Научная статья на тему 'Распространение и экология западносибирской серебристой чайки Larus argentatus heuglini на Кольском полуострове'

Распространение и экология западносибирской серебристой чайки Larus argentatus heuglini на Кольском полуострове Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
169
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Фильчагов А. В., Семашко В. Ю.

Второе издание. Первая публикация в 1987 г. Фильчагов А.В., Семашко В.Ю. 1987. Распространение и экология западносибирской серебристой чайки (Larus argentatus heuglini Bree, 1876) на Кольском полуострове // Бюл. МОИП. Отд. биол. 92, 3: 37-42.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Фильчагов А. В., Семашко В. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распространение и экология западносибирской серебристой чайки Larus argentatus heuglini на Кольском полуострове»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2008, Том 17, Экспресс-выпуск 453: 1777-1783

Распространение и экология западносибирской серебристой чайки Larus argentatus heuglini на Кольском полуострове

А. В. Фильчагов, В. Ю. Семашко

Второе издание. Первая публикация в 1987*

Анализ видообразования в группе настоящих чаек, проведённый Н.В.Тимофеевым-Ресовским и Е.Штреземаном (1959), показал сложность взаимоотношений между различными их формами в районе Балтийского и Белого морей. Ранее подчёркнутая Б.К.Штегманом (Stegmann 1934) трансгрессия в этом районе ареалов клуши Larus fuscus Linnaeus 1758 и двух подвидов серебристой чайки — скандинавского L. argentatus argentatus Pontoppidan 1763 и западносибирского L. a. heuglini Bree 1876, а также недостаточная ясность генеалогических связей и таксономического положения форм этой группы (Степанян 1975, 1983) делают выяснение их распространения и экологии здесь насущной задачей. Особого внимания требует изучение L. a. heuglini, отличающейся от других подвидов наиболее тёмной спиной шиферно-серой окраски и жёлтой подотекой (Степанян 1975). Сведения по экологии этой чайки на всём протяжении ареала отрывочны (Дементьев 1951), а представления о распространении её в районе Белого моря лишены необходимой конкретности. Часть исследователей на основании окраски мантии, формы крыла, особенностей миграций и других признаков относит heuglini в качестве подвида к L. fuscus (Бутурлин 1934; Cramp, Simmons 1983; и др.). В данной работе мы, не обсуждая систематического статуса этой чайки, следуем её таксономическому положению, принятому в отечественной литературе (Stegmann 1934; Дементьев 1951; Степанян 1975).

Некоторые материалы по распространению и экологии западносибирской чайки нам удалось собрать во время работы в экспедициях Кандалакшского отдела Географического общества СССР. В летние месяцы 1976-1980 гг., главным образом на маршрутных экскурсиях, были обследованы различные части Кольского полуострова — тундровые районы между реками Воронья и Иоканга, верхнее и нижнее течения Поноя, Верхнее Ондомское озеро. Общая площадь осмотренных районов около 2.5 тыс. км2. В экспедициях, проходивших под руководством В.В. Бианки, приняли участие С.А.Ганусевич, К.Е.Михайлов, А.Е.Черенков. Всем им авторы искренне признательны за помощь в сборе и обсуждении материалов.

* Фильчагов А.В., Семашко В.Ю. 1987. Распространение и экология западносибирской серебристой чайки (Larus argentatus heuglini Bree, 1876) на Кольском полуострове // Бюл. МОИП. Отд. биол. 92, 3: 37-42.

Распространение и численность

Описывая распространение Ь. а. Нв^Ип1, Б.К.Штегман, а вслед за ним и Н.В.Тимофеев-Ресовский и Е.Штреземан указывали, что отдельные колонии этой формы расположены в области гнездования Ь. а. а^впЬаШБ, а именно в районе озера Имандра. Основанием для этого послужили добытый на этом озере летний экземпляр и известные Штегману материалы по гнездованию здесь только тёмных серебристых чаек. Несколько позже, как сообщает М. И. Владимирская (1948), на этом озере регулярно, хотя и в небольшом количестве, из чаек с тёмной мантией гнездилась только клуша. Поэтому, несмотря на то, что западносибирских чаек на Имандре действительно встречали (в ЗИН АН СССР хранится экземпляр, добытый в 1927 г.), к данным Штегмана о гнездовании Нв^11п1 в этом районе следует относиться с известной осторожностью.

