Ю.Л.Сироткин,
кандидат социологических наук, доцент (КЮИ МВД России)
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВЛАСТИ В СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬЕ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Распределение власти между мужчиной и женщиной в семье определяются комплексом факторов, к которым можно отнести: экономические, политические, религиозные и национальные. Существуют три основных варианта распределения власти в семье: матриархат, патриархат и равноправие. В первобытном обществе власть принадлежала женщинам (матриархат). Это было связано с необходимостью передачи собственности по наследству, а в условиях промискуитета точно можно определить только материнство. После формирования основных моральных запретов («табу») и упорядочивания отношений через заключение брака наступил период патриархата. Современное гражданское общество не исключает и равноправных отношений между мужчиной и женщиной в семье. Первенство в семье определяет организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью.
Ключевые слова: семья, власть, распределение, патриархат, матриархат, общество.
The distribution of power between men and women in the family are determined by a complex of factors, these include: the economic, political, religious and national. There are three basic options for the allocation of power in the family: matriarchy, the Patriarchate and «equality». In primitive society the power belonged to the women (maternal). It was connected with the necessity of transfer ofproperty by inheritance, and in the conditions of промискуитета accurately determine only motherhood. After the formation of the basic moral prohibitions («taboo») and organize your relations through marriage, a period of Patriarchate. Modern civil society does not exclude and equal relations between a man and a woman in the family. The leadership in the family determines the functional organization of the nature of decision-making, the measure of involvement of family members in the management of its activity.
Keywords: family, power distribution, the Patriarchate, matriarchy, and society.
Современная российская семья является объектом пристального внимания различных гуманитарных и естественных наук. На каждом новом этапе развития общества происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к определенным проблемам создания и функционирования семьи. Проблемы современной семьи носят социально-психологический и социологический характер. Одной из таких проблем является распределение власти в семье.
Распределение власти между мужчиной и женщиной в семье определяется комплексом факторов, к ним можно отнести: экономические, политические, религиозные
и национальные. Существуют три основных варианта распределения власти в семье: матриархат, патриархат и равноправие. В первобытном обществе власть принадлежала женщинам (матриархат). Это было связано с необходимостью передачи собственности по наследству, а в условиях промискуитета можно определить только материнство. После формирования основных моральных запретов («табу») и упорядочивания отношений через заключение брака наступил период патриархата. Современное гражданское общество не исключает и равноправных отношений между мужчиной и женщиной в семье. Первенство в семье определяет
организацию функционирования, характер принятия решений, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельностью.
В работах отечественных и зарубежных исследователей накоплен большой опыт изучения семьи. Большинство авторов (Ан-тонюк Е.В., Суслова Т.Р., Лекторская Е.В., Алешина Ю.Е., Голод С.И., Най Р.И., Роллин-гз Е.М., Хаас Л. и др.) сходятся во мнении, что происходит активный процесс эгалита-ризации семейных отношений. Другие же авторы (Москвичева Н.Л., Белинская Е.И., Куликова Е.П. и пр.) полагают, что традиционная модель семьи сохраняет, хотя и чуть меньшую, популярность сегодня.
Социально-экономический и политический кризис в России вызвал во второй половине 80-х и 90-х годах ХХ века всплеск религиозной активности. В современном российском обществе религия продолжает играть значимую роль и оказывать влияние на различные сферы социума. По данным социологических исследований, более половины населения современной России называют себя сегодня верующими [7. С.29-38]. Люди обращаются к вере потому, что религия дает человеку выверенные многовековым опытом ценностные и нравственные ориентиры, - считает Т.И. Дымнова [8. С.100].
Сложно спорить с тем, что религиозная вера представляет феномен субъективного мира, психики и сознания человека, а значит, влияет на особенности его семьи. Например, наряду с демографической катастрофой, «...когда двое супругов в лучшем случае воспроизводят одного ребенка, а число незамужних женщин достигает 20% населения, в верующих семьях мы видим по три, по четыре и более детей» [8. С.100].
Семья - это сложное социально-культурное явление. Она есть результат общественного развития, продукт истории. Именно это, по мнению Гафаровой М.К., объединяет в себе естественно - биологические, хозяйственно-экономические, юридические, моральные и эстетические отношения [5.С. 82-83]. По общему признанию семья - древнейший институт человеческого общества - прошла сложный путь развития. От первобытных форм общежития, через
большую семью, вмещавшую под одной крышей несколько поколений, включающей многочисленных родственников, к нуклеар-ной семье, состоящей только из родителей и детей - таков путь развития современной «ячейки общества».
Итак, семья - исторически сложившаяся саморазвивающаяся социальная ячейка общества, основанная на браке, санкционированная и регулируемая государством, форма отношений между мужчиной и женщиной, родителями и детьми и другими родственниками, ведущими общее хозяйство.
Говоря о распределении власти в современной российской семье, отметим, что под влиянием модернизации на первый план выходит принцип рационального инструментализма и эгоистических мотивов в поведении большинства граждан. При этом взаимоотношения в семье могут зависеть от интересов каждого члена семьи.
