Научная статья на тему 'Раскрытие информации в финансовой отчетности: этапы эволюции национальных систем и детерминанты интеграции'

Раскрытие информации в финансовой отчетности: этапы эволюции национальных систем и детерминанты интеграции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
732
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ / НЕФИНАНСОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА / МОДЕЛЬ / ИНТЕГРАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шульга С.В.

В статье выделены этапы эволюции национальных систем финансовой отчетности предприятий в контексте трансформации их концептуальных основ и подходов к раскрытию информации, а также детерминанты формирования концепции интегрированной отчетности. Установлено, что трансформация концептуальной основы происходит под влиянием эволюции институциональной среды рынков и информационных потоков между их участниками в силу развития старых и открытия новых рынков товаров и услуг. Это приводит к повышению роли добровольного раскрытия информации для разных групп пользователей. В результате повышения спроса на новые сообщения в этот процесс включается государственный регулятор, формализующий требования к данным для широкого круга пользователей. Система раскрытия информации на уровне корпоративного сектора содержит два основных массива: формальных требований, предусмотренных международными или национальными стандартами отчетности, требований отдельных национальных регуляторов или третьих сторон; а также системы добровольного раскрытия данных для обеспечения прозрачности (транспарентности), релевантности (соответствия информационным потребностям), полноты и достоверности в рамках выбранной концептуальной основы и модели бухгалтерского учета. Установлено, что существование нескольких концептуальных основ для финансовой отчетности может приводить как к неосознанным искажениям со стороны компаний, так и к неверному восприятию такой отчетности недостаточно информированными пользователями. Поэтому в развитых странах ведется активная разработка концептуальной основы интегральной (расширенной) финансовой отчетности, которая включала бы альтернативные варианты оценки результатов деятельности деловых организаций, применение пошагового подхода к упрощению финансовой отчетности путем пересмотра структуры, порядка, руководств по раскрытию информации, в том числе существенных социальных, экологических и управленческих факторов и событий, а также применения инновационных технологий обработки данных. Вектор трансформации концептуальных основ финансовой отчетности следует искать в диалектике между критериями сложности и дополнительной ценности информации представляемой отчетности. В связи с этим страны с развивающимися рынками должны принять активное участие в разработке новой концептуальной основы интегрированной финансовой отчетности, позволяющей им повысить международную конкурентоспособность в борьбе за инвестора, а также ускорить институциональные реформы, результатом которых станет формирование внутреннего класса квалифицированных пользователей финансовой и нефинансовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Раскрытие информации в финансовой отчетности: этапы эволюции национальных систем и детерминанты интеграции»

РЕФОРМИРОВАНИЕ ОТЧЕТНОСТИ

УДК 657.22

раскрытие информации в финансовой отчетности: этапы эволюции национальных систем и детерминанты интеграции

С.В. ШУЛЬГА,

кандидат экономических наук, доцент кафедры аудита E-mail: StShylga@ukr.net Национальная академия статистики, учета и аудита, Киев, Украина

В статье выделены этапы эволюции национальных систем финансовой отчетности предприятий в контексте трансформации их концептуальных основ и подходов к раскрытию информации, а также детерминанты формирования концепции интегрированной отчетности.

Установлено, что трансформация концептуальной основы происходит под влиянием эволюции институциональной среды - рынков и информационных потоков между их участниками - в силу развития старых и открытия новых рынков товаров и услуг. Это приводит к повышению роли добровольного раскрытия информации для разных групп пользователей. В результате повышения спроса на новые сообщения в этот процесс включается государственный регулятор, формализующий требования к данным для широкого круга пользователей.

Система раскрытия информации на уровне корпоративного сектора содержит два основных массива: формальных требований, предусмотренных международными или национальными стандартами отчетности, требований отдельных национальных регуляторов или третьих сторон; а также системы добровольного раскрытия данных

для обеспечения прозрачности (транспарентности), релевантности (соответствия информационным потребностям), полноты и достоверности в рамках выбранной концептуальной основы и модели бухгалтерского учета.

