7. Bondina, N. N. Efficiency of using material and technical resources in agricultural organizations / N.N. Bondina, I.A. Bondin, O.V. Pochatkova. - Penza: EPD, PSAA, 2009. - 175 p.
8. Bondina, N. N. Rational use of productive resources in agriculture. / N. N. Bondina, I. A. Bondin, E. S. The Tsvircun // Izvestiya of Samara state agricultural academy. - 2013. - № 2. - P.60-64.
9. Bondin, I. A. The efficiency of using the production capacity in the agricultural organizations / I. A. Bondin, N. N. Bondina, N.S. Bashirov: monograph. - Penza: EPD, PSAA, 2012. - 206 p.
10. Bondina, N. N. The increase of economic efficiency of agricultural production on the basis of improvement of the financial mechanism: monograph / H. N. Bondina, I. A. Bondin, O. S. Yudaeva // -Penza: EPD, PSAA, 2013. - 171 p.
11. Bondina, N. N. Availability of material and technical resources is the basis for efficient agricultural production / N.N. Bondina, I. A. Bondin // Vestnik of Saratov state agrarian. university. - 2010. -№ 6. - P. 31-35.
12. Zinchenko, A. P. Material and technical base of agriculture of Russia // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2009. - № 5. - P. 8-12.
13. Kretova, T.V. Raising the efficiency of using technical potential of agricultural organizations / T.V. Kretova, P. I. Ogorodnikov // Economics of agricultural and processing enterprises. - 2011. - № 4. -P. 18-21.
14. Agriculture of Penza region: stat. collection. - Penza, 2012. - 292 p.
УДК 332.33 (470.40)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА И ПУТИ ДАЛЬНЕЙШЕГО РЕФОРМИРОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
А. П. Дужников, кандидат с.-х. наук, доцент; Н. Н. Тихонов, кандидат с.-х. наук, доцент ФГБОУ ВПО «Пензенская ГСХА», Россия, т. 8(412) 62-85-46
Дается ретроспективный анализ использования земельных ресурсов Пензенской области, выполненный по данным государственного земельного кадастра, включающего статистическую информацию об изменении площадей по категориям и землям, представленным гражданам в ходе земельной реформы. Выявлена тенденция сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения, обусловленная отводами для строительства промышленных и иных антропогенных объектов, расширением урбанизированных территорий, отводами земель гражданам для индивидуального строительства. Обращается внимание на необходимость дальнейшей поддержки крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, проведения взаимовыгодной их кооперации на конкретной основе с государственными и кооперативными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, торговыми организациями. Предлагается возвращение к ведущей роли государственного землеустройства, как одному из наиболее эффективных инструментов по устранению недостатков в существующих землепользованиях, нарушений правил землепользования и охраны угодий, борьбы с «самозахватоми», спекуляцией участками земли, коррупцией в области пользования землей.
Ключевые слова: земельная реформа, личные подсобные хозяйства, крестьянские (фермерские) хозяйства, государственное землеустройство, кооперация.
Земля - основа всей человеческой деятельности, что определяет важность земельных отношений в социальной и экономической политике общества. Важнейшей социально-экономической задачей на современном этапе является совершенствование в России, в т. ч. и в Пензенской области, системы сельскохозяйственного землепользования на многоукладной основе. Как известно, ранее существовавшая на основе господства совхозно-колхозного сельскохозяйственного производства система оказалась неэффективной и, по существу, разрушенной.
Дальнейшие преобразования в сфере землепользования, проводимые в Пензенской области, в основном были направлены на превращение земли в экономический ресурс, который благодаря действию рыночных механизмов должен был способствовать улучшению финансового состояния области.
При организации использования земли важно было соблюдать сбалансированное соотношение площадей эксплуатируемых, консервируемых и улучшаемых земель сельскохозяйственного назначения. В этом случае большое значение приобретает
разработка научно обоснованных прогнозов использования земельных ресурсов в каждом субъекте Российской Федерации [14]. А основой для разработки прогноза и системы мероприятий по организации управления земельными ресурсами, повышения эффективности использования и охраны земель является ретроспективный анализ, который выполняется по данным статистической информации об изменении площадей по категориям и видам земель за несколько лет.
Земельный фонд в административных границах Пензенской области по состоянию на 1 января 2014 года составляет 4335,2 тыс. га. Распределение земель области по категориям и их динамика представлена в таблице 1.
По данным таблицы 1 можно проследить динамику и установить зависимости изменения площадей категорий земель за определенный промежуток времени в пределах области.
