Научная статья на тему 'Расчет целесообразности передачи бизнес-процессов на аутсорсинг в предпринимательской структуре'

Расчет целесообразности передачи бизнес-процессов на аутсорсинг в предпринимательской структуре Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
69
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ / МАТРИЦА АУТСОРСИНГА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ СТРУКТУРЫ / OUTSOURCING / BUSINESS PROCESSES / MATRIX OF THE OUTSOURCING / ENTERPRISE STRUCTURES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Омаров Магомед Магомедович, Цой Виктор Анатольевич

В статье на основе характеристики бизнес-процессов предпринимательской структуры в сфере розничной торговли выделены непрофильные бизнес-процессы деятельности и оценены финансовые вложения в их содержание. Авторами выполнена оценка стоимости вспомогательных бизнес-процессов внутри предпринимательской структуры и на рынке услуг, а также оценена компетентность сотрудников компании. Это позволило разработать матрицу аутсорсинга и обосновать целесообразность вынесения бизнес-процессов предпринимательской структуры на аутсорсинг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Calculation of expediency of removal of business processes on outsourcing in enterprise structure

In the article on the basis of the characteristic of business processes of enterprise structure in the sphere of retail trade are allocated non-core business processes of their activity and financial investments are estimated at their contents. The author of article made an assessment of auxiliary business processes at cost of services in enterprise structure and in the market of services, and also competence of staff of the company is estimated that allowed to develop a matrix of outsourcing and to prove expediency of removal of business processes of enterprise structure on outsourcing.

Текст научной работы на тему «Расчет целесообразности передачи бизнес-процессов на аутсорсинг в предпринимательской структуре»

Экономическое возрождение России. 2012. № 3 (33)

М. М. Омаров1, В. А. Цой2

расчет целесообразности передачи бизнес-процессов на аутсорсинг в предпринимательской структуре

Для принятия решения о передаче отдельных бизнес-процессов на аутсорсинг на примере компании ООО «Грейп» нами проведен анализ ее организационной структуры и эффективности затрат на деятельность подразделений. Прежде всего следовало определить, какие бизнес-процессы являются основными, а какие — вспомогательными. При вынесении последних на аутсорсинг исходили из экономической целесообразности: затраты на их закупку на рынке услуг должны быть меньше затрат на выполнение функций собственными силами [2, 4, 5].

Проведенное на первом этапе исследование функций различных подразделений предпринимательской структуры позволило выделить основные, обеспечивающие (вспомогательные) бизнес-процессы и процессы управления. К основным бизнес-процессам нами отнесены розничная реализация товаров и оказание логистических услуг; к вспомогательным — информационное и кадровое обеспечение, техническое обслуживание, маркетинг, бухгалтерский учет; к бизнес-процессам управления — управление персоналом и коммерческой деятельностью компании.

При рассмотрении бизнес-процессов управления определялось, как они взаимодействуют с другими процессами. Управлением коммерческой деятельностью организации, согласно разработанным бизнес-планам, занимаются заместитель генерального директора и заместитель генерального директора по общим вопросам. Заместитель гендиректора отвечает за рациональную и эффективную организацию работы магазинов розничной сети путем координации маркетинговой деятельности предпринимательской структуры. Участниками этого процесса являются специалисты по обучению, маркетингу и PR-менеджер. Специалист по маркетингу проводит отчет по товарному ассортименту организации и вносит свои предложения о новинках и маркетинговых акциях, разработанных совместно с PR-менеджером, заместителю гендиректора. Последний принимает решения о проведении маркетинговых мероприятий и передает их в логистический отдел. Далее информация идет во все торговые точки розничной сети ООО «Грейп» и доводится до покупателя в виде рекламных плакатов, флаеров, информации на ценниках о снижении цены. Схема всех бизнес-процессов представлена на рис. 1.

На втором этапе была подробно проанализирована стоимость каждого вспомогательного бизнес-процесса для принятия решения о его передаче на аутсорсинг. Из выполненных расчетов видно, что на содержание отдела технического обеспечения и бухгалтерии расходуется больше средств, чем на остальные отделы: на 1 рубль прибыли в месяц 0,017 р. тратится на содержание отдела технического обеспечения и 0,016 р. — на работу

1 Магомед Магомедович Омаров, декан факультета управления, зав. кафедрой маркетинга и управления персоналом, профессор Новгородского государственного университета, д-р экон. наук, е-таП.: [email protected]

2 Виктор Анатольевич Цой, аспирант Новгородского государственного университета.

