Научная статья на тему 'РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ВНУТРИ ЕДИНОГО НАЛОГОВОГО СЧЕТА'

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ВНУТРИ ЕДИНОГО НАЛОГОВОГО СЧЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
34
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ СЧЕТ / ЕНС / ЕДИНЫЙ НАЛОГОВЫЙ ПЛАТЕЖ / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ВНУТРИ ЕДИНОГО НАЛОГОВОГО СЧЕТА / ИНСТИТУТ ЕДИНОГО НАЛОГОВОГО СЧЕТА / НОВАЯ СИСТЕМА УПЛАТЫ НАЛОГОВ В БЮДЖЕТНУЮ СИСТЕМУ / САЛЬДО ЕДИНОГО НАЛОГОВОГО СЧЕТА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ В ЕНС

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зверева Татьяна Владимировна

В статье рассмотрены проблемы, связанные с введением в действие таких институтов, как единый налоговый счет и единый налоговый платеж. Такие новации повлекли за собой необходимость изменений и дополнений понятийного аппарата в первой части Налогового кодекса Российской Федерации, и существенные изменения процедуры уплаты налогов и сборов. Автором представлены позиции по этому вопросу налоговой службы и налогоплательщиков. Выявлены спорные моменты, возникающие при применении нового порядка уплаты налогов и исчисления пени. Сделан вывод о положительной роли этих инструмента в развитии налоговой системы России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF DISTRIBUTION OF PAYMENTS OF A SINGLE TAX ACCOUNT

The article discusses the problems related to the introduction of institutions such as a single tax account and a single tax payment. Such innovations have entailed the need for changes and additions to the conceptual apparatus in the first part of the Tax Code of the Russian Federation, and significant changes in the procedure for paying taxes and fees. The author presented positions on this issue of the tax service and taxpayers. The controversial issues that arise when applying a new procedure for paying taxes and calculation of penalties were revealed. The conclusion was made about the positive role of these tools in the development of the tax system of Russia.

Текст научной работы на тему «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕЙ ВНУТРИ ЕДИНОГО НАЛОГОВОГО СЧЕТА»

 DOI: 10.24412/2072-4098-2023-3258-100-110 Распределение платежей внутри единого налогового счета

Т.В. Зверева профессор Департамента налогов и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доцент, доктор социологических наук (г. Москва)

Татьяна Владимировна Зверева, tatzvevlad@mail.ru

Министерство финансов Российской Федерации в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов (внесены в Государственную Думу как приложение к проекту федерального закона «О Федеральном бюджете») указало, что «в целом в налоговой политике акцент сохранится на повышение эффективности стимулирующей функции налоговой системы и улучшении качества администрирования с сопутствующим облегчением административной нагрузки на налогоплательщиков и повышением собираемости налогов. Продолжится создание справедливых конкурентных условий и улучшение условий ведения бизнеса за счет улучшения администрирования доходов и внедрения новых информационных технологий. В этих целях предлагается ряд мер по совершенствованию налогового администрирования, в том числе: внедрение института единого налогового счета, предусматривающего консолидацию всех обязанностей налогоплательщика по уплате обязательных платежей едином сальдо расчетов с бюджетами» [1].

Руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Вячеславович Егоров в своих публичных выступлениях неоднократно подчеркивал, что определяет главную миссию налоговой службы как обеспечение комфортных условий зачисления налоговых платежей в бюджет. Комфорт должен быть доведен до такого состояния, чтобы процесс налогового администрирования

стал совершенно незаметным для налогоплательщика (см. [2]). Принятие нового Федерального закона от 29 ноября 2021 года № 379-Ф3 [3] о дополнении Налогового кодекса статьей 45.2, которая вводит в действие использование единого налогового счета индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами. Актуальность решения этой задачи обусловлена назревшей необходимостью совершенствования налогового администрирования платежей в бюджет, сокращения издержек субъектов налоговых отношений по осуществлению платежей в бюджет и контроля над ними.

В настоящее время каждый налог, пеня или штраф уплачивается налогоплательщиком отдельными платежными документами. Дифференциация налогов осуществляется не только по наименованию, необходимо правильно указать двадцатизначный код бюджетной классификации (далее также -КБК), что часто приводит к ошибкам, необходимости уточнения платежей и проведения зачетов. Несвоевременное зачисление денежных средств по назначению приводит к необходимости уплаты пеней. Наличие у налогоплательщика мизерной недоимки по одному налогу (даже при имеющейся переплате по-другому) лишает его возможности получения положительной справки об отсутствии задолженности, которая требуется для участия в тендере, заключения договора, получения лицензии и т. п.

