20 (206) - 2014
Налоги и налогообложение
УДК 336.2
анализ альтернативных механизмов изъятия природной ренты в нефтяной отрасли зарубежных стран
О.В. ПАВЛИНОВА,
ассистент кафедры систем налогообложения E-mail: olgapavlinova@yandex.ru Нижегородский государственный университет
им. Н.И. Лобачевского -Национальный исследовательский университет
В статье рассматриваются механизмы перераспределения природной ренты в ведущих нефтедобывающих странах, опыт которых указывает на многообразие подходов к изъятию природной ренты. Учитывая российскую специфику, можно предложить заимствование различных налоговых методов, основанных на доходности, применяемых в странах с развитой экономикой, или договорные методы, чаще применяемые в странах с развивающейся экономикой. Рассмотрена сравнительная характеристика моделей регулирования рентных отношений в основных нефтедобывающих странах.
Ключевые слова: нефтедобыча, зарубежные страны, опыт, налогообложение, государственное регулирование, соглашение о разделе продукции
Россия обладает богатейшими запасами полезных ископаемых: нефти, газа, угля, калийных солей, никеля, олова, золота, платины и др., что создает большие возможности для ее развития. Между тем, по мнению некоторых авторов, на России лежит так называемое «ресурсное проклятие». Ее природные богатства естественным образом формируют среду, в которой более эффективными становятся институты присвоения природной ренты, а не институты создания добавленной стоимости. Отсюда делается вывод, что если Россия не будет управлять своей
институциональной средой, она просто обречена на присваивающий характер хозяйствования [3]. Важную роль в управлении институциональной средой в нефтегазовом комплексе России играет формирование справедливых и эффективных механизмов изъятия и распределения природной ренты.
На виде деятельности «Добыча полезных ископаемых» в России лежит основная налоговая нагрузка, что свидетельствует о значительной доле природной ренты в государственных доходах (табл. 1).
В настоящее время налогообложение добывающей промышленности в России осуществляется двумя способами: на основании традиционной системы налогообложения и на основании соглашения о разделе продукции (СРП).
При применении традиционной системы налогообложения, добывающие предприятия уплачивают следующие налоги:
- налог на добычу полезных ископаемых;
- платежи за пользование природными ресурсами;
- плата за негативное воздействие на окружающую среду;
- земельный налог;
- водный налог;
- государственная пошлина;
- взносы во внебюджетные фонды;
Таблица 1
налоговая нагрузка по основным видам экономической деятельности в 2011 г. [12, 13]
вид деятельности Поступление налогов в консолидированный бюджет Рф, млрд руб. выручка от продажи товаров, работ, услуг, млрд руб. налоговая нагрузка, %
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 48,5 1 109,7 4,4
Добыча полезных ископаемых 2 748,0 8 058,9 34,1
Обрабатывающие производства 1 695,7 22 236,2 7,6
Производство и распределение электроэнер- 310,6 6 709,8 4,6
гии, газа и воды
Строительство 516,4 4 598,0 11,2
Торговля 1 003,7 24 507,7 4,1
Гостиницы и рестораны 65,4 286,0 22,9
Транспорт и связь 739,3 7 650,7 9,7
Финансовая деятельность 443,3 14 706,1 3,0
Всего... 9 733,6 95 008,7 10,2
- налог на добавленную стоимость;
- акциз;
- таможенная пошлина;
- налог на прибыль организаций.
Изъятие горной ренты происходит с помощью налога на добычу полезных ископаемых, платежей за пользование природными ресурсами, акциза, таможенной пошлины и налога на прибыль.
Другим методом налогообложения добывающих предприятий является применение специального налогового режима, т.е. соглашения о разделе продукции. Специальный налоговый режим применяется при выполнении соглашений, которые заключены в соответствии с Федеральным законом от 30.12.1995 N° 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», и предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, разделом произведенной продукции в соответствии с условиями соглашения.
Специальный налоговый режим не получил широкого распространения в России. В настоящее время на его основе происходит изъятие природной ренты по трем месторождениям: Сахалин-1, Саха-лин-2 и Харьягинское. По данным Министерства энергетики РФ, в 2011 г. в бюджет государства по СРП поступило 3 млрд долл., что составило лишь 1% доходов бюджета, в то время как применение традиционной системы налогообложения принесло 28% доходов [5].
