Научная статья на тему 'Роль и значение аутсорсинга в современных условиях'

Роль и значение аутсорсинга в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1405
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТСОРСИНГ / АУТСТАФФИНГ / АУТСОРСЕР / БИЗНЕС-ПРОЦЕССЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мансурова Гелия Ильфаровна, Антонов Антон Алексеевич

Рассматривается новое направление в бизнес-процессах аутсорсинг, определяется сущность, роль и значение аутсорсинга в современных условиях ведения бизнеса, анализируются исторические аспекты развития аутсорсинга в России и за рубежом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль и значение аутсорсинга в современных условиях»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Экономическое положение в Ульяновской области в 2010 году. Федеральная служба государственной статистики. - Ульяновск, 2011.

2. Елисеева, И. И. Социальная статистика / И. И. Елисеева; под ред. чл.-кор. РАН И. И. Елисеевой. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 480 с. - Элекгр. б-ка Социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоно-

сова. URL: htlp://lib.socio.msu.ru/l/libran/? e=d-000-

00—001 ucheb-OO-O-O-Oprompt-10—4----0-11-1 -ru-

50—20-about—00031 -001-1 -OwindowsZz-1251-

00&cI=CLl &d=HASH28edadd5 84

ffacb0f3ffi72.

7.4&x=l (дата обращения: 13.02.2012).

Мансуров Пётр Михайлович, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» УлГТЪ

УДК 338.462

Г. И. МАНСУРОВА, А. А. АНТОНОВ

РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АУТСОРСИНГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Рассматривается новое направление в бизнес-процессах - аутсорсинг, определяется сущность, роль и значение аутсорсинга в современных условиях ведения бизнеса, анализируются исторические аспекты развития аутсорсинга в России и за рубежом.

Ключевые слова: аутсорсинг, аутстаффинг, аутсорсер, бизнес-процессы.

В условиях жёсткой конкуренции выживают и добиваются успеха те компании, которые ведут свой бизнес наиболее эффективным способом, достигая снижения непроизводительных расходов при сохранении безупречной репутации за счёт высокого качества продукции, товаров, работ или услуг. В связи с этим перед многими организациями встаёт вопрос - выгодно ли содержать собственный штат программистов, бухгалтеров, другого персонала или передать их работу на сторону, специализированной компании? Оказывается, иногда дешевле предоставить часть своих повседневных вспомогательных функций стороннему исполнителю, чем осуществлять их самостоятельно.

Для концентрации на развитии основного бизнес-процесса всё большее количество российских компаний отказывается от ГГ-отдела, собственного рекламного и юридического отделов, сэкономив за счёт обслуживания у профильных сторонних компаний. Зачем создавать целый отдел логистики, когда это можно поручить транспортной компании? Зачем создавать многочисленную бухгалтерию, когда можно заключить договор на бухгалтерское обслуживание с бухгалтерской компанией? Зачем нанимать своих слесарей и уборщиц, когда можно пере-

Мансурова Г. И., Антонов А. А., 2012

дать эту обязанность специализированной управляющей компании? Всех занятых в компании сотрудников Работодателю нужно обеспечить работой и мотивировать их на определённый результат. Мотивация же обеспечивающего блока является проблемным вопросом для многих руководителей, поскольку прямых количественных параметров оценки их эффективности не существует. Кроме этого Работодатель экономит на создании, оборудовании и обслуживании рабочих мест, он застрахован от невыхода на работу по причине болезни, отпуска и внезапного увольнения сотрудника, и это, несомненно, преимущества аутсорсинга. И самое главное - это освобождает компанию от непрофильных работ.

Термин «аутсорсинг» заимствован из английского языка (от англ. outsourcing) и дословно переводится как использование чужих ресурсов. Иными словами, аутсорсинг - это передача на договорной основе непрофильных функций другим организациям, которые специализируются в конкретной области и обладают соответствующим опытом, знаниями, техническими средствами. Таким образом, аутсорсинг - это стратегия управления, которая позволяет оптимизировать функционирование организации за счёт сосредоточения деятельности на главном направлении.

Аутсорсинг начал развиваться в США всего около 20 лет назад в сфере информационных технологий, а затем распространился и на традиционные виды бизнеса. Это одно из самых

молодых направлений развития бизнеса. Этим обусловлен тот факт, что в российских условиях аутсорсинг только начал формироваться как способ ведения конкурентной борьбы, чем и обосновывается его особая актуальность. Между тем в современных условиях это один из наиболее быстро развивающихся видов предпринимательской деятельности. Задача построения эффективных аутсорсинговых структур на высококонкурентных рынках представляется значимой для большинства российских производственно-торговых фирм. Аутсорсинг - это способ организации деятельности компании за счёт сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным фирмам на договорной основе.