Начиная с 2019 года Федеральной налоговой службой (далее также - ФНС) рассматривался вопрос о возможности при-

менения особой формы учета налоговых платежей, при которой исполнение налоговых обязанностей будет осуществляться при помощи единого налогового счета (далее также - ЕНС) и единого налогового платежа. Институт единого налогового счета используется физическими лицами с 2019 года - это добровольное перечисление физическим лицом в бюджетную систему Российской Федерации одним платежом налоговой обязанности по налогу на имущество физических лиц, транспортному и земельному налогам. На счет Федерального казначейства зачисляется единая сумма, а далее налоговая служба самостоятельно зачитывает платеж по имеющимся обязательствам налогоплательщика. Важная особенность предложенной инновации заключается в том, что внести единый налоговой платеж за налогоплательщика может другое лицо, например супруг или иное лицо.

С 1 июля и до конца 2022 года проводился эксперимент по введению единого налогового счета для бизнеса. Организации и индивидуальные предприниматели получили возможность в добровольном порядке уплачивать налоги, пени, штрафы, страховые взносы при помощи одного платежного поручения. Таким образом, бизнесу была предоставлена возможность самостоятельно протестировать предлагаемые изменения. Чтобы перейти на единый налоговый счет, в рамках эксперимента необходимо было, во-первых, провести сверку расчетов с бюджетом, устранить все имеющиеся разногласия, оформить акт сверки, во-вторых, подать в налоговый орган по месту нахождения организации заявление о переходе на единый налоговый счет. После этого налоговая служба предоставит налогоплательщику реквизиты счета в Федеральном казначействе, на который будет перечисляться единый налоговый платеж (см. [4]). В течение времени проведения эксперимента налогоплательщики осуществляли единый налоговый платеж либо единой суммой, равной налоговым обязательствам, либо

объединяли в одно платежное поручение, например, федеральные налоги, затем региональные и местные и т. д. Важно, чтобы к моменту наступления срока уплаты налога не возникла недоимка. Эксперимент позволил выявить и устранить проблемные вопросы и узкие места нового способа уплаты налогов (подробнее см. [5]), после чего было принято решение, что с 1 января 2023 года в связи со внесением поправок в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ, Налоговый кодекс) применение единого налогового счета станет обязательным для всех налогоплательщиков.

Внедрение ЕНС потребовало внесения изменений и дополнений в понятийный аппарат первой части НК РФ. В новой редакция Налогового кодекса, введенной Федеральным законом от 14 июля 2022 года № 263-Ф3 [6], установлен переход к новой системе уплаты налогов в бюджетную систему России (эти изменения вступили в силу с 1 января 2023 года), статья 11 дополнена такими понятиями, как «совокупная обязанность» и «задолженность по уплате налогов, сборов и страховых взносов». Также была введена новая статья 11.3, посвященная непосредственно единому налоговому платежу и единому налоговому счету. Кроме того, изменился порядок осуществления зачета, возврата, а также взыскания задолженности с налогоплательщика. Часть вторая НК РФ претерпела изменения, касающиеся сроков уплаты налогов, а также сроков представления налоговой отчетности. Изменения коснулись прав и обязанностей налогоплательщиков. Поправки были введены в следующие статьи:

• статья 45 «Исполнение обязанностей по уплате налога, сбора, страховых взносов»;

• статья 46 «Взыскание задолженности за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов) -организации, индивидуального предпринимателя или налогового аген-

та - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств»;

• статья 47 «Взыскания задолженности за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента плательщика сбора, плательщика страховых взносов) - организации и индивидуального предпринимателя»;

• статья 48 «Взыскания задолженности за счет имущество налогоплательщика (плательщика сборов) - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

• статья 59 «Признание задолженности безнадежной к взысканию и ее списаний»;

• статья 60 «Обязанности банков по исполнению поручений на перечисление налогов, сборов, страховых взносов»;

• статья 61 «Общие условия предоставления отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита»;

• статья 62 «Обстоятельства, исключающие предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налога и (или) сбора, инвестиционного налогового кредита»;

• статья 63 «Органы, уполномоченные принимать решения о предоставлении отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита»;

• статья 64 «Порядок и условия предоставления отсрочки или рассрочки»;

• статья 69 «Требование оп уплате задолженности»;

• статья 70 «Сроки направление требования об уплате задолженности»;

• статья 75 «Пеня»;

• статья 76 «Приостановлении операций по счетам в банках, а также переводов электронных денежных средств организаций и индивидуальных предпринимателей»;

• статья 77 «Арест имущества»;

• статья 78 «Зачет сумм денежных средств, формирующих положитель-

ное сальдо единого налогового счета»;

• статья 79 «Возврат денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета».