Применяемые механизмы распределения ренты не лишены недостатков. Среди них можно выделить:
- ярко выраженный фискальный характер, при
котором отчисления взымаются с объемов до-
бычи, без дифференциации по геологическим и географическим условиям;
- отсутствие стимулирования вовлечения в разработку новых месторождений при нарастании степени истощения запасов углеводородного сырья;
- отсутствие поощрения добычи из малодебит-ных и низкорентабельных скважин.
Кроме того, действующая система налогообложения способствует перераспределению налогового бремени на конечного потребителя. Формирование эффективных механизмов перераспределения рентных доходов можно провести путем заимствования зарубежного опыта.
Для выбора стран, чей опыт мог бы быть интересен для России, проанализируем данные по добыче нефти в 2011 г. (табл. 2).
Анализ данных по добыче нефти в 2011 г. показывает, что 85% нефти в мире добывается двадцатью странами мира, в число которых входит и Россия, занимающая второе место среди ведущих стран.
Опыт нефтедобывающих стран указывает на многообразие механизмов изъятия рентных доходов. Все существующие методы можно разделить на налоговые и договорные, преимущественно в форме соглашения о разделе продукции.
Через систему платного недропользования реализуются экономические отношения между собственником природных ресурсов и пользователями. В зарубежных странах доходы от эксплуатации природных ресурсов в основном изымаются через налогообложение, ориентированное на изъятие ренты. Государства, богатые природными ресурсами, применяют такие налоги, как роялти, налог сувере-
Таблица 2
нефтедобыча ведущих стран мира в 2011 г. [11]
Место страна Добыча в год, т Доля, %
1 Саудовская Аравия 555 113 900 13,1
2 Россия 508 315 060 12,0
3 США 449 219 078 10,6
4 Иран 210 644 566 5,0
5 КНР 202 778 378 4,8
6 Канада 178 831 312 4,2
7 ОАЭ 153 689 382 3,6
8 Мексика 146 072 124 3,4
9 Кувейт 133 526 052 3,2
10 Ирак 131 335 468 3,1
11 Бразилия 131 086 538 3,1
12 Нигерия 125 709 650 3,0
13 Венесуэла 122 125 058 2,9
14 Норвегия 99 472 428 2,4
15 Алжир 93 846 610 2,2
16 Ангола 91 606 240 2,2
17 Казахстан 81 400 110 1,9
18 Катар 81 200 966 1,9
19 Великобритания 54 714 814 1,3
20 Азербайджан 49 138 782 1,1
Всего в мире 4 222 848 520 100
на, специальные налоги на прибыль добывающих компаний, дифференцированные рентные платежи, земельный налог и т.д. Доходы от эксплуатации природных ресурсов также могут перераспределяться на основе договоров о разделе продукции и другими способами.
Зарубежная практика показывает, что существуют два основных типа платежей. Во-первых, платежи за природные ресурсы, предназначенные для изъятия ренты, возникающей у пользователей природных ресурсов в процессе их эксплуатации. Во-вторых, платежи, направленные на администрирование природопользования. Такие платежи поступают в специальный фонд, предназначенный для улучшения качества соответствующих услуг.
Перераспределение ренты за рубежом, как правило, происходит прямым способом, непосредственно с природопользователей. Существуют также и косвенные налоги, с помощью которых изымается избыточный доход.
Основными налогами на природные ресурсы являются: плата за право пользования природными ресурсами (ренталз), бонусы, акцизы, роялти, специальные налоги на сверхдоходы. Арендная плата - это налог за право пользования природным ресурсом. Налог рассчитывается на единицу арендованной территории и стимулирует геолого-
разведочные и эксплуатационные работы, а также предотвращает сверхинтенсивную эксплуатацию природных ресурсов. Арендная плата устанавливается на номинальном уровне на первые годы эксплуатации природного ресурса, затем постепенно увеличивается, чтобы побудить арендатора развивать свое производство.
Бонусы являются разовыми платежами и выплачиваются при получении лицензии или при наступлении определенного события в процессе реализации проекта (бонус за открытие, за достижение суточной добычи нефти) [16].
Акциз на нефть чаще всего взимается с объема добычи по специфическим ставкам. В некоторых странах ставки могут быть адвалорными, но в этом случае акциз превращается в роялти. Главным его достоинством является простота администрирования. Помимо акцизов на нефть применяются акцизы на нефтепродукты как инструмент перераспределения ренты от производителей к потребителям. Акциз включается в цену товара и в значительной степени перекладывается на потребителей, поэтому является далеко не самым эффективным.
