Научная статья на тему 'Расчет железобетонных конструкций в условии напряженно-деформированного состояния с трещинами'

Расчет железобетонных конструкций в условии напряженно-деформированного состояния с трещинами Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
210
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Градобоев Алексей Витальевич

В статье рассмотрены общие предпосылки применения алгоритма расчета железобетонных конструкций в условиях напряженно-деформированного состояния с трещинами, сформулированы основные требования к алгоритму конструктивного расчета, а также приведены базовые соотношения расчетной модели для объемных прямоугольных элементов с косоугольным армированием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Градобоев Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Расчет железобетонных конструкций в условии напряженно-деформированного состояния с трещинами»

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

Градобоев А.В. УДК 624.046

РАСЧЕТ ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В УСЛОВИИ НАПРЯЖЕННО-ДЕФОРМИРОВАННОГО СОСТОЯНИЯ С ТРЕЩИНАМИ_

В настоящее время в связи с интенсивным развитием вычислительной техники остро встает проблема перевода методов расчета и проектирования строительных конструкций на компьютерную основу. Весьма перспективным и назревшим представляется решение этой проблемы для железобетонных конструкций, занимающих доминирующее место в строительстве.

Железобетон представляет собой сложный композитный материал. Как известно, бетон не способен выдерживать нагрузки на растяжение. Поэтому для предотвращения появления трещин и дальнейшего разрушения конструкции необходимо применение армирования. Арматурные стержни соединяют отдельные полосы бетона в единой системе и предотвращают трещинообразование и разрушение конструкции.

Конструкции сооружения в подавляющем большинстве представляют собой чрезвычайно разнородные элементы, отличающиеся размерами, механическими свойствами, способами соединения, а рассчитываемая область имеет сложные границы. Современные методы расчета железобетонных конструкций базируются на предварительном расчете напряженно-деформированного состояния. По найденным величинам нормальных и касательных напряжений определяется необходимое количество арматуры и способ ее расположения, обеспечивающий нормативные условия эксплуатации. Процедура определения параметров арматуры, ее количества и расположения называется конструктивным расчетом.

Сложность конструктивного расчета состоит в том, что в условиях особых сочетаний усилий допускается наличие трещин в железобетоне, что накладывает дополнительные требования и усложняет процессы моделирования элементов и подбор арматуры. Образо-

вание трещин в железобетоне приводит к значительному уменьшению жесткости конструкции и перераспределению напряжений, что изменяет условия образования последующих трещин. Поэтому не может существовать однозначной связи напряжений и деформаций, не зависящей от предыстории нагру-жения, которая определяет расположение и направление трещин. В этом случае единственным возможным способом расчета железобетонных конструкций представляется метод последовательных нагружений (шаго-во-итерационный), моделирующий поведение конструкции при возрастающем внешнем воздействии. Для того, чтобы существовало единственное верное решение, необходимо, чтобы процесс был сходящимся. Т.к. появление трещин может привести к появлению новых трещин, то можно предположить, что процесс будет расходящимся. Однако в аналогичных ситуациях доказывалось [4], что может быть найдено приближенное решение.

Поскольку элементы матриц жесткости мгновенных состояний конструкции не являются константами, а зависят от напряжений и деформаций, количества трещин и их расположения, то решение задач выполняется в основном численными методами. Наиболее широко используемым в последнее время является метод конечных элементов (МКЭ).

Нелинейность соотношений напряжения-деформации для железобетона, вызванная наличием трещин, приводит к следующему алгоритму[1]. Выполняется расчет на начальную нагрузку в предположении упругой работы материала и по найденным полям напряжений прогнозируется нагрузка трещино-образования РТ0. Затем проводятся расчет на новую нагрузку и прогнозирование по найденным уже с учетом измененных жесткос-тных свойств конструкции нового значения нагрузки трещинообразования Р1. После ите-

рационного уточнения напряженно-деформированного состояния опять прогнозируется нагрузка трещинообразования Р/. и т.д., пока не будет окончательно уточнена нагрузка трещинообразования (например, два ее последовательных значения мало отличаются друг от друга).

При последующем расчете конструкции на эту нагрузку в одном конечном элементе достигается приближенное равенство ст1 « стт и в элементе образуются трещины, изменяющие его жесткость. Повторные расчеты на эту же нагрузку (итерации) продолжаются до уточнения напряженно-деформированного состояния конструкции. По уточненному напряженно-деформированному состоянию прогнозируется значение нагрузки, при котором должна образоваться трещина в следующем конечном элементе. Повторными расчетами (как и для нагрузки трещинообразова-ния) эта нагрузка уточняется. Лишь после этого еще в одном элементе, в котором выполняется условие ст1 « ат, допускается образование трещины, затем итерациями уточняется напряженно-деформированное состояние конструкции и т.д. Итерационная процедура используется для уточнения матрицы жесткости железобетона в конечных элементах, а затем и матрицы жесткости всей конструкции.

