Научная статья на тему 'Распределение грузов на транспорте на основе стратегического прогнозирования грузопотоков'

Распределение грузов на транспорте на основе стратегического прогнозирования грузопотоков Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
262
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Левицкая Лиана Павловна, Замковой Алексей Анатольевич, Строков Михаил Михайлович

Статья посвящена вопросам стратегического управления на транспорте при распределении грузов на основе прогнозирования грузопотоков. Процесс распределения грузов на транспорте рассматривается как сложная производственно-экономическая задача стратегического прогнозирования, решение которой требует применения комплекса математико-статистических и информационно-аналитических подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Левицкая Лиана Павловна, Замковой Алексей Анатольевич, Строков Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Распределение грузов на транспорте на основе стратегического прогнозирования грузопотоков»

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ГРУЗОВ НА ТРАНСПОРТЕ НА ОСНОВЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ГРУЗОПОТОКОВ

Статья посвящена вопросам стратегического управления на транспорте при распределении грузов на основе прогнозирования грузопотоков. Процесс распределения грузов на транспорте рассматривается как сложная производственно-экономическая задача стратегического прогнозирования, решение которой требует применения комплекса математико-статистических и информационно-аналитических подходов.

Процесс распределения грузов на транспорте относится к классу сложных производственно-экономических задач стратегического прогнозирования, решение которых требует применения комплекса математико-статистических и информационно-аналитических подходов в контексте исследования транспортно-экономи-ческих связей. Необходимым условием решения этих задач является их обеспечение приемами и методами проведения многофакторных прогнозных расчетов, позволяющих определять приемлемые величины предстоящих объемов перевозок на основе ретро- и перспективной информации.

Прогнозно-аналитические расчеты являются неотъемлемым элементом не только текущего сопровождения развития экономики, но и выработки решений стратегического характера. Качество прогнозных расчетов и оценок текущего состояния экономики может самым непосредственным образом воздействовать на механизмы принятия управленческих решений, создавать риски неэффективного расходования ограниченных ресурсов. Поэтому требования повышения качества и прозрачности экономических расчетов, направленных на решение практических задач, будут постоянно возрастать [1, с. 3].

Важным элементом макроэкономических исследований является анализ межотраслевых взаимодействий. Объем информации о состоянии и перспективах развития экономики, получаемый на базе исследования структуры распределения продукции и затрат важнейших видов экономической деятельности, может существенным образом дополнять данные агрегированных показателей [2, с. 11].

Методические подходы. Схема определения общих прогнозных объемов перевозок грузов на транспорте (рисунок) включает расчетно-практический блок и стратегический прогнозный блок. В основе предлагаемого алгоритма, состоящего из последовательных этапов разработки перспективных объемов перевозок грузов с формированием матрицы прогнозных корреспонденций, лежат статистические и проектные данные о развитии промышленности страны в целом и отдельных предприятий отрасли, а также данные о деятельности различных видов транспорта [3, с. 46-47].

Исходной базой для расчета перспективных объемов перевозок грузов на транспорте служат данные об отправлении и прибытии различных категорий грузов за отчетные годы. Основными факторами, определяющими перспективные тенденции объемов перевозок грузов, являются:

- прогнозные объемы производства продукции и добычи сырья, баланс распределения на переработку и экспорт (с учетом конъюнктуры и стоимости на мировом рынке);

- прогнозные объемы переработки сырья и производства продукции, территориальная структура производства и потребления;

- планы компаний по развитию существующих производственных мощностей и строительству новых;

- перспективы развития видов транспорта: проекты строительства трубопроводов, портовых и автомобильных терминалов, сроки их ввода и мощности, схемы работы.

Рисунок. Комплексная система стратегического прогнозирования объемов перевозок грузов на транспорте

Прогнозированию объемов перевозок какого-либо груза по сети железных дорог на перспективу предшествует анализ отчетных данных о размерах его отправления и прибытия в разрезе железных дорог и крупнейших станций с использованием железнодорожной отчетности за ряд лет. Анализ проводится с целью выявления изменений транспортно-экономических связей на сети железных дорог, возникновения новых связей, новых крупных пунктов погрузки и выгрузки.