Также внесены изменения в некоторые положения части второй Налогового кодекса, касающиеся сроков уплаты налогов и подачи отчетности по налогам, страховых взносов, порядка возмещения налога на добавленную стоимость.

Единый налоговый счет - это счет налогоплательщика, открытый на уровне Федерального казначейства для добровольного зачисления денежных средств в целях исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Денежные средства перечисляются при помощи единого налогового платежа. Следовательно, множество лицевых счетов по разным налогам преобразуются в один сводный счет, по которому составляется баланс расчетов с бюджетом. Таким образом, ситуация, при которой у налогоплательщика одновременно будет недоимка по налогу при наличии переплаты по одному или нескольким другим налогам, становится невозможной.

С понятием «единый налоговый счет» неразрывно связано понятие «сальдо единого налогового счета». Сальдо единого налогового счета - это разница между перечисленными денежными средствами для исполнения налоговых обязательств и совокупной обязанностью. Сальдо может быть положительным, отрицательным или нулевым, если денежное выражение совокупной обязанности равняется перечисленным денежным средствам. Другими словами, речь идет либо о наличии переплаты у налогоплательщика (положительное сальдо), либо о наличии задолженности у налогоплательщика (отрицательное сальдо). Если сальдо положительное или равно нулю, то налогоплательщик считается исполнившим свою обязанность перед бюджетом.

Кроме того, введение института единого налогового платежа позволяет избежать ошибок, возникающих из-за неверного за-

полнения кодов бюджетной классификации и показателей территорий по Общероссийскому классификатору территорий муниципальных образований (ОКТМО), что ранее приводило к образованию долга при наличии уплаты по неверным реквизитам. Справедливо ожидается, что после введения единого налогового счета налогоплательщики будут платить меньше пеней. По мнению руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Вячеславовича Егорова, «единый налоговый счет позволит бизнесу уплачивать налоги всего по двум реквизитам, а не думать, в какую «ячейку бюджета» положить тот или иной платеж. Ежегодно из-за ошибок, совершаемых налогоплательщиками при заполнении платежных поручений, образуется до тридцати миллионов невыясненных платежей» [7]. Это создавало необходимость производить зачеты, осуществлять поиск платежей, платить пени за просрочку уплаты налога, все это приводит к временным и финансовым затратам налогоплательщика. «Теперь у нас один платеж, один счет, и по сути вся эта система превращается в один банковский счет для компании» [7]. А налоговая служба как клиринговый центр сама распределяет платежи по нужным направлениям в соответствии с заявленными правилами [8].

Единый налоговый платеж будет способствовать оптимизации налогового администрирования. Для уплаты налогов потребуется только указать индикационный номер налогоплательщика (далее - ИНН) и сумму, всего два параметра, при заполнении которых трудно ошибиться, причем единственным изменяемым параметром будет только подлежащая уплате сумма.

Новый порядок исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налогов предполагает следующую процедуру. На первом этапе налогоплательщик должен будет определить общую сумму налогов, подлежащих уплате, то есть установлен один срок для уплаты налогов. Затем необходимо перечислить денежные средства в бюджет при помощи одного платежного пору-

чения. Стоит отметить, что новая редакция Налогового кодекса не запрещает налогоплательщику уплачивать налоги в сумме большей, чем текущие обязательства. Если же налогоплательщик посчитаете нужным перечислить единым налоговым платежом больше, чем того требуют текущие платежи, то никаких санкций применено не будет. Далее платеж поступает в казначейство, и с ним начнут работать налоговые органы. В их задачу будет входить распределение суммы поступившего единого налогового платежа. Распределение единого налогового платежа будет осуществляться строго в определенном порядке:

1) недоимки;

2) начисленные налоги, авансовые платежи, платежи по страховым взносам, подлежащие уплате сборы;

3) пени, штрафы.

Налогоплательщик не сможет повлиять на распределение платежа. Налоговые органы тоже не смогут самостоятельно решать, как распределить платеж. Перечисление единого налогового платежа для исполнения своих обязанностей налогоплательщиком будет осуществляться в отношении практически всех налогов, сборов, взносов, за исключением:

• налога на профессиональный доход;

• сбора за пользование объектами животного мира;

• сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов.