Специфика конечноэлементных методов расчета напряженно-деформированного состояния накладывает некоторые условия на алгоритм конструктивного расчета и его программную реализацию, а именно[2]:

• методика конструктивного расчета должна быть ориентирована на арматурное обеспечение конечного элемента, минимальным образом используя свойства и специфику ансамбля окружающих его элементов;

• методика расчета должна быть в достаточной мере обоснована обширной экспериментальной базой теории железобетона, которая должна быть формализована и адаптирована в условиях конечноэ-лементной аппроксимации сооружения;

• численные процедуры расчета должны включать в себя нормативные требования и допускать возможность простого их редактирования при изменении нормативной базы;

• размерность реальных конечноэлемен-тных задач и неизбежность применения итерационных процессов предъявляют

повышенные требования к эффективности численных процедур и возможности их применимости к некоторой группе элементов, сформированной по совокупности условий достаточного армирования;

• процедуры расчета должны быть достаточно универсальными, позволяющими их применение для разнородных конструктивных элементов, находящихся в условиях произвольного напряженно-деформированного состояния.

Проведем построение расчетной модели объемного железобетонного элемента с трещинами в общем случае произвольного косоугольного армирования. Пусть задана некоторая произвольная железобетонная массивная конструкция, которая в силу приложенных к ней внешних нагрузок деформируется в условиях объемного напряженного состояния. В результате действия приложенной нагрузки в конструкции возникают трещины по одной или нескольким пересекающимся площадкам. Требуется установить связи между напряжениями и деформациями для областей конструкции, в которых возникли трещины.

Сформулируем основные теоретические и физические предпосылки модели.

1. В трещинах практически все усилия передаются через арматуру, за исключением части усилий, которые передаются через остаточные связи по бетону в трещинах — через связи зацепления. Основными в арматуре являются осевые (нормальные) напряжения. В трещинах они достигают максимальных значений сти затем постепенно затухают в блоках между трещинами по мере удаления от краев трещин. В модели вводятся два вида осевых напряжений: ст- максимальные в трещинах, которые ответственны за прочность арматуры) и ст™ - средние на участках между трещинами, от которых зависят деформации. Связь между напряжениями осуществляется при помощи коэффициентов у , введенных В.И. Мурашевым [5]; ст™ =сту. Этими коэффициентами учитывается влияние сцепления.

2. Деформации бетона в блоках между трещинами дополнительно влияют на средние напряжения арматуры. Степень влияния нормальных (линейных) деформаций бетона

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

вдоль направления армирования г на осевые деформации арматуры г оценивается множителями (1 -у).

3. Физические соотношения устанавливаются в локальной системе координат п, т, 1, направленных по нормалям к трем ортогональным площадкам образования трещин, а затем переводятся в глобальную систему х, у, z. Выделим для рассмотрения одно направление армирования г. Если направлений армирования будет несколько, то следует использовать формальную процедуру суммирования членов. Каждой группе направлений прикрепляется своя декартова система координат г , к(г), е(г), где ось г направлена вдоль стержней, а оси к(г), е(г) могут поворачиваться вокруг оси г произвольно. Пусть направляющие косинусы оси г к осям х, у, z обозначаются 1х, гу, , а оси п к осям к осям х, у, z - пх, пу, п2, тогда направляющий косинус между осью г и п будет п. = пх1х + пу1у + п212. Аналогичным образом вычисляются другие направляющие косинусы

т., I.

гг

4. В конструкции выделяется малый прямоугольный параллелепипед так, чтобы отдельные его грани прошли по трещинам или параллельно им. Усилия, приложенные к граням элемента, приводятся в соответствии с коэффициентами арми- рования и их проекциями на наклонные площадки к средним поверхностным нормальным и касательным напряжениям арматуры и бетона. Последние на площадках трещин заменяются напряжениями зацепления. Общие напряжения элемента находятся путем суммирования приведенных напряжений арматуры, напряжений бетона и напряжений связей зацепления:

КК ={° :} +КК +К }п.

Так как вектор-столбец напряжений железобетона с трещинами состоит из трех столбцов-компонент, вывод физических соотношений состоит в установлении связей между компонентами столбцов и общими деформациями. После этого устанавливаются общие соотношения.

Для объемного железобетонного элемента связь напряжений в арматуре с общими деформациями выражается следующим образом:

~ sn d

5 sm d

5 sl d

snm d

^sml = d

^s ln d

5 smn d

5 slm d

5snl d

j * j * j * j * j * j * j * i ♦

1 ds12 ds13 ds14 ds15 ds16 ds17 ds18 ds19

J* J * У-] * ^-í* ^-í* ^-í* ^-í* ^-í*

2 ds22 ds23 ds24 ds25 ds26 ds27ds28 ds29

J * J * J * J * J * J * J * J*

3 ds23 ds33 ds34 ds35 ds36 ds37ds38 ds39

J * J * J * J * J * J * J * J*

4 ds24 ds34 ds44 ds45 ds46 ds47ds48 ds49

J * J * J * J * J * J * J * J*

5 ds25 ds35 ds45 ds55 ds56ds57ds58 ds59

6 ds26 ds36 ds46 ds56 ds66ds67ds68 ds69

J * J * J * J * J * J * J * J*

7 ds27 ds37 ds47 ds57 ds67 ds77ds78 ds79

J * J * J * J * J * J * J * J*

8 ds28 ds38 ds48 ds58 ds68 ds78ds88 ds89

J * J * J * J * J * J * J * J*

9 ds29 ds39 ds49 ds59 ds69 ds79ds89 ds99

s n

S m

S l

* У nm

X * У ml * У ln * У mn * У lm * .У ni .