Установлено, что существование нескольких концептуальных основ для финансовой отчетности может приводить как к неосознанным искажениям со стороны компаний, так и к неверному восприятию такой отчетности недостаточно информированными пользователями. Поэтому в развитых странах ведется активная разработка концептуальной основы интегральной (расширенной) финансовой отчетности, которая включала бы альтернативные варианты оценки результатов деятельности деловых организаций, применение пошагового подхода к упрощению финансовой отчетности путем пересмотра структуры, порядка, руководств по раскрытию информации, в том числе существенных социальных, экологических и управленческих факторов и событий, а также применения инновационных технологий обработки данных. Вектор трансформации концептуальных основ финансовой отчетности следует искать в диалектике между

критериями сложности и дополнительной ценности информации представляемой отчетности.

В связи с этим страны с развивающимися рынками должны принять активное участие в разработке новой концептуальной основы интегрированной финансовой отчетности, позволяющей им повысить международную конкурентоспособность в борьбе за инвестора, а также ускорить институциональные реформы, результатом которых станет формирование внутреннего класса квалифицированных пользователей финансовой и нефинансовой информации.

Ключевые слова: финансовая отчетность, раскрытие информации, нефинансовая информация, концептуальная основа, модель, интегральная финансовая отчетность

Использование публичной финансовой отчетности различными группами заинтересованных пользователей предусматривает понимание ее фундамента - концептуальной основы, определяющей цели, формы и подходы к подаче и раскрытию информации для принятий экономических решений. В связи с неоднородностью информационных потребностей пользователей на практике выделяют традиционную концептуальную основу для финансовой отчетности общего назначения [5], а также концептуальную основу (принципы) для отчетности специального назначения, применяемые на международном и национальном уровнях.

В частности, в большинстве стран постсоветского пространства концептуальной основой формирования отчетности общего назначения считаются национальные стандарты бухгалтерского учета, а концептуальная основа специального назначения применяется для раскрытия информации участниками национального фондового рынка или международных рынков капитала, пруденциального надзора за деятельностью профессиональных участников фондового рынка.

Научная дискуссия в данном направлении на постсоветском пространстве ведется вяло, что обусловлено узким кругом пользователей финансовой отчетности и недостаточной развитостью рынков капитала в странах СНГ.

С одной стороны, авторы отмечают необходимость совершенствования модели финансовой отчетности. В частности, О.В. Будько отмечает

необходимость определенной корректировки и совершенствования содержания самих форм финансовой отчетности [3]. С другой стороны, гармонизация национальной отчетности с международными стандартами остается больше на уровне декларирования отдельных инициатив, нежели целенаправленного движения на сближение.

Так, Т.Ю. Дружиловской выделена тенденция к постепенному усилению стандартизации учетной деятельности, которая ведется сначала в рамках отдельной страны, а затем - в тесной связи с экономической интеграцией и появлением транснациональных компаний, усилением их роли в мировом хозяйстве, повышением роли Международных стандартов бухгалтерской отчетности (МСФО) во всем мире.

Исследование цели и принципов составления отчетности по российскому законодательству и по МСФО показало, что, несмотря на определенное сходство формальных критериев, пока остаются и существенные различия между ними, которые приводят к значительному несоответствию показателей деятельности организаций в отчетности по российским и международным стандартам, давая пользователям отчетности недостоверную информацию для принятия решений.

Отметим, что различные требования к раскрытию сведений формируют одновременно различные ожидания и информационную базу для принятия решений, предопределяя качество спроса на финансовую отчетность.

В наши дни уточнены определение, цель и задачи транспарентности в сфере бухгалтерского учета; сформулировано определение транспарен-тной финансовой отчетности как комплексного (интегрального) показателя открытости субъекта экономики, отражающего адекватную требованиям пользователей степень полноты раскрытия и доступности информации о текущем состоянии и перспективах деятельности субъекта; предложены термины «формальная доступность», «активная доступность» и «раскрываемость информации».

Впрочем, до сих пор не выделено эффективных инструментов обработки и преобразования информации до состояния, полностью удовлетворяющего пользователей финансовой отчетности, а также упущены разработки концептуальной основы интегрированной отчетности [18].

Обобщая результаты анализа исследований и публикаций в сфере совершенствования концептуальной основы финансовой отчетности в развивающихся странах, следует обозначить ключевые аспекты.

1. Система раскрытия информации на уровне корпоративного сектора содержит два основных массива данных:

а) формальные требования, предусмотренные международными или национальными стандартами отчетности, требованиями отдельных национальных регуляторов или третьих сторон;

б) добровольное раскрытие, направленное на дополнение формальных требований для обеспечения прозрачности (транспарентности), релевантности (соответствия информационным потребностям), полноты и достоверности в рамках концепции существенности.