Так, из вышеприведенной статистической информации видим, что в ходе осуществления мероприятий по продвижению аграрной и земельной реформ в течение 2010-2012 годов площадь земель сельскохозяйственного назначения в области уменьшилась на 800 тыс. га, в 2013 еще на 400 га за счет их перевода в земли населенных пунктов, промышленности, транспорта, связи и иного специального назначения. В то же время площади других категорий земель остались неизменными.
За годы земельной реформы в Пензенской области радикально изменилась структура собственников и пользователей земли.
Структурные изменения форм собственности на землю преследовали главную цель - обеспечить организационно-хозяйственную реорганизацию аграрного сектора экономики. Особое место при этом отводилось формированию многоукладного сельского хозяйства на базе различных форм собственности и хозяйствования на земле.
Многоукладная система сельского хозяйства представляет собой сочетание крупных высокотоварных сельскохозяйственных предприятий, мелкотоварных крестьянских хозяйств и подсобного хозяйства населения (в том числе в форме садово-ого-роднических товариществ). Предполагалось, что эти предприятия и частные хозяйства будут основаны на различных формах собственности и пользования землей.
Различными также будут соотношения укладов сельского хозяйства в отдельных регионах страны. Главная задача государства состояла в том, чтобы обеспечить паритетное развитие различных укладов, форм собственности и хозяйствования на земле, т. е. их равноправие перед законом [8, 9]. В Пензенской области, как в целом и в стране, с этой целью и была проведена реорганизация колхозов и совхозов, выделены земельные ресурсы для развития подсобного хозяйства сельского населения, а также для развития садоводства и огородничества среди горожан [5].
По состоянию на 01.01.2013 г. в области насчитывается 2409 крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей на площади 271, 5 тыс. га земель.
Таблица 1
Распределение земель Пензенской области по категориям
Категория земель Площадь, тыс. га.
2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2012 г. к 2010 г. 2013 г. к 2012 г
1. Земли сельскохозяйственного назначения 3074,1 3073,5 3073,3 3072,9 -0,8 -0,4
2. Земля населенных пунктов 227,7 228,0 228,2 228,2 +0,5 -
3. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения 42,8 43,1 43,1 43,5 +0,3 +0,4
4. Земли особо охраняемых территорий и объектов 9,1 9,1 9,1 9,1 - -
5. Земли лесного фонда 964,5 964,5 964,5 964,5 - -
6. Земли водного фонда 14,8 14,8 14,8 14,8 - -
7. Земли запаса 2,2 2,2 2,2 2,2 - -
Итого земель 4335,2 4335,2 4335,2 4335,2 - -
Нива Поволжья № 2 (31) 2014 111
В целом по области по сравнению с 2010 годом количество крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей увеличилось на 247 единиц, а их площадь возросла на 32,1 тыс. га (табл. 2).
По состоянию на 01.01.2013 г. в области насчитывается 237863 личных подсобных хозяйства на площади 70,5 тыс. га и 137863 семьи, имеющих индивидуальные жилые дома на площади 10,6 тыс. га.
Количество личных подсобных хозяйств к началу 2013 года уменьшилось на 13 единиц, а площадь оставшихся увеличилась на 0,1 тыс. га.
Согласно данным, представленным в таблице 2, в Пензенской области идет увеличение количества земельных участков, выделяемых гражданам под индивидуальное жилищное строительство. За три последних года было предоставлено для этих целей 671 участок площадью 0,4 тыс. га.
Жители области садовыми и огородными участками обеспечены полностью. Участки для садоводства получили 172895 семей на площади 13,1 тыс. га, под огородничество - 33017 семей на площади 4,0 тыс. га.
На 1 января 2013 года в Пензенской области из 3073,3 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения в собственности граждан находилось 1471,1 тыс. га, или 47,87 % от общей площади земли данной категории, у юридических лиц - 532,5 тыс. га (17,33 %).
В государственной и муниципальной собственности находится 1069,6 тыс. га (34,8 %), из которых 40,1 тыс. га отнесено к собственности Российской Федерации, из них передано в аренду гражданам 0,9 тыс. га, в пользование юридическим лицам -27,3 тыс. га и в аренду — 11,9 тыс. га. К собственности Пензенской области отнесено 91,3 тыс. га, из них передано в аренду гражданам 1,9 тыс. га, в пользование юридическим лицам 3,0 тыс. га, в аренду юри-
дическим лицам - 84,0 тыс. га; 51,4 тыс. га отнесены к муниципальной собственности и переданы юридическим лицам в аренду
Правовую основу земельной реформы в Пензенской области заложили Законы РСФСР: «О земельной реформе» (1990 г.), «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (1990 г.), «О плате за землю» (1991 г.), «О праве граждан Российской Федерации на получение в частную собственность и на продажу земельных участков для ведения личного подсобного и дачного хозяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства» (1992 г.), «Земельный кодекс Российской Федерации» (2002 г.) и целый ряд указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ [1-4].
