Научная статья на тему 'Расчетная модель упорного подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на неньютоновских смазочных материалах с адаптированной опорной поверхностью'

Расчетная модель упорного подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на неньютоновских смазочных материалах с адаптированной опорной поверхностью Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
147
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
УПОРНЫЙ ПОДШИПНИК С АДАПТИРОВАННОЙ УПОРНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ / НЕНЬЮТОНОВСКИЕ СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / THRUST BEARING WITH THE ABUTMENT SURFACE ADAPTED / NON-NEWTONIAN LUBRICANTS

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ахвердиев Камил Самедович, Мукутадзе Мурман Александрович, Лагунова Елена Олеговна, Солоп Константин Сергеевич

Умение правильно выбирать противоизносные присадки [1-6] позволяет создать смазочные материалы, которые в тонких слоях обладают иными свойствами, чем в больших объемах. Обычно принято считать, что присадки функционируют лишь в зоне граничной смазки и не входят в область гидродинамической теории смазки. Однако, благоприятное влияние присадок как указывается во многих работах [1-5] имеет место в режиме «тонкого слоя» гидродинамической смазки. Как известно, подшипники жидкостного трения работают на разных видах смазочных материалов, которые состоят из масляной основы и композиции присадок, обеспечивающих маслу необходимые функциональные свойства. Добавки полимеров с высоким молекулярным весом придают маслам вязкоупругие свойства. Анализ существующих работ [7-9], посвященных расчету подшипников скольжения, работающих на вязкоупругой смазке, показывает, что в них не учитывается зависимость вязкости и модуля сдвига от давления и температуры, а режим трения предполагается ламинарным. Как известно [10], высокоскоростные подшипники работают в турбулентном режиме трения, более высоким повышенным давлением и температуры и поэтому разработка методов расчета подшипников скольжения, работающих на вязкоупругой смазке требует учета выше указанных факторов. В связи с выше написанным приведем сначала разработку расчетной модели упорных подшипников, работающих на микрополярной смазке с учетом вязкостных характеристик этих смазок от давления в отличие от существующих расчетных моделей, не учитывающих этих зависимостей (задача 1). А затем рассмотрим расчетную модель упорного подшипника повышенной несущей способности, работающего на вязкоупругой смазке с учетом зависимости ее характеристик от давления (задача 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ахвердиев Камил Самедович, Мукутадзе Мурман Александрович, Лагунова Елена Олеговна, Солоп Константин Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The computational model thrust bearing with high load-bearing capacity, working on non-Newtonian lubricants with tailored support surface

The ability to choose the right anti-wear additives [1-6 ] allows you to create lubricants, which are thin layers have different properties than in large volumes. It is commonly assumed that the additives are functioning only in the zone boundary lubrication and are outside the scope of the hydrodynamic theory of lubrication. However, the beneficial effect of additives as indicated in many studies [1-5 ] we have in the " thin layer" of hydrodynamic lubrication.As is well known, lubrication bearings operate on different types of lubricants which are composed of base oil and additive compositions that provide the required functional properties of the oil. Additives polymers with high molecular weight oils impart viscoelastic properties. Analysis of existing studies [ 7-9] on the calculation of bearings running on a viscoelastic lubricant, shows that they do not take into account the dependence of the viscosity and shear modulus of the pressure and temperature, and mode of friction is assumed laminar. It is known [ 10 ], high-speed bearings operating in turbulent friction, higher pressure and higher temperature, and so the development of methods for calculating the bearings running on a viscoelastic lubricant requires consideration of the above factors.In connection with the above written shall first develop the computational model of thrust bearings running on micropolar lubricant with the viscosity characteristics of the lubricant on the pressure in contrast to the existing theoretical models do not take into account these dependencies (task 1).And then consider the calculation model of extra load -bearing capacity, working on a viscoelastic lubricant for the dependence of its characteristics on the pressure (objective 2).