Роялти является самым распространенным налогом на нефтедобычу, он используется практически во всех странах. Роялти рассчитывается как процент валового дохода производителя и обеспечивает гарантированный доход государству вне зависимости от рентабельности проекта. Этот недостаток может быть устранен путем применения скользящей шкалы ставки налога. Большое значение имеет также относительная простота администрирования роялти.
Для изъятия сверхдоходов государства часто применяют в дополнение к налогу на прибыль специальные налоги с повышенными ставками и прогрессивный налог на прибыль. Такие инструменты позволяют использовать преимущества налога на прибыль, увеличивая прогрессивность налоговой системы. К таким налогам относятся налог Брауна (ВТ), налог на ресурсную ренту (ЯШ1) и налог на прибыль (1Т). Налог Брауна взымается при получении организацией положительного денежного потока. При наличии отрицательного денежного потока государство, являясь участником проекта, возмещает свою долю затрат. Налог на ресурсную ренту - это модифицированная версия ВТ, наиболее распространенная в странах с менее развитой экономикой. Вместо компенсации затрат в годы с отрицательными денежными потоками государство
предоставляет налогоплательщику возможность переноса убытков на будущие периоды. Отличием 1Т от ВТ и ИИТ является обложение непосредственно прибыли проекта, а не денежных потоков [14].
Кроме этого в международной практике используются и неналоговые методы изъятия доходов. Преимущественно это договор о разделе продукции. Соглашение о разделе продукции является модернизированным типом традиционной концессии -изначального соглашения между инвестором и принимающей страной - собственником недр. В настоящее время концессии остаются широко распространенным типом соглашений в мировой нефтедобывающей промышленности. В зависимости от политики государства, намеренного в большей или меньшей степени контролировать нефтедобывающую отрасль, страны применяют соглашения, в которых государство в крайней ситуации выступает в качестве монополиста либо полностью передает нефтедобычу в частную собственность. В чистом виде эти два варианта соглашений применяются крайне редко, как правило, страны используют их сочетание [16].
В настоящее время в налогообложении сырьевого сектора экономики широко применяются всевозможные сочетания перечисленных налогов и налоговых режимов. Можно отметить тенденцию к сокращению налогов, основанных на роялти, и к переходу на изъятие, основанное на полученном доходе или прибыли [15].
Рассмотрим опыт налогообложения добывающей промышленности на примере некоторых стран, входящих в двадцатку ведущих нефтедобывающих стран.
США. Главным инструментом государственного регулирования нефтяного бизнеса в США является гибкая налоговая политика. Сложность американской системы налогообложения нефтяных компаний состоит не в составе налогов, а в определении налоговой нагрузки, которая существенно меняется в зависимости от многих факторов (условия добычи, местное законодательство и т.п.). В США применяется несколько видов налогов. 1. Роялти, ставки которого составляют:
- при добыче на суше в зависимости от договора - 12,5-30%;
- при добыче вне суши, но на территории США - 18,75%;
- для выработанных месторождений - 12,5% от рыночной стоимости добытой нефти.
2. Налог на собственность, который практически не зависит от экономических результатов деятельности компании и устанавливается владельцем участка в зависимости от ценности земли, ее недр и стремления привлечь капитал для пополнения местного бюджета. Величина налога в разных районах изменяется от 0,1 до 1,5% стоимости основных фондов, что обусловливает невыгодность для компании иметь излишнюю собственность на участке с бедными недрами и затягивать работы по времени.
3. Подоходный налог на корпорации уплачивается при наличии положительной разницы между выручкой от реализации продукции и утвержденными затратами и вычетами. Его величина устанавливается штатами в пределах от 0 до 12% дохода компании.
Все эти налоги реализуются как сложная система с множеством скидок и льгот, направленная на стимулирование максимального извлечения запасов нефти [2].
Канада. В стране действует гибкая система налогообложения недропользования: регулируются ставки налогов, предоставляются «налоговые каникулы», применяется система скидок. Роялти изменяются в пределах 1-30% и зависят от цен на нефть, дебита скважин, качества нефти, типа месторождений, уровня издержек на добычу и транспорт, времени открытия месторождений. Такой механизм поощряет поиск и разведку новых месторождений и площадей, системно повышает эффективность нефтедобычи. Налоговая нагрузка нефтедобычи относительно высока. Налог на прибыль составляет 40,8-45,8%.