На начало проведения земельной реформы в Пензенской области практически по каждому сельскохозяйственному предприятию были разработаны проекты внутрихозяйственного землеустройства и научно обоснованные системы земледелия. Однако при проведении реорганизации сельхозпредприятий ранее разработанные проекты внутрихозяйственного землеустройства и системы земледелия претерпели значительные изменения и подлежат существенной корректировке.
Разработка последних проектов с системой земледелия в нашей области относится к 1988-1989 годам. В связи с этим в Пензенской области в ходе дальнейшего продвижения аграрной реформы практически не учитывались вопросы по сохранению целостности научно обоснованных севооборотов, углублению специализации сельскохозяйственного производства, улучшению системы социально-бытового и культурного обслуживания населения, проживающего на данной территории.
Землеустройства инициативного, проводимого в интересах частных правообладателей по их инициативе и за их счет в тех масштабах, что проводится сейчас, крайне недостаточно. Кроме того, в результате по-
Таблица 2
Площадь земель, предоставленных гражданам в ходе земельной реформы
Вид землепользования и землевладения 2010 г. 2011 г. 2012 г.
Кол-во Площадь, тыс. га Кол-во Площадь, тыс. га Кол-во Площадь, тыс. га
1. Крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели 2162 239,4 2306 255,9 2409 271,5
2. Личные подсобные хозяйства 237812 70,1 237876 70,4 237863 70,5
3. Садоводство 172895 13,1 172895 13,1 172895 13,1
4. Огородничество 33128 4,1 33128 4,1 33017 4,0
5. Индивидуальное жилищное строительство 137192 10,2 137689 10,5 137863 10,6
явления большого числа лиц и организаций, наделенных правом распоряжения землей, и опережающих темпов передела земли повсеместный характер приобрели нарушения правил землепользования и охраны угодий, «самозахваты», стали развиваться процессы деградации, создается благодатная почва для криминализации земельных отношений [12, 13].
По нашему мнению, для успешного продвижения аграрной и земельной реформ в Пензенской области необходимо возвращение к ведущей роли государственного землеустройства.
Принятый в 1990 году Закон РФ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» явился правовой основой образования и развития новой формы хозяйствования на земле - крестьянских (фермерских) хозяйств. По состоянию на 1.01.2013 г. их число в Пензенской области составило 2409 с общей площадью 271,5 тыс. га. Организация крестьянских (фермерских) хозяйств продолжалась и в 2013 году. Мы считаем, что развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в области должно идти наряду с сохранением крупных коллективных предприятий, причем не столько путем роста их числа (как в настоящее время), сколько созданием их оптимальных размеров, развитием кооперации и интенсификации производства.
Для дальнейшего сохранения и развития крестьянских (фермерских) хозяйств необходимо проводить взаимовыгодную их кооперацию на контрактной основе с государственными и кооперативными товаропроизводителями, перерабатывающими предприятиями, торговыми организациями, акционерными обществами по производственным услугам, производству семян высших репродукций, племенного скотоводства и т. д. [11].
Важной задачей реформирования земельных отношений в области является содействие решению проблем социального развития села через формирование системы сельского расселения, отвечающей новым производственным и экологическим отношениям, в частности, сохранению сельских населенных пунктов и созданию для них наиболее благоприятных условий развития транспортной сети, строительства культурно-бытовых и других объектов. Инвестирование социального переустройства села должно быть направлено на создание полного комплекса предприятий социально-бытового обслуживания населения, инженерное обеспечение и благоустройство населенных мест, а не на уничто-
жение уже существующих, созданных нашими предками инфраструктур.
Для реализации аграрной, в том числе и земельной реформы нужен действенный экономический механизм, обеспечивающий совершенствование ценовой, кредитной и налоговой политики, позволяющей осуществление целевых программ в агропромышленном комплексе. Необходима государственная поддержка реализации земельной реформы для всех форм собственности и хозяйствования с целью повышения доходности и конкурентоспособности сельскохозяйственных товаропроизводителей на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства продукции и плодородия почв, рациональному использованию земли, трудовых и других ресурсов [6, 7]. Выделяемых Пензенской области из госбюджета на 2014 год 28 млн. рублей с целью поддержки крестьянских (фермерских) хозяйств явно недостаточно.