Текст научной работы на тему «Расчетная модель упорного подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на неньютоновских смазочных материалах с адаптированной опорной поверхностью»

Расчетная модель упорного подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на неньютоновских смазочных материалах с адаптированной опорной поверхностью

К.С. Ахвердиев, М.А. Мукутадзе, Е.О. Лагунова, К.С. Солоп, А.М. Мукутадзе

Умение правильно выбирать противоизносные присадки [1-6] позволяет создать смазочные материалы, которые в тонких слоях обладают иными свойствами, чем в больших объемах. Считается, что присадки функционируют лишь в зоне граничной смазки и, тем самым, не входят в область гидродинамической теории смазки. Однако, благоприятное влияние присадок как указывается во многих работах [1-5] имеет место в режиме «тонкого слоя» гидродинамической смазки.

Как известно, подшипники жидкостного трения работают на разных видах смазочных материалов, которые состоят из масляной основы и композиции присадок, обеспечивающих маслу необходимые функциональные свойства. При добавлении полимеров с высоким молекулярным весом масла приобретают вязкоупругие свойства. Анализ существующих работ [7-9], посвященных расчету подшипников скольжения, работающих на вязкоупругой смазке, показывает, что в них не учитывается зависимость вязкости и модуля сдвига от давления и температуры, а режим трения предполагается ламинарным. Как известно [10], высокоскоростные подшипники работают в турбулентном режиме трения, более высоким повышенным давлением и температуры и поэтому разработка методов расчета подшипников скольжения, работающих на вязкоупругой смазке требует учета выше указанных факторов.

В связи с выше написанным приведем сначала разработку расчетной модели упорных подшипников, работающих на микрополярной смазке с учетом вязкостных характеристик этих смазок от давления в отличие от

существующих расчетных моделей, не учитывающих этих зависимостей (задача 1).

А затем рассмотрим расчетную модель упорного подшипника повышенной несущей способности, работающего на вязкоупругой смазке с учетом зависимости ее характеристик от давления (задача 2).

1. Постановка задачи 1. Рассмотрим установившееся движение жидкости, обладающей микрополярными свойствами, в зазоре упорного подшипника (между ползуном и направляющей). Предполагается, что ползун неподвижен, а направляющая движется со скоростью и * по направлению оси Ох' (рис. 1.1). Также предполагается, что вязкостные характеристики

микрополярной жидкости зависят от давления

г арг арг ар

М = Мое ,к = к0е р ,у =/ое '

(1.1)

Здесь

и

0

характерная вязкость ньютоновской смазки;

К0

и

Го _

характерные вязкости микрополярной смазки; р - гидродинамическое

давление;

а _

экспериментальная постоянная величина.

Рис. 1.1 Схематическое изображение пары трения «ползун-направляющая» с адаптированным профилем ползуна

В декартовой системе координат х Оу направляющей и ползуна можно записать в виде:

уравнение контура

у' = 0, у' = И0 + х'tgа - а Бт со'х',

(1.2)

где а - угол наклона ползуна с линейным контуром к оси 0х'; и

а

^0 будем считать малыми величинами одного порядка; ® =®'ь - подлежит определению.

2. Основные уравнения и граничные условия задачи 1.

Учитывая зависимость вязкости от давления в качестве основных

уравнений рассмотрим систему безразмерных уравнений движения смазочного материала, обладающего микрополярными свойствами, для «тонкого слоя» с учетом (1.1) и уравнение неразрывности

д2 и о ду 1 ёр д V V 1 ди ди ду ,л

—- + N — =--— —- =— +--— + — = 0 . (1.3)

,2 Я-,, яаР Нт Я-1,2 4 7

ду2 ду еар ёх ду2 N N ду, дх ду Приведем связь размерных величин и' , у', V', р', х', у', ¡и', к' , у' с безразмерными величинами и, у, V, р, х, у, и, к, у.

и' = и * и, у' = и *£У, V ' = V*V, р' = р * р, ¡и = и0 и,

_ (2и0 + х0\Ъи * ,л

х' = ьх, у' = к0 у, к =кк, Г=Г0 Г, р* =у \ °-, (1.4)

2 ^

е = V* = —, N2 = —^-, N = 4, 12 =

I 2 ^0 2и0 + х0 ^0 4 ¡0

Здесь Ь - длина ползуна; V ' - скорость микровращения; и' , у' -компоненты вектора скорости.