2. Существование нескольких концептуальных основ для финансовой отчетности может приводить как к неосознанным искажениям со стороны компаний, так и к неверному восприятию такой отчетности недостаточно информированными пользователями.

Таким образом, можно утверждать о существовании так называемого процесса «естественной» эволюции национальных систем финансовой отчетности в рамках трансформации их концептуальных основ и подходов к раскрытию информации.

Целями данного исследования являются обобщение этапов эволюции национальных систем финансовой отчетности в странах с развивающимися рынками (в том числе на постсоветском пространстве) в контексте трансформации их концептуальных основ и подходов к раскрытию информации, а также обоснование применения концепции интегрированной отчетности в системе национальной финансовой отчетности.

Методологический инструментарий выделения таких этапов формируют концепция существенности, теории принятия решений и поведенческих финансов, базирующиеся на парадигме неоинституционализма.

Для выделения этапов эволюции национальных систем финансовой отчетности автором были выбраны три группы маркеров (индикаторов), характеризующих спрос (пользователи), предложение (отчетность) и среду (регуляторы):

- количество, тип и географическое размещение пользователей информации, содержащейся в финансовой отчетности;

- масштаб, полнота раскрытий (примечаний) и сложность финансовой отчетности;

- интенсивность регулирования (пересмотра и дополнения нормативных требований к отчетности), полнота требований к раскрытию информации в примечаниях, наличие полномочий для применения санкций к компаниям, нарушающим концептуальную основу, интенсивность диалога с пользователями отчетности о ее содержании.

Отметим, что предложенные автором группы маркеров не являются исключительными и могут быть дополнены другими (дополнительными) критериями для дальнейших исследований. Результаты выделения этапов эволюции национальных систем финансовой отчетности представлены в таблице.

Поскольку деятельность компаний порождает потребность в полном и достоверном информировании заинтересованных лиц, на этапе зарождения системы финансовой отчетности количество субъектов информирования является ограниченным. Любое раскрытие информации в это время является сугубо добровольным, направленным на устранение асимметрии, возникающей в контексте упомянутых инновационных изменений в бизнесе.

Впрочем, здесь имеет место необходимость балансирования между повышением доверия со стороны пользователей к отчетности и экономической разведкой конкурентов, выявляющих на ранних этапах новые факторы конкурентоспособности.

Отсутствует и диалог между пользователями и регуляторами, порождая итеративный процесс совершенствования концептуальной основы финансовой отчетности путем проб и ошибок с обеих сторон при сохранении низкого качества и минимального объема предоставляемой информации.

По мере расширения спроса на информацию до уровня широкого круга пользователей государственные органы, устанавливающие нормы и правила добровольно-принудительного характера для раскрытий, способствуют постепенной ликвидации информационного вакуума, негативно влияющего на ожидания и доверие заинтересованных пользователей отчетности компаний, и, как

s н u о X н <и т н

о «

о а о о

X

«

X

X &

<и н

U =

и х 2 х л

ч «

X о X

я

«

X X X

я 2

ч

о и

m

2

с

«

н

Л

- S

я я

и я

:= Я S

S я § §

о

С &

н

:= Л ®

IS

С «

iE :=

Л И % =

ä * 0-

ю

я =

ä

Л* а

t * I

Ä fli — о

о I £ р

=

=

н

о S

о J

= -

й

§ н

m

о н

н о

(-С

Si н

Й U

Я te-

н

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

H

O

I Ü Й Й SP О

8 ^ & R

X 2 И «

s

H

щ Й &

Я .S °

W Ю й

ЧД ifo ^

я я о о

« X

К - .

