УДК 141.7:321.11
П. З. Тобуков
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЭВОЛЮЦИИ
МАТРИАРХАТА И ПАТРИАРХАТА: ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ
Анализированы два исторических этапа эволюции человечества. Раскрыта роль женщин эпохи матриархата в формировании земледелия и оседлого образа жизни. Показано, как это отражено в мифах. Проанализирован процесс происхождения патриархата и сопоставлены миф и реальность возникновения неравенства полов в истории развития человечества. Подчеркивается роль мужчин в становлении и развитии научно-технического прогресса, основа которому заложена формированием плужного земледелия. Уяснена негативная роль табу на разные стороны жизни женщин в эпоху патриархата в закреплении, утверждении мужского шовинизма. Выявлены специфические субъективные лидерские качества женщин в общественно-политической среде, где доминируют мужчины. Показано, как велика в новых условиях возможность потери пространства любви, что это может оказать негативное влияние на рост дисгармонии во взаимоотношениях родителей и детей, в конечном счете - поколений.
Ключевые слова: матриархат, патриархат, мифы, богини, границы этапов, земледелие, скотоводство, охота, ремесла, образование, религия, табу, отношение полов, способ производства.
P Z. Tobukov
Some Aspects of Matriarchy and Patriarchy Evolution: Historical and Philosophical Analysis
Two historical stages of evolution of humanity were analyzed in the article. The role of women of era of matriarchy in formation of agriculture and sedentary lifestyle was revealed. It showed its reflection in myths. The process of patriarchy origin was analyzed. The myth and reality of gender inequality emergence in the history of mankind were compared. The role of men is emphasized in the development of scientific and technological progress, the foundation of which is laid in the formation of plow agriculture.
The negative role of taboo on different sides of the women's life in the era of patriarchy in the securing, establishing of male chauvinism has been clarified. Revelation of specific subjective leadership qualities of women in the socio-political environment dominated by men was made out. It showed how great the possibility of losing space of love under new conditions and that can have a negative impact on the growth of disharmony in relationships between parents and children, ultimately - generations.
Keywords: matriarchy, patriarchy, myths, goddesses, borders of stages, agriculture, animal husbandry/cattle breeding, hunt, crafts, education, religion, taboo, gender relations, production way.
Введение
Наблюдая за взаимоотношением полов, волей не волей сталкиваешься с широчайшим кругом проблем, касающихся тайн матриархата и патриархата, которые, по мнению многих исследователей Запада и отечественных ученых, реально существовали как этапы развития человечества. А марксистская классификация этапов исторического развития человечества опирается на специфике способов производства, которую можно применить по отношению к матриархату и патриархату.
Роль полов в истории человечества исключительно велика, тем не менее, значение полового различия свелось фактически к нулю после того, как марксистская социальная философия
ТОБУКОВ Павел Захарович - к. филос. н., проф. каф. философии СВФУ имени М. К. Аммосова. E-mail: [email protected]
TOBUKOV Pavel Zaharovich - Candidat of Philosophical sciences, Professor of Department of Philosophy North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: [email protected]
в центре внимания ставила анализ способов производства. Нынче концепцию Маркса как наиболее цельную следует несколько расширить и углубить тендерным подходом, в частности, в вопросе о роли производительных сил в разные исторические эпохи, используя имеющийся богатый арсенал эмпирических и теоретических материалов. Разумеется, мало пользоваться, например, книгой Е. Вардиман «Женщина в древнем мире» и других исследователей ХХ в., так как у них отсутствует надлежащая научная методология, все же в их работах использованы ранее неизвестные археологические находки, пусть без связной целостности и глубоких социологических анализов и философски обобщающих выводов.
В статье сделана попытка просмотреть специфику эволюции матриархата и патриархата в свете представлений о мифе и объективной реальности.
Две судьбы женщин в древнем мире
В начале XXI века вопрос «Кто в доме хозяин?» вызывает ироническую улыбку у многих женщин, по крайней мере, в России, где отношения полов в сфере экономики, науки, образования, медицины, культуры и вообще в любой деятельности не разграничены так явно, как в сотни лет назад.
Если мысленно заглянуть вглубь истории не столько самой России, сколько за ее просторы, то столкнемся со многими фактами удивительного свойства. Начну, пожалуй, с прославленных своей культурой, цивилизацией античной Греции и Рима, брезгливо относившегося к иным племенам и народам Европы, Малой Азии, обозвавшего их варварами, т. е. дикими, не культурными. А греки улавливали в речи негреков только сочетание странных звуков, а во всем остальном античные греки считали негреков равными им по культурному развитию, цивилизованности.
Греки и римляне создали пантеон богов из числа мужчин и женщин - мирных и воинственных, добрых и жестоких, покровителей и безразличных к судьбам смертных. Образы из мифов опредмечены во всех известных им видах искусства. Достаточно вспомнить мифы древних греков и римлян, где основными персонажами были боги, титаны, люди-герои, синтезы человека и животных, птиц и т. д. Одни из них помогали людям, например, дочь Миноса Ариадна, влюбившись в Тесея, помогла ему выбраться из лабиринта, где содержался людоед - человекобык Минотавр, которому регулярно приводили красивых девушек в качестве жертвоприношения - Минотавр их съедал. Ариадна приказала Дедалу показать, как найти выход из лабиринта с тем, чтобы спасти Тесея, ведь Дедал сам по приказу Миноса построил для Минотавра лабиринт, из которого этот людоед никогда не смог бы выйти. Влюбленная в Тесея Ариадна, вручив нить своему возлюбленному Тесею, помогла выйти из лабиринта, где он голыми руками убил людоеда. Конец мифа трагичен - отец Тесея покончил с собой, спрыгнув со скалы в море. Но есть и другая версия концовки мифа: на острове Наксосе Тесей покинул Ариадну. Она заснула и ее нашел Дионис. Они влюбились. Дионис затем сказал Тесею, что Ариадна принадлежит ему. Тесей уступил ее Дионису. Мне не нравится этот конец, потому что Ариадна оказалась просто легкомысленной вертихвосткой. Потому мне нравится другая версия - ее смерть. Концовка мифа смертью Ариадны усиливает феномен любви.