На первом этапе определяются общие уровни производства продукции в разрезе отдельных отраслей с учетом существующей и перспективной схем размещения основных производств по территории России. При оценке уровней производства должны учитываться известные закономерности развития смежных производств, входящих в технологическую цепочку производства продукции. При этом необходимо учитывать влияние научно-технического прогресса: снижение норм расхода сырья, топлива и материалов на единицу произведенной продукции, создание новых материалов-заменителей и т. п.

Результатом первого этапа должны быть следующие показатели для каждого из основных производств:

- наименование производства, данные о его местоположении для последующего сопоставления с сетью железных дорог;

- наименование произведенного продукта и для каждого наименования - годовой объем производства в ретроспективе и в перспективе;

- для каждого произведенного продукта - наименования сырья и материалов, потребляемых при его производстве, удельные их расходы в ретроспективе и в перспективе;

- районы конечного потребления продукции, для каждого наименования - годовой объем потребления в ретроспективе и в перспективе;

- пограничные переходы и порты, потребности внешнего рынка, поступления по импорту - в ретроспективе и в перспективе.

На втором этапе для каждого рода грузов разрабатывается баланс производства и потребления продукции с учетом потребности внутреннего и внешнего рынков, поступления продукции по импорту:

п

X: + I: = "V а ■■ • X, + V: + О: + ^ , I = 1...П , (1)

I I ^^^ у , ✓ I I I ' у

:=1

где п - число отраслей производства продукции; х - объем производства /-го продукта, т; у - объем конечного потребления 1-го продукта, т; I - объем импорта :-го продукта, т; О: - объем экспорта 7-го продукта, т; а, - удельные расходы,-го продукта на производство ^-го продукта, т; ф - дисбаланс ^-го продукта, допускаемый возможностями его складирования, т.

При этом для каждого района производства и потребления и для страны в целом по каждому роду груза устанавливается:

- объем и место производства;

- размеры ввоза (для страны в целом по импорту);

- объемы и место потребления;

- размеры вывоза (для страны в целом по экспорту).

хк + 1к = V ак ■ х) + ук + Ок + ёк, I = 1...п, к = 1...К, (2)

I I ^^^ у , : : '

1=1

где К - число районов производства и потребления продукции; хк - объем производства 1-го продукта в к-м районе, т; ук - объем конечного потребления 1-го продукта в к-м районе, т; Iк - объем ввоза 1-го продукта в к-й район, т; Ок - объем

, „ к

вывоза -го продукта из к-го района, т; а , - удельные расходы ,-го продукта на

производство ¿-го продукта в к-м районе, т; - дисбаланс I -го продукта, допускаемый возможностями его складирования в к-м районе, т.

Прогнозирование уровней отправления грузов железнодорожным транспортом основывается на прогнозе объемов производства и распределения произведенной продукции между видами транспорта.

Грузовые корреспонденции формируются на основе конкретизации разработанных балансов: объемов и направлений вывоза за пределы рассматриваемого района; объемов и направлений ввоза из-за пределов рассматриваемого района.

При этом выполняются соотношения:

х =^хк,1 = 1...п , (3)

к=1

У, = 1 у1' = 1-я , (4)

I'

к=1 ак • Хк

а.. = —-,г = 1...п, ] = 1...п, (5)

Х ]

К Ь

=1 т

к=1'=1 , (6) где Ь - число пограничных переходов и портов; I, - корреспонденция ,-го продукта из 1-го пограничного перехода (порта) в к-й район;

К Ь

ог =Цо?

к=1 1=1 (7)

где Ок1 - корреспонденция ,-го продукта из к-го района в 1-й пограничный переход

(порт);

1к =1 *+1 р;к

1=1 Г=1 , (8) ок=!о?+^ргкг

1=1 Г=1 , (9)

где Рк - корреспонденция ,-го продукта из к-го района в г-й.

Полученные корреспонденции накладываются на сеть железных дорог в два этапа. На первом для определения того, каким видом транспорта будет реализовываться соответствующая корреспонденция, учитываются род груза и расстояние перевозки. На втором этапе учитывается топология железнодорожной сети для определения грузопотоков по отдельным дорогам и участкам.

Для получения предварительных контрольных оценок общих перспективных объемов перевозок какого-либо груза железнодорожным транспортом целесообразно использовать значения коэффициента перевозимости (отношение объема железнодорожных перевозок к объему добычи/производства), распространяя тенденции их изменения в отчетном периоде на перспективу с учетом предполагаемых уровней производства.

