Научная статья на тему 'Расходы региональных бюджетов на социальную инфраструктуру в условиях экономического кризиса'

Расходы региональных бюджетов на социальную инфраструктуру в условиях экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
180
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / BUDGET / РЕГИОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / СУБЪЕКТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / REGION OF THE RUSSIAN FEDERATION / СОЦИАЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / SOCIAL INFRASTRUCTURE / РАСХОДЫ НА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / ЗДРАВООХРАНЕНИЕ / HEALTH CARE / EXPENSES ON WELFARE ACTIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коломиец А.Г.

Особенностью развития социальной инфраструктуры в России является ее приоритетное финансирование из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В статье рассматривается ряд факторов, которые необходимо учитывать при определении критериев бюджетной обеспеченности соответствующими услугами и сумм ассигнований региональных бюджетов на социально-культурные цели. Анализируя данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом полугодии 2015 г., автор констатирует возникновение негативных тенденций в финансировании расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения в регионах и в динамике заработной платы работников этих учреждений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Expenses of the regional budgets on the welfare purposes in the conditions of economic crisis

A feature of development of social infrastructure in Russia is its priority financing from the consolidated budgets of subjects of the Russian Federation. A number of factors which needs to be considered when determining criteria of the budgetary security with the corresponding services and the sums of allocations of regional budgets for the welfare purposes is considered in the paper. Analyzing data on performance of the consolidated budgets of territorial subjects of the Russian Federation in the first half of the year 2015, the author states emergence of negative tendencies in financing of maintenance costs of establishments of education, health care, social security in regions of the Russian Federation and dynamics of a salary of employees of these institutions

Текст научной работы на тему «Расходы региональных бюджетов на социальную инфраструктуру в условиях экономического кризиса»

Вестник Института экономики Российской академии наук

6/2015

А.Г. КОЛОМИЕЦ доктор экономических наук, член Общественного Совета Федеральной службы финансово-бюджетного надзора

РАСХОДЫ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ НА СОЦИАЛЬНУЮ ИНФРАСТРУКТУРУ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА1

Особенностью развития социальной инфраструктуры в России является ее приоритетное финансирование из консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. В статье рассматривается ряд факторов, которые необходимо учитывать при определении критериев бюджетной обеспеченности соответствующими услугами и сумм ассигнований региональных бюджетов на социально-культурные цели. Анализируя данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов РФ в первом полугодии 2015 г., автор констатирует возникновение негативных тенденций в финансировании расходов на содержание учреждений образования, здравоохранения, социального обеспечения в регионах и в динамике заработной платы работников этих учреждений.

Ключевые слова: бюджет, субъект Российской Федерации, социальная инфраструктура, расходы на социально-культурные мероприятия, регион Российской Федерации, образование, здравоохранение.

1БЬ: Н61, Н72, Р35, К50.

Одной из важнейших задач, стоящих перед Российской Федерацией как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе, является «консолидация усилий» в развитии человеческого капитала [1]. В основном возможности формирования и развития человеческого капитала определяются состоянием «социальной инфраструктуры», в первую очередь качеством образования, здравоохранения, организации досуга, поддержки материнства и детства, физической культуры и спорта, а также лиц с временно ограниченной и неполной трудоспособностью. Эмпирические исследования данных по большой группе развивающихся стран (более 100 стран) показали, что расходы государства на образование и здравоохранение оказывают непосредственное влияние на экономический рост. В то же время принципиально

1 Статья представляет собой сокращенный вариант доклада, подготовленного для Аналитического управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

важным условием такого влияния является правильный выбор целей и способов расходования средств [2].

На современном этапе отличительной особенностью развития социальной инфраструктуры в РФ является приоритетное значение финансирования из консолидированных бюджетов субъектов РФ (региональных бюджетов). В соответствии с бюджетным законодательством, оно осуществляется по статье «расходы на социально-культурные мероприятия». Структуру бюджетных расходов на социально-культурные мероприятия в разрезе различных звеньев бюджетной системы, по данным об исполнении бюджетов за январь-июль 2015 г., характеризует рис. 1.

Источник: Федеральное казначейство, Росстат. www.gks.ru.

Рис. 1 . Расходы бюджетов на социально-культурные мероприятия в январе-

июле 2015 г. (в % к итогу).

На региональных бюджетах лежит основная нагрузка по финансированию расходов на образование и здравоохранение. В 2013 г. из консолидированных бюджетов субъектов РФ (по данным Росстата) финансировалось 77,6% совокупных расходов федерального бюджета и региональных бюджетов на образование и 71,4% совокупных расходов этих бюджетов на здравоохранение.