Внешняя бизнес-среда Бизнес-планирование Участие на рынке

Рынок Рынок Банковские услуги

программного обеспечения труда (инкассация)

1 1

♦ ----- -и: * * г

Коммерческая деятельность

Рекламное агентство

Маркетинговая деятельность

Логистические услуги

Управление персоналом

Техническое обеспечение

Обеспечение персоналом

I____

Ж

ИТ-услуги

Отбор персонала

м

Бухгалтерский учет

Кадровое делопроизводство

А

н

А

_____I

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ

Поставщик сопутствующих товаров

1 г 1 г 1 > 1 г

Заказ товара - Прием товара Оприходование Размещение Предпродажная подготовка

Продажа

Рис. 1. Схема бизнес-процессов предпринимательской структуры

бухгалтерии. Таким образом, наибольшая сумма затрат приходится на бухгалтерский учет, техническое обеспечение и маркетинговую деятельность. Перечисленные процессы рассматривались в качестве основных «претендентов» на аутсорсинг.

На третьем этапе для принятия решения о передаче вспомогательных бизнес-процессов на аутсорсинг применялась матрица Е. Митрофановой, предполагающая четыре варианта решений: применение аутсорсинга; развитие бизнес-функции; развитие или аутсорсинг (в зависимости от политики компании в отношении бизнес-функции) и выделение конкурентоспособной бизнес-функции в отдельный бизнес. Для использования данной матрицы выполнялась оценка [3] вспомогательных бизнес-процессов по стоимости услуг внутри организации и на рынке услуг, а также оценка компетентности сотрудников предприятия (см. таблицу).

Далее с учетом результатов ранжирования участников бизнес-процессов по стоимости услуг внутри организации (от большего к меньшему), а также уровня компетенции разрабатывалась матрица аутсорсинга (рис. 2).

На основе применения матрицы аутсорсинга относительно исследуемой организации сделаны следующие выводы:

Экономическое возрождение России. 2012. № 3 (33)

качественная оценка бизнес-процессов ооо «Грейп»

Бизнес-процесс Стоимость затрат, р. Уровень компетенции

Участники процесса «Грейп» Сторонние поставщики услуг «Грейп» Сторонние поставщики услуг

Обеспечение кадрами: 25156,00 40000,00

специалист по работе с персоналом 12578,00 10000,00 Средний Высокий

специалист по кадровому делопроизводству 12578,00 30000,00 » »

ИТ-услуги: 47806,90 46000,00

системный администратор 23903,45 21000,00 Выше среднего Высокий

программист 23903,45 25000,00 » »

Маркетинговая деятельность: 98284,11 47000,00

специалист по обучению 27690,62 12000,00 Средний Высокий

специалист по маркетингу: 28761,32 25000,00 » »

PR-менеджер 41832,17 10000,00 » »

Бухгалтерский учет: 151218,35 48100,00

главный бухгалтер 48701,54 24000,00 Высокий Высокий

бухгалтер (2 ед.) 68231,55 14100,00 » »

ревизор 34285,26 10000,00 » »

Техническое обеспечение: 165043,07 134260,00

энергетик 16955,90 17000,00 Средний Высокий

специалист по охране труда 25011,30 7000,00 » »

технический работник (2 ед.) 53626,44 26400,00 Ниже среднего Средний

уборщик служебных помещений (5 ед.) 50406,90 68860,00 » »

дворник 19042,53 15000,00 » Ниже среднего

• бизнес-процесс бухгалтерский учет, участниками которого являются главный бухгалтер, бухгалтер и ревизор, попадает в поле «Развитие или аутсорсинг», значит, данный процесс можно вынести на аутсорсинг. Но так как он имеет высокое стратегическое значение, целесообразно его развивать;

• бизнес-процесс ИТ-услуги (участники — системный администратор и программист) попадает в поле «Развитие» и остается в ведении предпринимательской структуры. Для улучшения результатов деятельности компании его нужно развивать;

Качество

Выше

Равно

Ниже

Развитие или '""■■■-..¡аутсорсинг (главйъщ бухгалтер, бухгалтер, ревизор) ""■■■■■.....

