Научная статья на тему 'Расчетная модель радиального подшипника скольжения на основе нелинейного реологического уравнения Максвела, с учетом существования предельного напряжения сдвига'

Расчетная модель радиального подшипника скольжения на основе нелинейного реологического уравнения Максвела, с учетом существования предельного напряжения сдвига Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАДИАЛЬНЫЙ ПОДШИПНИК / НЕСУЩАЯ СПОСОБНОСТЬ / ПРЕДЕЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ СДВИГА / ПАРАМЕТР ПЛАСТИЧНОСТИ / ДЕФОРМАЦИЯ / RADIAL BEARING / BEARING CAPACITY / ULTIMATE SHEAR STRESS / THE PARAMETER OF PLASTICITY / DEFORMATION

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Ахвердиев К.С., Лагунова Е.О., Солоп К.С.

В работе дается метод гидродинамического расчета радиального подшипника скольжения, работающего на смазочном материале, обладающем одновременно вязкоупругопластичными свойствами. При разработке расчетной модели в качестве исходных уравнений используется нелинейная модель Максвелла с учетом существования предельного напряжения сдвига. Асимптотическое решение рассматриваемой задачи найдено по четным степеням параметра, обусловленного наличием предельного напряжения сдвига смазочного материала. Найдено поле скоростей и давлений в смазочном слое, получено аналитическое выражение для несущей способности подшипника. Дана оценка влияния параметров, характеризующих упругие свойства смазочного материала (число Дебора) и безразмерного параметра, характеризующего вязкопластичные свойства смазочного материала (параметр пластичности) на несущую способность радиального подшипника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по физике , автор научной работы — Ахвердиев К.С., Лагунова Е.О., Солоп К.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis model of the radial bearing based on nonlinear rheological equation of the Maxwell, given the existence of a limiting shear stress

This paper presents a method of calculating the hydrodynamic radial slide bearing runs on the lubricant that has both viscoplasticity properties. When developing the analysis model as the initial equations the nonlinear Maxwell model with the existence of the limit shear stress. Asymptotic solution of the problem was found in even powers of the parameter due to the presence of limiting shear stress of the lubricant. Found the velocity field and the pressure in the lubricating layer obtained analytical expression for the bearing capacity of the bearing. The estimation of influence of parameters characterizing the elastic properties of the lubricant (the Deborah number) and a dimensionless parameter characterizing the viscoelastic properties of the lubricant parameter (plasticity) on the bearing capacity of the radial bearing.

Текст научной работы на тему «Расчетная модель радиального подшипника скольжения на основе нелинейного реологического уравнения Максвела, с учетом существования предельного напряжения сдвига»

N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438

Расчетная модель радиального подшипника скольжения на основе нелинейного реологического уравнения Максвела, с учетом существования предельного напряжения сдвига

К. С. Ахвердиев, Е. О. Лагунова, К. С. Солоп Ростовский государственный университет путей сообщения

Аннотация: В работе дается метод гидродинамического расчета радиального подшипника скольжения, работающего на смазочном материале, обладающем одновременно вязкоупругопластичными свойствами. При разработке расчетной модели в качестве исходных уравнений используется нелинейная модель Максвелла с учетом существования предельного напряжения сдвига. Асимптотическое решение рассматриваемой задачи найдено по четным степеням параметра, обусловленного наличием предельного напряжения сдвига смазочного материала. Найдено поле скоростей и давлений в смазочном слое, получено аналитическое выражение для несущей способности подшипника. Дана оценка влияния параметров, характеризующих упругие свойства смазочного материала (число Дебора) и безразмерного параметра, характеризующего вязкопластичные свойства смазочного материала (параметр пластичности) на несущую способность радиального подшипника.

Ключевые слова: радиальный подшипник, несущая способность, предельное напряжение сдвига, параметр пластичности, деформация.

ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ.

Рассмотрим стационарное движение смазочной жидкости с вязкоупругопластичными свойствами в зазоре радиального подшипника бесконечной длины. Подшипник считается неподвижным, а шип вращается с угловой скоростью О. В полярной системе координат (г, в) с полюсом в

центре шипа уравнение контура шипа и подшипника (рис. 1) запишется в виде:

г' = г0, г ' = г1 + е собО (1)

где г0 - радиус шипа; г1 - радиус подшипника; е - эксцентриситет.