Для системы недропользования Канады характерны преобладание государственной собственности на минерально-сырьевые ресурсы, отсутствие прямого участия государства в коммерческих проектах, связанных с добычей минерально-сырьевых ресурсов. Предоставление недр в пользование основано на арендно-лицензионной системе [8].
Норвегия. Основой защиты интересов государства и общества в разделе природной ренты служит механизм прямого финансового участия государства. Государство выделяет лицензии, как правило, консорциумам компаний и определяет их доли в проектах. Назначается компания-оператор, которая отвечает за выполнение условий лицензии. Участники консорциума заключают между собой совместное операционное соглашение. Оно форми-
рует основу для организации деятельности на лицензируемой территории и определяет распределение доходов. Характерным моментом является то, что государство, помимо получения доходов от своей доли, осуществляет инвестиционную деятельность и несет операционные расходы в соответствии со своим процентом участия в проектах.
Предприятия нефтяной промышленности облагаются налогом, во-первых, как обычные компании (на прибыль корпорации), при этом ставка налога составляет 28%. Во-вторых, как нефтедобытчики, чья деятельность связана с эксплуатацией природной ренты и поэтому сверхприбыльна (специальным налогом помимо налога на прибыль корпораций), по ставке 50%. Использование специального налога не позволяет нефтяным компаниям направлять доход от добычи нефти на покрытие убытков от других видов деятельности. Законодательство предусматривает систему вычетов, общая сумма которых может достигать 50% налоговой базы [17].
Держатели лицензий на разработку месторождений вносят плату за использование территории по окончании периода геологоразведки. Ежегодная плата для большинства лицензий постепенно увеличивается с 7 000 до 70 000 норвежских крон за квадратный километр в течение десяти лет.
Нефтяные деньги в стране управляются государством. Пенсионный фонд Норвегии образован за счет отчислений части доходов государства от участия в нефтегазовых проектах.
Великобритания. В стране применяется налог на доходы от добычи нефти и газа в размере 10%, дополняющий 30%-ный налог на прибыль корпораций. Также используется специальный налог, который уплачивается с прибыли от добычи углеводородов. При исчислении специального налога не допускается его понижение за счет убытков от других видов деятельности, но возможно получение скидки в части затрат на разведку. На первоначальном этапе освоения месторождения специальным налогом не облагается часть прибыли, соответствующая 15% рентабельности.
Кроме упомянутых налогов, нефтегазовые компании уплачивают:
- роялти в размере 12,5% валовой стоимости нефти и газа, добытых на лицензионной территории, за исключением затрат, связанных с транспортировкой, очисткой и первичным хранением нефти и газа. В настоящее время роялти отменены для всех месторождений,
разработка которых одобрена после 1 апреля 1982 г. Отмена роялти связана с переходом к налогообложению на базе прибыли;
- налог на нефтяные доходы - специальный налог на месторождение, который призван изымать сверхприбыль от добычи нефти и газа. Данный налог не взимается с месторождений, разработка которых одобрена после 16 марта 1993 г.;
- ренталс - ежегодный сбор с держателя лицензии. Он взимается по прогрессивной шкале с квадратного километра лицензионной территории. Ренталс имеют две цели. Во-первых, они побуждают лицензиата возвращать территории, которые он не хочет эксплуатировать, во-вторых, заставляют концентрировать усилия на разработке только продуктивных участков [7]. Венесуэла. Нефтяная промышленность Венесуэлы находится под полным государственным контролем. Национальная нефтяная компания обеспечивает около половины доходов правительства. С 2005 г. был повышен налог на добычу для иностранных фирм с 16,6% до 30%, а в 2007 г. были национализированы все частные нефтяные компании. С 2009 г. предусматривается, что в случае, когда добыча нефти экономически нерентабельна, ставка сокращается до 20%. В остальных случаях она может доходить до 33,3% от стоимости добытой сырой нефти.
В связи с ростом мировых цен на нефть в 2008 г. парламент принял закон о введении специального налога на сверхприбыль. Согласно этому закону при стоимости нефти от 70 до 100 долл./барр. отчисления составляют 50%, а если стоимость нефти превышает 100 долл./барр., то налог повышается до 60%.
Доходы от нефтегазового сектора экономики перераспределяются на социальные цели и практически не направляются на развитие нефтегазовой сферы [9].