Другие же женщины, например, амазонки (или «безгрудые») настолько возненавидели мужчин, что создали то ли общину, то ли государство без мужчин. Но когда, по зову природы, хотели рожать, шли к соседям - мужчинам. Оставляли у себя только девочек. Да и сирены всегда воспрепятствовали мужчинам в их делах, более того, убивали и съедали их, но сначала очаровав чудесными звуками своих песен. В общем, в мифах и легендах Древней Греции, Рима сложено изрядное количество легенд о борьбе добрых и злых сил [1].
Вообще в мифах народов мира в центре отношений мужчин и женщин всегда имеет место любовь, но она, как правило, завершается трагедией - либо смертью влюбленной женщины, либо смертью обоих или массовой гибелью многих [2]. Исключением является любовь Рамы и Ситы из мифа «Рамаяна». Она завершилась неплохо после многочисленных ужасных перипетий, страданий и т. д. - любовь оказалась всепобеждающим феноменом. Она всегда была внутренне присущей сущностью человечества на всем протяжении его существования - от Адама и Евы до наших дней. Именно она сцементировала взаимоотношения полов. Именно
она была (и есть) силой, создающей семью - сначала полигамную, затем парную. Ф. Энгельс был не прав, когда утверждал, что любовь формировалась в связи с появлением частной собственности, внесшей очень неприятный корректив во взаимоотношении полов.
Так, в Западной Европе, в особенности в самом Риме, женщина не пользовалась никаким статусом не только в семье, но и в обществе. Об этом пишет в своей книге «Цивилизация варваров» Терри Джонс со ссылкой на труды историков Кассия, Плутарха, Полибия, Тацита и других ученых. Если в Риме женщина была собственностью мужа, не являвшегося собственностью жены, и потому муж ее мог побить, продать, прогнать. Из чего это проистекает? Римское частное право признавало агнатическое родство, основанное на власти и подчинении. Поэтому в римской семье были подчиненные (persona aliena juris) и глава (paterfamilias), который осуществлял власть над ними. Домовладыка имел полную власть над членами семьи, включающую право на жизни и смерти. Об этом много писали древние и поздние авторы. К середине II века до н. э. раб (в том числе свободная женщина, неоднократно уличенная в интимной связи с рабом и ставшая рабыней) окончательно превращается в средство производства, которое приравнивалось к вещам. Гай Салюстий писал: «Господа имеют над рабами право жизни и смерти».
Надо обратить внимание на форму брака, самой первой из них была cum manu, где утверждалась власть мужа над женой, которая в браке становилась persona aliena juris. Так что в Риме вопрос «Кто в доме хозяин?» не стоял - и так ясно, кто в доме хозяин.
А кельтские женщины представляли полную противоположность римским женщинам. Кельтская женщина «являла собой вызов жизненным принципам любого благопристойного римлянина» [3, с. 55]. Автор приводит свидетельство историка Диона Кассия, написавшего о том, что Боудика - жена кельтского правителя Прасутага была женщиной напористой, властвующей, «но еще и воин и вождь». Дион Кассий отмечает, что ее войска разграбили два города, убили 80000 римлян и их союзников, а «остров (Великобритания - П. Т.) потерян для Рима. Более того, весь этот ущерб нанесен римлянам женщиной, факт, который сам по себе является величайшим позором» [3, с. 55]. Римляне, конечно, не были в восторге от одной только мысли о том, что женщины могут идти не только рядом с мужчинами-воинами на войну, но и даже командовать ими в битвах. То, что женщины возглавляли армию, руководили государством, считалось признаком дикости, варварства. Такая ситуация не воспринималась цивилизованными римлянами.
Кельтские женщины участвовали во всей деловой жизни точно так же, как сегодняшние женщины во всем мире. И в быту они были свободны в силу того, что не были собственностью своих мужей. «Законы бреона» ставили личность выше собственности. Эти законы предполагали, что «женщина имеет равные имущественные права с мужчиной и даже может развестись» [3, с. 58]. Она «имела права на развод и могла забрать назад все имущество, которое она внесла при вступлении в брак. Затем она могла свободно выйти замуж вновь» [3, с. 58].
Женщины в эпоху матриархата, их роль в формировании земледелия и оседлости: мифы и реальность
Римская империя на ряд веков ближе к нынешней цивилизации. Что же было до начала Римской империи? В ранних древнеегипетских мифологиях, эпосах и сказаниях говорится о первоначальном матриархате. В то время роль женщины в общественной жизни была очень высокой и недаром в религиозном сознании людей того времени формировался образ небесной богини - Великой матери. В ее образе воплощалась плодородящая земля. А в условиях становления патриархата произошла коренная ломка всех сторон жизни матриархального периода - в общественной жизни в результате формирования общества разделенного труда и одновременно частной собственности возникла жестокая форма принудительного труда -рабство, вычеркнувшее так называемое «естественное равенство» людей. Женщина уже стала человеком второго сорта и как таковая она выполняла домашние обязанности. Хозяином дома стал мужчина - отец семейства («pater familias»). Иногда по своему исключительному умственному дарованию женщина и в условиях патриархата удостаивалась признания в своем доме. По определению греков вне дома женщина была лишь другим существом - загадочным,
обворожительным, манящим, сексуальным и соблазняющим, дарящим мужчинам пространство любви.