Реологическое уравнение движения смазочной жидкости в рассматриваемом случае запишется в виде:

^^ Т +1 ^ (2)

дг' М т0 О &'

Здесь О - модуль упругости; м - динамический коэффициент вязкости; т0 - предельное напряжение сдвига; - время; у'в - компонента

М з

вектора скорости в окружном направлении; — = Л - характеризует время

О

релаксации жидкости; Т - касательное напряжение.

В случае установившегося движения жидкости (в рассматриваемом

д

случае) производная — в уравнении (2) может быть заменена производной

д

а

с

дв

Уравнение (2) примет вид:

дув т0 . Т ю дТ ...

—в = +----(3)

дг' м т0 О дв

N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438

При вышеуказанных допущениях рассматриваемое равновесие элемента жидкости, находящейся между поверхностями ползуна, приводит к следующему уравнению:

дт' 1 Ср'

дг' г0 dв

где р' гидродинамическое давление в смазочном слое. Интегрируя уравнение (4) будем иметь:

т=I +е (в)

г0 dв

С учетом (5) уравнение (3) приводится к виду:

(4)

(5)

1

1 dp' ,

г + с (в)

ч г0 dв

Л

+ —

Л в

дг' ^

Дифференцируя это уравнение по г', получим:

1 d2р' , Сс' -г + — свв

г0 Св

(6)

дЧ

дг'2

1 Ср'

¡иг0 С в

ск

1

1 Ср' ,

г + с (в)

К г0 св

су

+

(7)

При анализе рассматриваемой системы за исходное берется уравнение (7) и уравнение неразрывности.

д I , \ ду'в _

—(г'уг ) + —в = 0

дгЛ г' дв

(8)

Система уравнения (7) (8) решается при следующих граничных условиях:

у'в=0.г0, V;, =0 при г' =0,

у'г, = 0 при г' = 1 + ^СОБв (9)

vв= 0,

Ср'

р'(а ) = р'(а) = 0, ва ) = 0

где а1 и а2 соответственно координаты начала и конца свободной

поверхности. Кроме граничных условий (9) для гидродинамического

давления получаем дополнительные условия в предположении

существования определенного состояния жидкости в момент вхождения в подшипник.

В случае, когда смазка находится в ненапряженном состоянии и внезапно подвергается сдвигу с определенной скоростью в момент ее поступления в подшипник будем иметь:

'п йр' п '

с = 0, —— = 0 при г = а

(10)

Для случая, когда смазка поступает в подшипник при полной релаксации упругого компонента деформации, дополнительные условия запишутся в виде:

йс' 0 й2р' 0 '

— = 0, —^т- = 0 при г =а йв йв2

Перейдем к безразмерным переменным по формулам: у'г , = О8и, у'в = Ог0У, г' = г0 + 8г, у = г1 - г0

(11)

. * * МО ¿г

р = р p, р = —^г, 8

2 мОго2

с = с с, с =■

82то

Подставляя (12) в (7), (8), (9) и (10) с точностью до членов о

8

г

V 'о у

(12)

будем

иметь:

д2у йр (йр

дг2 йв

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ск

йв

-Л + АС

+ в

у

й2 р йв2

* = А_ к (л йр дг Л8

Л^- + АС

V йв

у йв2 йв

(13)

(14)

ди ду — + — = 0

дг дв

Здесь Л = М2, р =

т08 О8

Граничные условия (10) запишем в виде:

и = 0, V = 1 при г = 0; и = 0, V = 0 при г = 1 + п соб в;

Ср

р (а1 ) = р (а2 ) = 0

св

0,

в=а

е

п = —

5

(15)

V = v0 + ALvx + Л\2 +

и = и0 + Л и1 + Л и2 + ,

(16)

Полагая Л ^ 1 и воспользуемся разложением скх и sкx, то асимптотическое решение системы уравнений (16), удовлетворяющее граничным условиям (15) будем иметь в виде рядов по четным степеням малого параметра А:

+ Л41 + Л41

р = р0 + Л2 л + Л4 р2 +...,

с = с0 + Л2с1 + Л4с2 +...;

Подставляя (16) в (14) и (15) с учетом асимптотического разложения функций скх и sкxдля коэффициентов разложения с точностью до членов

О (Л2) включительно, придем к следующей системе уравнений и граничных

условий к ним:

д Ч = СР° + рС 2 рр

дvn

дг

дг2 свв ' " свв1 сп ■ г „ Ссп „ с2 р0 + г ср°

+ --

5 Св свв2

5 свв

дV ди

0

дв дг и° = 0, v0 = 1 при г = 0;

и° = 0, v0 = 0 при г = 1 + псоБв;

ф,

(17)

р° (а1 ) = Р° (а2 ) = °

св

0,

в=а

с° Ц = 0

(18)

д \ Ср1 С2 р1 1 2 ср°

дг2 Св

св2

с1в'

N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438

ду1 = го .3 , г0 ( ФоЛ

дг О8

с0 +

О8

V йв у

+ сп

( Ф0> ^2

V йв у

- + с,

2 Фо 1 йв 2

+

й2 р1 йс1 г1 г1 йр1 +в—^ + в—1 + — с, +

йв2 йв 8 1 8 йв

до+ди1=0.

дв дг ' и1 = 0, у1 = 0 при г = 0;

и1 = 0, у1 = 0 при г = 1 + ^соБв;

ф,

(19)

А (а1 ) = р1 (а2 ) = 0

йв

0,

в=а,

с, в = 0

11в=а,

(20)

Точное автомодельное решение задачи (17) - (18) будем иметь в виде:

д^о

уо = Щ + V (г ,в), ио + ио (г ,в),

дг дв

Щ = Щ (4), уо (г,в) = уо (4), ио (г,в) = йо (4)к ,

4

со = со (в), +

й 2 ро , ФО с1

• + •

(21)

1 + псоБв 0 ич ^ ' в йв к2 (в) к3 (в)

Подставляя (21) в (17) и (18) придем к следующей системе обыкновенных дифференциальных уравнений

Щ0= ^

йо + 4 = 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

у0 = ^

в

й 2 ро , ФО с1

■ +

+ ■

в йв к2 (в) к3 (в)

^ (в)

в^+с0 го+Мв-в^ - ГО фО.=^^^^ йв 0 8 к2 (в) к (в) в 8 йв 1

(22)

и

с0 \в=а, = 0

(1) = о, у (1) = О, щ (0 ) = 0, Щ (1) = 0;

1

йо (0) = 0, уо (О) = 1, |УО (4)й4 = 0;

ФО

йв

0, ро (а1 ) = РО (а2 ) =

(23)

и

Решение рассматриваемой задачи, связанной с определением поля скоростей, находим непосредственным интегрированием.

у>° (4) = | (2 -4), Vo (4) = с 4+ (-1 - Ц +1 (24)

где с1 = 6, ~2 в дальнейшем определяется из условия р° (а1) = р° (а2) = 0 Функцию Ф° (в) представим в виде ряда Тейлора

ф° (в) = ф° (а)+ф° (а )(в-а)+ф(« )(в-а )2 ■ 2+... (25)

где Ф (а1 ) =-6-- + ■ с

(1 + псоБа1 )2 (1 + псоБа1 )3

Ф' (а ) =-£-Ц. + 2/ 1

(1 + псоБа1 )3 (1 + псоБа1 )4

п, ч 12^соБа1 (1 + псоБа1) + 36п2Бт2а1

Ф (а1 )= 7. \4 +

(1 + псоБа1)

+ 3с2цсоБа1 (1 + псоБа1) +12^2 бШ2 а1

(26)

(1 + псоБа1)

С учетом (26) для определения функции р° приходим в принятом нами приближении к следующему уравнению:

рвв+Св=Ф° (а)+Ф° (а )(в-а)+ф° («1 )(в-а )■ 2 (27)

Решение уравнения (27) будем искать в виде:

р° = Р+рг (28)

где Р° - общее решение этого уравнения без правой части; Рг - частное решение с правой частью.

Р° = Д + Vв (29)

где Д1 и Д2 - постоянные интегрирования.

и

Функцию Рг будем иметь в виде:

Рг = В3 (в-а,) + В4 (в-а, )2 + В5 (в-а, )3 (30)

Подставляя (30) в уравнение (27) для определения Ц (I = 3,4,5) приходим к следующей алгебраической системе уравнений.

2вА> + Въ = Фо (а,), 6в^5 + 2 В, = Ф0 (а,), Ф0 (а,)

3В,

2

Решая систему (31), получим:

„/ ч 1 1 ч ч вФ0(а,)

В = Ф0 (а, )• 1 В4 = - Фо (а,

Въ = Фо (а, )-вФ0 (а, ) + в2Ф''(а,).