Л О К

S Й 2

И О

н «

о о

Ч к

<и См

Я , u о g

& ,5®

Н Юо У u m « & X о, Hg «

«о о ^Я Я

«

ё S

к к

И й

Н О

й а

о, в

« о

й « ® Я

т Ö

Щ Ю

& 0J

8 л

к н

о

и й S-

X

8 я

3 я

5 н

о

ъ §

"OS IS „"И о л Я К Л К

s I

<и «

N

о &

СО

0 Я

1 л я о

,

Я

Ü о

о

£

и

1 А Я

3

&

Ч D Ö

С Я

о

Я Ь"

=Я Ü V Яо

йяя sä S^ я «ц

ЯЯО tu и я

я о^

нй Й U О

S Н

w о Я О

ив

и

5 я

о

У u m « Л л о, Hg 5Я

«о о ^Я Я

U

U W

Й 10 ^ °

¡3 u р » Я g ЧД Я со

X

I

X

Й ю

о % ^ £

Яя л н

О й SX о

£

2 о

Ix =Я

н

Л ^ ^ о =я

8

о ю о чо й

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s; ^ » й н и

^ ^ ч Л о о

X

Я

«

о

,

а ь

Л ^

ES

Л <и

!« Я

(U о ,

и у Я, Ян

i? « Я Я

^ Ei

,

=Я X 5Я Я Ч u ts So чй

^ I-

М Л о « ЯМ тя

Я

й

Ü О

о Я

й

,

Н

Я W о й

Я . ,

н

о 3 ~

йщ о

о

А са

^ i

X

* а м я я

я

й

^

s I

о ^

й U

о ft

[2

н с 1С й а

следствие, целых рынков. В результате ценность информации в отчетности постепенно возрастает, стимулируя как процесс совершенствования нормативной базы, так и масштаб добровольных раскрытий.

Формальное соблюдение подходов к формированию концептуальной основы финансовой отчетности в развивающихся странах без надлежащего разъяснения широкому кругу пользователей приводит к тому, что национальные стандарты бухгалтерского учета содержат требования лишь к минимально необходимому объему информации, что не позволяет пользователям из стран с развитыми рынками (и более широким спектром интересов к финансовой и прочей информации, содержащейся в отчетности) понять бизнес компании и принять соответствующее экономическое решение.

Кроме того, отсутствие каких-либо санкций в случае существенного искажения или неполного предоставления информации на этапе формирования не способствует повышению качества финансовой отчетности и сдерживает эволюцию концептуальной основы.

В этом контексте следует отметить, что фундаментальной ошибкой при принятии национальных стандартов в России и на Украине стали устранение возможности выбора концептуальной модели учета и отчетности, существенное сужение требований к раскрытию информации.

Таким образом, финансовая отчетность, сформированная по национальным меркам, не соответствует международным стандартам, порождая двойную работу бухгалтерской службы и дополнительные расходы для компании. А аргументы о том, что такие стандарты учитывают национальные особенности, являются необоснованными, поскольку особенности могут возникать только в тех

Международный бухгалтерский учет

International accounting

сферах, где есть рынок, потребность в информации и соответствующая практика ее раскрытия для устойчивых групп пользователей.

С учетом того, что количество таких групп на развивающихся рынках сравнительно меньше, чем в развитых странах, национальная практика не может быть поставлена во главу угла. Для недопущения в дальнейшем постоянной трансформации правил и стандартов раскрытия информации и снижения интенсивности пересмотра концептуальной основы более целесообразным будет принятие общих норм и правил, применяемых на международном уровне, с правом выбора более широкой или узкой концепции раскрытия информации со стороны предприятий.

Следующим дискуссионным вопросом является полнота или глубина финансовой отчетности: следует ли сохранить многообразие концептуальных основ или все же стоит усилить процесс унификации и интеграции норм и стандартов?

После анализа опыта стран с развитыми рынками капитала, где спрос на информацию в финансовой отчетности со стороны пользователей на высоком уровне, совершенствование требований к раскрытию информации сводится к следующим направлениям:

- добровольное раскрытие дополнительной финансовой и нефинансовой информации [13, 17];

- корпоративная социальная ответственность [6, 12];

- компенсации высшему управленческому персоналу за результативность его деятельности, предупреждение экономических правонарушений [10, 1];

- достижение целей устойчивого развития и защита окружающей природной среды [15];

- детализация раскрытия информации в отчетности по географическим сегментам [2, 8].

По мнению автора, концептуальная модель интегрированной отчетности имеет право на жизнь, однако в более традиционной форме - расширенной концептуальной основе финансовой отчетности.

Впрочем, ключевую роль в развитии данного направления исследований играет постоянное противостояние двух базовых критериев формирования отчетности:

- недопущения чрезмерной сложности (чего достичь на практике достаточно сложно, учитывая

постоянно возрастающие требования пользователей к содержанию финансовой отчетности);

- обеспечения прироста ценности для компании и пользователей (инвесторов) благодаря дополнительно предоставляемой информации.