До патриархата бразды правления находились в руках женщин. Несомненно, вопрос «кто в доме хозяин?» решался в пользу женщин. Каковы истоки такого положения женщин? Как мне представляется, первоначальной причиной формирования матриархата, т. е. «господства» женщин в хозяйственных делах, прежде всего, в образовании оседлой жизни были циклические изменения природных условий, таких как периодические засухи, следствием которых был голод, недоедание, истощение всего организма, ранняя смерть. Люди находились в абсолютно полной зависимости от капризов окружающей их природы, ее стихийных сил. Единственным средством спасения собственной жизни была адаптация к переменчивой природной среде. Люди, постепенно в течение многих тысячелетий приспосабливаясь к среде обитания, изменяли и в известной степени адаптировали среду к своим потребностям. Здесь особенно значима роль женщин.
Собирательство имело преимущество перед охотой, которая заставляла людей кочевать вслед за фауной. В самом деле в эпоху неолита оседлая жизнь могла формировать именно земледелие, которое по сути более надежно, чем кочевая жизнь, связанная с охотой. Об этом говорит сравнительный анализ двух типов современной хозяйственной деятельности: традиционные отрасли малочисленных народов Севера и оседлая жизнь народов, строивших города и развитое сельское хозяйство. Мысленно можно воссоздать процесс формирования земледелия, из-за чего мог сложиться оседлый образ жизни. При этом надо еще учесть один важнейший фактор - страх. Этот момент историческая наука до сих пор не учла, когда исследует неолитическую революцию. Именно из-за страха голодной смерти постепенно, в течение, возможно, нескольких тысяч лет появилось окультивирование диких злаков и так возник кое-какой запас зерна. Не это ли причина формирования оседлого образа жизни некоторых племен? Археологи там обнаруживали остатки семян, относящиеся к 8500 г. до н. э. Что же касается жилья, то и это было делом рук женщин, так как инстинкт выживания и инстинкт сохранения младенцев «подсказал» построить что-то подобие жилья, улучшить «свою пещеру». Этим первобытные женщины «убивали двух зайцев»: с одной стороны, дети всегда оставались с матерями, под их бдительным надзором, с другой стороны, женщины были заняты на полевых работах по выращиванию зерновых культур, притом ассортимент культур расширялся благодаря наблюдательности и аналитико-синтетическому уму, также чрезвычайно развитой интуиции женщин.
Первый шаг к возникновению частной собственности сделан женщиной: благодаря ее неустанному труду появился некий излишек съедобных злаков. В марксистской социологии ген-дерный подход к формированию частной собственности отсутствует. Но коль скоро речь идет об обществе разделенного труда, то приоритет принадлежит женскому труду - земледелию. Первоначальное земледелие было не развитым пахотным, поскольку орудием производства после обычной палки была мотыга, которой пользовались первобытные женщины в тот период истории, когда на обломках все еще живого матриархата начал подниматься патриархат, берущий свое летоисчисление со скотоводства и ремесла.
До возникновения частной собственности на излишки продуктов, затем на средства производства (марксизм имел в виду эту сторону собственности) женский труд по сбору дикоро-сов и мотыжному земледелию кормил род и племя. Поэтому женщина во всех сферах общественной жизни была главной фигурой первобытного коллектива. Но с формированием более производительных форм земледелия (плужного), чему способствовало ремесло, и также доместикации диких травоядных животных могла возникнуть частная собственность, т. е. такая, которая стала условием использования труда многих людей и она же создала совершенно и доселе неизвестную социальную структуру общества. Отныне это общество стало обществом разделенного труда. Ф. Энгельс прав, говоря о том, что в основе возникновения частной собственности лежит разделение труда. На историческую арену выдвинулся затем более усложненный технологизированный труд, необходимый в условиях оседлости: обработка почвы и расширение площади земли для посева и т. д. требовали огромную трату физической и нерв-
ной энергии. Важнейшим человеческим фактором является уже мужской труд: мужчина отныне берет бразды правления в свои руки, оттеснив на второй план женщину. Миф о Деметре отразил революционизирующую роль мужчины в обработке земли. Деметра поручила Трип-толему дать людям плуг. Она была главной богиней эпохи матриархата. Странность этого благородного поступка заключалась в том, что именно она способствовала переходу к патриархату как противоположности своей эпохи (говоря языком Гегеля - «антитезису»). С ведением плужной обработки почвы мужчина создал более продуктивное производство в земледелии. Еще следует учесть, что мужчина был первым рационализатором, и в этом качестве мужчина начал обработку железа, из чего в последующем он изобрел плуг. Интересное сведение находим у Вардиман. Она воспользовалась статистикой ООН: «Индейцу в доколумбийской Америке, который обрабатывал почву мотыгой (разрядка - П. Т.), нужно было для пропитания 20 квадратных километров земли, обитателю степей Центральной Австралии, живущему только охотой, требовалось 100 кв. километров. В Древнем Египте один единственный квадратный километр земли, обрабатываемый плугом (разрядка - П. Т.), мог обеспечить пропитанием 250 человек» [4, с. 9-10].
