Научная статья на тему 'Распределение природной ренты между государством и нефтяными компаниями. Опыт развивающихся стран'

Распределение природной ренты между государством и нефтяными компаниями. Опыт развивающихся стран Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распределение природной ренты между государством и нефтяными компаниями. Опыт развивающихся стран»

Природные богатства принадлежат всему обществу, поэтому справедливо, чтобы доходы от их эксплуатации использовались на благо всего общества, а не только нефтедобывающих фирм. Особенно это актуально для России, где экономика все больше ориентирована на добычу и экспорт нефти и газа. Рассмотрев в прошлом номере журнала опыт рентных отношений в развитых странах, перейдем к анализу их особенностей в развивающихся государствах - Египте, Индонезии, Нигерии, Саудовской Аравии, Кувейте и Иране.

Распределение природной ренты между государством и нефтяными компаниями*

Опыт развивающихся стран

С. П. БАШКИРОВ,

Ухтинский индустриальный институт, Н. В. ВОРОНИНА, главный специалист отдела методологического обеспечения ОАО «Лукойл», Москва

Египет. Разработка нефтяных месторождений осуществляется на основе соглашений о разделе продукции, заключаемых между государственной нефтяной компанией EGPC и зарубежными нефтяными компаниями (контракторами). По поводу каждого соглашения издается специальный закон.

Контрактор обязуется нести все риски, связанные с геологоразведкой. В начале осуществления проекта он выполняет разведочную фазу. Этот период обычно занимает от трех до четырех лет и может быть два раза продлен по два года по желанию контрактора. Соглашение автоматически расторгается, если не обнаружено запасов для коммерческой разработки. Обычно соглашение определяет число скважин, которое должно быть пробурено в течение каждой фазы.

* Продолжение. Начало см.: ЭКО. 2006. № 4. © ЭКО 2006 г.

ОТРАСЛЬ 113

1« К^ шЖ

Контрактор обязуется обеспечить необходимое финансирование в течение разведочной фазы. Если он инвестирует менее оговоренной контрактом суммы в определенный отрезок времени, то обязуется выплатить EGPC эту разницу по окончании действия договора. В конце начальной фазы разведочного периода контрактор обязан отказаться от части территории, на которой не было обнаружено коммерчески рентабельных запасов нефти и на которую не было оформлено соглашение об аренде для добычи.

Как правило, компенсации недоинвестированных сумм обеспечиваются банковскими гарантиями в пользу EGPC. Размер гарантии уменьшается по мере осуществления инвестиций контрактором. Государство компенсирует контрактору сумму инвестиций при обнаружении коммерчески рентабельных запасов нефти. В этом случае контрактору предоставляют аренду для добычи сроком на 20-30 лет (обычно на 20 лет с правом продления на 5 лет). Для этого достаточно одобрения министра нефти, другие юридические процедуры не требуются. Далее создается операционная компания, которая принадлежит в равных долях EGPC и контрактору и ликвидируется по окончании срока действия соглашения. В любом случае срок действия соглашения не может превышать 35 лет с момента открытия коммерчески рентабельных запасов.

В дополнение к соглашению формируется устав операционной компании. Соглашение предусматривает, что операционная компания создается на основании ее устава автоматически, без дополнительных юридических процедур, через 30 дней после открытия коммерчески рентабельных запасов.

Операционная компания полностью освобождена от выполнения положений Закона о компаниях и поэтому ведет деятельность на основании положений ее устава, подзаконных актов, одобренных акционерами, и положений соглашения. Несмотря на 50%-е участие EGPC, операционная компания считается частной, и контрактор отвечает за финансирование ее деятельности. Операционная компания ежемесячно предоставляет контрактору ориентировочные данные о потребности в финансовых ресурсах.

Контрактор возмещает все свои расходы на разведку из получаемой им доли нефти (не более 40% добываемой нефти). Если стоимость этой нефти превышает реальные расходы, подлежащие возмещению, контрактор обязан оплатить разницу EGPC.

Роялти выплачивается следующим образом: 10% всей добываемой нефти поставляется в натуральной либо денежной форме EGPC (а не контрактором) из своей доли нефти правительству Египта.

Контрактор облагается налогом на прибыль корпораций (40,55%). Однако соглашение обычно содержит положение о том, что доля нефти EGPC включает в себя количество нефти, равное налоговой нагрузке на контрактора. Все налоги, уплаченные EGPC в пользу контрактора, рассматриваются как прибыль контрактора. Персонал контрактора также уплачивает подоходный налог.

Раздел нефти осуществляется в зависимости от величины коэффициента R (накопленные доходы контрактора, деленные на его инвестиции). С ростом коэффициента R доля подрядчика уменьшается.

Индонезия. В индонезийском энергетическом секторе правительство играет главную роль. Закон о нефти 1960 г. гласит, что только национальные предприятия могут разрабатывать нефть и природный газ. Вся деятельность, связанная с нефтью и газом, находится в ведении Министерства энергетики и природных ресурсов, которое формирует и проводит энергетическую политику страны.