Саудовская Аравия. Нефтяная отрасль Саудовской Аравии находится под жестким контролем государства. Монополия на добычу нефти в стране принадлежит государственной компании. Иностранные компании могут лишь выполнять сервисные контракты. Налогообложение нефтегазового сектора Саудовской Аравии основывается на налоге на прибыль корпорации и системе договоров концессии. Ставка налога на прибыль нефтяных компаний составляет 85%, в то время как для остальных компаний ставка налога на прибыль - 20%.
Ставка роялти определяется в каждом конкретном договоре концессии.
Поступления от нефтяного сектора направляются на поддержание уровня жизни населения и национальных интересов [10].
Иран. Конституция Ирана запрещает предоставление прав на нефть в форме концессии или прямого акционерного участия. Согласно законодательству финансирование всех инвестиций осуществляет подрядчик. Государство обязуется обеспечить подрядчику фиксированную норму прибыли, которая обычно составляет 15-17%.
Кувейт. Участие иностранного капитала в нефтяной промышленности ограничено строительством технических объектов в соответствии с разовыми контрактами. Конституцией запрещены концессии, которые предоставляют права на природные ресурсы иностранным субъектам. Иностранные инвестиции привлекаются на основе операционных сервисных соглашений, которые, в отличие от соглашений о разделе продукции, позволяют сохранять правительству право собственности на нефтяные запасы и контролировать добычу нефти. Иностранным фирмам выплачивают премию с барреля добытой нефти, позволяя компенсировать затраты, а также выплачиваются вознаграждения за открытие новых запасов.
Доходы от нефти направляются на развитие социальной сферы и создание резервного фонда будущих поколений [1].
Нигерия. В стране используются совместные операционные соглашения и соглашения о разделе продукции. Согласно совместным операционным соглашениям партнеры делят затраты на добычу нефти в соответствии с акционерными долями. Около 95% нефти в стране добывается в соответствии с такими соглашениями. Доля национальной компании в совместных проектах составляет 55-60%.
Отношения недропользования в Нигерии основаны на различных формах. Лицензионные договоры предусматривают уплату налога на нефтяные доходы и роялти, которые дополняются соглашениями о разделе продукции в соответствии с акционерными долями. В сервисных соглашениях применяется правило о гарантированном минимуме прибыли в размере 2,30 долл./барр. и получении бонусов за открытие запасов. Другой тип отношений практикуется в случае, когда месторождения расположены в труднодоступных районах страны. Контрактор несет расходы по разведке и добыче.
Если запасы нефти не обнаружены, государство не компенсирует расходы, связанные с разведкой. В случае обнаружения месторождения первая часть добытой продукции используется для уплаты налогов, роялти и концессионных платежей правительству. Вторая часть продукции представляет собой нефть, предназначенную для возмещения контрактору капитальных инвестиций и операционных расходов в пределах определенных лимитов. Остаток продукции делится между контрактором и национальной компанией. По каждому проекту заключается соглашение, в котором фиксируются индивидуальные условия раздела продукции и налогообложения [9].
Египет. В Египте существуют соглашения о разделе продукции, которые заключаются между государственной нефтяной компанией и зарубежными нефтяными компаниями-контракторами, которые обязуются обеспечить финансирование на стадии разведки. Государство компенсирует контрактору сумму инвестиций при обнаружении рентабельных запасов нефти и предоставляет месторождение в аренду сроком на 20-30 лет. Далее создается инвестиционная компания, которая принадлежит в равных долях двум сторонам. Срок действия соглашения не может превышать 35 лет. Определенную долю добываемой нефти, равную 10%, государственная нефтяная компания из своей доли поставляет в натуральной или денежной форме правительству Египта. В свою очередь контрактор платит налог на прибыль корпораций в размере 40,55%.
Индонезия. В Индонезии правительство играет главную роль в процессах недропользования. Государственная нефтегазовая компания сотрудничает с иностранными компаниями на условиях соглашения о разделе продукции. Контракторы уплачивают бонус, свидетельствующий о серьезности намерений контрактора при подписании соглашения. Контракторы уплачивают только налог на прибыль. Раздел прибыли в пользу правительства устанавливается в соотношении 85 к 15 от чистой прибыли нефтяных компаний и 70 к 30 от прибыли газодобывающих предприятий. Общее время действия соглашения - 30 лет. В настоящее время государство предпочитает получать свою долю в денежной форме. Государственная нефтяная компания может нанять подрядчика для разработки месторождения нефти [1].