Существенные изменения регуляторной среды в большинстве стран в ответ на мировой финансовый кризис создали новые вызовы профессиональному бухгалтерскому сообществу, поскольку теперь представители как финансового, так и нефинансового секторов должны отображать намного больше информации, чем это было ранее, о событиях и обстоятельствах, влияющих на показатели отчетности.

Возросли требования общества к корпоративному сектору в сфере защиты окружающей среды и социальной ответственности бизнеса, в контексте которых компании должны раскрывать информацию об операциях и контрактах, оказывающих существенное влияние на экологию или угрожающих рынку труда.

Кроме того, кризис доверия на мировых рынках к топ-менеджменту транснациональных корпораций и холдинговых структур можно преодолеть исключительно путем большей прозрачности и восстановления этической чистоты в бизнес-трансакциях.

Исходя из этого, автор не считает целесообразным внедрение дополнительных концептуальных основ (как это принято для отчетности специального назначения), поскольку такие обстоятельства актуальны во всех сферах деятельности общества и носят всеобъемлющий характер. Лучшим выходом из ситуации будет расширение (дополнение) существующей концептуальной основы финансовой отчетности.

Какое содержание интегрированной концептуальной основы финансовой отчетности позволит ей полноценно покрывать информационные потребности пользователей - заинтересованных сторон?

Обобщая последние тенденции в сфере формирования этой основы, следует отметить:

1) ценность предоставляемой информации должна быть сопоставима с ее существенностью. В марте 2014 г. компания KPMG - представитель Большой аудиторской четверки - выпустила пресс-релиз в поддержку дополнения к Международному

стандарту финансовой отчетности 1 «Подача финансовой отчетности» [14]. Представители сети аудиторских фирм высказали свое видение реформы системы раскрытия информации. В частности, они предложили усилить требования к раскрытию и представлению (в агрегированном или дезагрегированном виде) существенной информации, изъятию из отчетов несущественных данных, в том числе примечаний. Другой представитель четверки - компания PwC - ежегодно публикует Контрольный перечень требований к раскрытию информации в соответствии с МСФО [4];

2) качественную трансформацию концептуальной основы, которая не должна приводить к усложнению отчетности. Европейская организация по ценным бумагам и рынкам (ESMA) запустила консультации по возможным альтернативным вариантам оценки результатов деятельности деловых организаций, направленные на: а) улучшение прозрачности и сопоставимости финансовой информации; б) снижение информационной асимметрии среди пользователей отчетности; в) обеспечение последовательности в применении альтернативных методов оценки (alternative performance measures, APMs); г) восстановление публичного доверия к финансовой отчетности как таковой [9]. Аналогично в США представитель Комиссии по ценным бумагам и биржам Дэниел Галлахер (Daniel Gallagher) отмечает, что наилучшим способом снижения нагрузки на финансовую отчетность и пересмотра требований в пользу ее упрощения является сфокусированный, пошаговый подход. Для этого комиссии необходимо сосредоточить свои усилия на структурированных раскрытиях, упорядочивании раскрытий, упрощении представления за счет обязательных форм регистрации (registration statements) и форм с информацией о предстоящем ежегодном собрании акционеров компании (proxy statements); на понимании потенциального влияния технологий, устранении раскрытий, необходимость которых имеет политическую подоплеку [16]. А рабочая группа ЕС по вопросам финансовой отчетности (EFRAG) в феврале 2014 г. выпустила бюллетень с предложениями по снижению сложности отчетности в части пруденциального надзора, достоверности информации, влияния фактора неопределенности, бизнес-мо-

дели и концептуальной основы на объективность и сложность предоставляемой информации для широкого круга пользователей [11];

3) дополнительную ценность финансовой отчетности, которую может приносить нефинансовая информация. Чтобы торговаться на биржах, компаниям следует делать раскрытия по социальной, управленческой и экологической политике [19]. В данном контексте важными для пользователей являются такие элементы концептуальной основы:

- оценка существенности: все публичные компании должны информировать о процессе определения факторов, относимых к существенным для интегрированной отчетности. Таковыми являются социальные, экологические и управленческие (environment, social and governance, ESG). Раскрытия должны основываться на трех ключевых составляющих: как именно эти факторы определяются, кто участвует в процессе определения и какие из них относятся к категории существенных (с объяснением причин);