Мужчина - охотник, став владельцем стада скота, уже имел власть предводителя, руководителя земледельческим поселением. Он же получил полную власть над женщиной. Такова точка зрения историков на начало патриархата, заменившего поздний матриархат. Думается, что это слишком жесткий детерминизм, вульгарное разграничение двух исторических эпох, длившихся несколько десятков тысячелетий. А вообще было ли до патриархата явное господство женщин над мужчинами? Вопрос не из легких. В некоторой степени прав И. Я. Бахофен, базельский ученый, считавший, что мифы - суть, источник его рассуждений, так как, по его мнению, мифы отвечают на вопрос о происхождении, основах, генетическом начале мироздания. Миф - отражение мира, его истории, но думается, в специфически искаженном виде по сравнению с научным познанием. Мифы - синтез чувств и мыслей. От мифов невозможно освободиться, так как они живут внутри нас - в наших чувствах, мыслях, желаниях - то, что сильно нравится, человек всегда гипертрофирует, обожествляет, идолизирует. В общем, приписывает миру то, что сам выдумал: самое лучшее и самое негативное, которому даже присваивается некое свойство отрицательных, антигуманных сил - демонов. Представление о людях в мифах биполярно: один полюс как бы угрожает, а другой - защищает. В глубокой древности женщина воплощала и доброе начало, которому поклонялись, ведь первыми богами были богини. Об этом свидетельствуют открытия археологов: обнаружили фигуры богинь, изготовленных из дерева или глины. Они олицетворяли землю-мать, которую фетишировали, так как по представлению людей эпохи матриархата земля-мать кормила их и после смерти брала обратно.
Женщина додумалась высевать семена в землю. Такая работа требовала глубокого осмысления причинно-следственных связей и само осмысление осуществлялось в рациональной (логической) форме. Древние люди были в непосредственной контактной связи с природной средой, потому у них не формировалась мистико-символическая форма мышления - они были самыми настоящими реалистами. Именно их первобытно-матриархальный реализм помог первобытному обществу адаптироваться к среде обитания и дальше развивать свои производительные силы. Это эволюционное развитие могло длиться несколько тысяч лет.
Если обратиться к шумерскому письменному источнику, то там прародительницей человечества считали женщину. В Древнем Египте женщинам принадлежал приоритет в развитии земледельческой культуры и культуры вообще. Якобы богиня Сошат научила людей грамоте, математике. Египет славился множеством женских божеств, признанных в качестве общегосударственных, т. е. в тот период истории Египта, когда был высокоразвитый патриархат с его специфической цивилизацией. Необходимо заметить, что египтяне на иерархию богинь перенесли свою иерархически устроенную общественно-политическую жизнь - самое высокое положение в социальной иерархии занимал фараон, подобно этому в иерархии богинь главной фигурой была Исида, которая считала своим долгом помочь, особенно женщинам, во всех их добрых делах. Впрочем, не только в Египте образ женщины-богини почитался. Этот образ
почитался и в Греции. Дело дошло до того, что философ Платон, абстрагируясь от образа женских богинь, считал, чтобы в его «идеальном государстве» девушки обучались искусству воевать подобно амазонкам.
Древнейшие скульптурные фигуры греческих женщин символизировали силу, красоту тела. Великий скульптор Фидий показал в своем искусстве две материнские сущности - земную и божественную. Они вместе поддерживают, обеспечивают бытие людей. Поддерживают их дальнейшее продолжение благодаря такому дару, как дети и урожай, ведь это был период развития земледелия.
Но и были другие образы - антиподы. В античной Греции были выдуманы женщины в разных образах, символизирующие негативную силу. Их явления означали несчастье. Это связано с формированием и развитием религиозной формы общественного сознания, что в последующем нашло свое выражение в художественно оформленных мифологических образах. Но с религиозной формой сознания был связан и символ, изображавший материнское божество вместе с дочерью. Это было единство женщины и дочери. Его можно истолковать как семью
- неважно, мистическую или реальную, но без мужчины. Мир женщин, на первый взгляд, кажется ограниченным, а в реальности он куда шире и ответственнее перед своим дитяти (как изображен мир женщины в скульптурах) подобно божьей матери, бескорыстно заботящейся о своих земных детях. Забота неземной матери проявлялась, прежде всего, в дарении людям воды, которая означала поддержку земледелия, итогом чего было изобилие продуктов питания, в целом более высокий уровень жизни.
Реальная женщина в древнем мире повседневно заботилась о воде - это была ее повседневная работа и обязанность.
Итак, мать и дочь в искусстве являются символами продолжения жизни. Богиня-мать идентифицирует семью, тепло, пищу, родину. Но древние люди, кроме жизни, видели и смерть, понимали ее как окончание земной жизни, боялись ее. Люди античной эпохи, в частности, в Греции связывали жизнь и смерть в одном лице, скажем, в Персефоне, являющейся одновременно богиней смерти и рождения новой жизни. Это довольно странное единство смерти и жизни: Персефона не символизирует абсолютное небытие - она возвращается к матери, что означало начало весны и лета, потому она в сознании людей предстает как богиня рождения.
По сути богини-матери и дочери стоят в центре матриархального периода развития человечества. Но когда наступил конец и как этот рубеж отражен в мифах? Наука на сегодня не может ответить на вопрос о границах позднего матриархата и раннего патриархата. Примерный «ответ» найдем только в Библии, где описывается унижение и дискриминация женщины со стороны самого первотворца, сначала сотворившего Адама. Библия есть миф, красивый и противоречивый. Ее можно оценить или квалифицировать как художественный вымысел. Так что о границах матриархата и патриархата никто ничего определенного сказать не смог. У тех же древних греков опять же, как в Библии, история началась с мужчины, т. е. по сути с патриархата. Так вот у греков Афина Паллада вышла из головы Зевса. В Библии же первая мадонна Ева сотворена из ребра Адама. Как будто другого достойного материала не оказалось под рукой у первотворца. Это и понятно - у Бога было (если в самом деле было) одно желание
- женщина должна быть в вечном долгу перед мужчиной. Такое сотворение женщины из ее же противоположности означало, как мне представляется, первоначальное расслоение и неравенство мужчин и женщин. Вообще в становлении человечества следующим шагом является совершенный Евой первородный грех, что само по себе странно. Странно и то, что Бог не смог предвидеть Евин грех. И почему вообще Бог создал запретное дерево познания: для кого оно предназначено и почему Бог исключил возможность человеком познать мир. Ему нужен был невежда? Или предвидел негативные последствия научных открытий? С этого момента представителям обоих полов пришло осознание того, что они разные и формировался стыд от своей наготы. Стыд по сути своей означал рождение и последующий триумф великого чувства любви, которая стала «осью, вокруг которой вращается вся поэзия» (по Энгельсу). Отсюда берет свое начало самовоспроизводство человечества.