Аутсорсинг представляет собой передачу вспомогательных, поддерживающих или сопутствующих функций внешним исполнителям, специализирующимся в конкретной области и обладающим знаниями, опытом, техническим оснащением.

Специфика выполнения трудовой функции работниками состоит в том, что они, оставаясь в штате организации-услугодателя, фактически выполняют работу в другой организации, подчиняются её требованиям и специально оговоренным правилам. Контроль за их деятельностью выполняется двумя организациями: услу-годателем, который в соответствии с договором должен предоставить услугу надлежащего качества, и услугополучателем, который должен оказанную услугу принять и оплатить.

Таким образом, складывается трёхсторонняя модель отношений (рис. 1). Строгих правил по выбору функций для аутсорсинга не существует. Как правило, в аутсорсинг передаются такие функции, как размещение заказов на программирование, поддержка локальных сетей, поддержка шеЬ-сайта, ведение бухгалтерского учёта, поиск и подбор кадров, уборка офисных помещений, организация деловых поездок, проведение рекламных кампаний, организация питания, служба безопасности, обслуживание корпоративной собственности, административная поддержка и др., что позволяет сосредоточить

все ресурсы на основных целях бизнеса.

После того как определены функции, которые планируется «отдать» и цели перехода на аутсорсинг, необходимо выбрать соответствующих аутсорсеров. В первую очередь нужно обратить внимание на второстепенные функции, не являющиеся для компании критическими, не составляющими основу для конкуренции (бухучёт к примеру). Основная деятельность, конечно, должна находится под жёстким контролем и защитой, но иногда возникают ситуации, когда аутсорсинг основных ресурсов может быть полезен, например, когда фирма сильно отстала и не имеет возможности совершить качественный и быстрый переход на новую технологию работы, другими словами, не успевает за развитием технологий, или для использования новых возможностей не хватает ресурсов. При выборе аутсор-сера следует обращать особое внимание на предыдущие контакты и результат этих контактов, практический опыт, технологические возможности, квалификацию персонала, готовность поддерживать постоянные рабочие отношения, стратегию на будущее и тактику её осуществления, цену услуг, степень разделения обязанностей и ответственности.

Когда определённый список аутсорсеров будет сформирован, неплохо устроить между ними тендер, по результатам которого будет ясно, кто вероятный претендент на место партнера. Могут быть даже случаи, когда функции разделяются между несколькими аутсорсерами. С одной стороны, это хорошо, так как существует конкуренция между ними и большая гибкость работы, но плохо тем, что ухудшается контроль, появляется возможность дублирования действий. Заключаемый контракт на начальном этапе должен быть краткосрочным, для снижения риска и определения скрытых проблем.

Нужно отметить, что компания-аутсорсер должна обеспечивать конфиденциальность информации клиентов, быть устойчивой и надёжной, чтобы исключить её неожиданное банкротство или распад, быть гибкой, чтобы иметь возможность удовлетворить различные запросы клиентов.

Работник

Рис. 1. Трёхсторонняя модель отношений форм аутсорсинга

Организация-пользователь

Организация-услугодатель

Виды и формы аутсорсинга

На данный момент существуют три основных формы 1Т-аутсорсинга. Первая и наиболее распространённая форма - это ресурсный аутсорсинг (аутсорсинг персонала). Применяя эту форму аутсорсинга, компания-заказчик использует аутсорсера как компанию по подбору высококвалифицированного персонала. При этом заказчик, используя внешние ресурсы, сам ими управляет и, соответственно, самостоятельно несёт ответственность за результат. Поставщик услуг, в свою очередь, должен обеспечить заказчика ресурсами нужного уровня и своевременно осуществить их замену, если это необходимо.

Вторая форма аутсорсинга немного сложнее первой, при этом она считается более эффективной. Суть функционального аутсорсинга заключается в том, что аутсорсер полностью берёг на себя все функции, которые заказчик ей передаёт. Естественно, критерии работы аутсорсера, включая скорость реакции на нештатную ситуацию, степень участия в нестандартных проблемах и т. д., заранее оговариваются и закрепляются в специальном соглашении. Благодаря функциональному аутсорсингу компания может повысить эффективность управления своими расходами и значительно повысить качество 1Т сервисов.

И, наконец, третья, наиболее комплексная, форма 1Т-аутсорсинга - стратегический аутсорсинг. Он подразумевает полную передачу управления 1Т-службами компании аутсорсеру.