- раскрытия ESG: они должны быль как качественными, так и количественными - всего по 10 различным категориям социальных, экологических и управленческих факторов. По каждой из десяти категорий разрешен подход comply or explain, что означает обязательность выполнения требования, но возможность оправдаться в случае, если по какой-то уважительной причине его выполнение невозможно. Примерами этих десяти категорий могут служить влияние на окружающую среду, отношения с сотрудниками, защита прав человека, цепи поставок и субконтрактинг, изменение климата;

- индекс раскрытий ESG: каждая компания должна в свой традиционный годовой финансовый отчет ставить гиперссылку на индекс раскрытия факторов ESG (ESG Disclosure Index). Это сделано для удобства пользователей отчетности -инвесторов, которые жалуются, что найти интегрированную информацию в отчетах компаний непросто и на это требуется много времени. Использование такого показателя должно привнести в отчетную практику больше единообразия и систематичности. Составление индекса возможно с помощью инструментария Global Reporting Initiative (GRI) [7].

Выводы и предложения. Как показывает ретроспективный анализ развития национальных систем учета и отчетности, все развивающиеся страны проходят несколько этапов институциональных трансформаций, определяющих структуру и специфику концептуальной основы финансовой отчетности на каждом из таких этапов.

Страны постсоветского пространства завершили этап формирования национальных систем учета и отчетности и перешли в фазу конвергенции и интеграции национальных систем к требованиям международных стандартов финансовой отчетности.

С учетом возрастающей роли информации в обеспечении роста и устойчивости рынков в развитых странах проходит эволюция подходов и требований к раскрытию информации. Спрос со стороны устойчивых институциональных групп, а также национальных и международных регуляторов формирует соответствующую реакцию на рынках.

Каким же должен быть ответ развивающихся стран? Как потенциальные аттракторы потоков капитала, товаров и услуг они должны принять активное участие в разработке новой модели концептуальной основы интегрированной финансовой отчетности, позволяющей им повысить международную конкурентоспособность в борьбе за инвестора, а также ускорить институциональные реформы, результатом которых станет формирование внутреннего класса квалифицированных пользователей финансовой и нефинансовой информации. Содержание такой модели концептуальной основы будет предметом дальнейших исследований автора.

Список литературы

1. Алегин А.П. Гласные источники информации, используемые в предупреждении, выявлении, раскрытии и расследовании преступлений, связанных с легализацией незаконных доходов // Актуальные проблемы российского права. 2008. № 4. С. 368-376

2. Алхимов А.А. Проблемы и задачи раскрытия информации современными компаниями // Бизнес: экономика, маркетинг, менеджмент. 2008. № 2. С. 23-26.

3. Будько О. Финансовая отчетность как источник информации для принятия управлен-

ческих решений // Эффективная экономика. 2013. № 1. URL: http://www.economy.nayka.com. ua/?op=1&z=1721.

4. Контрольный перечень требований к раскрытию информации в соответствии с МСФО. М.: ПрайсвотерхаусКуперс Аудит, 2013. 146 с.

5. Концептуальная основа финансовой отчетности. URL: http://www.msfo-training.ru/_themes/ Article_01_ConceptualFramework.pdf.

6. Сальникова К.А. Использование социальной (нефинансовой) отчетности для раскрытия информации о корпоративной культуре компаний. URL: http://www.utmn.ru/docs/7427.pdf.

7. «Устойчивые» стандарты, возможно, будут введены в качестве требований на мировых биржах. URL: http://gaap.ru/news/139596.

8. Arya A. Compliance with Segment Disclosure Initiatives: Implications for the Short and Long Run / Anil Arya, Hans Frimor and Brian // Managerial and Decision Economics. 2013, vol. 34, iss. 7-8, pp. 488-501.

9. ESMA формализует применение альтернативных индикаторов. URL: http://gaap. ru/news/139071.

10. Frantz P. Executive Compensation: A Model of Disclosure Choice / Pascal Frantz, Norvald Instefjord and Martin Walker // Journal of Business Finance and Accounting. 2013, vol. 40, iss. 9-10, pp.1184-1220.