Если исходить из мифа об Адаме и Евы, то Бог заложил основу патриархата без никакого предшествующего матриархата. Идею мифа наука не может взять на вооружение, поскольку мифическое представление о возникновении человека не опирается на фактологические данные - одна лишь фантазия с художественным привкусом.
Поэтому к вопросу о границе (историческом Рубиконе) позднего матриархата и раннего патриархата следует исходить, имея реальные эмпирические данные или логически, рационально обоснованные доказательства.
Патриархат: начало технического прогресса. Начало и конец мужского шовинизма: мифы и реальность
Матриархат (хоть ранний, хоть поздний) означает такую организацию общества, которая основана на материнском (женском) естественном праве. Но она, существовавшая ряд тысячелетий, подверглась метаморфозе постепенно и в результате появился патриархат, точнее последний уже начал оформляться в недрах позднего матриархата. Этот факт общеизвестен. Понятие «патриарх» «означает старшего в племени, отца семьи или рода, а в области трансцендентного - также и племенного бога - отца, наделенного всеми мужскими атрибутами патриархального общества... Он олицетворяет не мир чувства и сострадания, но мир мысли, закона, порядка и дисциплины» [4, с. 85]. С последней фразой трудно согласиться по причине того, что бог помогает людям именно из-за сострадания, а потом думает «о спасении». Ведь у отца-бога был мир чувств и сострадания, а также мир мысли, закона и т. д. Людям казалось, что все эти «миры» рассказывают о том, что было раньше - не надо забывать, что люди верили в то, что они сотворены по его образу и подобию: люди сострадательны, так как сам бог сострадателен. А в этом сам Бог виноват. Изгнав Адама и Еву из рая, он волей не волей создал условия для бесконечного самовоспроизводства людей. Последние уже потеряли идентичность с Богом - «подобие» потеряно по вине Первотворца. Огромное различие между Богом и людьми усугубилось после разделения труда, соответственно, формирования частной собственности на средства производства, в том числе на людей, с нею связывают патриархат в чистом виде. Частная собственность унаследовалась одним из сыновей (по желанию отца), но не дочерьми, если есть сын. Я не могу сказать, кого отец больше любит - сына или дочь. Здесь необходимо исходить из традиции: сын испокон веков признавался наследником, продолжателем отцовской линии - такова суть патриархата. Дело еще в том, что в тот период истории на первое место ставились такие качества мужчин: решимость, быстрота реакции, смелость, бесстрашие и т. д. Они, прежде всего, требовались от старейшин родов, племени и вообще от всех мужчин, особенно во время межплеменных, межродовых столкновений, в общем во всех экстремальных случаях, условиях.
В период «господства» патриархата (особенно в эпоху средневековья) сильно были развиты церковные организации, которые соответствовали религиозной форме общественного сознания, возникшей раньше, чем ее носитель - церковь. В условиях средневековья церковь пропагандировала исключительную покорность верующих отцу-Богу. Под покорностью понималась любовь человека к Богу. Она - трансцендентное чувство, отличное от любви матери к своим детям и обратно, от любви мужчины к женщине, в основе последней лежит биологическая, психофизиологическая потребность сближения или эрос. Любовь к Богу-отцу проявляется в результате «просветления», отказа от всего, что называется отречением от земного блаженства. У Бога нет чувства блаженства, вообще он не блаженствует, не кайфует, как это бывает с людьми. А откуда у людей сие чувство?
Человек должен «выращивать» свою любовь к Богу, чему способствуют обычаи, традиции, пиком последних являются жертвоприношения. Думается, что матриархату все эти проявления патриархальных, религиозных феноменов не присущи. Во всяком случае не найдены артефакты. Мне представляется, что сами обычаи, традиции формировались вслед за религиозным сознанием как его институциональное закрепление. Мне лично кажется, что все мерзопакостное, направленное против личности даже в целях так называемых религиозно гуманных (спасение души и т. д.), стало творчеством патриархата. Для подтверждения можно привести сотни примеров сожжения людей на кострах инквизиции, умерщвления людей
в целях жертвоприношения, охоты на ведьм и т. д. При матриархате подобные случаи фактически отсутствовали, потому что женщины со свойственной им неисчерпаемой любви к своим детям не допускали бы присущие патриархату акции. Да и не помнится, чтобы божества женского пола проявляли жестокость в виде жертвоприношения, сожжения и прочие античеловеческие акции (это в мифах).
В целом при патриархате начался технологический и технический прогресс: плужная обработка почвы, производство металлических орудий труда и различных изделий, строительство более удобных жилищ, возможно, использование тепловой энергии, например, огня в быту, защите от хищников. А какова доля женская? Помним, Ева была низвергнута с пьедестала за чрезмерное женское любопытство. Из-за греха Евы женщины рожали в страдании, боли. Они объявлялись существами грязными, им запрещалось в период беременности и месячных есть мясо из некоторой части туши убитых животных - в общем табу распространялось везде и всюду, табу ограничивало рацион питания женщин из-за примитивного осознания мужчинами непосредственной контактной связи всего со всем.
Тем не менее, и в условиях мужского шовинизма были иные представления о женщинах. Это известно из античных философских и литературных источников. В этом отношении выделяется Менандр (342-291 гг. до н. э.) - драматург античной Греции. Он считал женщин и рабов людьми в то время, когда женщин и рабов-мужчин считали только говорящими орудиями труда.