Наглядно формы аутсорсинга представлены на рис. 2.

Наиболее распространёнными формами аутсорсинга являются следующие:

1. Аутстаффинг (olltstafjíng) - это выведение компанией части своих работников за рамки штата (увольнение) и перевод их в кадровое агентство, которое заключает с ними трудовые договоры. Агентство формально выполняет для них функции работодателя, но фактически уволенные работники продолжают работать в прежней компании.

Аутстаффинг рассматривается как технология снижения административных издержек и инвестиционных рисков компании. Дело в том, что чем больше внимания фирма уделяет мотивации и развитию персонала, тем выше расходы на обучение сотрудников, компенсационные пакеты, кадровый консалтинг и т. д. А с увеличением суммы инвестиций в человеческий капитал соответственно растёт и уровень риска, связанного с такими капиталовложениями.

2. Подбор временного персонала (temporary-staffing) - предоставление временного и сезонного персонала на короткий срок (как правило, на проект или на время сезонного пика). Кадровое агентство само подбирает работников, заключает с ними трудовые договоры и передаёт их организации-заказчику. Ответственность за таких работников полностью лежит на кадровом агентстве, которое является их формальным работодателем. Юридически организация-пользователь не несёт никаких обязательств перед предоставленными работниками. Она лишь распределяет производственные задания и осуществляет контроль за их правильным и точным исполнением. Предметом договора также является предоставление персонала.

3. Лизинг персонала (stafjleasing) - предоставление находящихся в штате кадрового агентства сотрудников клиенту на относительно длительный срок: от трёх месяцев до нескольких лет. Данная форма отличается от предыдущей только сроком предоставления персонала.

Как правило, аутсорсинг разделяют на три вида, это аутсорсинг информационных технологий, аутсорсинг бизнес-процессов и производственный аутсорсинг (табл. 1).

Если с производственным и ГГ-аутсорсингом всё понятно, то аутсорсинг бизнес-процессов подразумевает под собой передачу непосредственно бизнес-процессов и отдельных функций предприятия. Так какие же бизнес-процессы и функции можно передать по договору аутсорсинга (рис. 3)?

Рис. 2. Формы аутсорсинга

Функциональный аутсорсинг

Формы ГГ-аутсорсинга

Ресурсный аутсорсинг

Стратегический аутсорсинг

Таблица 1

Виды аутсорсинга

Вид аутсорсинга Сущность вида аутсорсинга

Производственны й аутсорсинг При производственном (или промышленном) аутсорсинге сторонней организации передаются частично или целиком производство продукции или её компонентов

1Т-аутсорсинг Предполагает делегирование внешней специализированной компании решение вопросов, связанных с разработкой, внедрением и сопровождением информационных систем как целиком на уровне инфраструктуры предприятия (сопровождение оборудования или ПО), так и объёмов работ, связанных с развитием и/или поддержкой функционирования отдельных участков системы (программирование, хостинг, тестирование и т. д.)

Аутсорсинг бизнес-процессов Использование внешних ресурсов, знаний и опыта, налаженной инфраструктуры поставщика услуг (аутсорсера) для организации и обеспечения собственных специфических функций и достижения бизнес-задач компании. В большинстве случаев ВРО предполагает передачу стандартизированных текущих процессов компании

Финансовые операции

Бухгалтерский учёт

Послепродажное обслуживание

Начисление заработной платы

Рис. 3. Бизнес-процессы, передаваемые по договору аутсорсинга

Появившееся сравнительно недавно в русском языке новое заимствованное слово аутсорсинг на самом деле ничего кардинально нового в себе не содержит. В переводе с английского outsourcing обозначает «вынос вовне».

Если присмотреться повнимательнее к мировой и российской практике, то мы увидим, что многие компании уже давно прибегают к помощи аутсорсинга. Например, компании доверяют некоторые процессы, которые являются для них непрофильными, сторонним организациям. К таким процессам нередко относятся здравоохранение, уборка помещений, транспортные или юридические услуги.

Зарождение предпринимательства в современной России проходило в весьма суровых условиях, когда методы конкурентной борьбы угрожали не только бизнесу, но и жизни и здоровью его собственников. Поэтому первейшей за-

дачей российского бизнеса стала задача экономического и физического выживания.

Таким образом, пионерами аутсорсинга в России стали частные охранные предприятия (ЧОП), позволившие сотням предприятий защитить свой бизнес более качественно и более профессионально, чем несколько штатных охранников. Первые ЧОПы появились в начале 90-х годов, некоторые из них успешно существуют до сих пор, превратившись в достаточно крупные многопрофильные компании, специализирующиеся в сфере обеспечения физической охраны личности и объектов, коммерческой безопасности и технической защиты объектов.