В последние десятилетия показано, что на Белом море Нвщ11п1 распространена по берегам Двинского залива полуострова Канин (Спан-генберг, Леонович 1960; Бианки 1967; Зубцовский, Рябицев 1976), в южной части Терского берега и по северному побережью Кандалакшского залива (Малышевский 1962; Бианки 1967). Позже В.Д.Коханов (1981), не приводя материалов, расширил границы распространения западносибирской чайки на Кольском полуострове, очертив их по береговой линии от мыса Чёрный на Мурманском берегу западнее мыса Святой Нос вдоль всего Терского берега и далее на Запад по Кандалакшскому берегу до Порьей Губы.

Наши наблюдения показали, что Ь. а. Нвщ11п1 гнездится на тундровых озёрах между берегом Баренцева моря и вызвышенностью Кей-вы к востоку от реки Рынды, по всему бассейну Поноя и в районе Он-домских озёр в южной части Кольского полуострова. По встречам птенцов и волнующихся пар гнездование установлено в следующих

и

районах: в верховьях Вороньей, Харловки и Иоканги, в 10-километровой прибрежной полосе тундр в междуречье Харловки и Восточной Лицы, в окрестностях озёр Инцъявр и Комиявр, в 5-20-километровой полосе северо-восточного побережья от реки Качковки до устья Поноя и южнее до ручья Коньковский, в верхнем течении Поноя близ посёлка Краснощелье и на Верхнем Ондомском озере. Кроме того, тёмно-крылые (предположительно Нв^Нпг) чайки встречены нами в 19701971 гг. на Колвицком озере (восточнее г. Кандалакши), где они, возможно, в небольшом количестве гнездятся на островах. При обследовании Кольского полуострова с самолёта в конце июля 1975-1976 гг. западносибирских чаек встречали восточнее линии р. Воронья — Лово-зеро — р. Умба — Порья Губа (В.В.Бианки, устн. сообщ.). Все птицы держались на внутренних водоёмах, где почти не отмечали чаек скандинавского подвида. Напротив, при авиаучётах вдоль восточного побе-

режья Восточного Мурмана 6 июля 1979 регистрировали только скандинавских серебристых чаек.

Наземные учёты западносибирских чаек проводили ежемесячно в июне-августе 1978-1979 гг. в низовьях Поноя на площади 800 км2. Учётные маршруты равномерно покрывали территорию и охватывали все подходящие для гнездования чаек районы, т.е. заболоченные понижения и озёра; расчёты производили по встреченным парам и выводкам. Оба года чайки гнездились с плотностью 2.5 пары на 100 км2 (или 1 пара на 1 км2 зеркала озёр). Большинство пар ежегодно встречали на одних и тех же озёрах. Результаты авиарекогносцировок и наземных учётов позволяют считать, что общие запасы западносибирских чаек на полуострове составляют, видимо, не менее 700 пар.

На вопрос о том, происходит ли расселение L. a. heuglini на Кольском полуострове в настоящее время, ответить трудно, так как это требует дополнительных материалов. Не исключено, однако, что значительных изменений в её распределении здесь за последние десятилетия не происходило, и новые сведения являются результатом обследования ранее практически не посещаемых орнитологами районов полуострова.

