Научная статья на тему 'Раскрытие информации тарифного дела как средство обеспечения баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций'

Раскрытие информации тарифного дела как средство обеспечения баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
раскрытие информации / баланс интересов / равноправие сторон / процессуальная гарантия / коммунальный ресурс / средства доказывания / предмет доказывания / тариф / information disclosure / balance of convenience / equality of the parties / procedural guarantee / utility resource / means of proof / fact in proof / a charge

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Виталий Витальевич Степанов

В работе аргументируется необходимость полного раскрытия информации и документов, выступающих основанием для установления тарифов на коммунальные ресурсы. Предлагается формулировка правовых норм, принятие которых позволит создать для потребителей дополнительные средства контроля за обоснованностью устанавливаемых государственными органами цен на коммунальные ресурсы, а также расширить процессуальные возможности оспаривания соответствующих нормативных правовых актов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Виталий Витальевич Степанов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information disclosure in charge estimates as a tool to maintain the balance of convenience between consumers and utility providers

The paper gives arguments for the need in full disclosure of the information and documents underlying the estimates for the utility charges. The authors articulate law principles which could be approved to give the consumers some additional tools to control the explicability of the utility charges set by the governmental bodies, as well as to enhance the procedural possibilities to contest the respective regulatory documents.

Текст научной работы на тему «Раскрытие информации тарифного дела как средство обеспечения баланса интересов потребителей и ресурсоснабжающих организаций»

УДК 347.254/347.9

ББК 67.404/67.410.1

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10020

РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ ТАРИФНОГО ДЕЛА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ БАЛАНСА ИНТЕРЕСОВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И РЕСУРСОСНАБЖАЮЩИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Виталий Витальевич СТЕПАНОВ, доцент кафедры уголовного права и прокурорского надзора Пермского государственного национального исследовательского университета, кандидат юридических наук, доцент, E-mail: vitaliystepanov2017@mail.ru

Аннотация. В работе аргументируется необходимость полного раскрытия информации и документов, выступающих основанием для установления тарифов на коммунальные ресурсы. Предлагается формулировка правовых норм, принятие которых позволит создать для потребителей дополнительные средства контроля за обоснованностью устанавливаемых государственными органами цен на коммунальные ресурсы, а также расширить процессуальные возможности оспаривания соответствующих нормативных правовых актов.

Ключевые слова: раскрытие информации, баланс интересов, равноправие сторон, процессуальная гарантия, коммунальный ресурс, средства доказывания, предмет доказывания, тариф.

Annotation. The paper gives arguments for the need in full disclosure of the information and documents underlying the estimates for the utility charges. The authors articulate law principles which could be approved to give the consumers some additional tools to control the explicability of the utility charges set by the governmental bodies, as well as to enhance the procedural possibilities to contest the respective regulatory documents.

Keywords: information disclosure, balance of convenience, equality of the parties, procedural guarantee, utility resource, means of proof, fact in proof, a charge.

К числу принципов регулирования отношений в сфере ресурсоснабжения относятся:

1) соблюдение баланса экономических интересов потребителей и ресурсоснабжа-ющих организаций;

2) обеспечение экономической обоснованности устанавливаемых государством цен (тарифов) на коммунальные ресурсы;

3)открытостъ деятельности ресурсоснаб-жающих организаций1.

Одним из принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации, является открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации (кроме случаев, установленных федеральными законами)2.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и

о защите информации» от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы.

В настоящее время законодательство РФ предусматривает достаточно широкий перечень информации об осуществлении деятельности в сфере коммунального ресурсоснабжения, в отношении которой осуществляется государственное регулирование цен (тарифов), подлежащей раскрытию уполномоченными государственными органами и субъектами регулируемых видов деятельности3.

Например, в соответствии с п. 19 Стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования только в рам-

№ 1/2019

ках информации об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации такими организациями подлежат раскрытию сведения:

■ о выручке от регулируемого вида деятельности с разбивкой по видам деятельности;

■ о себестоимости производимых товаров (оказываемых услуг) по регулируемому виду деятельности;

■ о чистой прибыли, полученной от регулируемого вида деятельности, с указанием размера ее расходования на финансирование мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации;

■ об изменении стоимости основных фондов, в том числе за счет их ввода в эксплуатацию (вывода из эксплуатации), а также стоимости их переоценки;

■ о валовой прибыли (убытках) от реализации товаров и оказания услуг по регулируемому виду деятельности;

■ о годовой бухгалтерской отчетности, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему;