Используем граничные условия:

Ро (а, ) = 0, Р0 (а, ) = 0

для В, и В2 будем иметь:

В = -В2е

а, 1

В2 =вВ3е в

Константа ~2 определяется из условия:

Ро (а2 ) = 0

Из этого условия следует, что:

(31)

(32)

(33)

(34)

В, + В2е в + В3 (а2 - а,) + В4 (а2 - а,) + В5 (а2 - а,) = 0 С учетом (34), (33), (32), и (26) получим ~2. В виду громоздкости явный вид выражение для ~2 в статье не приводим. Для определения функции с0 имеем:

в-в + со 88 = ^ (в)

ав г

(35)

N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438

Здесь F1 (в) известная функция от в.

Приведем решение уравнения (35) для случая экстремального значения

F (в).

Введем обозначения: max F (в) = F*

М0,2*] в(36) в- =р~х (( = 40, в2-1 = 100, в3-1 = 200, в-1 = 500, в5-1 = 1000)

Обозначим T = F* , ,

i в-1=в-

Решение уравнения (35) с учетом (36) удовлетворяет граничным условиям c0 (а1) = 0 запишем в виде:

T -в

c0 = r°- + e r°e • C3, где C3 0 S 3 3

r-

SL e rPS

(37)

Перейдем к решению задачи для первого приближения. В системе уравнений (19) нелинейные слагаемые заменим их максимальным значением. Пусть

B = max ^

ХЕ[а,а2] de

Точное автомодельное решение этой задачи будем искать в виде

(38)

=

дь

дг

¥ = ¥fe), S =

U, = -- , 1 дв

r

т

С = С (в)

в ^ + Ф +1 в = С3

с1в2 с1в 2 И3

(39)

Подставляя (39) в (19)-(20), придем к следующему дифференциальному уравнению с граничными условиями:

= с*,~ ~1(ах) = 0, ^1(а2) = 0. (40)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решая задачу (41) для у, будем иметь:

*

У1 = у (2 - «)

Для определения безразмерного гидродинамического давления р1 будем исходить из уравнения и граничных условий:

р^+Ф.Дв = (41)

d0- de 2 h

Pl («1 ) = Pl («2 ) = 0 dPl

=с U =0 (42)

в=а1

dd

Интегрируя уравнение (41) с граничными условиями (42) с точностью до членов ü(r\2), получим:

1 1 —

p1 =--5 (-8С 4 (1 + п) ве в - 4 Bife - 20 Btfe - 40 Btfe +

8 (1 + n)

+П (с* f—e5 - 11ве4+1 (12 + 132в2 )e3 +1 (-24 в- 2б4в )e2 +

v 5 3 2 (43)

8e + 24ев + 264ee4) - 40 ве) + n( с* -5-e5 + ee4+3 (12 - 12в2 )e3 + +1 (-24в + 24в3)e2 + 16e - 24в4е + 24в2 е) - 20ве - 4ве + 8с*е) + с5

Константа интегрирования с4 и с5 не посредственно находятся из

граничного условия (42). В виду громоздкости их выражения в статье не приводим.

Найдем безразмерную несущую способность:

а2

W =¡(P0 + АР1 )de (44)

N Инженерный вестник Дона, №4 (2015) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438

Рис. 1. - Зависимость безразмерной несущей способности Ж от параметрав 1 1 - А = 1,5, в = 0 - истинно вязкопластичный смазочный материал;

2 - А = 0,1; 3 - А = 0,7; 4 - А = 0,9.

5 - А = 0, в = 0 - истинно вязкий смазочный материал;

6 - п = 0,1; 7 - п = 0,3; 8 - п = 0,5;

Выводы

1. Несущая способность, полученная на основе нелинейного уравнения Максвелла, учитывающее нелинейный фактор (т.е. одновременно случай, когда смазочный материал обладает вязкоупругими и вязкопластичными свойствами) существенно отличается от несущей способности, полученной на основе линейного уравнения Максвелла, соответствующая случаю вязкоупругого смазочного материала.

2. В случае вязкоупругого смазочного материала с увеличением параметра в-1, несущая способность увеличивается и при в-1 ^ стремится к случаю, соответствующему истинно вязкому смазочному материалу,

оставаясь при этом меньше этого значения. Наиболее резкое увеличение несущей способности наблюдается при малых значениях параметра в-1 < 10 .