Перевозки нефтяных грузов железнодорожным транспортом: прогноз. В качестве примера практической реализации приведенных выше методических подходов и алгоритмов стратегического прогнозирования грузопотоков на транспорте можно привести результаты разработки перспективных показателей объемов перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом в рамках «Генеральной схемы развития сети железных дорог ОАО «РЖД».

Разработка прогнозных грузопотоков выполнена с учетом тенденций развития экономики страны в целом и нефтегазовой отрасли в частности, отраженных в таких директивных документах, как проект «Энергетической стратегии России до 2035 года», «Генеральная схема развития газовой отрасли», «Генеральная схема развития нефтепроводного и нефтепродуктопроводного транспорта» и других, исходя из анализа конъюнктуры отечественного и мировых товарных рынков продукции нефтяной, нефтехимической и газохимической промышленности.

Согласно проекту «Энергетической стратегии России до 2035 года» (редакция 2017 г.), опубликованному Министерством энергетики Российской Федерации, в нефтяной отрасли в 2025 г. предусматривается добыча нефти с газовым конденсатом в диапазоне 530-555 млн. т (в зависимости от сценария). В нефтепереработке ожидается повышение эффективности нефтеперерабатывающих заводов за счет применения передовых технологий (увеличение глубины переработки нефти с производством моторных топлив высших экологических классов, повышение выхода светлых нефтепродуктов) при объеме переработки нефти около 240 млн. т в 2025 г.

Вместе с тем при транспортировке нефтяных грузов нельзя не учитывать развития смежных видов транспорта, главным образом трубопроводного. Так, в перспективе можно ожидать дальнейшее снижение объемов перевозок сырой нефти железнодорожным транспортом за счет переориентации части грузопотока на трубопроводный транспорт. В частности, предусматривается подключение Комсомольского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) к нефтепроводу «Восточная Сибирь - Тихий океан» и прекращение поставок на него сырья железнодорожным транспортом. В отдаленной перспективе возможно некоторое увеличение поставок сырой нефти в адрес новых и развивающихся НПЗ (не имеющих доступа к нефтепроводной системе) при условии реализации инвестиционных проектов их развития.

Кроме того, в 2025-2030 гг. ожидается дополнительный экспортный грузопоток сырой нефти с месторождений Ямало-Ненецкого автономного округа, тяготеющих к новой железнодорожной линии «Обская - Салехард - Надым» (Северный широтный ход).

В части транспортировки нефтепродуктов железнодорожным транспортом прогнозируется увеличение сдачи светлых нефтепродуктов (дизельного топлива) в систему магистрального нефтепродуктопровода «Север» как с уже подключенных к ней нефтеперерабатывающих заводов, так и новых подключений (Пермский НПЗ, ТАНЕКО и др.). Также предусматривается ввод в эксплуатацию магистрального нефтепродуктопровода «Юг» (с подключением Волгоградского НПЗ) и расширение Московского кольцевого нефтепродуктопровода. Все это приведет к снижению объемов перевозок рассматриваемой номенклатуры нефтяных грузов железнодорожным транспортом.

Объемы перевозок газов по сети железных дорог имеют перспективу роста. Так, к 2025 г. планируется ввод в эксплуатацию и начало перевозок продукции с участием железнодорожного транспорта с Амурского ГПЗ, Новоуренгойского ГХК, наливной эстакады Роспан Интернэшнл и др.

С учетом вышеизложенного потери высокодоходной грузовой базы для ОАО «РЖД» очевидны. При этом в прогнозе объемов перевозок нефтеналивных грузов предусмотрено увеличение перевозок продукции предприятий по переработке попутного газа и газового конденсата в соответствии с прогнозируемым ростом объемов их добычи, а также сохранение перевозок нефти на НПЗ, не подключенных к трубопроводной системе ПАО «Транснефть».

В части перевозок нефтеналивных грузов международным транзитом возможно увеличение объемов транзитных поставок продукции нефтегазовой отрасли Казахстана и Белоруссии на порты России по сети ОАО «РЖД».

Наиболее динамичные изменения, как в отчетном периоде, так и на перспективу наблюдаются по железнодорожным перевозкам грузов, в том числе нефтяных, в сообщении с морскими портами России.