Взгляды Менандра опирались на идеи стоиков во главе с Зеноном (336-264 гг. до н. э.). Одна из главных идей стоиков гласила о равноценности всех людей, будь они мужчины или женщины, свободные или рабы, греки и другие (варвары).
Очень интересная идея у Плутарха (46-120 гг. до н. э.), известного писателя, философа, и он был солидарен с Аристотелем (384-332 гг. до н. э.), когда речь шла о браке. Оба считали оскорбительным прелюбодеяние женатых мужчин и замужних женщин. Души жены и мужа слитны, хотя тела их разные, - так считал Плутарх. Но тем не менее Плутарх был исключением в реабилитации женщин.
В древнем цивилизованном мире, еще до окончательной победы христианства, был период некоторого просветления, когда женщина чувствовала себя равной с мужчиной. Конечно, это были единицы, получившие образование в сфере философии, считавшейся элитной «наукой». Философия считалось уделом мудрых, но мудрыми должны быть только боги, а люди только приближались к мудрости. Особенно в пифорейской школе, где научное знание приближало людей к мудрости, среди мужчин редко мелькали женщины. Школа отличалась от других большей строгостью нравов, возможно, и этот фактор привлекал женщин. Исключительное место в истории науки занимала александрийская пифагорейка Гипатия (370-415 гг. до н. э.), которую убили фанатики-христиане. Она знала математику, астрономию и философию. Во всяком случае, в астрономии опередила свою эпоху на много сотен лет. Ее идею продублировал и дальше развил Н. Коперник.
Известна еще Арсиноя (316-270 гг. до н. э.) - одна из птоломеевских цариц. Она правила вместе со своим братом-мужем, взвалив на свои плечи часть государственных дел. При ее правлении в Александрии разрабатывались проблемы философии, астрономии, математики, ботаники и зоологии. Расцветала и поэзия. Это была эпоха эллинизма.
В период упадка эллинизма выдвинулась еще одна из семейства Птоломеев царица Клеопатра VII (69-30 гг. до н. э.). Она известна своей образованностью, с которой могла сравниться разве только императрица Екатерина II (XVIII век). Клеопатра VII знала шесть языков, в том числе египетский, уважительно относилась к местным культам, за что египтяне ее любили. История ее жизни известна историкам почти до мелочей. До сего дня история помнит любовь греко-македонянки к двум знаменитостям - Цезарю и Антонию. Клеопатра была глубоко религиозной женщиной, веру имела восточную без греческой окраски. В этом качестве она себя сравнивала с универсальной богиней Исидой. Устами стоиков Исида вроде бы говорила: «Все, что в мире есть крепкого, доброго и одушевленного, сама жизнь и все, что есть в ней, и все, что она рождает, исходит из нее (Исиды)» [4, с. 97]. Далее она, как свидетельствует один
из стоиков, говорит: «Я отменила тиранию, сделала справедливость сильней. благодаря мне природа различает добродетель и грех» [4, с. 97]. В общем, для Клеопатры Исида стала образцом покровительницы тогдашнего женского движения. А женщины из бедных слоев стали последователями христианства, поэтому апостол Павел часто обращался в своих проповедях к ним. Христианство получило быстрое распространение среди бедноты, а именно, среди женщин.
Конечно, родиться и быть женщиной простой - явление явно нерадостное, не то, что женщинам из верхних, лучших слоев общества, хотя и там женщины считались людьми второго сорта.
Интересно еще вот что: до нашей эры на Корсике, на Кипре, Индии, как отметил Диодор Сицилийский, «когда женщина рожает, за ней самой никто не ухаживает. Зато мужчина ложится с ней в постель, как будто он болен, и проводит так несколько дней» [4, с. 113]. Наверно, для облегчения боли роженицы. Мужчине казалось, что скорей всего от него зависит результат родов. Думается, что здесь опредмечивается идея о непосредственной контактной связи всего со всем, а в данном случае боль женщины воспринимается мужем как собственная, тем самым женщина как бы освобождается от собственной предродовой схватки. Мужчина, как будущий отец ребенка, обязан был помочь жене только благодаря этой процедуре присутствия. Он идентифицирует себя с женой во время предродового состояния, но в самом процессе родов он не участвует - женщина сама рожает. Странность этого события в том, что никто не выполняет роль повивальной бабки. В этом смысле рожающая женщина уподобляется животному, дикому зверю. Неизвестно, когда этот обычай появился: в условиях патриархата раннего или он был связан с формированием религиозности.
Кроме того, сами родители подкидывали девочек-новорожденных, считая их лишними в тяжелые времена. Этот варварский обычай был обычным явлением в древней Германии, как и во все римском мире, где, кстати, «публичные дома обслуживались» бывшими «подкидышами, рабынями» [4, с. 118]. Впрочем, подкидывали и мальчиков, из которых вырастали герои, даже боги, как Зевс. В реальности даже в цивилизованной Греции после гомеровской эпохи к женскому полу мужчины начали относиться с некоторой дозой высокомерия и презрения. Так что греко-римскую цивилизацию нельзя назвать 100%-ной цивилизацией, коль скоро такое отношение проявляли мужчины к женскому племени, занимающему большую часть народонаселения регионов. Сократ же вовсе не оказался столь мудрым в вопросе о женщинах, когда рассуждал о счастье: «Три вещи можно считать счастьем: что ты не дикое животное, что ты грек, а не варвар и что ты мужчина, а не женщина». Великому философу энциклопедического ума Аристотелю принадлежит следующее высказывание: «Женщина является женщиной в силу отсутствия мужских свойств. Мы должны видеть в женщине существо, страдающее природной неполноценностью». Эти мысли Сократа и Аристотеля стали образцами «мудрых» афоризмов. Мне кажется, Сократ и Аристотель обобщили свой личный семейный опыт в таком мрачном тоне.
