Научная статья на тему 'Распределенное познание и концепт'

Распределенное познание и концепт Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
371
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПОЗНАНИЕ / КОНЦЕПТ / ПСИХОСОМАТИКА / КОГНИЦИЯ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ / БИОСЕМИОТИКА / КОГНИТИВНАЯ НИША / МЕНТАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Майорова О. А.

В статье обосновывается необходимость рассмотрения концепта с позиций теории распределенного познания, которая исходит из того, что в основе всех когнитивных способностей лежит каузальное сцепление между телом организма и средой. В процессе взаимодействия и взаимовлияния организмы сами создают системы (когнитивные ниши) за счет интеграции нейронных, телесных ресурсов, а также элементов окружающей среды, которые используются для управления адаптивной деятельностью. Вербальные формы находятся в разнообразных связях с телесными сигналами и контролируемыми действиями, которые могут включать материальные артефакты. Тем самым познавательная активность расширяется за пределы индивидуального ума и психики, раздвигая границы концепта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распределенное познание и концепт»

966

ФИЛОЛОГИЯ и ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

УДК 81

РАСПРЕДЕЛЕННОЕ ПОЗНАНИЕ И КОНЦЕПТ © О. А. Майорова

Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Ленина, 3.

Тел.: +7 (989) 951 14 10.

E-mail: gamka1 @yandex.ru

В статье обосновывается необходимость рассмотрения концепта с позиций теории распределенного познания, которая исходит из того, что в основе всех когнитивных способностей лежит каузальное сцепление между телом организма и средой. В процессе взаимодействия и взаимовлияния организмы сами создают системы (когнитивные ниши) за счет интеграции нейронных, телесных ресурсов, а также элементов окружающей среды, которые используются для управления адаптивной деятельностью. Вербальные формы находятся в разнообразных связях с телесными сигналами и контролируемыми действиями, которые могут включать материальные артефакты. Тем самым познавательная активность расширяется за пределы индивидуального ума и психики, раздвигая границы концепта.

Ключевые слова: распределенное познание, концепт, психосоматика, когниция, междисциплинарность, биосемиотика, когнитивная ниша, ментальная модель, адаптация.

Как отмечает А. В. Кравченко [1], существование необозримого количества соперничающих между собой теорий естественного (человеческого) языка отчетливо свидетельствует об отсутствии в среде ученых сколько-нибудь общего понимания языка как явления, которое бы позволяло, в частности, эффективно решать задачи прикладного характера. Начиная с последней четверти XX в. предпринимаются активные попытки преодоления структуралистской парадигмы языка в априорно опредмеченной форме («изучение языка в себе и для себя») как автономной системы путем переосмысления наработанных языковедческой наукой фактов и вовлечения в научную орбиту данных междисциплинарных исследовательских проектов. Это означает, с одной стороны, сохранение преемственности при смене научных парадигм, а с другой -интеграцию и синтез знаний, уже накопленных в разных научных отраслях. Новые веяния нашли отражение в комплексе когнитивных наук, куда вошла и лингвистика. Когнитивный подход в нашей статье рассматривается в междисциплинарном аспекте [2]. В комплекс когнитивных наук, согласно известному шестиграннику Г. Гарднера (Howards Hexagon) [3], вошли экспериментальная психология познания; философия сознания; нейронаука; когнитивная антропология; лингвистика; компьютерная наука и искусственный интеллект.

Прямые связи названный автор усматривал между философией, лингвистикой, антропологией, нейронаукой, искусственным интеллектом и психологией. Взаимосвязи между философией, антропологией и искусственным интеллектом Гарднер обозначил как «слабые».

К настоящему времени указанные сферы сблизились в большей степени, а некоторые и расширились: например, сейчас принято говорить не об «искусственном интеллекте», а о «компьютерной науке», философии искусственного интеллекта, постепенно формирующейся философии нейронауки, биосемиотике. Возможно, все еще слабо связаны компьютерная наука и когнитивная антропология, но в скором времени,

с учетом появления новых коннекционистских моделей, можно ожидать аналогичных культурно-специфических сдвигов познания [2].

Более того, И. А. Архипов, обобщая работы интеграционного типа в области биосемиотики (А. Матурана), психосоматики (А. Менегетти), естественного интеллекта (Н. К. Рябцева), когни-ции (Н. Лав, Э. Кларк, Т. В. Черниговская), отмечает необходимость привлечения внимания, учета и изучения деятельности нервной системы, поскольку ее отделы участвуют в формировании актуального знания индивидуума о воспринимаемой реальности: «Соответственно коммуникативная деятельность индивида есть лишь часть поведения тела в ответ на внутренние и внешние вызовы среды. Лингвистика должна исходить, прежде всего, из реальных свойств человека и его биологической природы. Поведение в соответствии с этими свойствами обеспечивает нормальное (для данного индивидуума) существование, так как оно изначально определяется состоянием и требованиями внутренней ниши организма (выделено нами. - О. М.), а соответствующая стабильность поддерживается за счет следования, соответствия условиям внешней ниши (выделено нами. - О. М.) (среды)» [4]. При этом автор исходит из трактовки организма как самоорганизующейся системы, которая обретает стабильность за счет интенций, направленных вовне, и реакций на внешние сигналы по принципу замкнутой кругообразной активности (гомеостаза). Фиксация и циклическое повторение причинноследственного результата формирует познание, обеспечивающее эффект адаптационного поведения живого организма. Внутренняя ниша (совокупность соматических ниш) и внешние ниши (среда в широком смысле слова) тесно взаимодействуют, взывая к жизни знаки (в виде языковых форм и изменений поведения). «Данный подход указывает на связь между языковой функцией и адаптацией к среде как ее главным мотивом и непосредственным механизмом осуществления» [4].