Основные перспективы увеличения объемов перевозок нефтеналивных грузов железнодорожным транспортом через российские морские порты связаны со следующим:

- развитием уже существующих перевалочных мощностей;

- строительством и вводом в эксплуатацию новых терминалов;

- переключением существующих грузовых потоков с портов стран Балтии и Украины на российские портовые мощности;

- ростом объемов отправления продукции нефтегазопереработки компаниями-грузоотправителями на фоне восстановления российской экономики;

- транзитными поставками нефтеналивных грузов в адрес морских портов из сопредельных государств.

Суммарные объемы перевозок нефтяных грузов в сообщении с портами СевероЗападного региона в 2017 г. составили 46,8 млн. т (снижение к уровню 2016 г. на 1%), что было обусловлено, помимо общей тенденции снижения экспорта нефтеналивных грузов, увеличением поставок нефтепродуктов трубопроводным транспортом. Наибольший прирост объемов перевозок нефтегрузов прогнозируется через российский морской торговый порт Усть-Луга. Кроме того, ожидается начало поставок нефтепродуктов железнодорожным транспортом в адрес морского порта Приморск.

Общие объемы перевозок нефтяных грузов в направлении портов Юга России в 2017 г. составили 35,2 млн. т (снижение к уровню 2016 г. на 2%). В перспективе прогнозируется увеличение перевозок нефтеналивных грузов в связи с выходом на полную мощность нефтяного терминала и базы сжиженных углеводородных газов ЗАО «Таманьнефтегаз» в порту Тамань.

Объемы перевозок нефтеналивных грузов через порты Дальнего Востока в 2017 г. составили 8,1 млн. т (на уровне 2016 г.) и в перспективе прогнозируются с небольшим ростом.

По результатам сценарного моделирования различных вариантов развития железнодорожных перевозок разработан базовый прогноз перевозок нефтяных грузов по сети железных дорог России в объеме 262,3 млн. т на 2025 г. (+16,3 млн. т или +7% к уровню 2017 г.). Основные показатели объемов перевозок нефтяных грузов по сети железных дорог ОАО «РЖД» за 2017 г. и прогноз на 2025 г. в детализации по видам перевозок (внутрироссийские, импортные, экспортные и транзитные) представлены в таблице.

Таблица

Основные показатели объемов перевозок нефтяных грузов по сети железных дорог ОАО «РЖД» за 2017 г. и прогноз на 2025 г., млн. т

Вид перевозок 2017 г. 2025 г. +/- 2025 г. к 2017 г.

млн. т %

Всего 246,0 262,3 16,3 7

В том числе:

внутрироссииские 140,3 138,8 -1,5 -1

международные, из них: 105,7 123,5 17,8 17

экспорт России 99,6 104,7 5,1 5

импорт России 1,0 0,9 -0,1 -10

международный транзит 5,1 17,9 12,8 в 3,5 раз

Объемы перевозок нефтяных грузов во внутрироссийском сообщении в перспективе составят порядка 53% общих объемов перевозок грузов указанной группы по сети ОАО «РЖД». Объемы внутрироссийских перевозок прогнозируются в размере 138,8 млн. т на 2025 г. Наибольшие объемы нефтяных грузов будут отправляться со станций Свердловской, Куйбышевской, Западно-Сибирской и Дальневосточной железных дорог, обслуживающих нефтегазоперерабатывающие заводы России: Омский НПЗ ПАО «Газпром нефть» (ст. Комбинатская Западно-Сибирской ж. д.), Пуровский ЗПК ПАО «НОВАТЭК» (ст. Лимбей Свердловской ж. д.), Сургутский ЗСК ООО «Газпром переработка» (ст. Сургут Свердловской ж. д.), Уфимская группа НПЗ

(ст. Бензин, Загородняя, Новоуфимская Куйбышевской ж. д.), АО «ННК - Хабаровский НПЗ» (ст. Хабаровск 1 Дальневосточной ж. д.) и др.

При разработке этих показателей использован накопленный в ОАО «РЖД» опыт системного информационного взаимодействия с крупнейшими компаниями-грузоотправителями и грузополучателями, обеспечивающими основной объем грузооборота железнодорожного транспорта общего пользования. В условиях высокой динамичности изменений окружающей среды такое взаимодействие позволяет ОАО «РЖД» иметь актуальную информацию о планах российских энергетических, горно-добывающих, промышленно-производственных, инфраструктурных и других компаний по реализации проектов модернизации и создания новых мощностей, связанных с объемами отгрузки грузов на железнодорожный транспорт [4, с. 38].