Значительные площади земель в Пензенской области за последние годы были заброшены, поросли сорняками, подлеском. Вовлечение их в хозяйственный оборот должно производиться на основе бонитировки почв, на агроландшафтных принципах ведения сельского хозяйства. Это должно производиться поэтапно, и начинать надо с земель, наиболее обеспеченных элементами питания, и в хозяйствах, наиболее экономически крепких.
В условиях перехода к рыночным отношениям и последующего вступления России в ВТО наиболее приспособленными в сложившихся неблагоприятных экономических условиях оказались личные подсобные хозяйства.
Анализ сложившихся условий в аграрном секторе области показывает, что развитие личных подсобных хозяйств на базе приусадебного сектора на основе углубления интеграции с коллективным (общественным) сектором - наиболее быстрый и наименее капиталоемкий путь увеличения производства сельскохозяйственной продукции, доступный для широкого круга населения.
Таким образом, решение проблемы предотвращения дальнейшего углубления кризиса аграрного сектора в области заключается не в механическом перераспределении земель, а в остановке процесса их выбытия из оборота, уменьшении деградации почвенного плодородия и изменения социально-экономической сущности земельных отношений. Эту проблему нельзя решить локально, опираясь только на «рейтинговые» хозяйства, такие, например, как СПК «Пет-
Нива Поволжья № 2 (31) 2014 113
ровский», которые, к сожалению, одни не смогут решить задачу обеспечения продовольствием населения и сырьем промышленность нашей области. Решать земельный вопрос в первую очередь должно государство: такова мировая практика [10, 11].
В статье использованы данные о состоянии земельного фонда в Пензенской области, подготовленные районными отделами Росреестра по Пензенской области, ФГБУ «Государственный центр агрохимической службы «Пензенский», Министерством сельского хозяйства Пензенской области, Территориальным управлением Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Пензенской области, Департаментом государственного имущества Пензенской области.
Выводы.
1. Ретроспективный анализ динамики земель сельскохозяйственного назначения области выявил тенденцию их сокращения;
2. Сокращение площадей земель сельскохозяйственного назначения обусловлено их отводами для строительства промышленных и иных антропогенных объек-
тов, гражданам для индивидуального строительства;
3. В связи с этим в области необходимо усиление государственного контроля и ужесточение норм отводов земель сельскохозяйственного назначения для несельскохозяйственных нужд;
4. Вовлечение в сельскохозяйственный оборот заброшенных и нерационально используемых потенциально плодородных земель должно производиться на основе бонитировки почв, на агроландшафтных принципах ведения сельского хозяйства, поэтапно, начиная с земель, наиболее обеспеченных элементами питания и в хозяйствах, наиболее экономически крепких;
5. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств в области должна идти не столько путем их дальнейшего «клонирования», сколько созданием их оптимальных размеров, развитием кооперации и интенсификации производства;
6. Для успешного продвижения аграрной и земельной реформ необходимо возвращение к ведущей роли государственного землеустройства.
Литература
1. Российская Федерация. Земельный Кодекс Российской Федерации по состоянию на 05.10.10 года. - М.: Юрайт, 2010. - 94 с.
2. О землеустройстве: Федеральный закон Российской федерации от 18 июня 2001 г. № 78-Ф3 // СПС «Консультант Плюс».
3. О государственном земельном контроле: Постановление Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 833 // СПС «Консультант Плюс».
4. Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной и муниципальной собственности земельных участков и права на заключение договоров аренды таких земельных участков: постановление Правительства РФ от 11.11.2002 № 808 // СПС «Консультант Плюс».
5. О внесении изменений в Порядок формирования Земельного фонда Пензенской области из земель различных категорий, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 13.04.2007 № 240: постановление Правительства Пензенской области от 31 мая 2012 г. № 413-«пП» // СПС «Консультант Плюс».
6. Об утверждении государственной программы «Развитие агропромышленного комплекса Пензенской области на 2014-2020 годы: постановление Правительства Пензенской области от 18.09.2013 № 691-«пП» // СПС «Консультант Плюс».
7. Барышников, Н. Г. Диагностика прогнозов развития сельского хозяйства / Н. Г. Барышников, Д. Ю. Самыгин // Нива Поволжья. - 2013. - № 3 (28). - С. 129-135.
8. Варламов, А. А. Повышение эффективности использования земли / А. А. Варламов, С. Н. Волков. - М.: Агропромиздат, 1991. - 143с.
9. Волков, С. Н. Землеустройство. Экономика землеустройства / С. Н. Волков. - Т.5. - М.: Колос, 2001. - 456 с.
10. Волков, С. Н. Землеустройству - государственную поддержку / С. Н. Волков // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2011. - № 11. - С.1.