11. Getting a Better Framework Complexity (Bulletin), EFRAG, February 2014. URL: https:// www.frc.org.uk/Our-Work/Publications/Accounting-and-Reporting-Policy/Getting-a-Better-Framework-Complexity-Bulletin.aspx.

12. Gray R. Social and Environmental Disclosure and Corporate Characteristics: A Research Note and Extension / Rob Gray, Mohammed Javad, David M. Power and C. Donald Sinclair // Journal of Business Finance and Accounting. 2001, vol. 28, iss. 3-4, pp. 327-356.

13. Karamanou I. Disclosure and the Cost of Capital: Evidence from the Market's Reaction to Firm Voluntary Adoption of IAS / Irene Karamanou and George P. Nishiotis // Journal of Business Finance and Accounting. 2009, vol. 36, iss. 7-8, pp. 793-821.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Making Financial Statements More Relevant. KPMG, March 2014. URL: http://www.kpmg.com/ Global/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublications/ In-the-Headlines/Documents/ITH-2014-05.pdf.

15. Mio C. Non-financial Information About Sustainable Development and Environmental Policy in the Annual Reports of Listed Companies: Evidence from Italy and the UK / Chiara Mio et all. // Corporate Social Responsibility and Environmental Management. 2013, vol. 20, iss. 6, pp. 340-358.

16. SEC будет бороться с лишними раскрытиями постепенно. URL: http://gaap.ru/news/138998.

17. Suijs J. Voluntary Disclosure of Bad News //

Journal of Business Finance and Accounting. 2005, vol. 32, iss. 7-8, pp. 1423-1435.

18. The Evolving Nature of Financial Reporting: Disclosure and Its Audit Implications // IFAC Discussion Paper Series. 2011, no. 1. 51 p. URL: http://www. ifac.org/sites/default/files/publications/exposure-drafts/IAASB-Disclosures_Discussion_Paper.pdf.

19. WFE Launches Sustainability Working Group // WFE Focus. 2013, no. 1, p. 9.

International accounting Reform of reporting

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

INFORMATION DISCLOSURE IN FINANCIAL STATEMENTS: EVOLUTION OF NATIONAL SYSTEMS AND INTEGRATION DETERMINANTS

Svetlana V. SHUL'GA

Abstract

The article focuses on the evolution stages of the national systems of financial statements of enterprises in the context of transforming their conceptual framework and approaches to information disclosure, and the determinants of forming the integrated financial statements concept. The evolution of institutional environment influences the transformation of conceptual framework, i.e. markets and information flows among their participants, due to developing traditional and opening of new markets of goods and services. This leads to enhanced role of voluntary information disclosure of different groups of users. As a result of increased demand for new information, the State regulator involves in the process of its disclosure, which formulates the requirements to information for a wide groups of users. The system of information disclosure at the corporate sector level includes two basic arrays: formal requirements, which are envisioned by international or national accounting standards, requirements of certain national regulatory authorities or other stakeholders, and the system of voluntary information disclosure to ensure transparency, relevancy (compliance with information needs), completeness and reliability within the chosen conceptual framework and accounting system model. The paper grounds that the existence of several conceptual frameworks for financial statements can lead to both the unperceived misstatements on the part

of companies and misunderstanding of the statements by insufficiently informed users. In order to solve this problems, the developed countries actively develop the conceptual framework of integrated (enhanced) financial statements that would include an alternative performance assessment, a step-by-step approach to financial statements simplification through revision of their structure, procedures, manuals for information disclosure, including significant social, environmental and corporate factors and events, as well as the use of innovation data processing technologies. In this regard, the developing countries should take an active part in working out the new conceptual framework of integrated financial statements, which would enable them to increase international competitive advantage in their battle for investors, to accelerate institutional reforms resulting in building up an internal class of qualified users of financial and non-financial information.

Keywords: financial statements, information disclosure, non-financial information, conceptual framework, model, integrated financial statements

References

1. Alegin A.P. Glasnye istochniki informatsii, ispol 'zuemye vpreduprezhdenii, vyyavlenii, raskrytii i rassledovaniiprestuplenii, svyazannykh s legalizatsiei nezakonnykh dokhodov [Public information sources

used in prevention, interception and investigation of crimes involving money laundering]. Aktual'nye problemy rossiiskogo prava - Current problems of Russian law, 2008, no. 4, pp. 368-376.