Вопрос о дискриминации женщин имел ряд причин, среди них - физиологические особенности женского организма. Знаменитый английский религиовед и этнолог Джеймс Фрэзер (1854-1941) в своей книге «Золотая ветвь», изданной в Лондоне в 1923 г. всю ХХ главу посвятил теории табу на людей. В рамках тематики статьи обращаю внимание на табу, которое распространяется на американских женщин-индейцев во время менструаций и родов. Оказывается, вещи женщины во время месячных считаются опасными и она сама не должна прикасаться к вещам своего мужа, не говоря о вещах других мужчин. Ей запрещено проходить с мужчинами по одной тропинке. Фрэзер пишет: «Едва ли у индейцев-дени и у других американских племен найдется существо, которое вызывало больший страх, чем женщина в период месячных. Как только давали о себе знать признаки этого состояния, девушку или женщину тщательно отделяли от всякого общения с мужчинами и заставляли жить в маленькой хижине вдали от взоров мужчин. Она должна была воздержаться от прикосновения к принадлежащим мужчине вещам, а также к добытой на охоте оленине или мясу другого животного. Считалось, что своим прикосновением она оскверняла добычу и приводя этим животное в ярость, об-
рекала охотников на неудачу» [5, с. 237]. Женщине или девушке есть нужно только сушеную рыбу и пить холодную воду и то через трубку. На рожениц распространялись запреты: никто не общался с нею «кроме матери или другой женщины».
Чем объяснить отчуждающее отношение к женщине в период ее физиологического цикла и к роженицам? Обоснование такому отношению найдем еще в период дикости, когда первобытные люди не стеснялись своего голого вида, только едва прикрывали детородные органы «фиговым листом». Мужчины видели женщин в их менструальном цикле и сравнивали себя с ними. В этот период женщины вели себя необычно и от них исходил неприятный запах. Далее первобытный человек, вступивший на стезю религиозного восприятия мира, не мог объяснить данное «тайное явление» и потому апеллировал на козни каких-то неведомых, но очень опасных сил не от мира сего. В этом случае, думали они, в женщинах оказались эти силы и потому она, во избежание смертельной опасности уже в условиях патриархата и формирования и развития религиозного сознания, должна быть изолирована от мужчин. Возможно, это было утверждением мужского шовинизма на бытовом уровне. А с появлением частной собственности на средства производства мужской шовинизм проявился во всех сферах общественной жизни, особенно в политике. Такое положение мужчин подкреплялось их правовым преимуществом. Но были редкие исключения, более всего выделялись женщины из верхних слоев общества. Так, в III веке н. э. (с 267 г.) на историческую арену выдвинулась Зенобия в качестве царицы Пальмиры. Утверждала, что ведет свой род от Клеопатры. Терри Джонс пишет о ней: «Зенобия получила хорошее образование, она говорила по-гречески (и якобы по-египетски), а также знала латинский, арамейский и персидский языки» [3, с. 230]. По свидетельству древних авторов она написала полную историю своей страны. Она ходила на львов и медведей. Со своим мужем Оденатом ходила на войну с персами, египтянами и одерживала победы, хотя финал ее жизни был не столь славный.
Подобные женские лидеры в древнем мире, конечно, исключение. А остальные женщины были обречены оказаться в четырех стенах своих домов. Не потому что они были не подготовлены психологически быть лидерами, руководителями общин, государств, командующими войск, учеными и т. д., а потому, что постепенный переход к эмансипации готовился веками, но в условиях развитого общества разделенного труда, где женщина выступала наравне с мужчинами производительной силой. Женщин как сильных личностей на историческую арену выдвигали чрезвычайные обстоятельства, но без определенной поддержки мужской оппозиции такие женщины не могли подняться на пьедестал при всех их усилиях. Все же важно то, что они поднялись над толпой, «серой» массой.
В условиях тотального патриарха, разумеется, кроме наличия исторических обстоятельств, на мой взгляд, в развитии женского лидерства необходимы были следующие факторы субъективного характера: во-первых, воспитание и рост в мужской среде, что в дальнейшем способствует формированию у них чисто мужских черт характера: склонность к риску, решительность, волевое решение. Во-вторых, меньшее проявление женских черт, как страх, жеманство, склонность к интригам и т. д. В-третьих, у некоторых сильно выраженная религиозность, вера в провидение. В-четвертых, умение подавлять волю мужчин в решающих ситуациях. В-пятых, умелое сочетание женской интуиции с мужской логикой рассуждения при принятии решений по важнейшим проблемам. В-шестых, очень развитое чувство долга и ответственности и сознательная реализация его в своих широкомасштабных планах. В-седьмых, свобода от повседневных рутинных домашних, бытовых нужд. В-восьмых, правильный выбор своего окружения из мужской среды по деловым качествам. В-девятых, преодоление различного рода препятствий на путях достижения поставленных целей и задач. В-десятых, умение ввести дипломатию в межгосударственных делах, для чего необходимо и знание сильных и слабых сторон сторонников и противников. В-одиннадцатых, как показало изучение биографии выдающихся женщин, их отличительной особенностью является знание языков разных народов (они были полиглотами). Возможно, все это в ущерб семейным отношениям, любви, ее пространству. Но не надо это абсолютизировать.
Заключение
Общество XXI века состоит из разных слоев - усложняется социальная структура. В ней одним из существенных и вечно присутствующих составляющих элементов является половая противоположность мужчины и женщины, которые появились среди фаун планеты одновременно. Тут библейские и другие мифические представления о происхождении человечества как воплощения божьего замысла довольно шатки и с точки зрения настоящей науки лживы.
Половые противоположности мною воспринимаются как фактор, как функционирующий механизм в воспроизводстве человечества. А это никак не зависит ни от каких-либо исторических ступеней развития, ни от демографических кризисов и т. д. Если речь идет об исчезновении этносов, то это означает физическую гибель обоих полов. Причин много, но в основном войны, где гибнут молодые, физически крепкие люди. Не только племена, но и цивилизации исчезли с лица земли. Но так история продолжаться не может.