Понятие «когнитивная ниша» было введено профессором Эдинбургского университета Энди

ISSN І998-48І2

Вестник Башкирского университета. 20ІІ. Т. І6. №3(I)

967

Кларком (Andy Clark), который определил ее как структуру, конструируемую биологическим существом (человеком) для решения некоторой значимой проблемы: «By a cognitive niche I mean an animal-built physical structure ... that transforms one or more problem spaces in ways that (when successful) aid thinking and reasoning about some target domain or domains» [5].

Языковая активность человека в этом случае оказывается видом когнитивной деятельности распределенного характера, мотивирующей познавательные процессы, не выступая при этом в роли управляющего центра: «... linguistic activity might turn out to be a mode of cognition-enhancing self-stimulation in a system with no ‘Central Meaner’ orchestrating the whole» [5].

Понятие когнитивной ниши применительно к естественному языку получает дальнейшее развитие в работах профессора Стивена Коули (S. J. Cowley), который считает, что в основе всех когнитивных способностей лежит каузальное сцепление между телом организма и миром в силу того, что познание имеет распределенный характер (distributed cognition). В этом процессе взаимодействия и взаимовлияния организмы сами создают системы за счет интеграции нейронных, телесных ресурсов, а также элементов окружающей среды, которые используются для управления адаптивной деятельностью. Мы становимся живыми субъектами со способностями, которые одновременно ограничены нашей биологией, сформированы нашим опытом физического мира и культуры, в котором естественный язык играет далеко не последнюю роль. Вербальные формы находятся в разнообразных связях с телесными сигналами и контролируемыми действиями, которые могут включать материальные артефакты. «Язык разнороден и распределен (курсив автора. - О. М) Имея биологическую основу, он в то же время представляет собой социальное поведение» [6].

Идея распределенного познания находит все более широкое распространение в отечественной науке. Так, А. В. Шкурко считает, что такой подход в определенном смысле противопоставляется традиционным взглядам, базирующимся на «субъект-объектных моделях и представлении о внутренних репрезентациях внешнего мира, организующих мышление и поведение индивидов» [7]. Со ссылкой на таких исследователей, как Г. Томпсон и Л. Файн (Thompson, Fine), А. В. Шкурко приходит к выводу, что в наше время познавательная активность расширяется за пределы индивидуального ума и психики, о чем свидетельствуют ряд таких обозначений, как социально разделяемое сознание, социопознание, ситуативное познание, разделяемая реальность, натуралистическое социальное познание, групповое познание, контекстуализированное познание, разделяемые ментальные модели, командные ментальные модели, социальная наука о познании, коллективная идентичность, воплощенное/ встроенное познание [7].

Сходные идеи начинают проникать и в современную систему образования, реформирование которой предполагает переход от традиционной схемы обучения в рамках формирования знаний, умений, навыков к компетентностному подходу в подготовке специалистов. Одним из путей такого подхода выдвигается формирование «образовательной среды» (читай - когнитивной ниши. - О. М.), которая «является одним из наиболее значимых условий развития личности. Именно окружение, реальная действительность, т.е. среда, являются доминирующими в формировании потребности в ориентированной деятельности... образовательная среда есть подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся фактов, обстоятельств, ситуаций. Она выражается в целостности специально организованных педагогических условий развития личности» [8].

В заключение необходимо отметить плодотворность рассмотренных идей применительно к рассмотрению феномена концепта [9], который трактуется с новых позиций как ментальная структура, являющая собой модель ориентации говорящего в мире на некотором участке его языковой картины. Компромиссное решение состоит в данном случае в том, что при составлении когнитивного лексикографического переводного словаря совмещаются «объективно-семантический» и концептуальный подходы. Подобная трактовка удерживает слово от семантического распада, не порывая в то же время с традицией.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кравченко А. В. Знание, языкознание и язык [Текст] //

Studia linguist^ cognitiva. Вып. 2: Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. Иркутск: изд-во

БГУЭП, 2009. С. 5-13.

2. Фаликман М. В. Что такое когнитивная наука / [Электронный ресурс] URL: http://virtualcoglab.cs.msu.su/ CogSci_R.html

3. Cole Michael. Culture and Cognitive Science // Outlines, No. 1, 2003. P. 3-15.

4. Архипов И. К. Язык и его функция: смена парадигм научного знания [Текст] // Studia linguistica cognitive Вып. 2: Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. Иркутск: изд-во БГУЭП, 2009. С.100-152.

5. Clark A. Language, embodiment and the cognitive niche // Trends in cognitive Sciences. 2006. №10(8). P. 370-374.

6. Коули С. Дж. Понятие распределенности языка и его значение для волеизлияния [Текст] // Studia linguistica cognitiva. Вып. 2: Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. Иркутск: изд-во БГУЭП, 2009. С. 192-227.

7. Шкурко А. В. От распределенного знания к распределенному решению задач: социологическая перспектива в развитии когнитивной науки [Текст] // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7. №3. С. 3-22.

8. Авдеева Л. Ф. Активная образовательная среда как фактор познавательной самостоятельности студентов по иностранному языку [Текст] // Сборник научных трудов Всероссийской научной конференции «Наука о языке и человек в науке» (памяти выдающихся романистов В. Г. Гака и Л. М. Скрелиной). Том 1. Таганрог, 2010. С. 4-10.

9. Ривелис Е. И. Словарь в свете когнитивной лингвистики [Текст] // Studia linguistica cognitiva. Вып. 2: Наука о языке в изменяющейся парадигме знания. Иркутск: изд-во БГУЭП, 2009. С. 304-350.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.