Постепенно бизнес становился более цивилизованным, и всё большее значение приобретала реклама. Специалистов по рекламе катастрофически не хватало, что создало благоприятную почву для образования специализированных

рекламных агентств, способных выполнять сложные проекты. Затраты на привлечение рекламного агентства были не меньше, а во многих случаях больше, чем выполнение работ силами собственного отдела, но это был единственный путь создания качественной рекламы.

Вслед за рекламными агентствами появились PR-агентства и исследовательские компании, причём если последние привлекались, как правило, на проектной основе, то многие рекламные и PR-агентства выполняли полный спектр функций соответствующих отделов своих клиентов, фактически замещая эти отделы.

К началу третьего тысячелетия российский бизнес несколько оправился от дефолта 1998 года, в Россию вернулись многие предприниматели, теперь уже с дипломами MB А, и начался новый этап увлечения современными бизнес-технологиями. Одной из таких технологий являлся отказ от непрофильной для организации деятельности и концентрация усилий на том, что данная компания может делать лучше всех.

Относительно стабильная экономическая ситуация в России поспособствовала появлению новых услуг на рынке аутсорсинга. Основными из них стали IT-аутсорсинг, кадровый аутсорсинг и аутсорсинг бухгалтерии.

Первыми предложенными на рынке функциями ГГ-аутсорсинга стали техническое обслуживание офисной техники и системное администрирование. Впоследствии этот список дополнили аутсорсинг IT-инфраструктуры, управление приложениями и аутсорсинг 1Т-специа-листов.

Передача технического обслуживания и системного администрирования сторонним организациям позволяла существенно сэкономить компаниям с небольшим числом компьютеров и пользователей, но в то же время создавала существенные риски информационной безопасности. Это представляло серьёзную угрозу для крупных компаний, поэтому в них предпочитали использовать штатных сотрудников.

Впрочем, даже в крупных компаниях, для которых служба IT является вспомогательным подразделением, иногда использовали ГГ-аут-стаффинг, то есть предоставление сторонней компанией специалиста необходимой квалификации как для временной, так и для постоянной работы. Такие специалисты работали у клиента, но получали зарплату в аутсорсинговой компании, которая, в свою очередь, выставляла клиенту счета на сумму в 2-3 раза больше, но гарантировала замену специалиста в случае его болезни или увольнения.

1Т-аутстаффинг являлся частным случаем кадрового аутсорсинга (аутстаффинга), которым в России занимались в основном западные кадровые агентства. В большинстве случаев к аут-стаффингу прибегали для создания проектной команды на относительно небольшие сроки. Это позволяло сократить расходы на поиск персонала, что было особенно актуально для найма временных сотрудников. Кроме того, аутстаффинг позволял сотрудникам поработать на нескольких различных проектах без смены места работы, что было очень удобным для молодых специалистов.

Аутсорсинг бухгалтерии вызывал наибольшие опасения среди собственников и менеджеров российских предприятий, но по мере того, как всё больше представительств западных компаний отдавали свою бухгалтерию сторонним организациям, некоторые российские компании также сделали свой выбор в пользу аутсорсинга.

Стоимость аутсорсинга бухгалтерии была пропорциональна количеству обрабатываемых документов, поэтому позволяла многим небольшим компаниям обойтись без штатного бухгалтера или освободить от этих обязанностей сотрудника, совмещающего должность главного бухгалтера с другой должностью.

К аутсорсингу чаще прибегают быстрорастущие компании. У них обычно нет времени или ресурсов, чтобы выстраивать разветвлённую организационную структуру для решения не только основных, но и дополнительных бизнес-задач. Поэтому они концентрируют своё внимание на профильных направлениях, а все вспомогательные функции передают на аутсорсинг.

Таким образом, аутсорсинг - это ответ на требования максимальной гибкости, адаптивности к переменчивой рыночной конъюнктуре и современный элемент эффективного менеджмента.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аксёнов, Е. Аутсорсинг: 10 заповедей и 21 инструмент / Е. Аксёнов, И. Альтшулер. -СПб.: Питер, 2009. - 464 с.

2. Клементе, С. Аутсорсинг бизнес-процес-сов / С. Клементе, М. Доннелан. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2006.-234 с.

Мансурова Гелия Ильфаровна, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Ульяновского государственного технического университета. Антонов Антон Алексеевич, студент экономико-математического факультета УлГТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.