С точки зрения Д. Белла и Э. Тоффлера, человечество прошло несколько этапов цивилизации: аграрный (доиндустриальный), индустриальный и постиндустриальный (информационный) [10; 11]. Конечно, информационный век существенно изменил социальные роли в семье и в какой-то мере ограничил влияние нравственных норм на своих детей, точно так же, как глобальная экономика и политика, включая информационные сети, ограничили влияние национальных государств и их право на контроль над социальным поведением своих граждан. Однако и в том, и в другом случаях семья и государство продолжают играть важную роль в закреплении наиболее значимых социальных и культурных кодов поведения людей, которые способствовали бы не только процветанию государства и семьи, но и созданию пространства для диалога и развития необходимых качеств и навыков для ответа на существующие вызовы реальности.
Достаточно большое влияние на распределение власти в семье оказывает религия. В Татарстане исторически получили широкое распространение две мировые религии - это христианство и ислам. Говоря о влиянии религии на распределение власти в семье, заслуживает внимания характеристика
структуры мусульманской семьи, основанная на четырех столпах, которые приводит Абдел Рахим Омран [1. С.5]. 1. Семья как колыбель общества, обеспечивающая безопасность, здоровье и поддержку для родителей и подрастающего поколения. 2. Семья как фактор, ограничивающий естественные сексуальные желания мужчин и женщин и направляющая их в здоровое русло. 3. Семья как источник главных добродетелей, таких, как любовь, доброта, милосердие. 4. Семья как самое надежное укрытие от внутренних и внешних опасностей.
Ислам не против поиска знаний, опасность заключается в том, что нередко религиозные деятели ограничивают стремленье молодежи к интеллектуальному развитию религиозными догмами. Шариат представляет собой не только свод мусульманских правовых норм, но и всеобъемлющую систему правил поведения и запретов. В отличие от христианства, в исламе почти все регламентируется - внешний облик, образ жизни, образ мышления. Ислам пытается монополизировать духовную жизнь народа, жестко регулирует образ мышления, поведения, ограничивая, таким образом, свободу выбора; с одной стороны, сохраняет традиции, с другой - ограничивает свободу личности. Власть в мусульманской семье безоговорочно принадлежит мужчине.
Обратимся к основам христианского брака. Брак с самого начала был установлен Богом как основание любого общества на все времена. Когда Бог сотворил этот мир и первых людей, Он провозгласил, что нехорошо быть человеку одному. Сотворив женщину из ребра мужчины, Бог сделал это, чтобы символически показать тесную взаимосвязь между мужчиной и женщиной в плане творения. Именно поэтому мы чувствуем особенный "интерес" друг к другу и желание соединиться. Основать семью и воспитать следующее поколение - важная часть Божьего плана для жизни человека [9].
В христианстве семья создана для того, чтобы принести счастье человеку. «Потому оставит человек отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть» (Быт.2:24-25) Бог дал это повеление
мужу, потому что именно ему следует быть основателем семьи [3].
Следующим важным моментом является то, что брак требует неразлучного соединения мужа и жены в течение всей их жизни. Это повеление Бога четко видно в слове «прилепиться». Это значит отдаться всем сердцем, прежде всего, духовно, а потом позволить этому проникнуть во все сферы своего существа так, чтобы это соединение было интеллектуальным, эмоциональным и физическим. Брак - это глубокие, нежные, чистые, интимные и любовные взаимоотношения. Он был с самого начала предопределен Богом по образу взаимоотношений Христа и Его церкви [12]. Такое понимание семьи предполагает в большей степени равноправные отношения между ее членами.
Распределение власти в семьях с одинаковым и разным вероисповеданием супругов. В современной России, по мнению Н. Пезешкиана, получает все большее распространение «плюралистическое сосуществование во многих семьях и группах, где каждый придерживается различных философских, религиозных, этических взглядов и живет согласно специфическим производственным отношениям и правилам человеческого поведения. Это становится нормой воспитательных отношений внутри отдельной семьи, превращая транскультурный подход в основу межличностных отношений» [2. С. 28].
В.П. Левкович, исследуя взаимоотношения в семьях с разным вероисповеданием, предполагает, что источником деструкции супружеских отношений в таких семьях может быть противоречивость потребностей супругов, основанная на различиях их национальных культур, формирующих специфику национального сознания и самосознания супругов, которая особенно ярко проявляется в сфере семейно-бытовых обычаев и традиций. Следовательно, успешная адаптация супругов в семье с разным вероисповеданием зависит от того, насколько они способны преодолевать противоречия, обусловленные спецификой национальных культур брачных партнеров.
Говоря об религиозных факторах, вли
яющих на распределение власти в семье, нужно учитывать, насколько каждый член семьи идентифицирует себя с той или иной верой, и насколько он повторяет поведение своих родителей в семье, в которой родился и вырос. Таким образом, в семьях с разным вероисповеданием возникает много ситуаций, касающихся вопросов религиозной принадлежности. Важную роль в такой семье играет умение находить компромиссы и договариваться, особенно это касается воспитания детей.
