Научная статья на тему 'Расчет величин газодинамических эксцентриситетов, обусловленных допусками на изготовление элементов сопловых блоков'

Расчет величин газодинамических эксцентриситетов, обусловленных допусками на изготовление элементов сопловых блоков Текст научной статьи по специальности «Физика»

CC BY
157
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКЛОНЕНИЕ ВЕКТОРА ТЯГИ / ЭКСЦЕНТРИСИТЕТ ТЯГИ

Аннотация научной статьи по физике, автор научной работы — Каширкин А. А., Дунаева И. В., Евланова О. А., Конюхова Л. А.

Исследовано влияние на отклонение вектора тяги от оси двигателя вследствие технологических смещений осей дозвуковой и сверхзвуковой частей соплового блока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH OF INFLUENCE ON A DEVIATION OF A VECTOR OF TRACTION FROM AN AXIS OF THE ENGINE OWING TO TECHNOLOGICAL DISPLACEMENT OF AXES

Research of influence on a deviation of a vector of traction from an axis of the engine owing to technological displacement of axes of subsonic and supersonic parts of a nozzle on a corner and the linear size is presented.

Текст научной работы на тему «Расчет величин газодинамических эксцентриситетов, обусловленных допусками на изготовление элементов сопловых блоков»

УДК 621.455

А.А. Каширкин, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-18-79 ivts.tul gu@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

И.В. Дунаева, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-18-79 ivts. tul gu@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

О.А.Евланова, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-18-79 ivts.tulgu@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Л.А. Конюхова, канд. техн. наук, доц., (4872) 35-18-79 ivts.tul gu@rambler.ru (Россия, Тула, ТулГУ)

РАСЧЕТ ВЕЛИЧИН ГАЗОДИНАМИЧЕСКИХ ЭКСЦЕНТРИСИТЕТОВ, ОБУСЛОВЛЕННЫХ ДОПУСКАМИ НА ИЗГОТОВЛЕНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ СОПЛОВЫХ БЛОКОВ

Исследовано влияние на отклонение вектора тяги от оси двигателя вследствие технологических смещений осей дозвуковой и сверхзвуковой частей соплового блока.

Ключевые слова: отклонение вектора тяги, эксцентриситет тяги.

Параметры точности и кучности стрельбы реактивных снарядов (РС) РСЗО зависят от ряда факторов, к числу которых относится эксцентриситет реактивной силы, вызванный наличием технологических допусков на изготовление заряда и элементов конструкции соплового блока (дозвуковая и сверхзвуковая части).

В данной статье представлено исследование влияния на отклонение вектора тяги от оси двигателя вследствие технологических смещений осей дозвуковой и сверхзвуковой частей соплового блока по углу а=1° и линейному размеру 5=1мм. На рис. 1 и 2 представлены схема приведения составляющих сил, определяющих эксцентриситет тяги, обусловленных допусками на изготовление элементов сопловых блоков, и рассматриваемые варианты технологического несовершенства соплового блока.

Рис. 1. Схема приведения составляющих сил, определяющих эксцентриситет тяги, обусловленных допусками на изготовление элементов сопловых блоков

Рис. 2. Исследуемые варианты конструкций с эксцентриситетом

В основу математической модели газодинамических процессов в сопловом блоке положены уравнения движения многокомпонентного теплопроводного газа в двумерной декартовой системе координат: - уравнение неразрывности

Жр

Ж

+ Р

Р

дх — -с

З? дх

дс

= 0, V х,у е 80, ? > 0;

/

дс

к +-ри+ рУ-^ = У -

ду

V

дтЛк£+ (гтВку дх

ду

IСк = 1;

У

уравнения импульса

Жи ^ —

Р-= рРх--+

Ж? дХ

ЖУ ^ дР

р ЖУ = рру +

дах дт

—- + —

дх ду дт да у

дх ду

I

-I

^"Окх" + д

дх

ду

д^вку™ д тв1уУ

дх

ду

V х,у е Я0, ? > 0;

уравнение энергии

dE

р * +Р>У)

дPU дPУ +

V

дх ду

д

+ ~(ахи + тУ) + дх

+--{ти + а V) +

ду дх

д

с

+1

k

-I

д

л-Г

V дх у

д

+

д_ ду

дТ I

, -у) к

, (ахивк + тувк) +— [тивк + ауувк) дх ду

Г-РСкЕкивк , дРСкЕкУвкЛ

+

V х,у е Б0, ^ > 0;

.. ч дх ду у

- уравнение состояния

Р = рЯТ,

где и, У - составляющие скорости по осям х и у соответственно; формулы для напряжений вязкости имеют вид

к

к

к

2

< = 3М

2

¿и аV

& ¿у

2

—М 3

/

2

V

¿У

и Л (и ¿V Л

II М +—

дх у дх у

Для описания турбулентного движения потока в рассматриваемых объектах использована полуэмпирическая двухпараметрическая диссипа-тивная модель турбулентности с введением турбулентной вязкости. Соотношения двухпараметрической модели турбулентности имеют вид: - уравнение для кинетической энергии турбулентности e

дpe

~дГ

+ div(peW) = De + Pe -Фe;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- уравнение для скорости диссипации в

¿Р + div(pвW) = Бе + Ps-Фs;

- коэффициенты переноса определяются выражениями

- Ре! 2 -^т. л -

Мг = с М , ^т = ^ , DT =

в

Рг

ит

р8с7

М = Мм + Мт, Л = ЛМ +Лт, D = Dм + Dт, где им, Мт, ^т, Dм, Dт - коэффициенты молекулярной и турбулентной вязкости, теплопроводности и диффузии; сМ, с1в, с2в, с3в, ае, эмпирические константы модели, Ргт, Бст - турбулентные числа Прандтля и Шмидта; диффузионные составляющие De и D8 имеют вид

е дх.