В структуре консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2013 г. расходы на социально-культурные мероприятия составили 58,9%, в том числе расходы на образование, здравоохранение, социальную политику составили соответственно 22,5, 15,5, 15,5% всех расходов. На региональные бюджеты в основном возложена задача финансирования базовых расходов на формирование и развитие человеческого капитала - расходы на помощь материнству и детству,

Территориальные внебюджетные фонды 6,6%

Государственн внебюджетны

званные бюджеты > 25,8%

[й бюджет 25,5%

дошкольное воспитание, начальное и среднее образование, первичное звено здравоохранения, физическую культуру, организацию массовых спортивных мероприятий, содержание учреждений культуры регионального подчинения. То есть расходы региональных бюджетов на социально-культурные мероприятия имеют принципиальное важное значение для развития человеческого капитала и для формирования предпосылок устойчивого экономического роста и социальной стабильности.

В этой связи при определении критериев бюджетной обеспеченности соответствующими услугами в различных регионах и определении сумм ассигнований региональных бюджетов на социально-культурные цели необходимо учитывать комплекс различных факторов.

Во-первых, отмеченное значение расходов региональных бюджетов на социально-культурные цели диктует необходимость высокой степени защищенности указанных расходов от произвольных рестрикций - финансовых и организационных.

Во-вторых, ролью региональных бюджетов в воспроизводстве человеческого капитала определяется ограниченность возможностей этих бюджетов по расширению доходной базы за счет платного предоставления социально-культурных услуг. Будучи по своему существу расходами на создание общественных, а не индивидуальных благ, расходы региональных бюджетов на социально-культурные цели труднее всего поддаются переводу на платную основу. При этом большинство потребителей данных услуг относятся к категории лиц с доходами ниже средних, для которых переход на платные взаимоотношения с бюджетными учреждениями ведет к ограничению потребления, в частности, по такой статье как потребление продовольственных товаров. Ограниченная доступность соответствующих услуг - одна из важнейших причин формирования негативных социально-психологических установок части населения.

Следует также отметить, что в силу специфики личных услуг, которые предоставляют учреждения социальной инфраструктуры, во многих случаях невозможно определить четкие, однозначные критерии качества указанных услуг, пригодные для всех категорий потребителей. Кроме того, фактическое качество данных услуг, как услуг преимущественно личных, определяются добросовестностью, квалификацией и мотивацией лиц, оказывающих услуги. Эти «свойства» человеческого капитала воспроизводятся только при условии доступности определенных стандартов потребления для работников учреждений здравоохранения и образования. Недоступность этих стандартов, вследствие падения реальных доходов, влечет за собой ощутимое для потребителей снижение качества услуг учреждений социальной инфраструктуры.

В-третьих, необходимо учитывать масштабы накопленного дефицита социально-культурных услуг, который связан с длительным отставанием объема и структуры услуг социальной инфраструктуры от потребностей формирования и развития человеческого капитала в конкретных регионах. Необходимо также учитывать объективную дифференциацию регионов по уровню и характеру социально-экономического развития, в том числе социально-демографического.

В-четвертых, среди множества факторов, которые влияют на решение вопросов финансирования социально-культурных учреждений в регионах, существенное место занимает фактор пространственной организации общества. Территориальная система расселения в РФ включает поселения различных размеров и типов, развитие которых зависит от наличия и характера деятельности объектов социальной инфраструктуры. Об этом часто забывают, производя глобальные сопоставления затрат на содержание учреждений социальной инфраструктуры в РФ и других странах.

В-пятых, дискуссионным вопросом является наличие устойчивой связи между увеличением расходов на содержание учреждений социальной инфраструктуры, в первую очередь учреждений образования и здравоохранения, и улучшением качества работы этих учреждений. Эта связь возникает только тогда, когда сама организация работы учреждений социальной инфраструктуры ориентирована на развитие человеческого капитала как на конечный результат деятельности.

Первой в постсоветской России масштабной попыткой проведения реформ социальной инфраструктуры в рамках комплексного подхода к ее развитию стали майские (2012 г.) указы Президента РФ. Однако в условиях кризисных явлений в экономике сформировались негативные тенденции социально-экономического развития, которые внесли определенные коррективы в исполнение этих указов.

В принципе совокупность таких бюджетных инструментов, как дотации, субсидии, субвенции, предоставляет достаточно возможностей для регулирования федеральным центром развития социальной инфраструктуры в регионах в условиях, когда основные полномочия по развитию этой инфраструктуры переданы на уровень субъектов Федерации. К сожалению, в условиях жестких бюджетных ограничений программы, призванные модернизировать работу учреждений образования и здравоохранения, зачастую реализуются на практике как программы рестрикций и умножения бюрократической отчетности. В этой связи представляется особенно необходимой координация работы специалистов различных отраслей и специалистов финансовых органов в процессе бюджетного планирования при определении конкретных целей и структуры расходов региональных бюджетов.