1 ёр 1 ёг

/-»г 7 = е~ар еар ёх а ёх

Обозначим 7 = е , тогда .

Учитывая, что параметр Nl >>1 решение задачи (1.3)-(1.5) будем

искать в виде рядов по степеням малого параметра

1 ад 1 ад 1 ад 1

N

= Т^7Гик, у = ^ТГТук, 7 = Т^7Г7к, V = ЪTтГV . (1.6)

к=0^*1

Щ к=0 N1k к=0 N1k к=0 N1

и

Подставим (1.6) в (1.3), тогда для нулевого приближения получим систему уравнений и граничных условий к ним

д и0 _ 1 dz0 ди0_ + д^ _ 0 ^ = 0

ду2 a dx ' дx ду ; (1-7)

и0 _ 0, v0 _ 0 при у _ 1 + щ - п1 sin сох

-aPa.

P*

и0 = 1, у0 = 0, при у = 0, г(0) = z(1) = е р* . (1.8)

Для задач (1.7)-(1.8) автомодельное решение ищем в явном виде

д д и =— + и 0 ( У0 ), Vо =--^ + Г0 (xо, У0 ), и 0 (xо, У0 ) = ~0

ду ду

V (Х0, у 0 )_-~0 (%), %_ Т7~7, t (%), = ^ + (1-9)

h(х) a dx h h

h(x) _ 1 + цх - n sin ex,

tu и V Z ^

где Y 0, 0, 0, 0 являются решением следующей задачи

d3y/0 ~ d 2и0 ~ d~0 du

-з c2, .„2 c1

+ _ 0 (1.10)

dd£2 d% d%

_ 0, при % _ 0, % _ 1; u0 _ 0, ~0 _ 0 при % _ 1;

d%

1

~0 _ 1, v0 _ 0 при % _ 0; |~0 (%%)d% _ 0,

(1-11)

P*

с = 6 с г(0) = г(1) = е

где 1 ' 2 определяется из условия V у V ) .

Решение системы уравнений (1.10)-( 1.11) найдем непосредственным

интегрированием. В результате будем иметь

{~0 = ~(~о = с С-Г~+1)2+1,

2 v ' u 1 2

v 2

a а

/1 l(x2 - x)-a£L (coscx -1)+^^ (cose- 1)x + / p*, (1-12)

2 с с

1 + n + n (cose-1)

2 с

Приведем системе уравнений и граничных условий к ним для первого приближения:

дЧ + N2v _-ldz1 _0 (113)

ду2 ду a dx ' д x ду ' ду2 ду

u1 = 0, Vj = 0, v = 0 при y = 0, u1 = 0, v = 0, v = 0 при y = h( x); zj(0) = zj (1) = 0.

(1.14)

После необходимых вычислений решение задачи запишется в виде

vi =

~2 6 ^ У3 Г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- +— I -

h3 h2 J 6

С + 4] / + Г С

2h2 hJ 2

— +1| У

12h J

u1 = -N2

6 ^ y4 Г

- +- I y-

h3 h2 J 24

■ + —

4 ^ У3 Г

2h2 hJ 2

• +

2

У2 1 dz1 y2

12h

+1 К--

2 a dx 2

+

Л r2 h 1 dz1 h

+ N — +--L—

V 12 a dx 2y

y,

(1.15)

=

5N2

1_24f1 - VП V 2 a v

cos®

-1)

37 aN2

z1 =

[- 2n - r/®x - r/ax2 + 2n cos ax - 2na(cosa - 1)x]

10а

где ^ - добавочный безразмерный расход, обусловленный микрополярными свойствами смазочной жидкости.