По новым правилам исполнение обязанности по указанным платежам может осуществляться как при помощи единого налогового платежа, так и при помощи отдельных платежей, то есть налогоплательщик имеет право выбора. В то же время запрещено использовать единый налоговый платеж иностранным гражданам, работающим по патенту, и при оплате государственной пошлины. Новый порядок уплаты налогов единым налоговым платежом не будет распространяться на страховые взносы на травматизм. Это связано с тем, что указанный взнос регламентируется не Налоговым

кодексом, а отраслевым законодательством, которое не претерпело каких-либо изменений в связи с изменениями в налоговом законодательстве, соответственно, страховые взносы на травматизм продолжают уплачиваться в общем привычном порядке, то есть отдельным платежным поручением.

В случае если осуществление налоговых платежей предшествует подаче декларации или расчету, то у налогоплательщика появляется обязанность представить в налоговую инспекцию уведомление об исчисленных суммах. Уведомление можно подавать в электронном виде с применением электронной подписи либо через личный кабинет налогоплательщика. Также в личном кабинете налогоплательщика можно в режиме реального времени увидеть сальдо по совокупным обязательствам. Кроме этого, налоговые органы обязаны предоставлять по запросу плательщика справку о том, какое сальдо числится на единый налоговый счет на определенную дату.

ЕНС представляет собой сервис, упрощающий процедуру взаимодействия налогоплательщика с бюджетной системой. Руководитель Федеральной налоговой службы Даниил Вячеславович Егоров не раз подчеркивал, что сегодня Федеральная налоговая служба в первую очередь выполняет сервисные функции, в основе которых лежит принцип клиентоориентированности (см. [9]). Введение единого налогового счета направлено на усовершенствование процесса исполнения налоговых обязательств. ЕНС позволит упростить процедуру внесения налоговых платежей для налогоплательщиков и снизит административные издержки налоговых органов, обусловленные исправлением ошибок налогоплательщиков в неправильно заполненных платежных документах.

Внедрение единого налогового счета соответствует миссии ФНС России - обеспечение высокого качества услуг и комфортных условий уплаты налогов при эффективном противодействии схемам не-

законного уклонения от уплаты налогов для обеспечения справедливых и равных для всех условий ведения бизнеса (подробнее см. [10]). Единый налоговый счет позволит повысить прозрачность взаимодействия налоговых органов и налогоплательщиков.

В соответствии со стратегической картой ФНС России на 2021-2023 годы [10] внедрение института единого налогового счета направлено на решении задачи по снижению издержек государственного управления. Это объясняется тем, что в результате ошибок при заполнении платежных документов образуются невыявленные поступления. Налоговым органом самостоятельно принимаются решения об уточнении таких платежных документов. Но до момента уточнения наличие невыясненных платежей влечет несвоевременное зачисление денежных средств в бюджеты разных уровней, а также некорректное отражение сведений о текущем состоянии расчетов с бюджетом налогоплательщиков.

К преимуществам ЕНС следует отнести следующее:

1) максимально упрощается порядок исполнения налогоплательщиками своих обязательств по уплате налогов. Единый налоговый счет содержит лишь два реквизита - ИНН и сумма. Это позволит максимально избежать ошибок;

2) единый налоговый счет позволяет установить единый срок уплаты;

3) консолидация всех обязательств в одной сумме позволяет сделать сальдо, при котором не будут начисляться технические пени при наличии переплаты и задолженности одного налогоплательщика по разным налогам.

Также единый налоговый счет позволит исключить невыясненные поступления, потому что все платежи, в которых будут указаны иные коды бюджетной классификации, а не единый налоговый платеж, будут сразу зачисляться на единый налоговый счет. Имеющееся положительное сальдо на единый налоговый счет налогоплательщика будет признаваться его деньгами. Если

налогоплательщик подает заявление на возврат переплаты по единому налоговому счету, то не позднее следующего дня после представления налогоплательщиком заявления налоговые органы сформируют поручение на возврат.

В результате изменения процедуры возврата переплаты налогоплательщика был расширен перечень оснований для осуществления такого возврата. Если сейчас единственно возможным основанием для возврата является заявление налогоплательщика, то со следующего года таких оснований будет несколько. Помимо того, что заявление налогоплательщика о возврате сохраняется, основанием для возврата будет решение самого налогового органа (например о возмещении суммы НДС или акциза либо решение о предоставлении налогового вычета). Если, например, сложилась ситуация, когда излишне взыскали сумму какого-либо налога, то эти суммы будут возвращаться не по заявлению, как сейчас, с 2023 года сумма излишне взысканного налога будет возвращаться налоговым органом самостоятельно, при этом срок возврата излишне уплаченных сумм сократится от существующих сегодня 1 0 дней до одного дня. Излишне уплаченные суммы можно будет зачесть в счет исполнения налоговой обязанности не только самого налогоплательщика, но и другого лица; в счет предстоящей обязанности по уплате конкретного налога и исполнение решения по итогам налоговых проверок. Переплатой можно воспользоваться в любое время, без ограничения сроком исковой давности (три года).