Данные об исполнении региональных бюджетов в январе-июле 2015 г. показывают, что, несмотря на небольшое отставание роста расходов на социально-культурные мероприятия от общего роста расходов региональных бюджетов, расходы на социально-культурные мероприятия продолжают занимать ведущее место в расходах консолидированных бюджетов субъектов РФ. В январе-июле 2013, 2014, 2015 гг. удельный вес этих расходов составлял соответственно 66,4, 66,7, 66,3%. Динамику расходов региональных бюджетов на социально-культурные мероприятия в соотношении к расходам указанных бюджетов в январе-июле соответствующих лет характеризуют данные диаграммы, представленной на рис. 2.

6000т-

5000

4000

3000-

2000-

1000-

профицит (+)

социально-культ.

мероприятия

2013

2014

2015

Источник: Федеральное казначейство, Росстат. www.gks.ru Рис. 2 Исполнение консолидированных бюджетов субъектов РФ по расходам и расходам на социально-культурные мероприятия в январе-июле 2013-2015 гг. (млрд руб.).

В январе-июле 2015 г. прирост этих расходов, как и всех расходов региональных бюджетов, существенно уменьшился и оказался ниже роста индекса потребительских цен. В этот период расходы на социально-культурные мероприятия консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились на 3,5%, в то время как индекс потребительских цен за тот же период (июль к декабрю) составил 109,8%. В январе-июле 2014 г. имело место другое соотношение этих показателей: расходы на социально-культурные мероприятия консолидированных бюджетов субъектов РФ увеличились на 8,6%, в то время как индекс потребительских цен составил 105,6%.

Учитывая, что основная часть расходов на образование и здравоохранение в регионах приходится на заработную плату работников соответствующих учреждений и начисления на заработную плату, можно сделать вывод, что рост цен «съел» немалую часть роста заработной

Вестник ИЭ РАН. №6. 2015 С.63-69

платы этих работников в предшествующий период2. Если данная тенденция сохранится, ее негативный эффект неизбежно скажется на состоянии базовых возможностей формирования и развития человеческого капитала в РФ, что поставит под вопрос достижение целей, определенных майскими (2012 г.) указами Президента.

Объем и качество исполнения социальных обязательств региональными властями в первую очередь определяются возможностями увеличения доходных поступлений в региональные бюджеты и наличием дефицита или профицита бюджета, а также, как отмечено выше, особенностями региональных потребностей в развитии социальной инфраструктуры. За общими показателями профицита по исполнению региональных бюджетов в первой половине 2015 г. скрывается разная картина исполнения бюджета по федеральным округам, и еще более пестрая - по отдельным областям, входящим в состав округов. По данным Федерального Казначейства, в более чем половине субъектов РФ по итогам первого полугодия 2015 г. исполнение бюджета сложилось с дефицитом. В то же время более трети доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ получено 5-ю регионами, где проживает 18% населения РФ: г. Москва, Московская обл., г. Санкт-Петербург, Сахалинская обл., Ханты-Мансийский автономный округ -Югра. В этих субъектах Федерации по итогам первого полугодия сложились крупные профициты бюджетов. Очевидно, что такая дифференциация бюджетных возможностей субъектов РФ является важнейшей причиной различий уровней развития социальной инфраструктуры в регионах.

Литература

1. Медведев Д.А. Новая реальность: Россия и глобальные вызовы // Вопросы экономики. 2015. № 10.

2. Идрисов Г., Синельников-Мурылев С. Бюджетная политика и экономический рост// Вопросы экономики. 2013. № 8.

2 Об этом свидетельствует и увеличение в 2015 г. разрыва между среднемесячной начисленной заработной платой работников образования, здравоохранения и предоставления социальных услуг и аналогичным показателем в обрабатывающих отраслях. По данным Росстата, в целом по РФ в январе-июле 2015 г. уровень среднемесячной начисленной заработной платы работников образования, здравоохранения, предоставления социальных услуг составил к ее уровню в обрабатывающих отраслях соответственно 86% и 89%, против 89% и 92% в январе-июле 2014 г.

Вестник ИЭ РАН. №6. 2015 С.63-69

A.G. KOLOMIETS

doctor habilitatus in economics, member of Public Council Federal Service for Financial and

Budgetary Supervision, Moscow, Russia

agk1807@mail.ru

EXPENSES OF THE REGIONAL BUDGETS ON THE WELFARE PURPOSES IN THE CONDITIONS OF ECONOMIC CRISIS

A feature of development of social infrastructure in Russia is its priority financing from the consolidated budgets of subjects of the Russian Federation. A number of factors which needs to be considered when determining criteria of the budgetary security with the corresponding services and the sums of allocations of regional budgets for the welfare purposes is considered in the paper. Analyzing data on performance of the consolidated budgets of territorial subjects of the Russian Federation in the first half of the year 2015, the author states emergence of negative tendencies in financing of maintenance costs of establishments of education, health care, social security in regions of the Russian Federation and dynamics of a salary of employees of these institutions.

Keywords: budget, subject of the Russian Federation, social infrastructure, expenses on welfare actions, region of the Russian Federation, education, health care. JEL: H61, H72, P35, R50.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.