11. Колмыков, А. В. Организация землепользований крестьянских хозяйств: монография / А. В. Колмыков. - Горки: БГСХА, 2004. - 152 с.
12. Колмыков, А. В. Совершенствование содержания и методов внутрихозяйственного землеустройства в условиях перехода к рыночной экономике / А. В. Колмыков // Вестник БГСХА. -2011. - № 4. - С. 110-118.
13. Лысенко, Е. Н. Эффективность использования земель / Е. Н. Лысенко // Экономист. -2004. - № 6. - С. 87-92.
14. Сулин, М. А. Землеустройство сельскохозяйственных предприятий / М. А. Сулин. - СПб: Лань, 2002. - 224 с.
15. Хлыстун, В. Н. Усилить земельную политику государства / В. Н. Хлыстун // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. - 2011. - № 12. - С. 1.
UDK 332.33 (470.40)
DISTRIBUTION OF LAND FUNDS AND WAYS OF FURTHER REFORMING LAND RELATIONS
IN PENZA REGION
A.P. Duznikov, candidate of agricultural sciences, assistant professor;
N.N. Tikhonov, candidate of agricultural sciences, assistant professor
FSBEE HPT «Penza SAA», Russia, t. 8(412) 62-85-46
The article deals with retrospective analysis of using land resources in Penza region. This analysis was done on the data of the state land cadastre including statistics information about changes in land areas according to the categories and lands for citizens in the process of the land reform. There revealed the tendency of reducing the area of agricultural lands because of the allotment for construction of industrial and other anthropogenic objects, expansion of urbanized territories, the allotment of land to citizens for individual construction. The attention is paid to the necessity of further support of peasants (farmers) and private farms and their cooperation on the firm basis with the state and cooperative goods producers, processing enterprises and trade organizations. It is offered to return to the leading role of the state land management, as one of the most effective tools to cope with problems In the existing land use, violations of rules of land use and protection of lands, control of illegal land appropriation, speculation plots of land, corruption in the sphere of land use.
Key words: land reform, private farms, peasants (farmers) farms, state land management, cooperation.
References:
1. The Russian Federation. The land Code of the Russian Federation as at 05.10.10 year. - M: Yurait, 2010. - 94 p.
2. About land management: the Federal law of the Russian Federation dated June 18, 2001, № 78-F3 // SRS "Consultant Plus".
3. About state land control: regulation of the Government of the Russian Federation dated November 19, 2002, no. 833 // SRS "Consultant Plus".
4. About organization and holding tenders for sale owned by the state and municipal ownership of land and the right to conclude a lease of such land plots: resolution of the Government of the Russian Federation dated 11.11.2002 № 808 // SPS "Consultant Plus".
5. About amendments to the Procedure for forming the Land Fund of the Penza region of lands of different categories, approved by the decree of the Government of Penza region dated 13.04.2007 № 240: resolution of the Government of the Penza region on May 31, 2012, № 413-"PP" // SRS "Consultant Plus".
6. About the approval of the state program "Development of the AIC of Penza region for the period 2014-2020: resolution of the Government of Penza region dated 18.09.2013 № 691-"PP" // SRS "Consultant Plus".
7. Baryshnikov, N.G. Diagnostics of forecasts of the development of agriculture / N.G. Baryshnikov, D. Yu. Samygin // Niva Povolzhya. - 2013. - № 3 (28). - P. 129-135.
8. Varlamov, A. A. Raising the efficiency of land use / A. A. Varlamov, S. N. Volkov. - M: Agro-promizdat, 1991.- 143 p.
9. Volkov, S. N. Land management. The Economics of land management / S. N. Volkov. - Volume 5. - M: Kolos, 2001. - 456 p.
10. Volkov, S. N. Land management - state support / S. N. Volkov // Land management, cadastre and land monitoring. - 2011. - № 11. - 1 p.
11. Kalmykov, A.V. Organization of land use of peasant farms: monograph / A.V. Kolmykov. -Gorky: the BSAA, 2004. - 152 p.
12. Kalmykov, A.V. The improvement of the methods of domestic land management in the conditions of transition to the market economy / A.V. Kolmykov // Vestnik of BSAA. - 2011. - № 4. - P. 110-118.
13. Lysenko, E. N. The efficiency of land use / E. N. Lysenko // The Economist. - 2004. - № 6. -P. 87-92.
14. Sulin, M. A. Land management of agricultural enterprises / M. A. Sulin. - SPb: Lan, 2002. - 224 p.
15. Khlystun, V. N. Strengthen land policy of the state / V. N. Khlystun // Land management, cadastre and land monitoring. - 2011. - № 12. - 1 p.
Нива Поволжья № 2 (31) 2014 115