Бразилия. В сфере нефтедобычи налоговое законодательство предусматривает уплату налога с
прибыли предприятия. Налог на прибыль взымается со всех предприятий по ставке 24%, а с компаний, чья прибыль превышает 240 тыс. реалов в год, - по ставке 34%.
Кроме того, все предприятия отрасли заключают с государством один из двух типов договора: соглашение о разделе продукции или договор концессии. Остальные платежи в бюджет, такие как подписной бонус, роялти, процентные отчисления за участие в договоре концессии, плата за аренду земли, отчисления от стоимости добытой нефти, исчисляются по-разному в зависимости от вида договора с государством.
В рамках договора концессии аукцион выигрывает компания, предложившая государству наибольший подписной бонус, т.е. единовременный платеж, которой должен быть не менее цены, установленной Национальным нефтяным агентством.
По соглашению о разделе продукции аукцион выигрывает та компания, которая предложит наибольшее количество нефти государству.
Компании также платят роялти. Если они участвуют в договоре концессии, то ставка составляет 5-10% от стоимости добытой нефти. Если они участвуют в СРП, то ставка зависит от количества нефти, которое компания, выигравшая аукцион, обязалась поставлять государству.
Только участники договора концессии отчисляют проценты за участие и платят за аренду земли. Процентные отчисления за участие составляют 10-40% выручки от основной деятельности, уменьшенной на налоги, расходы на разведку, амортизацию и операционные расходы. Плата за аренду исчисляется по прогрессивным ставкам от 10 до 5 000 реалов за км2.
Основная часть налогов поступает в бюджеты территорий, где находятся месторождения [10].
Азербайджан. Нефтяная и газовая отрасли Азербайджана находятся под контролем государственной нефтяной компании. В целях социально-экономического развития страны в Азербайджане создан Государственный нефтяной фонд. Его средства формируются за счет:
- доходов, получаемых от продажи сырой нефти и газа;
- бонусных выплат;
- поакровых выплат;
- арендной платы за использование государственного имущества по договорам, заключенным с иностранными компаниями.
В Азербайджане раздел природной ренты между государством и частным бизнесом происходит на основе соглашений о разделе продукции. Нефть, добываемая на старых месторождениях, делится на две части - нефть местного рынка и нефть мирового рынка. Пропорция раздела зависит от условий добычи на данном месторождении и от динамики добычи нефти за последние несколько лет. Нефть местного рынка подлежит обязательной продаже государству по текущим внутренним ценам и за местную валюту. Нефть мирового рынка может быть реализована на экспорт. Выручка от ее продажи должна идти на погашение затрат операционной компании и распределяться в виде прибыли между партнерами.
В случае разработки новых месторождений общий объем добычи не делится на нефть местного и мирового рынков. Добываемая нефть используется для покрытия капитальных и эксплуатационных затрат операционной компании. Оставшаяся часть нефти распределяется между государством и участниками проекта в пропорции 50/50 в начальный период действия контракта. К окончанию срока действия проекта пропорция раздела может достигать 90/10 в пользу государства [4].
Казахстан. В Казахстане для получения природной ренты государство использует контракты, заключаемые с частными предприятиями, согласно которым контрактор за свой счет осуществляет разведывательные работы.
Если разведка не выявила рентабельных запасов полезных ископаемых, эти средства недропользователю не возмещаются. Одним из способов изъятия природной ренты государством является его первоочередное право на приобретение у контрактора добытых полезных ископаемых по льготным ценам.
Добывающая компания в ходе своей деятельности уплачивает адвалорные платежи, основанные на объеме добычи и справочных ценах, величина которых регулируется в зависимости от качества добываемых ресурсов и затрат. Компания также уплачивает налог на прибыль корпораций, который составляет 30%. Кроме того, в Казахстане существует специальный налог на сверхдоходы от добычи нефти, рассчитываемый на основе внутренней нормы рентабельности.
В 2001 г. был создан Национальный фонд Республики Казахстан, в который поступают налоги, уплачиваемые нефтяными компаниями [6].