Для определения гидродинамического давления имеем

1

z0 +— Zj = e

0 N

-ap

(116)

Воспользуемся асимптотическим разложением функции e Р в

принятом нами приближении выражение

Q(a3),

O

a

1

N

1 у

получим следующее

p = J^-ф p *

1 + a

f \

Ра V Р * J

a ~2

2Г Р Л

± а

v Р * j

(1.17)

ф = 3n(x2 - x) + (cos ax -1) - (cos a -1) +

a

a

+ 37N [- 2n1 - nax + r/ax2 + 2n cos ax - 2n1a(cosa - 1)x]

где 10aN1 (2.6.18)

Используя (1.17) и (1.18), для безразмерной несущей способности

будем иметь

2

ж

1 + а

а л £л

V Р * У

а ~2

2 а л2

Ра

V Р У

*

3 6БШ ю 3 Бт ю

+

ю

ю

ю

+

+

37 N2

10 юЖ

цю ~6~

с

2 -

2Б1И ю ю Бт ю

+

ю

2

- ю

(1.19)

Приведем результаты численного анализа (рис. 1.2-1.3) найденного аналитического выражения для несущей способности подшипника:

1. Несущая способность подшипника существенно зависит от параметров микрополярного смазочного материала N и а также от параметра а, обусловленного зависимостью вязкостных характеристик от давления.

2. С увеличением значений параметра N несущая способность подшипника возрастает.

3. С увеличением значений параметра N несущая способность

подшипника снижается. При ^го значение несущей способности

стремится к соответствующему значению несущей способности для случая ньютоновского смазочного материала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. С увеличением значений параметра а несущая способность подшипника возрастает. При значении а«0,4 в зависимости несущей способности от а наблюдается ярко выраженный максимум.

5. Наиболее рациональными по несущей способности являются значения параметров N2 « 0,95; а е [0,4;0,5].

3

6. При значении параметра ю близком к — п рассматриваемый

радиальный подшипник (по сравнению с ю = 0) обладает свойством подшипника, так называемого, «двойного действия», по несущей способности.

Рис. 1.2. Зависимость безразмерной Рис. 1.3. Зависимость безразмерной

несущей способности упорного несущей способности упорного

подшипника от параметров N и а подшипника от параметров N и N

(при учет зависимости вязкости от (при учет зависимости вязкости от

давления).

давления).

Рассмотрим теперь расчетную модель упорного подшипника повышенной несущей способности, работающего на вязкоупругой смазке с учетом зависимости ее характеристик от давления (задача 2).

1. Постановка задачи 2. Рассматривается установившееся движение смазки, обладающей вязкоупругими свойствами, между направляющей и ползуном. Предполагается, что ползун неподвижен, а направляющая движется со скоростью и * по направлению оси Ох'. Также предполагается, что зависимость вязкости и модуля сдвига давления выражаются формулами

А = Ае- , О' = ^0е- , (2.1)

А

сдвига; А - динамический коэффициент вязкости; р - гидродинамическое давление; а - экспериментальная постоянная величина.

О' = О0 еар ,

где 0 - характерная вязкость; 0 - характерное значение модуля

О0

В декартовой системе координат х Oy уравнение контуров направляющей и ползуна можно записать в виде:

у' = 0, y' = h0 + х ' tga- a sin a'x' (2 2)

¡ igq

Здесь a - угол наклона ползуна с линейным контуром к оси Ox'; h°

a

и ho - малые безразмерные величины одного порядка; h° - толщина пленки в начальном сечении; ® =®'1 - подлежит определению.

В дальнейшем для решения рассматриваемой задачи сделаем следующие общепринятые допущения:

1. В качестве смазочного материала рассмотрим неньютоновскую жидкость вместо ньютоновской смазки.

2. Давление p' постоянно по толщине пленки, заданной уравнением (2.2).

3. Характеристики применяемой максвелловской жидкости выражаются следующим уравнением [7-9]

dvX = т' 1 дт' ду' / G' dt'

(2.3)

В случае установившихся условий производную —-, фигурирующую в

д1'

уравнении (2.3), можно заменить производной и *. Следовательно,

д х'

характеристики потока приближенно выражаются уравнением

дут' и * дт' —=-+--

дУ' О' дх', (2.4)

в котором и * - скорость движения направляющей, т' - касательное напряжение.