Вводится единая дата для уплаты налогов - 28 число, что позволит сэкономить время налогоплательщика и избежать возможности случайно забыть о многочисленных сроках уплаты налогов. В настоящее время для каждого налога установлены индивидуальные сроки, которые необходимо соблюдать, чтобы избежать начисления пеней. В новых условиях налогоплательщик должен позаботиться, чтобы к 28 числу на

его едином налоговом счете была сумма, необходимая для оплаты совокупной налоговой задолженности (подробнее см. [11]). Введение единого срока уплаты налогов может привести к формированию всего четырех платежных поручений в год, тогда как сейчас для крупного бизнеса существуют около 100 сроков уплаты (см. [12]).

Помимо этого, вводится единая дата представления декларации - 25 число, что позволит избежать негативных ситуаций, связанных с нарушением сроков предоставления декларации, арестом счетов, начислением штрафа. С введением единого налогового счета отпадает необходимость получения излишних справок о наличии или отсутствии задолженности по каждому налогу. Теперь все заинтересованные государственные органы смогут самостоятельно обмениваться информацией о состоянии расчетов с бюджетом конкретного налогоплательщика, а налогоплательщик получит онлайн доступ к детализации начислений и налоговых платежей - предусмотрена интеграция доступа как в личный кабинет, так и на IT-платформы плательщиков по открытому API.

Также к преимуществам единого налогового счета можно отнести упрощение работы с налоговой задолженностью. Федеральная налоговая служба больше не будет выставлять отдельные требования, процедура взыскания будет сопровождаться одним документом. Иными словами, если у налогоплательщика имеется неоплаченная задолженность и наступил срок внесения следующего платежа, который снова не был уплачен, то новое требование не поступит. Налогоплательщику придет уведомление о расширении суммы долга, так называемое динамическое требование. Также автоматически будет направлена информация в кредитные организации, то есть инкассовые поручения остаются те же, только сумма взысканием увеличивается пропорционально новому сроку уплаты.

Не остался без внимания законодателей и вопрос подачи уточненной декларации,

в случае подачи которой налогоплательщик, чтобы избежать штрафа по статье 122 НК РФ, должен сначала уплатить недостающую сумму налога и пени, причитающиеся к уплате (если декларация подается после срока уплаты налога) после подачи этой декларации. Возникает вопрос, как идентифицировать уплату недостающей суммы налога, уплаченной именно по этой декларации. В этом случае законодательством предусмотрено, что налогоплательщик будет освобожден от уплаты штрафа, если на момент подачи уточненной декларации на едином налоговом счете имелась переплата и сумма ее больше или равна сумме налога к доплате плюс пени. Также эта сумма может быть зачтена из переплаты по другим налогам.

В будущем планируется интеграция механизма внесения платежей на единый налоговый счет с программами 1С. То есть уплата будет осуществляться не только при помощи личного кабинета. Налоговые органы предполагают синхронизировать все популярные платформы, используемые налогоплательщиками для расчета налоговых платежей, что еще более упростит процесс уплаты. Использование единого налогового платежа позволит создать для налогоплательщиков более комфортные условия исполнения обязательств, сократит их затраты на проведение расчетно-кассовых операций, время на оформление расчетных документов.

Приведенные аргументы свидетельствуют о том, что с введением единого налогового счета произойдет упрощение документооборота, налогоплательщику нужно будет только позаботиться о своевременном перечислении платежей в бюджет. Но несмотря на это, с введением единого налогового счета налогоплательщик будет обязан представить налоговое уведомление о сумме начисленных налогов в срок равный пяти дням до срока уплаты налога. В уведомлении содержатся практически такие же реквизиты, как и в платежном поручении, и непредставление его в срок вле-

чет за собой наложение штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ. Может возникнуть вопрос: не проще ли заполнить платежное поручение по каждому налогу? Однако «если рассматривать передовые технологии, на которые в будущем могут опираться налоговые администрации, то в перспективе с их помощью возможно создание единого файла налогоплательщика, а также «умных порталов» с единой точкой доступа, что позволит обеспечить бесперебойную работу с базой данных, применяя наиболее оптимальные решения искусственного интеллекта» [13, с. 152].

В то же время необходимость перечислять налоги одним платежом снизит эффективность управления оборотными средствами. Принадлежащие бизнесу деньги все время работают, принося доход организации. Уплата налогов единовременным платежом и, как следствие, изъятие из оборота крупной суммы повлечет потерю эффективности свободного остатка денежных средств. Для того чтобы снизить нагрузку на бизнес в этой ситуации, целесообразно размещать средства на едином налоговом счете в последний день срока уплаты (подробнее см. [14]).