Аутсорсинг

(специалисты по обучению, по охране труда)

Аутсорсинг

(PR-менеджер)

Развитие

(системный администратор, программист)

Развитие или аутсорсинг

(специалисты по маркетингу, по работе с персоналом, энергётвд)

Выделение из бизнес-модели

Развитие

Развитие цли аутсорсинг

(специалист нр кадровому делопроизводству)

Выше

Равно

Ниже

-> Стоимость

Рис. 2. Матрица аутсорсинга ООО «Грейп» для вспомогательных бизнес-функций

• часть бизнес-процесса маркетинговая деятельность (участник — специалист по обучению) попадает в поле «Аутсорсинг». Функцию этого участника можно передать сторонней организации, так как сумма затрат по нему выше, чем на рынке услуг, а уровень компетенции ниже;

• часть бизнес-процесса техническое обеспечение (участник — специалист по охране труда) также попадает в поле «Аутсорсинг», соответственно эту функцию можно передать поставщикам данных услуг;

• часть бизнес-процесса маркетинговая деятельность (участник — специалист по маркетингу) находится в поле «Развитие или аутсорсинг», так как стоимость услуг на рынке и сумма затрат по этому участнику практически одинаковы, как и уровень компетенции. Однако уровень стратегической важности достаточно высок, поэтому мы не рекомендуем передавать данный процесс на аутсорсинг, его стоит развивать;

• часть бизнес-процесса техническое обеспечение (участник — энергетик) находится в поле «Развитие или аутсорсинг», однако, уровень стратегической важности не так высок, поэтому целесообразно передать выполнение этих функций поставщикам услуг;

• часть бизнес-процесса обеспечение персоналом (участник — специалист по работе с персоналом) находится в поле «Развитие или аутсорсинг». Его функции можно передать на аутсорсинг, поскольку согласно SWOT-анализу, квалификация ОПП недостаточна;

• часть бизнес-процесса маркетинговая деятельность (участник — PR-менеджер) находится в поле «Аутсорсинг», так как сумма затрат на данного специалиста гораздо выше, чем на рынке услуг, а компетенция ниже;

• часть бизнес-процесса техническое обеспечение (участник — МОП — уборщики служебных помещений, технические работники, дворник) попадает в поле «Аутсорсинг».

Экономическое возрождение России. 2012. № 3 (33)

При равной стоимости выполнения работ уровень компетенции работников предприятия рынка услуг выше, к тому же уровень стратегического значения ниже среднего;

• часть бизнес-процесса обеспечение персоналом (участник — специалист по кадровому делопроизводству) также находится в поле «Развитие или аутсорсинг», его функции целесообразно передать на аутсорсинг.

Таким образом, проведенное нами исследование показывает, что применение аутсорсинга предпринимательскими структурами обеспечивает конкурентные преимущества и эффективное функционирование компании за счет сокращения затрат и улучшения качества бизнес-процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

список литературы

1. Гончарова, Н. А. Инновационный аутсорсинг в малом и среднем бизнесе/Н. А. Гончарова/Экономическое возрождение России. — 2010. — № 4 (26). — С. 91-97.

2. Мартыненко, А.В. Использование инновационного аутсорсинга в деятельности корпоративных структур/А. В. Мартыненко, С. И. Удовиченко//Экономическое возрождение России. — 2010. — № 3 (25). — С. 116-120.

3. Митрофанова, Е. Как оптимизировать бизнес-модель компании/Е. Митрофанова// Финансовый директор. — 2005. — № 7-8. — С. 25-32.

4. Омаров, М. М. Концепция реализации управленческих решений в предпринимательских структурах/М. М. Омаров, В. Ю. Сергеев//Российское предпринимательство. — 2011. — № 1, вып. 2. — С. 147-152.

5. Теория и практика принятия решений по выходу организаций из кризиса/А. Н. Асаул, И. П. Князь, Ю. В. Коротаева. — СПб.: АНО «ИПЭВ», 2007. — 224 с.

The list of the literature

1. Goncharova, N. A. Innovative outsourcing in small and medium business/N. A. Goncha-rova//The economic revival of Russia. — 2010. — № 4 (26). — P. 91-97.

2. Martinenko, A. V. Using an innovative outsourcing of corporate structures/A. V. Mar-tinenko, S. V. Udovichenko//The economic revival of Russia. — 2010. — № 3 (25). — P. 116-120.

3. Mitrofanova, E. How to optimize company business model/E. Mitrofanova//The Financial director. — 2005. — № 7-8. — P. 25-32.

4. The concept of implementation of administrative decisions in enterprise structures/M. M. Omarov, V. Yu. Sergeyev//The Russian business. — 2011. — № 1, vyp. 2. — P. 147-152.

5. Theory and practice of decision-making organizations to break out of the crisis/A. N. Asaul, I. P. Knyaz, Y. V. Korotayeva. — SPb.: ANO «IPEV», 2007. — 224 p.

Статья представлена в научно-редакционный совет 21.05.2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.