2. Основные уравнения и граничные условия задачи 2

В рамках приведенных допущений уравнение равновесия жидкостного элемента, расположенного между поверхностями упорного подшипника, записывается в виде

дт' = ду' dx'

(2.5)

где

P ' -

гидродинамическое давление.

После интегрирования вышеуказанного уравнения, получим ' dP' ' и Л

т = у + c (х )

dx

Запишем градиент скорости для максвелловской жидкости с характеристиками потока (2.4)

dc' ^

1 , (2.6)

д V ' 1 (dP' , ./.Л u * (d2 P'

дУ' А'

г >( Л м

-у + c (х )1 + — dx I О

dx

- У +

dx'

Продифференцируем обе части уравнения (2.6) по у', тогда получим

д2 VI 1 dP' u * d2P' -=---1---

ду '2 А dx' О ' dx'2 (2 у)

В качестве исходных уравнений рассмотрим уравнение неразрывности и уравнение (2.7)

д V У ' д V '

• + ■

= 0

ду' дx'

Осуществим переход к безразмерным переменным'

(2.8)

x ' = Lx, у' = h0 у, v'x' = u * V, V У = u *еи, е=—, а = а0 а,

а0 u * l

L

U * а

T' = Т0 T, P' = p * p, p* = ^" , о' = о * о, о* =■

(2.9)

h12

h

Т И

где Ь - длина ползуна; 0 - толщина пленки в начальном сечении.

Подставляя (2.9) в (2.7) и (2.8), получим:

d2 V = 1 dp + в d2 р

dy2 а dx а dx2

ди дv

— + — = 0 ду дх ,

(2.10) (2.11)

в =

где

А0и * ОЬ

- число Дебора.

h = e ~гзе, y = аL .

Выпишем граничные условия для решения системы

дифференциальных уравнений (2.10) и (2.11), определяющие прилипание

смазочного материала к поверхности ползуна

^ ; ( \ 1 • L tgа а ,

u = 0, v = 0 при у = h^)= 1 + nx-ц1slnюx, г/=-, П =—, ю = ю L .

h0 h0

прилипание смазочного материала к направляющей поверхности

u = 0, v = 1 при у = 0 . условия, накладываемые на давление на торцах упорного подшипника

p (0) = 0 при x = 0, x = 1. (2.12)

Запишем дополнительные граничные условия, учитывающие случай поступления смазки в упорный подшипник при отсутствии в деформации упругого компонента

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

= 0, ££. = 0 при x = 0. (2.13)

dx dx

Введем допущение, описывающее случай, когда смазочный материал, находясь в ненапряженном состоянии, подвергается внезапному сдвигу с заданной скоростью в момент подачи смазки в подшипник

~ = 0 при x = 0 , откуда следует

с = 0, ^ = 0 при x = 0 (2.14)

dx

3. Точное автомодельное решение задачи 2.

Для системы дифференциальных уравнений (2.10) - (2.11), запишем в явном виде автомодельное решение с учетом граничных условий (2.12) -(2.14)

д¥ тт( \ Тг( \ 1 dp в d2p ~1 ~2

u = -— + U(x,y), v = + V(x, у), —= ^^ + 2

дx ду / dx / dx2 h2 (x) h3 (x)' (2 15)

у = у() V(x, у) = U у) = «()■ h' (x), £= -(-).

Подставим (2.15) в (2.10) и (2.11), получим

цТ = ~2, ~' = с1, ~ '' = 0, (2.16)

1

~ (0)= 0, ~ (0) = 1, ~ (0)= 0, ' (1)= 0, ~ (1)= 1, ~ (1)= 0, | ~ с1р = 0. (2.17)

0

Решение системы уравнений (2.16) - (2.17) находится непосредственным интегрированием. В результате после необходимых исследований имеем:

г 2 г 2

~ = ~2— + е1р + 02 , ~ = + е3р+ 04 , ~ = {Р~'

= 6, е2 = а ез = -4, е! = -где 2 .

4 Определение гидродинамического давления в смазочном слое задача 2.