Таблица 3
сравнительная характеристика механизмов изъятия природной ренты
Механизм изъятия страна особенности общие черты
Налоговый США Гибкая налоговая система Развитая экономика. Регулирование недропользования законодательством
Канада Отсутствие прямого участия государства
Норвегия Прямое финансовое участие государства
Великобритания Дополнительный налог на доход
Венесуэла Национальная нефтяная компания страны
Неналоговый Саудовская Аравия Сервисные контракты Развивающаяся экономика. Регулирование недропользования путем переговоров
Иран Фиксированная норма прибыли
Кувейт Запрет концессий
Нигерия Отсутствие налога на прибыль
Египет Создание совместной компании
Индонезия Изменение пропорций в СРП
Бразилия Два вида соглашений
Азербайджан Изменение пропорций в СРП
Казахстан Налог на сверхдоходы
Анализ зарубежного опыта налогообложения нефтедобывающей отрасли позволяет сгруппировать страны в соответствии с механизмом изъятия природной ренты (табл. 3).
Приведенные подходы (см. табл. 3) могут быть полезны для дальнейшего совершенствования системы недропользования в России. К их числу можно отнести:
- жесткое государственное регулирование нефтедобывающего сектора в национальных интересах;
- отношение к невозобновляемым ресурсам как принадлежащим не только нынешнему, но и будущим поколениям;
- распространение национального налогового законодательства на все существующие в стране субъекты экономической деятельности;
- использование нефтяных доходов для инвестирования в национальную экономику;
- налогообложение в соответствии с уровнем налоговой нагрузки.
Для разработки эффективной системы налогообложения рентных доходов, по мнению автора, необходимо:
- стимулировать малый и средний нефтяной бизнес;
- создать налоговые преференции по освоению труднодоступных месторождений;
- дифференцировать налог на добычу полезных ископаемых;
- разработать специальный налоговый режим для создания гибкой системы налогообложения;
- перейти в будущем от налогообложения объема добытой нефти к налогообложению финансовых результатов деятельности;
- устранить возможность переложения налогового бремени на конечного потребителя,
закрепив его отнесение не на себестоимость, а
на финансовые результаты.
Список литературы
1. Байкова Э.Р. Опыт изъятия и распределения ренты в зарубежных странах // Проблемы современной экономики. 2010. № 3. C. 70-74.
2. Гончаренко И.А. Налоги в США для юридических и физических лиц. URL: http://arttechnologies. ucoz.ru/publ/ssha/o_strane/nalogi_v_ssha_dlja_ juridicheskikh_i_fizicheskikh_lic/187-1-0-729.
3. Малкина М.Ю. К вопросу о «ресурсном проклятии», присваивающем характере хозяйствования и инновационном потенциале российской экономики // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 15. С. 18-28.
4. Министерство по налогам Азербайджанской Республики. http://www.taxes.gov.az/index.php.
5. Министерство энергетики РФ. http:// minenergo.gov.ru.
6. Налоговый комитет Министерства финансов Республики Казахстан. http://www.salyk.gov.kz/ru/ Pages/default.aspx.
7. Нашгообложение компаний Великобритании. URL: http://www.fbs-offshore.com/nalogooblozhenie-kompanij-v-velikobr.
8. Павленко В.И., СелюковЮ.Г. Регулирование сферы недропользования в приарктических странах (США, Канаде, Норвегии) // Арктика: экология и экономика. 2013. № 3. С. 50-57.
9. Разумнова Л. Роль государства в распределении ренты добывающих отраслей: опыт развиваю-
щихся стран // Мировая экономика и международные отношения. 2008. № 1. С. 22-33.
10. Специальные системы налогообложения малого бизнеса в нефтегазовой отрасли. URL: http://bbcont.ru/business/specialnye-sistema-nalogooblazheniya-malogo-biznesa-v-neftegazovoi-otrasli.html.
11. Список стран по добыче нефти. URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/%.
12. Федеральная налоговая служба. http://www. nalog.ru/.
13. Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/.
14. Carol Nakhle. Petroleum Taxation: Sharing the oil wealth: a study of petroleum taxation yesterday, today and tomorrow // Routledge Taylor@Francis Group. 2008. C. 247.
15. James L. Smith. Modeling the Impact of Taxes on Petroleum Exploration and Development // International Monetary Fund. 2012. C. 43.
16. Philip Daniel, Michael Keen, Charles McPherson. The taxation of petroleum and minerals: principles, problems and practice // International Monetary Fund. 2010. C. 445.
17. The Resource Rent and Taxation: Long Semmingsen, Tax Policy Department Norwegian Ministry of Finance. 09 April, 2006.