2. Alkhimov A.A. Problemy i zadachi raskrytiya informatsii sovremennymi kompaniyami [Problems and tasks for information disclosure by modern companies]. Biznes: ekonomika, marketing, menedzhment -Business: economics, marketing, management, 2008, no. 2, pp. 23-26.

3. Bud'ko O. [Financial statements as an information source for management decision-making]. Effektivna ekonomika, 2013, no. 1. (In Ukr.) Available at: http://www.economy.nayka.com. ua/?op=1&z=1721.

4. Kontrol'nyi perechen ' trebovanii k raskrytiyu informatsii v sootvetstvii s MSFO [A check list of requirements for information disclosure under the IFRS]. Moscow, PwC Audit, 2013, 146 p.

5. Kontseptual'naya osnova finansovoi otch-etnosti [The conceptual framework of financial statements]. Available at: http://www.msfo-training. ru/_themes/Article_01_ConceptualFramework.pdf. (In Russ.)

6. Sal'nikova K.A. Ispol'zovanie sotsial'noi (nefinansovoi) otchetnosti dlya raskrytiya informatsii o korporativnoi kul'ture kompanii [Using social (non-financial) statements for corporate culture information disclosure]. Available at: http://www. utmn.ru/docs/7427.pdf. (In Russ.)

7. "Ustoichivye" standarty, vozmozhno, budut vvedeny v kachestve trebovanii na mirovykh birzhakh ["Sustainable" standards will possibly be introduced as a requirement in the world exchange markets]. Available at: http://gaap.ru/news/139596. (In Russ.)

8. Arya A., Mittendorf B., Frimor H. Compliance with Segment Disclosure Initiatives: Implications for the Short and Long Run. Managerial and Decision Economics, 2013, vol. 34, iss. 7-8, pp. 488-501.

9. ESMA formalizuet primenenie al 'ternativnykh indikatorov [ESMA formalizes application of alternative indicators]. Available at: http://gaap.ru/ news/139071. (In Russ.)

10. Frantz P., Instefjord N., Walker M. Executive Compensation: A Model of Disclosure Choice. Journal of Business Finance and Accounting, 2013, vol. 40, iss. 9-10, pp. 1184-1220.

11. Getting a Better Framework Complexity. EFRAG, February 2014. Available at: https://www. frc.org.uk/Our-Work/Publications/Accounting-and-Reporting-Policy/Getting-a-Better-Framework-Com-plexity-Bulletin.aspx.

12. Gray R., Javad M., Power D.M., Sinclair C.D. Social and Environmental Disclosure and Corporate Characteristics: A Research Note and Extension. Journal of Business Finance and Accounting, 2001, vol. 28, iss. 3-4, pp. 327-356.

13. Karamanou I., Nishiotis G. Disclosure and the Cost of Capital: Evidence from the Market's Reaction to Firm Voluntary Adoption of IAS. Journal of Business Finance and Accounting, 2009, vol. 36, iss. 7-8, pp. 793-821.

14. Making Financial Statements More Relevant. KPMG, March 2014. Available at: http://www.kpmg. com/Global/en/IssuesAndInsights/ArticlesPublica-tions/In-the-Headlines/Documents/ITH-2014-05 .pdf.

15. Mio C. e.a. Non-financial Information about Sustainable Development and Environmental Policy in the Annual Reports of Listed Companies: Evidence from Italy and the UK. Corporate Social Responsibility and Environmental Management, 2013, vol. 20, iss. 6, pp. 340-358.

16. SEC budet borot'sya s lishnimi raskrytiyami postepenno [SEC will deal extra disclosures step by step]. Available at: http://gaap.ru/news/138998. (In Russ.)

17. Suijs J. Voluntary Disclosure of Bad News. Journal of Business Finance and Accounting, 2005, vol. 32, iss. 7-8, pp. 1423-1435.

18. The Evolving Nature of Financial Reporting: Disclosure and Its Audit Implications. IFAC Discussion Paper Series, 2011, no. 1, 51 p. Available at: http://www.ifac.org/sites/default/files/publica-tions/exposure-drafts/IAASB-Disclosures_Discus-sion_Paper.pdf.

19. WFE Launches Sustainability Working Group. WFE Focus, 2013, no.1, p. 9.

Svetlana V. SHUL'GA

National Academy of Statistics, Accounting and Audit, Kiev, Ukraine StShylga@ukr.net

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.