В истории эволюции производительных сил и производственных отношений (это общепризнано) два этапа, один из которых сошел с исторической арены, возможно, несколько тысяч лет назад, а другой процветал тоже изрядное количество лет. Но здесь будет ли действовать закон повторяемости? (на более высоком и качественно обновленном уровне?). Мне представляется, что вместо «повторяемости» для человечества, его нормального существования необходимо гармоническое взаимоотношение полов во всех сферах общественной жизни.
Эти этапы известны историкам давно, в смене которых первоначальной причиной является формирование более производительных форм трудовой деятельности, которые заменили потребляющую форму хозяйственной деятельности, последняя кое-где сохранилась. Какова роль женской деятельности, какова здесь ирония истории - это серьезная гендерная проблема. Простое описание ничего не дает: сколько врачей, учителей, геологов, агрономов, оленеводов, девочек, мальчиков, каков тип современной семьи, пенсии, пособия и т. д. Какой бы анализ ни использовать, результат будет один - простое числовое соотношение.
В отношении полов в настоящее время имеют очень важное значение такие факторы, как образование, приобретение специальностей, необходимых для всех видов жизнедеятельности современных людей. Особое место в современной системе ценностей занимает семья, где деформировано пространство любви.
В начале XXI века (я сознательно пропускаю ХХ в.) наблюдается резкий рост образовательного статуса женщин в России: в медицине, гуманитарных сферах научных организаций, школьном и вузовском образовании. Тем не менее, проводимые перманентные реформы в образовании снизили общий Это опасная тенденция безразличия к истории, литературе. Сужается кругозор, надолго сохраняется инфантильность у представителей обоих полов. Продолжается процесс вампиризма среди определенной части молодежи: ранний брак молодых усугубляет и так тяжелое материальное положение родителей. А с другой стороны, чувствуется дистанцирование поколений.
Одна из серьезных причин этого негативного явления - деформация гармонии в семейных отношениях. Это большая проблема. Но я обращаю внимание на чрезмерную патологическую любовь женщины к своему ребенку, в том числе уже к взрослому. Это любовь абсолютно оттесняет любовь жены к мужу, тем самым разрушается пространство любви в семье. Ведь в иерархии ценностей любовь женщины к своему мужу всегда должна стоять на первом месте, а затем - к детям. Мужчина как бы отчуждается, что чревато. Он либо ищет левую связь, либо спивается, затем деградирует. А с психически незрелым взрослым «ребенком». возникают серьезные проблемы. Мать, создавая проблему, гипертрофирует материнское чувство, уже теряет женственность, без которой, мне кажется, нет истинной любви. У человека должна быть, прежде всего, любовь к самому себе, а затем к другим людям, миру, животным и т. д. Да, женщины часто смотрят на себя в зеркало, но, думается, не ищут в себе свою женственность, очарование, так подкупающие мужей.
Надо еще заметить, что в конце ХХ века грань между женским безмолвием, ее покорностью и мужским гипертрофированным инстинктом быть доминирующим в семье, обществе была исторической реальностью. Что это даст в перспективе? Ответ можно найти, если разобраться
и углубиться в семейно-брачных отношениях, не столь романтических и идиллических. По идее в правильно построенных семейно-брачных отношениях личности двух любящих людей создают подлинное поле любви. У них развиваются любовь и свобода - два необходимых условия для сохранения семьи. А нынче наблюдается дисгармония между представителями полярных, противоположных полов, что стало большой проблемой психологии, демографии, социологии, философии. В перспективе любая дисгармония заканчивается трагедией.
Литература
1. Гамильтон Эдит. Мифы и легенды Греции и Рима / Пер. с англ. Л. А. Игоревского. - М.: ЗАО Цен-трполиграф, 2009. - 460 с.
2. Хэрленд Дэвис. Мифы и легенды Японии / Пер. с англ. О. Д. Сидоровой. - М.: ЗАО Центрполи-граф, 2012. - 379 с. Гомер. Одиссея / Пер с греч. В. А. Жуковского. - Москва: Госиздат художественной литературы, 1959. - 339 с.
3. Терри Джонс. Цивилизация варваров. - М.: Алгоритм, 2014. - 352 с. - С. 55.
4. Вардиман Е. Женщина в древнем мире / Пер. с нем. М. С. Харитонова. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1990. - 335 с. - С. 5.
5. Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии / Пер с англ. - М.: Политиздат, 1980.
- 831 с. (Б-ка атеист. лит.). - С. 237.
References
1. Gamil'ton Jedit. Mify i legendy Grecii i Rima / Per. s angl. L. A. Igorevskogo. - M.: ZAO Centrpoligraf, 2009. - 460 s.
2. Hjerlend Djevis. Mify i legendy Japonii / Per. s angl. O. D. Sidorovoj. - M.: ZAO Centrpoligraf, 2012.
- 379 s. Gomer. Odisseja / Per s grech. V. A. Zhukovskogo. - Moskva: Gosizdat hudozhestvennoj literatury, 1959. - 339 s.
3. Terri Dzhons. Civilizacija varvarov. - M.: Algoritm, 2014. - 352 s. - S. 55.
4. Vardiman E. Zhenshhina v drevnem mire / Per. s nem. M. S. Haritonova. - M.: Nauka. Glavnaja redakcija vostochnoj literatury, 1990. - 335 s. - S. 5.
5. Frjezer Dzh. Dzh. Zolotaja vetv': Issledovanie magii i religii / Per s angl. - M.: Politizdat, 1980. - 831 s. (B-ka ateist. lit.). - S. 237.
^ÍMír^Sr