Представители крупнейшего российского бизнеса, такие как «Газпром», «Норни-кель», «Российские железные дороги», «Северсталь», «ТМК», «МТС» и другие, приняли участие в дискуссии с органами власти, состоявшейся 25 апреля 2022 года по вопросам применения единого налогового счета. Обсуждение проходило на заседании экспертного совета при комитете Государственной Думы по бюджету и налогам. Основные сложности введения новой системы уплаты налогов представители бизнеса связывают с уходом с российского рынка производителей корпоративного программного обеспечения, таких как SAP. В связи с этим для донастройки программной системы теперь потребуется гораздо больше времени. Расчет налогов осуществлялся с использованием таких систем, как

Oracle, SAP, Teradata. Поскольку они ушли из России, бизнес столкнется с проблемами не только замены прежних инструментов на новые, но и перенастройки системы уплаты налогов на единый налоговый платеж (см.

[15]).

Совершая единый налоговый платеж, налогоплательщик лишен права самостоятельно определять, какие налоги платить в первую очередь. У него нет возможности сначала оплатить текущие платежи, а потом недоимку. А что, если недоимка является оспариваемой? Налогоплательщик зачисляет средства на единый налоговый счет, чтобы оплатить текущую задолженность, а согласно порядку списания в первую очередь списывается недоимка, и налогоплательщик становится должником, ему начисляются пени. Очевидно, что с введением единого налогового платежа бухгалтерам нужно будет тщательнее проводить сверку расчетов с бюджетом. Единый налоговый счет подразумевает применение принципа триады при исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов - один налогоплательщик, один налоговый орган и одно сальдо расчетов (подробнее см.

[16]). Если же на этом едином налоговом счете образуется задолженность, то на совокупную задолженность будет начисляться пеня. «Пеня является санкцией за несвоевременную уплату налогоплательщиком налогов, сборов или страховых взносов. Санкция применяется за каждый день просрочки уплаты в бюджет причитающейся суммы» [17, с. 68]. С введением единого налогового счета пеня перестает быть привязанной к конкретному налогу, она будет рассчитываться исходя из общей недоимки по всем налогам налогоплательщика, не покрытым общей переплатой по всем налогам того же налогоплательщика. В отличие от штрафов для исчисления пени не требуется принятия решения налоговым органом, пеня исчисляется автоматически системой электронной обработки данных инспекции Федеральной налоговой службы (далее - ИФНС).

Относительно исчисления пени для юридических лиц в налоговом законодательстве существуют два подхода:

1) порядок, установленный в статье 75 НК РФ;

2) временный порядок, который применяется как мораторий и вводится в действие и отменяется федеральными законами.

В статье 75 НК РФ предусматривается следующее: «в отношении суммы отрицательного сальдо по единому налоговому счету, существующего до 30 календарных дней включительно, пеня исчисляется исходя из 1/300 действующей в этом периоде ключевой ставки ЦБ РФ. В отношении суммы недоимки, непрерывно существующей свыше 30 календарных дней, пеня исчисляется исходя из 1/150 действующей в этом периоде ключевой ставки ЦБ РФ» (курсивным шрифтом выделено мной. - Т.З.). Под временным порядком понимается, что размер пени для компаний принимается равной 1/300 действующей в этом периоде ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк России).

Следует отметить, что установленный в 2022 году мораторий на прогрессивное исчисление пени в период с 9 марта по 31 декабря 2022 года с началом 2023 года продлен, но все же признается временным порядком расчета пени.

В рамках единого налогового счета у налогоплательщика может существовать некая «хроническая» задолженность, которая «де-факто» имеет срок образования более 30 дней. Однако с учетом того, что в соответствии с порядком зачета платежей налогоплательщика сначала зачитывается недоимка, потом налоги, затем пени, не получится ли так, что после каждого единого налогового платежа исчисленная пеня «де-юре» будет признана вновь образованной и к ней будет применяться ставка в размере не положенных 1/150 ключевой ставки Банка России, а лишь в размере 1/300.

Рассмотрим эту ситуацию на конкретном примере. Предположим, что по состоянию на 1 апреля налогоплательщик име-

Возникновение задолженности и пени по единому налоговому счету при снятии временных ограничений применения положений статьи 75 НК РФ

ет задолженность в размере 50 денежных единиц (далее - д. е.), срок ее возникновения - более 30 дней. Налогоплательщику начисляется пеня по ставке 1/150 за день (см. рис.).