На государственную нефтегазовую компанию Pertamina национальным законом возложены функции по обеспечению страны необходимым количеством нефтепродуктов. Эта задача выполняется с помощью соглашений о разделе продукции (СРП). Пять региональных управлений регулируют деятельность по разведке и добыче. Pertamina располагает пятью нефтеперерабатывающими заводами.

Pertamina управляет всеми совместными предприятиями нефтяной отрасли Индонезии. Ее отдел по управлению иностранными контракторами несет основную ответственность за работу с иностранными инвесторами. Он отвечает

за бюджеты контракторов, рабочие программы и будущие контракты.

В 1966 г. Рейашта и ее иностранные партнеры (контракторы) стали сотрудничать на условиях СРП. Контракторы уплачивают бонус при подписании СРП (единовременный невозвращаемый взнос в государственный бюджет, свидетельствующий о серьезности намерений контрактора). Все фонды для осуществления деятельности предоставляются контрактором. Компенсация первоначальных расходов контрактору осуществляется только после начала коммерческой добычи. Контракторы уплачивают только налог на прибыль в соответствии с законами Индонезии. Режим СРП устанавливает разведочный период в 6-10 лет и общее время действия соглашения в 30 лет. Особенность режима СРП в Индонезии состоит в том, что в последнее время государство предпочитает получать свою долю в денежной форме. Для большинства СРП раздел прибыли устанавливается в соотношении 85 к 15 (правительство/контрактор) от чистой прибыли для нефтяных проектов и 70 к 30 - для газовых.

Кроме СРП, Рейашта использует и другие виды контрактных взаимоотношений с нефтяными компаниями, прежде всего, сервисные соглашения. Государственная нефтяная компания нанимает подрядчика для добычи нефти на месторождении в ее пользу.

Сервисные соглашения используются на месторождениях, которые уже находятся в стадии разработки. Это уменьшает разведочные расходы. В соответствии с этим видом соглашения компания компенсирует предыдущие расходы либо оплачивает первые три года работы. Затем участок месторождения делится пополам между правительством и подрядчиком.

Нигерия. Используются два типа отношений между иностранными инвесторами и Нигерийской национальной нефтяной компанией (N№0: совместные операционные соглашения и СРП.

Согласно совместным операционным соглашениям, партнеры делят затраты на нефтяные операции в соответствии с их акционерными долями. Каждый партнер может отдельно отчуждать свою долю добываемой нефти. Партнеры также

уплачивают налог на нефтяные доходы и роялти. Один из партнеров назначается оператором совместного предприятия. Он подготавливает программу проведения работ, а также их бюджет для одобрения основным акционером - государством. Добывающая компания не платит налог на прибыль корпораций. NNPC оставляет за собой право стать оператором предприятия. Коммерческие аспекты соглашения зафиксированы в Меморандуме понимания, который предоставляет добывающим компаниям гарантированный минимум прибыли в размере 2,30 дол. за баррель после уплаты налогов и роялти. Кроме того, компаниям государство выплачивает бонус в денежной форме за увеличение запасов в случае, если за год открытые запасы превысят объем добычи компании. Около 95% нефти добывается в стране в соответствии с такими соглашениями. Доля NNPC в совместных предприятиях составляет 55-60%. Основные инвесторы - Shell, ExxonMobil, ChevronTexaco, ENI/Agip, TotalFinaElf.

В этом типе отношений добывающей компании и государства соединяются особенности различных форм взаимодействия - налог на нефтяные доходы и роялти, раздел продукции в соответствии с акционерными долями, как в лицензионном режиме; гарантированный минимум прибыли и бонусы за открытие запасов, как в сервисных соглашениях.

Второй тип отношений с иностранными инвесторами -СРП, практикуется в отношении удаленных от берега шель-фовых месторождений либо месторождений, расположенных в труднодоступных районах страны. Обычный срок действия СРП - 30 лет, включая десятилетний разведочный период. Контрактор несет все разведочные расходы, а в случае, если нефть обнаружена, также несет расходы по добыче. Если же нефть не обнаружена, контрактору не компенсируются разведочные расходы. Нефть, добытая на условиях СРП, разделяется следующим образом. Налоговая нефть - для уплаты налогов, роялти и концессионных платежей правительству. Затратная нефть - для возмещения контрактору капитальных инвестиций и операционных расходов в пределах определенных лимитов. Прибыльная нефть - добытая нефть минус налоговая и затратная нефть, она разделяется

между контрактором и NNPC. По каждому проекту заключается соглашение, в котором фиксируются индивидуальные условия раздела продукции и налогообложения.

Саудовская Аравия. Нефтяная отрасль, как и большая часть экономики в стране, находится под жестким государственным контролем. Нефтяной сектор производит около 40% ВВП, около 90% экспортных поступлений составляют доходы от продажи нефти. Государственный бюджет примерно на 75% состоит из поступлений от нефтяной промышленности. В 2001 г. добыча нефти составила 422,9 млн т, а ее экспорт принес стране 58,2 млрд дол. В 2000 г. ВВП страны достиг 232 млрд дол., государственный бюджет -66 млрд дол., экспорт - 81,2 млрд дол.