Материалы по экологии

Гнездование L. a. heuglini на скалах морского побережья и островах не установлено, хотя одиночек и группы неполовозрелых птиц отмечали здесь неоднократно. В северной части полуострова западносибирские чайки гнездились отдельными парами на тундровых озёрах,

Распределение гнёзд серебристых чаек по островам Верхнего Ондомского озера в

1980 году

Остров

Количество гнёзд

и а. агдвп(а(из

и а. ЬвидИП

Чаячий 1 Около 20

Береговой — 1

Ближний — 1

Большой 20-25 5-7

Горбатый — 1

Северная группа островов 1-2 5-10

иногда довольно близко от моря. Расстояние между парами нередко достигало 10-15 км. На больших и глубоких, чаще всего проточных, озёрах можно было встретить по 2-4 пары, но и здесь чайки не селились вместе, а устраивали гнёзда отдельно на небольших озерках, окружающих такие озёра. В южной части Терского берега (Малышев-ский 1962) и в Понойской низменности чайки также не образовывали

колоний и гнездились отдельными парами как на открытых озёрах среди болот в лесотундре, так и на лесных озёрах. Особо следует отметить характер гнездования чаек на островах Верхнего Ондомского озера, где совместно гнездятся два подвида серебристых чаек, причём западносибирский — колониально. Анализируя распределение гнездящихся пар по островам (см. таблицу), можно предположить существование у этих форм предпочтения к гнездованию изолированно друг от друга. Отсутствие тщательных наблюдений не позволяет исключить гибридизацию подвидов в этом районе, хотя полная изоляция их на большей части полуострова не вызывает сомнений.

Гнездиться западносибирские чайки начинают в конце мая — начале июня, и, по-видимому, сроки их гнездования сходны во всех рас-

и

смотренных районах. В среднем течении Иоканги в 1980 году первая чайка встречена 24 мая на замёрзшем ещё озере, а 25 мая наблюдали 7 птиц, державшихся среди стада северных оленей. Добытый в этот день самец был хорошо упитан, имел жир под кожей, на брыжейке и кишечнике; длина семенников 19 и 14 мм. В низовьях Поноя в первых числах июня (начало наблюдений) чайки уже держались в местах размножения. Близ посёлка Краснощелье 2-15 июня две пары насиживали. На Верхнем Ондомском озере 29 июня было найдено одно гнездо со слабонасиженными яйцами, три — с сильно насиженными яйцами, два — с проклюнутыми яйцами, три — с птенцами и поймано вне гнёзд около 10 пуховых птенцов. Следовательно, у большинства пар откладка яиц здесь происходила в 20-х числах мая.

Гнездящиеся в тундровых районах чайки у гнёзд и птенцов вели себя очень осторожно и встречали человека - нередко только одна птица — за несколько сотен метров. Их гнёзда, расположенные на травянистых островках и больших валунах среди воды, в период насиживания практически недоступны для четвероногих хищников. На островах Верхнего Одномского озера чайки устраивали гнёзда среди кочкарника и редких кустов можжевельника или небольших ёлочек. Значительно реже гнёзда находили среди густого берёзового криволесья на береговых валах островов в непосредственной близости от воды. Для постройки гнёзд чайки использовали стебли злаков и осок и веточки кустарников, иногда довольно большое количество лишайников. Гнёзда с хорошо выраженным гнездовым валиком; одно из промеренных здесь гнёзд имело наружный диаметр 40 см, внутренний — 26, высоту валика — 7 и глубину лотка — 6 см.

и

Птенцов до 2/3 размеров взрослых в тундре по Йоканге и на Верхнем Ондомском озере встречали со второй декады июля. Первых лётных молодых в низовьях Поноя и на Верхнем Ондомском озере наблюдали в 1978-1980 годах 5-9 августа. К середине августа западносибирские чайки перемещались с тундровых озёр на морское побережье, где

концентрировались в устьях рек около рыболовецких тоней и рыборазделочных пунктов в большие стаи вместе с чайками скандинавского подвида, бургомистрами Larus hyperboreus и морскими чайками L. marinus. В отлив чайки кормились на литорали, а в прилив держались в непосредственной близости от сетей и рыбацких построек, отдыхали или подбирали выбрасываемые после разделки рыбы отходы. Неполовозрелые и неразмножающиеся взрослые западносибирские чайки всё лето держались на морском побережье, часто вблизи рыболовецких бригад, но изредка встречались и в центральных частях полуострова (на Ловозере, в среднем течении Вороньей).