Далее согласно законодательству 28 апреля налогоплательщик перечисляет на ЕНС единый налоговый платеж, предположим, в сумме 200 д. е., которая полностью соответствует размеру начисленных к этому сроку налогов и сборов. Однако согласно методике распределения платежей на ЕНС указанная сумма будет направлена в первую очередь не на погашение текущих налоговых начислений, а на закрытие задолженности.

На погашение задолженности уйдет 50 д. е. уплаченных средств, и, следовательно, перестанет исчисляться пеня по существовавшему основанию. Но на закрытие начисленных на 28 апреля платежей, как легко понять, останется только 150 д. е. Следовательно, средств не хватит и образуется «новая» задолженность, пеня по которой будет исчисляться уже в размере 1/300 ключевой ставки, так как срок ее возникновения меньше 30 дней (см. рис.). Но на самом деле недоимка образовалась за счет старой задолженности, и она должна облагаться по ставке 1/150.

Зачисление денежных средств по новому сроку уплаты (28 июля) приведет к новому «омоложению задолженности» и так далее. То есть принцип применения прогрессивной ставки для исчисления пени не

работает, в то время как принципом применения налоговых санкций является следующее: если долго не платить, то обходится дороже. Сейчас же получается, что в рамках каждого отчетного периода налогоплательщик будет получать ослабление санк-ционного давления.

Непрерывность существования недоимки определяет размер применяемой санкции, а методика зачисления платежей налогоплательщика по единому налоговому счету приводит к прерыванию срока существования недоимки и уменьшению суммы взимаемой с налогоплательщика пени. При зачислении каждого единого налогового платежа старая задолженность будет «молодеть». В рамках отчетного периода (квартал) под повышенную ставку исчисления пени будут попадать оставшиеся до срока уплаты единого налогового платежа два месяца. Нарушается принцип единообразия применения налоговой санкции. К налогоплательщику, имеющему постоянную задолженность перед бюджетом, будет применяться не предусмотренная НК РФ пониженная ставка исчисления пени в размере 1/300 ключевой ставки Банка России. Чтобы решить создавшуюся ситуацию, надо либо отказаться от прогрессивного исчисления пени в случае существования задолженности налогоплательщика более 30 дней, либо разработать механизм определения отличия на едином налоговом счете задолженности, срок давности которой составляет более 30 дней, от вновь образованной

Преимущества и недостатки единого налогового счета

Преимущества Недостатки

Сокращение количества платежных поручений, необходимых для уплаты налогов Упрощение и сокращение временных и материальных затрат бизнеса при осуществлении расчетов с бюджетом Исключение ошибок в платежных поручениях, сокращение числа «невыясненных платежей» Переплата по единому налоговому счету будет зачтена в счет уплаты будущих платежей без заявления налогоплательщика Средства на единый налоговый счет может перечислить не только сам налогоплательщик, но и любое другое лицо Требовать возврата денежных средств, внесенных на единый налоговый счет, вправе только организация или индивидуальный предприниматель, которым этот счет принадлежит Рассчитывать налоги и страховые взносы крупные налогоплательщики по-прежнему будут самостоятельно В рамках единого налогового счета будут погашены все недоимки, но неизвестно, как быть с теми, которые оспариваются или готовятся к оспариванию в суде Налогоплательщики в рамках применения единого налогового счета обязаны подавать в ИФНС новые виды уведомлений: • о рассчитанных суммах всех налогов, взносов и страховых платежей - за пять дней до их срока уплаты; • о перечисленных суммах НДФЛ - до пятого числа, месяца, идущего за месяцем выплаты

задолженности. В связи с этим введение моратория на прогрессивное исчисление пени в 2023 году является оправданной мерой, позволяющей поставить всех налогоплательщиков в равное положение.

Преимущества и возможные недостатки введения единого налогового счета представлены в таблице.

Таким образом, единый налоговый счет упрощает расчеты с бюджетом и гарантирует своевременное перечисление налогов налогоплательщиком. Упрощается деятельность небольших индивидуальных предпринимателей, которые самостоятельно ведут налоговый учет, поскольку ЕНС избавляет их от обязанности верно указывать КБК, вид платежа, ОКТМО и иные реквизиты.

Несмотря на то, что введение единого налогового счета и единого налогового платежа предоставляет налогоплательщикам ряд преимуществ, надо понимать, что нововведения влекут за собой некоторую неопределенность, связанную с отсутствием практики применения. Возможно появление трудностей на первоначальном этапе - при запуске механизма работы единого налогового счета. Но при грамотной координа-

ции деятельности государственных органов (в первую очередь ФНС России и Федерального казначейства) с налогоплательщиками должно получиться эффективное и результативное взаимодействие, способность к которому не раз демонстрировала Федеральная налоговая служба. Практика применения нового инструмента выявит спорные моменты и позволит внести необходимые коррективы. Единый налоговый счет станет еще одним этапом создания, незаметного для налогоплательщиков налогового администрирования, важность осуществления которого неоднократно подчеркивалась руководителем ФНС России Даниилом Егоровым.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов. URL: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_429950/ (дата обращения: 11.11.2022).