Монополия на добычу нефти в стране принадлежит государственной компании «Saudi Aramco».

В отличие от нефтяного сектора, в котором иностранные компании могут выполнять лишь сервисные контракты, газовый сектор недавно был открыт для зарубежного капитала. За 1984-2000 гг. спрос на газ в Саудовской Аравии рос в среднем на 11 % в год, поскольку росли объемы его использования в опреснении воды и электроэнергетике. Правительством была разработана долгосрочная стратегия по разработке запасов газа. Основной формой участия западных компаний предполагаются сервисные соглашения. Но переговоры по поводу формы взаимодействия добывающих компаний с государством продолжаются.

В мае 2001 г. Саудовская Аравия отобрала претендентов на участие в проекте, называемом «Саудовская газовая инициатива», стоимостью 25 млрд дол. Этот проект имеет своей целью интегрировать добычу газа с его переработкой и выработкой электроэнергии. В число компаний-участников входят: ExxonMobil, Shell, BP, Phillips, Marathon, Occidental, TotalFinaElf, Conoco.

Правительство страны стремится использовать поступления от нефтяного сектора для создания новых источников доходов страны, улучшения качества жизни граждан и создания новых рабочих мест. В настоящее время 35% ВВП создается в частном секторе экономики. В 1974 г. эта цифра составляла 13%.

Кувейт. В настоящее время участие иностранного капитала в нефтяной промышленности ограничено техническим содействием, строительством и обслуживанием в соответствии с разовыми контрактами. Конституцией Кувейта запрещены любые концессии, которые предоставляют права на природные ресурсы иностранным субъектам. В 1997 г. Высший нефтяной совет одобрил международную кооперацию в нефтяном секторе, однако до настоящего момента программа привлечения иностранных инвестиций в отрасль находится в стадии рассмотрения парламентом страны. Иностранные инвестиции предполагается привлекать в форме так называемых операционных сервисных соглашений, которые, в отличие от соглашений о разделе продукции, позволяют правительству Кувейта полностью сохранять право собственности на нефтяные запасы, контролировать уровень добычи и управлять стратегией предприятия. Иностранным фирмам будут выплачивать премию с барреля добытой нефти, позволять восстанавливать капитал, а также предоставлять вознаграждение за открытие новых запасов. Иностранные инвесторы выступают в качестве поставщиков услуг.

Сейчас нефтяной сектор создает около половины ВВП страны, 90% экспортных поступлений и 75% дохода бюджета. В 2000 г. ВВП страны составил 29,3 млрд дол. В расчете на душу населения он равняется 15000 дол. Доходы госбюджета за этот же период -11,5 млрд дол.

Иран. Иранская конституция запрещает предоставление прав на нефть на основе концессии либо прямого акционерного участия. Однако в 1987 г. Закон о нефти разрешил заключение контрактов государственным компаниям с местными и иностранными юридическими лицами. Эти контракты должны заключаться в форме «byback» (эта форма схожа с операционными сервисными соглашениями в Кувейте). В соответствии с ними подрядчик финансирует все инвестиции. Иран предлагает подрядчику фиксированную норму прибыли (обычно 15-17%). По окончании срока действия контракта подрядчик передает деятельность на месторождении Национальной иранской нефтяной компании (N100.

Эта система имеет недостатки для обеих сторон (для государства и инвесторов): NIOC берет на себя весь риск снижения цен на нефть. Если цены снижаются, NIOC вынуждена продать больше углеводородов, чтобы выполнить свои обязательства перед подрядчиком. В то же время подрядные компании не имеют гарантий того, что им будет предоставлено право добычи на открытых ими месторождениях.

Тем не менее иностранные инвесторы ведут работы в Иране на этих условиях. В проектах участвуют TotalFinaElf, Petronas, Eni/Agip, Statoil.

В следующем номере будет обсуждаться опыт рентных отношений нефтедобывающей промышленности государств СНГ, а также возможности использования зарубежного опыта в России.

«ЭКО»-информ

Количество предприятий и развитие форм собственности в Новосибирской области

На 1 января 2006 г. в Статрегистре на территории Новосибирской области учтены 135,5 тыс. организаций (на 12% больше, чем на 01.01.2005 г.), из них 131,6 тыс. являются юридическими лицами, 3,9 тыс. - филиалами, представительствами и другими обособленными подразделениями юридических лиц.

Наибольшее число учтенных организаций осуществляли деятельность в сфере торговли и общественного питания (47%), операций с недвижимым имуществом (13%), обрабатывающих производств (10%) и строительства (7%).

Преобладающей формой собственности хозяйствующих субъектов, учтенных в Статрегистре, является частная (86% от общего числа). В числе организаций частной формы собственности на 1 января 2006 г. 87% составляют организации, учрежденные отдельными гражданами Российской Федерации, 5% - организации, учрежденные юридическими лицами.

Источник: данные Новосибирскстата, E-mail: oblstat@sibstat.gcom.ru

Уважаемые читатели!

В № 4, где началась публикация статьи, пропущена фамилия одного из авторов - Н. В. Ворониной. Редакция приносит свои извинения!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.