Основу питания L. a. heuglini на полуострове, по-видимому, составляет рыба, что можно предположить и для других районов её распространения (Дементьев 1951). Во всяком случае, она преимущественно кормится на водоёмах. В тундровой части полуострова чайки собирают корм в радиусе по меньшей мере до 10 км от гнезда. Птицы, устраивающие гнёзда относительно недалеко от моря или рек, летают кормиться туда. Так, в низовьях Поноя при птенцах была добыта чайка, в зобу которой находился хвостовой плавник горбуши, подобранный ею в 8 км от гнезда. На Верхнем Ондомском озере большинство осмотренных погадок, часть которых принадлежала и западносибирским чайкам, содержало кости рыб; в немногих погадках найдены остатки мы-

и

шевидных грызунов. У добытого 25 мая в среднем течении Иоканги самца в желудке обнаружены остатки лягушки. Кормовые связи чаек преимущественно с водоёмами, вероятно, определили гнездование чаек в низовьях Поноя с одинаковой плотностью как в год очень высокой численности грызунов (1978), так и в год глубокой депрессии их численности (1979). Богатство водоёмов и доступность корма, по-видимому, определяют характер (колониальное или одиночное) и плотность гнездования чаек на полуострове, поэтому в его тундровых районах с относительно бедными рыбой водоёмами они гнездятся отдельными парами. Лишь на больших, почти всегда проточных, а значит и с более богатой фауной, озёрах может гнездится несколько пар одновременно.

Иной характер на Кольском полуострове носит распространение L. a. argentatus. В настоящее время на Белом море и Мурмане она гнездится повсеместно, но численность её в отдельных районных различна и определяется наличием подходящих для гнездования мест — небольших островов и скал морского побережья (Белопольский 1957; Би-анки 1967; Модестов 1967; Коханов 1981; и др.). В обследованных нами районах вне побережий скандинавская серебристая чайка найдена только на Верхнем Ондомском озере, расположенном относительно недалеко от побережья южной части Терского берега. Не исключено, что возможность гнездования её здесь определили близость морского по-

бережья, куда чайки могул летать кормиться, и промысел на озере рыбы. В северных и центральных районах полуострова ни гнёзд, ни выводков скандинавской чайки не находили. По наблюдениям С.А.Ганусевича, в 1977-1985 годах изучавшего птиц в Понойской низменности от посёлка Краснощелье до деревни Каневка, весной взрослые и неполовозрелые чайки небольшими группами вместе с западносибирскими чайками держатся у полыней и боен, а летом — у рыболовецких бригад. В летние месяцы все встречи почти всегда одиночных чаек связаны с долиной Поноя; на притоках Поноя и болотах их не отмечали. В тундровых районах полуострова скандинавских чаек наблюдали лишь изредка. Например, в низовьях Поноя, где проведены наиболее тщательные наблюдения, в 1977 году в летние месяцы чаек несколько раз наблюдали на озёрах и 13 августа встретили выводок из двух лётных молодых птиц в междуречье Качковки и Орловки близ г. Косматские Сопки. В 1978 году Тольки три раза отмечали летящих чаек в удалённых от моря участках, а в 1979 году все их встречи были связаны с морским побережьем. Как уже отмечалось, напобережье севернее устья Поноя чайки этого подвида иногда гнездятся в совместных колониях с бургомистрами (Коханов 1981; Михайлов, Фильчагов 1984). Такая колония из 15 пар серебристых чаек и 10 пар бургомистров была обнаружена нами на островке-скале в устье ручья Острый (южнее р. Качковки). На морских побережьях численность скандинавских чаек растёт. Так, Р.И.Малышевский (1962) за 3 года наблюдений у посёлка Пялицы встретил их лишь один раз, а в 1980 году в этом же районе (Тетрино) они были обычны, хотя по численности вдвое уступали западносибирским чайкам.