3. В случае, когда смазочный материал является вязкопластичным, несущая способность на 15 % больше случая истинно вязкого смазочного материала.

4. В случае, когда смазочный материал обладает вязкоупругопластичными свойствами, с увеличением параметра в-1 несущая способность увеличивается и при в-1 ^стремится к случаю истинно вязкопластичного смазочного материала, при этом оставаясь меньше этого значения.

Литература

1. Ахвердиев К.С., Яковлев М.В., Журба И.А. Гидродинамический расчет подшипников скольжения с учетом сил инерции смазочной жидкости, обладающей вязкоупругими свойствами// Трение и износ. - 2003. - Т. 24, № 2. - С. 121-125.

2. Ахвердиев К.С., Воронцов П.А., Черкасова Т.С. Гидродинамический расчет подшипников скольжения с использованием моделей слоистого течения вязкой и вязкопластичной смазки // Трение и износ. - 1998. - Т. 16, № 6. - С. 698-707.

3. Ахвердиев К.С., Колесников И.В., Мукутадзе М.А., Семенко И.С. Математическая модель микрополярной смазки подшипников скольжения с податливой опорной поверхностью // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2012. - № 6, - С. 22-25.

4. Ахвердиев К.С., Журба И.А. Об устойчивости движения направляющей при неустановившемся течении вязкоупругой смазки в системе «ползун-направляющая» //Вестник РГУПС. - 2005. - № 1. - С. 5-11.

5. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Лагунова Е.О., Солоп К.С. Расчетная модель упорного подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на неньютоновских смазочных материалах с адаптированной опорной поверхностью // Инженерный вестник Дона. - 2013.

- № 4. - URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2201

6. Буяновский И. А., Хрущов М.М. Трибологические методы испытаний смазочных материалов // Вестник машиностроения. - 2002. - № 2. - С. 17.

7. Задорожная Е.А., Мухортов И.В., Леванов И.Г. Применение неньютоновских моделей смазочных жидкостей при расчете сложнонагруженных узлов трения поршневых и роторных машин // Трение и смазка в машинах и механизмах. - 2011. - № 7. - С. 22-30.

8. Павлик Б.Б., Фельдмане Э.Г. Об учете вязкоупругопластических свойствах смазки при расчете коэффициента трения линейного УГД контакта.- Рига: Риж. политехн. ин-т, 1988. - С. 5—14.

9. Ахвердиев К.С., Мукутадзе М.А., Лагунова Е.О., Солоп К.С. Расчетная модель радиального подшипника скольжения с повышенной несущей способностью, работающего на микрополярной смазке, с учетом ее вязкостных характеристик от давления // Инженерный вестник Дона. - 2013.

- № 4. - URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2200

References

1. Akhverdiyev K.S., Yakovlev M.V., Zhurba I.A. Trenie i iznos. 2003. T. 24, №

2. pp. 121-125.

2. Akhverdiyev K.S., Vorontsov P.A., Cherkasova T.S. Trenie i iznos. 1998. T. 16, № 6. pp. 698-707.

3. Akhverdiyev K.S., Kolesnikov I.V., Mukutadze M.A., Semenko I.S. Trenie i smazka v mashinakh i mekhanizmakh. 2012. № 6. pp. 22-25.

4. Akhverdiyev K.S., Zhurba I.A. Vestnik RGUPS. 2005. № 1. pp. 5-11.

IBM Инженерный вестник Дона. №4 (2015) НИ ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/n4y2015/3438

5. Akhverdiyev K.S., Mukutadze M.A., Lagunova E.O., Solop K.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013, No 4. URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2201

6. Buyanovsky I.A., Hrushchov M.M. Vestnik mashinostroeniya. 2002. № 2. pp. 17.

7. Zadorozhny E.A., Mukhortov I.V., Levanov I.G. Trenie i smazka v mashinakh i mekhanizmakh. 2011. № 7. pp. 22-30.

8. Pavlik B.B., Feldman E.G. Rizh. politekhn. in-t, 1988. pp. 5--14.

9. Akhverdiyev K.S., Mukutadze M.A., Lagunova E.O., Solop K.S. Inzenernyj vestnik Dona (Rus), 2013. No. 4 URL: ivdon.ru/magazine/archive/n4y2013/2200

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.