2. Единый налоговый счет - новая система уплаты налогов // Коммерсант. 2022. 22 октября. URL: https://www.kommersant.ru/ doc/5680478 (дата обращения: 03.12.2022).

3. О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 29 ноября 2021 года № 379-Ф3. URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_401500/ (дата обращения: 07.12.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Прохорова И. Единый налоговый платеж с 1 июля 2022 года для организаций и индивидуальных предпринимателей: что это и как перейти // БухСофт. Информационный портал для бухгалтеров МСП. URL: https:// www.buhsoft.ru/article/4077-edinyy-nalogovyy-platej-s-1-iyulya-2022-goda-dlya-organizatsiy-i-ip (дата обращения: 03.12.2022).

5. Бодрова Л. Единый налоговый платеж в 2022 году: что это и как платить // Конту-рЭкстерн. URL: https://www.kontur-extern.ru/ info/25261-edinyj_nalogovyj_platezh#:~:text (дата обращения: 03.12.2022).

6. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации : Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 263-ФЗ. URL: http://www.con sultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/ (дата обращения: 11.11.2022).

7. Даниил Егоров подвел итоги налоговых поступлений за первое полугодие на рабочей встрече с президентом России Владимиром Путиным. URL: https://www.nalog.gov.ru/ rn77/news/activities_fts/12435556/ (дата обращения: 03.12.2022).

8. Латухина К. Владимир Путин обсудил c главой налоговой службы наполняемость бюджета. URL: https://rg.ru/2022/08/25/dohody-rastut.html (дата обращения: 07.12.2022).

9. Проект доклада руководителя ФНС России Д.В. Егорова «Об итогах работы ФНС России за 2021 год и основных задачах на 2022 год, ценностях ФНС России как основы человекоцентричных изменений и новой служебной культуры». URL: https:// obrazovanie-gid.ru/doklady/doklad-egorova-fns-2021.html/ (дата обращения: 03.08.2023).

10. Стратегическая карта ФНС России на 2021-2023 годы URL: https://www.nalog. gov.ru/rn77/about_fts/fts/ftsmission/ (дата об-

ращения: 11.11.2022).

11. Иванова О. Е. Единый налоговый платеж для организаций и предпринимателей : [официальный сайт Приволжского института повышения квалификации]. URL: https:// cpp-nnov.nalog.ru/it-is-interesting/1687-edinyj-nalogovyj-platezh-dlya-organizatsij-i-predprini matelej (дата обращения: 07.12.2022).

12. К концу 2022 года ФНС введет Единый налоговый платеж. Интервью руководителя Федеральной налоговой службы Даниила Вячеславовича Егорова телеканалу «Россия-24». URL: https://xn--90aifddrld7a. xn--p1ai/novosti/news/k-kontsu-2022-goda-fns-vvedet-edinyy-nalogovyy-platezh- (дата обращения: 07.12.2022).

13. Мандрощенко О. В., Богачев С. В. Налоговое администрирование в цифровой экономике // Экономические системы. 2021. Т. 14. № 1. С. 152-158.

14. Богатырев Т. Преимуществ не видим: крупный бизнес раскритиковал идею единого налогового счета // Forbes. 2022. 26 апреля. URL: https://www.forbes.ru/ biznes/463917-preimusestv-ne-vidim-krupnyj-biznes-raskritikoval-ideu-edinogo-nalogovogo-sceta (дата обращения: 03.12.2022).

15. Виноградова Е. Крупный бизнес заявил о сложностях с переходом на единый налоговый счет // Экономика. 2022. 26 апреля. URL: https://www.rbc.ru/economics/2 6/04/2022/62668be59a7947869f737b65?from =newsfeed (дата обращения: 03.12.2022).

16. Единый налоговый платеж: как он будет работать и в чем польза для бизнеса : [официальный сайт Делобанка]. URL: https://delo.ru/news/educational/edinyy-nal ogovyy-platyezh-kak-on-budet-rabotat-i-v-chy em-ego-polza-dlya-biznesa (дата обращения: 07.12.2022).

17. Ряховский Д. И., Попова О. С. Дробление бизнеса: формирование критериев, выстраивание линии защиты со стороны налогоплательщиков // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2022. № 7 (250). С. 67-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.