(1)

или в более компактном виде:

КК =[<] п п}. (2)

где - матрица жесткости арматуры, ха-

рактерипзующая вклад арматуры в общую жесткость железобетона с трещинами. Элементы матрицы жесткости арматуры вычисляются по формулам:

( \

d¡n =у

1

d'S12 = У 1

ds13 = У

E sm ni

n2 + 5nnl У

1 n 51 ' '

n

1

E mn

s m

E ,n l

s l

i i 1

m. n. + 5mn 1 У m n

11 m xi ¿^ i

1

n. l +5,n_1 У n l

11 l X1 ¿^ 1

1 1 1 У

(3)

и т. д.

E sm = Es1 v ;/n Ц я-; E . = E . ш-1 ц . ;

sim si sim si

= E . ш-1. Ц . ;

sil si sil si

1 = k(i )e(i),

где ц si - коэффициент армирования, который равен площади стержней, приходящейся на единицу площади площадки, проведенной нормально к направлению 1; Es¡ - модуль деформации (упругости) арматуры; 8r(г = n,m,l) -искусственно введенный множитель для различных схем трещин, принимающий значения:

Sn =1, Sm =51 = 0(трещины одного направления),

5n =5m =1, 5l = 0 (трещины двух взаимно ортогональных направлений),

5n =5m =5l =1 (трещины трех взаимно ортогональных направлений).

Более подробно значения элементов матрицы жесткости [ds ] нескольким направлени-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

s

ям арматуры. В частности, можно перейти к случаю ортотропного армирования, в котором стержни располагаются вдоль осей координат (группа стержней 1: г = х, к(г) = у, е(г) = г; группа стержней 2: г = у, к(г) = г, е(г)= х; группа стержней 3: г = г, к(г) = х, е(г) = у).

Связь напряжений бетона и общих деформаций представлена следующим образом:

К К =К] - *(« -} (4)

где [йь*] = [с;] 1. Коэффициенты матрицы податливости [с;] определены в [3].

Напряжения зацепления связываются с общими деформациями соотношениями:

К }- =К] - }, (5)

где [й * ] - матрица модулей зацепления, в этой

матрице ненулевыми являются только коэффициенты, стоящие на главной диагонали они обозначаются: Ечп 5П; Ечт Ът; Еч18,; Едпт 8П;

ЕЧШ 8т ; Ечтп 8т ; Еч1т 81 ; Еч 1п 81 ; ЕП 8п . Значения модулей зацепления даны в [3,4].

Внося значения напряжений для арматуры, бетона и зацепления, находим:

К}- =([<] п +К] п +[<] - М- =[* •] - (в -}

(6)

где [й *] - симметричная матрица жесткости железобетонного элемента в осях -, т, 1.

Соотношения (6) представляют собой общие физические соотношения для элементов железобетона с трещинами.

Разрешающие уравнения железобетонных конструкций в форме МКЭ имеют вид:

[к (д Ш = П (7)

где [К(д)]- матрица жесткости всей системы; (д}- вектор-столбец узловых перемещений, (Р} вектор-столбец узловых нагрузок.

Матрица жесткости [К(д)] формируется на основании физических жесткостей [й] из,

вычисляемых для каждого конечного элемента. Жесткости [й], как уже указывалось, зависят от уровня напряженного состояния, количества трещин, их ориентации и других факторов; они принимают различные значения для различных конечных элементов. Таким образом задача расчета железобетонных конструкций сводится к решению алгебраических уравнений с переменными коэффициентами.

По предварительным прикидкам производительность и ресурсы современных сред-неуровневых вычислительных средств позволяют за приемлемый промежуток времени реализовать такие алгоритмы при использовании достаточно малого шага итераций, обеспечивающего необходимую точность вычислений.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Гвоздев, А. А., Дмитриев, С.А., Крылов, С. М. и др. Новое о прочности железобетона. — М. : Стройиздат, 1977. - 272 с.

2. Елисеев, С.В., Соболев, В. И., Градобоев, А.

B. К выбору численных алгоритмов определения достаточности армирования железобетонных композитов в условиях дискретных моделей // Современные технологии. Системный анализ. Моделирование. - №2(18) — ИрГУПС. Иркутск, 2008. -

C. 145-150.

3. Карпенко, Н. И. Общие модели механики железобетона. —М.: Стройиздат, 1996 г. -416 с.

4. Карпенко, Н. И. Теория деформирования железобетона с трещинами. - М. : Стройиздат, 1976 г. - 208 с.

5. Мурашев, В.И. Трещиноустойчивость, жесткость и прочность железобетона. - М. : Машстройиздат, 1950 г. - 268 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.