Таким образом, в настоящее время на Кольском полуострове встречаются два подвида серебристой чайки. Скандинавские чайки заселяют всё морское побережье и освоенную человеком западную часть полуострова, лишь в небольшом числе встречаясь в его центральных и южных районах. Западносибирские чайки гнездятся исключительно на внутренних водоёмах большей части полуострова восточнее линии река Воронья — Ловозеро — река Умба — Порья Губа. На море они держатся только после подъёма молодых на крыло, а неполовозрелые и холостые птицы в небольшом количестве и в гнездовой период. Совместное гнездование скандинавской и западносибирской форм отмечено только в южной части полуострова на Верхнем Ондомском озере. На большей же части полуострова гнездится лишь западносибирская чайка. Отсутствие в литературе достоверных сведений о гибридах между этими формами позволяет предполагать их репродуктивную изоляцию на всём ареале совместного распространения. Для детального изучения взаимоотношений скандинавской и западносибирской серебристых чаек в районе Белого моря необходимы дальнейшие тщательные

полевые исследования прежде всего в местах их совместного гнездования — в южной части Терского берега, в Двинском и Мезенском заливах и на восточном побережье полуострова Канин.

Литература

Белопольский Л.О. 1957. Экология морских колониальных птиц Баренцева моря. М.; Л.: 1-460.

Бианки В.В. 1967. Кулики, чайки и чистиковые Кандалакшского залива // Тр. Кандалакшского заповедника 6: 1-364.

Бутурлин С .А. 1934. Полный определитель птиц СССР: Кулики, чайки, чистики, рябки и голуби. М.; Л.: 1-255.

Владимирская М.И. 1948. Птицы Лапландского заповедника // Тр. Лапландского заповедника 3: 171-245.

Дементьев Г.П. 1951. Отряд чайки Lari, или Lariformes // Птицы Советского Союза. М., 3: 372-603.

Зубцовский Н.Е., Рябицев В.К. 1976. Новые данные о птицах полуострова Канин // Орнитология 12: 228-231.

Коханов В.Д. 1981. Современные ареалы чаек на Белом море и Мурмане // Научные основы обследования колониальных гнездовий околоводных птиц. М.: 6364.

Малышевский Р.И. 1962. Летние наблюдения над птицами Терского берега Белого моря // Орнитология 5: 13-27.

Михайлов К.Е., Фильчагов А.В. 1984. Особенности распространения и расселения некоторых видов птиц в тундре Кольского полуострова // Орнитология 19: 22-29.

Модестов В.М. 1967. Экология колониально-гнездящихся птиц (по наблюдениям на Восточном Мурмане и в дельте Волги) // Тр. Кандалакшского заповедника 5: 49-154.

Спангенберг Е.П., Леонович В.В. 1960. Птицы северо-восточного побережья Белого моря // Тр. Кандалакшского заповедника 2: 213-336.

Степанян Л.С. 1975. Состав и распределение птиц фауны СССР: Неворобьиные Non-Passeriformes. М.: 1-370.

Степанян Л.С. 1983. Надвиды и виды-двойники в авифауне СССР. М.: 1-294.

Тимофеев-Ресовский Н.В., Штреземан Е. 1959. Видообразование в цепи подвидов настоящих чаек группы серебристая—хохотунья—клуша // Тр. Урал. отд. МОИП 2: 99-115.

Cramp S., Simmons K.E.L. (Eds.) 1983. The Birds of the Western Palearctic. Oxford, 3.

Stegmann B.K. 1934. Ueber die Formen der grossen Möwen «subgenus Larus» und ihre gegenseitigen Beziehungen // J. Ornithol. 72, 3: 340-380.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.