Основные объемы нефтяных грузов, перевозимые во внутрироссийском сообщении, в перспективе будут следовать на предприятия, обслуживаемые станциями Северо-Кавказской, Октябрьской, Куйбышевской и Московской железных дорог.

Наибольшие объемы будут приходиться на поставки нефтяного сырья в адрес нефтегазоперерабатывающих предприятий: ООО «НОВАТЭК-Усть-Луга» (ст. Лужская Октябрьской ж. д.), ПАО «Нижнекамскнефтехим» (ст. Соболеково Куйбышевской ж. д.), ООО «Газпром нефтехим Салават» (ст. Аллагуват Куйбышевской ж. д.), а также на нефтеперерабатывающие заводы Краснодарского края (ООО «Славянск ЭКО, ООО Ильский НПЗ и др.).

Кроме того, предусматривается транспортировка нефтяных грузов с участием трубопроводного транспорта (слив сырой нефти в систему КТК на станции Гетма-новская Северо-Кавказской ж. д.).

Объемы перевозок нефтяных грузов в международном сообщении на 2025 г. прогнозируются на уровне 123,5 млн. т (+17,8 млн. т относительно 2016 г.), из них примерно 85% - нефтяные грузы экспорта России, наибольшие объемы которых проследуют в направлении морских портов страны: 92,9 млн. т на 2025 г. (+14,4 млн. т, или +18% относительно уровня 2016 г.).

Основная доля экспортных перевозок, следующих в направлении морских портов, придется на порты Северо-Западного региона (~ 53%). Увеличение объемов экспортных перевозок нефтяных грузов через морские порты будет связано в первую очередь с развитием существующих мощностей и вводом в эксплуатацию новых терминалов (главным образом, в портах Усть-Луга и Приморск). В Азово-Черноморском бассейне России прогнозируется наращивание экспортных поставок через морской порт Тамань. Объемы вывоза нефтяных грузов на экспорт через порты Дальнего Востока значительных изменений не претерпят в сравнении с показателями 2017 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Объемы перевозок нефтяных грузов, вывозимых в другие страны через сухопутные пункты пропуска, прогнозируются в размере 11,7 млн. т на 2025 г. (-9,3 млн. т, или -44% относительно уровня 2017 г.).

Объемы импортных перевозок нефтяных грузов в перспективе прогнозируются на уровне 0,9 млн. т на 2025 г. (- 10% к уровню 2017 г.). Поставки нефтяных грузов в Россию в наибольших объемах прогнозируются из стран СНГ.

Перспективные объемы перевозок нефтяных грузов транзитом по территории России оцениваются в объеме 17,9 млн. т на 2025 г. (рост в 3,5 раза относительно уровня 2017 г.). Почти 74% транзитных нефтяных грузов будут следовать из Казахстана через сухопутные пункты пропуска (по приему грузов) в основном в направлении морских портов Юга России и передаточных пунктов на границе России со странами СНГ и Балтии (по сдаче грузов).

* * *

Таким образом, с использованием изложенных алгоритмов и методических подходов к стратегическому распределению грузов на транспорте выполняется разработка прогнозных грузопотоков на железнодорожном транспорте: всего по сети железных дорог России, в разрезе отдельных номенклатурных групп грузов, а также конкретных направлений перевозок для обеспечения потребностей экономики.

Результаты таких расчетов и научных обоснований могут быть положены в основу разработки перспективных проектов развития железнодорожного и смежных видов транспорта с учетом мультимодальности перевозок грузов в рамках единой транспортной системы России.

Литература

1. Широв А.А. Роль инструментальных методов анализа и прогнозирования при обосновании экономической политики //Проблемы прогнозирования. 2017. № 2. С. 3-9.

2. Широв А.А., Саяпова А.Р., Янтовский А.А. Интегрированный межотраслевой баланс как элемент анализа и прогнозирования связей на постсоветском пространстве // Проблемы прогнозирования. 2015. № 1. С. 11-21.

3. Замковой А.А. Стратегическое прогнозирование потоков нефтегрузов на участках сети железных дорог //Дисс. ... канд. экон. наук. Ростов-на-Дону: 2013. 157 с.

4. Замковой А.А., Шестаков П.А. Прогнозирование грузовых перевозок // Экономика железных дорог. 2017. № 5. С. 33-39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.