и

+ М

де

У

дх,

дх,.

и

+ М

дв

У

дх-

генерация величин с и в определяется соотношениями

Ре =Мт

дWi ¿Ж,

-- +--

дх,- дх,-V ] i

дЖ

Б

дх

Рв с1в Ре;

Б

вязкая диссипация - формулами Фе = с^ре, Фв = с2вр —.

е

Значения чисел констант модели представлены соответственно в табл. 1.

Таблица 1

е

Ргт 8Ит сМ св с2в с3в <е <

0,85 1 0,09 1,44 1,92 0,8 1,0 1,3

Пространственные физические границы расчетной области течения подразделяются на четыре типа: непроницаемая стенка, проницаемые и открытые границы, ось симметрии.

Для непроницаемых границ задаются условия прилипания, т.е. равенство нулю нормальной и касательной составляющих вектора скорости потока ^ = 0.

Через левую границу происходят конвективный приток массы газа и соответствующие этой массе переносы импульса и энергии, поэтому на этой границе постановка граничных условий заключается в задании соответствующих параметров газа. При сверхзвуковом истечении на правой границе сопла постановка граничных условий сводится к заданию граничных параметров, равных параметрам потока газа перед границей: Л = \Л/С, Т = Та, Р = Ра.

Для решения поставленной задачи применяется численный метод, использующий схемы расщепления метода крупных частиц [1], но реализованный на неравномерной сетке метода конечных элементов [2]. Использование нерегулярной сетки позволяет более точно аппроксимировать криволинейные границы областей сложной формы, реализовать неравномерную дискретизацию области потока.

На рис. 3 показаны в качестве примера результаты расчета газодинамического процесса в сопловом блоке с элементами эксцентриситета, соответствующими схеме 1.

Рис. 3. Результаты расчетов газодинамического процесса в сопловом блоке с эксцентриситетом геометрии

Для оценки степени эксцентриситета тяги использовалось отношение боковой составляющей количества движения потока, истекающего из выходного сечения сопла, которая вызвана эксцентриситетом конструкции соплового блока, к полной величине количества движения истекающего потока к=Р2/Р1.В табл. 2 представлено отношение к для различных вариантов эксцентриситета.

Таблица 2

Отношение боковой составляющей силы тяги, вызванной эксцентриситетом конструкции соплового блока, к полной величине тяги

Вариант 1 2 3 4

к 0,0211 0,0001 0,0199 0,0009

Анализ полученных результатов показывает, что основное влияние на величину боковой составляющей тяги оказывает отклонение угла оси сверхзвуковой части сопла (варианты 1 и 3). Эксцентриситет геометрии в дозвуковой части выравнивается при движении продуктов сгорания по тракту сопла и оказывает существенно меньшее влияние на отклонение вектора тяги.

Список литературы

1. Белоцерковский О.М., Давыдов Ю.М. Метод крупных частиц в газовой динамике. М.: Наука, 1982. 370 с.

2. Дунаев В.А. Численное моделирование сопряженных процессов термомеханики в теплоэнергетических установках // Материалы докладов Всероссийской научно-практической конференции "Первые Окуневские чтения". СПб, 1997. С.106-108.

A.A.Kashirkin, I. V.Dunaeva, O.A.Evlanova, L.A. Konjuhova

RESEARCH OF INFLUENCE ON A DEVIATION OF A VECTOR OF TRACTION FROM AN AXIS OF THE ENGINE OWING TO TECHNOLOGICAL DISPLACEMENT OF AXES.

Research of influence on a deviation of a vector of traction from an axis of the engine owing to technological displacement of axes of subsonic and supersonic parts of a nozzle on a corner and the linear size is presented.

Key words: vector of traction, technological displacement of axes.

Получено 17.10.12

УДК 533.6.011:51

В.В. Ветров, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-18-79, vetrov@tsu.tula. ш (Россия, Тула, ТулГУ),

В.А. Дунаев, д-р техн. наук, проф., (4872) 35-18-79, dunaev@tsu.tula.ru (Россия, Тула, ТулГУ),

Е.М. Костяной, асп., (4872) 35-18-79, 1aykem@mail. ш (Россия, Тула, ТулГУ),

К.Н. Михеев, студент, (4872) 35-18-79, kir-miheev@mail .т (Россия, Тула, ТулГУ)

ОСОБЕННОСТИ ОПИСАНИЯ ВЯЗКОГО ТЕЧЕНИЯ В ТРАКТЕ ОТРАБОТАВШЕГО ПВРД

Представлены результаты тестирования двухпараметрической двухслойной к-е модели турбулентности для описания вязких течений в каналах. Приведены рекомендации по рациональным размерам элементов расчетной сетки и параметрам модели турбулентности.

Ключевые слова: вязкое течение, двухпараметрическая двухслойная к-е модель турбулентности, тестирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.