В браках с разным вероисповеданием религиозная идентичность имеет свои особенности [4. С.27-30]. По-видимому, здесь все-таки преувеличивается этническое влияние татар в смешанных браках, особенно в последние десятилетия. Тем не менее, при рассмотрении вопроса о смешанных браках татар и русских следует учитывать крайне важный аспект религиозной принадлежности конкретно матери и отца. «Как представляется, в тех семьях, где мать - татарка, до половины детей становятся татарами, если же отец - татарин, то в большинстве случаев дети становятся русскими» [6. С.154].
Распределения ролей в семье происходит следующим образом. В русских семьях жена ответственна за «распределение» материальных благ в семье. Основная роль мужа в этих семьях - это «психотерапевт». Остальные роли распределены равномерно. У жен в татарских семьях нет явных ролей, они определяются мужем. Ведущие роли мужа - это роль «хозяина» и воспитателя детей. Если рассматривать результаты по распределению ролей в браках одной веры, то они почти совпадают. В обеих группах жены исполняют роль ответственного за «распределение» материальных благ в семье, а мужу отводится роль «хозяина».
К традиционному типу семьи (патриархальный брак) чаще склоняются мужчины-мусульмане пожилого поколения, проживающие в селе. К эгалитарному типу семьи (оба супруга лидеры) больше тяготеют представители православной веры старшего поколения, проживающие в городе. Амбивалентного типа придерживается молодежь, проживающая в городе.
В рамках нашей работы мы провели социологический опрос среди курсантов Казанского юридического института МВД России (таблицы 1-6).
Таблица 1.
Приверженцем какой религии Вы являе-
тесь?
Христианство 28%
Ислам 60%
Буддизм -
Конфуцианство -
Иудаизм -
Атеист 4%
Затрудняюсь ответить 8%
Таблица 2.
Представителем какой национальности
Вы являетесь?
Татарской 56%
Русской 36%
Чувашской -
Марийской -
Свой вариант -
Затрудняюсь ответить 8%
Таблица 3.
Кто в семье распоряжается доходом?
Мать 42%
Отец 35%
Я лично 6%
Иные члены семьи 4%
Затрудняюсь ответить 13%
Таблица 4.
Ваш пол?
Мужской 56%
Женский 44%
Таблица 5.
Ваш возраст?
19 лет 28%
20 лет 60%
21 год 8%
24 года 4%
Таблица 6.
Ваше место жительство?
Город 80%
Село 20%
Более половины респондентов (60%) ответили, что решают важнейшие вопросы на семейном совете, 24% - отец, 4% - мать На вопрос «Каким образом распределяются обязанности по домашнему хозяйству?» 8% ответили, что обязанности распределяются по старшинству, 8% - по половой принадлежности, 52% ответили, что все делают вместе
Наиболее авторитетными в семье счита-
ют отца - 39%, 23% - мать, 13% ответили, что дедушка и бабушка
На вопрос «Какие взаимоотношения у Вас с самым авторитетным членом семьи?» 43% ответили, что любят, 45% - что уважают, а 8% затруднились ответить.
Таким образом, можно сделать вывод, что в большинстве российских семей, по мнению курсантов и слушателей Казанского юридического института, главенство принадлежит отцу. Этот факт подтверждает выдвинутую нами гипотезу, что в России пока сохраняется традиционное представление об отце как главе семьи.
1. Абдел Рахим Омран. Планирование семьи в толковании Ислама. Душанбе, 2001. С.5.
2. Асанова Э.С. Этнокультурные факторы межэтнического взаимодействия. Молодые голоса в науке. Вып. 12. Майкоп: Ред. изд. отдел АГУ, 2008. С.28.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Канонические. В русском переводе с параллельными местами. Минск: Библейская лига, 2006.
4. Влияние социокультурной среды на формирование общественного мнения студенческой молодежи // Перспектива-2003: материалы Всероссийской научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых: В 8-ми томах. Т. 1. Нальчик: изд-во Каб.-Балк. ун-та, 2003. С.27-30.
5. Гафарова М.К. Женщины Советского Востока. Ирфон. Душанбе, 1987. С.82-83.
6. Гриценко, В.В. Социально-психологический климат вокруг национально-смешанных семей / В.В. Гриценко // Этнические факторы в жизни общества. М.: Владос, 2009. 154 с.
7. Дубова Е.Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. 2000. №1. С.29-38.
8. Дымнова Т.И. Психологический анализ зависимости структурно-содержательных особенностей супружеской семьи от родительской: дис. .канд. психол. наук. М., 1996. 128с.
9. Самралл Л. Божий проект счастливой семьи. СПб.:МРО ХВЕП «Христианская Миссия», 2010. 144 с.
10. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. М.: ООО Изд-во АСТ, 2002. 669 с.
11. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. М.: ООО "Издательство АСТ", 2004.
12. Уит Эд, Глория Оукс Перкинс. Любовь в браке. Ровно. Принт Хауз,2006. 238 с.