Для определения безразмерного гидродинамического давления в смазочном слое используем уравнение

„d2 p 1 dp ~ с9

в—т+—2+~Г dx а dx И И (2 18)

Введем обозначение

2 = е

йх . (2.19)

С учетом (2.19) с точностью до членов °(аР) уравнение (2.18) примет

вид

Л2 2 dZ (

в—- +-= -а

dx dx

С1 02

1 ■ + ■ 2

VИ2^) И3^(2.20)

Решение системы (2.9), удовлетворяющее граничным условиям (2.12) и (2.13) можно записать в виде

7 = а (х)-^2 ~ (х )-вА

ас2

(

в

в

Л

б в-1

V У

-а— -а—

+ е Р* = -а¥ (х) + е Р*,

где с2 =---с1, А =

а

~1а(~2 (1)-Jfз (1)) J3(1) + в2 -в2е^

(2.21)

Л (х) = {е в Jk(x)dx, Jk (х) = |тк7_)dx. 0 0 h \х)

„Ра

Воспользуемся аналитическими разложениями функций е ар и е Р*. С точностью до членов о(а2) включительно получим алгебраическое уравнение для нахождения безразмерного параметра Р

ар2 -2р + 2—^-а

^ Л2 р

+ 2^ (х )= 0

^ У

(2.22)

Решая уравнение (2.22), с точностью до членов получим следующее выражение

0(а2 ^2 (х ))

О

( „ \

Л

а

V Р * У

Р =

+ ^ (х)

+ Р^ а- 1-РЬ а2 ^

2 р

У

(2.23)

При вычислении интегралов, входящих в формулы (2.21),

К - • )

воспользуемся асимптотическим разложением функции / (1 + пх п *тсох)

1

1 + пх-п1 б1п ю х

= 1 + цх-ц1 б1п ю х + (п1 в1п ю х-цх)2 +...

С точностью до членов оОп ), о(п1) для % после необходимых вычислений получим следующее выражение

р

X

р

X

*

а

а

*

*

2 = е

в\ А6 Аз - А4 - А6е^ + А2е^ I - А, А4 + А3А2

в + А1-ве - А

+

+

е в -

ав(А2 + А6А3 - А6А1 -А4) ^

в + А1 -ве - А 3 А 4-А 2-вА 6 \1 - е ^

-а-

(

в + А1 -ве^в-А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6пx + 12 в пx-6цx2 -

3 2 3 п®в

x + 3вnx--r|x -■

2

со2 в2 +1

Slnax -•

л

со2 в2 +1

СОSaX

У

Пцсв •

со2 в +1

Slnсx -■

12П1

Л

с в +1

• СОSЮX

= е - а Ф ^)

у

(2.24)

где

12П1

А1 =--^, А2 =—^, у = со в +1, А3 = 1 + 3вп—п -

3 3пвс

3 П\

7

7

2

■• Б1ПС---• СОБС

7

7

г л^п , 12 п в® • 12 п . , „„ 3пвсо2 А4 = 6 + 12вп - 6п--—— Б1ПС--'-1 • СОБС, А5 = 1 - 3вп--——

7 7 7

А 6 = 6 - 12вп-

12 п1 в®:

7

Для безразмерного гидродинамического давления в рассматриваемом случае получим выражение аналогичное (2.23)

= ^ + )

1 + ^ а-

1 г>2 Л 1 Ра а2

2 p

у

(2.25)

С учетом (2.25) для поддерживающей силы будем иметь

№ - * 0 V p *у

„ = p * II „ ^а

dx

(2.26)

Сила трения определяется выражением

Ьдд =

Аи * 1 (9"(0) , ~ ' (0)

И

■I

И2

+

И

eаpdx

(2.27)

Результаты численного анализа, приведенные при различных значениях параметра в \ показывают, что:

2

*

p

3

3

*

1. В случае вязкоупругой смазки имеет место уменьшение несущей способности подшипника, работающего в стационарном режиме трения по сравнению с этим показателем для ньютоновской смазки.

2. В случае стационарного режима с увеличением значений параметра в = 0,2 несущая способность резко уменьшается, при значении параметра в = 0,6 несущая способность стабилизируется.