Taxes and taxation
analysis of the alternative methods for the resource rent
EXTRACTIoN IN THE FoREIGN CouNTRIEs oIL INDusTRY
ol'ga v. PAvLINovA
Abstract
The article considers the mechanisms of the resource rent redistribution in the leading oil-producing countries, which experience indicates the variety of approaches to the resource rent extraction. Taking into consideration the Russian specifics, it is possible to adopt various tax methods based on profitability applied in the developed countries, or contractual methods extensively adopted by the countries of emerging economies. The author also considers the comparative characteristics of the regulation models of the resource rent relations in the main oil-producing countries.
Keywords: oil production, foreign countries, experience, taxation, state regulation, production sharing agreement
References
1. Baikova E.R. Opyt iz"iatiia i raspredeleniia renty v zarubezhnykh stranakh [Experience of resource rent distribution in the foreign countries]. Problemy sovremennoi ekonomiki - Problems of modern economy, 2010, no. 3, pp. 70-74.
2. Goncharenko I.A. Nalogi v SShA dlia iuridicheskikh i fizicheskikh lits [USA taxes for the legal entities and natural persons]. Available at: http:// arttechnologies.ucoz.ru/publ/ssha/o_strane/nalogi_v_
ssha_dljajuridicheskikh_i_fizicheskikh_lic/187-1-0-729.
3. Malkina M.Iu. K voprosu o "resursnom prokliatii", prisvaivaiushchem kharaktere khoziaistvovaniia i innovatsionnom potentsiale rossiiskoi ekonomiki [Revisiting the role of "a resource curse", appropriating nature of economy management and an innovation potential of the Russian economy]. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost'- National interests: priorities and security, 2010, no. 15, pp. 18-28.
4. Ministry for taxes of the Azerbaijan Republic. Available at: http://www.taxes.gov.az/index.php. (In Russ.)
5. Ministry of Energy of the Russian Federation. Available at: http://minenergo.gov.ru. (In Russ.)
6. Tax committee of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan. Available at: http://www.salyk. gov.kz/ru/Pages/default.aspx. (In Russ.)
7. Nalogooblozhenie kompanii Velikobritanii [Taxation of the Great Britain companies]. Available at: http://www.fbs-offshore.com/nalogooblozhenie-kompanij-v-velikobr. (In Russ.)
8. Pavlenko V.I., Seliukov Iu.G. Regulirovanie sfery nedropol'zovaniia v priarkticheskikh stranakh (SShA, Kanade, Norvegii) [Regulation ofthe subsurface resources management in the Arctic nations - the USA, Canada, Norway]. Arktika: ekologiia i ekonomika -
Arctic Regions: ecology and economy, 2013, no. 3, pp. 50-57.
9. Razumnova L. Rol' gosudarstva v raspredelenii renty dobyvaiushchikh otraslei: opyt razvivaiushchikhsia stran [The role of the state in the resource rent distribution in extractive sector: experience gained by the developing countries]. Mirovaia ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniia - World economy and international relations, 2008, no. 1, pp. 22-33.
10. Spetsial'nye sistemy nalogooblozheniia malogo biznesa v neftegazovoi otrasli [Special systems of small business taxation for the oil and gas sector.]. Available at: http://bbcont.ru/business/specialnye-sistema-nalogooblazheniya-malogo-biznesa-v-neftegazovoi-otrasli.html .
11. Spisok stran po dobyche nefti [The list of the oil producing countries]. Available at: http://ru.wikipedia. org/wiki/% .
12. Federal Service for Taxes. Available at: http:// www.nalog.ru/. (In Russ.)
13. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/. (In Russ.)
14. Carol Nakhle. Petroleum Taxation: Sharing the oil wealth: a study of petroleum taxation yesterday, today and tomorrow. Routledge Taylor@Francis Group, 2008, pp. 247.
15. James L. Smith. Modeling the Impact of Taxes on Petroleum Exploration and Development. International Monetary Fund, 2012, p. 43.
16. Philip Daniel, Michael Keen, Charles McPherson. The taxation of petroleum and minerals: principles, problems and practice. International Monetary Fund, 2010, p. 445.
17. The Resource Rent and Taxation: Long Semmingsen. Tax Policy Department, Norwegian Ministry of Finance, 09 April, 2006.
ol'ga v. PAvLINovA
Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod -National Research University, Nizhny Novgorod, Russian Federation olgapavlinova@yandex.ru