■ об установленной тепловой мощности объектов основных фондов, используемых для осуществления регулируемых видов деятельности;

■ о тепловой нагрузке по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности;

■ об объеме вырабатываемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности;

■ об объеме приобретаемой регулируемой организацией тепловой энергии в рамках осуществления регулируемых видов деятельности;

■ об объеме тепловой энергии, отпускаемой потребителям, по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности;

■ о нормативах технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям, утвержденных уполномоченным органом;

■ о фактическом объеме потерь при передаче тепловой энергии;

■ о среднесписочной численности основного производственного персонала;

■ шо среднесписочной численности административно-управленческого персонала;

■ о нормативах удельного расхода условного топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, с распределением по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности;

■ о фактическом удельном расходе условного топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии с распределением по источникам тепловой энергии, используемым для осуществления регулируемых видов деятельности;

■ об удельном расходе электрической энергии на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности;

■ об удельном расходе холодной воды на производство (передачу) тепловой энергии на единицу тепловой энергии, отпускаемой потребителям по договорам, заключенным в рамках осуществления регулируемых видов деятельности;

■ о показателях технико-экономического состояния систем теплоснабжения.

Однако, как представляется, действующее правовое регулирование по существу не позволяет рядовому потребителю в полной мере проверить соблюдение порядка утверждения тарифа на коммунальный ресурс и обоснованность включенных в него статей затрат ресурсоснаб-жающей организации. Это связано, в первую очередь, с отсутствием у него возможности ознакомиться с материалами тарифных дел.

Потребители или их объединения могут получить возможность ознакомиться с материалами тарифного дела уже в процессе судебного оспаривания нормативного правового акта об утверждении соответствующего тарифа. Соответственно, на этапе обращения за судебной защитой в определенных ситуациях потребителям приходится действовать в чем-то наугад, руководствуясь косвенными признаками допущенных при утверждении спорного тарифа нарушений.

Так, обращаясь в 2012 г. в арбитражный суд с заявлением об оспаривании тарифов на тепловую энергию, установленных для одной из ре-сурсоснабжающих организаций, заявители ссылались на содержание отчета Контрольно-счетной палаты Пермского края от 6 марта 2012 г. № 4 по результатам проверки эффективности деятельности РЭК Пермского края по реализа-

№ 1/2019

ции единой политики в сфере государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию, цен на природный и сжиженный газ, реализуемый населению, а также других цен (тарифов) и предельных индексов, регулирование и утверждение которых возложено на субъект Российской Федерации и определено Правительством Пермского края на период 2008 — 2011 гг.

И несмотря на позицию суда, что указанный отчет не мог быть положен в основу бесспорного вывода о незаконности оспариваемого постановления РЭК Пермского края и об экономической необоснованности тарифов на 2012 г., тем не менее, содержащиеся в нем выводы, сформулированные на основе первичных документов материалов тарифных дел, позволили заявителям определить надлежащие основания своих требований. В результате арбитражным судом постановление органа регулирования о тарифах на тепловую энергию в части было признано несоответствующим положениям федерального законодательства4.

При этом и в процессе судебного рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта об утверждении тарифа иногда возникают сложности с получением информации и документов тарифных дел.

Так, в процессе двухлетнего рассмотрения арбитражного дела № А50-9813/2013 интересующие заявителей тарифные дела были попросту уничтожены органом регулирования5.

А в рамках дела № 3а-125/2017, рассмотренного Пермским краевым судом6, право административных истцов на снятие копий с материалов дела, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 45 КАС РФ, было ограничено судом со ссылкой на наличие документов, содержащих коммерческую тайну организации, осуществляющей регулируемый вид деятельности. При этом Верховный Суд РФ при рассмотрении дела № 44-АПГ17-25 не разделил позицию суда первой инстанции и предоставил возможность снимать копии с материалов тарифного дела в полном объеме7.

В отсутствие у потребителей возможности принять участие (в качестве слушателя) в заседании коллегиального органа, утверждающего тарифы на коммунальные ресурсы, они в значительной мере лишаются возможности проверки факта утверждения спорного тарифа в установленный срок, соблюдения предусмотренных законодательством процедур.

Например, в ходе одного из заседаний правления РСТ Пермского края, проходившего во второй половине рабочего дня, им были рассмотрены около двухсот тарифных решений, а текст протокола составил 895 страниц (без учета приложенных экспертных заключений). Путем несложных математических вычислений получается, что на обсуждение и принятие одного тарифного решения в среднем требовалось около одной минуты.