3. С увеличением значений параметра а несущая способность подшипника возрастает.

4. При значении параметра со близком к 0,5 рассматриваемый радиальный подшипник (по сравнению с ю = 0) обладает свойством подшипника, так называемого, «двойного действия», по несущей способности.

0,00300,00230,00200,00130,0010-: 0,0005-

Рис. 2.1. Зависимость безразмерной несущей способности упорного подшипника от параметров ю и в- при учет зависимости вязкости от

давления.

Литература:

1. Мигун, Н.П., Гидродинамика и теплообмен градиентных течений микроструктурной жидкости / Н.П. Прохоренко // Наука и техника. - 1984. -264 с.

2. Типей, Н. Анализ смазки подшипников микрополярными жидкостями и его применение к коротким подшипникам / Н. Типей // Проблемы трения и смазки. - 1979. - № 3. - С. 122-131.

3. Allen, S. Y., Lubrication theory for micropolar fluids / S.Y. Allen, K.A. Kline// Trans. Asme, 1971. - V. E38. - No 4. - P. 646-656.

4. Вовк, А.Ю., Математическая модель прогнозирования значений безразмерных критериев микрополярной смазки, обеспечивающих рациональный режим работы упорного подшипника скольжения / А.Ю. Вовк, М.А. Савенкова// Труды РГУПС. - 2006. - № 2. - С. 29-34.

5. Ахвердиев, К.С., Математическая модель гидродинамической смазки бесконечно широких опор, работающих в турбулентном режиме на микрополярной смазке / К.С. Ахвердиев, А.Ю. Вовк, М.А. Мукутадзе, М.А. Савенкова // Трение и смазка в машинах и механизмах.- 2007.- № 9. - С. 12 -15.

6. Эркенов, А.Ч. Гидродинамический расчет радиального подшипника, близкого к круговому, работающего на микрополярной смазке / А.Ю. Вовк, И.С. Семенко, В .А. Константинов // Вестник РУПС. - 2009. - № 1. - С. 148152.

7. Ахвердиев, К.С. Установившееся движение вязкоупругой жидкости между наклонным ползуном и направляющей с учетом сил инерции смазочной композиции / К.С. Ахвердиев, И.А. Журба // Трение и износ. -2004. - Т. 25. - №6. - С. 567-576.

8. Ахвердиев, К.С., Об устойчивости движения направляющей при неустановившемся течении вязкоупругой смазки в системе «ползун -направляющая» / К.С. Ахвердиев, И.А. Журба // Вестник РГУПС. - 2005.-№1. - С. 5-11.

9. Ахвердиев, К. С., Гидродинамический расчет подшипников скольжения с учетом сил инерции смазочной жидкости, обладающей вязкоупругими свойствами / К.С. Ахвердиев, М.В. Яковлев, И. А. Журба // Трение и износ.- 2003. - Т. 24. - №2. - С. 121-125.

10. Уилкок, Д.Ф. «Расчет упорных подшипников с эффективной работой в турбулентном режиме» /Д.Ф. Уилкок // Проблемы трения и смазки: Труды Американского общества инженеров-механиков. - 1977. - № 1. -С. 118-126.

11. Дерлугян Ф.П., Щербаков И.Н. Обоснование процесса получения композиционных антифрикционных самосмазывающихся материалов с заданными техническими характеристиками методом химического наноконструирования. [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2010 г., №4 - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2010/287 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

12. Reynolds, O. On the theory of lubrication and its application to Mr. Beauchamp Tower"s experiments / O. Reynolds. - Phil. Trans. Roy. Soc. London, 1886, vol. 177, pt. 1.

13. Мукутадзе М.А., Расчетная модель гидродинамической смазки неоднородного пористого подшипника конечной длины, работающего в устойчивом нестационарном режиме трения при наличии принудительной подачи смазки [Электронный ресурс] / Флек Б.М., Задорожная Н.С., Поляков Е.В., Мукутадзе А.М.// «Инженерный вестник Дона», 2013 г., №3 - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2013/1765 (доступ свободный) -Загл. с экрана. - Яз. рус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.