб. Вот именно этой профессии и посвятила себя наша Светлана Вадимовна Соколова, заместитель руководителя филиала Россельхозцентра по Курганской области.

Ее родители всю жизнь трудились на селе. После окончания средней школы и она сделала уверенный выбор и поступила в Кур-тамышский сельскохозяйственный техникум, на агрономическое отделение. На этом не остановилась и кроме техникума окончила

еще агрономический факультет Курганского сельскохозяйственного института.

В филиал пришла, уже проработав полтора года на Целинном государственном сортоиспытательном участке Государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур. А сегодня ее трудовой стаж достиг уже значительной цифры — 25 лет.

Светлана Вадимовна — высококвалифицированный специалист, хороший организатор, под ее руководством ежегодно проводятся курсы повышения квалификации по апробации посевов сельскохозяйственных культур. Выступает с лекциями, делится богатым производственным опытом.

С.В. Соколова — прекрасный человек, наставник молодежи. Ее труд не раз отмечался благодарностями, в том числе и благодарственным письмом Губернатора Курганской области, благодарностью Министерства сельского хозяйства Российской Федерации. 2 ноября С.В. Соколова отметила свой 50-летний юбилей. От всей души поздравляем ее со знаменательной датой, желаем крепкого здоровья, неиссякаемой жизненной энергии, благополучия и новых творческих успехов!

И.А. СУББОТИН,

руководитель филиала ФГБУ «Россельхозцентр»

по Курганской области

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.