В другом случае на сайте органа был опубликован протокол заседания его правления без подписей уполномоченных лиц, а в судебном процессе, в котором был поднят вопрос о законности утвержденного на этом заседании тарифа, была представлена только выписка из указанного протокола, также не содержащая подписи руководителя органа. В результате потребителям так и не была предоставлена возможность в полной мере удостовериться в том, что заседание государственного органа действительно проводилось и им были утверждены именно те тарифы, что были опубликованы и фактически применялись.

В 2017 — 2018 гг. Федеральной антимонопольной службой был разработан проект федерального закона «Об основах государственного регулирования цен (тарифов)»8, который был призван решить ряд накопившихся проблем в этой области, унифицировав соответствующее законодательство9. В частности, специальная глава посвящена информированию о деятельности регулирующих органов.

С учетом изложенного представляется, что в указанный федеральный закон (статьи 45, 48 проекта) могут быть включены нормы следующего содержания:

1) «Любой потребитель товаров (работ, услуг), реализуемых регулируемыми субъектами, вправе присутствовать на заседании органа регулирования по вопросу об утверждении соответствующего тарифа, направлять на заседание своего представителя, осуществлять аудио- и видеосъемку заседания»;

2) «Любой потребитель товаров (работ, услуг), реализуемых регулируемыми субъектами, вправе знакомиться с материалами тарифного дела и снимать с них копии, в том числе через своего представителя».

Сформулированное предложение еще в 2017 г. в целом получило одобрение Экспертного совета по применению законодательства в сфере тарифного регулирования при Управлении Фе-

№ 1/2019

деральной антимонопольной службы по Пермскому краю10.

Указанное расширение возможностей потребителей по контролю за деятельностью органов регулирования, регулируемых субъектов в сфере ресурсоснабжения позволит эффективнее решать задачи, стоящие перед обществом и государством в указанной сфере:

1) частично создать правовую базу для претворения в жизнь положений Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ в рассматриваемой сфере11;

2) закрепить действенные гарантии реализации принципов открытости, экономической обоснованности, соблюдения баланса интересов участников системы коммунального ресурсос-набжения;

3) установить процессуальную основу, правовые гарантии соблюдения принципов состязательности и равноправия сторон в делах об оспаривании нормативных правовых актов об установлении тарифов на коммунальные ресурсы.

1 См., напр.: ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О теплоснабжении» от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ;

ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ // СПС «Консультант Плюс»

2 См. ст. 3 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.

3 См., напр.: Постановления Правительства РФ:

от 17.01.2013 г. № 6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения»; от 21.01.2004 г. № 24 «Об утверждении стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков электрической энергии;

от 05.07.2013 г. № 570 «О стандартах раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосе-

тевыми организациями и органами регулирования» // СПС «Консультант Плюс» См. также, напр.:

Терещенко Л.К. Доступ к информации: правовые гарантии // Журнал рос. права. 2010. № 10. С. 46—53; Горбылев С. Рынок электроэнергии: к вопросу о раскрытии информации его субъектами // Конкуренция и право. 2012. № 4. С. 45—49;

Околеснова O.A. Раскрытие информации как форма обеспечения доступа к информации, составляющей общественный интерес // Актуальные проблемы рос. права. 2014. № 5. С. 794—798.

4 См. судебные акты по арбитражному делу № А50-12735/2012 // URL: http://kad.arbitr.ru

5 URL: http://kad.arbitr.ru

6 URL: http://oblsud.perm.sudrf.ru

7 URL: https://vsrf.ru

8 URL: http://regulation.gov.ru/projects#npa=79443

9 См. подроб.: Лысова Ю. Перспективы принятия единого закона о тарифном регулировании // Информационный портал «Право.ru». 2017. 24 июля // URL: https:/ /pravo.ru/opinions/view/142935

10 URL: https://perm.fas.gov.ru/advice/15178

11 СЗ РФ. 2014. № 30 (ч. I) Ст. 4213.

Библиографический список

1. Горбылев С. Рынок электроэнергии: к вопросу о раскрытии информации его субъектами // Конкуренция и право. 2012. № 4. С. 45—49.

2. Лысова Ю. Перспективы принятия единого закона о тарифном регулировании // Информационный портал «Право.т». 2017. 24 июля // URL: https://pravo.ru/opinions/view/142935

3. Околеснова O.A.. Раскрытие информации как форма обеспечения доступа к информации, составляющей общественный интерес // Актуальные проблемы рос. права. 2014. № 5. С. 794— 798.

4. Терещенко Л.К. Доступ к информации: правовые гарантии // Журнал рос. права. 2010. № 10. С. 46—53.

№ 1/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.